Что такое ревизия мотора

Под ревизией электродвигателя понимают тщательную проверку его работоспособности. Ревизию выполняют как без разборки электродвигателя, так и с полной его разборкой.

Так как заводы выпускают проверенные, испытанные и готовые к установке электродвигатели, на месте установки их перед пуском вхолостую проверяют без разборки в соответствии с указаниями, изложенными в ответе на вопрос: «В чем заключается подготовка электродвигателя к пуску?». Если нет уверенности в том, что во время транспортировки и хранения электродвигатель остался полностью исправным, инженер-электрик колхоза или совхоза устанавливает необходимую степень его разборки.

Ревизию электродвигателей с разборкой рекомендуется выполнять в сухих отапливаемых помещениях, оборудованных подъемными средствами. Полностью разбирать электродвигатель приходится только в случае очевидной необходимости (ремонт какого-нибудь узла, периодический ремонт и т. п.). Для этого с конца вала снимают полумуфту, шкив или шестерню, пользуясь при этом специальными приспособлениями — съемниками. Если окажется, что снять их затруднительно, то эти сборочные единицы можно предварительно подогреть пламенем газовой горелки до температуры 250…300 °С, одновременно охлаждая вал двигателя водой.

Закончив первую операцию, освобождают крепления подшипников, удаляют шпонку, болты и снимают подшипниковые щиты. После этого, если необходимо, вынимают ротор. Это можно делать вручную, если масса ротора меньше 50 кг. Ротор нужно вынимать осторожно, чтобы не повредить сердечники и обмотки электродвигателя. Предварительно на один конец вала надевают отрезок стальной трубы.

Закончив разборку электродвигателя, тщательно осматривают обмотки и сердечники, обращая внимание на крепление отдельных узлов и лобовых частей обмотки, сохранность изоляции, плотность прессовки, надежность крепления, отсутствие коррозии. Выявленные дефекты устраняют.

Следует помнить, что во время разборки необходим четкий порядок, исключающий потери и поломки деталей (например, крепежные части, мелкие детали и т. п. маркируют и складывают в специальные ящики).

После проверки всех частей электродвигателя и устранения обнаруженных дефектов двигатель собирают в последовательности, обратной его разборке: ротор вводят в статор, устанавливают подшипники, закрепляют подшипниковые щиты и убеждаются в плотной их посадке в заточки.

Во время сборки проверяют правильность выполняемых работ и соблюдение условий, необходимых для нормальной работы электродвигателя. Прежде всего убеждаются в том, что ротор от руки вращается легко, в противном случае возможны перекос подшипника или подшипниковых щитов, задевание ротора о статор или вентилятора о корпус, наличие посторонних предметов внутри двигателя. Если конструкция электродвигателя допускает, то измеряют зазоры между ротором и статором, которые должны быть одинаковыми по всей окружности. Затем 2/3 объема камеры подшипников набивают смазкой (данные о смазках приведены на стр. 231 в ответе на вопрос: «Смазки каких марок применяют в подшипниках электродвигателей?»).

После окончания сборки дополнительно убеждаются в отсутствии перекосов и заклинивания вала, которые могут возникнуть при неправильной затяжке крышек подшипников.

На вал собранного электродвигателя насаживают шкив, полумуфту или шестерню, нанося молотком удары по алюминиевой или медной подкладке, приложенной к торцу втулки, или используя специальное винтовое приспособление, действующее аналогично съемнику.

Содержание
  1. nataliyatovmach.pro
  2. Проверка и ремонт асинхронных электродвигателей
  3. Что такое ревизия электродвигателя?
  4. Экология СПРАВОЧНИК
  5. Ревизия и ремонт насосов и электродвигателей
  6. Техобслуживание электродвигателя
  7. Плановое техобслуживание электродвигателя включает в себя:
  8. Очистка корпуса электродвигателя от загрязнений
  9. Ревизия механических креплений и привода в целом
  10. Вскрытие клеммной коробки двигателя, осмотр, ревизия и протяжка силовых клемм, осмотр целостности питающего кабеля и заземления
  11. Подшипники
  12. Ревизия двигателя постоянного тока
  13. Проверка электродвигателя внешним осмотром
  14. Как проверить электродвигатель на исправность?
  15. Как проверить подшипники электродвигателя?
  16. Принцип действия электродвигателя
  17. Ключевые конструктивные особенности, базовые подходы к выполнению его проверок
  18. Осмотр электродвигателя
  19. Схемы построения электродвигателей
  20. Коллекторные и бесколлекторные электродвигатели
  21. Асинхронные электродвигатели
  22. Подходы к выполнению проверки электродвигателя и контролируемые параметры
  23. Исправность обмоток статора
  24. Трехфазный двигатель
  25. Однофазный двигатель
  26. Как проверить обмотку электродвигателя?
  27. Проверка исправности электрических цепей ротора
  28. Синхронные двигатели
  29. Асинхронные двигатели
  30. Коллекторные двигатели с механической коммутацией
  31. Виды технического ремонта
  32. Проверка электродвигателя пылесоса
  33. Проверка конденсатора
  34. Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами
  35. Определение направления навивки обмоток
  36. Сроки ремонтных работ

Видео:ревизия электродвигателя и продолжение электрикиСкачать

ревизия электродвигателя и продолжение электрики

nataliyatovmach.pro

ОБЪЕМ РЕВИЗИИ, НАЛАДКИ И ИСПЫТАНИЙ

При ревизии и наладке электрических машин необходим проверить:

  • состояние изоляции обмотки; крепление бандажей и клиньев, надежность и плотность посадки обмоток на полюса; состояние болтов, крепящих полюса; исправность выводов и надежность присоединения к ним кабелей (шин); исправность короткозамкнутой обмоток ротора ( беличьей клетки) у синхронных двигателей. При необходимости подтянуть все болтовые соединения;
  • состояние фундаментной плиты, затяжку крепежных болтов и плотность посадки контрольных шпилек;
  • наличие и состояние защитного заземления
  • состояние подшипников и их смазку
  • величину осевого разбега ротора (якоря)электродвигателей с подшипниками скольжения. Измерения провести на всех подшипниках одновременно при одном и том же положении ротора (якоря). Величина осевого разбега, определяемая как сумма наименьших значений левых и правых осевых зазоров, замеренных между галтелями вала и торцами вкладышей подшипников, должна соответствовать рекомендациям завода-изготовителя;
  • правильность включения обмоток. (Проверку произвести для вновь вводимых в эксплуатацию электродвигателей переменного тока мощностью боле 300 кВт и машин постоянного тока мощностью более 200 кВт.
  • сопротивление изоляции обмоток, бандажей, термоиндикаторов и выносных подшипников. Одновременно для вновь вводимых в эксплуатацию электрических машин ( кроме электродвигателей переменного тока напряжением до 1000 В) проверить возможность включения машины без предварительной сушки. При необходимости должна быть произведена сушка машины;
  • электрическую прочность изоляции обмоток электродвигателей переменного тока на напряжение выше 1000 В и машин постоянного тока мощностью более 200 кВт на напряжение более 440 В. (Проверку произвести на вновь смонтированном оборудовании в соответствии с ПУЭ);
  • величину биения контактных колец или коллектора
  • работу электродвигателя (генератора) на холостом ходу. (Проверку произвести для вновь вводимых в эксплуатацию машин.) Продолжительность проверки – 1 ч. У двигателей переменного тока измерить ток холостого хода, который должен быть одинаковым во всех трех фазах;
  • величину вибрации подшипников и всей машины (проверку произвести для вновь вводимых в эксплуатацию машин, а для находящихся в эксплуатации – при необходимости. Допустимая амплитуда вибрации электрических машин не должна превышать значений, указанных в ПУЭ;
  • совпадение магнитных осей статора и ротора. Если при пуске двигателя в ход происходит устойчивый осевой сдвиг ротора до упора в сторону одного из подшипников, следует передвинуть статор двигателя в сторону, противоположную сдвигу ротора. При этом статор необходимо установить в такое положение, чтобы при холостом ходе и пр нагрузке двигателя ротор имел равномерный разбег в обе стороны. Такое положение статора соответствует совпадению магнитных осей статора и ротора двигателя;
  • работу двигателя (генератора) под нагрузкой. При этом проверить и оценить работу всех частей двигателя (генератора). Особое внимание обратить на характер и степень нагрева обмоток и отдельных частей машины, на наличие ненормальных шумов, на характер вибрации подшипников и машин в целом, на состояние коммутации;
  • нагрев двигателей и генераторов. Температуру нагрева отдельных частей электрических машин можно измерять термометрами, температурными датчиками или методом измерения сопротивления обмоток постоянному току. При измерении термометром для лучшего теплового контакта шарик термометра рекомендуется обернуть станиолью и закрыть ватой или войлоком.

Видео:ревизия электродвигателя для Валеры 9 кВт 1000 обСкачать

ревизия электродвигателя для Валеры 9 кВт 1000 об

Проверка и ремонт асинхронных электродвигателей

Видео:Проверка двигателя за 5 минут. Простой народный метод своими рукамиСкачать

Проверка двигателя за 5 минут. Простой народный метод своими руками

Что такое ревизия электродвигателя?

Под ревизией электродвигателя понимают тщательную проверку его работоспособности. Ревизию выполняют как без разборки электродвигателя, так и с полной его разборкой.
Так как заводы выпускают проверенные, испытанные и готовые к установке электродвигатели, на месте установки их перед пуском вхолостую проверяют без разборки в соответствии с указаниями, изложенными в ответе на вопрос: «В чем заключается подготовка электродвигателя к пуску?». Если нет уверенности в том, что во время транспортировки и хранения электродвигатель остался полностью исправным, инженер-электрик колхоза или совхоза устанавливает необходимую степень его разборки.

Ревизию электродвигателей с разборкой рекомендуется выполнять в сухих отапливаемых помещениях, оборудованных подъемными средствами. Полностью разбирать электродвигатель приходится только в случае очевидной необходимости (ремонт какого-нибудь узла, периодический ремонт и т. п.). Для этого с конца вала снимают полумуфту, шкив или шестерню, пользуясь при этом специальными приспособлениями — съемниками. Если окажется, что снять их затруднительно, то эти сборочные единицы можно предварительно подогреть пламенем газовой горелки до температуры 250…300 °С, одновременно охлаждая вал двигателя водой.

Закончив первую операцию, освобождают крепления подшипников, удаляют шпонку, болты и снимают подшипниковые щиты. После этого, если необходимо, вынимают ротор. Это можно делать вручную, если масса ротора меньше 50 кг. Ротор нужно вынимать осторожно, чтобы не повредить сердечники и обмотки электродвигателя. Предварительно на один конец вала надевают отрезок стальной трубы.

Закончив разборку электродвигателя, тщательно осматривают обмотки и сердечники, обращая внимание на крепление отдельных узлов и лобовых частей обмотки, сохранность изоляции, плотность прессовки, надежность крепления, отсутствие коррозии. Выявленные дефекты устраняют.

Следует помнить, что во время разборки необходим четкий порядок, исключающий потери и поломки деталей (например, крепежные части, мелкие детали и т. п. маркируют и складывают в специальные ящики).

После проверки всех частей электродвигателя и устранения обнаруженных дефектов двигатель собирают в последовательности, обратной его разборке: ротор вводят в статор, устанавливают подшипники, закрепляют подшипниковые щиты и убеждаются в плотной их посадке в заточки.

Во время сборки проверяют правильность выполняемых работ и соблюдение условий, необходимых для нормальной работы электродвигателя. Прежде всего убеждаются в том, что ротор от руки вращается легко, в противном случае возможны перекос подшипника или подшипниковых щитов, задевание ротора о статор или вентилятора о корпус, наличие посторонних предметов внутри двигателя. Если конструкция электродвигателя допускает, то измеряют зазоры между ротором и статором, которые должны быть одинаковыми по всей окружности. Затем 2/3 объема камеры подшипников набивают смазкой (данные о смазках приведены на стр. 231 в ответе на вопрос: «Смазки каких марок применяют в подшипниках электродвигателей?»).

После окончания сборки дополнительно убеждаются в отсутствии перекосов и заклинивания вала, которые могут возникнуть при неправильной затяжке крышек подшипников.

На вал собранного электродвигателя насаживают шкив, полумуфту или шестерню, нанося молотком удары по алюминиевой или медной подкладке, приложенной к торцу втулки, или используя специальное винтовое приспособление, действующее аналогично съемнику.

Видео:КАК БЫСТРО ПРОВЕРИТЬ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ ПОКУПКЕ Б/У АВТОМОБИЛЯСкачать

КАК БЫСТРО ПРОВЕРИТЬ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ ПОКУПКЕ Б/У АВТОМОБИЛЯ

Экология СПРАВОЧНИК

Выше были рассмотрены вопросы, касающиеся текущего ре монта насосов и электродвигателей, осуществляемого в процессе эксплуатации. Здесь описано содержание ремонта насосов и электродвигателей, связанного с остановкой, разборкой их и заменой отдельных изношенных частей новыми.[ …]

При ревизии и планово-предупредительном ремонте насосов, проводимых один или два раза в год, проверяют состояние рабочих колес и направляющих аппаратов, правильность их взаимного расположения, состояние втулок сальниковых уплотнений, вкладышей и шеек вала всех подшипников (опорных и упорных); осуществляют контрольную проверку зазора между рабочим колесом и направляющими аппаратами, а также между валом и верхними вкладышами подшипника; устанавливают величину разбега вала насоса в упорном подшипнике; проверяют плотность насадки на валу рабочих колес и сальниковых втулок; обследуют состояние лопаток рабочих колес и направляющих аппаратов со стороны входа и выхода воды; проверяют состояние манометров, вакуумметров, водомеров и т. п. Все замеченные ненормальности устраняют.[ …]

При капитальном ремонте насосов, проводимом по мере необходимости, основные изношенные детали заменяют новыми (рабочие колеса, направляющие аппараты, вал с сальниковыми втулками, разгрузочную шайбу, шариковые и роликовые подшипники, вкладыши подшипников). К капитальному ремонту относят также замену изношенных насосов и машин старой конструкции с низким к. п. д.[ …]

Организация ремонта. Более сложен ремонт многоступенчатых насосов, сконструированных с малыми зазорами между рабочими колесами и направляющими аппаратами для уменьшения щелевых потерь; они требуют большой точности и тщательной пригонки при сборке деталей и установке насоса. Поэтому разбирать и собирать такие насосы нужно в определенной последовательности, очень аккуратно. Работать ломом, молотком и зубилом при разборке и сборке насоса нельзя — необходимо пользоваться специальными инструментами.[ …]

При ремонте насосов должно быть обращено самое серьезное внимание на правильную организацию рабочего места, подготовку всего необходимого инструмента, запасных частей и материалов.[ …]

Затем снимают измерительные приборы (манометр и вакуумметр), разбирают трубки, подводящие воду для уплотнения сальников насоса и др. Далее освобождают сальниковые буксы при помощи специальных крючков, вынимают из уплотнений сальниковую набивку. После разборки подшипников снимают крышку насоса и приступают к осмотру направляющих аппаратов и рабочих колес.[ …]

При разборке насоса необходимо помечать номерами отдельные части и ставить керны для обозначения верха и низа, а также передней и задней стороны. Крышки снимают при помощи отжимных болтов, муфты снимают с вала при помощи скоб и т. д. Для вытаскивания направляющих аппаратов из корпуса насоса пользуются траверсой. Круглые гайки, служащие для закрепления на валу рабочих колес, отвертывают специальным ключом. Направляющие аппараты следует вынимать из корпуса насоса, а не выколачивать; только в крайнем случае, если вынуть их не удается, прибегают к их выколачиванию специальной свинцовой кувалдой или молотком из красной меди с соблюдением мер предосторожности во избежание повреждений. Удары нужно наносить не по краю детали, а по центру, лучше всего по торцовой поверхности, так как иначе могут образоваться перекосы.[ …]

Читайте также: 4х тактный лодочный мотор mercury me f 5m обзор

Новый вкладыш перед установкой необходимо промыть в керосине, также нужно промыть керосином камеру подшипника, очистив ее предварительно от грязи. Новые вкладыши устанавливают при помощи молотка и деревянной подкладки.[ …]

При планово-предупредительном ремонте электродвигателей (проводимом не менее двух раз в год) проверяют изоляцию обмотки ротора и статора, продувают их сжатым воздухом и прослушивают на малых оборотах (не задевает ли); осматривают и замеряют шейки вала и зазоры верхнего вкладыша; проверяют состояние и очищают фильтры системы охлаждения; проверяют состояние и очищают контакты и изоляторы; проверяют и регулируют действия защиты и сигнальных устройств.[ …]

Ревизию крупных электродвигателей осуществляют со вскрытием торцовых крышек и люков. Крупные электродвигатели подвергают, согласно Правилам технической эксплуатации, генеральной ревизии, причем ротор вынимают и полностью разбирают подшипники; электродвигатели мощностью до 100 кет можно снимать с места.[ …]
Вернуться к оглавлению

Видео:Как проверить контрактный двигатель?!Скачать

Как проверить контрактный двигатель?!

Ревизия и ремонт насосов и электродвигателей

Выше были рассмотрены вопросы, касающиеся текущего ре монта насосов и электродвигателей, осуществляемого в процессе эксплуатации. Здесь описано содержание ремонта насосов и электродвигателей, связанного с остановкой, разборкой их и заменой отдельных изношенных частей новыми.[ . ]

При ревизии и планово-предупредительном ремонте насосов, проводимых один или два раза в год, проверяют состояние рабочих колес и направляющих аппаратов, правильность их взаимного расположения, состояние втулок сальниковых уплотнений, вкладышей и шеек вала всех подшипников (опорных и упорных); осуществляют контрольную проверку зазора между рабочим колесом и направляющими аппаратами, а также между валом и верхними вкладышами подшипника; устанавливают величину разбега вала насоса в упорном подшипнике; проверяют плотность насадки на валу рабочих колес и сальниковых втулок; обследуют состояние лопаток рабочих колес и направляющих аппаратов со стороны входа и выхода воды; проверяют состояние манометров, вакуумметров, водомеров и т. п. Все замеченные ненормальности устраняют.[ . ]

При капитальном ремонте насосов, проводимом по мере необходимости, основные изношенные детали заменяют новыми (рабочие колеса, направляющие аппараты, вал с сальниковыми втулками, разгрузочную шайбу, шариковые и роликовые подшипники, вкладыши подшипников). К капитальному ремонту относят также замену изношенных насосов и машин старой конструкции с низким к. п. д.[ . ]

Организация ремонта. Более сложен ремонт многоступенчатых насосов, сконструированных с малыми зазорами между рабочими колесами и направляющими аппаратами для уменьшения щелевых потерь; они требуют большой точности и тщательной пригонки при сборке деталей и установке насоса. Поэтому разбирать и собирать такие насосы нужно в определенной последовательности, очень аккуратно. Работать ломом, молотком и зубилом при разборке и сборке насоса нельзя — необходимо пользоваться специальными инструментами.[ . ]

При ремонте насосов должно быть обращено самое серьезное внимание на правильную организацию рабочего места, подготовку всего необходимого инструмента, запасных частей и материалов.[ . ]

Затем снимают измерительные приборы (манометр и вакуумметр), разбирают трубки, подводящие воду для уплотнения сальников насоса и др. Далее освобождают сальниковые буксы при помощи специальных крючков, вынимают из уплотнений сальниковую набивку. После разборки подшипников снимают крышку насоса и приступают к осмотру направляющих аппаратов и рабочих колес.[ . ]

При разборке насоса необходимо помечать номерами отдельные части и ставить керны для обозначения верха и низа, а также передней и задней стороны. Крышки снимают при помощи отжимных болтов, муфты снимают с вала при помощи скоб и т. д. Для вытаскивания направляющих аппаратов из корпуса насоса пользуются траверсой. Круглые гайки, служащие для закрепления на валу рабочих колес, отвертывают специальным ключом. Направляющие аппараты следует вынимать из корпуса насоса, а не выколачивать; только в крайнем случае, если вынуть их не удается, прибегают к их выколачиванию специальной свинцовой кувалдой или молотком из красной меди с соблюдением мер предосторожности во избежание повреждений. Удары нужно наносить не по краю детали, а по центру, лучше всего по торцовой поверхности, так как иначе могут образоваться перекосы.[ . ]

Новый вкладыш перед установкой необходимо промыть в керосине, также нужно промыть керосином камеру подшипника, очистив ее предварительно от грязи. Новые вкладыши устанавливают при помощи молотка и деревянной подкладки.[ . ]

При планово-предупредительном ремонте электродвигателей (проводимом не менее двух раз в год) проверяют изоляцию обмотки ротора и статора, продувают их сжатым воздухом и прослушивают на малых оборотах (не задевает ли); осматривают и замеряют шейки вала и зазоры верхнего вкладыша; проверяют состояние и очищают фильтры системы охлаждения; проверяют состояние и очищают контакты и изоляторы; проверяют и регулируют действия защиты и сигнальных устройств.[ . ]

Видео:Электродвигатель. Ревизия перед подключением.Скачать

Электродвигатель. Ревизия перед подключением.

Техобслуживание электродвигателя

Эффективность производственных процессов и бесперебойность работы технологических линий во многом зависят от работы электродвигателя в используемых машинах. Однако они, как и все элементы, изнашиваются и требуют регулярного осмотра и восстановления. Каждый отказ электродвигателя, независимо от сектора и отрасли, влечет за собой серьезные финансовые последствия. Чтобы избежать подобных проблем, стоит ввести плановые проверки установленного оборудования. Самыми распространенными являются трехфазные асинхронные двигатели 220в или 380в, но принципы профилактического обслуживания не сильно отличаются и для других типов электродвигателей.

Хотя для профилактических проверок и останавливается производство, подготовка к их проведению позволяет существенно минимизировать сопутствующие расходы. Почему профилактика так важна? В первую очередь, именно из-за возможности подготовки к приостановке работы части или всего производства. Благодаря этому сервисные службы могут распределять работу так, чтобы компания теряла как можно меньше с точки зрения логистики цепочки поставок или с точки зрения непрерывности процессов.

Контролируемое отключение машин, и прежде всего электродвигателей, также очень важно для защиты устройств, установленных на заводе. Нормальная работа механических промышленных систем обычно включает взаимодействие многих подсистем. Плановая остановка их работы позволяет выводить машины из строя в правильном порядке, а в случае случайного отказа могут возникнуть осложнения и потери, которые трудно предсказать, поскольку часто происходит остановка всего производственного процесса или его частей.

Плановое техобслуживание электродвигателя включает в себя:

Очистка корпуса электродвигателя от загрязнений

Пыль и грязь часто блокируют вентиляционные отверстия, на их очистку следует обратить особое внимание.

Ревизия механических креплений и привода в целом

Обязательно проверьте крепежные болты, как и все болты, используемые в механических и электрических соединениях, должны быть тщательно затянуты.

Вскрытие клеммной коробки двигателя, осмотр, ревизия и протяжка силовых клемм, осмотр целостности питающего кабеля и заземления

Во время осмотра проверяются провода и изоляционные материалы. Убедитесь, что используемые кабели и изоляционные материалы находятся в надлежащем состоянии.

Подшипники

Сегодня подшипники являются наиболее подверженными износу деталями двигателя. Причина в том, что система изоляции не подвергается воздействию высоких температур в течение длительного времени, поскольку с годами эффективность двигателей улучшилась. Самая распространенная неисправность — это уже не короткое замыкание, а отказ подшипника. Поэтому при профилактическом обслуживании двигателя замена подшипников и их техническое обслуживание являются важными факторами. Некоторые подшипники называются подшипниками с пожизненной смазкой или подшипниками, не требующими обслуживания. Однако эти определения вводят в заблуждение. Они не предполагают, что подшипники вообще не требуют обслуживания.

Кроме того, при проведении ТО необходимо проверить систему питания двигателя – клеммы, контакторы, устройства защиты и т. д.

Периодичность профилактических работ должна быть адаптирована к существующим условиям эксплуатации электромотров. Для обеспечения безотказной работы электродвигателя необходимо на постоянной основе устранять любые дефекты, обнаруженные в процессе эксплуатации. Кроме того, ключевое значение имеет периодическое обслуживание. Время работы двигателя между осмотром, техническим обслуживанием или капитальным ремонтом зависит от условий эксплуатации машины.

Видео:Ревизия электродвигателя MRZ5b2Скачать

Ревизия электродвигателя MRZ5b2

Ревизия двигателя постоянного тока

В прошлый раз мы сняли двигатель постоянного тока со скребкового питателя статья: «Двигатель постоянного тока на скребковом питателе». Как выяснилось, двигатель вполне исправен и ремонт не требуется. Но мы не стали сразу, же ставить его на место, а решили провести ревизию, очистить, смазать.

Для начала двигатель следует разобрать. Во-первых, снимаем полумуфту (это можно сделать потом). Во-вторых, выкручиваем болты, держащие крышки двигателя. В-третьих, откручиваем провода, идущие к щеткам. Далее снимаем крышки и щеткодержатель, извлекаем ротор. Когда двигатель разобран, его надо продуть сжатым воздухом от пыли или очистить щеткой.

Проверяем состояние частей двигателя. Смотрим подшипники берем в руки верхнюю часть подшипника и двигаем в зад перёд, в верх низ, наискосок, люфт должен быть минимальным. Проверяем вращение подшипника он должен вращаться свободно не застревая. Проведя эти манипуляции с подшипником, мы выяснили, что у обоих достаточно большой люфт.

Подшипники было решено заменить. Задний подшипник снимали съёмником, пытались снять наверно целый час, пока не догадались проверить и убрать стопорное кольцо, после чего подшипник сразу же снялся. Между передним подшипником и его крышкой был слишком маленький зазор менее 5mm. Поэтому здесь невозможно было пользоваться съемником, этот подшипник мы просто выбили.

Слабой частью двигателя постоянного тока является коллектор и щетки, проверяем их. Коллектор должен быть ровным, не конусом. При необходимости коллектор отдаем проточить на токарном станке. Зачищаем мелкой наждачной бумагой и протираем коллектор ацетоном, не лишним будет отполировать его пастой «гоя». Щетки можно заменить, если они сильно изношены.

Приступаем к сборке двигателя постоянного тока. Берем новые подшипники, промываем их ацетоном, проверяем их, как описано выше, вдруг они бракованные. Подшипник недолжен свободно надеваться на вал и проворачиваться в крышке двигателя. Если это происходит вал надо нарастить сваркой, наплавочным электродом и проточить на токарном станке. Крышку можно заменить, надкернить, или наплавить.

Снимаем с подшипника сепараторы, теперь его следует нагреть, например, на электрической плите. Как правило, нагретый подшипник свободно надевается на вал ротора. Не забываем сначала надеть заднюю крышку подшипника, если двигатель не имеет задней крышки, то надеваем сепаратор, после этого надеваем горячий подшипник. Если подшипник идет туго его надо нагреть сильнее, или забить молотком и трубой. Ждем, пока подшипник остынет.

Когда подшипник остыл, набиваем его смазкой, устанавливаем стопорные кольца, если есть, и собираем двигатель дальше. Ротор двигателя вставляем в статор, делать это надо осторожно, чтобы не повредить обмотки. Берется труба диаметром больше вала ротора. Просовывается труба через статор, и вставляем в нее вал ротора. Один человек берет за трубу, второй за ротор и аккуратно вводит ротор в статор.

В заднюю крышку подшипника вворачиваем шпильку. Устанавливаем крышки двигателя на место и закручиваем болты. Вворачиваем два болта в крышу подшипника, выворачиваем шпильку и на ее место вворачиваем болт. Не забудьте установить щеткодержатель с щетками и прикрутить провода, и закрепляем на место по меткам затягиваем болты.

Когда двигатель собран, надеваем полумуфту, нагреваем ее, как и подшипники, мы греем до тех пор, пока краска не обгорит. Надеваем ее следим, чтобы совпали шпоночные пазы, и вбиваем шпонку.

Вот двигатель и готов осталось разобраться с клеммной коробкой, подключить проверить, и установить на место. Может что упустил?

Видео:РЕВИЗИЯ (РЕМОНТ ПЕРЕБОРКА) МОТОРА ДВОРНИКОВ (СТЕКЛООЧИСТЕЛЕЙ) НА РЕНОСкачать

РЕВИЗИЯ (РЕМОНТ ПЕРЕБОРКА) МОТОРА ДВОРНИКОВ (СТЕКЛООЧИСТЕЛЕЙ) НА РЕНО

Проверка электродвигателя внешним осмотром

Полноценный осмотр можно провести только после разборки электродвигателя, но сразу не спешите разбирать.

Читайте также: Мотор для насоса автомобильного

Все работы выполняются только после отключения электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если устройство включается в розетку, тогда просто достаточно достать вилку из нее.

Если в схеме есть конденсаторы, тогда их выводы необходимо разрядить.

Проверьте перед началом разборки:

  1. Люфт в подшипниках. Как проверить и заменить подшипники читайте в этой статье.
  2. Проверьте покрытие краски на корпусе. Выгоревшая или отлущиваяся местами краска свидетельствует о нагревании двигателя в этих местах. Особенно обратите внимание на места расположения подшипников.
  3. Проверьте лапы крепления электродвигателя и вал вместе его соединения с механизмом. Трещины или отломанные лапы необходимо приварить.

После разборки по этой инструкции необходимо проверить:

  1. Смазку в подшипниках. Или заменить их при износе.
  2. Отсутствие касаний при вращении ротора в статоре. Если есть потертости, значит изношены подшипники. Если сильно стерт ротор или есть значительные сколы (чаще всего в районе крыльчатки), его необходимо будет заменить, потому что будет нарушена балансировка вала.

В схемах 380 вольт работают трехфазные синхронные и асинхронные электродвигатели.

Видео:Ревизия и ремонт мотораСкачать

Ревизия и ремонт мотора

Как проверить электродвигатель на исправность?

  • на практике наблюдается большое разнообразие разновидностей таких устройств;
  • современные электродвигатели отличаются высокой надежностью.

Известно, однако, что даже самая совершенная техника иногда выходит из строя. Соответственно, появляется проблема точной диагностики причины неисправности, от которой уже зависят дальнейшие действия, крайние из которых сводятся к необходимости покупки нового устройства или все дело в отошедшем контакте.

Важными ограничивающими факторами при выполнении подобных проверок становится:

  • возможность самостоятельной диагностики без обращения в специализированные ремонтные организации или вызова частного мастера из соображений экономии времени и денег;
  • выполнения полного комплекса проверок для однозначной достоверной локализацией причины отказа с помощью подручных средств, самым сложным из которых является бытовой мультиметр.

Видео:Как проверить правильно мотор стиральной машиныСкачать

Как проверить правильно мотор стиральной машины

Как проверить подшипники электродвигателя?

После осмотра прибора можно начинать его проверять и делать это нужно начиная с подшипников двигателя. Очень часто неисправности электродвигателя происходят вследствие их поломки. Они нужны для того, чтобы ротор плавно и свободно двигался в статоре. Расположены подшипники с обоих концов ротора в специальных нишах.
Для электродвигателей чаще всего используются такие типы подшипников, как:

Некоторые нуждаются в оснащении смазочными фитингами, а некоторые уже смазаны в процессе производства.

Проверять подшипники нужно следующим образом:

  • разместите двигатель на твердой поверхности и положите одну руку на его верхнюю часть;
  • второй рукой проверните ротор;
  • постарайтесь услышать царапающие звуки, трение и неравномерность движения – всего это сигнализирует о неисправности прибора. Исправный ротор двигается спокойно и равномерно;
  • проверяем продольный люфт ротора, для этого его нужно потолкать за ось из статора. Допускается люфт максимум до 3 мм, но не больше.

Если есть проблемы с подшипниками, то электродвигатель работает шумно, сами они перегреваются, что может привести к выходу прибора из строя.

Видео:Проверка состояния двигателя Вакуумметром. Что покажет сканер при подсосе воздуха в коллектор?Скачать

Проверка состояния двигателя Вакуумметром. Что покажет сканер при подсосе воздуха в коллектор?

Принцип действия электродвигателя

В основу функционирования электродвигателя положен закон Ампера, согласно которому на провод, который находится в магнитном поле и через который протекает электрический ток, всегда воздействует механическая сила F.

Ее направление определяется известным по школьному курсу физики правилом левой руки, то есть зависит от соотношения направлений протекания тока и ориентации силовых линий магнитного поля, а значение – от силы тока и значения индукции магнитного поля в области его взаимодействия с проводником.

Еще одним средством увеличения силы, действующей на проводник, является наращивание его эффективной длины, для чего цепь протекания тока формируется в форме многовитковой обмотки. За счет этого усилие, развиваемое отдельными витками, суммируется.

Разновидность источника магнитного поля значения не имеет. Это может быть как постоянный магнит, так и его электромагнитный аналог.

Эффективность функционирования электромагнита наращивается сердечником, который фактически концентрирует магнитное поле и подает его в ту область, которая соответствует наибольшему развиваемому усилию.

Видео:Проверка электродвигателя с мегомметром.Скачать

Проверка электродвигателя с мегомметром.

Ключевые конструктивные особенности, базовые подходы к выполнению его проверок

Любой электродвигатель, вне зависимости от его исполнения, всегда содержит стационарную часть, которую традиционно называют статором, и взаимодействующий с ним вращающийся элемент конструкции, который обычно называют ротором.

Иногда для обозначения ротора привлекается термин якорь. В подавляющем большинстве двигателей ротор находится внутри статора.

Механическая работа снимается с ротора, превращение вращательного движения в прямолинейное или иное перемещение возлагается на иные внешние известные механизмы, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи.

Равным образом не рассматриваются так называемые линейные электродвигатели, которые обеспечивают линейное перемещение подвижной части его конструкции без выполнения промежуточного преобразования вращательного движения.

Статор включает одну или несколько статорных обмоток, при протекании тока через которую (которые) формируется вращающееся магнитное поле.

Поле статора взаимодействует с полем ротора, в результате чего возникает вращающий момент, позволяющий выполнить механическую работу. Для уменьшения бесполезных потерь и наращивания КПД двигателя в целом ротор монтируется на подшипниках.

Видео:Как ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ автомобиля за 5 мин самостоятельно? Масложор, нагар, стуки и износ двигателяСкачать

Как ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ автомобиля за 5 мин самостоятельно? Масложор, нагар, стуки и износ двигателя

Осмотр электродвигателя

Сначала проверка начинается с тщательного осмотра. При наличии тех или иных дефектов прибора, он может выйти из строя гораздо раньше установленного срока. Дефекты могут появиться вследствие неправильной эксплуатации двигателя или его перегрузкой. К их числу относят следующее:

  • сломанные подставки или монтажные отверстия;
  • краска посередине двигателя потемнела вследствие перегрева;
  • наличие грязи и других посторонних частиц внутри электродвигателя.

Также осмотр включает в себя проверку маркировки на электродвигателе. Она нанесена на металлический шильдик, который прикреплен снаружи двигателя. Табличка с маркировкой содержит важную информацию о технических характеристиках данного прибора. Как правило, это такие параметры, как:

  • сведения о компании-производителей двигателя;
  • название модели;
  • серийный номер;
  • количество оборотов ротора в минуту;
  • мощность прибора;
  • схема подключения двигателя к тем или иным напряжениям;
  • схема получения той или иной скорости и направления движения;
  • напряжение – требования в плане напряжения и фазы;
  • ток;
  • размеры и тип корпуса;
  • описание типа статора.

Статор на электродвигателе может быть:

  • закрытым;
  • обдуваемым посредством вентилятора;
  • брызгозащитным и прочих типов.

Видео:Как проверить мотор стиральной машины | Подключаем к 220 В ⚡Скачать

Как проверить мотор стиральной машины | Подключаем к 220 В ⚡

Схемы построения электродвигателей

Функции источника энергии для двигателя может выполнять сеть постоянного и перемененного тока.

Изменение направления протекания тока, необходимое для создания вращающегося магнитного поля, обеспечивается различными способами. В частности, широко распространены коммутаторы.

  • внутренним механическим (он применяется в коллекторных двигателях постоянного и переменного токов);
  • внутренним электронным (так называемые бесколлекторные электронные двигатели);
  • внешним (на этом принципе построены однофазные и трехфазные асинхронные электродвигатели переменного тока.

Коллекторные и бесколлекторные электродвигатели

Принцип действия коллекторного электродвигателя иллюстрирует картинка ниже, на которой схематически представлено взаимодействие одного из витков роторной обмотки с магнитным полем.

В такой структуре после выполнения ротором половины оборота направление тока меняется на противоположное (правая часть изображения) и магнитное поле вместо ускорения начинает тормозить ротор.

Для устранения этого нежелательного эффекта в состав конструкции двигателя вводят механический или электронный коммутатор, который через каждую половину оборота меняет направление тока, протекающего через статорную обмотку на противоположное.

В результате этого поддерживается постоянный по направлению вращающийся момент.

Подача напряжения на обмотки ротора при наличии такой необходимости выполняется через специально предназначенные для этого токосъемные кольца, к которым подключают начало и конец соответствующей обмотки.

Управление подачей тока в коллекторных двигателях осуществляется механическим коммутатором, в бесколлекторных – эту функцию выполняет его электронный аналог.

Асинхронные электродвигатели

Асинхронные электродвигатели переменного тока используют другой принцип создания вращающего момента. Суть этой схемы состоит в том, что статором формируется вращающееся магнитного поле, которое увлекает за собой ротор. При этом в зависимости от типа сети и требуемой мощности задействуется две немного отличающихся друг от друга схемы.

В случае необходимости получения более высоких мощностей обращаются к 3-фазной сети на 380 В.

Если изначально задать угол сдвига тока (напряжения) между отдельными фазами в треть периода или 120 градусов, то образуется равномерное вращающееся магнитное поле.

3-фазную сеть можно рассматривать как комбинацию из трех источников тока, специальным образом соединенных между собой.

Сильная сторона такой конфигурации – возможность нарастить мощность по сравнению со случаем однофазной 220-вольтовой сети.

Для большинства бытовых потребителей 3-фазная сеть оказывается избыточно мощной, и они подключаются к более экономичной сети 220 В.

В этом случае для получения вращающегося магнитного поля приходится прибегать к небольшой инженерной хитрости.

Суть ее состоит в том, что конденсатор как реактивный элемент всегда имеет 90-градусный фазовый сдвиг между векторами напряжения и тока.

Таким образом, используя конденсатор как фазовращающий элемент, можно искусственно превратить однофазную сеть в квазидвухфазную, решив, тем самым, задачу получения вращающегося магнитного поля. Схематически это показано в правой части рисунка выше.

Видео:Проверка и замена Датчиков Холла на Мотор-колесе BOSCHСкачать

Проверка и замена Датчиков Холла на Мотор-колесе BOSCH

Подходы к выполнению проверки электродвигателя и контролируемые параметры

В дальнейшем предполагается, что проверяемый электродвигатель исправен с механической точки зрения: у него отсутствует люфт подшипников и имеется надлежащая смазка, зазоры между ротором и статором не выходят за пределы разрешенных допусков, не изношены щетки и ламели коллекторной системы, исправен кабель подачи питания и аналогичное им.

Основной инструмент здесь – визуальный осмотр. Полезно убедиться также в отсутствии запаха горелой изоляции.

Дополнительно – разборка конструкции при необходимости ее выполнения произведена аккуратно, без механических повреждений, с помощью специализированных инструментов.

Считается также, что известна применяемая разновидность электродвигателя: постоянного или переменного тока, коллекторный и т.д. Для этого привлекаются данные с фирменной таблички-шильдика на корпусе и сопроводительная документация.

При необходимости соответствующая информация находится в сети Интернет.

С учетом принципа функционирования электродвигателя проверке подлежат

  • наличие обрывов обмоток и коротких (межвитковых) замыканий в них на роторе и статоре;
  • отсутствие пробоев изоляции на корпус и иные металлические элементы конструкции;
  • состояние конденсатора однофазных электродвигателей.

Общая схема выполнения проверок для всех разновидностей электродвигателей отличается мало.

Поэтому далее она рассматривается с единых позиций, нюансы, возникающие из-за особенностей конструкции, при необходимости обсуждаются отдельно.

Видео:Как проверить электродвигатель?Настоящий прозвон асинхронного электродвигателя!Скачать

Как проверить электродвигатель?Настоящий прозвон асинхронного электродвигателя!

Исправность обмоток статора

Для выполнения этой проверки мультиметр переводится в режим измерения сопротивления с максимальной чувствительностью (диапазон 200 Ом или аналогичный).

Трехфазный двигатель

Наиболее сложный случай – 3-фазный электродвигатель, на корпус которого выведено 6 клемм, каждая из которых отвечает за начало и конец конкретной обмотки.

В схематической форме это показано ниже. Важно здесь то, что все обмотки одинаковы.

  • сначала мультиметром, который показывает сопротивление, определяются пары клемм, отвечающие за конкретную обмотку;
  • точно замеряется сопротивление каждой из них, а полученные значения сравнивается между собой. Отсутствие разницы свидетельствует об исправности обмоток, а также о том, что у них отсутствуют межвитковые замыкания соответствующей обмотки.

Однофазный двигатель

В отличие от своего 3-фазного аналога у однофазного, кроме снижения рабочего напряжения до 220 В, до двух уменьшается также количество обмоток: одна из них считается рабочей, а вторая – пусковой.

При этом примерно равной популярностью пользуются две схемы их соединения, которые условно показаны ниже и внешне отличаются друг от друга количеством клемм.

На практике с одной из таких схем можно столкнуться на таком популярном бытовой устройстве как стиральная машина.

Вне зависимости от схемы соединения обмоток, которые выбрал разработчик машинки, выполнением нескольких измерений можно проверить сопротивление каждой из обмоток. Более мощная рабочая обмотка будет иметь меньшее сопротивление.

4-контактная схема потребует выполнения шести измерений (АВ, АС, АD, BC, BD и CD – при указании, например, АВ считается, что мультиметр подключается к точкам А и В).

  • изменение положения щупов на противоположное не должно менять показаний мультиметра (AB = BA);
  • у исправного двигателя только два измерения дадут конечное значение сопротивления максимум в десятки Ом (например, AB и CD), остальные покажут разрыв.

Для трехконтактной схемы всего будет получено три результата. Наибольшее сопротивление относится к последовательному соединению двух обмоток (оно измеряется между точками А и С на правом эскизе рисунка, показанного выше), среднее – характерно для пусковой обмотки и наименьшее – для рабочей.

Видео:ревизия мотора sofim 8140-47.3711.(2.5)тди.Видеоотчёт.Скачать

ревизия мотора sofim 8140-47.3711.(2.5)тди.Видеоотчёт.

Как проверить обмотку электродвигателя?

Следующий этап проверки – это проверка обмотки электродвигателя на короткое замыкание на его корпус. Чаще всего бытовой двигатель не будет работать при замкнутой обмотке, поскольку сгорит предохранитель или сработает система защиты. Последнее характерно для незаземленных приборов, рассчитанных на напряжение 380 вольт.
Для проверки сопротивления используется омметр. Проверить с его помощью обмотку электродвигателя можно таким способом:

  • устанавливаем омметр в режим измерения сопротивления;
  • щупы подключаем к нужным гнездам (как правило, к общему гнезду «Ом»);
  • выбираем шкалу с наиболее высоким множителем (например, R*1000 и т.д.);
  • устанавливаем стрелку на ноль, при этом щупы должны касаться друг друга;
  • находим винт для заземления электродвигателя (чаще всего он имеет шестигранную головку и окрашен в зеленый цвет). Вместо винта может подойти любая металлическая часть корпуса, на которой можно соскрести краску для лучшего контакта с металлом;
  • к этому месту прижимаем щуп омметра, а второй щуп прижимаем по очереди к каждому электрическому контакту двигателя;
  • в идеале стрелка измерительного прибора должна слегка отклониться от наиболее высокого показателя сопротивления.

В ходе работы смотрите, чтобы ваши руки не касались щупов, иначе показатели будут неверными. Значение сопротивления должно быть показано в миллионах Ом или Мом. Если у вас омметр цифровой, в некоторых из них отсутствует возможность установки прибора на ноль, для таких омметров этап обнуления следует пропустить.
Также при проверке обмоток смотрите, чтобы они не были короткозамкнутыми или оборванными. Некоторые простые однофазные или трехфазные электродвигатели проверяются путем переключения диапазона омметра на самый низкий, затем стрелка становится на ноль и осуществляется измерение сопротивления между проводами.

Чтобы убедиться в том, что измерена каждая из обмоток, нужно обратиться к схеме двигателя.

Если омметр показывает сильно низкое значение сопротивления, значит, оно либо такое и есть, либо же вы прикасались к щупам прибора. А если значение слишком высокое, то это говорит о наличии проблем с обмотками электродвигателя, например, о разрыве. При высоком сопротивлении обмоток, двигатель не будет работать весь, либо же выйдет их строя его регулятор скорости. Последнее чаще всего касается трехфазных двигателей.

Видео:Проверка ДВИГАТЕЛЯ Б/У автомобиля - за 3 минуты. 5 Советов при выбореСкачать

Проверка ДВИГАТЕЛЯ Б/У автомобиля - за 3 минуты. 5 Советов при выборе

Проверка исправности электрических цепей ротора

Различные виды электродвигателей имеют отличающуюся друг от друга конструкцию ротора. Эта особенность накладывает некоторую специфику на процесс выполнения измерений.

Синхронные двигатели

Ротор синхронного двигателя содержит несколько обмоток, концы которых штатно подключены к металлическим кольцам.

Кольца монтируются на валу ротора и имеют соответствующую изоляцию. В схематической форме этот блок конструкции электромотора изображен ниже.

Электрическая проверка ротора выполняется аналогично статору и включает в себя

  • измерение сопротивлений отдельных обмоток с дополнительной проверкой их идентичности;
  • контроль отсутствия межвитковых замыканий;
  • тестирование изоляции на отсутствие пробоя на корпус.

Асинхронные двигатели

Ротор асинхронного двигателя выделяется на фоне других своей конструктивной простотой и выполнен в форме так называемого беличьего колеса.

Проверки мультиметром этого блока фактически бесполезны из-за его массивности и предельно малого сопротивления, которое мультиметр зачастую не в состоянии зафиксировать из-за своей относительно невысокой точности.

С учетом этой особенности ротор в данном случае проверяется визуальным осмотром на отсутствие механических повреждений.

Коллекторные двигатели с механической коммутацией

Ротор двигателей этой разновидности содержит несколько одинаковых обмоток, концы которых выведены на пластины коллектора.

Для устранения влияния на точность измерений дополнительных цепей протекания тока из двигателя удаляются щетки, после чего мультиметром, который подключается к паре пластин определяется сопротивление каждой обмотки. Равенство показаний свидетельствует об исправности обмоток.

Возможны также иные схемы индивидуальной проверки обмоток, но они сложны в реализации и поэтому не рассматриваются.

Видео:ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ➤ Задиры в цилиндрах ➤ Проверка эндоскопомСкачать

ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ➤ Задиры в цилиндрах ➤ Проверка эндоскопом

Виды технического ремонта

Выделяют несколько видов плановых ремонтных работ:

  • межремонтное обслуживание;
  • текущий ремонт;
  • средний;
  • капитальный.

В ходе работ проверяются основные узлы двигателя и их функциональность, заменяются изношенные детали, восстанавливаются характеристики. В случае с капитальным ремонтом цель – вернуть электродвигатель к исходным параметрам, восстановить КПД и добиться прежнего уровня работоспособности. Текущий – наиболее частый, при нем проверяются и очищаются основные узлы двигателя, однако полного разбора устройства не происходит. Средний – промежуточный вариант, при котором двигатель разбирается и внимательно анализируется, однако не в тех объемах, что при капитальном ремонте. В интервалах между техническими работами машину необходимо обслуживать, соблюдать условия ее эксплуатации и следить за работоспособностью.

Видео:Простая Проверка якоря коллекторного двигателя ОмметромСкачать

Простая Проверка якоря коллекторного двигателя Омметром

Проверка электродвигателя пылесоса

Принцип реализации этой проверки основан на обратимом характере электродвигателя, который, как уже отмечалось выше, при подключении к внешнему источнику энергии может работать в режиме генератора.

Для выполнения этой проверки, кроме мультиметра, потребуется второй исправный пылесос, а проверяемый двигатель вместе с крыльчаткой центробежного воздушного компрессора целесообразно демонтировать.

На картинке показана схема построения соответствующей конфигурации.

Работающий пылесос создает в шланге поток воздуха, который вращает крыльчатку центробежного компрессора ЦК и через него раскручивает ротор проверяемого электродвигателя.

Мультиметр, работающий в режиме измерения переменного напряжения и подключенный к клеммам исправного электродвигателя (ЭД), должен имеет показания порядка 150 – 220 В.

После отключения пылесоса частота вращения ротора ЭД быстро падает и пропорционально этому уменьшается напряжение, фиксируемое мультиметром.

Проверка конденсатора

Фазосдвигающий конденсатор, устанавливаемый в однофазных электродвигателях, предназначен для создания вращающегося магнитного поля.

Проверка его исправности может выполняться двумя различными приборами по идентичной схеме.

В обоих случаях обязательна предварительная подготовка, суть которой состоит в обесточивании и разрядке конденсатора.

Для этого конденсатор отключается от двигателя, для чего достаточно снять одну из клемм, после чего отверткой или отрезком провода закорачиваются его выводы.

Первый подход реализуется при наличии у мультиметра функции определения емкости. Измеренное фактическое значение не должно отличаться от номинала, указанного на корпусе конденсатора, более чем на 15-20% в меньшую сторону.

Аналогичным образом выполняют измерения специализированным RC-измерителем, который производящие компании часто оформляют в виде удобного для работы пинцета. Пример конструкции такого тестера показан ниже.

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.

  1. Термопредохранители: отключают двигатель от электропитания по достижении температуры, опасной для изоляционных материалов. Располагаются на корпусе (крепятся скобой) или под изоляцией обмотки. Во втором случае проверку выполнить проще, поскольку выводы легкодоступны. Определить, с какими разъемными ножками связана защитная схема, можно при помощи мультиметра или индикатора фазы (похож на отвертку с лампочкой). В норме сопротивление между выводами термопредохранителя весьма мало (короткое замыкание).
  2. Термореле: часто применяются вместо термопредохранителей. Обычно бывают нормально замкнутыми, но встречаются и разомкнутые. Для диагностики по нанесенной на корпус реле маркировке, в справочниках или Интернете, находят сопротивление его компонентов, затем проверяют мультиметром их фактическое значение. Для поиска в Сети, в строке набирают марку реле и следом «Data Sheet» («даташит»). Если термореле сгорело, по его параметрам подбирают аналог.
  3. Трехвыводные датчики оборотов двигателя. Устанавливаются в стиральных машинах. Основной элемент датчика — металлическая пластина, на которой при пропускании через нее токов малой величины формируется разность потенциалов.

Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.

Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.

Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.

Определение направления навивки обмоток

Направление магнитных потоков, создаваемых при работе электродвигателя, определяется направлением навивки проводов отдельных обмоток, задается при конструировании двигателя и не подлежит изменению.

При проверке правильность коммутации, потребность в которой может возникнуть после ремонта или профилактики, следует исходить из того, что взаимодействующие через магнитные потоки обмотки допустимо рассматривать как трансформатор.

Последнее означает, что обмотки могут быть соединены как встречно, так и равнонаправленно.

Суть эксперимента, позволяющего определить взаимное направление обмоток, состоит в том, что кратковременный переменный ток можно создать простым соединением или разрывом цепи с одним источником напряжения, функции которого возлагаются на обычную батарейку.

Соответствующая схема показана ниже. В ее основу положено свойство современного мультиметра автоматически определять полярность измеряемого напряжения.

Одна из обмоток (левая для обеих конфигураций рисунка) принимается за опорную и в нее через ключ любой конструкции (вплоть до обычного провода, который подключается к выводу обмотки и снимается с него рукой) подключается батарейка.

К клеммам второй обмотки подключается мультиметр, переведенный в режим вольтметра. Если при замыкании ключа мультиметр показывает кратковременное положительное напряжение, то направления намотки проводов совпадают. Этот случай изображен слева.

Справа показан случай встречного (в том числе по направлению генерируемого магнитного поля) включения, когда вольтметр показывает отрицательное напряжение.

Полярность напряжения условно показана знаками “+” и “-“ рядом с изображением вольтметра.

Этот эксперимент несколько более удобно проводить со старыми стрелочными аналоговыми тестерами, у которых отклонение стрелки вправо соответствует положительному напряжению, а влево – отрицательному.

Сроки ремонтных работ

Обслуживание и ремонт электродвигателей производятся с определенной периодичностью. Точные их сроки определяет главный инженер предприятия, в нормативах же указано, что капитальный ремонт следует проводить не реже раза в 2–3 года, другие виды – с более короткими интервалами. Необходимо учитывать условия использования оборудования: чем они тяжелее, тем чаще следует производить ремонтные манипуляции. К тяжелым условиям относят:

  • эксплуатацию в загрязненных или запыленных помещениях;
  • интенсивный режим работы;
  • высокую температуру или влажность в помещении, где используется электродвигатель.

Внешняя среда влияет на вероятность окисления пластин ротора, забивания составных частей пылью, в том числе возникшей из-за истирания движущихся деталей.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток