Разработка зимних покрышек и постоянное совершенствование их сцепных качеств, привели к новой конструкционной особенности, которой стали ламели на шинах. Событие произошло в середине прошлого столетия. Первые положительные отзывы об улучшенных характеристиках колёс, поступили от водителей в период эксплуатации машин в мокрый снег и на обледенелой дороге. Новшество оказалось настолько практично, что его используют в современном производстве автомобильной резины. Но мало кто знает, что первые ламели появились не на покрышках.
Видео:Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложномСкачать
Что такое ламели на шинах
Ламели – это микроразрезы на поверхности блоков протектора. Если приглядеться, то можно увидеть, что вся ширина профиля покрышки оснащена прямыми или волнообразными разрезами. Ламели были придуманы, преимущественно для зимних шин. В данный период, это технологическая особенность применятся на некоторых моделях летней резины.
Первые ламели появились не на покрышках, а на резиновой обуви. Это произошло в 1923 году. Автором изделия стал Джон Сайпс, работник мясокомбината. С тех пор, ламели носят его имя и называются — Sipes.
С конца 60-х, разработчики покрышек в США, старались сделать передвижение на автомобиле более безопасным. К этому, добавилось желание улучшить управляемость и проходимость машины. В 70-х, к ним присоединились европейцы, желающие поберечь асфальт от шипов.
Экспериментируя с протектором, инженеры выявили, что если разделить каждый блок на несколько частей, то пятно контакта с дорогой увеличится. При этом, каждый микроблок будет работать самостоятельно. В совокупности с более мягким каучуком, у разработчиков получились отличные покрышки с повышенной цепкостью.
Видео:Шинциклопедия: ламелиСкачать
Зачем нужны ламели – какова их функция
В пятне контакта колеса с автодорогой ламельная поверхность протектора расширяется и ложится всей плоскостью на неровный участок дороги. Другими словами, словно прилипает к нему, как улитка. Эта функция позволяет значительно повысить сцепление и управляемость автомобилем. При этом, дорожное полотно может быть обледенелым или мокрым. Но, на характеристики колеса, такие факторы повлиять практически не могут.
Прохождение поворота на шинах с ламелями, также стало на порядок выше. Блоки с микроразрезами начинают работать в поперечном направлении. После выхода из поворота, ламели начинают функционировать в продольном направлении.
Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Виды ламелей
Изготовители шин применяют новаторские решения в нанесении ламелей на свою продукцию. Представить протектор зимней шины без микроразрезов – невозможно. Но это уже не однообразные ламели, а разрезы различных конфигураций, что добавляет эффективности сезонным колёсам. Сегодня встречаются следующие виды ламелей:
- прямые;
- волнообразные;
- зигзагообразные
- конфигурации Y, Z или П;
- четырехугольные;
- самоблокирующиеся;
- ламели-насосы;
- 3D ламель.
Видео:Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit GizСкачать
Преимущества и недостатки ламелей
Достоинство технологичных микроразрезов в том, что они как губка впитывают воду и снег, улучшая пятно контакта колеса с автодорогой. Минус – это повышает эффект аквапоанирования. Кроме того, шины с ламелями непрактичны в горячем асфальте. Мягкая резина делает автомобиль менее чутким к управлению в тёплое время года.
Некоторые производители начали патентовать свои ламели. Например, компания Pirelli, разработала новый вид, похожий на кирпичную кладку. Новшеству присвоили название — Interactive Block Sipes.
Высокоэластичный состав резины в совокупности с ламелями, делает зимние колёса практичными. Причём неважно, арктические это шины или фрикционные (липучки). Очевидно, что без ключевых микроразрезов, сцепные качества колёс были бы хуже.
Читайте также: Шина авиационная класс опасности
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Шины слик: особенности, виды, сферы применения
Можно ли ехать на спущенном колесе — какие последствия
Тайрлоки — что это? Зачем нужны? Где применяются?
Видео:Зимняя резина. Ламель или шипыСкачать
Что такое ламели у шин
Видео:Как срезать ламели шин Т-РОМ 8/ТРОМ16.Скачать
История появления ламелей
История ламелей на шинах берет свое начало более пятидесяти лет назад. Тогда производители резины начали использовать мелкие прорези в блоках протектора для усиления характеристик шин.
В первую очередь ламели были созданы, чтобы помочь водителю на мокрой и обледенелой дороге. Ламель узкая канавка, прорезь в блоке протектора. Применяется как в летних, так и в зимних шинах.
Видео:Про резину Шипы или липучка Ни кого не слушай)))Скачать
Для чего нужны ламели
Выполняет ряд важных функций протектора:
— очищение протектора и улучшение сцепления на влажных, снежных и обледенелых покрытиях. Механизм этого процесса заключается в следующем – при давлении блока на поверхность в прорези создается разряжение, благодаря чему вода, слякоть, снег поднимаются в глубь протектора. Шина как бы «прилипает» к покрытию и сцепление увеличивается.
Ламель улучшает сцепление и укорачивает тормозной путь. Блок ударяя о покрытие, трется о поверхность дороги, на краях каждой части разрезанной ламелью образуются задиры «микрокогти» — эффект затачивания ламелей. Благодаря этому увеличивается трение во время торможения и сцепление усиливается.
Ламель улучшает управляемость стабилизируя блок в продольном и поперечном направлениях. При изменении направления движении части блока разрезанные ламелью, сцепляются в блок становится жестким. Как результат – улучшается управляемость.
Видео:ЗИМНЯЯ резина - ШИПОВАННАЯ или ЛИПУЧКА ? Что выбрать?Скачать
Типы Ламелей
- Прямая
- Вонлообразная, Зиг Заг, Z-ламель
- Y-ламель
- Четырех угольная ламель
- 3D ламель
- П-образная ламель
Видео:LADA Niva Legend — ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ.Допускаемые типоразмеры шин, колес и давление воздуха в шинах.Скачать
В чем минусы использования ламелей
У шин с ламелями есть одна «ахиллесова пята». Так как ламели подвижны, шины становится не столь устойчивой и жесткой. Это сказывается в первую очередь на управляемости. У большинства зимних шин при использовании в теплую погоду эти минусы обостряются и шины существенно начинают проигрывать летним шинам.
Видео:Какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки ("липучки") — на льду и асфальтеСкачать
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Что вообще такое ламели? Взглянув на протектор, можно увидеть не только основной широкий рисунок канавок, но и тонкие, как будто ножом сделанные, зигзагообразные глубокие разрезы, образующие причудливые узоры и придающие покрышке эдакий чешуйчатый вид. Собственно, разрезы — это и есть ламели, изобретенные в 60-х годах прошлого века. Именно благодаря им появились современные зимние и всесезонные шины, надежные и высокоэффективные. Часто ламелированные шины еще называют фрикционными или попросту «липучками».
Так какие же такие замечательные свойства приобретают шины при нанесении ламелей? Сейчас мы их рассмотрим.
Во-первых, увеличение сцепления с дорожным покрытием. Из-за разрезов улучшается податливость блоков протектора, соответственно, резина становится более «мягкой», плотнее обхватывает дорожные неровности и способна передавать большее тяговое усилие. Кроме того, ламели создают на поверхности шины множество дополнительных кромок, что также улучшает сцепление. Это делает ламели практически незаменимыми на заледенелой дороге. Более того, в таких условиях «липучки» проявляют себя даже лучше шипованной резины. Однако сразу замечу, что у этого положительного фактора есть и минусы, порой весьма существенные, к которым мы еще вернемся.
Читайте также: Шины toyo proxes t1 sport 225 55 r17
В настоящее время в протекторах зимних покрышек почти всегда совмещают шипы и ламели, и недаром именно такие гибриды показывают наилучшие результаты в тестах. Вообще, если вам вдруг попалась зимняя неламелированная шина, то можно почти наверняка сказать, что она предназначена для езды в основном по глубокому или утрамбованному снегу, а вот на льду или мокром покрытии будет проигрывать фрикционной.
Слева направо:
зимняя шипованная шина Goodyear 255/55 R18 Ultra Grip 500 109T XL,
зимняя фрикционная шина Nokian Hakkapeliitta R,
летняя шина Nexen Radial А/Т (RV)
Во-вторых, к положительным моментам смело можно причислить увеличение площади поверхности шины, то есть площади теплоотдачи. Оно влечет за собой уменьшение температуры, а это, в свою очередь, уменьшает износ резины. Иногда на боковых поверхностях шашек протектора, где тепловые нагрузки наиболее высоки, делают простые цилиндрические (круглые) ламели. Они совершенно не уменьшают пятно контакта колеса с дорогой, но при этом очень эффективны для отвода тепла.
В-третьих, применение ламелей предоставляет конструкторам шин большие творческие возможности при разработке и дизайне. Очень часто ламели как конструктивный элемент заставляют выполнять дополнительные функции. В качестве примера можно привести фирму Nokian Tyres, которая запатентовала так называемые насосные ламели. Они находятся на боковых поверхностях шашек плечевой (краевой) зоны протектора и имеют вид кармашков, которые при сжатии шины раскрываются и втягивают в себя воду. Или, скажем, изобретены ламели-«капли», которые, при истирании рисунка протектора на две трети, раскрываются и образуют дополнительные кромки для зацепления. Также на сайте одного из производителей шин пытаются воздействовать на эстетические чувства потенциальных покупателей, утверждая, что ламели на их покрышках имеют форму языков пламени.
Однако при всей очевидной пользе от ламелей они имеют и недостатки, с которыми, впрочем, производители шин успешно борются. Недостатки эти, как зачастую бывает, являются оборотной стороной достоинств, и сейчас мы узнаем о них поподробней.
Основная беда ламелизированных шин — повышенная склонность к аквапланированию. Напомню вкратце, что это такое. При движении по мокрой дороге перед колесом возникает бугорок воды, выдавленной из-под резины вперед по ходу движения. При достаточно высокой скорости избыточная вода не успевает вытечь в стороны, бугорок становится настолько плотным, что колесо приподнимается и автомобиль начинает «плыть» по поверхности, теряя управление. В отличие от контролируемого скольжения при повороте при аквапланировании управление машиной невозможно до тех пор, пока скорость не упадет. Более того, если в это время пытаться вывернуть руль, то возникает опасность резкого броска автомобиля в сторону в момент, когда снова появляется сцепление с дорогой.
Аквапланирование как оно есть
Так вот, ламелированные шины из-за своей повышенной мягкости хуже отводят воду из-под колес, соответственно, устойчивость к аквапланированию у них не на высоте. Объяснение этому простое — более мягкая резина сильнее «проседает» под весом автомобиля, а из-за этого уменьшается просвет водоотводящих канавок протектора. Поэтому при проектировании рисунка протектора с ламелями предусматривают более широкие дорожки протектора в плечевых (краевых) зонах, позволяющие эффективно отводить воду и снег из пятна контакта. Применяют также специальные профили ламелей, такие, как уже упоминавшиеся выше насосные.
Читайте также: Шины в смоленске соболева
Далее, «мягкость» резины, та самая, способствующая улучшенному сцеплению, оборачивается пониженной износостойкостью. Да-да, с одной стороны, увеличивая теплообмен, ламели помогают снизить износ резины, а с другой — делая поверхность шины более податливой, увеличивают его. Впрочем, износ хотя и увеличен по сравнению с неламелированной шиной, в итоге все равно меньше, чем у аналогичного колеса с мягкой резиной.
Чтобы бороться с этим явлением, применяют различные компромиссные решения. Например, иногда прорези идут не по всей ширине протектора, а только в его центральной части, не доходя до краев. А порой вертикальный профиль ламели делают зигзагообразным, тогда при возникновении усилий смежные боковые стороны ламелей смыкаются, «монолитизируя» поверхность покрышки.
В 90-х годах прошлого века появились так называемые «сотовые» ламели в виде шестиугольников. Они хорошо держат как продольные, так и боковые усилия на поверхность шины, при этом сохраняя необходимую жесткость. На иллюстрации справа показана шина ContiwinterContact TS 800 именно с таким типом ламелей.
Следующий на очереди минус ламелированных шин — снижение скоростных режимов для автомобиля. Впрочем, это просто еще одно неизбежное следствие мягкости резины, ведь такая шина сравнительно хуже держит форму, соответственно, хуже ведет себя на виражах и поворотах, у нее несколько ниже курсовая устойчивость. То есть любителей погонять с ветерком по снежной целине или мокрому асфальту ждет разочарование. Всех же остальных, не повернутых на адреналине, можно успокоить — для незапредельных скоростей шины ведут себя вполне предсказуемо.
Ну и еще один недостаток, не особо критичный, однако довольно некомфортный — это увеличение шума при движении. В самом деле, раз увеличивается число кромок, производящих микроудары при соприкосновении с дорогой, соответственно, увеличится и шум. Это тот недостаток, с которым, по большому счету, можно и смириться — в конце концов, шипованная резина ничуть не тише. Однако и тут производители пытаются найти какие-то решения, экспериментируя с различными формами и размерами ламелей. Разумеется, в рекламных текстах они утверждают, что уж в очередной-то новой модели уровень шума намного ниже, чем у предшественниц. Ну что ж, возможно, по сравнению с однотипными шинами это и так, но по сравнению с неламелированными шинами их фрикционные товарки все равно будут звучать громче, тут уж ничего не поделаешь.
Подводя общий итог, можно сказать следующее: ламели как конструктивный элемент протектора дают возможность производителям шин конструкторскими методами «программировать» физические свойства покрышки, позволяя находить оптимальный компромисс между жесткой и мягкой резиной. Безусловно, минусы у них есть, но в основном это недостатки, присущие не самим ламелям как таковым, а вообще шинам, изготовленным из мягкой резины, в сравнении с их жесткими аналогами. Преимущества же слишком очевидны, чтобы отказываться от такого удобного и сравнительно малозатратного способа улучшения зксплуатационных свойств шины.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🌟 Видео
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
ЗИМНИЕ ШИНЫ ЛЕТОМ?! МОЖНО. НО ЕСТЬ НЮАНСЫ. РАССКАЗЫВАЮ.Скачать
Нарезка протектора шины. Станок ламельный. ТОП!Скачать
На что влияет протектор, рисунок шин. С каким протектором выбрать шиныСкачать
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Сравниваем "зиму", "всесезонку" и "лето" на снегу. Результат очевиден?Скачать
Зимние шины: шипы или не шипы?Скачать
Нарезка зимней ламели грузовой шины.Скачать
Накипело! Про заблуждения о M+S шинах (и о всесезонке тоже)Скачать
ЛамелиСкачать