Что такое привод главного вала

Что такое привод главного вала

Крутящий момент, развиваемый двигателем ав­томобиля, должен передаваться через коробку передач и дифференциал на ведущие колеса, для чего в автомобилях используются приводные валы. При движении автомобиля колеса посто­янно перемещаются вверх-вниз, а управляемые передние колеса еще и поворачиваются впра­во-влево, что не позволяет применять жесткое соединение приводных валов с другими агрега­тами автомобиля. Если двигатель расположен спереди, а ведущие колеса — задние, то в качестве приводного используется вал с карданными шар­нирами (карданный вал).

Что такое привод главного вала

Задача приводного вала — эффективно пере­давать крутящий момент от одного агрегата к другому, независимо от того, расположены они соосно или со смещением относительно друг друга.

Приводной вал должен работать в широком диапазоне частоты вращения и при этом обе­спечивать возможность достаточно больших взаимных перемещений соединяемых элементов во всех плоскостях. Разнообразие требований к шарнирам приводных валов привело к появле­нию самых разных вариантов привода.

Видео:Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)Скачать

Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)

История создания приводных валов

Всерьез о трансмиссии задумались создатели первых автомобилей. Сначала общепринятым был привод на задние колеса, так как решить про­блемы переднего привода не удавалось. В случае передних ведущих колес крутящий момент дол­жен равномерно передаваться не только при ли­нейном смещении колеса вверх-вниз, но и при повороте колеса из стороны в сторону.

Для заднего привода передача крутящего момента от двигателя к заднему мосту была реализована с помощью продольного вала с кар­данными шарнирами. Такой подход к решению проблемы был более простым, ведь углы откло­нения таких шарниров небольшие и не влияют на ходовые качества автомобиля.

Изобретение карданного шарнира восходит к XVI столетию; авторами считаются итальянец Джероламо Кардано и англичанин Роберт Гук.

В середине XVI века Кардано создал кольцевой шарнир, в котором корабельный компас оставал­ся в горизонтальном положении, несмотря на морскую качку.

В 1664 году Роберт Гук подтвердил патентом, что его кольцевой шарнир способен соединить концы двух несоосных валов, расположенных под углом друг к другу (рис. 2 «Универсальный шарнир Роберта Гука«).

Что такое привод главного вала

Термины «карданный шарнир» или «шарнир Гука» и сегодня напоминают об этих двух авторах давнего изобретения.

С появлением переднего привода карданные шарниры использовались и там, но в связи с повышением требований к управляемости и ди­намике автомобиля поиск более оптимальной передачи крутящего момента привел к появлению шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).

На современных легковых автомобилях кар­данный шарнир применяется только на продоль­ном карданном валу привода задних ведущих ко­лес, хотя и здесь постепенно сдает свои позиции. Различия между карданным шарниром и ШРУ­Сом объясняются в следующих главах.

На грузовых автомобилях карданный шар­нир по-прежнему используется на продольном карданном валу привода задних колес, а также в виде сдвоенного карданного шарнира — на по­перечных приводных валах.

В декабре 1926 года французские инженеры Пьер Фенай и Жан-Альбер Грегуар получили па­тент на изобретенный ими шарнир Tracta. Этот шарнир состоял из четырех деталей, соединен­ных скользящими направляющими. Чтобы не распадаться, он должен был постоянно находить­ся внутри полусферы.

Шарнир изготавливался на обычных универ­сальных станках и мог использоваться для пере­дачи большого крутящего момента, поэтому во время Второй мировой войны им оснащались многие французские, английские и американские полноприводные автомобили.

Для шарнира Tracta (рис. 3 «Деталировочный чертеж шарнира Tracta») впервые было использовано определение «гомокинети­ческий», которое и по сей день используется для обозначения шарниров равных угловых скоростей. Сам шарнир сегодня уже не приме­няется.

Что такое привод главного вала

Как и в Европе, в Америке тоже пытались ре­шить проблему синхронного вращения, и 4 мая 1923 года Карл Вайсс запатентовал разработан­ный им вариант такого шарнира (рис. 4 «Чертеж к патенту шарнира Вайсса«).

Этот шарнир изготавливался с 1934 года, но его массовый серийный выпуск начался только после Второй мировой войны. До середины 80-х годов прошлого века он применялся на автомо­билях Mercedes-Benz.

В то время, как шарнир Вайсса допускал отклонение не более чем на 20° и применялся на автомобилях с задним приводом, шарнир Tracta мог работать уже под углом до 50°.

Читайте также: Принцип работы обгонной муфты карданного вала

В современном автомобилестроении шарнир Вайсса, не в последнюю очередь из-за своей большой удельной массы, практически не при­меняется.

Что такое привод главного вала

Самый распространенный в настоящее время ШРУС основан на патенте, который получил ин­женер Ford Альфред Ганс Рцеппа в июне 1933 года (рис. 5 «Чертеж к патенту шарнира Рцеппа«).

Для достижения современного технического уровня потребовалось много исследовательской работы. Главную роль в этом сыграли английская фирма Hardy Spicer и основанная в 1948 году немецкая компания по производству шарниров Lohr&Bulmkamp.

На базе шарнира Рцеппа, который не допускал осевого смещения, эти две фирмы разработали универсальный ШРУС с возможностью продоль­ного перемещения деталей.

Видео:Как устроен привод, ШРУС. Что в них ломается.Скачать

Как устроен привод, ШРУС. Что в них ломается.

Системы привода

Что такое привод главного вала

Большая часть выпускаемых сегодня легковых автомобилей оснащается приводными залами с шарнирами равных угловых скоростей. От­дельные схемы привода ведущих колес по­казаны с гомокинетическими (от греческого homos = одинаковый и kine = двигаться) шарни­рами (рис. 6 «Схемы привода ведущих коле»).

При переднем приводе ведущими являются передние колеса. На приводных валах со стороны колеса при­меняются жесткие ШРУСы (без возможности продольного перемещения деталей), а со сторо­ны коробки передач — универсальные (с возмож­ностью продольного перемещения). Передние колеса — управляемые, поэтому угол поворота в шарнире со стороны колеса должен достигать примерно 50°.

Из-за поперечного расположения двигателя и связанной с этим асимметрии в моторном отсеке приводные валы могут быть разной длины.

При заднем приводе ведущими являются за­дние колеса. На приводных валах как со стороны колеса, так и со стороны коробки передач применяются универсальные ШРУСы, поскольку в этом случае шарнир — в отличие от переднего привода — дол­жен компенсировать только изменение длины ва­лов из-за хода подвески вверх-вниз.

При полном приводе ведущими являются все колеса. Шарниры приводных валов применяются точ­но так же, как на описанных выше переднем и заднем приводах. Крутящий момент от силового агрегата на задние или (при расположенном сзади двигателе) на передние колеса передается с помощью продольного вала.

Частота вращения валов в этом случае может достигать 6000 об/мин, поэтому продольные валы оснащаются высокооборотными шарнирами. Далее отдельные типы шарниров рассматриваются более подробно.

Видео:Привод главного вала швейной машиныСкачать

Привод главного вала швейной машины

Общие показатели для приводных валов

Наряду с передачей усилия задачей приводных валов является и равномерная передача крутяще­го момента на ведущие колеса.

Угловая скорость

Приводные валы только с одним шарниром вра­щаются неравномерно.

Что такое привод главного вала

Если два вала соединить простым карданным шарниром под определенным углом и вращать вал I с постоянной угловой скоростью ω1 то вал II будет вращаться с неравномерной угловой скоро­стью ω2 (рис. 7 «Приводные валы с одним шарниром«).

Эта неравномерность, часто называемая по­грешностью карданного шарнира, выражается в синусоидальном колебании угловой скорости вала II, как показано на графике цикла вращения 360° (рис. 8 «Изменение угловой скорости в зависимости от положения карданного шарнира«).

При 0°, 180° и 360° вилка шарнира на валу I расположена горизонтально и обладает меньшей угловой скоростью, чем в вертикальных положе­ниях 90° и 270°.

Такое ускорение и замедление крестовины шарнира соответственно изменяет и угловую ско­рость вала II.

Что такое привод главного вала

Поскольку решению этой проблемы способ­ствуют угловое и параллельное смещение валов (за счет конструктивно обусловленного располо­жения элементов трансмиссии и достаточно эла­стичных опор), карданные валы автомобиля всег­да оснащаются двумя шарнирами. Это позволяет компенсировать неравномерно­сти вращения вала.

Максимальный угол в шарнире

Максимальный угол отклонения от горизонтали (рис. 9 «Угол в шарнире«) показывает, под каким углом может работать шарнир, соответствуя требованиям по равномерности передачи крутящего момента и долговечности.

Что такое привод главного вала

В автомобильной технике максимальный угол в шарнире может составлять более 50°.

Схемы расположения карданных валов

Неизбежно возникающую неравномерность вра­щения можно компенсировать последователь­ным размещением двух шарниров на одном валу.

При этом различают два варианта их располо­жения: Z-схема и W-схема.

Z-схема

Z-схема или Z-изгиб представляет собой наибо­лее распространенный вариант применения кар­данного вала. В этом случае изгиб происходит только в одной плоскости (рис. 10 «Z-схема«).

Что такое привод главного вала

Для абсолютно синхронного вращения веду­щего и ведомого валов, соединенных карданным валом, вилки шарниров этого общего вала долж­ны находиться в одной плоскости, а углы в шар­нирах должны быть одинаковы.

Читайте также: Фиксатор вала отбора мощности мтз 80

W-схема

Еще одним способом избежать нежелательных колебаний частоты вращения между валами I и II является W-схема их расположения (рис. 11 «W-схема«).

И в этом случае углы в карданных шарнирах должны быть одинаковыми, а их вилки — нахо­диться в одной плоскости.

Что такое привод главного вала

Общее правило для Z-схемы и W-схемы за­ключается в том, что карданный вал и соединяе­мые им концы ведущего и ведомого валов долж­ны лежать в одной вертикальной плоскости.

В случае бокового смещения при использова­нии Z-схемы достаточно, чтобы пространствен­ный угол оставался минимальным.

Чтобы избежать нежелательных колеба­ний частоты вращения вала при использовании W-схемы, угол смещения необходимо высчитать заранее (рис. 12 «Боковое смещение«).

Видео:Почему не крутится вал на швейной машине Чайка?Скачать

Почему не крутится вал на швейной машине Чайка?

Привод главного движения станка токарного типа

Что такое привод главного вала

Привод главного движения станка это электродвигатель установленный на станке вместе с совокупностью передач от электродвигателя к шпинделю станка. В зависимости от назначения станка и его размера конструкции привода могут быть различны, но в любом случае они должны: 1) передавать необходимые для процесса резания мощность и крутящий момент; 2) допускать включение, выключение и реверсирование вращения шпинделя; 3) обеспечивать высокую точность и плавность вращения шпинделя на всех режимах работы.

При ступенчатом изменении чисел оборотов шпинделя привод главного движения станка токарного типа может быть выполнен в виде: 1) многоскоростного асинхронного электродвигателя; 2) сочетания одно- или многоскоростного асинхронного электродвигателя со ступенчатой механической коробкой скоростей или — редко — ступенчатыми шкивами.

Для бесступенчатого регулирования скорости вращения шпинделя используют электродвигатель постоянного тока с регулируемым числом оборотов, механический вариатор, либо сочетание регулируемого электродвигателя постоянного тока или механического вариатора со ступенчатой механической коробкой скоростей или механического вариатора с многоскоростным асинхронным электродвигателем переменного тока.

Видео:Основы центровки валовСкачать

Основы центровки валов

Конструкции приводов главного движения токарно-винторезных станков

Подавляющее большинство токарно винторезного оборудования средних размеров в качестве привода главного движения станка имеет одно-, реже многоскоростной асинхронный электродвигатель трехфазного тока в сочетании со ступенчатой механической коробкой скоростей.

Примером привода с коробкой скоростей, размещенной в шпиндельной бабке, может служить токарный станок 1К62, кинематическая схема которого показана на рис. 1, а развертка по валам коробки скоростей — на рис. 2. Коробка скоростей получает движение через клиноременную передачу от односкоростного электродвигателя, расположенного в левой тумбе станины. На валу I размещена двусторонняя фрикционная муфта М1 для включения и выключения прямого и обратного вращения шпинделя. Изменение направления вращения вала ІІ происходит вследствие передачи движения через блок паразитных колес (z = 24 и z = 36). Передвижением по валам II и III скользящих (передвижных) блоков Б1 и Б2, валу III сообщается шесть различных прямых скоростей и три обратных, более высоких. Управление блоками Б1 и Б2 осуществляется одной рукояткой, выведенной на лицевую сторону передней бабки.

Что такое привод главного вала

Рис. 1. Кинематическая схема токарного станка 1К62

Движение от вала ІІІ может передаваться на шпиндель по двум кинематическим цепям:

  • при сдвинутом влево двойном (двухвенцовом) блоке Б3 — через повышающую передачу (65 : 43) прямо на шпиндель, что дает шесть высших ступеней скорости вращения — от 630 до 2000 об/мин;
  • при сдвинутом вправо блоке Ба движение передается шпинделю через зубчатый перебор (блок Б4 — вал IV — блок Б5 — вал V), допускающий четыре различных включения с передаточными отношениями 1:1, 1:4 и 1:16, два из которых совпадают. Через перебор шпиндель получает три более низких диапазона чисел оборотов (200 ÷ 630, 50 ÷ 160 и 12,5 ÷ 40 об/мин) по шесть ступеней в каждом. Одно число оборотов (630 об/мин) получается и при прямом включении, и через перебор; по этому привод главного движения станка дает всего 23 различные скорости вращения шпинделя. Управление блоками Б3, Б4 и Б5, осуществляется также одной рукояткой. На валу II установлен тормоз, включение и выключение которого сблокировано с механизмом включения муфты М1.

Что такое привод главного вала

Рис. 2. Развертка по валам коробки скоростей токарного станка 1К62

В токарном станке 1А616 (рис. 3) коробка скоростей выполнена в отдельном корпусе, размещенном в левой тумбе (ножке) станины. Выходной вал коробки связан с входным валом шпиндельной бабки клиноременной передачей. Привод такого типа называется разделенным приводом главного движения станка. Он обеспечивает более плавное вращение шпинделя и применяется чаще в точных станках. Коробка скоростей получает движение через клиноременную передачу от отдельного двигателя, установленного на кронштейне с задней стороны левой тумбы станины. Натяжение ремней регулируется перемещением двигателя по плите, на которой он установлен.

Читайте также: Замена сальника первичного вала рено логан кпп рено логан

Что такое привод главного вала

Рис. 3. Общий вид токарно-винторезного станка 1А616

В результате переключений четырех блоков (рис. 4) Б1, Б2, Б3 и Б, с помощью двух рукояток 1 (рис. 3) выходной вал IV получает 12 различных скоростей вращения. Через клиноременную передачу движение передается на разгруженный шкив шпиндельной бабки, в которую встроен зубчатый перебор с передаточным отношением i = 1:8. Натяжение ремней производится перемещением в вертикальном направлении коробки скоростей.

Что такое привод главного вала

Рис. 4. Кинематическая схема токарного станка 1А616

Движение на шпиндель может передаваться по двум кинематическим цепям:

  • по короткой, непосредственно с вала у шкива при включенной муфте М1 и выключенном переборе Б5, шпиндель получает 12 высоких ступеней скорости вращения (от 90 до 2240 об/мин);
  • через перебор Б5 при выключенной муфте М1, шпиндель получает 12 нижних ступеней скорости вращения (от 11,2 до 280 об/мин).

Три скорости при включенном и выключенном переборе совпадают, поэтому привод главного движения станка дает только 21 (вместо 24) ступень скорости вращения шпинделя. Управление перебором Б, и муфтой м, сблокировано и осуществляется одной рукояткой 2 (рис. 3). В приводе отсутствует главная, выключающая станок, фрикционная муфта, и включение, реверсирование и торможение шпинделя производятся электродвигателем.

Для бесступенчатого изменения чисел оборотов шпинделя в токарно винторезных станках средних и малых размеров находят применение фрикционные вариаторы. В приводе главного движения токарно-винторезного станка мод. 1М620 (рис. 5) использован вариатор конструкции центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения в сочетании со ступенчатой коробкой скоростей, размещенной в шпиндельной бабке.

Что такое привод главного вала

Рис. 5. Кинематическая схема токарного станка 1М620

Такая конструкция привода главного движения токарного станка позволяет бесступенчато изменять числа оборотов шпинделя в пределах 12 ÷ 3000 об/мин. С помощью этого вариатора можно плавно, в пределах 750 . 3000 об/мин, изменять скорость вращения его выходного вала, а за счет переключений блоков Б1, Б, и Б3 получить четыре бесступенчатых диапазона чисел оборотов шпинделя: 12 . 47, 47 . 190, 190 . 750 и 750 . 3000 об/мин. Вспомогательный двигатель N = 1 кВт служит для управления вариатором. Муфтой М1, и скользящими шестернями Б4 и Б5, производится реверсирование шпинделя.

В станках меньших размеров бесступенчатый привод может состоять из одного вариатора без переборной ступенчатой коробки скоростей. Тяжелые токарно-винторезные станки изготовляются, как правило, с бесступенчатым приводом скоростей шпинделя, что способствует повышению их производительности. Однако в тяжелых станках применяются не механические вариаторы, а электрические системы бесступенчатого изменения числа оборотов приводного электродвигателя в сочетании со ступенчатой механической коробкой скоростей станка.

Наиболее распространенной электрической системой бесступенчатого изменения чисел оборотов в тяжелых станках является система генератор — двигатель (Г-Д), называемая иногда также системой Леонарда (рис. 6). Она состоит из четырех электрических машин: асинхронного двигателя АД, который приводит во вращение генератор постоянного тока Г и маломощный генератор постоянного тока В и электродвигателя постоянного тока для привода главного движения станка. Скорость электродвигателя Д регулируется изменением сопротивлений Rг и Rд в цепях обмоток возбуждения ОВГ — генератора и ОВД — двигателя, питаемых постоянным током от возбудителя В. Диапазон регулирования такой системы может достигать 10 — 15. Следует иметь в виду, что машины АД и Г должны иметь мощность не меньшую, чем мощность приводного двигателя Д, поэтому затраты на систему Г-Д превышают затраты на один асинхронный двигатель переменного тока в 7-8 раз.

Что такое привод главного вала

Рис. 6. Система генератор-двигатель для бесступенчатого изменения чисел оборотов шпинделя токарного станка

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎥 Видео

    Устройство и функции главного вала ПМЗ-1, ПМЗ-2МСкачать

    Устройство и функции главного вала ПМЗ-1, ПМЗ-2М

    Снятие главного вала и устранение люфта на верхней головке шатуна швейной машины Подольск (Часть 2)Скачать

    Снятие главного вала и устранение люфта на верхней головке шатуна швейной машины Подольск (Часть 2)

    Снятие главного вала и устранение люфта на верхней головке шатуна швейной машины Подольск (Часть 1)Скачать

    Снятие главного вала и устранение люфта на верхней головке шатуна швейной машины Подольск (Часть 1)

    Изготовление приводного вала.Скачать

    Изготовление приводного вала.

    Как правильно выбрать Б/У привод на Авторазборке?Скачать

    Как правильно выбрать Б/У привод на Авторазборке?

    Биение левого приводного валаСкачать

    Биение левого приводного вала

    Устраняем тугой ход швейной машины.Скачать

    Устраняем тугой ход швейной машины.

    Оборвало привод, почему так происходит, методы защиты.Скачать

    Оборвало привод, почему так происходит, методы защиты.

    В автосервисе никогда не расскажут такую информацию о сцеплении!!Скачать

    В автосервисе никогда не расскажут такую информацию о сцеплении!!

    Швейная машина туго крутится, подклинивает. Как найти и устранить Ч.2. Видео № 639.Скачать

    Швейная машина туго крутится, подклинивает. Как найти и устранить  Ч.2. Видео № 639.

    Как работает полный привод? Дифференциал, и что такое крутящий момент)))Скачать

    Как работает полный привод? Дифференциал, и что такое крутящий момент)))

    9.1 Расчет валов приводаСкачать

    9.1 Расчет валов привода

    Устройство СЦЕПЛЕНИЯ (3D анимация)Скачать

    Устройство СЦЕПЛЕНИЯ (3D анимация)

    Фрикцион ПМЗ,Чайка и др. Устройство,неисправности.Скачать

    Фрикцион ПМЗ,Чайка и др. Устройство,неисправности.

    Ремонт триммера Замена вала приводаСкачать

    Ремонт триммера Замена вала привода
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток