Здравствуйте, разговор пойдёт о том виде топлива, которое заменит бензин. Как Вы уже догадались — это газ. Но какой именно газ? Их ведь много разных.
Сегодня рассмотрим два самых популярных варианта газового оборудования доступных на рынке, работающих на пропан-бутановой смеси и метане.
Газовое оборудование, имеет сокращённую аббревиатуру (согласно наименованию газа): LPG и CNG соответственно.
Введение.
Сначала познакомимся с этими газами поближе. Для этого я надёргал 5 основных таблиц из сети для того, чтобы можно было в деталях получить основные характеристики и свойства газов.
Критические параметры газов
Газы могут быть превращены в жидкое состояние при сжатии, если температура при этом не превышает определённого значения, характерного для каждого однородного газа. Температура, свыше которой данный газ не может быть сжижен никаким повышением давления, называется критической температурой. Давление, необходимое для сжижения газа при этой критической температуре, называется критическим давлением.
Упругость насыщенных паров
Упругостью насыщенных паров сжиженных газов называется давление, при котором жидкость находится в равновесном состоянии со своей газовой фазой. При таком состоянии двухфазной системы не происходит ни конденсации паров, ни испарения жидкости. Каждому компоненту СУГ при определённой температуре соответствует определённая упругость насыщенных паров, возрастающая с ростом температуры. Давление в таблице указано в МПа.
Зависимость плотности от температуры
Определения.
LPG (Liquified Petroleum Gas) – сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан). Наиболее распространенный вид топлива для легковых автомобилей, как коммерческого, так и частного использования. Получается как побочный продукт при переработки нефти.
CNG (Compressed Natural Gas) – сжатый природный газ (метан). Чаще всего встречается в автомобилях коммерческого назначения или у производителей заводского ГБО.
Тезисы для метанового оборудования (CNG):
1. Самый дешёвый и простой в добыче газ, поскольку не требует химической переработки. Требуется лишь очистка от твердого углерода и прочих примесей.
2. Необходимы толстостенные баллоны, выдерживающие очень не шуточное давление (до 200 бар).
3. Метан тяжело сжимается и не сжижается в доступных нам климатических условиях. Хранится в виде сжатой паровой фазы. Такое поведение метана накладывает на автовладельца повышенную потребность в заправочных объёмах, ниже Вы поймёте почему. Для коммерческого транспорта вполне подходит — закрепил на крыше ПАЗика штук пять-шесть баллонов по 60 литров + под днищем и поехал.
4. Экологичнее пропан-бутана по содержанию CO в выхлопных газах.
Тезисы для пропан-бутанового оборудования (LPG):
1. Пропан/бутан требует химического синтеза (получения) на предприятии (НПЗ), поэтому дороже метана.
2. Хранится при невысоком давлении в баллоне (до 16 бар).
3. Пропан-бутан отлично сжимается и, впоследствии, сжижается. Это положительно отражается на энерговооруженность авто при равном объёме с метаном.
4. Сжиженный газ LPG находится в равновесном состоянии с паровой фазой (при определённом давлении и температуре) и заполняет всё пространство баллона.
5. Баллоны заправляются не более чем на 80% от максимального объема, жидкой фазой, которая измеряется в литрах. Так делают в целях безопасности от воздействия повышенных температур.
Теперь самая интересная часть.
Сравним энерговооруженность бензиновой системы, LPG и CNG.
Для этого примем заправочную ёмкость равную 60 литрам (бензобак / баллон).
Стандартные условия: t=+20 °C, Ра=100 кПа
Низшая теплота сгорания метана: Qm = 36 МДж/м3
Низшая теплота сгорания пропана: Qp = 91 МДж/м3
Низшая теплота сгорания бутана: Qb = 119 МДж/м3
Низшая теплота сгорания бензина (АИ-98): Qv = 33 МДж/л
Плотность метана (паровой фазы): ρma = 0,668 кг/м3
Плотность пропана (паровой фазы): ρpa = 1,872 кг/м3
Плотность пропана (жидкой фазы): ρpl = 500 кг/м3
Плотность бутана (паровой фазы): ρba = 2,519 кг/м3
Плотность бутана (жидкой фазы): ρbl = 570 кг/м3
Плотность бензина: ρv = 750 кг/м3
Газовая постоянная метана: Rm = 519 Дж/(кг*К)
Газовая постоянная пропана: Rp = 189 Дж/(кг*К)
Газовая постоянная бутана: Rb =143 Дж/(кг*К)
Уравнение газа: P*V = m*R*T, где
P — давление, Па; V — объём, м3; m — масса, кг; R — газовая постоянная, Дж/(кг*°К); Т — температура, °C.
Читайте также: Мотор hdx где делают
Пропан — кипит (преобразуется в горючий пар) при температуре -40 °C и выше, т.е. в наших условиях практически всегда переходит из жидкого состояния в газообразное.
Бутан — кипит при температуре -3 °C и выше. т.е. если Бутан охладить до -5 °C или еще сильнее, то он перестанет кипеть и превращаться в пар — останется в жидком виде и не будет создавать давление в газопроводе и кипеть.
Смесь — 50/50, соответственно будет испаряться при температуре примерно -21 °C. В нашей широте возможно использовать такой газ летом.
Смесь — 70/30, соответственно будет испаряться при температуре примерно -30 °C. В нашей широте возможно использовать такой газ зимой.
Бензин
энерговооружённость бака бензина: Wv = 33 Мдж/л * 60 л = 1980 МДж
Метан
масса сжатой паровой фазы в баллоне: mma = P*V/(R*T) = 200*10^5 Па * 0.06 м3 / ( 519 Дж/(кг*°К) * 293 °К) = 7,9 кг
плотность сжатой паровой фазы: Dma = 7,9 кг / 0,06 м3 = 131,7 кг/м3
отношение плотностей сжатой паровой фазы в баллоне и при стандартных условиях: Dma / ρma = 131,7 кг/м3 / 0,668 кг/м3 = 197
энерговооружённость баллона: Wma = 36 МДж/м3 * 0,06 м3 * 197 = 426 МДж (
Стоимость заправки 1 литра жидкого топлива
Бензин
Цена: 44 руб/л
Стоимость 1 МегаДжоуля: Sb = 44 руб/л / 33 МДж/л = 1,333 руб/МДж
Метан
Цена: 16 руб/м3
Стоимость 1 МегаДжоуля: Sm = 16 руб/м3 / 36 МДж/м3 = 0,444 руб/МДж
Пропан-Бутан (50/50)
Цена: 18 руб/л
Отношение плотностей жидкой и паровой фазы при стандартных условиях: ρpbl / ρpbv = 535 кг/м3 / 2,2 кг/м3 = 243,2
Из 1 литра жидкой фазы получится 243,2 литра паровой фазы: Vpbv = 0,2432 м3
Энергия этого объёма пара: Qpbv = 0,2432 м3 * 105 МДж/м3 = 25,534 МДж
Стоимость 1 МегаДжоуля: Spb = 18 руб/л / 25,534 МДж = 0,705 руб/МДж
Вывод: согласно расчёту, энергетическая стоимость пропан-бутанового топлива почти вдвое ниже бензина АИ-95.
А стоимость метана ровно в 3 раза ниже стоимости бензина АИ-95.
Цены взяты по Челябинску и округлены до рубля на дату публикации статьи.
- Почему автомобилисту лучше перейти на сжиженный газ: жизнеспособное альтернативное топливо, которое обеспечивает более чистые выбросы и позволяет снизить затраты
- Сжиженный газ
- Виды газа
- Преимущества
- Хорошо для окружающей среды
- Снижает расходы
- Продлевает срок службы двигателя
- Снижает затраты на техническое обслуживание
- Низкие затраты на конвертацию
- Недостатки
- 🎦 Видео
Видео:Ремонт двигателя аппарата LPG.Скачать
Почему автомобилисту лучше перейти на сжиженный газ: жизнеспособное альтернативное топливо, которое обеспечивает более чистые выбросы и позволяет снизить затраты
Автомобильный сжиженный газ LPG (Liquified Petroleum Gas) является жизнеспособным альтернативным топливом. Он обладает рядом преимуществ, среди которых более чистые выбросы и более низкие затраты.
Читайте также: Самый хороший мотор бмв х5
Поскольку цены на бензин и дизельное топливо постоянно растут в последние месяцы, многие потребители рассматривают способы снижения своих расходов на топливо. Одни стараются сократить использование автомобилей, другие рассматривают возможность перехода на альтернативные виды топлива. Если вы относитесь к числу тех, кто ищет более дешевые альтернативы бензину и дизельному топливу, LPG — это очень жизнеспособное и легкодоступное решение для вашего авто.
Видео:Тест и обзор Tohatsu MFS5 LPG пропанСкачать
Сжиженный газ
Когда сжиженный газ используется в двигателях внутреннего сгорания, его называют автомобильным СУГ. Это смесь пропана и бутана. Сжиженный газ может быть получен из сырой нефти либо из природного газа. Автомобильный сжиженный газ или автогаз, как его называют в некоторых странах, является третьим по распространенности автомобильным топливом в мире и питает до 27 миллионов транспортных единиц.
Часто автомобилистам, которые прежде не сталкивались с газобаллонным оборудованием, не видна разница между сжиженным газом LPG и природным CNG. Что же такое газ LPG? В чем его отличие от CNG?
Видео:SKOREACAR.Ресурс газовых машин LPG с двигателем LPIСкачать
Виды газа
LPG является сжиженным нефтяным газом (пропан-бутан). Он считается наиболее распространенным видом топлива для легковых автомобилей. Выступает в качестве побочного продукта при переработке нефти. Поскольку он жидкий, его объем измеряют в литрах. Жидкообразная форма достигается под воздействием крайне низких температур (до минус 160°C). В дальнейшем осуществляется конденсация из-за отвода теплоты парообразования. Баллон заправляют, как правило, на 80% от максимального объема (не более). Возможно расширение сжиженного газа lpg при тепловом воздействии. В результате оставшееся пространство баллона заполнится.
CNG является сжатым природным газом (метан). Чаще всего применяется в автомобилях коммерческого назначения или производителями заводского ГБО. Находится под высоким давлением, которое составляет около 200 атм (против 16 у LPG). Это означает, что условия к содержанию газовых баллонов для метана более требовательные.
Видео:ГАЗ на АВТО ставить ДА или НЕТ плюсы и минусыСкачать
Преимущества
Автомобильный сжиженный газ LPG является экологически чистым и имеет ряд преимуществ по сравнению с бензином и дизельным топливом. Автомобиль может быть легко оснащен комплектом для использования сжиженного газа, который позволяет ему работать как на бензине, так и на сжиженном газе.
Вот почему LPG является хорошим альтернативным выбором для вашего автомобиля.
Видео:ГАЗОВЫЙ (LPG) Гранд Старекс, 2020 года - практически новая машина. Заводской газовый двигатель.Скачать
Хорошо для окружающей среды
Мы все знаем, что использование сжиженного газа в качестве топлива для приготовления пищи имело меньшие экологические последствия. Однако знаете ли вы, что сжиженный газ, используемый в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, также имеет огромные экологические преимущества?
Международная группа экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) присвоила сжиженному газу нулевой коэффициент потенциала глобального потепления (ПГП), подразумевая, что он не является парниковым газом. Если смотреть в перспективе, то коэффициент ПГП СО2 равен 1, а метана — 25. Сжиженный газ генерирует меньшее количество углекислого газа на единицу произведенного тепла.
В то же время выбросы вредных оксидов азота (NOx) и вредных твердых частиц PM также незначительны для автомобильного сжиженного газа. Примечательно, что именно высокая концентрация вредного ТЧ считается самым токсичным элементом в воздухе. Эти качества делают LPG не только более чистым транспортным топливом, чем бензин и дизельное топливо, но и чем CNG.
Читайте также: Сколько стоит лодочный мотор ветерок 12
Если ваше желание перейти на альтернативное топливо продиктовано мыслями об экологии, вы должны обязательно подумать о переходе на это чистое топливо.
Видео:Заводское ГБО LPI: особенности и преимущества газовых версий Hyundai и Kia с гбо 5го поколенияСкачать
Снижает расходы
Стремительный рост цен на бензин и дизельное топливо является основной причиной, по которой многие потребители сегодня ищут более дешевые альтернативные виды топлива. Автомобильный сжиженный газ оказался значительно дешевле бензина. Когда бензин и дизельное топливо постоянно дорожают, автомобильный сжиженный газ по-прежнему стоит почти вдвое дешевле обычного автомобильного топлива.
С точки зрения эксплуатационных расходов он неизменно был на 40 % дешевле бензина. Это дает потребителям, которые ездят на автомобильном сжиженном газе, значительное ценовое преимущество. При такой огромной дельте потребители, решившие переоборудовать свои автомобили, чтобы можно было использовать LPG, окупают инвестиции в установку конверсионного комплекта в течение нескольких месяцев.
Видео:Как газ убивает Ваши моторы. Вся правда о ГБО.Скачать
Продлевает срок службы двигателя
Автомобильный сжиженный газ также хорош и для двигателя автомобиля. Будучи более чистым топливом, которое производит мало остатков, сжиженный газ не повреждает двигатель. Он позволяет механизмам прослужить дольше. Будучи высокооктановым топливом, он также воспламеняется быстрее, не требуя предварительного прогрева. Двигатель автомобиля на сжиженном газе будет нагреваться быстрее, даже если он полностью холодный. Это очень полезно для двигателя, так как лучшее и быстрое сгорание означает отсутствие повреждений при ударе. Это также приводит к низкому уровню шума при езде. Подсчитано, что срок службы автомобильных двигателей, работающих на сжиженном газе, может быть в два раза больше, чем у двигателей, работающих на бензине.
Видео:Путь Механика с LPG на LNG. Что необходимо знать? Особенности работы на LNG.Скачать
Снижает затраты на техническое обслуживание
Это естественное следствие вышеприведенного преимущества. Поскольку автомобильный сжиженный газ вызывает очень мало повреждений двигателя и его компонентов, расходы на техническое обслуживание остаются низкими. Автомобильный сжиженный газ не оставляет углекислых или кислотных отложений на двигателе, а коррозия или повреждение деталей минимальны. В результате свечи зажигания, клапаны и поршни становятся чище и работают плавно в течение более длительного периода времени.
Видео:MERCURY F 5 MH LPG - лодочный мотор на ГАЗУСкачать
Низкие затраты на конвертацию
Установка конверсионного комплекта обойдется примерно в 30 000-40 000 рублей. Учитывая разнообразные выгоды, которые будут получены от перехода на это топливо, это относительно низкие инвестиции. Потребители, решившие перевести свои автомобили на сжиженный газ, могут очень быстро окупить свои инвестиции в установку конверсионного комплекта в зависимости от цены на автомобильный сжиженный газ в своем городе.
Видео:3 турбоцилиндра: сколько протянет 0,9-литровый мотор H4B для Renault, Dacia и Nissan?Скачать
Недостатки
Есть ли у сжиженного газа минусы? Есть, но они не слишком существенны, если сравнивать их с получаемыми выгодами. Недостатки такие:
- При использовании LPG теряется около 8% мощности двигателя.
- Высокая цена оборудования и монтажа.
- Уменьшение объема багажника, если размещать там газовые баллоны.
- Необходимость в более частой замене воздушного фильтра (2 раза в год).
- Дополнительная замена газовых фильтров на редукторе и форсунках (1 раз в год).
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Плохой запуск двигателя CHEVROLET MALIBU,ORLANDO 2.0 LPGСкачать
Лодочный мотор Mercury F 5 MH LPG на газуСкачать
LPG kit fitting on Boat Out-board MotorСкачать
Как умер насос LPG на KIA K5Скачать
Обзор: лодочный мотор Tohatsu MFS 5C LPG S пропанСкачать
BMW E39 LPG ( газ) особенности установкиСкачать
SKOREACAR. Kia K5 LPG - Пробег 909 тысяч !!!Скачать
Daihatsu Terios 1,5 lpg #auto #lpg #automobile #shorts #conversion #engine #утсанвокагбо #гбоСкачать
Обзор и сравнение газовых автомобилей Hyundai Sonata LPI (LPG) LF VS YF/ Авто из КореиСкачать
Sonata LPI (LPG) L4NA не много об этом моторе и замена натяжителяСкачать