Что такое биение вала электродвигателя

Измерение зазоров, биений и вибраций электрических машин — Измерение биений

В. ИЗМЕРЕНИЕ БИЕНИЙ
Биение вращающихся частей определяют индикатором часового типа.
Для измерения радиального биения вала индикатор устанавливают на плоскость разъема подшипникового стояка либо на другое жесткое основание (рис. 7). Проверяемую окружность делят на восемь равных частей, измерительный стержень индикатора устанавливают в верхней части проверяемой поверхности, предварительно стрелку его устанавливают на нуль. Поворачивая ротор (вручную или краном), производят запись показаний индикатора при каждом из восьми положений вала. Для более легкого поворачивания ротора шейку вала смазывают маслом. Запись показаний индикатора ведут со знаком « + » или « —» в зависимости от направления отклонения его стрелки. Разница в показаниях индикатора свидетельствует об эксцентричности проверяемой поверхности или искривлении вала.

Что такое биение вала электродвигателя

Рис. 7. Проверка радиального биения

Величина искривления вала по отношению к его оси равна половике биения. Для получения правильных измерений необходимо перед отсчетом величины биения убедиться в правильной установке индикатора и надежности его закрепления. Для этого перед отсчетом слегка постукивают рукой по индикатору; если после постукивания стрелка индикатора установится в прежнее положение, то это укажет на правильную установку индикатора. Доказательством того, что индикатор не был смещен при измерениях, служит совпадение его показаний при вторичном измерении биения в точке / с показаниями при первом измерении в той же точке. Чтобы избежать искажения показаний, надо при каждом измерении ослаблять трос, которым поворачивают ротор; необходимо также проверить плотность установки вкладышей в расточке стояка и убедиться в отсутствии задевания ротора за какие-либо части. Чтобы исключить случайные ошибки, измерения повторяют два-три раза, несколько сдвигая каждый раз индикатор вдоль оси.
Допустимое биение шеек валов составляет 0,02 мм для диаметров 100—200 мм и 0,03 мм для диаметров более 200 м. В местах установки уплотнений биение не должно превышать 0,05—0,06 мм. Допустимое биение вала ротора в других местах составляет 0,06—0,08 мм для быстроходных машин (3000 об/мин) и 0,10—0,12 мм — для тихоходных.

Что такое биение вала электродвигателя

Рис. 8. Проверка осевого биения полумуфты

Осевое биение торца полумуфты проверяют двумя индикаторами, установленными в диаметрально противоположных точках торца полумуфты (рис. 8) на одинаковом расстоянии от оси вращения. Применение двух индикаторов исключает ошибки, связанные с возможными осевыми сдвигами ротора в процессе измерений.
Здесь также окружность полумуфты разделяют на четное число равных частей, например на восемь. Измерительные стержни индикатора упирают в торец полумуфты на расстоянии 10—15 мм от края. Биение торца полу муфты определяют на основании восьми пар показаний индикаторов соответственно восьми различным положениям ротора. Для нахождения величины биения торца полумуфты на каком-либо диаметре определяют сумму показаний обоих индикаторов для одной и той же точки торца муфты при двух положениях вала — до и после поворота его на 180°.
Если при первоначальном положении ротора показание индикатора / в точке / будет 7|, показание индикатора // в точке 5 составит //5, а при повороте ротора на 180° (см. штриховую линию на рис. 8, б) показания индикаторов будут соответственно равны /5 и /Л, то биение As торца полумуфты на диаметре 1—5 определится по формуле
Значения Л, /Л, /5 и //5 в формуле имеют знак « + » при отклонении стержня индикатора в сторону индикатора и знак « — » при отклонении стержня в сторону муфты.

Видео:Устранения вибрации электродвигателяСкачать

Устранения вибрации электродвигателя

Допустимое биение вала электродвигателя

Видео:биение вала электродвигателяСкачать

биение вала электродвигателя

Подписка на рассылку

Появление вибраций при работе электродвигателя может быть вызвано целым рядом различных причин. Условно неисправности можно разделить на динамические и электромагнитные. При обнаружении вибраций следует немедленно принять меры по выявлению и устранению причин, снижающих надежность электродвигателя. На практике прежде всего желательно измерить величину вибраций специальным прибором виброметром или вибрографом. Работа электромотора вне допустимых пределов вибраций также приводит к быстрому выходу из строя подшипников. Данную операцию проделывают как на холостом ходу, так и при рабочих нагрузках. Выявление разницы вибраций поможет более точно определить причину неисправности и сократить время обслуживания двигателя.

Читайте также: Из чего изготавливают валы насоса

Если при пуске вибрации не появляются, то причину, скорее всего, следует искать в неправильной центровке электродвигателя с механизмом. Если же вибрации присутствуют и на холостом ходу, тогда проблема заключается в неравномерных зазорах между ротором и статором или же в обрыве стрежня ротора (последняя неисправность лечится ремонтом обмотки).

Что такое биение вала электродвигателя

Рисунок 1. Центровка валов При неудовлетворительном состоянии соединительной муфты требуется провести ремонт пальцев и мягких шайб, а также центровку полумуфт в соединительных отверстиях. Если пальцы имеют разницу в весе, то каждую пару со схожим весом устанавливают в противоположное отверстие полумуфт.

Дисбаланс ротора электродвигателя встречается довольно редко, но тоже является одной из причин возникновения вибраций в работе механизма. Устранить данную проблему можно с помощью специальных балансировочных станков. Величину дисбаланса и глубину сверления балансировочных отверстий показывает шкала прибора. Возникновение вибраций в электродвигателе только под нагрузкой может являться следствием дефекта подшипников приводимого механизма и их неравномерных зазоров. Устранить проблему довольно легко — достаточно просто заменить несправный подшипник или выполнить перезаливку. Дефектный подшипник нетрудно найти — под нагрузкой он сильно греется и шумит.

Изгиб или излом вала ротора может быть как причиной, так и следствием возникновения вибраций. В случае сильного перегрева механизма в работе детали подвергаются деформации, в том числе и вал. Перед устранением неисправности следует проверить систему охлаждения и теплоотвода. Вал ротора в данном случае подлежит замене или, если это возможно, ремонту. При ремонте наносится новый слой металла (наваркой или гальваническим процессом) и затем обтачивают до нужных размеров.

К вибрациям при работе могут приводить и износ креплений, ослабление соединений и слабое крепление отдельных деталей электродвигателя, подшипников, торцовых крышек. Исправить недостатки можно, заменив крепления и проверив момент затяжки болтов соединений. При деформации и невозможности закрепления деталей требуется их замена.

Если исправление всех вышеперечисленных возможных неисправностей не привели к исчезновению вибраций или же они уменьшились, но до конца устранить не удалось, следует обратить внимание на возможные дефекты фундамента и фундаментной рамы, где закреплен электродвигатель. Для этого при включенном двигателе на ощупь проверяют соединения двигателя с фундаментом, крепления лап, сравнивают вибрацию крепежных болтов. Если причина в недостаточной затяжке болта — при работе вибрирует только лапа двигателя. В противном случае, также на ощупь сравнивают вибрацию на стыках лапы и рамы, проверяют состояние бетона в месте крепления. Если бетон подвергся разрушению, его следует перезалить, на это время агрегат оставить в выключенном состоянии.

Что такое биение вала электродвигателя

1 — тахогенератор, 2 — груз дисбаланса, 3 — маховик, 4 — электродвигатель, 5 — сиденье оператора, 6 — вибродатчик, 7 — рама, 8 — уступы, 9 — плита электродвигателя, 10 — прижимная гайка, 11 — резиновые виброизоляторы, 12 — пружинные виброизоляторы, 13 — уступы, 14 — прижимная гайка, 15 — плита сидения, 16 — тахометр, 17 — выключатель блока питания, 18 — блок питания, 19 — усилитель измерительный НВА-1, 20 — блок октавных фильтров НВА-1; 21 — усилитель предыдущий.

Электродвигатели. Асинхронные двигатели общего назначения.

Допускаемые отклонения номинальных размеров, допускаемые отклонения формы и расположения установочно-присоединительных поверхностей, а также методы контроля этих величин — по ГОСТ 8592-79 и ГОСТ 12081-72.

Допуски на установочные и присоедини­тельные размеры электрических машин групп IM1-IM6 по ГОСТ 2479 установлены ГОСТ 8592-79 для трех исполнений машин по точности: нормальной, повышенной и высокой.

Если в стандарте или технических услови­ях на конкретные виды машин не указано ис­полнение по точности, то машины изготовля­ют нормальной точности.

Читайте также: Балансировочные валы крайслер для чего

Предельные отклонения от номинального размера высоты вращения h и h’, а также до­пуск параллельности оси вращения вала отно­сительно опорной плоскости машины, имеющей выступающий конец вала, — по ГОСТ 13267 (см. выше).

Допуск плоскостности опорной поверхно­сти машин (рис. 12) должен соответствовать указанному в табл. 13.

Для машин с наибольшим размером bu , lu более 1000мм рекомендуется устанавливать допуски для исполнения: нормальной точности — 0,03/100, повышенной точности — 0,02/100мм/мм.

Допуски на отверстия и их расположе­ние в лапах. Предельные отклонения отвер­стий d10 (рис. 12) по Н14 (для 3-го ряда отвер­стий по ГОСТ 11284-75).

Смещения осей отверстий d10 от номиналь­ного расположения, определяемого размерами b10/2 и l10, не должны превышать 0,3z (допуск зависимый), где z — диаметральный зазор, оп­ределяемый как разность между номинальным диаметром отверстия d10 и крепежной детали. База — ось выступающего конца вала.

13. Допуски плоскостности, мм

Наибольший размер опорной поверхности b11,l11

Допуски для исполнения машин по точности

В. ИЗМЕРЕНИЕ БИЕНИЙ
Биение вращающихся частей определяют индикатором часового типа.
Для измерения радиального биения вала индикатор устанавливают на плоскость разъема подшипникового стояка либо на другое жесткое основание (рис. 7). Проверяемую окружность делят на восемь равных частей, измерительный стержень индикатора устанавливают в верхней части проверяемой поверхности, предварительно стрелку его устанавливают на нуль. Поворачивая ротор (вручную или краном), производят запись показаний индикатора при каждом из восьми положений вала. Для более легкого поворачивания ротора шейку вала смазывают маслом. Запись показаний индикатора ведут со знаком « + » или « —» в зависимости от направления отклонения его стрелки. Разница в показаниях индикатора свидетельствует об эксцентричности проверяемой поверхности или искривлении вала.

Что такое биение вала электродвигателя

Рис. 7. Проверка радиального биения

Величина искривления вала по отношению к его оси равна половике биения. Для получения правильных измерений необходимо перед отсчетом величины биения убедиться в правильной установке индикатора и надежности его закрепления. Для этого перед отсчетом слегка постукивают рукой по индикатору; если после постукивания стрелка индикатора установится в прежнее положение, то это укажет на правильную установку индикатора. Доказательством того, что индикатор не был смещен при измерениях, служит совпадение его показаний при вторичном измерении биения в точке / с показаниями при первом измерении в той же точке. Чтобы избежать искажения показаний, надо при каждом измерении ослаблять трос, которым поворачивают ротор; необходимо также проверить плотность установки вкладышей в расточке стояка и убедиться в отсутствии задевания ротора за какие-либо части. Чтобы исключить случайные ошибки, измерения повторяют два-три раза, несколько сдвигая каждый раз индикатор вдоль оси.
Допустимое биение шеек валов составляет 0,02 мм для диаметров 100—200 мм и 0,03 мм для диаметров более 200 м. В местах установки уплотнений биение не должно превышать 0,05—0,06 мм. Допустимое биение вала ротора в других местах составляет 0,06—0,08 мм для быстроходных машин (3000 об/мин) и 0,10—0,12 мм — для тихоходных.

Что такое биение вала электродвигателя

Рис. 8. Проверка осевого биения полумуфты

Осевое биение торца полумуфты проверяют двумя индикаторами, установленными в диаметрально противоположных точках торца полумуфты (рис. 8) на одинаковом расстоянии от оси вращения. Применение двух индикаторов исключает ошибки, связанные с возможными осевыми сдвигами ротора в процессе измерений.
Здесь также окружность полумуфты разделяют на четное число равных частей, например на восемь. Измерительные стержни индикатора упирают в торец полумуфты на расстоянии 10—15 мм от края. Биение торца полу муфты определяют на основании восьми пар показаний индикаторов соответственно восьми различным положениям ротора. Для нахождения величины биения торца полумуфты на каком-либо диаметре определяют сумму показаний обоих индикаторов для одной и той же точки торца муфты при двух положениях вала — до и после поворота его на 180°.
Если при первоначальном положении ротора показание индикатора / в точке / будет 7|, показание индикатора // в точке 5 составит //5, а при повороте ротора на 180° (см. штриховую линию на рис. 8, б) показания индикаторов будут соответственно равны /5 и /Л, то биение As торца полумуфты на диаметре 1—5 определится по формуле
Значения Л, /Л, /5 и //5 в формуле имеют знак « + » при отклонении стержня индикатора в сторону индикатора и знак « — » при отклонении стержня в сторону муфты.

Читайте также: Расчет диаметра вала под подшипник

Видео:Как выровнять вал двигателя без токарного станка своими рукамиСкачать

Как выровнять вал двигателя без токарного станка своими руками

Ремонт вала электродвигателя

Довольно частым явлением, возникающим в процессе эксплуатации электродвигателей, является повреждение валов. Наиболее сильно подвержены повреждениям различного рода валы электродвигателей, работающих с нарушением требований эксплуатации, например, при частых недопустимо высоких нагрузках. Однако в ряде случаев причиной возникновения неполадок могут быть механические факторы, такие, как высокая вибрация, проседание вала из-за износа подшипников и т.д. Характерными повреждениями, свойственными валам электродвигателей, являются выработка (износ) шеек вала, а также искривление и нарушение целостности элемента.

Видео:Как проводится дефектовка коленчатых валовСкачать

Как проводится дефектовка коленчатых валов

Ремонт посадочных поверхностей шеек вала

Более 50% повреждений валов электродвигателей приходится на выработку посадочных поверхностей шеек вала. Как правило, причиной данного явления становятся частые съёмы и посадки на вал разнообразных деталей, что приводи к образованию дефектов посадочных поверхностей.

В случае если выработка шеек вала небольшая, не превышающая 5% диаметра элемента, дефекты устраняются путём проточки вала на токарном станке. При большем размере повреждений на деформированные участки необходимо наплавить слой металла, после чего также необходима проточка.

Устранение искривления вала

Чтобы устранить искривления вала, необходимо проверить его биение в центрах токарного станка. Для этого к вращающемуся валу подводится красящий элемент – в качестве него можно использовать цветной карандаш или мел, который закрепляется на суппорте станка. По следам, оставленным красящим элементом на выпуклой части вала, обнаруживается биение, а его величина определяется при помощи индикатора. Правка искривлённого вала происходит на специальном валоправочном стенде в несколько приёмов. Если искривление невелико, выправить вал нередко удаётся с точностью, достигающей 0,05мм на 10см длины вала. Для облегчения правки и повышения её точности вал необходимо предварительно освободить от насаженных деталей.

Ремонт сломанного вала

Отломившиеся части вала можно компенсировать путём добавления новых частей, при этом при изготовлении новой части важно принимать в учёт необходимость наличия припуска для обработки. Соединение старой и новой частей может быть выполнено при помощи сварки встык, с предварительной обработкой соединяемых частей на конус, либо при помощи горячей посадки. При использовании второго метода одна из частей, подлежащих соединению, нагревается до температуры 200-300°©, после чего на ней вытачиваются отверстие и хвостик. Для увеличения прочности соединения можно дополнительно наложить на стык сварочный шов. Чтобы избежать искривлений вала при наращивании новой детали очень важно тщательно следить за уровнем нагрева частей вала, расположенных диаметрально.

Общие рекомендации по ремонту вала электродвигателя

Производить ремонт валов электродвигателей необходимо, учитывая характер повреждений. Так, мелкие дефекты шеек валов можно устранить при помощи промасленной наждачной бумаги или шлифовки по кругу на станке. При необходимости проточки важно учитывать, что диаметр шеек вала после проточки не должен уменьшиться более чем на 6% от первоначального диаметра.

При наличии трещин на корпусе вала, заваривать их можно только тогда, когда повреждения распространены вглубь элемента не более чем на 10%, в случае с поперечными трещинами – если длина их по окружности не превышает 10% длины окружности.

После проведённого ремонта обязательно нужно произвести балансировку вала, в сборе со всеми вращающимися элементами оборудования.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎥 Видео

    Устранение биения валаСкачать

    Устранение биения вала

    Проверка коленчатого вала на радиальное биение.Скачать

    Проверка коленчатого вала на радиальное биение.

    Проверка биения вала индикатором часового типаСкачать

    Проверка биения вала индикатором часового типа

    Как проточить ротор. Правильно и неправильно.Скачать

    Как проточить ротор. Правильно и неправильно.

    Как выправить вал на наждаке.Скачать

    Как выправить вал на наждаке.

    Согнут вал двигателяСкачать

    Согнут вал двигателя

    Как убрать биение детали на токаном станкеСкачать

    Как убрать биение детали на токаном станке

    Почему вибрирует заточной станок. Как исправить. Как выровнять заточной круг.Скачать

    Почему вибрирует заточной станок. Как исправить. Как выровнять заточной круг.

    эл. точило.как избавиться от вибрации.Скачать

    эл. точило.как избавиться от вибрации.

    Как просверлить вал электродвигателя. Удлиняю вал двигателя от стиралки.Скачать

    Как просверлить вал электродвигателя. Удлиняю вал двигателя от стиралки.

    Биение вала асинхронного двигателя АИР100S2УРСкачать

    Биение вала асинхронного двигателя АИР100S2УР

    Отдача на ручку стартера китайского двигателя Лифан [ по вашим комментариям] LIFANСкачать

    Отдача на ручку стартера китайского двигателя Лифан [ по вашим комментариям] LIFAN

    Проверка вала на биенияСкачать

    Проверка вала на биения

    Измерение радиального биения быстроходного валаСкачать

    Измерение радиального биения быстроходного вала

    ТОЧНО и соосно просверлить вал мотора для гриндера или точила без токаркиСкачать

    ТОЧНО и соосно просверлить вал мотора для гриндера или точила без токарки

    ЛР Контроль радиального и торцевого биенияСкачать

    ЛР Контроль радиального и торцевого биения
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток