Проблема балансировки колес возникла со времени появления автомобилей. Однако пока скорость движения была мала, а покрытия дорог – несовершенны, даже значительные дисбаланс и биения колес мало волновали. Но с возрастанием скоростей и улучшением покрытий дорог ситуация в корне изменилась.
Дисбаланс – наличие неуравновешенных вращающихся масс: ступиц, тормозных барабанов, ободьев и особенно шин затрудняет управление автомобилем, снижает срок службы амортизаторов, подвески, рулевого управления, шин, безопасность движения, увеличивает расходы на техническое обслуживание.
Колесо любого транспортного средства является объектом вращения. Оно должно иметь симметричную форму, а это означает, что все точки поверхности колеса в сечениях должны быть равноудалены от оси его вращения, а центр тяжести – лежать на этой оси.
Колесо считается уравновешенным (отбалансированным), когда ось его вращения является и главной центральной осью инерции. Но… как само колесо, его составные части, так и резиновую шину изготовляют с определенными допускаемыми отклонениями от номинальных значений параметров, поэтому оно практически всегда несимметрично, а, значит, и неуравновешенно.
Различают два основных вида неуравновешенности – статическую и динамическую. Статическая это такая неуравновешенность колеса, когда главная центральная ось инерции (О1 — О1), на которой находится центр тяжести колеса (ЦТ), параллельна оси вращения (О – О), но не совпадает с ней.
Дисбаланс колеса: а) — статический, б) — динамический
В этом случае сила тяжести неуравновешенной массы (mн) такого колеса создаст вращающий момент: свободно установленное на оси колесо начнет вращаться (колебаться подобно маятнику) и остановится только тогда, когда неуравновешенная масса (mн) займет крайнее нижнее положение. Значит, чтобы уравновесить данное колесо статически надо с диаметрально противоположной стороны колеса установить корректирующую массу -уравновешивающий груз (mу). Такое уравновешивание называется статической балансировкой.
Динамический дисбаланс обусловлен неуравновешенностью по ширине колеса и может быть обнаружен только при вращении его. У такого колеса ось вращения хотя и проходит через центр тяжести, но с главной центральной осью инерции образует некоторый угол α. Неуравновешенные массы колеса в этом случае приводятся к двум массам (mн), лежащим в диаметральной плоскости. При вращении колеса в местах расположения центров тяжести неуравновешенных масс возникнут центробежные силы (Рц), которые, действуя в противоположных направлениях, создадут пару сил с моментом вращения М=Р α . Он-то и характеризует величину динамического дисбаланса.
Теперь для уравновешивания колеса надо на закраинах обода в плоскости действия указанной пары сил с внутренней и с наружной стороны колеса укрепить соответствующие уравновешивающие грузики (mу), тем самым устранить динамический дисбаланс.
Дисбаланс колеса является следствием либо его конструкции – наличием вентильного отверстия в диске, переменного шага рисунка протектора шины, люком для регулировки тормозов в тормозном барабане, либо технологичности изготовления – неточности геометрической формы, отклонения размеров, неоднородности материалов и т.д.
Точность изготовления деталей колеса оценивается радиальным и боковым биениями, овальностью, местными отклонениями формы. На дисбаланс оказывают влияния биения, овальность – практически не влияет.
Радиальное биение характеризуется разностью расстояний от любых точек беговой дорожки протектора шины до оси вращения колеса. Боковое биение – разностью расстояний боковой поверхности за один оборот колеса от плоскости, перпендикулярной к оси вращения колеса.
Итак, проблема дисбаланса и биений связана с качеством изготовления неуравновешенных вращающихся масс автомобиля. Создать идеальное колесо без дисбаланса и биений практически невозможно. Поэтому на практике при производстве каждой детали колесного узла и шины вводятся определенные ограничения, допуски, исходя из условий их работы и возможностей изготовления. Самую большую «лепту» в дисбаланс колеса вносит шина. Она наиболее удалена от центра вращения, имеет большой вес, сложную многокомпонентную структуру, изготовлена из различных материалов: резины, тканей, стальной проволоки и т.п. Чем дальше от центра лишняя масса материала покрышки, тем большее влияние на дисбаланс она оказывает.
Читайте также: Шины летние 185 60 r15 виатти
Если шина камерная, то общий дисбаланс ее складывается из дисбалансов покрышки и ездовой камеры, который также зависит от их взаимного расположения. В камере разная толщина стенки, ее стык, особенно если он укреплен стыковочной ленточкой, вентиль оказывают влияние на дисбаланс. Поэтому чтобы его уменьшить, при изготовлении камеры вентиль устанавливают на сторону, противоположную стыку, камеру вставляют в покрышку таким образом, чтобы вентиль камеры совпал с легким местом покрышки. Однако дисбаланс камеры намного меньше дисбаланса покрышки. Основные факторы, влияющие на дисбаланс и биение покрышек:
• стык протектора, неравномерность его толщины по длине окружности, переменный шаг рисунка протектора, в зимних ошипованных шинах – шипы (в новой покрышке и по мере их выпадения);
• стыки в слое корда, стыки слоев корда в каркасе и брекере;
• стык герметизирующего слоя в бескамерной шине;
• неконцентричность бортовых колец, большой нахлест проволоки в бортовом кольце;
• непостоянство углов наклона нитей корда в слоях каркаса и брекера;
• расхождение нитей корда в слоях;
• точность изготовления пресс-формы;
• разная толщина боковых стенок и боковин;
• сгруппированные в одном месте маркировка обозначений на боковине покрышки и пр.
Большинство из перечисленных факторов, оказывающих влияние на дисбаланс, внешне себя не проявляют: они, так сказать, внутренние. Возможные проявления некоторых из них, которые можно обнаружить воочию, представлены на фото 1.
Фото 1. Переменный шаг рисунка протектора как «источник» дисбаланса покрышки | |
Фото 2. Стыки слоя каркаса, как «источники» дисбаланса покрышки | |
а) – одиночный стык | |
б) – два стыка | |
в) – два стыка рядом |
Повышение требований к технологической точности всех процессов производства шин и деталей колеса – непременное условие улучшения их качества, а значит и снижение дисбаланса и биений.
Но поскольку избежать дисбаланса и биений невозможно, ГОСТ 4754-97 регламентирует требования к этим показателям.
При эксплуатации автомобиля дисбаланс колес в сборе с шинами целесообразно проверять через каждые 2-3 тыс. км, а через каждые 10 тысяч колеса с шинами необходимо балансировать заново.
Выписка из ГОСТ 4754- 97 ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИЦЕПОВ К НИМ, ЛЕГКИХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ ОСОБО МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ (Технические условия)
5.1.7 При вкладывании камеры в покрышку легкое место покрышки должно быть совмещено с вентилем камеры и отмечено на покрышке меткой в виде круга диаметром 5-10 мм, нанесенного прочной несмываемой краской так, чтобы она не закрывалась ободом колеса.
5.1.8 Динамический дисбаланс шин в сборе с колесом должен устраняться корректирующей массой, указанной в таблице 4, с каждой стороны обода колеса.
Обозначение шины | Номинальный посадочный диаметр обода, дюйм | Корректирующая масса, г., не более |
Радиальная (всех обозначений) |
5.1.9 Биение шин должно быть не более норм, указанных в таблице 5.
Обозначение шины | Биение шин, мм, не более | |
радиальное | боковое | |
Радиальная с посадочным диаметром, дюйм 12-14 15-16 | 1,0 1,5 | 1,5 2,0 |
Диагональная всех обозначений | 2,0 | 3,0 |
Такая выписка из ГОСТ 4754-97 должна быть вывешена в каждой шиномонтажной мастерской.
- Что такое дисбаланс колеса и его причины?
- Какие причины вызывают дисбаланс колес?
- Как понять что нужно балансировать колеса?
- Что будет если не делать балансировку колес?
- Что такое дисбаланс колес?
- Что такое динамический дисбаланс?
- Нужно ли балансировать задние колеса?
- Нужно ли делать балансировку колес при смене?
- Как отбалансировать колесо в домашних условиях?
- Сколько стоит балансировка одного колеса?
- Нужно ли делать балансировку колес каждый год?
- Сколько грамм допустимо при балансировке колес?
- Нужно ли снимать старые грузики при балансировке?
- Как влияет дисбаланс колес на свойства автомобиля?
- Что такое дисбаланс в отношениях?
- Что такой дисбаланс?
- Динамическая и статическая балансировка колес
- Существует две формы балансировки: статическая и динамическая
- 🌟 Видео
Видео:ТЕСТ: Тонкости балансировки. ДисбалансСкачать
Что такое дисбаланс колеса и его причины?
Дисбаланс колес — это нарушение равномерного распределения его массы к оси в плоскости. Причин же тому может быть масса. Рассмотрим причины дисбаланса колёс подробнее: 1) изготовление ни шин, ни дисков несмотря на передовые технологии невозможно сделать идеально, всегда есть дисбаланс структур и материалов.
Видео:Технарь. Как оптимизировать дисбаланс диска шиной Режим Opt при балансировке колеса на станках СТОРМСкачать
Какие причины вызывают дисбаланс колес?
- изнашиваемость шины;
- деформирование диска;
- неточность изготовления колеса: различный шаг рисунка протектора шин; наличием отверстия в диске;
- различная ширина боковых стенок;
- некачественный ремонт шин.
Видео:УЗНАВ ЭТО ТЫ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДЕШЬ БАЛАНСИРОВАТЬ КОЛЕСА БЕЗ ПРОВЕРКИСкачать
Как понять что нужно балансировать колеса?
Симптомы неотбалансированного колеса
- пошатывания в кузове автомобиля;
- вибрации на руле автомобиля;
- необычный износ протектора;
- авто дрейфует на одну сторону;
- шум из-под колес при движении.
Видео:Вот так выглядит правильная балансировка колес! Детальный разбор процессаСкачать
Что будет если не делать балансировку колес?
Ещё одним отложенным во времени последствием неправильной балансировки является неравномерный износ шин, которые через 1-2 сезона приобретают форму яйца. Помимо ухудшения сцепления с дорогой, это приводит к тому, что резину приходится менять чаще.
Видео:Оптимизация ШИНЫ или как ОТБАЛАНСИРОВАТЬ колесо с МИНИМУМ ГРУЗИКОВСкачать
Что такое дисбаланс колес?
Что такое дисбаланс колеса? Дисбалансом считается наличие неуравновешенных вращающихся масс: ступиц, тормозных барабанов, ободов и особенно шин затрудняет управление автомобилем.
Видео:Типичная ошибка при балансировке колеса - разбираем на наглядном экспериментеСкачать
Что такое динамический дисбаланс?
Это и называется статической балансировкой. Динамический дисбаланс – это неравномерное распределение масс в плоскостях колеса. При динамическом дисбалансе на колесо действует пара противоположно направленных сил F , действующих на определенном плече относительно плоскости вращения колеса.
Видео:Балансировка колес. Что это такое? Как часто нужно делать?Скачать
Нужно ли балансировать задние колеса?
Необходимо ли балансировать задние колеса? Ответ — да! … Дисбаланс задних колёс, так же приводит к быстрому износу ступичных подшипников, и к неравномерному, раннему износу покрышки.
Видео:Мифы и тайны балансировки. Статический и парный дисбаланс. Вся правда про станок HUNTER GSP9200.Скачать
Нужно ли делать балансировку колес при смене?
Обязательна ли балансировка колес при смене резины? Ответ однозначный — да, обязательна. Балансировку колес необходимо производить при сезонной замене колес или шин, а также в случае внезапного удара, заноса, попадания в дорожную яму, нарушения температурных условий эксплуатации (резина может «поплыть»).
Видео:Балансировка колес. Делаем китайскую резинуСкачать
Как отбалансировать колесо в домашних условиях?
Как самому отбалансировать колесо при помощи конуса
- Закрепить конус строго по центру колеса.
- Уложить колесо на выступ (например, пенек) острием конуса.
- На ту сторону колеса, которая выше, ложим грузик.
- Немного раскачать колесо и дождаться, пока оно остановится.
Видео:Что такое силовая неоднородность?Скачать
Сколько стоит балансировка одного колеса?
В среднем стоимость балансировки одного 15-ти дюймового колеса со стальным диском в России составляет 170 рублей. Соответственно, чтобы проверить и сделать балансировку четырех колес вам придется заплатить в среднем 680 рублей.
Видео:Секрет балансировки колёс, о котором не все знают!!!Скачать
Нужно ли делать балансировку колес каждый год?
Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. … Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.
Видео:Динамическая балансировка колёс.Скачать
Сколько грамм допустимо при балансировке колес?
Колеса большего диаметра не определены ГОСТом, это означает, что для них также будет нормален максимальный вес балансировочных грузиков в 300 грамм на колесо (150 грамм на одну сторону), и, следовательно, такую шину не считают бракованной.
Видео:Разрушаем миф: проверка балансировки колеса, точность балансировкиСкачать
Нужно ли снимать старые грузики при балансировке?
Обязательно перед балансировкой снять старые грузики. Внесение в програму точных размеров диска.
Видео:отбалансировал колеса а вибрация осталось . как устранить ошибкиСкачать
Как влияет дисбаланс колес на свойства автомобиля?
Дисбаланс – наличие неуравновешенных вращающихся масс: ступиц, тормозных барабанов, ободьев и особенно шин затрудняет управление автомобилем, снижает срок службы амортизаторов, подвески, рулевого управления, шин, безопасность движения, увеличивает расходы на техническое обслуживание. …
Видео:3 серия. Эксперт шиномонтажа про вентили, скорость дрели, адгЕзию заплат, ремонт грыжи и дисбаланс.Скачать
Что такое дисбаланс в отношениях?
Дисбаланс – это когда один из партнеров чувствует, что им пренебрегают, и пытается все время сократить дистанцию между собой и своей второй половинкой, и это же ощущается вторым партнером, как эмоциональная перегруженность, и ему наоборот хочется увеличить дистанцию.
Видео:Все секреты и фокусы балансировки на станке HOFMANN. Оптимизация дисбаланса. Только правда.Скачать
Что такой дисбаланс?
Дисбала́нс — векторная величина, характеризующая неуравновешенность вращающихся частей машин (роторов, коленчатых валов, шкивов и тому подобное). Неуравновешенность возникает при несовпадении оси вращения с главной осью инерции.
Видео:Оптимизация шины и дисбалансаСкачать
Динамическая и статическая балансировка колес
Знания большинства людей о балансировке колес ограничены только тем, что они должны быть отбалансированы перед установкой на автомобиль; в противном случае с высокой вероятностью вы получите биение рулевого колеса, неравномерный износ шин и т. д.
Дисбаланс возникает тогда, когда центр масс не совпадает с центром вращения, когда ось центра масс отличается от оси его бегущего центра. Силы, которые приводят к вибрации, в первую очередь обусловлены незначительными несовершенствами вращающихся компонентов. Практически все новые диски и шины являются несимметричными из-за выдувных отверстий в отливках, неравномерного количества / положения отверстий для болтов, деталей, установленных вне центра, диаметров эксцентрично расположенным подшипникам и т. д.
Балансировка — это процедура, при которой массовое распределение колеса проверяется и регулируется с целью обеспечения того, чтобы усилия на оси с частотой, соответствующей рабочей скорости автомобиля, находились в определенных пределах, указанных в международных стандартах.
Неравномерное распределение массы называется дисбалансом. Поскольку оси ограничивают это движение, центробежная сила из-за дисбаланса заставляет колесо вибрировать. Эта вибрация вызывает износ подшипников, создает шум и может привести к механическому повреждению.
Балансировка — это процесс улучшения распределения массы тела таким образом, чтобы оно вращалось в своей плоскости без несбалансированных центробежных сил. Процесс «балансировки» заключается в удалении или добавлении веса (грузика) к колесу таким образом, чтобы эта эффективная осевая линия массы приближалась к истинной оси, добавление или удаление грузиков таким образом, чтобы два центра совпадали.
Видео:Зачем нужна балансировка колес? Дисбаланс и методы его устранения. Калибровка и проверка давления.Скачать
Существует две формы балансировки: статическая и динамическая
Статическое нарушение равновесия — это неравномерно распределенная масса на оси вращающихся объектов, в результате чего более тяжелая сторона объекта падает в самое низкое положение,пример грузик «А», когда оно находится в покое. Это означает, что если бы вы поместили колесо на свободно вращающуюся ось, оно оставалось бы неподвижным независимо от своего положения. Если колесо статически не отбалансированно, то тяжелое пятно окажется внизу на 6 часов. Установив соответствующий вес (грузик) на противоположной стороне тяжелого пятна, дисбаланс может быть устранен. Этот метод использовался для балансировки узких старинных автомобильных колес в течение многих лет. Большинство владельцев мотоциклов с узкими колесами все еще используют этот метод балансировки колес. Этот тип балансировки прост в исполнении и может быть выполнен большинством компетентных людей и не требует дополнительных устройств, а значит можно выявить дисбаланс в домашних условиях. Статическая балансировка находит применение при балансировке мото колес.
Динамическое нарушение равновесия может быть обнаружено только при вращении колеса. Это результат неравномерного распределения масс в двух и более плоскостях вращения. Если вы балансируете какие-либо современные колеса (а под современными я подразумеваю колеса шире 4 дюймов), вы всегда должны использовать программу динамической балансировки. Чем шире колесо и шины, тем важнее это становится. При динамической балансировке колеса вы противодействуете вращательным силам, как в вертикальной плоскости, так и в боковой плоскости. Вертикальный или статический дисбаланс на вращающемся колесе приведет к эллиптическому вращению колеса. Это происходит из-за дисбаланса веса, который устремляется от своего центра. Это заставляет колесо подпрыгивать вверх и вниз. В свою очередь, это может создавать вибрацию и неприятные звуки внутри автомобиля. Это также приведет к тому, что шина будет сильно изнашиваться. Представьте себе, что вы держите в руках велосипедное колесо,а к нему прикрепляете тяжелый груз. Теперь, если вы заставите кого-то вращать это колесо, вы почувствуете, как оно движется вверх и вниз. Динамический дисбаланс колеса может быть исправлен двумя грузиками «А» и «B», но речь здесь идет не только о набивных грузах, в зависимости от формы диска, чаще речь идет про литые, балансировка выполняется с помощью установки в двух плоскостях самоклеющихся грузиков.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🌟 Видео
Проверка балансировки колес школьным методом.Скачать
Обучающее видео: Как отбалансировать колесо автомобиляСкачать