Что такое посадочные поверхности валов

Посадочные поверхности валов и корпусов должны иметь галтели или за-ходные фаски с малым углом конусности для обеспечения точного предварительного центрирования, уменьшения среза и смятия микронеровностей, плавного увеличения силы запрессовки при сборке. [1]

Посадочные поверхности валов и цапф шлифуют для уменьшения шероховатости. Материал осей и валов назначают с учетом условий их работы, чаще всего используют конструкционные стали марок 20, 30, 40, 45, 50, а также стали Ст5, Стб. Для увеличения износостойкости цапф в подшипниках скольжения применяют стали 20, 20Х, 12ХНЗА с последующей цементацией цапф. [2]

Посадочные поверхности валов и корпусов обрабатывают по ГГЗ-lTll, а подшипников качения — приблизительно по / 7 2 — / ТВ. [4]

Посадочные поверхности валов и осей обрабатывают на токарных и шлифовальных станках. [5]

Посадочные поверхности валов и корпусов должны иметь галтели или заходные фаски с малым углом конусности для обеспечения хорошего предварительного центрирования, уменьшения среза и смятия микронеровностей, плавного увеличения силы запрессовки при сборке. [7]

Посадочные поверхности валов и корпусов, а также упорные заплечики и галтели должны быть чистыми и гладкими, без заусенцев, забоин, царапин, вмятин и коррозии. Острые кромки должны быть притуплены. При осмотре необходимо также проверить наличие фасок на краях посадочных мест вала и корпуса, облегчающих установку подшипников. Независимо от характера посадки посадочные повер сности должны быть чисто протерты и смазаны. [9]

Посадочные поверхности валов и осей под ступицы насаживаемых деталей и подшипники выполняют цилиндрическими, а концы валов — цилиндрическими или коническими. [10]

На посадочные поверхности валов и отверстий зубчатых и червячных колес при передаче момента посадкой с натягом кроме параметра Ra задают параметр / р, для которого принимают / р 50 10 % при р — 60 % от наибольшей высоты неровностей профиля. [11]

На посадочные поверхности валов и отверстий зубчатых и червячных колес при передаче момента посадкой с натягом кроме параметра Ra задают параметр / для которого принимают / 50 % и / 7 60 % от наибольшей высоты неровностей профиля. [12]

Шероховатость посадочных поверхностей валов для подшипников на закрепительных или стяжных втулках не должна превышать Rg — 2 5 мкм. Допускается принимать шероховатость посадочных поверхностей и опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах для диаметров до 80 мм — Ra, 20 мкм, для диаметров свыше 80 мм — Rz, 20 мкм при установке подшипников качения классов точности 0 и 6 и при условии обеспечения заданного ресурса работы. Для подшипников, фиксируемых в осевом направлении методом вальцовки или кернения а также для подшипников, которые не упираются в торцы заплечиков, шероховатость опорных торцов заплечиков валов и отверстий не устанавливается. [13]

Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов должна быть в пределах 6 — 7-го классов для посадки подшипников классов Н и П и 7 — 9-го классов для посадки подшипников классов В, А и С. [15]

Видео:Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать

Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистов

Посадка подшипников

  • Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Что такое посадочные поверхности валов

Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.

Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.

Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.

Что такое посадочные поверхности валов

Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.

Читайте также: Шлифовка коленчатых валов в тюмени

Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.

Что такое посадочные поверхности валов

Видео:Лечим место посадки подшипникаСкачать

Лечим место посадки подшипника

Основные термины

Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.

Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.

Что такое посадочные поверхности валов

Их также можно найти в первом томе Справочника конструктора-машиностроителя Анурьева, и ГОСТах 25346-89, а также 25347-82 или 25348-82.

Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.

Что такое посадочные поверхности валов

В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.

Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:

  • с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
  • переходных js, k, m, n;
  • с натягом p, r, s, t, u, x, z.

По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.

Что такое посадочные поверхности валов

Видео:Посадки. Как выглядят сотки на деле.Скачать

Посадки. Как выглядят сотки на деле.

Выбор посадки подшипников качения

Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:

  • характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
  • точность подшипника;
  • скорость вращения;
  • вращение или неподвижность соответствующего кольца.

Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.

Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:

  • циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
  • местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
  • колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.

Что такое посадочные поверхности валов

Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.

Что такое посадочные поверхности валов

В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.

Читайте также: Схема устройства стенда для испытания компрессора кондиционера

Что такое посадочные поверхности валов

Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.

Что такое посадочные поверхности валов

При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:

Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.

Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.

Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.

Что такое посадочные поверхности валов

Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.

Что такое посадочные поверхности валов

Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.

Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:

  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.

На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.

Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.

Что такое посадочные поверхности валов

Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.

Что такое посадочные поверхности валов

На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.

Видео:восстановление посадочного места под подшипникСкачать

восстановление посадочного места под подшипник

Что такое посадка? На примере изготовления валов (осей) и втулок

Наше предприятие вот уже более четверти века осуществляет в Санкт-Петербурге производство валов, осей, втулок, шкивов и иной продукции, получаемой токарной обработкой. Так же Вы можете произвести у нас широкий спектр работ по металлообработке. Мы изготавливаем детали на заказ по чертежам Заказчика, эскизам и образцам.

Что такое посадочные поверхности валов

Рассмотрим понятие посадок на примере изготовления осей (валов) и втулок (их внутренних отверстий) по чертежам Заказчика.

Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать

Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартов

Изготовление валов, осей и втулок с зазором и натягом

Что такое посадочные поверхности валов

Посадка — это характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

Представим, что мы изготовили втулку с реальным внутренним диаметром 25,015мм.

Если мы изготовили вал с реальным посадочным диаметром – 24,991, то этот вал, будучи меньше размером, будет «болтаться» во втулке. В этом случае говорят о посадке с зазором. Зазор в нашем примере составит 25,015-24,991=0,024мм.

Если же в процессе изготовления оси мы получили посадочный диаметр – 25,031, то диаметр оси оказывается больше диаметра отверстия сопрягаемой детали, а значит, нам придется «заколачивать» ось в это отверстие. В этом случае говорят о посадке с натягом. Натяг составит в нашем примере: 25,031-25,015=0,016мм.

Читайте также: Маршрутная карта для изготовления вала

Как Вы помните и вал, и отверстие при производстве валов и втулок должны быть изготовлены не точно с определенным размером, а с некоторым допуском, т.е. в интервале размеров, который графически изображается полем допуска.

Если поле допуска изготавливаемого вала находится полностью выше поля допуска отверстия (пример II на картинке ниже), то мы гарантировано (при любых реальных размерах в пределах допусков) получаем посадку с натягом. Максимальная и минимальная величины натяга легко вычисляются, поскольку поля допусков известны.

Что такое посадочные поверхности валов

Если же поле допуска вала находится целиком ниже поля допуска изготавливаемого отверстия (пример I), то гарантированно получается посадка с зазором. В случае же если нам необходимо изготовить вал и втулку с частично перекрывающимися полями допусков (пример III), говорят о переходной посадке. В этом случае могут сформироваться как небольшой натяг, так и небольшой зазор в зависимости от реального исполнения размеров (в пределах указанных допусков) в процессе изготовления вала и втулки.

Видео:Восстановление посадочного места под подшипник и сальник на валу редуктора станкаСкачать

Восстановление посадочного места под подшипник и сальник на валу редуктора станка

Производство валов (осей) в системе … отверстия

Очевидно, что для получения одной и той же нужной посадки (нужного числового размера натяга или зазора) мы можем использовать различное сочетание полей допусков, по-разному смещенных относительно номинального размера.

Но здесь необходимо учесть ряд моментов, позволяющих облегчить и удешевить процесс производства валов, втулок, да и всех прочих деталей. Удобно «зафиксировать» допуски либо вала (тогда говорят о системе вала), либо отверстия (система отверстия). При этом для «зафиксированного» элемента используется только одно отклонение: H для отверстия и h для вала. А необходимые посадки достигаются изготовлением парных деталей с нужными отклонениями от номинального размера. В подавляющем большинстве случаев используется система отверстия.

Это связано, например, с применение сверл, разверток, протяжек и т.п. при изготовлении отверстий. Для изготовления отверстия каждого размера и каждого допуска необходимо использовать свой инструмент, что привело бы (в случае использования системы вала) к необоснованному раздуванию парка режущего инструмента. Изготовление же осей, валов и т.п. с разными размерами (допусками) может происходить на одном и том же станке (например, токарном или шлифовальном) и одним и тем же инструментом.

Поэтому используется система отверстия, при которой отверстия изготавливаются с отклонением H: поле допуска простирается от нулевой отметки (номинального размера) до некоторой положительной величины (задаваемой квалитетом). Т.е. отверстие делается «в плюс», чуть больше номинального размера, но эта разница минимальна.

А вот необходимой посадки мы можем добиться, правильно выбирая отклонение при изготовлении оси, вала.

Как мы видим посадки (a-h)/H – это посадки с зазором, (p-zc)/H – посадки с натягом, (jsn)/H – можно считать переходными посадками.

Видео:быстрый ремонт посадочного гнезда , делаем металлизацию подшипника.Скачать

быстрый ремонт посадочного гнезда ,  делаем металлизацию подшипника.

С какими посадками можно изготовить вал?

Однако стандарты стараются ограничить все возможные сочетания посадок, используемых отклонений и квалитетов. При производстве осей, валов, втулок и иных деталей нужно стараться использовать только рекомендуемые посадки. А среди них отдавать предпочтение «предпочтительным», которые в таблицах обычно выделяют полужирным шрифтом или жирной рамкой:

Что такое посадочные поверхности валов

От выбора посадки зависит назначаемая степень шероховатости поверхности сопрягаемых деталей.

Видео:Восстановление просаженых мест посадки подшипника на валу. Микросварка.Скачать

Восстановление просаженых мест посадки подшипника на валу. Микросварка.

Производство осей и валов у нас

Наше предприятие осуществляет не только изготовление валов, осей, втулок, шкивов, производя токарную обработку, но и предоставляет другие услуги металлообработки на заказ по чертежам Заказчика или образцам, с перечнем которых Вы можете познакомиться на этой странице. Просто позвоните или пришлите свои чертежи по факсу или мейлу!

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


    🔥 Видео

    Что делать? Когда прокручивается подшипник.Скачать

    Что делать? Когда прокручивается подшипник.

    Восстанавливаю прослабленный вал под подшипник.Скачать

    Восстанавливаю прослабленный вал под подшипник.

    Восстановление прослабленного посадочного места. ( Возвращаем натяг )Скачать

    Восстановление прослабленного посадочного места. ( Возвращаем натяг )

    Восстановление посадочного под сальникСкачать

    Восстановление посадочного под сальник

    Восстановление вала под подшипники.Скачать

    Восстановление вала под подшипники.

    Что такое система отверстия и система вала?Скачать

    Что такое система отверстия и система вала?

    восстановление вала при помощи loctite 3473Скачать

    восстановление вала при помощи loctite 3473

    Меднение прослабленного подшипника!Скачать

    Меднение прослабленного подшипника!

    Меднение коленвала бензопилы под посадку подшипника. Все получилосьСкачать

    Меднение коленвала бензопилы под посадку подшипника. Все получилось

    Что делать, если не держится подшипникСкачать

    Что делать, если не держится подшипник

    9.3. Конструктивные элементы валов и осейСкачать

    9.3.  Конструктивные элементы валов и осей

    ПРОСЛАБЛЕНА ПОСАДКА ПОДШИПНИКА-РЕШЕНИЕ.Скачать

    ПРОСЛАБЛЕНА ПОСАДКА ПОДШИПНИКА-РЕШЕНИЕ.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток