Сущность регулировки червячного зацепления состоит в том, чтобы установить червячное колесо симметрично относительно продольной оси червяка. Это достигают путём перемещения червячного колеса с валом в осевом направлении за счёт набора и распределения тонких металлических регулировочных прокладок.
Червячное зацепление будет считаться правильно отрегулированным, если при прокручивании червяка с нанесённой на его витки гуашью, на рабочих поверхностях зубьев червячного колеса останутся пятна гуаши симметричные относительно плоскости симметрии I – I и расположенные на большей части этих поверхностей (рисунок 2, б).
На рисунке 2,а, в показаны неправильно отрегулированные червячные зацепления, что можно понять по различной толщине прокладок d1 d2, заполняющих зазоры между фланцами крышек подшипников и корпусом редуктора, по расположению пятен гуаши не по середине зуба и по смещению плоскости симметрии I – I червячного колеса от продольной оси червяка.
Следует отметить, что при неправильной регулировке червячного зацепления (рисунок 2,а, в) зубья червячного колеса будут изнашиваться неравномерно, и в результате это приведёт к значительному уменьшению срока службы червячного зацепления.
Для нашего червячного редуктора зазор на валу червяка равен 2,2 мм, зазор на валу червячного колеса равен 4,78 мм.
Видео:Регулировка пятна контакта шестерен главной пары редуктораСкачать
Регулировка червячного зацепления
Сущность регулировки червячного зацепления состоит в том, чтобы установить червячное колесо симметрично относительно продольной оси червяка. Это достигают путём перемещения червячного колеса с валом в осевом направлении за счёт набора и распределения тонких металлических регулировочных прокладок.
Червячное зацепление будет считаться правильно отрегулированным, если при прокручивании червяка с нанесённой на его витки гуашью, на рабочих поверхностях зубьев червячного колеса останутся пятна гуаши симметричные относительно плоскости симметрии I – I и расположенные на большей части этих поверхностей (рисунок 2, б).
На рисунке 2,а, в показаны неправильно отрегулированные червячные зацепления, что можно понять по различной толщине прокладок d1 d2, заполняющих зазоры между фланцами крышек подшипников и корпусом редуктора, по расположению пятен гуаши не по середине зуба и по смещению плоскости симметрии I – I червячного колеса от продольной оси червяка.
Следует отметить, что при неправильной регулировке червячного зацепления (рисунок 2,а, в) зубья червячного колеса будут изнашиваться неравномерно, и в результате это приведёт к значительному уменьшению срока службы червячного зацепления.
Для нашего червячного редуктора зазор на валу червяка равен 2,2 мм, зазор на валу червячного колеса равен 4,78 мм.
Видео:Пятно контакта сопряженных шестерен Основные понятия и определенияСкачать
Проверка правильности зацепления
Для правильного червячного зацепления необходимо, чтобы средняя плоскость червячного колеса проходила через ось вращения червяка. Это определяется по пятну контакта.
Чтобы получить пятно контакта, на рабочую поверхность витка червяка наносят очень тонкий слой краски (типографской или «Берлинской лазурью»). Проворачиваютчервяк, создавая рукой реактивный момент на валы колеса.
Через люк наблюдают отпечаток краски (пятно контакта) на рабочей поверхности зуба червячного колеса. Пятно контакта должно быть расположено симметрично относительно средней плоскости червячного колеса. Если же пятно контакта смещено вправо или влево, то необходимо вынуть часть прокладок из-под подшипниковой крышки с одной стороны червячного колеса и поставить их под другую крышку. При этом червячное колесо с валом и подшипниками относительно кожуха переместятся в сторону вынутых прокладок.
Читайте также: Редуктор для renault premium
После этого протирают поверхности от краски, еще раз наносят тонкий слой краски на рабочую поверхность витка червяка. Смотрят положение нового пятна контакта. Прокладки переставляют до получения симметричного расположения пятна контакта относительно средней плоскости червячного колеса. После юстировки червячного зацепления закрывают все крышки на редукторе, вставляют маслоуказатель и завинчивают сливную пробку.
Проверка кинематической точности червячного редуктора
Приборный комплекс «Диакин-3» (рисунок 5) предназначен для измерения кинематической и циклической погрешностей, а также диагностирования технического состояния редукторов. При этом выявляются эксцентриситеты, местные дефекты зубьев, зазоры и перекосы, дефекты подшипников.
По результатам проверки с помощью ПЭВМ можно получить графики кинематической погрешности в виде временной функции и спектра, а также диагностическую таблицу с перечнем потенциальных дефектов.
Рисунок 5 – Стенд для проверки кинематической точности
Определение нагрузочной способности редукторов
3.7.1 Рассчитать мощность, которую может передать рассматриваемый редуктор, если известны
Вариант | Материал венца червячного колеса | Частота вращения n1, мин -1 | Ресурс Lh, час |
1 | БрОФ10-1 | 1500 | 25000 |
2 | БрА9Ж4 | 1000 | 20000 |
3 | СЧ-15 | 750 | 15000 |
Геометрические параметры червяка и червячного колеса считать равными параметрам лабораторного редуктора.
‑ определить допускаемые напряжения (приложение А);
‑ определить крутящий момент (формула 1);
3.7.2 Определить оптимальный материал для изготовления червяка и венца червячного колеса рассматриваемого редуктора, обеспечивающий передачу мощности Р1,если известны
Вариант | Мощность на червяке Р1, кВт | Частота вращения n1, мин -1 | Ресурс Lh, час |
1 | 3,2 | 1000 | 25000 |
2 | 2,6 | 1500 | 20000 |
3 | 1,6 | 2000 | 15000 |
Геометрические параметры червяка и червячного колеса считать равными параметрам лабораторного редуктора.
‑ определить крутящий момент;
‑ определить допускаемые напряжения (формула 1);
‑ определить допускаемые напряжения для оловянистых бронз, безоловянистых бронз и чугунов (приложение А);
‑ сравнить допускаемые напряжения для разных материалов с допускаемыми напряжениями рассчитанными по формуле 1.
Тип задачи раздела 3.6 (определение нагрузочной способности или выбора оптимального материала), а так же вариант исходных данных задается преподавателем индивидуально для каждого студента.
Составление отчета
Отчет должен быть выполнен на отдельном листе, либо в тетради. Рисунки и таблицы выполняют карандашом, а текст ручкой.
4.1 Титульный лист (если выполнен не в отдельной тетради).
4.3 Эскизы редуктора и деталей с проставленными замеренными размерами (рисунок 4).
4.4 Замеряемые элементы редуктора, червяка и червячного колеса (расстояние от опорной поверхности нижнего фланца редуктора до верхней кромки выходного конца быстроходного вала H1; то же тихоходного вала H2, диаметры выходных концов валов редуктора D1 и D2, число заходов червяка z1, диаметр вершин витков червяка dа1, расчетный шаг червяка p, длину нарезанной части червяка b1, число зубьев червячного колеса z2, диаметр вершин зубьев червячного колеса dа2,наибольший диаметр червячною колеса dam2, ширина венца червячного колеса b2,межосевое расстояние аw, модуль m, делительный диаметр червяка d1, коэффициент диаметра червяка q, передаточное отношение i, коэффициент смещения червяка x).
4.6 Выводы по результатам работы.
Вопросы для контроля
5.1 Где применяются червячные редукторы?
Читайте также: Как смазать редуктор стартера ваз
5.2 Что предусмотрено в редукторе для его осмотров?
5.3 Что предусмотрено в редукторе для выравнивания внутреннего давления? Для чего это нужно?
5.4 Для чего служит система смазки? Какие элементы относятся к системе смазки?
5.5 Как в редукторе выполнено уплотнение валов?
5.7 Как определяют коэффициент диаметра червяка?
5.8 Как регулируют подшипники?
5.9 Как регулируют червячное зацепление?
5.10 Что регулируют в первую очередь: подшипники или червячное зацепление? Почему?
5.11 Что регулируют в первую очередь: подшипники червяка или червячного колеса? Почему?
5.12 Каковы критерии работоспособности червячных передач?
5.13 Каковы критерии расчета червячных передач?
5.14 Из каких материалов изготавливаются элементы червячных передач?
5.15 Какие факторы учитывает коэффициент нагрузки?
5.16 Чем определяется степень точности червячных передач?
Список литературы
1. Детали машин в примерах и задачах / под ред. Ничипорчика В.Н, — Минск, Вышэйшая школа, 1981.
2. Иванов М.Н. Детали машин: -М.: Высш.шк., 1984. -336 с
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)
алгоритм расчета допускаемых напряжений
для материала венца червячного колеса
В зависимости от композиции материалов червяка и венца червячного колеса; допускаемые контактные напряжения для материала венца червячного колеса определяются по следующим зависимостям:
1 Для венцов из оловянистых бронз ( типа БрОФ10-1; БрОНФ и т.д.) и стальных червяков:
где ‑ предел прочности материала венца червячного колеса, МПа.
‑ эквивалентное число циклов напряжений для червячного колеса
где ‑ частота вращения вала червячного колеса, мин -1 ;
Если циклов, то принимают циклов.
2 Для венцов из безоловянистых бронз (типа БрА9Ж4 , БрА9ЖН и т.д.) в паре со стальным червяком:
где ‑ скорость скольжения, м/сек.
где ‑ окружная скорость червяка;
‑ угол подъёма винтовой линии червяка.
где ‑ делительный диаметр червяка;
где ‑ число заходов червяка;
‑ коэффициент диаметра червяка.
3 Для венцов из чугунов в паре со стальным червяком:
Таблица П1 – Механические характеристики некоторых материалов, применяемых для изготовления червяков и венцов червячных колес.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 353 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Видео:Регулировка пятна контакта шестерен редуктора. ПРОСТО и ПОНЯТНО!Скачать
2.2.7. Зубчатые передачи и редукторы
Зубчатая передача посредством зубчатой пары позволяет осуществлять передачу и преобразование крутящего момента от одного вала к другому, а также:
- передачу вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся или скрещивающиеся оси;
- преобразование вращательного движения в поступательное, и наоборот.
Цилиндрические зубчатые передачи (прямозубые, косозубые, шевронные) осуществляют передачу крутящего момента между параллельными валами.
Червячные передачи применяют для передачи движения между скрещивающимися валами. Движение в червячных передачах передается по принципу винтовой пары между винтовым червяком и зубчатым червячным колесом.
Червячная передача предназначена для существенного увеличения крутящего момента и, соответственно, уменьшения угловой скорости. Ведущим звеном является червяк. Червячная передача без смазки и вибрации обладает эффектом самоторможения и является необратимой: если приложить момент к ведомому звену (червячному колесу), из-за сил трения передача работать не будет.
Читайте также: Мотоблок с пермским редуктором
Червячная передача, главным образом, применяется в червячных редукторах. Достаточно часто червячные передачи используются в системах регулировки и управления – самоторможение обеспечивает фиксацию положения, а большое передаточное отношение позволяет достичь высокой точности регулирования (управления) и/или использовать низкомоментные двигатели. Благодаря этим характеристикам червячные передачи и червячные редукторы широко применяются в грузоподъёмных машинах.
Редуктор – механизм, передающий и преобразующий крутящий момент, с одной или более механическими передачами [1]. Редуктор состоит из зубчатых и/или червячных передач, установленных в отдельном герметичном корпусе, что принципиально отличает его от зубчатой или червячной передачи, встраиваемой в исполнительный механизм или машину. [2]
Обычно редуктором называют устройство, преобразующее высокую угловую скорость вращения входного вала в более низкую на выходном валу, повышая при этом вращающий момент.
При сборке/проверке зубчатых передач (редукторов) предъявляются нормы:
- по кинематической точности, определяемой погрешностью угла поворота зубчатых колёс за оборот;
- по плавности работы, определяемой проворачиванием собранной передачи динамометрическим ключом;
- по контакту зубьев, определяемому размерами пятна контакта сопряжённых зубьев.
Боковой зазор в крупных зубчатых передачах большого модуля проверяют путём прокатывания между зубьями свинцовых проволочек или пластин, устанавливаемых по длине зуба. При проверке норм контакта зубьев, зубья меньшего колеса покрывают тонким слоем краски и поворачивают зубчатую пару, после чего осматривают следы прилегания на зубьях большого колеса. Основная причина неправильного прилегания – непараллельность или перекос осей отверстий в корпусе, а также погрешности в самом узле.
При монтаже и сборке зацеплений зубчатых передач предъявляются следующие требования по проверке выполнения работ:
- проверка заданного межцентрового расстояния, параллельности осей валов и отсутствие перекосов;
- проверка делительной окружности;
- проверка радиального и торцевого биения зубчатого колеса;
- измерение бокового зазора;
- проверка толщины зуба;
- проверка установки колёс;
- окончательная проверка зацепления на краску (рисунок 2.8, рисунок 2.9).
Рисунок 2.8 – Проверка зацепления конической передачи с помощью краски:
а) правильно отрегулированное зацепление; б) уменьшенный радиальный зазор; в) увеличенный радиальный зазор; г) осевое смещение колёс
В цилиндрических зубчатых передачах непараллельность и перекос валов не должны превышать на каждые 1000 мм длины соответственно 0,3 мм и 0,25 мм. Непараллельность валов может быть установлена штангенциркулем, при помощи натянутой струны и рейсмуса, штихмасом, а перекос валов – уровнем.
Рисунок 2.9 – Проверка правильности установки червячного колеса относительно червяка с помощью отпечатка краски на зубьях (Н – место входа витка червяка в зубья червячного колеса):
а) правильное зацепление (пятно касания располагается симметрично и занимает 70…75 % поверхности зуба); б, в) червячное колесо сдвинуто в сторону от оси (стрелкой показано направление сдвига для устранения дефекта); г) червячное колесо перекошено; д) увеличенное межцентровое расстояние; е) уменьшенное межцентровое расстояние
Основные неисправности редукторов, их возможные причины и рекомендации по устранению приведены в таблице 2.7 [3]. Трещины в корпусе редуктора устраняют заваркой, постановкой стяжек и наделок.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
Про пятно контакта. Способы настройки зацепления шестерен главной передачи.Скачать
Проверка пятна контактаСкачать
Червячные редукторы. Применения червячных редукторов и как правильно их подобратьСкачать
проверка зацепления на пятно контакта.Скачать
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ➤ Классификация ➤ Достоинства и недостаткиСкачать
7.1 Червячные передачиСкачать
Детали машин. Лекция 2.5. Червячные передачиСкачать
ручной червячный редукторСкачать
Немного о червячных редукторах.Скачать
РАБОТА ЧЕРВЯЧНОГО РЕДУКТОРА. Анимация. Детали машин.Скачать
Гаражная технология изготовления червячного колесаСкачать
Принцип работы червячного редуктора.Скачать
Червячный редуктор - Анимация сборки и работыСкачать
Meyertec RV - Обзор червячного редуктораСкачать
Лабораторная работа «Изучение конструкции и определение параметров червячного редуктора»Скачать
Meyertec RV - обзор аксессуаров червячного редуктораСкачать