Подвесной лодочный мотор — лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки.
Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со стационарными: подвесной мотор не занимает полезный объём судна, легко демонтируется, что позволяет хранить дорогостоящий агрегат в надёжном месте.
Видео:Мультирумпель YAMAHA 6X4, что за зверь?Скачать
Первоначально были распространены двухтактные моторы. Их преимущества — малый вес, высокая мощность. Но постепенно их недостатки, по мере совершенствования четырёхтактных моторов, приводят к сокращению количества двухтактных. Более лёгкий запуск, высокая экономичность, цена топлива, растущая по мере совершенствования технологий, удельная мощность, вот главные причины, которые вызывают повсеместный переход на четырёхтактную схему.
Растущие требования к экологичности, прямой запрет на использование двигателей внутреннего сгорания на некоторых водоёмах привели к развитию практически бесшумных подвесных электромоторов, питающихся от аккумуляторов или топливных элементов.
Особенности устройства
В настоящее время подвесные лодочные моторы преимущественно строятся по схеме, предложенной Олом Эвинрудом в 1906 г. Эта схема имеет вертикальную компоновку узлов.
Видео:⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
Двигатель 1 закреплён в верхней части промежуточного корпуса (дейдвуда) 4. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. На верхнем конце коленчатого вала закреплены магнето 2 и стартер 3.
Внутри промежуточного корпуса 4 проходит вертикальный вал, связывающий коленчатый вал двигателя и редуктор. Также внутри промежуточного корпуса расположены трубки подачи воды для охлаждения двигателя, тяги управления редуктором. Через промежуточный корпус осуществляется выхлоп отработавших газов в воду.
Снизу к промежуточному корпусу крепится угловой конический одноступенчатый понижающий редуктор 5, обеспечивающий передачу вращения на гребной винт 6. На моторах мощностью до 5 л.с. редуктор может не иметь муфты сцепления и механизма реверса. На моторах мощностью от 5 до 12 л.с. наличие в редукторе муфты сцепления обязательно, но механизм реверса может отсутствовать. На моторах мощностью свыше 12 л.с. обязательно наличие муфты сцепления и механизма реверса. Обычно муфта сцепления и механизм реверса объединяются в один узел, называемый реверс-муфтой.
Видео:⚙️🔩🔧Китайский мотор - кто ты и откуда?Скачать
Гребной винт обычно соединяется с выходным (гребным) валом редуктора через элемент с ограниченной прочностью — предохранитель. Предохранитель обеспечивает экстренное разобщение винта и других деталей мотора в случае удара о подводное препятствие, что защищает мотор от поломки. В качестве предохранителя может выступать срезной штифт, срезная шпонка (после срабатывания эти элементы подлежат замене новыми), кулачковая предохранительная муфта многоразового действия или покрытая плотной резиной втулка (rubber hub) специальной конструкции.
Крепление мотора к транцу лодки осуществляется посредством подвески. В зависимости от количества степеней свободы различают следующие подвески:
- Жёсткая — мотор закрепляется на транце лодки неподвижно;
- Поворотная — мотор может поворачиваться вокруг вертикальной оси;
- Откидкая — мотор может «откидываться» — поворачиваться вокруг горизонтальной оси;
- Поворотно-откидная — сочетающая в себе свойства поворотной и откидной подвески.
Поворотно откидная подвеска получила наибольшее распространение. Она позволяет управлять направлением движения лодки за счёт поворота мотора вокруг вертикальной оси и откидывать мотор при ударе о подводное препятствие, а также на стоянке и в случае преодоления мелководья на веслах.
Видео:2Т лодочный мотор: Как изменяется температура ПЛМ на разных режимах работыСкачать
Подвеска современных моторов содержит упругие элементы для снижения уровня вибраций, передаваемых на корпус лодки.
Поворотно-откидная подвеска мотора состоит из вертикального шарнира 8, обеспечивающего поворот вокруг вертикальной оси при управлении курсом лодки, горизонтального шарнира 9 — обеспечивающего откидывание мотора, струбцины 10, обеспечивающей крепление мотора к транцу лодки, упругих элементов 11.
Управление подвесным лодочным мотором малой и средней мощности осуществляется с помощью румпеля 7. На конце румпеля обычно расположена поворотная рукоятка управления дроссельной заслонкой мотора, а в торце румпеля — кнопка «Стоп». Таким образом, управления лодочным мотором можно осуществлять одной рукой.
Моторы средней и большой мощность управляются дистанционно — с поста упрвления лодкой. Дистанционное управление может осуществляться как с помощью тросов (штуртрос), так и с помощью гидравлических или электрических сервомеханизмов.
Видео:Теперь в России будут производить свои лодочные моторы🚤Скачать
Топливный бак обычно размещается в лодка и соединяется с мотором шлангом. Моторы малой мощности могут иметь встроенный топливный бак.
Современные подвесные лодочные моторы могут иметь ряд узлов, обеспечивающих комфортные условия для экипажа и пассажиров лодки:
- электрический генератор, обеспечивающий оборудование лодки электроэнергией;
- электростартер, обеспечивающий запуск мотора;
- гидравлический насос, обеспечивающий работу сервомеханизмов;
- компрессор, обеспечивающий быстрое наполнение сжатым воздухом баллонов надувной лодки;
- осушительный насос, обеспечивающий откачку из лодки попавшей туда воды;
- бойлер, обеспечивающий нагрев воды для отопления кокпита лодки;
- приемник давления, обеспечивающий работу указателя скорости (спидометра);
- контрольно-измерительные приборы, информирующие рулевого о режиме работы мотора и аварийных ситуациях.
Видео:Лодочный мотор Parsun 3.6 - выход на глиссер. Легко! Китайский ПЛМ Parsun TC3.6 BMS замер скоростиСкачать
📸 Видео
Шумоизоляция лодочного мотора |ПЛМ| Tohatsu, Mercury, NS. Эксперимент, испытания.Скачать
Генератор на ПЛМ подвесной лодочный мотор малой мощностиСкачать
КИТАЙСКИЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР ПОСЛЕ 2 МЕСЯЦЕВ ЭКСПЛУАТАЦИИ. ПЛМ HIDEA ( ХАЙДИ) 3,5 ЛС.Скачать
Карбюратор Mercury на ПЛМ Москва-10 подвесной лодочный мотор tohatsuСкачать
HDX 2.6 CBMS Отзыв реального владельца подвесной лодочный мотор ПЛМ недостатки проблемы adrenalin.ruСкачать
ЛУЧШИЕ китайские лодочные МОТОРЫ 2023. Parsun, Hidea, SeaPro, Seanovo, Gladiator.Скачать
Какой лодочный мотор лучше? Сравнение китайских лодочных моторов. Личное мнение от X-MOTORSСкачать
Как спасти утопленный лодочный мотор и какие могут быть последствияСкачать
[ПОЛЕЗНО] Перевозка ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. MOTOR STIK. БуратиноСкачать
Лодочные моторы от 2 до 15 для лодки ПВХ. Выбираем ПЛМ для лодки пвх под моторСкачать
Сборка двигателя ПЛМ Москва 10 подвесной лодочный мотор мотоголова мотоголовка прокладки сальникиСкачать
Гидрокрыло на лодочный мотор своими руками. ПЛМ - Tohatsu Yamaha Mercury Suzuki HDX Honda и др.Скачать
Лодочный мотор Альфа 9.9 (ALLFA CG 9.9) на 1 ТО и пара слов о ценах на ПЛМСкачать
Лодочный мотор / HDX / 9.9 / самый полный обзор на суше и на водеСкачать