Схема направляющего вала и подшипников опоры — очень дешевый и выгодный способ линейного перемещения. В производстве станков ЧПУ очень часто ее используют. Также применяют для изготовления современных 3D принтеров, фрезерных систем и даже станков для нарезки плазмы.
Особенно ценится в машиностроении за счет своей точности позиционирования. Материал, который используют для прецизионных валов, — это очень плотная, высокоуглеродистая сталь с качествами легирования. Элементы закаляются при высокой температуре и шлифуются, что обеспечивает их высокую стойкость и очень низкий уровень трения деталей.
Видео:Опоры валов и осей: подшипники каченияСкачать
Особенности подшипников опоры
- Температура в работе должна составить от 15 до 100 градусов Цельсия.
- Рабочее затвердевание поверхности должно соответствовать HRC60-64 показателю.
- От 0,5 до 4 уровня должна доходить степень закалки.
- Общий диаметр вала — обязательно от 5 до 70 мм.
- 6500 мм — максимально допустимая длина.
Если вы выбираете вал, обращайте особое внимание на общую гибкость конструкции на больших диаметрах, а в сравнении с рельсовыми аналогами, точность должна быть относительно меньшей.
Применяйте вал на опоре для устранения ненужных прогибов. Продольные направления на вале обеспечивают неограниченную длину перемещения и очень высокую грузоподъемность опоры. Подшипник опоры карданного вала и блоки нужно выбирать в зависимости от того, какая задача перед ними стоит.
Главное, на что вы должны ориентироваться — это конструкция и грузоподъемность. Часто габариты и параметры подшипников отличаются между собой, в основном, незначительно, все зависит от производителя и стандартов, которых придерживались при изготовлении данной детали. Главная роль проводника к ведущему мосту автомобиля отводится непосредственно раздаточной коробке, а выполняет работу карданный привод.
Подшипники — и есть основные детали опорного вала. Важно помнить, что регулировка и настройка предохранительной муфты должна производиться на передаче крутящего момента. А момент для затяжки гайки обязательно должен составлять от 50 до 70 hm. Обратите ваше внимание на то, что опора вала не может терпеть неосторожного обращения и эксплуатации.
Опорный вал считают почти главной деталью среди всех входящих в трансмиссию автомобиля. Ее еще называют подвесным подшипником. В обязанности данного механизма входит поддержка карданного вала.
Делится эта система на два вида:
- не снимаемая (при выходе из работы нужно менять всю систему);
- сменная (можно снять и заменить на новую).
Видео:Опоры валов и осей: подшипники скольженияСкачать
Что такое подшипник качения вала
Подшипник качения — это готовая собранная структура, состоящая из двух внутренних и одного наружного кольца качения. Между ними размещены 2 фигуры качания и четыре сепараторные лямки, в работу которых входит поддержание деталей на допустимом расстоянии.
Подшипник считается самой хорошо собранной частью механизма и используется во многих системах. Исключение составляют конструкции, в которых предусмотрено скольжение деталей. Они стандартизованы и выходят в продажу со специальных государственных производств. Стоит отметить, что Россия является европейским лидером по производству подшипников. До 80-х годов производилось более одного миллиарда этих деталей в год — разных размеров и диаметров.
- высокая устойчивость при трении;
- достаточно маленькая цена массового производства;
- маленькая длина опоры;
- уменьшенный расход смазки;
- очень маленький пусковой момент;
- их можно полностью заменить — это огромный плюс при сборке механизма;
- маленькая чувствительность перекосов и перегибов.
- высокий уровень чувствительности к ударным нагрузкам;
- низкая быстроходность, которая связана с качельной динамикой строения;
- если производить в единичном или малом количестве, стоимость выходит очень высокой;
- высокие радиальные габариты строения;
- ограничена температура работы (через своеобразную форму);
- если взять подшипник общего примера, он не будет работать в агрессивной среде.
Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать
Как же все устроено
Подшипник подвесной еще называют каркасной конструкцией, которая обеспечивает легкое скольжение, продлевающее срок эксплуатации от понижения трения. Такая опора промежуточного вала имеет в себе внутреннее и внешние кольца, в их обязанности входит поддержка подшипника и препятствие в его перемещении. Если деталь качественная, она состоит из плотного и добротного металла. Также там имеются некоторые элементы из высокопрочной резины, которая очень вынослива к трению. Крепится она кронштейном к раме автомобиля.
Видео:Лекция «Валы и оси. Их опоры»Скачать
Показатели поломки
Если во время вождения автомобиля вы заметили лишний звук в виде гула или свиста (также может быть стук), это явный признак поломки опорного вала. Помните, что в этом случае также меняется радиус хода автомобиля. Появляется своеобразное дрожание, которое передается в салон автомобиля при движении.
Видео:Подшипники и тела качения.Скачать
Устройство подшипника
- высокая стойкость к разному роду нагрузок;
- впитывание вибрации;
- низкий уровень звука при работе;
- достаточно компактные размеры;
- хорошая выдержка в агрессивной среде и условиях работы;
- легкая замена или ремонт.
Видео:Виды Опор и опорные реакции. Заделка и шарнирные подвижные и неподвижные опоры и жесткое защемление.Скачать
Симптомы неисправности подшипника
Для более точного определения поломки стоит попробовать услышать звуки во время движения автомобиля накатом, хорошо взять разгон и отпустить педаль газа. После такой манипуляции вы должны услышать определенный гул или свист. В некоторых случаях бывает даже вой.
Видео:FAQ по обозначениям подшипников. Размерные ряды и серии самых ходовых шарикоподшипников.Скачать
Как можно заменить опору
Опора карданного вала (газ) заменяется несложно и может проводиться самим водителем без помощи автомехаников, но процесс следует выполнять должным образом.
- Рожковые ключи на 12 и 13 мм.
- Наставка (из хорошего металла).
- Стандартный молоток.
- Чтобы снять опорные кольца, будут нужны пассатижи.
- Съемник для подшипника.
- Для замены новая опора.
Отвезите автомобиль на автомобильную яму. Мотор следует заглушить и оставить на первой передаче. Для обеспечения безопасности при работе подставьте какие-либо противооткатные механизмы под колеса машины. Перед работой хорошо смажьте все запчасти между подшипником смазкой (WD-40).
Если вы меняете опору карданного вала, то лучше сразу меняйте крестовину, так как их срок службы тоже очень низок. Все крепления в виде болтов следует открутить. Вытащите внутренний фланец (он скреплен с хвостом машины) и тогда лишь снимите крепеж опорного вала.
Обычно вал фиксируют крепежи в виде листков или лепестков, их следует снять. Закрепите снятый вами вал в тисках и открутите болт подшипника. Для снятия вилки используйте специальный съемник, а подшипник снимите при помощи легких стуков по нему.
Ветошью полностью отмойте место для крепления нового подшипника. Зафиксируйте стопор в направлении задней части автомобиля. Закрепите защитную шайбу и гайку, эти элементы обязательно стоит отцентрировать. Когда промежуточная опора вала с подшипником будет надежно закреплена, установите на свое место кандальный вал.
Видео:10 1 Валы, оси и опорыСкачать
Примечание
Важно помнить, что промежуточная опора карданного вала должна меняться не позже конечного срока своей эксплуатации. Но лучше всего менять ее гораздо раньше, так как сильное влияние агрессивной среды и небрежное вождение очень быстро выводит из строя ходовую часть автомобиля. А лучше — проводите технический осмотр автомобиля раз в несколько месяцев, это поможет вам вовремя заметить и предотвратить поломки еще до появления серьезных проблем.
Видео:Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать
Опоры валов и осей
5.1. На что опираются валы и оси в работающей машине?
Валы и вращающиеся оси монтируют на опорах, которые обеспечивают вращение, воспринимают нагрузки и передают их основанию машины. Основной частью опор являются подшипники, которые могут воспринимать радиальные, радиально-осевые и осевые нагрузки.
По принципу работы различают:
5.2. Что такое подшипник скольжения?
Простейшим подшипником скольжения является отверстие, расточенное непосредственно в корпусе машины, в которое обычно вставляют втулку (вкладыш) из антифрикционного материала. Цапфа вала скользит по опорной поверхности.
5.3. Достоинства и недостатки подшипников скольжения.
● Малые габариты в радиальном направлении.
● Хорошая восприимчивость к ударным и вибрационным нагрузкам.
● Возможность применения при очень высоких частотах вращения вала.
● Возможность использования при работе в воде или агрессивной среде.
● Большие габариты в осевом направлении.
● Значительный расход смазочного материала и необходимость систематического наблюдения за процессом смазывания.
● Необходимость применения дорогостоящих и дефицитных антифрикционных материалов для вкладышей.
5.4. Основные требования к материалам, применяемым в подшипниках скольжения.
Материалы вкладышей в паре с цапфой должны обеспечивать:
● Малый коэффициент линейного расширения.
Ни один из известных материалов всем комплексом этих свойств не обладает. Поэтому применяют различные антифрикционные материалы, наилучшим образом отвечающие конкретным условиям работы.
5.5. Основные материалы, применяемые в подшипниках скольжения.
Материалы вкладышей можно разделить на три группы.
● Металлические. Баббиты (сплавы на основе олова или свинца) обладают высокими антифрикционными свойствами, хорошей прирабатываемостью, но дороги. Хорошими антифрикционными свойствами обладают бронзы, латуни, цинковые сплавы. При невысоких скоростях применяют антифрикционные чугуны.
● Металлокерамические. Пористые бронзографитовые или железографитовые материалы пропитывают горячим маслом и применяют при невозможности обеспечения жидкой смазки. Эти материалы способны достаточно долго работать без подвода смазочного материала.
● Неметаллические. Полимерные самосмазывающиеся материалы используют при значительных скоростях скольжения. Фторопласты имеют малый коэффициент трения, но высокий коэффициент линейного расширения. Подшипники с резиновыми вкладышами применяют с водной смазкой.
5.6. Критерии работоспособности подшипников скольжения.
Основным критерием является износостойкость трущейся пары.
Работа сил трения в подшипнике преобразуется в тепло, поэтому еще одним критерием является теплостойкость.
5.7. Что такое подшипник качения?
Готовый узел, который состоит из наружного 1 и внутреннего 2 колец с дорожками качения, тел качения 3 (шариков или роликов) и сепаратора 4, разделяющего и направляющего тела качения.
5.8. Достоинства и недостатки подшипников качения.
● Высокая нагрузочная способность.
● Малые габаритные размеры в осевом направлении.
● Высокая степень взаимозаменяемости.
● Чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам.
● Большие габариты в радиальном направлении.
5.9. Как классифицируются подшипники качения?
● По форме тел качения – шариковые и роликовые, причем роликовые: цилиндрические, конические, бочкообразные.
● По направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные (воспринимают радиальные нагрузки), радиально-упорные (воспринимают радиальные и осевые нагрузки) и упорные (воспринимают осевые нагрузки).
● По числу рядов тел качения – однорядные, двухрядные и многорядные.
5.10. Основные причины потери работоспособности подшипников качения.
● Усталостное выкрашивание после длительной работы.
● Износ – при недостаточной защите от абразивных частиц.
● Разрушение сепараторов, характерное для быстроходных подшипников, особенно работающих с осевыми нагрузками или с перекосом колец.
● Раскалывание колец и тел качения – при недопустимых ударных нагрузках и перекосах колец.
● Остаточные деформации на дорожках качения в виде лунок и вмятин – у тяжелонагруженных тихоходных подшипников.
5.11. Как проводится подбор подшипников качения?
При проектировании машин подшипники качения не конструируют, а подбирают из стандартных.
Различают подбор подшипников:
● По базовой статической грузоподъемности для предупреждения остаточной деформации – при частоте вращения не более 10 об/мин.
● По базовой динамической грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения (выкрашивания) – при частоте вращения более 10 об/мин.
Муфта – устройство, основное назначение которого соединение валов и передача вращающего момента с одного вала на
другой без изменения его величины и направления.
Соединение валов является общим, но не единственным назначением муфт.
Некоторые типы муфт дополнительно:
● Компенсируют монтажные неточности.
● Разъединяют и соединяют валы без остановки двигателя.
● Предохраняют машину от поломок в аварийных режимах.
● Поглощают толчки и вибрации.
6.2. Как классифицируют муфты?
● Постоянные (нерасцепляемые) муфты, обеспечивающие постоянное соединение валов.
● Муфты сцепления, обеспечивающие соединение (сцепление) или разъединение валов во время работы машины.
Управляемые муфты сцепления соединяют (разъединяют) валы по команде.
Самоуправляемые муфты сцепления срабатывают автоматически, соединяя и разъединяя валы в зависимости от специфики работы машины и принципа действия муфты.
6.3. Виды несоосности валов.
Вследствие погрешностей изготовления и монтажа имеется некоторая неточность взаимного расположения геометрических осей соединяемых валов. Различают три вида отклонений от номинального (соосного) расположения валов:
● Радиальное смещение, или эксцентриситет, D.
● Осевое (продольное) смещение l , которое может возникнуть также из-за деформации валов при изменении температуры.
● Угловое смещение, или перекос, g .
6.4. Что такое глухая муфта?
Глухая муфта образует жесткое соединение валов. Она не компенсирует ошибки изготовления и монтажа и требует точной центровки валов.
● Муфта втулочная – простейший представитель глухих муфт. Скрепление втулки с валами выполняют с помощью штифтов или шпонок.
● Муфта фланцевая – две полумуфты, соединенные болтами.
6.5. Что такое компенсирующая муфта?
Компенсирующая муфта компенсирует ошибки изготовления и монтажа, а именно несоосность валов. Компенсация обеспечивается конструктивными особенностями: вращающий момент
передается с одной полумуфты на другую через промежуточный диск или упругие элементы из резины.
Управляемые муфты позволяют соединять или разъединять валы с помощью механизма управления:
● Муфта, работа которой основана на зацеплении (кулачковая или зубчатая). Состоит из двух полумуфт, на торцах которых имеются выступы (кулачки). В рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой. Для включения и выключения одну из полумуфт устанавливают на валу подвижно в осевом направлении.
● Муфта, работа которой основана на трении (фрикционная). Состоит из двух полумуфт, одна из которых перемещается вдоль вала и прижимается ко второй полумуфте с определенной силой.
6.7. Муфты самоуправляемые (самодействующие).
● Муфта предохранительная с разрушающимся элементом. Состоит из двух полумуфт, соединенных цилиндрическим предохранительным элементом (штифтом). При перегрузке предохранительный элемент срезается и полумуфты размыкаются.
● Муфта предохранительная фрикционная. При перегрузке полумуфты размыкаются. Автоматически восстанавливается работоспособность машины после прекращения действия перегрузки.
● Муфта обгонная (свободного хода). Служит для передачи вращающего момента только в одном направлении.
● Муфта центробежная (пусковая). Автоматически соединяет валы только тогда, когда угловая скорость превысит некоторое заданное значение.
Список литературы
1. Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин: Учебник. – М., Высшая школа, 2008. – 408 с.
2. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин: Учебник. – М., Высшая школа, 2008. – 406 с.
3. Мархель И.И. Детали машин: Учебник. – М., Форум, Инфра-М, 2011. – 336 с.
4. Рощин Г.И., Самойлов Е.А. Детали машин и основы конструирования: Учебник. – М., Дрофа, 2006. – 415 с.
5. Сухих Р.Д. Детали машин и основы конструирования: Краткий толковый словарь. – СПб, Петербургский государственный университет путей сообщения, 2010. – 43 с.
1. Общие сведения о машинах и механизмах…………….…..1
2. Соединения деталей машин…………………………. …….5
2.1. Неразъемные соединения ………………………. 6
2.2. Разъемные соединения……………………………. 9
3. Механические передачи…………………………………. 12
3.1. Общие сведения о механических передачах……….12
🌟 Видео
Самая Гениальная Конструкция Съемника! Ему Нет Равных! Homemade Bearing Remover!Скачать
Вал и ось. В чем отличие? Назначение валов и осей в машиностроении и не толькоСкачать
Линейные подшипники, направляющие валы, опоры и ШВП | VORON.UAСкачать
Подшипники скольженияСкачать
Виды опор / Строительная механикаСкачать
Опоры валов и осей Подшипники каченияСкачать
Лекция 10. Опоры с подшипниками каченияСкачать
Детали машин. Лекция 4.3. Подшипники каченияСкачать
ТЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЭТО ПЕРЕД ПОКУПКОЙ КРЕСТОВИНЫ!!!Скачать
9.3. Конструктивные элементы валов и осейСкачать
Лекция 9. Валы и осиСкачать