Что такое шина в звукозаписи

Что такое шина в звукозаписи

Вполне очевиден тот факт, что в головах многих людей имеется определённый беспорядок по поводу «идеальных» уровней, с которыми требуется осуществлять цифровую запись. Здесь я хотел бы дать некоторые рекомендации, вкратце подытожив информацию, доступную в различных печатных и онлайн-источниках. Итак, вот это простое правило, состоящее всего лишь из трёх пунктов:

1.Записывайте с разрешением 24 бита, а не 16.

2.Старайтесь, чтобы средний уровень был в области -18dBFS. Не страшно, если это значение немного отклоняется в ту или иную сторону (например, от -21dBFS до -15dBFS).

3.Избегайте пиков, превышающих -6dBFS.

Это всё. Ваши миксы станут звучать более полно, насыщенно и динамично, нежели следовать правилу «записывать всё с максимально возможной без клиппинга громкостью».
Некоторые распространённые вопросы

Почему надо избегать пиков выше -6dB? У нас же ведь есть пространство до 0dBFS?

Одна из задач, стоящих перед звукоинженером во время записи – это получить максимально чистый сигнал от аналогово-цифрового преобразователя. Многие интерфейсы откалиброваны так, чтобы при поступлении на линейный вход аналогового сигнала уровня 0VU (например, с микшера), дать цифровой сигнал с уровнем -18dBFS/-20dBFS. Таким образом, это оптимальное значение.

P.S. Хотя, если Вам нравятся специфические искажения, возникающие при перегрузке входных цепей Вашей звуковой карты, можете поэкспериментировать и с более высокими уровнями.

Если бы всё, что нам приходилось делать, это просто смешивать цифровые сигналы (причём, не выходя за пределы DAW), то мы могли бы без проблем делать прекрасные чистые миксы с уровнями впритык к 0dBFS. Однако, имеются некоторые явления, омрачающие эту радужную картину.

Во-первых, существует такая вещь, как межсэмпловое искажение. Оно может создать «фантомные» пики, намного превышающие 0dBFS, что чревато перегрузками цифро-аналоговых конверторов, и, как следствие, ухудшением звучания.

Во-вторых, некоторые инсертные плагины могут вызывать перегрузки внутренней шины. И, чем больше плагинов используется в проекте, тем сильнее может проявиться кумулятивный эффект этих искажений. Кроме того, у плагинов есть потенциал к генерации внутренних пиков величиной до 6 dB. Причём, такое явление даже может случиться в эквалайзере, ПОНИЖАЮЩЕМ частоты.

В-третьих, канальные измерители редко когда показывают истинный уровень. Очень короткие пики они обычно пропускают (к примеру, продолжительностью 1 сэмпл). В некоторых случаях, реальный уровень может быть на 3 dB выше, чем показывает измеритель.

Таким образом, более низкие уровни индивидуальных треков помогают избежать или уменьшить большинство этих проблем. Если же оригинальные уровни высоки, понижайте их при помощи специальных trim/gain-плагинов, вставленных перед другими инсертными плагинами, либо, если позволяет DAW, непосредственно внутри аудиоклипов. Кроме того, в канальных линейкахDAW есть регулятор GAIN, который выполняет такую же функцию.

P.S. Что такое gain или trim-плагин? По сути дела, это простой регулятор, управляющий уровнем сигнала, поступающим на вход следующего за ним процессора. В отличие от него, канальный фейдер DAW управляет выходным сигналом цепи обработки, и никак не влияет на то, что поступает на её вход. (Правда, для полноты картины следует оговориться, что некоторые инсертные ячейкиDAW работают в постфейдерном режиме и канальный фейдер влияет на их входной сигнал).

Разве мы не потеряем часть динамического диапазона, если будем записывать с такими низкими уровнями? Поскольку мы становимся ближе к собственному шуму системы, не будет ли у нас больше ошибок квантизации?

Нет, поскольку мы не будем искусственно повышать уровень аудио и потом понижать его обратно. Терять здесь нечего. По сути, мы имеем дело с сигналом с нормальным аналоговым уровнем.

Видео:Руководство по обработке шин для начинающихСкачать

Руководство по обработке шин для начинающих

Bus (шины) в микшерном пульте.

Сегодня продолжим цикл статей о микшерном пульте и рассмотрим назначение секции микшера Bus (шины). Рассмотрим виды и применении шин в секвенсорах.

Видео:Главный вопрос #24 Как обрабатывать мастер шину?Скачать

Главный вопрос #24 Как обрабатывать мастер шину?

Bus (шины)

Bus (или buss в UK -Великобритании) — это общий сигнальный тракт в микшере , с помощью которого можно смешивать множество сигналов. В микшере находится так называемый суммирующий усилитель, представляющий электронное устройство, используемое для объединения (микширования) нескольких источников в один сигнал, который затем становится сигналом шины.

Читайте также: Как незаметно проколоть шины соседу

Для чего нужны Bus (шины)

Шины прежде всего нужны для группирования нескольких выходных каналов в группу, чтобы управлять ими всего одним фейдером и при этом сохраняя баланс (отношение уровней каждого из каналов) в этой самой группе.

Также шины позволяют посылать выходной сигнал с неё на отдельные входы внешнего устройства, кроме этого можно обрабатывать всю группу сигналов внешним устройством ( ревербератором , эквалайзером , компрессором и т п.).

Что такое шина в звукозаписиЕсли проводить аналогию, то шины (bus) можно сравнить с автомобильным шоссе, к которому примыкают множество различных маленьких дорог.

Какие бывают виды Bus (шины)

Большинство шин являются моно или стерео, а консоли (surround) окружающего звука также поддерживают многоканальные шины, например, шину микширования 7.1.

Типичные шины на широкоформатной консоли:

  • Master bus (mix)- мастер-шина
  • Group buses — групповые шины (или одиночная запись на компактных пультах)
  • Вспомогательные шины
  • Solo bus — индивидуальные шины

Из всех этих видов, главная это мастер-шина (master bus). Именно она является суммирующей, то есть в ней происходит окончательное объединение всех сигналов в стереодорожку, которая поступает на главные выходы пульта (main out, master out).

Bus (шины) в секвенсоре

В любой цифровой программе по записи и редактированию звука имеются настройки входных и выходных шин, которые вы можете создавать, редактировать и удалять. Наиболее распространённые следующие виды шин:

  • Inputs — входные шины (входные порты вашей звуковой карты)
  • Outputs — выходные шины (выходные порты вашей звуковой карты
  • Group — групповые шины (группируют сигналы нескольких аудиотреков в целях обработки полученного субмикса одним набором эффектов, удобно для экономии ресурсов компьютера)
  • Fx — треки FX (часто применяются для эффектов параллельного действия — дилэй, реверберация и т. п.)

Дополнительные шины (на примере Cubase и Nuendo):

  • External FX (входные/выходные шины для подключения внешних аппаратных процессоров эффектов
  • Studio (специальная шина для предварительного прослушивания сэмплов, их редактирования, импортирования)
Что такое шина в звукозаписиМожно создавать сколько угодно каких каких угодно шин. Но их конфигурацию придётся определять самим в зависимости от поставленных задач и имеющихся аппаратных возможностей.

Помимо основных шин могут существовать дочерние шины. Для чего они нужны?

Для чего нужны дочерние шины

Допустим у вас есть монофонические и стереофонические треки, которые нужно распределить по шести каналам формата 5.1. Вы просто добавляете шину 5.1: Left, Right, Center, LFE, Left Surround, Right Surround (создаются автоматически). После этого все монофонические треки можно с лёгкостью распределить по каналам- на любой из шести каналов. Если же трек, стереофонический, то вы можете вывести его сигнал на любые два канала шины 5.1 с помощью дочерней стереофонической шины.

Зачем нужно создавать именно дочернюю шину, если можно было бы создать ещё одну независимую стереофоническую шину и настроить её каналы на нужные выходные порты системы 5.1? Конечной фазой работы над проектом является сведение проекта в один или несколько звуковых файлов. Но команда экспорта работает применительно к шинам. То есть в файл будет выводиться тот же поток звуковых данных, который при воспроизведении проекта выводится на заданную шину. Вы можете сначала экспортировать данные шины 5.1, затем шины стерео. Чтобы объединить этот материал в один поток формата 5.1, нужно будет вновь загружать файлы в какой-либо редактор, производить микширование и экспорт. Согласитесь, гораздо проще выполнить экспорт данных только с одной шины при условии, что потоки всех дочерних шин будут смикшированы в единый поток 5.1. Следует отметить, что дочерними шинами могут обладать только многоканальные шины (в Cubase и Nuendo — это шины, начиная с трёхканального формата LRC). Соответственно количество каналов дочерней шины может быть только меньше количества каналов родительской шины.

Читайте также: Ви ктор ива нович черка шин

Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

Видео:Что такое МАСТЕР-КАНАЛ? (мастер-шина, мейн канал) / мастерингСкачать

Что такое МАСТЕР-КАНАЛ? (мастер-шина, мейн канал) / мастеринг

Уровни цифровой записи

Эмпирическое правило

Вполне очевиден тот факт, что в головах многих людей имеется определённый беспорядок по поводу «идеальных» уровней, с которыми требуется осуществлять цифровую запись. Здесь я хотел бы дать некоторые рекомендации, вкратце подытожив информацию, доступную в различных печатных и онлайн-источниках. Итак, вот это простое правило, состоящее всего лишь из трёх пунктов:

1.Записывайте с разрешением 24 бита, а не 16.

2.Старайтесь, чтобы средний уровень был в области -18dBFS. Не страшно, если это значение немного отклоняется в ту или иную сторону (например, от -21dBFS до -15dBFS).

3.Избегайте пиков, превышающих -6dBFS.

Это всё. Ваши миксы станут звучать более полно, насыщенно и динамично, нежели следовать правилу «записывать всё с максимально возможной без клиппинга громкостью».

Что такое шина в звукозаписи

Некоторые распространённые вопросы

Почему надо избегать пиков выше -6dB? У нас же ведь есть пространство до 0dBFS?

Одна из задач, стоящих перед звукоинженером во время записи – это получить максимально чистый сигнал от аналогово-цифрового преобразователя. Многие интерфейсы откалиброваны так, чтобы при поступлении на линейный вход аналогового сигнала уровня 0VU (например, с микшера), дать цифровой сигнал с уровнем -18dBFS/-20dBFS. Таким образом, это оптимальное значение.

P.S. Хотя, если Вам нравятся специфические искажения, возникающие при перегрузке входных цепей Вашей звуковой карты, можете поэкспериментировать и с более высокими уровнями.

Если бы всё, что нам приходилось делать, это просто смешивать цифровые сигналы (причём, не выходя за пределы DAW), то мы могли бы без проблем делать прекрасные чистые миксы с уровнями впритык к 0dBFS. Однако, имеются некоторые явления, омрачающие эту радужную картину.

Во-первых, существует такая вещь, как межсэмпловое искажение. Оно может создать «фантомные» пики, намного превышающие 0dBFS, что чревато перегрузками цифро-аналоговых конверторов, и, как следствие, ухудшением звучания.

Во-вторых, некоторые инсертные плагины могут вызывать перегрузки внутренней шины. И, чем больше плагинов используется в проекте, тем сильнее может проявиться кумулятивный эффект этих искажений. Кроме того, у плагинов есть потенциал к генерации внутренних пиков величиной до 6 dB. Причём, такое явление даже может случиться в эквалайзере, ПОНИЖАЮЩЕМ частоты.

В-третьих, канальные измерители редко когда показывают истинный уровень. Очень короткие пики они обычно пропускают (к примеру, продолжительностью 1 сэмпл). В некоторых случаях, реальный уровень может быть на 3 dB выше, чем показывает измеритель.

Таким образом, более низкие уровни индивидуальных треков помогают избежать или уменьшить большинство этих проблем. Если же оригинальные уровни высоки, понижайте их при помощи специальных trim/gain-плагинов, вставленных перед другими инсертными плагинами, либо, если позволяет DAW, непосредственно внутри аудиоклипов. Кроме того, в канальных линейкахDAW есть регулятор GAIN, который выполняет такую же функцию.

P.S. Что такое gain или trim-плагин? По сути дела, это простой регулятор, управляющий уровнем сигнала, поступающим на вход следующего за ним процессора. В отличие от него, канальный фейдер DAW управляет выходным сигналом цепи обработки, и никак не влияет на то, что поступает на её вход. (Правда, для полноты картины следует оговориться, что некоторые инсертные ячейкиDAW работают в постфейдерном режиме и канальный фейдер влияет на их входной сигнал).

Разве мы не потеряем часть динамического диапазона, если будем записывать с такими низкими уровнями? Поскольку мы становимся ближе к собственному шуму системы, не будет ли у нас больше ошибок квантизации?

Нет, поскольку мы не будем искусственно повышать уровень аудио и потом понижать его обратно. Терять здесь нечего. По сути, мы имеем дело с сигналом с нормальным аналоговым уровнем.

Читайте также: Шины летние лучшие для бездорожья

Рассматривайте это как накручивание чувствительности в микшере, фейдеры которого убраны вниз. Чем выше чувствительность, тем больше нежелательных шумов и искажений проникает в сигнал. Вместо этого, лучше поставить фейдеры в референсное положение и добавлять столько чувствительности, сколько требуется для получения правильного звукового уровня. Подобное мы и пытаемся сделать в цифровом записывающем тракте, а именно, оптимизировать нашу «цепочку уровней».

Лучший способ проиллюстрировать мой ответ – это рассмотреть несколько чисел:

Каждый бит цифрового аудио равен примерно 6dB.

Таким образом, 16-битное аудио имеет динамический диапазон 96dB.

24-битное аудио имеет диапазон 144dB.

Пока ничего особенного… Давайте теперь рассмотрим аналоговую сторону, где ситуация становится более интересной:

Итак, максимальное теоретическое отношение сигнал/шум в аналоговых системах составляет 130dB. Даже ребёнку сразу видно, что это намного меньше, чем динамический диапазон 24-битного аудио. Фактически, даже лучшие [из более или менее доступных] AD-конверторов с трудом достигают значения сигнал/шум 118dB, не говоря уж о заветных 144dB!

Теперь давайте поразмышляем ещё немного:

Если мы будем записывать с уровнем -18dBFS, сколько битов это нам даст?

24 бита минус 3 (каждый бит — это 6dB, если ещё не забыли). Таким образом, остаётся 21 бит.

Каков динамический диапазон при 21 бите? 126dB.

Каков динамический диапазон Вашего аналого-цифрового конвертора? Около 120dB.

Менее чем 20 бит и, естественно, меньше, чем получается при записи с уровнем — 18dBFS (21 бит).

Итак, подведём итоги: записывая с уровнем -18dBFS, Вы получаете, как минимум, один бит запаса между полезным сигналом и собственными шумами системы и ошибками квантизации. Фактически, повышая уровень записи до 0dBFS, Вы просто усиливаете все сопутствующие сигналу шумы и создаёте благоприятную почву для всяческого рода искажений.

Единственное оправдание высоким уровням – это если Вам нравится, как звучит клиппинг в Вашем конверторе. Больше здесь нет никаких эстетических или технических преимуществ. Та-дам!

Уровни при микшировании

Если Вы делали запись исходного материала согласно моим рекомендациям, то, скорее всего, у Вас не будет никаких проблем с уровнями во время сведения. Главное, удостовериться, что при миксдауне не возникает клиппинг по мастер-шине. Вообще, многие DAW позволяют обращаться с уровнями намного выше 0dBFS, имея внутренний динамический запас 1500 — 2500dB. Как следствие, залёты за 0 — не проблема, покуда дело не доходит до миксдауна или вывода в аналоговую среду. Конечно, самый лучший вариант – это изначально сводить без клиппинга, хотя, не будет особым прегрешением, если просто понизить фейдер на мастер-шине DAW.

Тем не менее, я считаю, что умеренные уровни более безопасны. Как уже было сказано, ключевая проблема – это перегрузка до и после плагинов. Если уровни индивидуальных каналов или мастер-шины слишком велики, то это может привести к входной перегрузке вставленных туда плагинов. [К примеру, подумайте над следующим вопросом: если плагин эмулирует какое-то реальное устройство и имеет «аналоговые» волюметры, то, наверное, и его операционные уровни тоже должны быть соответствующими?]

Пользуйтесь RMS-измерителями, стараясь держать средний уровень микса в области от -12 до -20dBFS и пиковый уровень не более -3dBFS. А за максимальную громкость пусть сражается мастеринг…

Итак, снова подведём итоги. Даже работая в 24-битной среде, имеется намного больше шансов разрушить свой микс слишком высокими уровнями, нежели слишком низкими.

Как говорит Боб Катц, если Ваш микс звучит недостаточно громко, просто поднимите ручку громкости на мониторе!

P.S. И скажите «НЕТ» нормализации. Это почти также плохо, как и запись с высокими уровнями.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    💥 Видео

    Слишком шумные шины: 8 основных причинСкачать

    Слишком шумные шины: 8 основных причин

    МАСТЕР-ШИНА, МНОГОПОЛОСНАЯ КОМПРЕССИЯ и ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ САТУРАЦИЯ (№172)Скачать

    МАСТЕР-ШИНА, МНОГОПОЛОСНАЯ КОМПРЕССИЯ и ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ САТУРАЦИЯ (№172)

    Посылы, Шины , Группы в LOGIC PRO XСкачать

    Посылы, Шины , Группы в LOGIC PRO X

    КОМПРЕССИЯ МАСТЕР - ШИНЫ | СВЕДЕНИЕ ТРЕКА | MIXING A SONGСкачать

    КОМПРЕССИЯ МАСТЕР - ШИНЫ  | СВЕДЕНИЕ ТРЕКА | MIXING A SONG

    Звукозапись без пафоса - каналы, шины, посылы [Роутинг в DAW]Скачать

    Звукозапись без пафоса - каналы, шины, посылы [Роутинг в DAW]

    Лекция 308. Шина I2CСкачать

    Лекция 308.  Шина I2C

    Простой шаблонный мастерингСкачать

    Простой шаблонный мастеринг

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

    КОМПРЕССИЯ МАСТЕР ШИНЫ. Варианты использования.Скачать

    КОМПРЕССИЯ МАСТЕР ШИНЫ. Варианты использования.

    SP404SХ и MK2 l СРАВНИВАЕМ ЗВУК, КАЧЕСТВО ЭФФЕКТОВ l ОБЩАЕМСЯСкачать

    SP404SХ и MK2 l СРАВНИВАЕМ ЗВУК, КАЧЕСТВО ЭФФЕКТОВ l ОБЩАЕМСЯ

    КОМПРЕССИЯ МАСТЕР-ШИНЫ ? | ТЕОРИЯ | Ч.1Скачать

    КОМПРЕССИЯ МАСТЕР-ШИНЫ ? | ТЕОРИЯ | Ч.1

    СТАНЬ МАСТЕРОМ МИКШЕРА FL STUDIO 20 ЗА 8 МИНУТ ВИДЕОУРОКСкачать

    СТАНЬ МАСТЕРОМ МИКШЕРА FL STUDIO 20 ЗА 8 МИНУТ ВИДЕОУРОК

    AUX каналы маршрутизация сигнала и запись Шины FXСкачать

    AUX каналы маршрутизация сигнала и запись Шины FX

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

    ШАБЛОННЫЙ МАСТЕРИНГ - УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЦЕПОЧКАСкачать

    ШАБЛОННЫЙ МАСТЕРИНГ - УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА

    Урок 8 Посылы и шины REAPER 6Скачать

    Урок 8  Посылы и шины   REAPER 6
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток