Сегодня мы затронем одну достаточно важную тему — как подобрать пиньён (Pinion), зная характеристики спура (Spur) и тип\характеристики мотора.
Для натуральности эксперимента, мы будем тренироваться на кошках на полноприводной багги Tamiya DB-01R, но формула расчета проста и ее может каждый использовать применительно к своей модели.
Для начинающих свой путь в РУ-моделизме напомню:
Пиньён — ведущая шестерня, одетая на мотор.
Спур — ведомая шестерня намного большего диаметра, непосредственно с которой соприкасается пиньён.
У пиньёна и спура есть несколько важных условных обозначений. Приведем основные из них:
- Р (напр., 48Р) — англ. pitch, в значении «шаг» расположения зубьев шестерни.
- Т (напр., 20Т) — англ. tooth, зуб. — количество зубьев шестерни.
Для идеальной работы трансмиссии значения «Р» у шестерен обязательно должно совпадать!
Изменение количества зубьев пиньёна и спура изменяет передаточное отношение трансмиссии, что напрямую влияет на 2 показателя:
- максимальную скорость модели (она больше, если соотношение спур-пиньён меньше).
- ускорение модели (оно больше, если соотношение спур-пиньён больше, т.к. выше крутящий момент).
Естетственно, данная связка влияет как на управляемость модели, так и на точность и удобство управления разгоном и торможением и пр.
При этом, менять можно как пиньон, так и спур. Этим приемом с удовольствием пользуются пилоты шоссейных моделей. Все зависит от конкретной модели и ее конструктивной особенности, так как где-то можно поменять спур, а где-то нет. В моем же случае легче (и возможно, правильнее) подбирать только пиньён.
У рассматриваемой в примере модели (DB-01R) штатный спур (ведомая шестерня) имеет шаг зубьев 48Р, а их количество на шестерне — 91шт. (91т).
Донор данной модели, легендарное шасси Tamiya TRF501x и его последующая версия, Tamiya TRF511x, укомплектованы спуром большего диаметра, 48Р 96Т (#51284) и он нам, скорее всего, не подойдет, так как трансмиссия DB-01R накрыта пластиковым кожухом, в отличие от 511х и есть большая вероятность трения спура о кожух. В спортивных моделях такая вероятность исключена, так как все детали открыты и сразу можно оценить возможность использования опционных деталей.
А вот меньшие по диаметру и количеству зубьев спуры найти можно. Не берусь утверждать о их 100% совместимости с блоком слиппера (пробуксовочного сцепления), но альтернатива представлена ниже:
Причем, есть варианты и у Team Associated, у XRAY, Schumacher и пр.
Что касается пиньёнов, то их ассортимент огромен. Можно приобретать шестерни как отдельно, парами, так и целыми наборами (pinion gear set).
По цене это будет дороже (особенно наборы дяди Худи — внизу), чем набор спуров, но и менять их намного проще. А это дает неограниченный простор в настройках!
Ну собственно, мы и подошли к самому важному моменту — разговоре о двигателе и рекомендациях производителя двигателя.
Мы коснемся сегодня бесколлекторного мотора, так как коллекторными я уже давно не пользуюсь и мало кто на них ездит на соревнованиях. При активной езде очень важно «нагружать» мотор, чтобы он работал максимально эффективно.
- если мотор «не загружен» — вы имеете слишком резкий старт, чрезмерный износ покрышек, низкую скорость и температуру мотора. Возможно при неправильной установке зазора пиньён-спур срезать зубья спура.
- если мотор «загружен» — вы имеете стабильно хороший старт, скорость и вам удобно управлять моделью.
- если мотор «перегружен» — вы будете иметь медленный старт, наибольшую скорость, но повышенный износ мотора вплоть до перегрева и сгорания.
Читайте также: Мотор от трактора джон дир
Последнее время, я ездил на немного незагруженном моторе. А на коллекторе, наоборот, на перегруженном.
Последствия пятиминутного заезда (заметим, зимой) на перегруженном моторе 23Т видны на кадре ниже (думаю, дым и запах представить можно):
Поэтому первое, что мы пойдем узнавать — рекомендуемое передаточное отношение для мотора. Возьмем для примера мотор производства SpeedPassion — Competition V3.
Вот что можно у них в коробочке и на сайте:
В данной таблице помимо предупреждений о необходимости использования радиаторов и вентиляторов-кулеров на моторе, приводятся ценные значения рекомендуемого общего передаточного отношения в зависимости от количества витков намотки статора (в БК моторе ротор — магнит), эквивалент KV (оборотов на вольт) и максимальный ток на обмотках в Амперах.
Теперь самое главное — формула!
Давайте попробуем рассчитать пиньён по формуле.
Исходные данные для шасси DB-01R следующие:
T sp = 91
Так как у нас Оффроад, мы возьмем Gmot по большему значению. Для мотора 17,5Т оно = 6.0, а для 8,5Т = 8.0
Ginn = 2.055 (каждый производитель пишет данное значение на оф.сайте или в инструкции).
Путем нехитрых вычислений получаем:
Чтобы не перегружать трансмиссию, я бы число округлял до целой в меньшую сторону.
91 / 6 * 2,055 = 31,17 или округленно — 31Т
91 / 8 * 2,055 = 23,38 или округленно — 23Т
Другими словами, для того, чтобы загрузить стоковый (17,5Т) мотор, мне надо ставить пиньён аж 31 зуб, а на модифитном моторе — уже 23.
Проверим правильность вычислений для 5,5Т (приблизительное количество витков для мотора 1406 Castle Creations 5700kv):
Судя по формуле, пиньён 17Т, который я ставил на этот мотор, был как раз немного меньше, чем требует формула. Я ездил на 19Т и мне понравилось больше. Если брать формулу передаточного отношения по нижней границе для 5,5 — 8,8. Считаем:
Это значит, что я могу спокойно ставить до 21 зуба. Но повторюсь — для off-road рекомендую брать Gmot больше.
Для наглядности я сделал табличку. В ней самая верхняя строка — пиньёны и их T. Чем правее, тем больше зубьев на шестеренке.
Далее — несколько популярных производителей пиньёнов и артикулы их изделий. У Тамии обычно идут по 2 пиньёна в наборе. Светло-зеленым выделены наборы, официально поставляемые для DB-01 и TRF501x-511x (16Т-25Т).
В самой таблице зеленые полосы — диапазон наилучшей пары пиньён-спур для конкретного мотора, чем ниже, тем больше витков.
Повторюсь, что данные цифры приведены на примере модели DB-01R с передаточным отношением 2.055 и мотором от SP.
Более крупная картинка доступна по ссылке.
Про буст (Boost — кратковременное увеличения тока, подаваемое на обмотки двигателя, позволяет стоковому мотору раскручиваться до оборотов модифитного) я сегодня писать не буду, так как технически это — серьезное увеличение скорости вращения вала двигателя, и при выставленном по формуле передаточном отношении может произойти перегрузка трансмиссии.
Базовая рекомендация в данном случае — на единицу-две снизить Gmot.
В таблице обозначено рекомендуемое Gmot для стокового мотора 17,5Т — 7,0-6,5.
Для 91Т спура это диктует оптимальное количество зубьев пиньёна от 26Т до 29Т. Проверка работы мотора с бустом на 17.5Т и пиньёном на 26 показала оптимальное соотношение в трансмиссии и как уверенный разгон, так и отменную скорость. Далее тонкости отходят в сторону настройки регулятора оборотов.
Читайте также: Лодочный мотор tohatsu в хабаровске
P.S. мы сегодня работали с таблицей от Speed Passion, однако, тот же именитый LRP в своих шпаргалках приводит аналогичные цифры. У других производителей +- те же показатели.
Еще один критерий оценки загруженности мотора и трансмисии — температура мотора после заезда. Старайтесь держать уровень нагрева до 60-70 градусов и будет вам счастье.
Что касается выставления зазора между пиньёном и спуром — это отдельная тема для разговора. Однако для ясности предложу посмотреть на картинку. На ней зазор выставляется при помощи бумажки (прим.2 слоя обычной 80-граммовой, нужно добиться гармошки).
- Слишком маленький зазор увеличивает трение шестерен, их износ, перегрев мотора.
- Слишком свободная закрепка чревата срезанием более мягких пластиковых зубьев спура.
Видео:⚙️🔩🔧Что происходит с маховиками на китайских лодочных моторах?Скачать
Установка пиньона на вал 2.0мм
Тема раздела Авто. Общий в категории Автомодели; Коллеги, доброго дня! Приобрел с алиэкспресс латунные пиньоны 15Т 0,5М на вал 2.0 мм. Пиньоны без фиксирующего винта, цельные со .
Опции темы
Видео:⚙️🔩🔧Диагностика и ремонт редуктора китайского лодочного мотораСкачать
Установка пиньона на вал 2.0мм
Приобрел с алиэкспресс латунные пиньоны 15Т 0,5М на вал 2.0 мм. Пиньоны без фиксирующего винта, цельные со всех сторон. Удивительно, но на 2.0 мм вал мотора они не садятся. Как такое может быть, продавец недобросовестный и указал неправильные характеристики? Стоит ли мне открывать спор или все правильно, и есть способ посадить их на вал мотора? Пожалуйста, не предлагайте рассверливать, уже имею печальный опыт с моими кривыми руками.
Если вдруг интересно, то вот ссылка на пиньоны
И не должны садится легко. Либо забивать на вал, либо греть.
Как думаете, получится разогреть на газовой плите? Не отразится ли это на свойствах шестерни?
Получится. Если греть без фанатизма , то ничего не деформируется. Забивать не вариант. Можно погнуть вал, и не факт, что не будет прокручивать шестерню на валу. И потом ее припаивать не придется.
Главное при посадки не терять время. иначе вал нагреется и все придется снова начинать.
Как вариант — греть строительным феном, напрессовывать с помощью тисков.
Не получиться. Остынет до того как успеете надеть. Нагрев должен быть максимально локальным. Газовая горелка, турбозажигалка, паяльник. А вот сам мотор можно охладить в морозилке. Там масса большая, сразу не нагреется.
Но действительно лучше в тисках. плавно натягивать.
Спасибо, коллеги. Смог запрессовать пиньон предварительно разогрев его на газовой плите, а потом легкими постукиваниями забить его на вал. Что интересно, после запрессовывания решил проверить на шестеренку на деформации, и удивился, что теперь его внешний диаметр стал на 0.1 мм больше. Сравнивал штангенциркулем с запасными пиньонами из того же пакета.
То есть, в данном случае можно не разогревать пиньон, да? Если честно, когда запрессовывал постукиваниями, все боялся повредить мотор, но обошлось. Только потом до меня дошло, что я мог вытащить ротор из мотора и уже не рисковать его корпусом
И еще один вопрос, уважаемые коллеги. У меня есть еще куча подходящих пиньонов на 2.3 мм, а к ним есть мотор с валом 2.3 мм. Но этот движок менее тяговитый, чем мой любимый Micro Toro с валом 2.0. Есть ли у вас рекомендации, можно ли как-то использовать пиньоны 2.3 на валах 2.0, без осевых перекосов? Заранее благодарю.
Не, вы не запрессовали, а именно забили))) После нагрева должно заходить плавно от руки.
Процессы разные. При правильном нагреве металл шестерни расширяется и спокойно заходит на вал без деформации, а при остывании сжимается и деформация правильная и равномерная. Если постукивать, то деформация идет уже в процессе натягивания и куда она пойдет одному богу известно. А после окончательного остывания уже нет той плотности.
Читайте также: Чем убрать накипь с лодочного мотора
Если бы вы постукивали чуть дольше, то получили бы и 0,2 и даже блинчик))) Метал то мягкий. Поэтому постукивание даже осторожное не лучший вариант. а так сказать крайний. Вам еще повезло если не получился овал или конус. иначе будет зазор гулять и сжирать спур и звук при работе будет жик-жик-жик
Вобщем да. Или подогревать непосредственно горелкой слегка. С нагревам все гораздо лучше конечно и легче. Плюс в том что все заталкивается плавно и нет деформации мягкого металла гдето кроме посадочного отверстия. Причем между тисками и пиньоном желательно положить тонкую полоску еще более мягкого материала. Пластик, даже жесткая картонка от обложки пойдет.
А про разбор это да. Есть все шансы выдавить вал из ротора, так что если мотор разборный, то можно разобрать. Если вал торчит с обратной стороны, то упираться надо именно в вал а не корпус.
пайка или втулка. но тут нужен опыт и инструменты. А так смысла в этой процедуре нет ибо пиньоны такие не дороги.
Из юморного. долбить молотком)))Вы же видели, что пиньон меняет размер. Причем не только внешний. Если правильно бить то и внутренний уменьшить легко. А биение уже будет зависеть от аккуратности. На самом деле обычное дело раскернивать шестерни. Можно даже большие восьмерки выправлять или обеспечить «вечную» посадку на вал если его в процессе эксплуатации стягивает.
Я согласен с Вами, но дело в том, что хоть нужные мне пиньоны не дороги, но их уже давно нет в наличии для моей модельки Turnigy 1/16. Вот и приходится колхозить.
Очень благодарен Вам за развернутый ответ.
Выходит, я или нагрел недостаточно, хотя держал минут пять над открытом огне, или отверстие сильно меньше 2 мм.
Нагрели вы достаточно скорее всего, но такая мелкая деталь мгновенно остывает, причем в вал тепло отдается очень активно. Так что уже после секуды вне пламени, скорее всего температура уже была недостаточная. Так что нагревать такие мелкие штуки лучше непосредственно в процессе.
Как вариант, что использую я иногда.
Ставлю кусок металла в тиски. На него кладу пиньон, снизу металл грею горелкой в районе нашего пиньона. Как только пиньон прогреется от раскаленной железяки, сверху быстрым движением втыкаю вал мотора. Плюс в том что пиньон в процессе постоянно подогревается, компенсируя потери тепла в вал. Обычно шестеренка заходит вообще без усилий до конца. Иногда требуется нажать, но точно не бить.
При этом не забываем про охлаждения вала. ведь ротор имеет приличную массу и не так быстро нагревается. Это не важно если с отверстием и валом все ок, но так бывает не всегда и если без охлаждения не заходит, то что бы не залезло с охлаждением, такого еще не было в моей практике.
Ну а про отверстие что тут сказать. бывает что они не точные)))
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать
⚙️🔩🔧Лодочный мотор за 10 000 рублейСкачать
История советских и российских лодочных моторовСкачать
⚙️🔩🔧HANGKAI 3.5 Обзор, устройство, модернизация лодочного мотора.Скачать
😡Конфликт с клиентом или как не убить лодочный мотор💥Скачать
[ПОЛЕЗНО] Перевозка ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. MOTOR STIK. БуратиноСкачать
Как НЕ НАДО покупать лодочные моторы!Скачать
Лайфхак - как не на*бнуть новый мотор!Скачать
Перекрут убивает лодочный моторСкачать
Редкий мотор NISSAN 12 на техобслуживанииСкачать
Ремонт подвески и замена ручки фиксатора на YAMAHA F20BСкачать
Сипро Т9.8 Т9.9 мотор который я бы не купил.Скачать
Как спасти утопленный лодочный мотор и какие могут быть последствияСкачать
⚙️🔩🔧Как снять обойму гребного вала из редуктора лодочного мотора.Скачать
⚙️🔩🔧Китайский мотор через 7 лет. Краткий обзор.Скачать
Про развод от мастеров, про клиентов, про очередь и цены на ремонт лодочных моторовСкачать
⚙️🔩🔧TOHATSU 9.8 или YAMAHA 8? Что лучше?Скачать
⚙️🔩🔧Делаем из китайского мотора ямаху. Переборка лодочного мотора, ремонт, косметикаСкачать