Посадочные поверхности валов и корпусов должны иметь галтели или за-ходные фаски с малым углом конусности для обеспечения точного предварительного центрирования, уменьшения среза и смятия микронеровностей, плавного увеличения силы запрессовки при сборке. [1]
Посадочные поверхности валов и цапф шлифуют для уменьшения шероховатости. Материал осей и валов назначают с учетом условий их работы, чаще всего используют конструкционные стали марок 20, 30, 40, 45, 50, а также стали Ст5, Стб. Для увеличения износостойкости цапф в подшипниках скольжения применяют стали 20, 20Х, 12ХНЗА с последующей цементацией цапф. [2]
Посадочные поверхности валов и корпусов обрабатывают по ГГЗ-lTll, а подшипников качения — приблизительно по / 7 2 — / ТВ. [4]
Посадочные поверхности валов и осей обрабатывают на токарных и шлифовальных станках. [5]
Посадочные поверхности валов и корпусов должны иметь галтели или заходные фаски с малым углом конусности для обеспечения хорошего предварительного центрирования, уменьшения среза и смятия микронеровностей, плавного увеличения силы запрессовки при сборке. [7]
Посадочные поверхности валов и корпусов, а также упорные заплечики и галтели должны быть чистыми и гладкими, без заусенцев, забоин, царапин, вмятин и коррозии. Острые кромки должны быть притуплены. При осмотре необходимо также проверить наличие фасок на краях посадочных мест вала и корпуса, облегчающих установку подшипников. Независимо от характера посадки посадочные повер сности должны быть чисто протерты и смазаны. [9]
Посадочные поверхности валов и осей под ступицы насаживаемых деталей и подшипники выполняют цилиндрическими, а концы валов — цилиндрическими или коническими. [10]
На посадочные поверхности валов и отверстий зубчатых и червячных колес при передаче момента посадкой с натягом кроме параметра Ra задают параметр / р, для которого принимают / р 50 10 % при р — 60 % от наибольшей высоты неровностей профиля. [11]
На посадочные поверхности валов и отверстий зубчатых и червячных колес при передаче момента посадкой с натягом кроме параметра Ra задают параметр / для которого принимают / 50 % и / 7 60 % от наибольшей высоты неровностей профиля. [12]
Шероховатость посадочных поверхностей валов для подшипников на закрепительных или стяжных втулках не должна превышать Rg — 2 5 мкм. Допускается принимать шероховатость посадочных поверхностей и опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах для диаметров до 80 мм — Ra, 20 мкм, для диаметров свыше 80 мм — Rz, 20 мкм при установке подшипников качения классов точности 0 и 6 и при условии обеспечения заданного ресурса работы. Для подшипников, фиксируемых в осевом направлении методом вальцовки или кернения а также для подшипников, которые не упираются в торцы заплечиков, шероховатость опорных торцов заплечиков валов и отверстий не устанавливается. [13]
Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов должна быть в пределах 6 — 7-го классов для посадки подшипников классов Н и П и 7 — 9-го классов для посадки подшипников классов В, А и С. [15]
- Посадка подшипников
- Основные термины
- Выбор посадки подшипников качения
- Что такое посадка? На примере изготовления валов (осей) и втулок
- Изготовление валов, осей и втулок с зазором и натягом
- Производство валов (осей) в системе … отверстия
- С какими посадками можно изготовить вал?
- Производство осей и валов у нас
- 🔥 Видео
Видео:Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать
Посадка подшипников
Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.
Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.
Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.
Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.
Читайте также: Шлифовка коленчатых валов в тюмени
Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.
Видео:Лечим место посадки подшипникаСкачать
Основные термины
Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.
Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.
Их также можно найти в первом томе Справочника конструктора-машиностроителя Анурьева, и ГОСТах 25346-89, а также 25347-82 или 25348-82.
Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.
В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.
Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:
- с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
- переходных js, k, m, n;
- с натягом p, r, s, t, u, x, z.
По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.
Видео:Посадки. Как выглядят сотки на деле.Скачать
Выбор посадки подшипников качения
Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:
- характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
- точность подшипника;
- скорость вращения;
- вращение или неподвижность соответствующего кольца.
Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.
Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:
- циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
- местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
- колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.
Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.
В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.
Читайте также: Схема устройства стенда для испытания компрессора кондиционера
Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.
При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:
Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.
Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.
Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.
Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.
Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.
Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.
На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.
Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.
Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.
На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.
Видео:восстановление посадочного места под подшипникСкачать
Что такое посадка? На примере изготовления валов (осей) и втулок
Наше предприятие вот уже более четверти века осуществляет в Санкт-Петербурге производство валов, осей, втулок, шкивов и иной продукции, получаемой токарной обработкой. Так же Вы можете произвести у нас широкий спектр работ по металлообработке. Мы изготавливаем детали на заказ по чертежам Заказчика, эскизам и образцам.
Рассмотрим понятие посадок на примере изготовления осей (валов) и втулок (их внутренних отверстий) по чертежам Заказчика.
Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать
Изготовление валов, осей и втулок с зазором и натягом
Посадка — это характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Представим, что мы изготовили втулку с реальным внутренним диаметром 25,015мм.
Если мы изготовили вал с реальным посадочным диаметром – 24,991, то этот вал, будучи меньше размером, будет «болтаться» во втулке. В этом случае говорят о посадке с зазором. Зазор в нашем примере составит 25,015-24,991=0,024мм.
Если же в процессе изготовления оси мы получили посадочный диаметр – 25,031, то диаметр оси оказывается больше диаметра отверстия сопрягаемой детали, а значит, нам придется «заколачивать» ось в это отверстие. В этом случае говорят о посадке с натягом. Натяг составит в нашем примере: 25,031-25,015=0,016мм.
Читайте также: Маршрутная карта для изготовления вала
Как Вы помните и вал, и отверстие при производстве валов и втулок должны быть изготовлены не точно с определенным размером, а с некоторым допуском, т.е. в интервале размеров, который графически изображается полем допуска.
Если поле допуска изготавливаемого вала находится полностью выше поля допуска отверстия (пример II на картинке ниже), то мы гарантировано (при любых реальных размерах в пределах допусков) получаем посадку с натягом. Максимальная и минимальная величины натяга легко вычисляются, поскольку поля допусков известны.
Если же поле допуска вала находится целиком ниже поля допуска изготавливаемого отверстия (пример I), то гарантированно получается посадка с зазором. В случае же если нам необходимо изготовить вал и втулку с частично перекрывающимися полями допусков (пример III), говорят о переходной посадке. В этом случае могут сформироваться как небольшой натяг, так и небольшой зазор в зависимости от реального исполнения размеров (в пределах указанных допусков) в процессе изготовления вала и втулки.
Видео:Восстановление посадочного места под подшипник и сальник на валу редуктора станкаСкачать
Производство валов (осей) в системе … отверстия
Очевидно, что для получения одной и той же нужной посадки (нужного числового размера натяга или зазора) мы можем использовать различное сочетание полей допусков, по-разному смещенных относительно номинального размера.
Но здесь необходимо учесть ряд моментов, позволяющих облегчить и удешевить процесс производства валов, втулок, да и всех прочих деталей. Удобно «зафиксировать» допуски либо вала (тогда говорят о системе вала), либо отверстия (система отверстия). При этом для «зафиксированного» элемента используется только одно отклонение: H для отверстия и h для вала. А необходимые посадки достигаются изготовлением парных деталей с нужными отклонениями от номинального размера. В подавляющем большинстве случаев используется система отверстия.
Это связано, например, с применение сверл, разверток, протяжек и т.п. при изготовлении отверстий. Для изготовления отверстия каждого размера и каждого допуска необходимо использовать свой инструмент, что привело бы (в случае использования системы вала) к необоснованному раздуванию парка режущего инструмента. Изготовление же осей, валов и т.п. с разными размерами (допусками) может происходить на одном и том же станке (например, токарном или шлифовальном) и одним и тем же инструментом.
Поэтому используется система отверстия, при которой отверстия изготавливаются с отклонением H: поле допуска простирается от нулевой отметки (номинального размера) до некоторой положительной величины (задаваемой квалитетом). Т.е. отверстие делается «в плюс», чуть больше номинального размера, но эта разница минимальна.
А вот необходимой посадки мы можем добиться, правильно выбирая отклонение при изготовлении оси, вала.
Как мы видим посадки (a-h)/H – это посадки с зазором, (p-zc)/H – посадки с натягом, (js—n)/H – можно считать переходными посадками.
Видео:быстрый ремонт посадочного гнезда , делаем металлизацию подшипника.Скачать
С какими посадками можно изготовить вал?
Однако стандарты стараются ограничить все возможные сочетания посадок, используемых отклонений и квалитетов. При производстве осей, валов, втулок и иных деталей нужно стараться использовать только рекомендуемые посадки. А среди них отдавать предпочтение «предпочтительным», которые в таблицах обычно выделяют полужирным шрифтом или жирной рамкой:
От выбора посадки зависит назначаемая степень шероховатости поверхности сопрягаемых деталей.
Видео:Восстановление просаженых мест посадки подшипника на валу. Микросварка.Скачать
Производство осей и валов у нас
Наше предприятие осуществляет не только изготовление валов, осей, втулок, шкивов, производя токарную обработку, но и предоставляет другие услуги металлообработки на заказ по чертежам Заказчика или образцам, с перечнем которых Вы можете познакомиться на этой странице. Просто позвоните или пришлите свои чертежи по факсу или мейлу!
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🔥 Видео
Что делать? Когда прокручивается подшипник.Скачать
Восстанавливаю прослабленный вал под подшипник.Скачать
Восстановление прослабленного посадочного места. ( Возвращаем натяг )Скачать
Восстановление посадочного под сальникСкачать
Восстановление вала под подшипники.Скачать
Что такое система отверстия и система вала?Скачать
восстановление вала при помощи loctite 3473Скачать
Меднение прослабленного подшипника!Скачать
Меднение коленвала бензопилы под посадку подшипника. Все получилосьСкачать
Что делать, если не держится подшипникСкачать
9.3. Конструктивные элементы валов и осейСкачать
ПРОСЛАБЛЕНА ПОСАДКА ПОДШИПНИКА-РЕШЕНИЕ.Скачать