Иммобилизация — обездвиживание конечностей или других частей тела. Траспортная иммобилизация — временная иммобилизация на период транспортировки пострадавшего до лечебного учреждения, где ему будет оказана хирургическая помощь и временная иммобилизация при необходимости будет заменена окончательной.
Транспортная иммобилизация при повреждениях должна осуществляться на месте происшествия, а при острых воспалительных заболеваниях — дома или в поликлинике, если оттуда предстоит дальнейшая транспортировка в стационар.
Транспортная иммобилизация пострадавшей конечности или позвоночника применяется не только для предотвращения местных осложнений, но и как одно из противошоковых мероприятий. Она производится не только при переломах, но и при повреждениях суставов, обширных ранениях мягких тканей конечностей, ранении периферических сосудов и нервов, анаэробной и гнойной инфекции в области конечностей, а также при необходимости транспортировки после ампутации.
Транспортную иммобилизацию осуществляют с помощью шин — специальных или импровизированных аппаратов или простых вспомогательных средств.
Шинирование — процесс наложения шины. В зависимости от ее характера транспортное шинирование делят на импровизированное и иммобилизацию стандартными шинами. Последние бывают 2 видов — фиксационные (лестничная шина Крамера, сетчатая шина Эсмарха, фанерные шины, деревянная шина Еланского, шины медицинские пневматические — ШМП и др.) дистракционные (экстен-зионные) — шина Томаса, шина Виноградова—Ларденуа, шина Дитерихса и другие шины.
Стандартные фиксационные шины обеспечивают неподвижность поврежденной конечности исключительно за счет жесткости конструкции. Их накладывают поверх одежды с использованием дополнительных ватно-марлевых прокладок. Металлическим лестничным и сетчатым шинам предварительно придают форму поверхности поврежденной конечности. Моделирование допустимо проводить на- здоровой конечности с учетом зеркальной симметрии обеих конечностей.
Стандартные экстензионные шины обеспечивают иммобилизацию главным образом за счет экстензии (вытяжения). При этом неподвижность и фиксация отломков кости в правильном положении создается мышечным футляром, плотно облегающим кость со всех сторон.
При осуществлении транспортной иммобилизации надо придерживаться следующих правил:
1. При переломе длинных трубчатых костей необходима иммобилизация по меньшей мере 2 суставов (расположенных проксимально и дистально от места повреждения кости).
2. Конечность, за исключением специальных показаний (повреждения сухожилий или эпифизов), фиксируют в среднефизиологическом, функционально выгодном положении.
3. Дистальные отделы конечности (пальцы) желательно оставить доступными осмотру для наблюдения за их кровоснабжением.
4. В зимнее время транспортные шины накладывают поверх одежды.
При повреждении шейного отдела позвоночника, кроме шинирования и транспортировки на жестких носилках или на щите, используют массивную ват-но-марлевую повязку (ошейник-воротник Шанца).
Для профилактики осложнений в пути в качестве средств транспортной иммобилизации используют также мягкие (бинтовые, косыночные, лейкоплас-тырные) и затвердевающие (гипсовые, крахмальные, стеклянные и полимеризую-щиеся) повязки.
Лестничные шины Крамера выпускают двух размеров: 100X10 и 75X7 см. Их легко приспособить по форме к нужной части тела пострадавшего и, имея заранее подготовленные ватно-марлевые прокладки с завязками по краям, с помощью мягких бинтов закрепить на поврежденной конечности.
Исходя из правила о необходимости иммобилизации по крайней мере 2 крупных суставов, прилегающих к поврежденному сегменту конечности, а при переломе бедра и проксимальном переломе берцовых костей — всех 3 крупных суставов нижней конечности, использование одиночной шины Крамера для иммобилизации всей верхней, а тем более нижней конечности становится неприемлемым. Возникает необходимость удлинения шины, что достигается связыванием между собой (или другим видом крепления) 2 или 3 лестничных шин. Удлинение позволяет уложить фиксирующую шину от подкрыльцовой впадины (по наружной поверхности туловища и нижней конечности) до уровня подошвенной поверхности стопы и далее, совершив 2 угловых изгиба, перевести ее на внутреннюю поверхность пострадавшей конечности и довести до уровня промежности. Уложив дополнительно шину Крамера по задней поверхности конечности от ягодичной складки до уровня пальцев стопы и закрепив мягкими бинтами все лестничные шины на туловище и конечности, получают вполне удовлетворительную временную иммобилизацию.
Читайте также: Шины с рисунком снежинка
Фанерные шины выпускают размерами 100X12,5 и 50X12,5 см. Они позволяют достичь определенного обездвиживания конечности путем прибинтовывания к ней и использования лишь ватно-марлевых валиков и прокладок для придания конечности более физиологического положения.
В нашей стране на вооружение службы скорой помощи и военно-медицинской службы из экстензионных транспортных шин для нижней конечности принята шина Дитерихса.
Справочник хирурга поликлиники. Кутушев Ф. Х., Либов А. С. Мичурин Н.В., 1982г.
Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
При травмах, сопровождающихся повреждением костей, необходимо транспортировать пострадавшего в больницу, не усугубив травмы, т. е. обеспечить неподвижность костей. Для этого на место перелома накладывают специальное приспособление, носящее название шины. Выпускают два основных типа шин для транспортной иммобилизации: фиксационные и экстензионные.
Шины фиксационные. Листовые шины (рис. 70, А) предназначены для иммобилизации верхних и нижних конечностей. Изготовляют из полосы алюминия (1), имеющей с обеих сторон прокладки из пенополиуретана (2) и помещенной в чехол из клеенки (3). Ширина шины 100 мм, толщина 20—22 мм. Шины выпускают комплектом из пяти штук различной длины: 1000, 1250, 1500, 1750 и 2000 мм. В комплект входит пять хлопчатобумажных косынок и три лямки, с помощью которых шины фиксируются на конечностях и теле больного.
Шины проволочные (лестничные) (рис. 70,5) предназначены для той же цели. Изготовляют (сваривают) из стального прутка (ст. 3): внешний контур— из прутка диаметром 4 мм, а перемычки—из проволоки диаметром 1,6 мм. Поверхность шины покрывают слоем цинка и хрома. Выпускают двух размеров: длиной 1280 и 800 мм и шириной 110 и 80 мм соответственно. Поверхность шины должна быть ровной без заусенец и наплывов.
В машинах скорой помощи для иммобилизации нижних конечностей применяют шину транспортную Гончарова. Она представляет собой составной металлический каркас с ремнями; для пристегивания шины. Длина шины 1400 мм, ширина 362 мм.
Шины медицинские пневматические (рис. 70,В) предназначены для иммобилизации верхних и нижних конечностей при оказании скорой помощи и самопомощи. Представляет собой воздухонепроницаемые двухслойные надуваемые оболочки из синтетического материала (ПХВ), с помощью которых зачехляют поврежденную конечность, застегивая оболочку вокруг конечности с помощью застежки типа «молния». Выпускают трех типов: для-кисти и предплечья (а), для коленного сустава (б), для стопы и голени (в). При приемке шины обращают внимание на исправность застежки и ниппеля-клапана.
Шины экстензионные, помимо фиксации конечностей, позволяют проводить вытяжение. Из такого рода шин в настоящее время выпускается хорошо оправдавшая себя шина транспортная для нижних конечностей Дитерихса (рис. 70, Г). Шина состоит из двух деревянных планок: наружной (подмышечной) длиной 1710 мм и внутренней (промежностной) длиной 1460 мм; ширина планок 80 мм. В комплект к шине входят деревянный подстопник и палочка с бичевкой (закрутка), необходимая для обеспечения вытяжения. Поверхности планок должны быть гладкими и лакированными, на что следует обращать внимание при приемке. Шины выпускают предприятия местной промышленности.
Читайте также: Перелом шейки бедра как наложить шину
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Видео:Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Скачать
Опорный конспект. ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ТРАВМАХ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ ТЕЛА Травмированный участок тела Особенности иммобилизации Перелом плечевой кости
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ТРАВМАХ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ ТЕЛА
Травмированный участок тела | Особенности иммобилизации |
Перелом плечевой кости и повреждение плечевого сустава | Лестничная шина идет от концов пальцев по всей длине конечности, а затем по спине до здоровой лопатки или надплечья здоровой руки |
Перелом предплечья | Шину сгибаем под углом 90º и фиксируем ею конечность от кончиков пальцев до плечевого сустава |
Перелом костей запястья и пястья | Достаточно иммобилизации от кончиков пальцев до локтевого сустава, под ладонь подложить валик |
Перелом пальцев | Фиксируем на круглом валике и затем подвешиваем руку на косынке или бинте |
Перелом голени | Используем три шины Крамера: одну накладываем по задней поверхности конечности от пальцев до середины бедра, согнув в области пятки под углом 90º, остальные – по боковым поверхностям, от внутреннего и наружного края стопы до середины бедра |
Перелом в в\з голени и травма коленного сустава | Верхние концы трех шин должны достигать тазобедренного сустава |
Перелом костей стопы | Шину накладывают от концов пальцев до середины голени |
Перелом бедра | Удобна шина Дитерихса или две шины Крамера |
Повреждение шейных позвонков | Ватно-марлевый воротник Шанца |
Перелом грудных и поясничных позвонков | На животе, на спине на щите или твердых носилках с подложенным под поясницу валиком |
Перелом ребер | В положении сидя без тугой повязки |
Перелом таза | На щите или жестких носилках на спине с приподнятой головой и грудной клеткой, с согнутыми (с помощью валиков, подложенных под колени) и раздвинутыми ногами (положение «лягушки») |
Перелом ключицы | В полусидячем положении, иммобилизация косыночной повязкой, но лучше повязкой Дезо с обязательным введением в подмышечную впадину ватно-марлевого валика |
Анатомически правильное положение— положение, придаваемое конечности при наложении гипсовой повязки, обеспечивающее последующее хорошее сращение отломков костей.
Гематома — ограниченное скопление излившейся крови в тканях (например, вследствие ушиба, перелома).
Гипсовая иммобилизация- способ иммобилизации отдельных частей тела.
Ватно-марлевый воротник по Шанцу – способ иммобилизации при повреждениях шейных позвонков.
Временная иммобилизация – иммобилизация, которая позволяет уменьшить болевые ощущения и снизить опасность развития шока.
Внутриавтомобильная травма— повреждение при столкновении автомобилей, переворачивании машины, съезда ее в кювет и т.д.
Читайте также: Соединение медного наконечника с алюминиевой шиной
Закрытый перелом— кожа над местом перелома не повреждена.
Иммобилизация- создание неподвижности, например, конечности при переломе.
Иммобилизирующая повязка— повязка, предназначенная для удержания той или иной пострадавшей части тела, чаще конечности, в определенном неподвижном состоянии на известный срок.
Иммобилизация временная — иммобилизация в порядке оказания первой помощи.
Иммобилизирующие вакуумные носилки— носилки НИВ, создающие наиболее щадящие условия для транспортировки пострадавших при переломах позвоночника и костей таза.
Крахмальная повязка – способ иммобилизации, предложенный И.В.Буяльским в 1837 году в России.
Ишемическая контрактура Фолькмана— сведение мышц с деформацией и стойкими нарушениями функции конечности в результате неправильного наложения гипсовой повязки с последующим сдавлением и нарушением питания мышц и нервов.
Крепитация-попадание воздуха в подкожную клетчатку (как бы хруст снега под пальцами при ощупывании этой области).
Консолидация— сращение отломков костей.
Моделирование шины— придание ей нужного положения на конечности.
Неполный отрыв конечности — имеется некоторая связь конечности с телом в виде мостика из мягких тканей, нервов, кожи.
Окончатая повязка — гипсовая повязка, имеющаяся отверстие для перевязки раневой поверхности
Открытый перелом — над местом перелома повреждена кожа и мягкие ткани.
Отвердевающая повязка— повязка, в состав которой входит то или иное быстро затвердевающее вещество (крахмал, гипс, клей)
Повязка Дельбе —2 ватных кольца, обернутых марлей, используемые при переломе ключицы.
Принцип транспортной иммобилизации: при повреждении костей конечностей проводят захват повязкой 2-х близлежащих сустава, а при переломе бедренной кости даже 3-х суставов.
Полный отрыв конечности —конечность полностью отделена от тела.
Репозиция— действие по возвращению отломков костей в правильное положение.
Транспортная иммобилизация —временное обездвиживание конечности.
Травматический шок- осложнение тяжелой механической травмы, возникающее в том случае, когда тяжесть травмы превосходит защитные силы организма.
Шины— это специальные приспособления, служащие для иммобилизации при повреждениях и заболеваниях костей, суставов и пр.
Шина Дитерихса для нижней конечности — экстензионная шина.
Шины импровизированные – шины, изготовленные на месте происшествия из имеющихся под рукой материалов для временной фиксации.
Шины Крамера – универсальная лестничная шина, изготовленная из проволоки разной толщины.
Шина медицинская полимернаяпневматическая (надувная) – это прозрачная воздухонепроницаемая двухслойная пленочная оболочка.
Физиологическое положение плечевого сустава- при слегка отведенном положении плеча, предплечья — в среднем положении между пронацией и супинацией, кисти — в положении тыльного сгибания в лучезапястном суставе и легкого сгибания пальцев. Физиологическое положение тазобедренного сустава — слегка отведенное положение с поворотом (ротацией) бедра внутри, коленного сустава — выпрямленное или с легким сгибанием, стопы — под прямым углом к голени.
Фиксационные транспортные шины – шины, только удерживающие конечности в определенном положении.
Экстензионные шины— шины, сочетающие фиксацию конечности с вытяжением.
Тема № 14 — Синдром повреждения. Термические поражения.
- организацию травматологической помощи;
- классификацию термических поражений;
- основные клинические проявления холодовой и тепловой травмы;
- алгоритм оказания первой медицинской помощи при термических поражениях.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
Шины RunFlat. Что это такое и зачем они нужны?Скачать
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Резина Runflat: мнение шиномонтажникаСкачать
Трещины на шинах, какие последствия ?Скачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Как определить нарезанную шинуСкачать
Клиренс, профиль шины, высота профиля. Что такое профиль шины и клиренс? Как измерять высоту профиляСкачать
Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Шины с нарезанным протектором: в чем опасность и как распознать обманСкачать
Что лучше диагональные или радиальные шины? ▶️ преимущества и недостаткиСкачать
ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ РЕЗИНА С РАЗНЫМ ПРОТЕКТОРОМ?Скачать
Как устанавливать асимметричные шины?Скачать
✅ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА? НАПРАВЛЕННЫЙ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЧНЫЙСкачать
Вот ЧЕМ надо ЧЕРНИТЬ ШИНЫ (качественно, безопасно, дешево)Скачать
На что влияет протектор шин, история автомобильных шин, какие бывают протекторыСкачать
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫСОТУ ПРОТЕКТОРА ШИН НЕ ИМЕЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТСкачать
Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать