Многополосный компрессор (англ. Multiband сompressor) — прибор, состоящий из кроссовера и нескольких компрессоров, подключенных к выходам кроссовера. В результате становится возможной различная компрессия на разных частотных полосах.
Видео:ВСЕ О КОМПРЕССИИ ЗВУКА ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ. Сводим и обрабатываем звук хорошо!Скачать
Устройство [ править ]
В начале многополосного компрессора сигнал расщепляется с помощью нескольких полосовых фильтров или с помощью кроссоверов. Частотные диапазоны или частоты кроссовера могут быть регулируемыми. После этого каждый разделённый сигнал проходит через свой компрессор, где индивидуально настраиваются: порог, соотношение, атака и восстановление. Далее разделённые сигналы могут быть отправлены, к примеру для обработки лимитером, чтобы избежать появления нежелательных пиков в уровне звука. В конце цепи сигналы суммируются на выходящем усилителе в один аудио поток.
Программные плагины или цифровые устройства обработка эмулирующие многополосные компрессоры могут быть сложными, и иметь много полос, что потребует соответствующей вычислительной мощности.
Видео:КАК РАБОТАЕТ КОМПРЕССОР 👉 простое объяснение динамической обработкиСкачать
Использование [ править ]
Многополосный компрессор это в первую очередь инструмент для мастеринга, его очень часто используют в виде плагина для цифровых рабочих аудио станций. Аппаратные многополосные компрессоры, также широко используются в эфирных цепях на радио станциях (АМ или FM), в целях очевидного увеличения громкости станции без страха перемодуляции. Радио станции имеющие большую громкость обладают большим преимуществом в коммерческой конкуренции. Тем не менее, настройка многополосного компрессора на радио станции, требует некоторого художественного чувства стиля, много времени и хорошие уши.
Видео:Детали поршневого компрессора (нагнетательный полосовой и пятачковый клапаны).Скачать
Причины появления [ править ]
Одна из основных причин — это так называемый pumping-эффект (качающий эффект). Когда одно полосный компрессор сжимает весь аудио поток сразу, он одновременно воздействует на все частоты, что приводит к тому, что один звук маскирует другие. Например, при попытке сделать громче оффбит-бас относительно бочки можно «утопить» (сделать менее заметным) длинный крэш, который звучит одновременно с бочкой, и басом. В результате необходимо было искать компромисс, а исходная цель так и не достигалась.
Другая причина состоит в том, что на некоторых частотах (средних и высоких) время атаки компрессора может быть критично важным, и уже при средних значениях не сожмёт начальные атаки сэмплов, а это значит, что они останутся примерно на том же уровне, что может уменьшить максимально возможный прирост громкости.
Видео:Что делает компрессор с сигналом • Курс «Компрессия звука 2.0» • THETUNES.RUСкачать
Многополосная компрессия. Теория
Многополосная компрессия – это такая компрессия, при которой входящий сигнал разделяется на несколько частотных полос и каждая такая полоса компрессируется отдельно.
Многополосный компрессор позволяет более гибко обрабатывать сигнал.
Рассмотрим принцип работы трёхполосного компрессора.
На вход компрессора подаётся сигнал. С помощью кроссовера, этот сигнал делиться на три частотных полосы (низкие, средние и высокие). Для разделения сигнала используются частотные фильтры (high pass, band pass, low pass). Далее каждая полоса обрабатывается компрессором отдельно, после чего сигнал суммируется и подаётся на выход.
Многополосная компрессия часто используется на мастер шине, при групповой обработке, а также для обработки сигнала с широким спектром частот.
Многополосный компрессор, в отличии от однополосного, позволяет гибко регулировать динамику отдельных частот сигнала.
Если на вход однополосного компрессора подать сигнал, который имеет высокий уровень низких частот (по отношению к высоким и средним частотам), то компрессор будет сжимать весь спектр частот, а не только низкие частоты. Используя многополосный компрессор можно отдельно сжать каждую полосу частот. В данном случае при компрессии низких частот динамика средних и высоких частот останется той же, что и на входе. Однако нужно помнить, что на выходе необходимо отрегулировать уровень сигнала различных полос. Кроме того, при разделении сигнала на несколько полос можно получить сдвиг фаз, вызванный использованием частотных фильтров, а это в свою очередь может негативно повлиять на сигнал.
Многополосный компрессор имеет несколько точек разделения. В зависимости от сигнала эти точки могут иметь разные значения.
Стандартное разделение частотных полос:
- Низкая полоса (0 – 120 Гц)
- Средняя полоса (120 – 4000 Гц)
- Высокая полоса (4 – 10 кГц)
- Шум (10 – 20 кГц)
Настройка параметров компрессора для каждой полосы осуществляется индивидуально. Для того чтобы научиться правильно настраивать компрессор прочитайте статью «Как услышать работу компрессора».
Кроме всего прочего, всегда нужно учитывать, что разные плагины (или железные приборы) могут по разному воздействовать на сигнал.
Помните, что большую роль при компрессии играют временные параметры – время срабатывания (attack) и время восстановления (release). Поскольку сигнал разбивается на несколько частотных полос, то и временные параметры должны быть настроены по разному. Это вызвано различием в длине волны и соответственно в транзиент процессах.
Читайте также: Холодильник samsung постоянно работает компрессор
Итак, многополосная компрессия представляет собой очень гибкий инструмент для изменения динамического диапазона отдельных частотных полос.
Видео:Что такое Компрессор / Компрессия? — Теория ЗвукаСкачать
Что такое полосовой компрессор
Компрессия как эффект.
Чем хороший барабанщик отличается от начинающего с точки зрения динамики? У барабанщика, как и у скрипача есть понятие звукоизвлечение. Сила удара у тренированного барабанщика гораздо выше и соответственно крутизна атаки и спада будут более резкими. А у начинающего наоборот, удар будет рыхлым и склоны будут более пологими.
Простым увеличением громкости это исправить нельзя. Атака и спад все равно будут рыхлыми. Можем ли мы исправить это с помощью компрессии? Давайте рассмотрим огибающую Snare drum. Если с помощью подбора времени атаки мы пропустим фронт нарастания сигнала, а за тем резко сожмем его, то крутизна спада увеличится. Но после компрессии на слух скомпрессированный сигнал будет звучать тише за счет потери части энергии волны. По этому нам необходимо сделать компенсацию уровня громкости, что бы компрессированый и не компрессированный сигнал субъективно звучали одинаково. Обычно на компрессоре эти ручки называются Make up или Output level . После компенсации выходного уровня мы получим яркую атаку и быстрый спад. Таким образом динамика барабана станет ярче, а удар более агрессивным. Мы справились! Теперь у нас крутой барабанщик.
Итак мы разобрали пять основных параметров компрессора и теперь знаем какая ручка за что отвечает. Компрессор это устройство сжатия динамического диапазона, но гораздо чаще его используют для достижения определенных целей как эффект. Для создания более острого или продолженного звучания, для уплотнения или сатурации звука. Но как бы Вы не использовали компрессор, главное что бы его работу слышали только Вы. Все остальные должны думать что так и было. Так и было задумано и сыграно музыкантами.
Рассмотрим классификацию видов компрессии по времени атаки.
Время атаки от 0,5 до 8 мс. Это очень быстрая атака. Такая компрессия как правило применяется на ударных, щипковых и электронных инструментах. Это Kick, Snare, Guitar и других. Это время касания палочки пластика барабана, касания медиатора струны. На слух, если говорить об акустической ритм гитаре, то при такой компрессии будет выделяться шелест касания струн медиатором. Гитара станет более металлической и более острой. На малом барабане она придаст ему агрессивности и экспрессии. Появится ощущение что барабанщик бьет от плеча. И если выключить компрессор, будет казаться что у Вас звучит просто пионерский барабан.
Время атаки от 8 до 20 мс. В этом случае компрессор пропустит не только атаку инструмента но и часть подложки и только после этого сожмет сигнал. То есть выделятся будет не только и не столько атака, но и сама нота или аккорд будут звучать акцентированней, более напористо. Такая компрессия может применятся практически на всех инструментах кроме струнных и пэдов для придания большей выразительности и экспрессии партии.
Время атаки от 20 до 150 мс. Это очень музыкальный вид компрессии. При таком большом времени атаки, компрессор не реагирует на атаку инструмента, а начинает изменять характер исполнения, выделяя одиночные ноты и приглушая те ноты, которые слигованы с предыдущей. На графике видно, что компрессор пропускает первую ноту, приглушая вторую и выделяет третью. То есть меняется грув, одни ноты выделяются, другие приглушаются. Этот вид компрессии не всегда работает правильно, все зависит от конкретной партии и применять его можно с осторожностью. К тому же изменения грува сильно зависят от релиза.
Это еще один и очень важный параметр компрессора. Релиз очень музыкальный параметр и как правило выстраивается по темпу песни, именно это дает возможность правильно организовать пампинг и грув трека в целом. Если релиз слишком медленный или быстрый пампинг пропадет. Рассмотрим на примере компрессии лигованных партий.
Предположим у нас есть лигованная партия бас гитары, сыгранная пальцами, на пяти струнной гитаре со старыми струнами, с активными датчиками и севшей батарейкой. Как звучит такая партия?
Правильно. Как одна нота длинной в три с половиной минуты. Такая партия будет очень плохо читаться в миксе. И нам надо постараться выделить атаки (момент касания пальцем струны) каждой ноты.
Трудность состоит в том что в партии нет пауз и компрессору нет времени что бы восстановиться. Для того что бы выделить атаки в такой партии необходимо выбрать порог ниже точки атаки, но выше подложки. Время атаки должно быть достаточным что бы пропустить момент касания пальцев. По сколько порог будет очень высоким, Ratio нужно сделать около 10:1 или больше. Теперь компрессор будет пропускать атаку баса, после чего сильно сжимать подложку, но по сколько сигнал уже стал ниже порогового, коэффициент усиления компрессора начнет восстанавливаться в единицу и к следующей ноте будет готов к работе. Такой способ создаст небольшой рельеф в лигованной партии бас гитары.
Читайте также: Воздух от компрессора как убрать влагу
Важным моментом является подбор времени восстановления. Релиз должен быть в темпе партии. Если он будет больше расстояния между двумя нотами, то компрессор выделит атаку первой ноты, а все остальные просто сделает тише. А если он будет слишком маленьким, компрессор пропустив атаку тут же будет восстанавливаться и рельефа опять не получится. В целом время релиз это очень музыкальный параметр, он позволяет компрессору «дышать» вместе с темпом песни.
Все что мы говорили о релизе справедливо не только для лигованных партий, но вообще для всего музыкального материала, для партии ударных например, релиз тоже должен быть в темпе песни.
Педаль сустейн на рояле позволяет не глушить струны инструмента и создает продолженное звучание. Примерно так же работает сустейн компрессия. Обратите внимание, что гитара никогда не была солирующим инструментом в оркесте, потому что это не громкий инструмент и еще потому что струна слишком быстро затухает. И только с появлением электрогитары и компрессоров она стала солировать.
Сустейн компрессия — это компрессия с быстрым релизом, при этом атака может быть быстрой, а может быть не очень быстрой. Суть быстрого релиза в том, что по мере того как уровень сигнала падает, компрессор быстро восстанавливается и таким образом удерживает сигнал на постоянном уровне до тех пор пока он не упадет ниже порогового значения. Значения атаки и релиза могут отличаться от приведенных на графике. Такой вид компрессии применяется на гитаре и других ударных и щипковых инструментах. С помощью такой компрессии сделаны многие бочки и малые в техно, клубной и поп музыке.
Использование компрессии на сведении
Предположим у нас есть две партии, которые играют одновременно. Первая это клавишные, которые играют гармонию, длительностью по 2/4. Вторая это гитарное пиццикато длительностью 1/8.
На сведении возникает такая проблема, Вы поднимаете клавишные и гитара начинает тонуть в миксе, поднимаете гитару, клавишные проваливаются. При этом второй акцент гитары прослушивается хорошо, потому что он на открытом месте, а вот первый и третий проваливаются. Плюс клавишные, которые звучат по 2/4, занимают слишком много места в миксе и замыливают другие инструменты. Психоакустически для нас очень важны атаки инструментов, это первые 5-10 мс звучания, этого времени достаточно, что бы определить тембр, ноты и характер инструмента, то что он держит гармонию еще 2/4 уже никакой информации не несет.
Каждый из Вас когда нибудь сталкивался с телефоном с плавно нарастающим звонком. Такой телефон очень трудно найти в комнате потому что его прямой сигнал сливается с отражениями от стен и не возможно определить направление на источник звука. Все дело в атаке. Попросите друга находящегося с Вами в комнате хлопнуть в ладоши и Вы моментально покажете где он находится. А теперь попросите его просто ровно гудеть с закрытым ртом на одной ноте и Вы уже начнете прислушиваться и крутить головой, что бы определить его местоположение. Да, Вы знаете, что у человека потерявшего один и органов чувств, остальные обостряются. У слепых обостряется слух и тактильное восприятие, у глухих опять же тактильное восприятие и зрение. Так что проделайте этот эксперимент с закрытыми глазами.
Все это я рассказал к тому что применив компрессию на выделение атаки и тем самым опустив подложку, мы сделаем услугу гитаре и тем самым облегчим жизнь ей и другим инструментам. А Ваш микс станет чище и прозрачней. Проделав то же самое с гитарой, ее можно будет сделать тише и она все равно будет хорошо читаться в миксе. А еще у Вас будет больше места для других инструментов.
Полосовая компрессия (Single-band compression)
Компрессор это управляемый усилитель, где в качестве управляющего сигнала используется среднеквадратичное значение входного сигнала ( Интегрирующая цепь). Что это означает? На слух звучит сложно, а на самом деле все просто: чем выше уровень входного сигнала, тем больше степень компрессии. И все. Схемотехнически это выглядит так:
Читайте также: Компрессор автомобильный city up ac 610
Теперь если в цепь управляющего сигнала мы поставим полосовой фильтр, мы получим полосовой компрессор. То есть компрессор будет срабатывать только тогда когда в сигнале появляется частота на которую он настроен.
Поставим полосовой компрессор на вокальную дорожку. Предположим фильтр настроен на частоту 6-8 кГц, тогда компрессор будет срабатывать только тогда, когда появляется буква Эсс. Мы получаем частный случай полосового компрессора De-esser . Теперь перенастроим фильтр на частоту 2-3 кГц и тогда компрессор будет срабатывать на II форманту вокалиста. У мужчин она 2-2,5 кГц, у женщин 3-3,5кГц.
В некоторых случаях полосовой компрессор абсолютно незаменимая вещь. Есть ситуации кода просто нет другого способа решения проблемы. Например гитарная партия сыгранная в двух октавах. Когда ноты чередуются в разных октавах. Часть нот звучит на 4-5 струнах, а часть на 1-2 струнах. Гитаристы знают, что 1-2 струны звучат намного ярче чем 4-5. Делая ярче нижнюю октаву, верхняя становится пронзительно резкой, приглушая верхнюю октаву, нижняя становится мутной. Естественно мы это делаем с помощью эквалайзера. И этим способом эту проблему не решить. Пронзительность первых струн и мутность последних лежат в одном диапазоне 2-3кГц. Теперь если мы поставим полосовой компрессор, настроенный на этот диапазон, то он будет срабатывать и убирать излишнюю пронзительность только тогда, когда появляется верхняя октава. После такой компрессии мы сможем прибавить яркости нижней октаве без ущерба для всей партии.
Еще пример. У хорошего вокалиста гласные А, О, И и У звучат одинаково по тембру. Но нам приходится работать с разными вокалистами, поэтому часто встречается проблема, когда А — звучит ярко, а У — глухо. За яркость и полетность голоса отвечает II форманта, на открытых гласных она открывается, а на закрытых, закрывается. В этой ситуации мы можем поставить полосовой компрессор на 3 кГц и тогда он хирургически точно подожмет только открытые гласные. Вуаля. А, О, И и У тембрально идеально ровные. Наш вокалист стал профи!
Многополосная компрессия ( Multiband compression)
Весь спектр разбивается на четыре, пять полос с помощью кроссовера. Далее каждая полоса обрабатывается своим компрессором, со своими параметрами атаки, релиза, порога и степени сжатия, после чего компрессированные полосы снова соединяются в сумматоре.
Мультибэнд компрессор часто называют динамическим эквалайзером и это действительно так, потому что Вы меняете не только динамику трека по полосам, но и баланс между различными частями спектра, а при недостаточном опыте это может быть весьма опасным для трека. Кроме того, мультибэнд компрессоры в большинстве случаев используются на мастеринге и реставрации, потому что у нас нет инструментов звучащих во всем слышимом частотном диапазоне и если Вы все таки рискнули использовать мультибэнд во время сведения, отключите те полосы, которые у Вас не задействованы. А вот на Мастеринге и реставрации это просто незаменимый инструмент. Рассмотрим два примера. Предположим к Вам на мастеринг прислали трек в котором Kick звучит на 4-5 дБ громче, чем ей положено. Пересвести трек мы не можем, но с помощью мультибэнда мы можем слегка втопить бочку обратно в микс и таким образом исправить ошибку сведения. Тело бочки лежит ниже 100 Hz . Поэтому мы должны для этой полосы подобрать быструю атаку и быстрый релиз, тогда с появлением бочки компрессор сожмет ее, но после бочки по времени у нас звучит бас с уровнем гораздо ниже бочки. Поэтому компрессор должен быстро восстановиться и подтянуть бас к бочке. Ошибка исправлена. Второй пример. Обратная ситуация. Бочка слишком глубоко сидит в миксе и нам нужно чуть вытащить бочку, отделить ее от баса. В этой ситуации мы сделаем все с точностью наоборот. Мы подберем атаку нижней полосы мультибенда так, что бы она пропустила Kick и только после этого сжала бас, с релизом подобранным по темпу трека. Таким образом микс будет звучать более динамично и бочка чуть оторвется от баса.
В аналоговом виде существуют только трехполосные мультибэнд компрессоры. Это связано с техническими возможностями. В виде плагинов обычно это четыре, пять полос.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔍 Видео
Детали поршневого компрессора (всасывающий полосовой клапан).Скачать
ЧТО ТАКОЕ КОМПРЕССОР И КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ? Подробный гайдСкачать
ЧЕТЫРЕ КОМПРЕССОРА НА ВОКАЛ ! ЗАЧЕМ? | #сведение #сведениевокалаСкачать
Правильный ли компрессор вы используете?Скачать
Используйте компрессоры как профессионалСкачать
Компрессор, лимитер, клиппер - что общего и в чем различия?Скачать
Как работает компрессор, просто и доступноСкачать
Компрессия звука. Просто о сложном. Подробное руководство.Скачать
Обработка звука. Многополосная компрессияСкачать
4 Как работает компрессор RatioСкачать
Как работает компрессор? За что отвечает каждая ручка? Подробный урок из курса Романа СтиксаСкачать