Бортовой редуктор предназначен для увеличения передаточного числа трансмиссии и обеспечения нужного положения ведущего колеса относительно корпуса машины.
Устройство бортового редуктора. Бортовой редуктор, показанный на рис. 65, представляет собой двухступенчатую шестеренчатую передачу постоянного зацепления, расположенную в крайних боковых полостях, образованных литыми боковинами корпуса муфт поворота и стальными кожухами 27.
Ведущая одновенцовая шестерня 28 бортового редуктора и промежуточная двухвенцовая шестерня 40 вращаются в цилиндрических роликовых подшипниках 26, 29, 32,
и 38. Внутренние цилиндрические роликовые подшипники устанавливаются в корпуса 36 и 39 подшипников, которые смонтированы в расточках боковины. Наружные цилиндрические роликовые подшипники вставлены в расточки кожуха. Расточка под подшипник ведущей шестерни сделана глухой, а под подшипник двухвенцовой шестерни — сквозной. Сквозная расточка закрыта крышкой 25.
Ведущая шестерня имеет хвостовик с цилиндрическими эвольвентны-ми шлицами, на которых закреплен ведущий фланец 30, получающий вращение от наружного барабана муфты поворота.
Между стаканом подшипника ведущей шестерни и крышкой 25 двухвенцовой промежуточной шестерни
проложены прокладки 31; у ведущих шестерен должны быть осевые люфты 0,3—1,5 мм, а у двухвенцовых — 0,4—1,8 мм. Ведомая шестерня 52 съемная.
Рис. 65. Бортовой редуктор:
1 — резиновая прокладка, 2—уплотнение, 3, 26, 29, 32, 38, 44, 48—подшипники, 4, 10—опорная шайба,
5—подвижный диск малого уплотнения, 6—неподвижный диск малого уплотнения, 7—концевой подшипник, 8, 31 — прокладка, 9—регулировочные прокладки, 11 — крышка концевого подшипника, 12, 14, 17, 47—гайки, 13, 35—
радиальное самоподжимное уплотнение, 15—шпонка, 16—шпилька, 18, 33—резиновое кольцо, 19—разрезная втулка, 20— подвижный лабиринт, 21 —подвижный диск большого уплотнения, 22—манжета, 23—неподвижный лабиринт, 24—фланец большого уплотнения, 25, 49—крышка подшипника, 27—кожух, 28—ведущая шестерня, 30—ведущий фланец, 34—пробка, 36, 39—корпус подшипника, 37— штифт, 40— промежуточная шестерня, 41, 43— болт, 42—ступица ведомой шестерни, 45—полуось, 46, 50—стопорное кольцо, 51—проставка, 52—ведомая шестерня, 53—спускная пробка, 54—неподвижный диск большого уплотнения. 55—ведущее колесо.
Зубчатый венец крепится двенадцатью призонными болтами 41 с гайками к фланцу ступицы 42. Гайки попарно стопорятся пластинчатыми шайбами.
Ступица 42 большого диаметра вращается на роликовых цилиндрических подшипниках, напрессованных на полуось. Роликовые подшипники воспринимают только радиальные нагрузки, а шариковые — осевые нагрузки, возникающие на повороте. Между наружным и внутренним подшипниками установлена проставка 51; весь пакет деталей затягивается на полуоси стопорной гайкой 14. В время эксплуатации подшипники бортового редуктора не регулируют.
Литое ведущее колесо 55 центрируется на ступице и крепится к ней десятью призонными (точными) шпильками 16 и обжатыми гайками 17.
В наружной торцовой части ступицы просверлено 10 отверстий под призонные шпильки 16. Разрезными коническими втулками 19 ведущее колесо 55 соединяется со ступицей.
Конические втулки 19 с обжатыми гайками 17, навертываемыми на шпильки, наружной поверхностью соприкасаются с коническими расточками ведущего колеса 55, а внутренней поверхностью — с наружной шлифованной поверхностью шпильки 16, образуя беззазорное соединение.
Масляная ванна бортового редуктора уплотнена двумя металлическими торцовыми гребенчатыми уплотнениями (малым и большим). Каждое уплотнение состоит из подвижного и неподвижного дисков и резиновой манжеты.
Неподвижный диск малого уплотнения плавающий, подвижный 5 центрируется в ступице и вращается вместе с ней. Неподвижный диск 6
прижимается к подвижному центральной пружиной.
Неподвижный диск 54 большого уплотнения также плавающий. От проворачивания он стопорится двумя сухариками, расположенными на осях, входящими в пазы фланца большого уплотнения. Подвижный диск 21 вращается вместе с ведущим колесом. Диски большого уплотнения сжимаются радиальными пружинами, расположенными равномерно по окружности. На наружные диаметры неподвижных дисков уплотнений надеты резиновые манжеты, которые соединены с корпусными деталями.
Читайте также: Разборка реверс редуктора 3д6
Резиновую манжету большого уплотнения предохраняет двухзаходный лабиринт, подвижная часть которого 20 соединена с ведущим колесом, а неподвижная 23— с кожухом.
Подшипник полуоси 7 установлен на тележке гусеницы с помощью двух штифтов-втулок и крепится четырьмя болтами.
Между неподвижной шайбой большого уплотнения и лабиринтом, а также между ведущим колесом, лабиринтом и ступицей установлены резиновые уплотняющие кольца.
Подшипник полуоси 7 закреплен на цилиндрической части гайкой 12. Один конец полуоси соединен с подшипником, другой конец ее впрессован в коническое отверстие корпуса муфт поворота и дополнительно крепится гайкой 47, застопоренной специальным пружинным кольцом 46. Таким образом, полуось жестко соединена с корпусом муфт поворота.
Чтобы ведущее колесо находилось в одной плоскости с натяжным колесом и осевой линией катков, между подшипником полуоси и крышкой подшипника имеются регулировочные прокладки 8.
Шестерни и подшипники бортового редуктора смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися шестернями. Масло заливается в
бортовой редуктор через патрубок, находящийся во фланце боковой стенки корпуса муфт поворота, до риски на масломерной линейке.
В нижнюю часть кожуха бортового редуктора ввинчена магнитная пробка 53. В бортовом редукторе между ведущим фланцем 30 и корпусом подшипника 36 установлено радиальное самоподжимное уплотнение.
Втулка концевого подшипника смазывается через масленку, ввинченную в его крышку. Эта полость уплотняется радиальным самопод-жимным уплотнением.
Бортовой редуктор болотоходного трактора отличается от редуктора, описанного выше; Поскольку колея этого трактора шире колеи базового на 400 мм, постольку некоторые детали бортового редуктора (полуось 9 (рис. 66), ступица 3, проставки 1 и 2) удлинены.
Рис. 66. Бортовой редуктор болотоходного трактора:
1, 2—проставка, 3—удлиненная ступица, 4—гайка, 5— призонная шпилька, 6— конусная разрезная втулка, 7— ведущее колесо, 8—подшипник, 9—удлиненная полуось.
Видео:Сравнение бортовых редукторов Т40 и Unimog 404Скачать
Устройство бортового редуктора
Почти каждый автовладелец хоть раз в жизни интересовался серьёзными внедорожниками и военными вездеходами, проходимость которых вошла в легенды. В числе их принципиальных отличий от обычных машин – редукторный мост. Для понимания конструкции внедорожников нужно разобраться, бортовой редуктор – это что такое и для чего предназначен.
Видео:Бортовой редуктор моста. Как устроен и как работает колесный планетарный редукторСкачать
Что такое бортовой редуктор
Бортовой редуктор — это деталь, за счёт которой ось вращения колеса может опускаться ниже оси привода, что позволяет увеличить дорожный просвет, не меняя размер колёс. Эта деталь передаёт крутящий момент на колесо или гусеничную цепь и влияет на плавность хода машины, угол поворота и многое другое. На автомобиль, оснащённый бортовым редуктором, можно установить централизованную систему подкачки шин.
Конструкция:
- корончатая шестерня;
- солнечная шестерня;
- водило;
- вспомогательные шестерни.
Как правило, таким устройством оснащаются колёсная и гусеничная спецтехника и серьезные внедорожники, в первую очередь армейские машины. После установки дорожный просвет увеличивается в среднем на 12 см, колея становится шире на 18 см. Это существенно повышает проходимость, однако ограничивает скорость по трассе до 60–80 км/ч, так как на более скоростных режимах резко возрастает нагрузка на трансмиссию.
Одной из первых легковых машин в СССР, на которую устанавливали колёсный редуктор, стал ЛуАЗ 969 «Волынь» повышенной проходимости, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот компактный автомобиль был предназначен для сельских жителей и рассчитан на эксплуатацию по плохим дорогам. Так же редукторы устанавливают на внедорожники Нива (ВАЗ-2121 и LADA 4×4) и др.
Читайте также: Шестерни колесных редукторов луаз передаточное число
Принцип работы редукторного моста
Корпус бортового редуктора вмещает шестерни, передающие вращение привода колесу или звёздочке гусеницы. Крутящий момент передаётся от ступицы шестерням, а оттуда – на новую, нижнюю ступицу, на которой крепится колесо. В результате колеса опускаются ниже штатных ступиц, а автомобиль поднимется на эту же высоту.
Редукторные или, как их ещё называют, военные мосты отличаются от обычных «гражданских» П-образной формой (мост как перекладина буквы, к обоим концам которой крепятся колеса). Крутящий момент распределяется между главной парой и редукторами, что позволяет уменьшить главную пару и сместить картер на 4 см. В целом редукторные мосты надежнее обычных, обеспечивают повышенную мощность и тягу разгона, но накладывают ограничения по скорости.
Устанавливаются такие мосты на УАЗ и другие армейские внедорожники. Также редуктор бортовой т 40 от УАЗа подходит к другим легковым автомобилям и широко используется для тюнинга.
Видео:Бортовые редуктора ЛУАЗА слабые? Минитрактор ч3Скачать
Устройство бортового редуктора
Устройство бортового редуктора настолько простое, что его можно собрать своими руками. Основа механизма – шестеренка, которая надевается на шлицы стандартного привода. Вторая, ведомая шестерня приводит во вращение колесо. Для того чтобы направление вращения не поменялось, устанавливаются промежуточные (паразитные) шестерни.
Обычно ведомая шестерня имеет больше зубьев, чем ведущая. Это позволяет увеличить передаточное число и при желании оснастить автомобиль шинами большего диаметра.
По тому же принципу устроены тяжёлые тракторные редукторы типа Т 170 или грузовые, которыми оснащаются коммерческие автомобили КамАЗ или МАЗ. Единственное отличие состоит в том, что для гусеничных тракторов и другой техники крутящий момент передаётся не на ступицу колеса, а на звёздочку гусеницы.
Ремонт бортового редуктора при необходимости может быть выполнен собственными руками. В большинстве случаев для устранения шумов и вибраций достаточно заменить вспомогательные элементы: сальники, плавающие уплотнения, подшипники и пр.
Видео:Бортовые редукторы Т40 на уаз: Поворотные кулаки ЗИЛ-131Скачать
Заключение
Бортовые редукторы пользуются большой популярностью у любителей тюнинга и самодельных машин. Если схема трансмиссии позволяет, устанавливают только редукторы, если нет – целиком меняют мосты. Некоторые фирмы специализируются на запчастях к внедорожникам и спортивным автомобилям, например, ВОиН 4х4 и другие. У сотрудников можно проконсультироваться, насколько выбранная деталь подойдёт к вашей машине и как изменит её эксплуатационные характеристики. Так же редукторы и мосты в сборе можно приобрести во всех крупных магазинах запчастей. Нужна ли вам деталь на Ниву или бортовой Т 130, каталог онлайн поможет найти и заказать в кратчайшие сроки.
Видео:мосты с бортовыми редукторами т 40 своими руками - теорияСкачать
Колесный, бортовой редуктор: устройство
Трактор – универсальное транспортное средство, пригодное для эффективного использования в самых разных ситуациях. Высокие показатели проходимости тракторов, особенно в условиях бездорожья и пересечённой местности – один из наиболее значимых факторов, влияющих на их популярность и востребованность при проведении различных типов работ, а также доставке грузов в наиболее отдалённые и труднодоступные районы. Обеспечивает проходимость система трансмиссии, одним из наиболее значимых элементов которой является бортовой редуктор, и именно о нём пришло самое время узнать подробнее.
Видео:БОРТОВОЙ РЕДУКТОР ХТЗ-150КСкачать
Редуктор и его устройство
Колёсный, или как его ещё называют, бортовой редуктор – составная часть трансмиссии, расположенную непосредственно перед ведущими колёсами и отвечающую за обеспечение пониженной передачи, применяемый в ситуации, когда необходимо увеличение оборотов поступающих на ведущее колесо.
Читайте также: Ручной станок с редуктором
Конструкция редуктора в тракторах МТЗ выполнена по образу и подобию планетарного цилиндра. Нельзя сказать, что она отличается сложностью и замысловатостью, но это не мешает ей максимально эффективно выполнять все возложенные на неё функции. Состоит же агрегат из таких элементов:
- Шарнир сдвоенного типа;
- Управляющие рычаги;
- Шестерня передачи цилиндрического типа;
- Полуосевой вал, с расположенными на нём шлицами.
Крепление корпуса агрегата с мостом проводится посредством специальной оси, зафиксированной на корпусе болтами. На встроенных осях вращаются подшипники и сателлиты. Во избежание нежелательного перемещения этих элементов по направлению к оси, используют особые удерживающие шайбы. Правильность запрессовки узла проверяют посредством дополнительного фиксирующего винта, а сам корпус редуктора регулируется за счёт гайки затяжного типа, с небольшой шайбой расположенной между ней и подшипником.
Советы по эксплуатации
Заправка масла в агрегат проводится вплоть до нижней кромки заливочного отверстия, закрываемого пробкой. Для слива масла используют сливную пробку, отворачиваемую до нужного уровня. Для внутреннего уплотнения полость редуктора заполняется манжетами. Резиновые кольца применяют для уплотнения расточек на поворотном кулаке либо шарнира сдвоенного типа. Сапун, установленный на редукторе, обеспечивает сохранность оптимального давления в полостях устройства. Но всё же, как и любое иное приспособление, редуктор не застрахован от неисправностей и поломок. Игнорирование проблемы недопустимо, поскольку это может стать причиной окончательного выхода редуктора из строя, а также негативно сказаться на работе всего транспортного средства в целом. Впрочем, учитывая тот факт, что демонтаж агрегата в существенной степени сокращает срок его эксплуатации, особо торопиться с ним не стоит. Ведь даже перегрев узла не всегда свидетельствует о его неисправности.
Видео:Работа и устройство бортовой передачи гусеничного экскаватора . Планетарный редуктор .Скачать
Обслуживание колесного редуктора
Для повышения надёжности агрегата и продления срока его безопасного функционирования, необходимо с определённой периодичностью проводить его техосмотр и соответствующее обслуживание, используя для этого специальную контролирующую и измерительную аппаратуру. Перед началом ремонтных работ следует предварительно отсоединить коробку передач от корпуса сцепления, под который, впрочем, как и под передний мост, устанавливают подвижные подставки. Под коробку передач ставится подставка неподвижного типа. Далее следует отключить гидросистему и разъединить тракторный остов, раскатать его и отсоединить от корпуса сцепления полураму.
После того как разборка завершена, можно переходить к диагностике агрегата, в первую очередь обратив внимание на следующие моменты:
- Показатели уровня масла в гидравлическом баке;
- Функционирует ли двигатель на полной мощности;
- В каком состоянии находится ходовая;
- Имеет ли место утечка масла;
- Есть ли давление в сливной линии гидромотора и на входе в него;
- В каком состоянии находятся крепёжные соединения;
- Исправны ли подшипники роликового типа;
- Не нуждается ли в замене система зубчатого сцепления на верхних и нижних конических парах.
Если в процессе осмотра колёсного редуктора будет обнаружено существенное уменьшение уровня масла в верхней конической паре, значит это верный признак того, что в системе имеется утечка. Нужно обязательно выявить причины её возникновения и максимально оперативно устранить неисправность. Вполне возможно, что для этого может потребоваться даже частичная разборка этого узла, хотя, по сути, это единственный способ устранения проблемы.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📺 Видео
Бортовая от Т-40Скачать
САМОДЕЛЬНЫЕ БОРТОВЫЕ РЕДУКТОРАСкачать
Ремонт бортовой Т40. Люфт задних колёс.Скачать
Ремонт бортового редуктора на МТЗ -1021/1221 Весь процесс разборки и сборки!Скачать
борт редуктор Т 170 т130Скачать
РЕДУКТОР с нуля, и ЕГО СЕКРЕТЫ.Регулируем колесо ПРОДОЛЖАЕМ СОБИРАТЬ ТРАКТОР т25 с НУЛЯ. ч 6.Скачать
Бортовые редуктора в ниву (часть 1)Скачать
Трактор мтз 82. 1 заклинило бортовой редуктор.Скачать
Ремонт ПВМ МТЗ-82. Регулировка подшипников передних колёс.🚜🔧⚙️Скачать
Самодельные портальные мосты. Подбор шестерён. Все нюансыСкачать
Бортовой редуктор Deutz FahrСкачать
Ремонт бортовой передачи трактора Т-16.Скачать
Бортовая Т-40Скачать