- Продукция выпускаемая по ГОСТ 434-78
- Медные шины производят следующих марок:
- Технические характеристики медных электротехнических шин согласно ГОСТ 434-78
- Токовые нагрузки на медные электротехнические шины
- Технические характеристики медных шин заземления
- Зачем нужна
- Пластичность (мягкие и твердые)
- Форма материала (полосы-пластины и круговые бухты)
- Жесткость (гибкая и жесткая)
- Наличие изоляции
- Тип сечения (прямоугольное или круглое)
- Технические характеристики и требования ГОСТ
- Рекомендуемое сырье
- Наличие дефектов
- Механические свойства
- Перевозка и хранение
- Основные марки меди для изготовления
- Марки меди
- Заключение
- 🎦 Видео
Продукция выпускаемая по ГОСТ 434-78
Медные шины производят следующих марок:
Номинальные размеры шин из меди представлены в таблице 4 на странице 10. По вертикали указана ширина b, по горизонтали – толщина a, в пересечение – площадь поперечного сечения с учётом радиуса скругления.
Технические характеристики медных электротехнических шин согласно ГОСТ 434-78
Погонная масса электротехнической шины, выполненной из меди, вычисляется согласно выражению:
m = ρ · S,
где ρ = 8900 кг/м 3 – плотность меди;
S – площадь сечения шины, определяемая по таблице 4 (требуется мм 2 перевести в м 2 или умножить на 10 -6 ).
Предельные отклонения размеров нормируются согласно таблице 5 настоящего действующего стандарта.
Радиусы скругления электротехнических шин указаны в таблице 7а.
Для производства шинопроводов используется медная катанка, прессованная заготовка, сортовой подкат либо слитки.
Не допустимы дефекты, приводящие к отклонению размеров за отрицательный предел и за удвоенный положительный предел.
Допускается наличие остатков технологической смазки, потемнение материала из-за окисления.
Твёрдость шин с маркировкой ШМТ и ШМТВ не меньше 637 МПа по Бринеллю.
Относительное удлинение мягкой шины ШММ приравнивается 40 %.
Гарантийный срок хранения для твёрдых шин – полгода, для мягких – 1 год.
Токовые нагрузки на медные электротехнические шины
- ребром токовая нагрузка извлекается из таблицы;
- плашмя (худшие условия охлаждения) следует снижать силу тока:
- на 5 % для шин с большей стороной менее 60 мм;
- на 8 % для шин с большей стороной более 60 мм.
Токовая нагрузка для медных шинопроводов:
Размеры шины, мм Проводимая сила тока, А Ширина Толщина 1 2 3 4 15 3 210 — — — 20 3 275 — — — 25 3 340 — — — 30 4 475 — — — 40 4 625 — / 1090 — — 40 5 700 / 705 — / 1250 — — 50 5 860 / 870 — / 1525 — / 1895 — 50 6 955 / 960 — / 1700 — / 2145 — 60 6 1125 / 1145 1740 / 1990 2240 / 2495 — 80 6 1480 / 1510 2110 / 2630 2720 / 3220 — 100 6 1810 / 1875 2470 / 3245 3170 / 3940 — 60 8 1320 / 1345 2160 / 2485 2790 / 3020 — 80 8 1690 / 1755 2620 / 3095 3370 / 3850 — 100 8 2080 / 2180 3060 / 3810 3930 / 4690 — 120 8 2400 / 2600 3400 / 4400 4340 / 5600 — 60 10 1475 / 1525 2560 / 2725 3300 / 3530 — 80 10 1900 / 1990 3100 / 3510 3990 / 4450 — 100 10 2310 / 2470 3610 / 4325 4650 / 5385 5300 / 6060 120 10 2650 / 2950 4100 / 5000 5200 / 6250 5900 / 6800 Цифры 1, 2, 3 и 4 – количество объединённых одноразмерных шин.
При дробном указании значения, понимается токовая нагрузка для сети переменного / постоянного тока.Таблица извлечена из справочника:
Белоруссов Н. И. Электрические кабели, провода и шнуры. Справочник. — М.: Энергоатомиздат, 1987 – 536 с.
Скачать книгу возможно здесь (открывается в специальной программе, ссылка на той же странице).Видео:Качественная Шина Медная ГОСТ 434 78 ШММ / ШМТ цена производителя!Скачать
Технические характеристики медных шин заземления
Чтобы не допустить возгорания или повреждения электрической сети при возникновении аварии, очень часто применяются различные технические средства защиты. Популярным примером такого средства является медная шина заземления. Но куда она монтируется и устанавливается? Какие государственные требования ГОСТ регулируют это оборудование? Какие существуют основные разновидности медных шин? Ниже мы узнаем ответы на все эти вопросы.
Читайте также: В системном блоке разъемы шины
Видео:Шина меднаяСкачать
Зачем нужна
Медная шина заземления — это проводник, который обладает низким сопротивлением. Эта деталь очень часто крепится на корпус электрического щитка, который производит распределение электроэнергии по какому-либо объекту. При возникновении аварийной ситуации (короткое замыкание, повреждение проводки и другие) может выдерживать избыточный нагрев и электрический ток в течение длительного времени, поэтому эту деталь очень часто используют в качестве основного или вспомогательного элемента заземления проводки.
В техническом смысле шина заземления представляет собой плоскую гладкую пластину, которая обладает однородной структурой и гладкой поверхностью. Для удобства хранения и/или транспортировки пластины могут выпускаться в виде круговых бухт. Эта деталь способна выдерживать охлаждение до температуры -50 градусов и нагрев до +270 градусов по Цельсию.
При возникновении нештатной ситуации она может выдерживать напряжение до 1 тысячи вольт. Такие уникальные протекторные свойства объясняются физическими свойствами меди, у которой теплопроводность составляет более 400 ватт/(м X К). При нормальных условиях медная шина не растрескивается, не плавится и не ржавеет (обратите внимание, что антикоррозийные свойства сохраняются при работе не только в сухих, но и в водных условиях). Для производства медных шин обычно используется технология горячего прессования с последующей холодной прокаткой.
Рассмотрим ключевые виды и их отличия.
Пластичность (мягкие и твердые)
На пластины-шины обязательно наносится специальная маркировка в зависимости от типа: мягкая шина — ШММ, твердая — ШМТ.
ШММ является более эластичной, поэтому на практике она используется во многих сферах промышленности — машиностроение, сфера добычи полезных ископаемых, космическая промышленность и так далее.
ШМТ является более прочной, но менее эластичной, поэтому ее часто используют для бытовых нужд (для защиты проводки в домах, на складах, в мелких производственных цеха и так далее).
Обратите внимание, что помимо ШМТ существуют также сверхпрочные твердые шины ШМТВ, главным отличием которых является полное отсутствие кислорода в сплаве.
Форма материала (полосы-пластины и круговые бухты)
В большинстве случаев медные шины делают в виде отдельных пластин в виде полос, длина которых составляет 3-6 метров. Такие пластины легко упаковывать и транспортировать, что обеспечивает их высокую популярность. Также их могут выпускаться в виде круговых бухт, длина которых может составлять 20-50 метров. Бухты обычно выпускаются для нужд тяжелой промышленности, а также для транспортировки на большие расстояния.
Жесткость (гибкая и жесткая)
Жесткие пластины-шины обладают твердой формой, а работать с ними сложно, поэтому они обычно используются в качестве замены основного кабеля проводки. Гибкая шина является более простым в использовании материалом, поэтому гибкие пластины можно использовать для монтажа распределительных сетей и силовых установок.
Наличие изоляции
Для нормальных условий можно покупать обычные шины-пластины без изоляции — ничего страшного не произойдет. Если существует риск попадания жидкости на подстанцию с электрическим щитком (простой пример — подстанция находится рядом с морем или рекой), то в таком случае рекомендуется использовать пластины с дополнительной защитной изоляцией.
Читайте также: 7547000 это шина заземления
При наличии агрессивных условий внешней среды (Крайний Север, территории с повышенной влажностью и так далее) следует подумать над выбором детали очень серьезно; отличный вариант в данном случае — ШМТ с многослойной изоляцией, которая будет надежно защищать электроснабжение.
Тип сечения (прямоугольное или круглое)
На практике чаще всего используются шины с прямоугольным сечением. Если же нужна дополнительная прочность, то предпочтительнее круглое сечение. Шины с круглым сечением в 2-3 раза дороже прямоугольных.
Видео:Производство медных шинСкачать
Технические характеристики и требования ГОСТ
В России медные шины должны производиться с учетом множества технических требований ГОСТ. Основные нормативные документы — ГОСТ 859-2014, ГОСТ 18690-2012, ТУ 48-0814-105-2000 и некоторые другие. Требования ГОСТ распространяются на множество параметров — тип исходного сырья, механические свойства, наличие дефектов, маркировка, хранение и так далее. Ниже мы кратко рассмотрим каждый параметр по отдельности.
Рекомендуемое сырье
Для производства годятся не все медные сплавы, а только такие, которые содержат минимальное количество примесей (не более 1%). Особенно критично в этом плане содержание кислорода, поскольку этот элемент негативно влияет на прочность и антикоррозийные свойства, поэтому концентрация кислорода в сплаве должна быть минимальной (не более 0,01%).
Оптимальная марка для производства защитных пластин-шин — М1, М2 и другие. В качестве сырья могут использоваться медь, прошедшая различную первичную обработку — прокат, катанка, литье слитками, прессование и так далее.
Наличие дефектов
Медные пластины не должны иметь дефектов и различных повреждений (трещины, коррозийные участки, отверстия и так далее). Одновременно с этим допускается наличие смазки и локального окисления, которое образовалось по естественным причинам.
Также налагается ряд серьезных ограничений на прямолинейность медных шин. Минимальная серповидность — не более 1,75 миллиметров на 1 метр длины изделия. Также обратите внимание, что ГОСТ допускает более высокую серповидность (до 4 миллиметров на 1 метр длины) — но только в случае наличия предварительной договоренности между заказчиком и исполнителем (то есть не допускается самовольное превышение норм без согласования с заказчиком).
Механические свойства
Шина медная должна удовлетворять некоторым требованиям, которые касаются относительного удлинения.
- При толщине пластины от 2,5 до 8 миллиметров шина медная ГОСТ должна иметь относительное удивление не более 37%.
- При толщине пластины более 8 миллиметров по ГОСТ должна иметь относительное удлинение не более 40%.
Этот параметр является очень важным с точки зрения безопасности функционирования медной шины. Почему? Дело все в том, что при возникновении короткого замыкания медная пластина будет насыщаться избыточными электронами, что может привести к растрескиванию пластины. Чем меньше будет показатель относительного удлинения, тем дольше пластина сможет успешно «держать» электрический ток. Особенно это критично при работе с током большой силы или напряжения.
Перевозка и хранение
Перечислим основные государственные требования:
- На каждую упаковку должен быть нанесен ярлык, на котором должно быть указана вся техническая информация. Она позволяет однозначно идентифицировать не только изделие, но и его производителя. Основные сведения — название завода-производителя, его знак, тип (ШМТ, ШМТВ, ШММ), толщина и ширина пластины, номер партии, дата изготовления и другие.
- Пластины разрешается упаковывать в однородные пачки. Вес одного блока пластин должен составлять не более 200 кг. Обратите внимание, что в каждую упаковку допускается класть изделия одной марки. Нельзя класть в одну упаковку M1 и M2. Для упаковки рекомендуется использовать обычную упаковочную бумагу, а также проволочную обмотку для скрепления. По предварительному согласованию с заказчиком допускается перевозить медные шины без упаковки при контейнерном способе доставки.
- По закону производитель должен предоставить гарантию. Срок действия гарантии зависит от типа изделия. В случае ШМТ и ШМТВ — не менее 6 месяцев, ШММ — не менее 1 года. Обратите внимание, что на гарантию распространяются те же правила, что и на обычные товары.
Читайте также: Модель шины зил 157
Видео:Медная шинаСкачать
Основные марки меди для изготовления
Для производства используются чистые сплавы на основе меди. Согласно ГОСТ содержание сторонних элементов должно составлять менее 1%. Почему такие строгие требования? Дело все в том, что сторонние элементы (даже в небольших количествах) значительно ухудшают электрические свойства меди. Снижают электропроводность, заметно повышают сопротивление электрического тока (что приводит к ненужному и даже опасному нагреву материала), увеличивают вероятность физического растрескивания и так далее.
Чаще всего в состав медного проводника входят различные металлические примеси — железо, серебро, олово, цинк и другие.
Марки меди
- М0б. Эта марка представляет собой медь, которая очищена высокоточным методом рафинирования. Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,96-99,98%. Содержит минимальное количество кислорода (в среднем 0,005%, но не более 0,01%). В небольших количествах сплав может содержать железо, фосфор, мышьяк, сурьму, цинк и другие элементы.
- М1. Эта медь представляет собой результат переплавки катодов в условиях доступа обычного атмосферного воздуха. Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,9%. Содержание кислорода составляет 0,005-0,01%. В очень небольших количествах может содержать цинк, серу, свинец, никель, олово, сурьму, железо. Обратите внимание, что помимо сорта М1 существует также сорт М1Е. По химическому составу и физическим свойствам эти марки идентичны. Единственная разница — перед использованием необходимо проверить медь на электрическую проводимость.
- М2. Эту медь получают путем расплавки лома (различные прутья, фрагменты листов, микросхемы, провода и так далее). Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,7%. Марка может содержать кислород в концентрации 0,007-0,008%. Помимо кислорода сплав может содержать некоторые другие элементы — сурьма, свинец, сера, мышьяк, серебро, цинк.
Видео:Испытание установки пайки медной шины твердыми припоямиСкачать
Заключение
Шина медная представляет собой металлическую пластину, которую можно устанавливать на электрощитки и различные силовые установки для создания системы заземления. Изготавливается из сверхчистых сортов металла, где концентрация меди должна составлять более 99%. Обратите внимание, что большое значение имеет концентрация кислорода в итоговом сплаве. Чем больше будет кислорода, тем хуже будет работать пластина. По техническим характеристиками различают — твердые, мягкие, с изоляцией, с круглым сечением и так далее.
Используемая литература и источники:
- Введение в энерготехнику / Эндель Ристхейн. — Таллин : Elektriajam, 2008.
- Заземление. Что это такое и как его сделать (часть 1) / Алексей Рожанков // Хабрахабр
- Кораблев В. П. Электробезопасность в вопросах и ответах. — М., Московский рабочий, 1988.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
Медные шины и алюминиевая шина АД31Скачать
Производство медных шинСкачать
шина гибкая меднаяСкачать
Как просверлить медную шинуСкачать
Медные и алюминиевые шины в НКУСкачать
Перфорация медной шиныСкачать
АЛЮМИНИЕВАЯ ШИНА-400А ТОКАСкачать
Режем медную шину.Скачать
медная шина луженаяСкачать
Соединение медь - алюминий, наращивание алюминиевых проводов. #КомандаГОСТплюсСкачать
Производство электротехнической шины на Кабельном Заводе «ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ»Скачать
НАКОНЕЧНИКИ КАБЕЛЬНЫЕ МЕДНО-АЛЮМИНИЕВЫЕ ГОСТ 9581-80Скачать
Производство медной катанки и шины на Кабельном Заводе "ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ"Скачать
Производство гибких медных шинСкачать