Что такое осевой разбег коленчатого вала

Небольшой рабочий ход регулятора вызывает необходимость предусмотреть весьма малое осевое смещение вала, на котором он закреплен, так как при величине рабочего хода 1 6 мм осевой разбег вала регулятора на 0 1 мм составит около 6 % от величины рабочего хода диска 3 и может вызывать приблизительно такую же долю перемещения распределительных органов машины, а следовательно, соответствующий сброс или наброс нагрузки или изменение скорости вращения. По этой причине регулятор нельзя располагать непосредственно на валу турбины, который имеет разбег 0 3 — 0 5 мм, а необходимо устанавливать его на вспомогательном валике, который соединен с главным валом машины гибкой муфтой и разбег которого строго ограничен упорными подшипниками. [35]

О том, что сборочная единица с подшипниками качения собрана правильно, шарики и ролики не защемлены, судят по следующим признакам: отсутствию торцового биения внешнего кольца подшипника, наличию осевого разбега вала ( кроме сборочной единицы с опорно-упорными шарикоподшипниками), нормальному радиальному зазору в роликовых подшипниках и, наконец, по легкости вращения вала. [37]

В собранной машине щетки не должны свешиваться за край коллектора или контактных колец ни при каком положении вращающейся части; поэтому в любом случае расстояние щетки от края должно быть не меньше величины допустимого осевого разбега вала . Равным образом между петушками обмотки якоря и ближайшими к ним щеткодержателями должно быть расстояние, достаточное для того, чтобы при вращении якоря не только петушки не могли задевать за щеткодержатели, но и не могло произойти перекрытия между ними по воздуху. [39]

Для регулятора, приведенного на рис. 3 — 27, радиальные ( на диаметр) зазоры в уплотнительных кольцах 2 должны составлять 0 05 — 0 09 мм, осевое перемещение колец не должно выходить за пределы 0 10 — 0 40 мм, радиальные зазоры в подшипниках 4и5 — 0 07 — 0 12 мм, осевой разбег вала насоса 0 05 — 0 30 мм, боковой зазор в зацеплении приводной шестерни 0 14 — 0 30 мм. Эти величины являются достаточно характерными для регуляторов-импеллеров, устанавливаемых на валу, отдельном от вала турбины. [40]

У большинства других подшипников качения ( кроме подшипников с коническими роликами) осевой разбег валов обеспечивается за счет зазоров между телами качения или сдвига вместе с валом самих подшипников, у которых внешние кольца не застопорены в подшипниковых гнездах. Осевой разбег вала измеряют индикаторным приспособлением или щупом. [41]

Один из подшипников коленчатого вала должен быть фиксирующим. Монтажный осевой разбег вала в этом подшипнике ( сумма величин зазоров между торцами вкладыша и галтелями) должен быть в пределах 0 1 — 0 25 мм. При увеличении разбега до 0 5 мм подшипник следует перезалить. Осевой разбег кривошипной головки шатуна: монтажный 1 2 — 1 5 мм, предельный эксплоатационный 2 — 2 5 мм. [42]

Читайте также: Чертеж вала редуктора ц2у 400

Осевой разбег вала в подшипнике может увеличиваться за счет износа заливки на торцах вкладыша, а это может ухудшать работу механизма. Нормальный осевой разбег вала восстанавливают, наплавляя изношенный торец вкладыша. Это необходимо для того, чтобы вал не изменял своего осевого положения и не смещался в осевом направлении после наплавки, так как в некоторых случаях ( червячное и шевронное зацепления и др.) это недопустимо. [43]

Осевой разбег вала в подшипнике может увеличиваться за счет износа заливки на торцах вкладыша, и это может способствовать ухудшению работы машины. Восстановление нормального осевого разбега вала достигается путем наплавки вкладыша с торца. При чтом учитывают, какой торец вкладыша имеет износ, чтобы именно его восстанавливать наплавкой. [44]

Одновременно с шабровкой цилиндрических поверхностей пригоняют торцы подшипника по галтелям вала. Размер по торцам должен обеспечивать необходимый осевой разбег вала . [45]

Видео:Устранение осевого люфта коленвала Ваз.Скачать

Устранение осевого люфта коленвала Ваз.

Коленчатый вал и его подшипники

Коленчатый вал (рис. 7.4) относится к числу наиболее ответственных, напряженных и дорогостоящих деталей двигателя. Стоимость изготовления вала может достигать 30 % стоимости изготовления всего двигателя.

В процессе работы двигателя коленчатый вал нагружается силами давления газов, а также силами инерции движущихся возвратно-поступательно и вращающихся деталей. Эти силы вызывают значительные напряжения кручения, изгибные напряжения и крутильные колебания, вследствие чего шейки вала испытывают переменное давление, которое вызывает значительную работу трения и износ шеек. Поэтому коленчатый вал должен обладать высокой прочностью, жесткостью и износостойкостью трущихся поверхностей при относительно небольшой массе, составляющей не более 15 % массы двигателя. Коленчатые валы изготавливаются из качественных углеродистых или легированных сталей ковкой или штамповкой, а также литьем из высококачественного чугуна или стали.

Коленчатый вал тепловозного дизеля типа Д49 имеет 10 коренных и 8 шатунных шеек, расположенных под углом 90° одна к другой. Между 9-й и 10-й коренными шейками устанавливается шестерня привода газораспределительного механизма дизеля. К щекам вала с помощью шпилек и гаек крепятся противовесы. Полости коренных шеек соединяются каналами с шатунными шейками, по которым подводится масло. Девятая коренная шейка имеет упорные бурты, предохраняющие коленчатый вал от продольного перемещения. От температурных нагрузок коленчатый вал мо-

Что такое осевой разбег коленчатого вала

Рис. 7.4. Коленчатый вал дизеля 1А-5Д49: 1 — антивибратор; 2 — шестерня; 3 — сухарь; 4 — пакет пластин; 5, 6 — диски дизель-генераторной муфты; 7 — направляющие кольца; а — коренная шейка; б — шатунная шейка; в — щека; г — противовесы

жет удлиняться от 9-й коренной шейки к 1-й. Фланец отбора мощности соединяется пластинчатой муфтой с тяговым генератором; к фланцу с противоположной стороны крепится комбинированный антивибратор (рис. 7.5).

В условиях эксплуатации высокие знакопеременные нагрузки от изгиба и крутильных колебаний могут привести к излому вала. Этому также способствуют дефекты, которые нередко возникают при изготовлении вала (литейные или возникшие при механической обработке). Повышенные механические напряжения в вале могут появляться в результате нарушения его уравновешенности а также при неправильной регулировке антивибратора или износе его грузов и пальцев. Задир шеек вала может произойти в результате ухудшения подачи на их поверхность масла, его разжижения или попадания в масло воды. При неправильной укладке вала в постели блока или неправильной его центровке с валом тягового генератора происходит упругий изгиб вала. В результате неправильной шлифовки коренных шеек при ремонте, а также от действия напряжений может возникнуть остаточный изгиб.

Читайте также: Сколько стоит ремонт карданного вала

Что такое осевой разбег коленчатого вала

Рис. 7.5. Комбинированный антивибратор дизеля 5Д49: 1 — ступица; 2 — палец; 3 — груз; 4 — крышка; 5 -корпус; 6 — инерционная масса

Основными неисправностями коленчатых валов являются: сверхнормативный износ шеек; трещины и изломы; выкрашивание, коррозия и износ баббитовой заливки вкладышей; износ вкладышей и потеря торцового натяга; трещины крышек коренных подшипников.

Рассмотрим объемы работ при различных ТО и ТР на примере дизеля 10Д100.

При выполнении ТО-3 открывают люки верхней крышки и картера для осмотра подшипников, крышек и их крепления (методом остукивания молотком). Ослабление подшипников, крышек, присутствие баббита вблизи вкладышей, отсутствие шплинтов свидетельствует о неисправностях и требует восстановительного ремонта. Осматривают маслопровод в картере и трубки, подводящие масло к подшипникам. Через одно ТО-3 проверяют провисание нижнего коленчатого вала, которое не должно быть более 0,05 мм для коренных шеек (с 1-й по 7-ю включительно).

При проведении ТР-1 выполняют работы, предусмотренные для ТО-3, и дополнительно:

замеряют щупом суммарные зазоры «на масло» и «по усам» в коренных подшипниках верхнего и нижнего коленчатых валов; допускается зазор «на масло» до 0,4 мм, а «по усам» — до 0,25 мм. При больших зазорах коренные подшипники разбирают для замены вкладышей;

проверяют провисание нижнего коленчатого вала;

проверяют соосность валов дизеля и якоря тягового генератора. Эту проверку выполняют с помощью индикаторного приспособления. Измерения производят через каждые 90° поворота вала и каждый раз измеряют толщину пакета муфты. Отклонение по индикатору не должно превышать 0,15 мм на полный оборот коленчатого вала.

При проведении ТР-2 выполняют работы, предусмотренные ТР-1, и дополнительно:

разбирают шатунные подшипники коленчатых валов, проверяют их состояние, при необходимости ремонтируют;

демонтируют верхний коленчатый вал.

Нерабочие вкладыши (блока) снимают только в случае необходимости ремонта, все же рабочие вкладыши снимают, освидетельствуют и при необходимости ремонтируют. Восстанавливают осевой разбег коленчатого вала. Проверяют провисание коленчатого вала и при необходимости устраняют подбором вкладышей.

Демонтированные или новые вкладыши коренных подшипников (рис. 7.6) опускают на 3. 5 мин в масло, нагретое до температуры 50.80°С, затем протирают каждый вкладыш чистой безворсовой салфеткой и покрывают меловым раствором. После высыхания раствора вкладыш обстукивают деревянным молотком по тыльной части. Дребезжащий звук указывает на отставание баб-

Что такое осевой разбег коленчатого вала

Рис. 7.6. Коренные подшипники: 1 — верхний вкладыш; 2 — нижний вкладыш; 3 — канавка; 4 — отверстие; 5 — замок; 1 — средний подшипник бита, а потемнение мела из-за выступившего масла — на наличие трещин.

при наличии трещин в бронзе независимо от места расположения;

отслаивании баббитовой заливки, коррозии рабочей части более 20 % ее поверхности, выкрашивании более 50 % баббитовой заливки;

Читайте также: Бетонный сокрушитель девятого вала

наличии круговых задиров на поверхности баббитовой заливки глубиной более 0,5 мм и шириной более 3 мм;

повышенном зазоре «на масло».

Подгонку вкладышей по шейкам вала производят путем шабрения баббитовой заливки, добиваясь, чтобы на I см2 баббитовой поверхности приходилось не менее двух пятен от краски или светлячков. После шабровочных работ баббитовую поверхность вкладышей выравнивают гладилкой. Натяг вкладышей в постели блока проверяют на стенде, а если стенда в депо нет — непосредственно в постели блока. Для этой цели между крышкой и постелью блока ставят металлические прокладки одинаковой толщины (обычно из фольги). Суммарная толщина двух прокладок должна равняться допустимому натягу вкладышей. Крышки подшипников закрывают до меток окончательной затяжки. Натяг вкладышей считается достаточным, если при постукивании медным молотком по торцу не происходит продольное перемещение вкладыша относительно постели и щуп толщиной 0,03 мм входит между вкладышем и постелью корпуса на глубину не более 15 мм. Разрешается восстанавливать натяг нанесением пленки эластометра ГЭН-150(В) на затылочную часть нерабочих вкладышей.

Видео:Продольный люфт коленвалаСкачать

Продольный люфт коленвала

Проверка состояния и ремонт коленчатого вала

Видео:Осевой люфт коленчатого вала. Самая главная причина.Скачать

Осевой люфт коленчатого вала. Самая главная причина.

Проверка зазора в коренном подшипнике

1. Снимите крышку коренного подшипника и нижний вкладыш.

2. Очистите подшипник и коренную шейку коленчатого вала.

3. Уложите отрезок пластичного калибра на каждую коренную шейку коленчатого вала.

4. Установите крышки подшипников и затяните винты крепления. Момент затяжки: 54-59 Нм.

Примечание: не поворачивайте коленчатый вал.

5. Снимите крышку и нижний вкладыш подшипника.

6. С помощью контрольной шкалы измерьте ширину расплющенного участка калибра в самом широком месте. Номинальный зазор: 0,022-0,040 мм.

7. Если зазор превышает максимально допустимое значение, замените вкладыш коренного подшипника новым с аналогичной маркировкой и повторите проверку.

Что такое осевой разбег коленчатого вала

Внимание: механическая обработка вкладышей или крышки недопустима.

8. Если зазор в новых подшипниках все равно не соответствует требуемой величине, подберите вкладыш большего или меньшего размера (в соответствии с маркировкой) и повторите проверку.

Примечание: если требуемая величина зазора не достигается подбором подшипников, замените коленчатый вал.

Видео:139qmb Осевой люфт коленвалаСкачать

139qmb Осевой люфт коленвала

Маркировка опор коленчатого вала

Примечание: буквенная маркировка всех пяти опор коленчатого вала выбита на нижней части блока цилиндров.

Что такое осевой разбег коленчатого вала

МеткаВнутренний диаметр, мм
а54,000-54,006
b54,006-54,012
с54,012-54,018

Видео:Как я устранял осевой люфт УМЗ 4216Скачать

Как я устранял осевой люфт УМЗ 4216

Маркировка коренных шеек коленчатого вала

МеткаДиаметр шейки, мм
а49,962-49,968
b49,956-49,962
с49,950-49,956

Примечание: маркировка всех пяти коренных шеек коленчатого вала выбита на переднем противовесе коленчатого вала.

Видео:Мотоблок. Меряем радиально-осевой люфт коленчатого вала мотоблока. Как угробить мотор.Скачать

Мотоблок. Меряем радиально-осевой люфт коленчатого вала мотоблока. Как угробить мотор.

Маркировка коренного подшипника

КлассЦветовая маркировкаТолщина вкладыша, мм
№1,2,4,5№3
ААСиний2,014-2,0172,011-2,014
АЧерный2,011-2,0142,008-2,011
В2,008-2,0112,005-2,008
СЗеленый2,005-2,0082,002-2,005
DЖелтый2,002-2,0051,999-2,002

Видео:Проверка осевого зазора коленчатого вала Daewoo LanosСкачать

Проверка осевого зазора коленчатого вала Daewoo Lanos

Таблица для подбора вкладышей коренных подшипников

Что такое осевой разбег коленчатого вала

Видео:Осевой люфт коленвала!Скачать

Осевой люфт коленвала!

Проверка осевого разбега коленчатого вала

9. Индикатором измерьте осевой разбег коленчатого вала, перемещая его отверткой вперед и назад. Номинальное значение: 0,05-0,175 мм. Предельное значение: 0,2 мм.

Что такое осевой разбег коленчатого вала

10. Если измеренное значение больше предельно допустимого, замените упорный подшипник.

Видео:Осевой люфт шатунов коленвала, непонятный стук в двигателеСкачать

Осевой люфт шатунов коленвала, непонятный стук в двигателе

Проверка геометрических параметров

11. Микрометром измерьте диаметр всех коренных и шатунных шеек.Номинальное значение: 49,950-49,968 мм (коренная шейка); 44,954-44,972 мм (шатунная шейка).

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Механика © 2023
    Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер


    🌟 Видео

    люфт коленвалаСкачать

    люфт коленвала

    Устранение осевого смещения коленвала УАЗСкачать

    Устранение осевого смещения коленвала УАЗ

    Низ двигателя ВАЗ-21114. Часть 3. Продольный люфт коленвалаСкачать

    Низ двигателя ВАЗ-21114. Часть 3. Продольный люфт коленвала

    Продольный люфт коленвала форд фокус 2 1.6 100Скачать

    Продольный люфт коленвала форд фокус 2 1.6 100

    полукольца на коленвалеСкачать

    полукольца на коленвале

    Люфт коленвала гробит сальники, КАК УСТРАНИТЬ ПОЛОМКУ, ремонт бензокосСкачать

    Люфт коленвала гробит сальники, КАК УСТРАНИТЬ ПОЛОМКУ, ремонт бензокос

    Осевой люфт коленвала.Скачать

    Осевой люфт коленвала.

    Осевой люфт коленвала снегоуборщика HomeGarden PNG61(часть 2)Скачать

    Осевой люфт коленвала снегоуборщика HomeGarden PNG61(часть 2)

    Ремонт ( шлифовка ) коленвала после неправильной установки упорных полу колец ( боковых вкладышей )Скачать

    Ремонт ( шлифовка ) коленвала после неправильной установки упорных полу колец ( боковых вкладышей )

    Сама замена полуколец коленвала лады калиныСкачать

    Сама замена полуколец коленвала лады калины

    Люфт коленвалаСкачать

    Люфт коленвала
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток