Боевая машина пехоты 1-й разработки стала первенцем бронетехники нового типа. После Второй Мировой Войны бронетранспортёры прочно обосновались в армиях всего мира. Однако их массовое применение показало, что БТРам свойственны специфические недостатки. Мотострелки тряслись в душной тёмной коробке, не имея ни представления о происходящем вокруг, ни возможности участвовать в бою до спешивания. И это ещё не рассматривая перспективу возможного применения средств массового поражения.
Так родилась идея боевой машины, которая позволила бы пехотинцам воевать, не выходя из неё, и вооружённой достаточно мощно, чтобы вести бой самостоятельно.
- История создания и конструкция боевой машины
- Тактико-технические данные в сравнении с зарубежными аналогами
- Модификациии боевое применение
- Видео
- БМП-2: технические характеристики, устройство, вооружение, производитель
- Как создавалась и разрабатывалась
- Вооружение БМП-2
- Двигатель, ходовая часть БМП-2
- Обеспечение маскировки БМП-2
- Бронирование БМП-2
- Экипаж БМП-2
- Защита экипажа БМП-2 от радиации
- Модернизация БМП-2 с модулем «Бахча-2»
- Автоматический гранатомет для БМП-2
- БМП-2 с модернизированным «Бережком»
- Другие варианты модернизации
- Участие БМП-2 в военных конфликтах
- БМП-2 на вооружении зарубежных стран
- Памятники БМП-2
- Видео
Видео:Запуск двигателя УТД-20 до установки на БМПСкачать
История создания и конструкция боевой машины
БМП-1 разрабатывалась в специальном конструкторском бюро Челябинского завода под руководством конструктора Павла Исакова. Работы по её созданию начались ещё в 1960 году. Предполагалось создать лёгкую, подвижную, плавающую машину, спешиваться с которой десант будет только для преодоления подготовленной обороны. Облик машины сложился не сразу – так, самый первый вариант плавал с помощью водомётного движителя.
А один проект – «объект 765» предусматривал встроенные пулемётные установки, огонь из которых вели мотострелки. Что интересно, подобная идея позже возродится на БМП-3. Официально БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году, а уже через год она впервые приняла участие в параде на Красной площади. Выпуск наладили на заводе в Кургане.
Бронирование БМП-1 должно было обеспечивать защиту от снарядов 23мм пушек в лобовой проекции, и от пуль калибра 7.62 мм «по кругу». Лобовая броня не обладает большой толщиной – всего 19 мм, но расположена под значительными углами наклона, что увеличивает вероятность рикошета снаряда.
Бортовая броня машины имеет толщину 18мм и 16мм в верхней части. Для защиты от современных бронебойных пуль калибра 7.62мм этого может быть недостаточно, но в своё время хватало. А вот от огня крупнокалиберных пулемётов БМП-1 не защищала. Толщина крыши и люков 6-7 мм.
Главным противотанковым средством БМП-1 стала управляемая ракета «Малютка», установленная над орудием.
Дополнительные четыре ракеты перевозились внутри. 73мм гладкоствольное орудие «Гром» разработали на базе станкового гранатомёта СПГ-9, унифицировав с ним по баллистике.
Основным боеприпасом стал кумулятивный активно-реактивный выстрел ПГ-15, способный пробивать до 300мм брони. Боекомплект – 40 выстрелов в конвейере автомата заряжания. С пушкой спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62 мм, его боезапас – до 2000 патронов в лентах. Приводы башни – электромеханические, есть резервные ручные.
Когда боевое применение БМП-1 показало, что противопехотные возможности орудия недостаточны, в боекомплект пушки в 1974 году включили осколочную гранату ОГ-15В, снаряжённую 735 граммами тротила. В отличие от кумулятивного выстрела, реактивного двигателя она не имела (и потому имела иную баллистику), а в автомат заряжания не помещалась, что вынуждало заряжать её только вручную. Прицельная сетка шестикратного прицела, в связи с этим, получила новую шкалу наведения.
Для применения стрелкового оружия в бортах имеются восемь амбразур, причём две передние служат для ведения огня из пулемётов, а остальные шесть – автоматные.
Ещё одна амбразура для ведения автоматного огня предусмотрена в кормовой двери. Пороховые газы при стрельбе должны отсасываться через систему шлангов.
Моторно-трансмиссионный отсек – спереди, причём двигатель сдвинут к правому борту, освобождая место для отделения управления. В центре корпуса – башня, боевое отделение. Наконец, корму машины занимает отсек для десанта. Там же находится топливный бак, спиной к которому сидят мотострелки. Дополнительные баки находятся в кормовых дверях, и в боевой обстановке заполняться не должны.
Механик-водитель сидит в носу машины у левого борта, позади трансмиссии. Он управляет БМП при помощи Т-образного штурвала, а за обстановкой наблюдает через три призменных перископа. Сразу за водителем – место командира машины. Помимо перископов, в его распоряжении прибор наблюдения ТКН-3Б с дневным и ночным каналами.
Американцами отмечалось, что инфракрасный прожектор командира над люком перекрывает пушке сектор обстрела. Башня одноместная, там находится пост наводчика. Наконец, десант сидит в кормовой части, лицом к бортам. Для каждого стрелка тоже предусмотрен перископ наблюдения.
Двигатель – шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 300 л.с. Он способен работать не только на солярке, но и на авиационном керосине. Интересная особенность двигателя – большой угол развала цилиндров, обеспечивающий малую высоту агрегата.
Запускается мотор машины пневматическим стартером, предусмотрен дополнительный электрический.
Имеется предпусковой подогреватель. Коробка передач механическая, пятиступенчатая. Механизмы поворота – планетарные. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Плавает машина за счёт перематывания гусениц.
Для защиты от оружия массового поражения БМП-1 оснащалась противорадиационным подбоем, фильтровентиляционной установкой и средствами герметизации. Система срабатывала автоматически, но можно было задействовать её и вручную. Для тушения пожаров в силовом отделении предусматривалась автоматическая система пожаротушения.
Двигатель при её срабатывании останавливался. Тушить огонь в боевом отделении следовало вручную, при помощи углекислотного огнетушителя. Изначально БМП-1 могла ставить дымовую завесу, впрыскивая топливо в выпускной тракт, на модификации БМП-1П появились дымовые гранатомёты.
Читайте также: Топливный насос лодочного мотора сиа про
Видео:Двигатель БМП УТД -20.Скачать
Тактико-технические данные в сравнении с зарубежными аналогами
То, что БМП-1 стала первой серийной боевой машиной пехоты, не значит, что советские конструкторы значительно опережали время. Немецкая БМП «Мардер» пошла в производство уже в 1969 году, а в начале 1970-х свою машину представили и французы.
БМП-1 | «Мардер» | AMX-10P | |
---|---|---|---|
Экипаж + десант, чел. | 3+8 | 3+7 | 3+6 |
Масса, т | 13 | 28,5 | 14,2 |
Длина, м | 6,7 | 6,79 | 5,77 |
Высота, м | 2,0 | 2,98 | 1,87 |
Максимальная скорость, км/ч | 65 | 75 | 65 |
Вооружение | 73мм пушка, 7.62мм пулемёт, ПТРК «Малютка» | 20мм пушка, 2х 7.62мм пулемёта, ПТРК» Милан» | 20мм пушка, 7.62мм пулемёт |
Немецкая машина гораздо тяжелее «современников». Она стала родоначальником подкласса «тяжёлых БМП» — неплавающих, но с более мощной защитой. Уже первые модификации «Мардера» должны были обеспечивать круговую защиту от пулемётов калибра 14.5мм. Французская машина по показателям защищённости примерно соответствовала БМП-1. Показательно, что зарубежные конструкторы изначально вооружили БМП автоматическими пушками, которые в СССР появятся только на машине следующей серии – БМП-2.
Видео:Новый двигатель в БМП / Уголёк будет жить!Скачать
Модификациии боевое применение
Ещё во время производства БМП-1 в серию пошёл её доработанный вариант – БМП-1П. Он оснащался дымовыми гранатомётами, а противотанковое вооружение усилили, заменив ПТРК на более современный «Фагот». Выпускались командирские варианты с дополнительными радиостанциями, и специализированные командно-штабные машины. На базе БМП-1 строилась инженерная и ремонтно-эвакуационная техника. В позднейшее время различные фирмы предлагали модификации с современным оружием и усиленным бронированием.
Боевым крещением БМП-1 стала четвёртая арабо-израильская война. Египетские и сирийские БМП-1 продемонстрировали впечатляющие противотанковые качества, но в целом низкий уровень подготовки арабских солдат пагубно сказался на ресурсе, они быстро выходили из строя из-за недостаточного ухода. С началом гражданской войны в постколониальной Анголе БМП-1 применялись там против войск ЮАР, и зарекомендовали себя достаточно мощными и надёжными машинами.
Когда советские войска вошли в Афганистан, производство БМП-1 уже завершалось, но они успели поучаствовать в ней, вместе с более современными машинами. И оказались не самыми подходящими для афганских условий машинами. Углы наведения пушки «Гром» не позволяли обстреливать цели на возвышениях, тонкая броня крыши пробивалась иногда даже пулемётным огнём.
Машину дополнительно защищали броневыми экранами, вооружали автоматическими гранатомётами.
После развала СССР БМП-1 использовалась во всех локальных войнах на постсоветском пространстве, и до сих пор участвует в арабских и африканских гражданских войнах.
БМП-1 не стала тем «первым блином», который комом, оказавшись вполне эффективной машиной. Несколько ограничил потенциал машины неудачно выбранный комплекс вооружения. В 70-е годы орудие «Гром» ещё компенсировала недостаточные противопехотные возможности высокой бронепробиваемостью. А вот поражать танки с динамической защитой и комбинированной бронёй оно уже не могло.
Однако следующая боевая машина – БМП-2 – конструктивно не очень отличается от предшественника, а модернизированные варианты БМП-1 по огневой мощи не уступают современным конкурентам. Это может говорить только о том, что в основе своей идея и воплощение были удачными.
Видео:В чём разница между БТР и БМПСкачать
Видео
Видео:БМП-3Скачать
БМП-2: технические характеристики, устройство, вооружение, производитель
БМП-2 – боевая машина пехоты разработана, выпущена в СССР в 1977 году. Сегодня БМП-2 стоит на вооружении армии России и других стран мира. Она успешно участвовала во многих военных конфликтах в разных уголках планеты.
Где и когда была сконструирована и изготовлена БПМ-2? Чем она вооружена? Способна ли машина, разработанная в 70-х годах 20-го века эффективно вести боевые действия в условиях современного боя? Какие изменения и модернизации были предложены для боевой машины пехоты
Видео:Боевая машина пехоты. БМП-2Скачать
Как создавалась и разрабатывалась
БПМ-2 появилась благодаря усовершенствованию БМП-1. Во время войны в Афганистане стало ясно, что БМП-1 не соответствует требованиям современного боя. Курганский машиностроительный завод, начиная с 1974 года, стал работать над улучшением основной модели. БМП было необходимо перевооружить, сделать более защищенной, в том числе и от ядерного удара. Над модификацией работал еще и Челябинский тракторный завод, модель называлась объект 675.
В результате машина получила более крупную башню, было заменено и добавлено более современное оружие. Вариант ОАО «Курганмашзавод» принят за основу. БМП-2 стала весить от 13,8 т до 14 т, что на целую тонну больше чем БМП-1.
На параде в Москве в 1982 году БМП-2 была представлена на всеобщее обозрение. Это прошло на Красной площади столицы в ноябре.
Видео:Passat B6 двигатель BMP часть 2 сборка и первый пускСкачать
Вооружение БМП-2
Базовой основой вооружения считается 30-мм пушка. Она вмонтирована в башню, которая может свободно вращаться. Кроме этого имеется пулемет 7,62-мм ПКТ, который совмещен с пушкой. Башня БМП-2 более вместительна, чем БМП-1, командир, наводчик располагаются именно здесь. В верхней части башни помещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1).
Нарезная малокалиберная автоматическая пушка 30-мм была сконструирована А. Г. Шипуновым, В. П. Грязевым. Кроме этого, машина оснащена гранатометом РПГ-7, для которого есть гранаты ПГ-7В в количестве 5 штук. Десантники тоже обеспечены вооружением, состоящим из 2 пулеметов, 6 автоматов, 12 гранат Ф-1. Прилагаются боеприпасы. Есть два варианта комплектации: 2 зенитных комплекса 9К34, или один и РПГ-7.
БМП-2 может поражать вертолеты, танки, живую силу противника, уничтожать разные строения.
Видео:2.0 TDI BMP поломки и проблемы двигателя | Слабые стороны ВАГ мотораСкачать
Двигатель, ходовая часть БМП-2
У БМП-2 устройство ходовой части аналогично БМП-1. Машина способна развивать скорость 65 км/ч на асфальте, 40-45 км/ч по грунтовке или другой пересеченной поверхности.
БМП-2 преодолевает водные преграды со скоростью не более 7 км/ч. При ведении боевых действий это необходимо учесть, особенно, если предполагается преодолевать водную преграду с сильным течением. БМП-2 может преодолевать подъем в 35°.
В БМП-2 стоит шестицилиндровый четырехтактный двигатель УТД-20С1, работающий на дизельном топливе.
Видео:Двигатель от БМП или боевой машины пехоты. Двигатель БМП в разборе.Скачать
Обеспечение маскировки БМП-2
Машина снабжена средствами маскировки. Это 6 гранатометов 902В «Туча», которые снабжены специальными дымовыми снарядами 81-мм. С помощью таких гранат обеспечивается маскировка на площади 200-300 квадратных метров. На первых машинах объекта 675 не было гранатометов для создания дымовой завесы.
Кроме этого у БМП-2 есть аппарат ТДА, который можно использовать многократно. С помощью такой термодымовой защиты можно обеспечить радиус маскировки 100-150 м. Прибор запускается с помощью тумблера, расположенного на рабочем месте водителя-механика. ТДА работает на принципе распыления дизельного топлива. Поэтому именно от того, насколько двигатель прогрет, будет зависеть плотность дымовой завесы БМП.
Видео:Двигатель БМПСкачать
Бронирование БМП-2
Корпус машины сварной, для его изготовления используются специальные катаные листы броневой стали. Броня корпуса имеет разную толщину, что защищает машину, делает ее прочной, жесткой. Корпус БМП первой и второй модели не сильно отличаются. Основные различия в башне. В БМП-2 установлена башня большего размера, в которой размещаются 2 человека.
На сегодняшний день у БМП-2 технические характеристики считаются недостаточными, особенно в плане защиты, так как на вооружении стран НАТО есть пушки, которые способны пробить броню этой машины. Ее броня не выдерживает прямого попадания снарядов пулемета калибра 12,7 мм.
Лобовая броня БМП-2 толщиной 19 мм. К гибели машины и экипажа могут привести попадания 122-мм снарядами. Огнемет «Шмель» способен привести к выгоранию БМП-2. Если произойдет подрыв на мине, фугасе, то погибнет большая часть экипажа.
Видео:БМП -1 Моторно-трансмиссионное отделение.Скачать
Экипаж БМП-2
В боевой машине пехоты предполагается размещение 10 человек. Три члена экипажа выполняют основную функцию: командир, водитель, оператор-наводчик. Экипаж состоит из семи стрелков десантников, которые участвуют в бою, ведя огонь из своего оружия прямо на ходу, используя амбразуры БМП-2.
В левой передней части машины установлено место для водителя-механика. Позади расположено рабочее место стрелка.
Стоит отметить, технические характеристики БМП-2, согласно которым, в отличие от БМП-1, эта машина имеет более вместительную башню. Боевое отделение с командиром и оператором-наводчиком располагается в башне и подбашенном пространстве.
Десантное отделение находится в кормовой части БМП-2. Здесь располагаются места для 6 стрелков. Для погрузки и выгрузки экипажа стрелков есть две двери. В верхней части корпуса имеется 2 люка, которые выполняют следующие функции:
- для стрельбы по воздушным целям;
- для обзора окрестности;
- для эвакуации;
- для выхода, если это необходимо сделать при движении по воде.
Отделение для десанта снабжено 2 батареями аккумулятора, системой отопления, радиостанцией Р-126.
Видео:BMP-1 Engine Start 300 HP BEASTСкачать
Защита экипажа БМП-2 от радиации
Для защиты людей, которые находятся в БМП-2, используются несколько способов. На крыше корпуса в отделении для десанта, на крышках люков установлен с внутренней стороны подбой.
Все отделения, в которых находится экипаж, обеспечены герметичной системой защиты. Это спасает от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ. В случае необходимости, сюда будет подаваться очищенный воздух, для этого предусмотрена фильтровентиляционная установка. Машина снабжена приборами химической и радиационной разведки. Система защиты может запуститься автоматически или вручную.
На БМП-2 установлено оборудование для тушения пожара, которое рассчитано на два использования. Это 2 баллона с составом «Хладон» 114В2. В машине установлено 4 датчика. Кроме этого есть еще и ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Видео:Запуск двигателя БМП-1, уже весна ,часть 3Скачать
Модернизация БМП-2 с модулем «Бахча-2»
В течение периода серийного выпуска происходила модернизация БМП-2. До сих пор машина стоит на вооружении российской армии, поэтому требуются усовершенствования.
В 90-е годы 20-го века возникла необходимость модернизации ТТХ БМП-2. Требовалось увеличить огневую мощь, необходимую для проведения атаки в условиях современного боя. Конструкторское бюро города Тула предложило снять стандартную башню с БМП-2 и на ее место поставить модуль «Бахча-У».
«Бахма-У» имеет ствольное, ракетное вооружение. Все элементы вооружения соединены в единый блок. В него входят 10-мм установка 2А70. Кроме этого добавлен пулемет ПКТ. «Бахча-У» имеет 30-мм автоматическую пушку, которая снабжена 34 снарядами, 4 ракетами комплекта 9К116 «Кастет».
Модернизированная башня сделана полноповоротной. Улучшены прицелы для командира и наводчика. Стало проще управлять системой вооружения, применяется автоматизированная система.
В результате ТТХ БМП-2 позволяют атаковать объекты с расстояния 4 км. До 5 км увеличилась зона обстрела. Благодаря осколочно-фугасным снарядам стало возможным поражать больше живой силы противника и других объектов.
Модернизация привела и к другим изменениям. Новая башня «Бахча-У» имеет вес до 3,98 т. Машина в этом случае становится настолько тяжелой, что теряет свою плавучесть. Кроме этого экипаж пришлось сократить на 2 десантника.
Модернизированный вариант БМП-2М принимал участие в выставке военной техники, но большое количество заказов не поступило. В российской армии больше используют базовую модель БМП-2.
Видео:Бмп-2 Реальный взгляд.Скачать
Автоматический гранатомет для БМП-2
В 80-х годах 20-го века возникла необходимость увеличить огневую мощь БМП-2. Было нужно увеличить количество поражаемой живой силы противника. Для этих целей предложено установить на БМП-2 гранатомет АГ-17 «Пламя». Важно, что переделывать базовую модель было не нужно. Поэтому можно установить новый гранатомет на любое БМП.
К началу 90-х модернизированные варианты БМП-2 поступили в армию нашей страны. Курганский машиностроительный завод выпустил несколько десятков модернизированных моделей. В дальнейшем эти машины больше не выпускались.
Видео:Разваленное БМП оккупантов под Киевом (с двигателем V-6 и углом развала 120°)Скачать
БМП-2 с модернизированным «Бережком»
В 90-х годах был предложен еще один вариант модернизации боевой машины пехоты. Разработчики предложили Б05Я01 «Бережок». Такой модернизированный вариант стал называться БМП-2М. После того, как он был представлен на выставке военной техники, стал продаваться в разные страны мира.
Новая башня БМП-2 напоминала базовую модель. Машина снабжена автоматической пушкой 2А42, пулеметом ПКТМ, гранатометом АГ. Установлены управляемые ракеты комплекса «Корнет». Кроме этого увеличен боевой комплекс БМП-2М.
В результате БМП-2 способна уничтожить цель на расстоянии 8-10 км. Улучшены приборы наведения прицелов командира, наводчика-оператора.
Важно, что БО5Я01 «Бережок» весит не более 3,250 т, то есть существенно башня не увеличила вес исходной модели. Таким образом, БМП-2М не уступает в плавучести и ходовым качествам БМП-2.
Видео:БМП-3 внутри / Inside the BMP-3 Infantry Fighting VehicleСкачать
Другие варианты модернизации
Кроме этого известно несколько модификаций базовой модели. БМП-2К считается командирской машиной, оснащенной дополнительными современными средствами связи. Выпускается вариант в небольшом количестве.
Для военных действий в Афганистане больше подходил БМП-2Д, известный больше как «афганский вариант». Модернизированный вариант был предложен конструкторами в 1981 году. Базовая модель имела дополнительное бронирование, что увеличило вес и машина перестала плавать.
Видео:запуск двигателя бмп зимой, часть 1 .Скачать
Участие БМП-2 в военных конфликтах
Боевая машина пехоты регулярно принимала участие в военных конфликтах Ближнего Востока, Африки, на территории бывшего СССР.
Во время войны в Афганистане, проходившей в 1979-1989 гг., была проверена БМП-2 технические характеристики, которой были апробированы в условиях реального боя. Так в 1982 году машины поступили на вооружение советских войск в Афганистане. Самое большое количество потерь боевой машины пехоты этого типа относится именно к этому времени.
БМП-2 принимали участие во многих военных конфликтах на территории бывшего СССР. Это войны в Абхазии, Таджикистане, Южной Осетии. В период с 2014-2016 гг. в восточной части Украины произошли вооруженные конфликты. Технические характеристики БМП-2 дали возможность использовать машину в разных условиях и местности. Во время первой и второй чеченских войн активно использовались эти машины. Потери боевой техники в этих военных столкновениях весьма значительны.
В Африке и на Ближнем Востоке БМП-2 применялись армиями разных стран. Машина участвовала в войнах в Персидском заливе, в Анголе, в Сирии, Йемене, в Иракской войне и других серьезных конфликтах.
Таким образом, БМП-2 использовалась в 16 самых крупных военных столкновениях, которые произошли в конце 20-го начале 21-го века.
Видео:Угнать за 60 секунд (БМП-2)Скачать
БМП-2 на вооружении зарубежных стран
С самого начала выпуска БМП-2 многие страны проявили интерес к этому виду вооружения. Сейчас машина стоит на вооружении 35 стран мира. Базовая модель производилась в Чехословакии, Индии, Финляндии.
БМП-2 есть практически во всех странах бывшего СССР, таких как: Украина, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Грузия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Абхазия, Осетия.
Больше всего БМП разных модификаций стоит на вооружении армий Сирии (около 2450 единиц), Индии (980 единиц), Ирана (400 единиц).
От 100 до 300 машин состоит на вооружении армий Алжира, Вьетнама, Анголы, Йемена, Чехии, Финляндии.
Менее 100 единиц присутствуют в армиях Шри-Ланки, Уганды, Судана, Кувейта, Иордании Индонезии, Словакии, Македонии.
Специалисты считают, что БМП-2 — лучшая машина среди аналогов. Достоинствами называют простоту, надежность, неприхотливость и высокие боевые качества.
Видео:Строим самую быструю БМП на воде с Японским мотором за 500.000 рублейСкачать
Памятники БМП-2
На территории России в разных городах есть несколько памятников. Они есть у ОАО «Курганмашзавода», в городах Белово, Кургане, Новосибирске, Симферополе, в Наро-Фоминском районе Московской области.
На сегодняшний день в армии России эксплуатируется около 3,5 тысяч БМП-2. Кроме этого, 1,5 тысячи находятся в законсервированном состоянии. Около 16 БМП-2М с новыми двигателями и башнями должны поступить в ближайшее время на вооружение армии. В статье мы видим, что несмотря на свой возраст, БМП-2 не прекращает терять популярность, причем не только на территории России.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🔥 Видео
Т5564 ДВС (Двигатель) VW Passat B6 2.0tdi BMPСкачать