Что такое дозатор в моторе

Насос-дозатор: основа гидрообъемного рулевого управления трактора

Что такое дозатор в моторе

Во многих колесных тракторах и различных самоходных машинах применяется гидрообъемное рулевое управление. Основным устройством управления и контроля в данной системе является насос-дозатор — все об этом агрегате, его типах, устройстве и принципе работы, а также о его выборе и замене читайте в статье.

Видео:Мерс 102 движокСкачать

Мерс 102 движок

Что такое насос-дозатор?

Насос-дозатор (НД, гидроруль) — регулирующий и исполнительный механизм системы гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ) тракторов и самоходных машин; гидромеханическое устройство для управления потоками рабочей жидкости между основным насосом и исполнительными гидроцилиндрами ГОРУ в соответствии с углом поворота рулевого колеса.

На многих колесных тракторах и самоходных машинах, а также на некоторых моделях грузовых автомобилей используется гидрообъемное рулевое управление — гидравлическая система, обеспечивающая отклонение управляемых колес и их удерживание в выбранном направлении. В состав ГОРУ входит масляный насос питания, масляный бак, насос-дозатор (гидроруль), исполнительный гидравлический цилиндр (или два цилиндра) и система трубопроводов. Управление всей этой системой осуществляется насосом-дозатором, непосредственно связанным с рулевым колесом.

Насос-дозатор имеет несколько функций:

  • Подача масла от насоса питания на гидравлические цилиндры при отклонении рулевого колеса от нейтрального положения;
  • Изменение количества масла, поступающего на исполнительные гидроцилиндры, пропорционально углу поворота руля;
  • Слив рабочей жидкости из цилиндров в бак;
  • Перепуск рабочей жидкости от питающего насоса в бак при нейтральном положении руля;
  • Обеспечение работоспособности ГОРУ при неисправном насосе питания (работа рулевого управления в аварийном режиме).

Насос-дозатор является основным механизмом управления в ГОРУ, без которого работа данной системы в принципе невозможна, поэтому при неисправности или некорректной работе должен быть отремонтировать или заменен в сборе. Чтобы сделать правильный выбор насоса-дозатора, следует разобраться в существующих типах, конструкциях и особенностях этих агрегатов.

Видео:Ремонт дозатор часть1. М102 мотор Mersedes Benz.Скачать

Ремонт дозатор часть1. М102 мотор Mersedes Benz.

Типы, конструкция и принцип работы насоса-дозатора

Используемые в настоящее время насосы-дозаторы имеют принципиально одинаковую конструкцию. Насос состоит из трех агрегатов:

  • Следящий гидрораспределитель (распределительный блок);
  • Гидромотор обратной связи (качающий узел);
  • Блок клапанов.

Все агрегаты сблокированы в единую компактную конструкцию, которая устанавливается на конце рулевого вала и трубопроводами связана с другими деталями системы (насосом и гидроцилиндрами). Насосы-дозаторы отличаются типом и конструкцией отдельных агрегатов — распределительного блока и гидромотора.

Следящий гидрораспределитель — золотникового типа, построен на основе полого золотника (или сразу двух золотников) с проточками и каналами, который имеет прямое соединение с валом рулевого колеса (поэтому входным сигналом распределителя является отклонение руля). Золотник может поворачиваться вокруг своей продольной оси, чем обеспечивается распределение потоков поступающей от насоса питания рабочей жидкости. В среднем положении руля золотник расположен таким образом, что масло от насоса питания через блок клапанов сливается в масляный бак — в данном случае колеса установлены в прямом направлении и поворота не происходит. При отклонении руля в одну или другую сторону золотник поворачивается, и поток жидкости поступает на качающий узел, а оттуда — на исполнительные гидроцилиндры.

Качающий узел может быть двух типов:

  • Аксиально-поршневой;
  • Планетарный (героторный).

Аксиально-поршневой гидромотор выполнен на основе подпружиненных шаровых клапанов, размещенных по обе стороны кулачковой шайбы. В кулачковой шайбе выполнены углубления для поршней, а сама она соединена с золотником. Поворот золотника приводит к повороту шайбы, она смещается и шарики попадают в ее лунки — так происходит наполнение полости за шариком рабочей жидкостью. При дальнейшем вращении шайбы шарики поднимаются и замыкают полости, что приводит к подаче содержащегося в них масла к клапанам и далее на исполнительные гидроцилиндры.

Планетарный гидромотор выполнен на основе системы из обоймы (венца, неподвижной шестерни) с роликами и вращающегося внутри него сателлита (звезды), который посредством эксцентрика связан с золотником. Сателлит установлен так, что между ним и обоймой остается несколько замкнутых полостей различного объема. При вращении сателлита полости изменяют свой объем: часть из них увеличивается, часть — уменьшается. Над всеми полостями выполнены каналы, через которые в зависимости от положения золотника осуществляется подача или отвод рабочей жидкости. В нейтральном положении золотника рабочая жидкость проходит через полости и клапаны, не оказывая на них никакого воздействия, и сливается в бак. При повороте руля золотник и клапаны устанавливаются в такое положение, что масло поступает в полости в момент увеличения их объема, а при последующем сокращении объема поступает в исполнительные гидроцилиндры.

Читайте также: Лодочные моторы вихорь 30 регулировка карбюратора

Золотники в гидромоторах обоих типов имеют прямое соединение с рулевым колесом, однако они поворачиваются на небольшой угол только во время движения руля — при остановке руля золотник под воздействием специальной пружины возвращается в нейтральное положение, прерывая подачу рабочей жидкости к качающему узлу (и одновременно направляя ее от насоса подачи в масляный бак). При повороте руля в ту же или в обратную сторону золотник вновь отклоняется, повторяя все описанные выше процессы.

Качающие узлы обоих типов сконструированы таким образом, что обеспечивают дозированную подачу масла в гидроцилиндры, причем количество жидкости пропорционально углу отклонения руля от средней точки. То есть, чем больше угол поворота руля, тем на больший угол повернется сателлит или кулачковая шайба, и тем больше масла поступит в гидроцилиндр. Обычно за один оборот руля насосы различных типов и конструкций подают в цилиндры от 80 до 500 куб. см рабочей жидкости. При остановке руля подача жидкости прекращается, при этом она оказывается запертой в контуре между насосом-дозатором и цилиндром. При обратном повороте руля масло из гидромотора тут же начинает подаваться в другой цилиндр (или в обратную полость двухпоршневого цилиндра), а из первого цилиндра жидкость сливается через специальный клапан.

За распределение жидкости в насос-дозаторе отвечают, как правило, клапаны на основе обычных подпружиненных шариков. В блоке клапанов располагаются рабочие клапаны, предохранительный клапан (обеспечивает слив масла при чрезмерном давлении в насосе), несколько обратных клапанов (для защиты от утечки жидкости при потере давления от насоса подачи, а также для разобщения полостей слива и нагнетания насоса), противовакуумные и противоударные клапаны (для обеспечения нормальной работы насоса, предотвращения гидроударов и кавитации) и другие.

Следует отметить, что насос-дозатор может работать как в обычном режиме (как описывалось выше), так и в аварийном (при неисправности насоса). При аварийном режиме качающая секция обеспечивает нагнетание масла в исполнительные гидроцилиндры за счет усилий, прилагаемых водителем к рулевому колесу (в этом случае НД фактически становится ручным масляным насосом). Возможность работы без насоса питания обеспечивает безопасность трактора или самоходной машины и позволяет нормально выполнять движение до места ремонта.

Видео:Проверка работы дозатора мерседес м102Скачать

Проверка работы дозатора мерседес м102

Вопросы выбора, замены и обслуживания насоса-дозатора

В процессе работы ГОРУ в насосе-дозаторе действуют высокие давления, также детали этого агрегата подвержены интенсивным механическим нагрузкам — все это приводит к износу компонентов, увеличению зазоров и поломке агрегата в целом. О неисправности НД свидетельствуют отсутствие реакции со стороны руля при его повороте и, напротив, самопроизвольное вращение руля, а также некорректная работа рулевого управления. При появлении этих неисправностей следует произвести диагностику деталей рулевого управления и насоса-дозатора. Данная работа должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО трактора/самоходной машины, либо в соответствии с инструкцией на отдельный агрегат.

В случае обнаружения неисправности насоса-дозатора следует выполнить ремонт с применением ремонтных комплектов. Наиболее частой проблемой НД является износ и повреждения уплотнительных элементов — резиновых колец, сальников и прокладок. Также повреждения возникают в подшипниках, валах, плитах гидромоторов и т.д. Все эти детали и уплотнители сегодня предлагаются ремкомплектами, что позволяет сократить стоимость ремонтных работ.

Читайте также: Как правильно разбавлять бензин с маслом для двухтактных лодочных моторов

В случае, если насос не подлежит ремонту, необходимо покупать новый агрегат. На замену следует выбирать насос-дозатор того же типа и модели, что был установлен ранее. При необходимости можно использовать аналог, но он должен иметь ту же производительность (или, по крайней мере, не меньшую производительность) и подходящий по конструкции привод. Дополнительно может потребоваться комплект крепежа и сопутствующих деталей для выполнения монтажных работ. Установка и наладка нового насоса-дозатора выполняются в соответствии с инструкциями. При верном выборе и замене НД рулевое управление трактора будет надежно и эффективно работать в любых условиях эксплуатации.

Видео:Мерседес 124 102 матор двиготель дозаторСкачать

Мерседес 124  102 матор двиготель дозатор

Насос дозатор: поршневой, мембранный и плунжерный

Что такое дозатор в моторе

Насос дозатор – это специализированное устройство, назначение которого состоит в дозировании разнообразных жидких или вязких сред.

Такие агрегаты получили широкое распространение не только в разнообразных областях промышленности, но и в быту.

Самой востребованной областью, где используется дозировочный насос НД являются водоочистные сооружения и системы водоподготовки.

Содержание статьи

приводной горизонтальный (или вертикальный) одинарного действия применяется для перекачивания чистых нейтральных и агрессивных жидкостей, эмульсий и суспензий с температурой не более 85 °С.

Основные типы дозировочных насосов:
поршневой;
мембранный;
плунжерный;
перильстатический.

От выбранного типа насоса зависит принцип работы всей установки.

Видео:как проверить дозатор common railСкачать

как проверить дозатор common rail

Устройство и принцип работы

Конструктивная схема дозировочного насоса (сокращенно НД) максимально унифицирована. Вся серия насосов создана на базе одного регулируемого механизма.

Что такое дозатор в моторе

На картинке обозначены:
1 – шатун;
2 – эксцентрик;
3 – вал;
4 – червячное колесо;
5 – червяк;
6 – упругая муфта;
7 – корпус редуктора;
8 – кронштейн;
9 – ползун;
10 – плунжер;
11 – корпус гидроцилиндра;
12 – проставок.

В основу устройства насоса НД входят электродвигатель, регулирующий механизм, привод и гидроцилиндр.

Что такое дозатор в моторе

Гидроцилиндр – это узел, в котором происходит основная работа дозировочного насоса. Конструктивно в него входят:
1 – плунжер;
2 – нажимной стакан;
3 – цилиндр;
4 – нажимное кольцо;
5 – фланец цилиндра;
6 – промывочный штуцер;
7 – нагнетательный фланец; 8 – ответный фланец линий нагнетания;
9 – патрубок;
10 – нагнетательный клапан;
11 – всасывающий клапан;
12, 13 – гайки и шпильки;
14 – грундбукса;
15 – манжета;
16 – фонарь;
17 – нажимное кольцо.

Проточная часть гидроцилиндра выполнена из хромоникелевой стали. Уплотняющие манжеты плунжера изготовлены из маслобензостойкой резины или из фторопласта.

Принцип работы.

Электродвигатель через муфту поз. 6 приводит в движение червячный вал поз. 5, на котором закреплено червячное колесо поз. 4. Такой червячный механизм с помощью вала и колеса изменяет вращательное движение электродвигателя на поступательное горизонтальное движение плунжера 10.

Когда плунжер перемещается влево – он откачивает воздух из рабочей камеры и поднимает всасывающий клапан поз.11 из седла. Таким образом открывается всасывающая магистраль и в рабочую полость поступает перекачиваемая среда.

Когда плунжер перемещается вправо, то он возвращает клапан поз. 11 в седло и перекрывает всасывающую линию. Вместе с этим он поднимает из седла нагнетательный клапан поз. 10 и открывает нагнетательную линию.

Давление в рабочей камере увеличивается, и жидкость выталкивает в трубопровод. Далее цикл повторяется.

Обобщенно говоря принцип работы дозировочного насоса заключается во всасывании рабочий жидкости через клапан 11 и нагнетании через клапан 10 далее в магистраль.

Насосы дозаторы НД с помощью переходных фонарей и муфт можно объединять в двухплунжерные и многоплунжерные агрегаты, присоединяя последовательно регулирующие механизмы с гидроцилиндрами к одному электродвигателю.

Такие дозаторные агрегаты (сокращенно ДА) выпускают двух-трехцилиндровыми, и они могут дозировать одновременно два или три реагента. Например, на станции очистки воды можно одновременно дозировать коагулянт, полиакриламид и известковое молоко.

Система управления насосами дозаторами

Подача насоса регулируется от 0 до максимума изменением длины хода штока и плунжера. Регулировка дозировочного насоса обеспечивает плавное бесступенчатое изменение подачи как на ходу, так и при выключенном электродвигателе.

Читайте также: Катушки для магнето лодочных моторов

Регулирующий механизм имеет микрометрическую шкалу с ценой деления, равной 0,1 мм, и устройство для компенсации люфта в резьбе регулировочной гайки, что исключает самопроизвольное разрегулирование насоса. Погрешность в дозировании не превышает 0,1 – 2,5% независимо от изменения внешних параметров работы насоса.

Поршневой дозатор

Что такое дозатор в моторе

Поршневой дозатор применяется для перекачивания больших объемов жидких и вязких продуктов.

Поршневой дозатор для вязких жидкостей относится к агрегатам объемного типа. Принцип его работы основан не перемещении поршня и создания поочередно разрежения для всасывания жидкости и повышенного давления – для нагнетания этой перекачиваемой среды.

Насос дозировочный плунжерный представляет собой вариации этого типа оборудования, разница заключается в изменении в цилиндре поршня на плунжер. Принцип работы при этом не изменяется.

Насос дозировочный НД выпускают различных типоразмеров с подачей 0,04 – 2500 л/ч и развиваемым напором 100 — 4000 м. Эти насосы могут дозировать нейтральные и агрессивные жидкости с концентрацией твердых неабразивных частиц размером не более 1% (от диаметра условного прохода присоединительных патрубков) до 10% по массе.

К особым преимуществам плунжерных насосов дозаторов следует отнести:
Высокоточные в регулировке, отлично встраиваются в АТП (автоматические технологические процессы);
В процессе дозирования способны достигать высочайших уровней расхода и давления;
Минимум потребления энергии и высокий КПД.

Мембранный дозатор

Что такое дозатор в моторе

Мембранные дозировочные насосы также относятся к оборудования объемного типа. Рабочим органом в этом случае является неподвижно закрепленная мембрана.

Разновидностью такого типа оборудования относятся также диафрагменные НД.

Рабочим органом этих агрегатов является мембрана или диафрагма в зависимости от типа оборудования. Главное отличие от остальных насосов в том, что всасывание и вытеснение жидкости осуществляется за счет вынужденного колебания мембраны.

Процесс всасывания происходит после колебания (выгибания) мембраны. Мембрана в этом случая является одной из стенок рабочей камеры. Затем на мембрану подают сжатый воздух и она выгибается в противоположную сторону, а жидкость нагнетается в напорный трубопровод.

Для осуществления непрерывного цикла работы мембранные дозировочные насосы оборудованы двумя камерами, соединенными между собой.

Основные преимущества:
конструкция таких агрегатов не включает вращающихся элементов и исключает попадание загрязнений в рабочую камеру, поэтому мембранные и диафрагменные дозаторы широко используются в фармацевтической отрасли;
Корпус и рабочая камера изготавливаются из коррозионно стойких металлов или специальных пластиков, что позволяет использовать такое оборудование в химической отрасли;
Рабочая камера оборудования исключает образования застойных зон.

Область применения

Дозирующие насосы – это агрегаты, с помощью которых дозируют жидкие среды под напором. Жидкость может различаться по составу и свойствам. К средам, которые могут быть применены для дозирования насосом, относятся: чистые, химические (нейтральные), агрессивные, токсические либо эмульсии, суспензии с различной вязкостью.

Поэтому такие агрегаты используются практически во всех сферах:

В химической отрасли дозировочный насос применяют для перемешивания, дозирования или растворения разнообразных химических элементов и присадок.

В нефтеперерабатывающей отрасли насос НД используется для добавления и правильной дозировки различных добавок в топливо с целью дальнейшей транспортировки.

На станциях опреснения насос дозировочный нд применяется для обработки различных систем.

Широкое применение насос дозатор получил на водоочистных сооружениях. Такие агрегаты используются для правильного добавления химикатов для очистки, а так же обработки воды.

В пищевой промышленности поршневые дозаторы используется для перемещения вязких продуктов, таких как майонез, томатные пасты, соусы, масла и т.д.

Поршневой дозатор используется для перекачивания жидких продуктов в приготовлении различных напитков, а также правильного дозирования красителей и консервантов.

Поршневой дозатор используется даже в сталелитейной промышленности для проведения очистки систем от окалин и осадка.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💥 Видео

    Ремонт дозатор часть 2. М102 мотор Mersedes Benz.Скачать

    Ремонт дозатор часть 2. М102 мотор Mersedes Benz.

     таблетка м103 таблетка Мерседес w124 w201 190 дозатор топлива м103Скачать

     таблетка м103 таблетка Мерседес w124 w201 190 дозатор топлива м103

    Обзор дозатор часть 3. М102 мотор Mersedes Benz.Скачать

    Обзор дозатор часть 3. М102 мотор Mersedes Benz.

    Настройка дозатора М102 Mercedes W124Скачать

    Настройка дозатора М102 Mercedes W124

    W201 регулировка СО без приборовСкачать

    W201 регулировка СО без приборов

    мерседес W 124 с дозатором , не работает потенциометр.Скачать

    мерседес  W  124 с дозатором , не работает потенциометр.

    Диагностика КЕ-Джетроник Мерседес W124 2.0 бензин, 102й мотор.Скачать

    Диагностика КЕ-Джетроник Мерседес W124 2.0 бензин, 102й мотор.

    Mercedes W201 Промывка и сборка дозатора KE-JTronicСкачать

    Mercedes W201 Промывка и сборка дозатора KE-JTronic

    Как снять KJ-Tronic в сборе Мерседес 102 двигательСкачать

    Как снять KJ-Tronic в сборе Мерседес 102 двигатель

    Как устроен и работает K-Jetronic (механический впрыск).Скачать

    Как устроен и работает K-Jetronic (механический впрыск).

    Ремонт паука мерседес w124 103 двигательСкачать

    Ремонт паука мерседес w124 103 двигатель

    ☝ KE Jetronic Настройка Э Г Р Д ч 3Скачать

    ☝  KE Jetronic  Настройка  Э Г Р Д  ч 3

    Дозатор KE - Jetronic - Разборка дозатора мерседес 124 230E (часть 1).Скачать

    Дозатор KE - Jetronic - Разборка дозатора мерседес 124 230E (часть 1).

    КЕ-Джетроник Мерседес. Механический инжектор. Диагностика. Неисправности. Настройка КЕ Джетроник.Скачать

    КЕ-Джетроник Мерседес. Механический инжектор. Диагностика. Неисправности. Настройка КЕ Джетроник.

    Холостые обороты Мерседес W124 102 двигательСкачать

    Холостые обороты Мерседес W124 102 двигатель
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток