Многие молекулярные наномашины, давно работающие в живых организмах, могут послужить первыми строительными кирпичиками будущих нанороботов. Причем таких «моторов» в природе достаточно много. Одним из препятствий, ограничивающих размеры микро– и наноэлектромеханических систем (МЭМС и НЭМС), является то, что до сих пор нет работоспособного миниатюрного мотора размерами около 500-100 нанометров.
Недавно Алексом Зеттлом был продемонстрирован рабочий наномотор с размером ротора около 500 нанометров, но конструктивное исполнение мотора затрудняет его использование в МЭМС. Мотор был изготовлен на основе кремниевой подложки и золотых электродов. В качестве оси для ротора исследователи использовали нанотрубку.
До использования подобных «неорганических» моторов в микро– и наносистемах еще далеко – их трудно изготовить, а интегрировать в готовое МЭМС-устройство еще труднее. Сегодня многие исследователи считают, что не последнюю роль в качестве актюаторов в МЭМС-устройствах сыграют биологические моторы. Уже сейчас можно наладить их массовое производство методами генной инженерии и биотехнологий. Да и технические характеристики (соотношение размера, массы, генерируемого механического момента и потребляемой энергии) биологических моторов достаточно неплохие.
Интересно также то, что различные типы биологических моторов соответствуют некоторым макроскопическим машинам по принципу действия. Например, АТФ-синтаза и некоторые жгутиковые моторы, работают аналогично обычному электродвигателю: ротор вращается внутри неподвижного статора. Молекула кинезина, перемещаясь вдоль микротрубок цитоскелета, напоминает линейный двигатель. А актюатор бактериофага phi29, выбрасывающий виральную ДНК из капсида внутрь клетки-хозяина, работает по принципу двигателя внутреннего сгорания с несколькими рабочими цилиндрами.
Энзим АТФ-синтаза предназначен для синтеза или гидролиза молекул АТФ, а также для переноса протонов (Н+) через мембрану клетки, чем обеспечивает стабильный внутриклеточный рН цитоплазмы. Ученые установили, что при гидролизе АТФ одна из частей энзима совершает вращательное движение. Тогда у исследователей-нанотехнологов и возник интерес к этому необычному энзиму.
АТФ-синтаза состоит из двух отдельных частей: F0, гидрофобной части, связанной с мембраной, ответственной за транспорт протонов, и F1, гидрофильной части, ответственной за синтез и гидролиз АТФ
По мере того как протоны протекают через F0 часть энзима, γ-субъединица части F1-ATФазы вращается по часовой стрелке и идет синтез АТФ. Гидролиз АТФ происходит при вращении γ-субъединицы против часовой стрелки; при этом направление протекания протонов меняется на обратное. Субъединицы a, b, и c части F0-АТФ-синтазы формируют канал переноса протонов через клеточную мембрану. Места катализа и присоединения нуклеотидов были обнаружены исследователями (Kinosita и др., 1998) на трех а– и трех b– субъединицах части F1-ATФазы. γ-субъединица расположена в центре гексамера a3b3 и вращается при синтезе или гидролизе АТФ.
Видео:мотор бактерииСкачать
Самое удивительное заключается в том, что АТФ-синтаза представляет собой полную аналогию макроскопических моторов, сделанных человеком, которые тоже состоят из ротора и статора.
Группа исследователей из Корнелльского университета во главе с Карло Монтеманьо попыталась интегрировать этот природный наномотор в НЭМС. Исследователям удалось измерить радиальное отклонение микросферы при вращении субъединицы, когда они присоединили флуоресцентную микросферу диаметром 1 мкм к γ-субъединице АТФ-синтазы
При добавлении к набору получившихся наномоторов 2 мM Na2ATФ и при присутствии в растворе 4 мM MgCl2 дифференциальным интерферометром наблюдалось вращение микросферы, составляющее 9.5-10.5 Гц, или 3-4 об/сек. Причем вращение представляло собой дискретные изменения угла, образованного γ-субъединицей и a3b3 – комплексом, каждый раз на 120°.
АТФ-синтаза является своего рода рекордсменом среди молекулярных моторов своей «весовой категории». По эффективности работы и развиваемой ею силе она существенно превосходит все известные в природе молекулярные моторы. Так, например, молекула АТФ-синтазы приблизительно в 10 раз сильнее актомиозинового комплекса – молекулярной машины, специализирующейся в клетках мышц и различных органах на «профессиональном» выполнении механической работы.
Читайте также: Правила для резиновых лодок без мотора
Уже существуют первые проекты интеграции моторов на основе АТФ-синтазы в будущую наноробототехнику. Доктор Константин Мавродис из Рутгерского университета предложил «блочную схему» одного из простейших нанороботов, который использует именно такой мотор. Тело наноробота состоит из нанотрубки, манипуляторы выполнены в виде сложных пептидных цепей. Пропеллер (правда, по последним данным математического моделирования, пропеллерные системы актюации в нано– и микроразмерных вязких средах неэффективны), обеспечивающий передвижение в вязких средах, расположен на АТФ-синтазе. Как утверждает автор, подобные гибридные устройства могут появиться уже через 10 лет. Правда, Константин не акцентирует внимание на системах управления такими устройствами, что представляет более сложную задачу, чем приведение его в движение.
Самый маленький в мире грузчик
Видео:Наши молекулярные машины [Veritasium]Скачать
Среди механохимических преобразователей энергии, распространенных в живой природе, важную роль играют сократительные белки. Эти белковые машины движутся вдоль полимерных нитей, используя в качестве «топлива» молекулы АТФ. К таким моторам относятся белки актомиозинового комплекса, входящего в состав сократительного аппарата мышц. Движение жгутиков и ресничек бактерий и простейших определяется взаимодействием другой пары моторных белков – динеина и тубулина.
Расскажем, как работает молекула кинезина. Совместно с микротрубками цитоскелета она выполняет транспорт веществ внутри клетки и перемещение везикул. Если провести аналогию с макромиром, то микротрубки играют роль рельсов, по которым перемещаются молекулы белков кинезина (вагоны), неся на себе полезный груз. Один конец этой молекулы прикрепляется к везикуле, которую необходимо транспортировать, а другой – к микротрубке, которая направляет движение. Молекулы кинезина выполняют работу практически во всех растениях и животных.
Молекула кинезина представляет собой димер, образованный двумя одинаковыми полипептидными цепями. Подобно молекуле миозина, с одной стороны каждой полипептидной цепи кинезина формируется глобулярная головка, соединенная со сравнительно длинным хвостом. Линейные размеры головки сравнительно невелики, они составляют 7,5х4,5х4,5 нм. Длина молекулы – 50 нанометров. Хвосты двух мономерных цепей сплетены вместе, а наклоненные в разные стороны головки образуют своеобразную рогатину, которая непосредственно взаимодействует с глобулярными мономерами микротрубочки, вдоль которой перемещается кинезин.
Интересно то, что молекула «шагает» вдоль микротрубки, делая 8-нанометровые шаги. На рисунке кинезиновый комплекс перемещает органеллу меланосому (ответственную за синтез меланина) вдоль микротрубки. Для того, чтобы так шагнуть, молекула использует в качестве топлива 1 молекулу АТФ. При этом сила, развиваемая одной молекулой кинезина, составляет величину 6 пН. Если бы такой мощностью в расчете на единицу массы обладали автомобильные моторы, то они могли бы легко разгонять машины до скоростей, существенно превышающих скорость звука. Коэффициент полезного действия кинезинового мотора также велик – примерно 50%.
В процессе «ходьбы» молекула кинезина может расщепить за одну секунду до 100 молекул АТФ, переместившись на 800 нанометров. Работая в качестве индивидуального молекулярного извозчика, кинезин может совершать перемещения на очень большие расстояния (до 1 мм).
Ученые из института им. Макса Планка попытались «приручить» кинезин вне клетки. Для этого они покрыли молекулами кинезина гладкую стеклянную поверхность, создав что-то вроде ковра, ворсинки которого представляли собой молекулы кинезина. Потом исследователи разместили на этой поверхности ряд микротрубок и микросфер. Исследователи добавили к среде раствор АТФ – и получился огромный «трубочный» конвейер. Если в клетке кинезин шагает вдоль микротрубки сам, то в искусственной системе молекула была жестко закреплена, и свободные концы молекул «шагали» по микротрубкам, передвигая их.
В дальнейшем команда планирует создать микрочипы со встроенными конвейерами, работающими в разных направлениях. Это, конечно, будет большим плюсом для будущих систем наносборки, так как НЭМС-конвейеры пока сделать достаточно трудно. Наверняка такие транспортные системы будут полезны и в лабораториях-на-чипе.
Видео:ЖГУТИКОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БАКТЕРИИ. Полный обзор наномотора. ТЕХНОЛОГИИ В ПРИРОДЕ.Скачать
Камера сгорания внутри вируса
Читайте также: Названия лодок пвх под мотор все
Как мы уже видели, биологические системы раньше человека использовали вращательное движение в молекулярных машинах. Профессор Пейхуан Гу описал работу вирального мотора на основе РНК-гексамера. РНК-гексамер – это комплекс, состоящий из шести отдельных РНК-мономеров.
При этом сам процесс работы мотора похож на работу двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Роль камеры сгорания играет портал – образование внутри капсида вируса, занятое молекулами РНК и ротором. Мономеры молекулы РНК, подобно поршням, поочередно толкают центральный ротор, заставляя его вращаться. Каждый РНК-мономер толкает ротор всего на 12°, потребляя одну молекулу АТФ. Таким образом, за один цикл портал поворачивается на 72°, затратив 6 молекул
В центре ротора находится молекула ДНК. По мере того, как ротор вращается, молекула перемещается из капсида вируса во внешнее пространство.
Исследователи еще не смогли искусственно воссоздать из молекул РНК основу мотора. Пока они собрали «кольца», «треугольники» и «стержни». Они считают, что эти структуры можно интегрировать с нанотранзисторами, нанопроводниками, нанотрубками, биосенсорами и другими уже существующими наноструктурами, чтобы получить сложные НЭМС-системы.
Бактерия Esherichia coli – это почти готовая «база» для будущих нанобиороботов.. Когда ее жгутики начинают вращаться против часовой стрелки, они сплетаются в единый пучок, который образует своеобразный пропеллер. Вращение пропеллера создает силу, заставляющую бактерию двигаться почти по прямой линии. После того как направление вращения жгутиков изменяется на противоположное, пучок расплетается, и бактерия останавливается, вместо поступательного движения она начинает хаотически вращаться
Видео:Студенты российского вуза разработали вечный двигатель #вечныйдвигатель #изобретенияСкачать
Как и протонные АТФ-синтазы, электромоторы бактерий являются устройствами, которые в качестве источника энергии используют разность протонных потенциалов на цитоплазматической мембране. Принципы работы АТФ-синтазы и бактериального мотора одинаковы, хотя сами эти конструкции различаются по своим размерам и устройству.
Электромоторы бактерий работают очень эффективно. Бактерии плавают со средней скоростью около 25 мкм/с, но некоторые виды могут двигаться поступательно со скоростью больше 100 мкм/с. Это означает, что за одну секунду бактерия перемещается на расстояние, которое в десять или больше раз превышает ее собственную длину. Если бы пловцы преодолевали за одну секунду расстояние, на порядок превышающее их собственный рост, то стометровую дорожку плавательного бассейна они бы проплывали приблизительно за 5 с. Обычно электромотор бактерий вращается со скоростью, достигающей 50-100 оборотов в секунду, однако у некоторых видов бактерий скорость вращения превышает 1000 оборотов в секунду. Электромоторы, которые могут так быстро вращать жгутики бактерий, очень экономичны – они потребляют не более 1% энергетических ресурсов бактериальной клетки.
Роберт Фрайтас и Адриано Кавальканти, одни из ведущих мировых ученых в области наномедицины, неоднократно заявляли, что именно подобные жгутиковые моторы будут наиболее эффективны в наноробототехнике.
Итак, как мы видим, на первых порах нет необходимости разрабатывать какие-либо «продвинутые» актюаторы, как это делал Эрик Дрекслер в «Наносистемах». Для построения первых примитивных наносистем достаточно и этих готовых «кирпичиков», которые миллионы лет эффективно работают в природе. Но, как только можно будет конструировать произвольные структуры из алмазоида с атомарной точностью, для многих наноустройств такие моторы будут непригодны.
У всех рассмотренных выше биологических моторов есть ряд недостатков. Важнейший недостаток – малая степень управляемости. То есть, если вы захотите использовать тот же АТФ-синтазный мотор для управления наноманипулятором, задать перемещение ротора в 10-20° будет практически невозможно, так как дискретность работы мотора – 120°. Конечно, можно воспользоваться редукторами и прочими преобразователями движения, но это усложнит конструкцию и увеличит размер устройства. Также один из недостатков биомоторов – условие работы в жидкой среде, что существенно ограничивает их круг применения.
Но все-таки, повторюсь, все вышеперечисленные моторы как нельзя лучше подходят по характеристикам для современных исследований в области нанотехнологий и нанопроизводства. Так что в течение следующих 10-15 лет им не предвидится альтернативы.
Читайте также: Мотор греется в подъем
Видео:Эксперимент 🔬/ А ты так можешь?/ Физика 7 классСкачать
Полный текст статьи – на сайте «Нанотехнологии»
биологические моторы
К биологическим моторам относят моторные белки: миозины, кинезины и динеины, которые обеспечивают сокращение мышц, движение немышечных клеток, деление клеток, эндоцитоз, экзоцитоз, а также процессы внутриклеточного транспорта органелл и маркомолекул. Перечисленные моторные белки принадлежат к т.н. линейным моторам, которые выполняют механическую работу, перемещаясь в одном направлении вдоль компонентов цитоскелета — микрофиламентов (миозины) или микротрубочек (кинезины и динеины; Рис. 1). В качестве топлива они используют аденозинтрифосфат (АТФ) – универсальный энергетический субстрат клетки. Компьютерную анимацию работы миозинового и кинезинового моторов можно увидеть по следующим адресам в Интернете: http://valelab.ucsf.edu/images/movies/mov-muscmyosinmotrev6.mov; http://valelab.ucsf.edu/images/movies/mov-procmotconvkinrev5.mov. Среди моторных белков есть представители, осуществляющие движение либо в прямом, либо в обратном направлении и развивающие различное усилие. Все моторные белки регулируются клеточными системами, осуществляющими их активацию, торможение и взаимодействие с перевозимыми грузами.
У бактерий существует ротационный мотор, напоминающий по своему устройству электродвигатель, т.н. жгутиковый моторный комплекс (Рис. 2). Он используется для вращения жгутиков и перемещения клеток в водной среде (компьютерная анимация доступна по адресу http://www.fbs.osaka-u.ac.jp/labs/namba/npn/movies/MotorReversal.mpeg). Еще один белковый комплекс, совершающий вращательные движения, т.н. F 1 -F 0 АТФ-синтаза, есть у всех живых организмов (Рис. 3). В клетках животных и растений он встроен во внутреннюю мембрану митохондрий — энергетических станций клеток. Он использует электрохимический градиент протонов на митохондриальной мембране для синтеза АТФ. При этом 10-14 субъединиц белкового комплекса F o вращается в плоскости мембраны как ротор в статоре, образованном другой субъединицей F o . Мотор комплекса F o приводит во вращение g-субъединицу комплекса F 1 , которая при вращении изменяет конформацию других субъединиц F 1 , что необходимо для синтеза АТФ. (компьютерную анимацию этого процесса можно увидеть по адресу http://multimedia.mcb.harvard.edu/anim_ATPase3_flv.html). Этот мотор может работать и в обратном направлении – расщеплять АТФ (F1-АТФаза) и за счет полученной энергии создавать градиент протонов на мембране митохондрий. При этом активным мотором становится g-субъединица комплекса F 1 , которая теперь вращается в обратном направлении и вращает ротор комплекса F o . В такой конфигурации Fo становится протонным насосом. Установлено, что g-субъединица F 1 работает, как шаговый мотор, поворачиваясь за один шаг на 120 о .
Специальные белки развивают значительное механическое усилие и совершают перемещения при работе с молекулами ДНК. К ним относятся ДНК-полимеразы и РНК-полимеразы, синтезирующие нуклеиновые кислоты на матрице ДНК; топоизомераза, расплетающая нити двухцепоцечной ДНК; белковые и РНК-белковые комплексы для упаковки вирусного генома в капсид. В таблице 1 приведены механические параметры некоторых представителей биологических моторов.
Биологические моторы имеют наноразмеры и зачастую более высокую эффективность по сравнению с макромоторами, созданными человеком. Они экологически безопасны и биосовместимы. Поскольку биологические моторы — это белковые молекулы, кодируемые соответствующими генами, возможно их конструирование с заданными свойствами с помощью генной инженерии. Привлекательность биомолекулярных моторов для нанотехнологий состоит и в том, что сегодня это практически единственные реально существующие наномоторы (разработка искусственных наномоторов находится на самых ранних стадиях). Недостатком биологических моторов являются специальные условия работы: жидкая среда определенного солевого состава, температура и рН. Это ограничивает область их применения. Однако эти требования не являются лимитирующими для применения биологических моторов в наномедицине, например, при создании диагностических лабораторий на чипе, систем доставки генов и лекарств, бионаноэлектромеханических систем (биоНЭМС) и нанороботов медицинского назначения. Для изучения и измерения механических свойств бионаномоторов применяют лазерный пинцет, с помощью которого можно регистрировать пиконьютонные силы и нанометровые перемещения, производимые одиночными моторными молекулами.
Таблица 1. Механические параметры биологических моторов
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
Видео:Кто встроил электромотор в бактерии? Выдает 100 000 об/мин!Скачать
🔥 Видео
Принцип работы ядерного реактораСкачать
Физика. КПД (efficiency) бензиновых и электрических двигателей, а также в биологии. #учитель #школаСкачать
Опорно-двигательная система человека | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
Реальный звук который издает бактерия #shortsСкачать
Бактерия это машина. 50 составляющих деталей мотора бактерии. Жгутик это настоящий микро-моторчикСкачать
Андрей Цатурян - Молекулярные белковые моторыСкачать
ДТП - кто виноват?) #АзбукАСпорта #волейбол #дети #ярцевоСкачать
Аскаридоз лошадейСкачать
Бактериальный жгутикСкачать
Математика это не ИсламСкачать
Биологию нельзя запускать.Скачать
Сердце – самый мощный двигатель в миреСкачать
Двигатель Фромана — теперь таких не строят!Скачать
⚫ЗАПРЕЩЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ВОДОРОДЕСкачать