На этапе финального микса ( final mix) Вы приступаете к отточке деталей. Уже все понятно, форма, пространство, Вы уже выучили партитуру трека наизусть, Вы уже приблизились к референсу, уже все сделано, но чего то не хватает… Референс и яснее, и прозрачней. А у Вас все как то шероховато, грубовато…. Не хватает, ясности, гладкости, не хватает геля, который соединит все в единое целое. На финальном миксе изменение баланса на один децибел может полностью изменить картину. 1 дб становиться огромной величиной. Я слышу разницу в 0,5 дб на своих финальных миксах. Техника работы на финальном миксе примерно такова:
Вокал звучит не достаточно ясно, возможно пэд «мажет» его. Убираем пэд на 2 дб. Вокал стал яснее, но теперь малый бьёт прямо в лоб и через чур навязчив. Убираем малый на 1-2 дб. Стало лучше, но теперь хэт доминирует над малым. Убираем хэт на 1-2 дб, но теперь выпирает шейкер. Убираем шейкер 1 дб. Все встало на места, но теперь гитара тянет одеяло на себя. Убираем гитару на 1 дб. Классно! Но теперь вокал торчит как дрын и не в балансе. Убираем вокал на 1 дб. Теперь малого опять стало много. Убираем малый на 0,5 дб. Сравниваем с референсом. Уже не похоже. Другой саунд, другое состояние… Хэт звучит не достаточно остро. Меняем компрессию на хэте и прибавляем уровень на 0,5 дб. Теперь малый звучит слишком звонко и лишен своего тела. Меняем эквализвцию малого…. И так до полного совершенства, пока Вы не начнете слышать и понимать, что изменения в 0,5 дб меняют Ваш микс кардинально.
Финальный микс может занимать 2-3 часа или 2-3 дня, если Вы работаете с DAW (Digital Audio Workstation) . Вылизывать финальный микс можно до бесконечности, пока не отупеешь. В любом случае Вы уже устали, и плохо понимаете, что делает Ваш микс лучше, а что хуже. Как контролировать свое восприятие на финальном миксе?
Первое, постоянно меняйте громкость. Работая на одном, комфортном уровне громкости Ваш слух перестает напрягаться, ему комфортно. А когда ему комфортно он адаптируется и притупляется. Заставьте слух работать. Сделайте уровень громкости чуть больше или чуть меньше комфортного звучания. Заставьте себя прислушиваться. Меняйте уровень громкости каждые 10-15 минут. Не давайте себе свыкнуться, не давайте «затупиться» слуху. Согласно с кривыми Флетчера-Менсона, наше восприятие почти линейно на уровне громкости примерно в 85-90 дб и выше. Но сводить на таком уровне и больше, это значит посадить свой слух и, или это приведет, по крайней мере к быстрой утомляемости. А этого мы позволить себе не можем. Микс длится 6-8 часов, и мы должны быть в форме. Поэтому большую часть микса лучше делать на мониторах ближнего поля и на уровнях до 60 дб. Тем не менее, всегда можно проверить как мониторы реагируют на Ваш микс на уровнях близких к болевому порогу ( около 120 дб), 20-30 сек. но не более, не нанесут ущерба Вашему слуху, но если в миксе что то не так, Вы сразу услышите. На уровнях 120 дб микс должен звучать комфортно. Не должно быть резких, неприятных ощущений.
Второе. На тихих уровнях, микс должен звучать так же комфортно как и на звуковом давлении в 120 дб. Как проверить себя? Нажмите плэй и поставьте громкость в ноль. Поднимайте громкость до тех пор, пока не услышите первый звук. Тот инструмент, который появится первым, доминирует в миксе. Его много. Партию, которую Вы не слышите на минимальной громкости нужно будет добавить. Все инструменты должны появиться одновременно. Третье. Инструменты, во всех частотных диапазонах должны быть сбалансированы. Это значит что хэт, шейкер, касание пластика малого и эсс вокалиста должны звучать в одинаковой громкости. Если в миксе не хватает бочки, не спешите поднимать ее, попробуйте сначала опустить бас. Если вокал кажется мутным а вокалист беззубым, попробуйте опустить хэт и шейкер. Инструменты, в пересекающихся частотных диапазонах, маскируют друг друга. То же самое касается гитар, синтов, пэдов и т. д.
Вряд ли Вы найдете референсный трек без, уже сделанного мастеринга. А значит, на него уже положили и компрессор и лимитер. Поэтому Вы можете поставить скажем лимитер на свой трек, что бы приблизить его к референсному по динамике и посмотреть как лимитер будет на него реагировать. Посмотреть и тут же выключить, потому что сводить с лимитером на мастер шине нельзя. Лимитер на мастер шине скрывает Ваши ошибки в сведении и они становятся менее заметны. К примеру, превышение уровня бочки на +3дб больше чем надо, будет нивелировано лимитером и эта ошибка проявится только на этапе мастеринга, когда Вы не сможете добиться нужного уровня RMS. А уж ошибку в уровне в 0,5 дб Вы точно не заметите. Многие звукорежиссеры, после завершения финального микса, ставят компрессор на мастер шину, что придает необходимый гель миксу и связывает партии между собой. Особенно если это аналоговый компрессор SSL или Universal Audio ( прошу не путать с UAD). Консоли SSL и NEVE имеют встроенный компрессор на мастер шине. Но при этом необходимо помнить, что в этом случае у Вас не будет версии без компрессии, и если Вы ошиблись при компрессировании финального микса, то исправить это будет не возможно. Ни кто не застрахован от такой ошибки после шести часов сведения. Поэтому, лучше скинуть сначала версию Original mix, и после этого уже версию с компрессией. Многие так же, сбрасывают финальный микс на аналоговую ленту различных MTM ( Master Tape Machine) , но об этом поговорим уже при мастеринге.
Читайте также: Можно ли вернуть автомобильные шины
Ноль децибел. Все звукорежиссеры в мире находятся в абсолютно равных условиях, 0 дб – это предельный уровень для фонограммы. Это как полный стакан, выше краев не нальешь. При этом все фонограммы звучат с разным звуковым давлением. Чем плотнее фонограмма, тем она звучит громче. А громче, значит лучше, яснее. Все дело в ингредиентах…, каждый звукорежиссер делает свой коктейль. Поэтому и плотность разная. И от того, как Вы приготовите свой коктейль, зависит Ваш успех и успех Вашего микса.
Суммирование. Daw станции отлично справляются с редакцией аудио треков, имеют огромное количество прекрасных плагинов. Все это облегчает нашу жизнь и позволяет нам сделать отличный микс быстрее, чем это было раньше. Однако суммирование финального микса в цифре по прежнему остается слабым звеном DAW . Эта проблема в последние десятилетия породила новый класс приборов — аналоговые сумматоры. Что это такое? Если в вашей студии нет постоянного потока клиентов, по записи барабанов, струнных или других групп инструментов и коллективов, у Вас нет необходимости иметь микшерный пульт на 16-40 каналав с предусилителями и фантомным питанием на каждом канале для конденсаторных микрофонов, ауксами и эквалайзерами. У Вас нет необходимости в организации сложных мониторных линий для каждого музыканта индивидуально. DAW вполне справится с задачами по записи вокала или гитары, что мы и видим в небольших бюджетных и проджект студиях. Но когда вопрос касается суммирования финального микса, появляется проблема. Опытные миксеры давно обратили внимание на то, что результат цифрового и аналогового суммирования сильно рознятся, и не в пользу Аналоговый сумматор это не что иное как тот же микшер, только в усеченном варианте. В нем нет микрофонных предусилителей, эквалайзеров, компрессоров, посылов на эффект и т. д. Нет всего того, что мы привыкли видеть в обычной аналоговой консоли. Его задача просто суммировать и чем дороже он стоит, тем более качественно и корректно он это делает. Цена такого сумматора может быть от 20000 до 100000 рублей. Что в нем есть? Это панорама, регулятор громкости для каждого канала в том или ином решении (могут быть с плавной или ступенчатой регулировкой) и мониторная линия для контроля финального микса. Иногда еще могут быть инсерты для подключения приборов динамической обработки. Вот и все. Но именно такой путь на сегодняшний день наиболее перспективен. Я имею ввиду гибридный принцип построения современной студии звукозаписи. Это сочетание возможностей редактирования треков в цифровой DAW- станции, и аналогового суммирования с применением «железных» приборов динамической обработки. Как выглядит гибридная студия на сегодняшний день. В минимальном варианте она собирается на 8-10 канальном сумматоре и стольки же канальной звуковой карте.
Каналы могут распределяться так:
Или для 16 –ти канальной версии например так:
- Bus (шины) в микшерном пульте.
- Bus (шины)
- Для чего нужны Bus (шины)
- Какие бывают виды Bus (шины)
- Bus (шины) в секвенсоре
- Для чего нужны дочерние шины
- Гид по эффектам: что такое лимитер
- Чем, зачем, когда и как ограничивать сигнал.
- Что такое лимитер и чем он отличается от компрессора
- Типы лимитеров
- Полнодиапазонные лимитеры
- Мультичастотные (многополосные) лимитеры
- Когда использовать лимитер, а когда не использовать
- Использование лимитера при мастеринге
- Заключение
- 🎬 Видео
Видео:Руководство по обработке шин для начинающихСкачать
Bus (шины) в микшерном пульте.
Сегодня продолжим цикл статей о микшерном пульте и рассмотрим назначение секции микшера Bus (шины). Рассмотрим виды и применении шин в секвенсорах.
Видео:Азот в шинах: полезный сервис или услуга для лохов?Скачать
Bus (шины)
Bus (или buss в UK -Великобритании) — это общий сигнальный тракт в микшере , с помощью которого можно смешивать множество сигналов. В микшере находится так называемый суммирующий усилитель, представляющий электронное устройство, используемое для объединения (микширования) нескольких источников в один сигнал, который затем становится сигналом шины.
Для чего нужны Bus (шины)
Шины прежде всего нужны для группирования нескольких выходных каналов в группу, чтобы управлять ими всего одним фейдером и при этом сохраняя баланс (отношение уровней каждого из каналов) в этой самой группе.
Также шины позволяют посылать выходной сигнал с неё на отдельные входы внешнего устройства, кроме этого можно обрабатывать всю группу сигналов внешним устройством ( ревербератором , эквалайзером , компрессором и т п.).
Если проводить аналогию, то шины (bus) можно сравнить с автомобильным шоссе, к которому примыкают множество различных маленьких дорог.
Какие бывают виды Bus (шины)
Большинство шин являются моно или стерео, а консоли (surround) окружающего звука также поддерживают многоканальные шины, например, шину микширования 7.1.
Типичные шины на широкоформатной консоли:
- Master bus (mix)- мастер-шина
- Group buses — групповые шины (или одиночная запись на компактных пультах)
- Вспомогательные шины
- Solo bus — индивидуальные шины
Из всех этих видов, главная это мастер-шина (master bus). Именно она является суммирующей, то есть в ней происходит окончательное объединение всех сигналов в стереодорожку, которая поступает на главные выходы пульта (main out, master out).
Bus (шины) в секвенсоре
В любой цифровой программе по записи и редактированию звука имеются настройки входных и выходных шин, которые вы можете создавать, редактировать и удалять. Наиболее распространённые следующие виды шин:
- Inputs — входные шины (входные порты вашей звуковой карты)
- Outputs — выходные шины (выходные порты вашей звуковой карты
- Group — групповые шины (группируют сигналы нескольких аудиотреков в целях обработки полученного субмикса одним набором эффектов, удобно для экономии ресурсов компьютера)
- Fx — треки FX (часто применяются для эффектов параллельного действия — дилэй, реверберация и т. п.)
Дополнительные шины (на примере Cubase и Nuendo):
- External FX (входные/выходные шины для подключения внешних аппаратных процессоров эффектов
- Studio (специальная шина для предварительного прослушивания сэмплов, их редактирования, импортирования)
Можно создавать сколько угодно каких каких угодно шин. Но их конфигурацию придётся определять самим в зависимости от поставленных задач и имеющихся аппаратных возможностей.
Помимо основных шин могут существовать дочерние шины. Для чего они нужны?
Читайте также: Кордиант шины производство в год
Для чего нужны дочерние шины
Допустим у вас есть монофонические и стереофонические треки, которые нужно распределить по шести каналам формата 5.1. Вы просто добавляете шину 5.1: Left, Right, Center, LFE, Left Surround, Right Surround (создаются автоматически). После этого все монофонические треки можно с лёгкостью распределить по каналам- на любой из шести каналов. Если же трек, стереофонический, то вы можете вывести его сигнал на любые два канала шины 5.1 с помощью дочерней стереофонической шины.
Зачем нужно создавать именно дочернюю шину, если можно было бы создать ещё одну независимую стереофоническую шину и настроить её каналы на нужные выходные порты системы 5.1? Конечной фазой работы над проектом является сведение проекта в один или несколько звуковых файлов. Но команда экспорта работает применительно к шинам. То есть в файл будет выводиться тот же поток звуковых данных, который при воспроизведении проекта выводится на заданную шину. Вы можете сначала экспортировать данные шины 5.1, затем шины стерео. Чтобы объединить этот материал в один поток формата 5.1, нужно будет вновь загружать файлы в какой-либо редактор, производить микширование и экспорт. Согласитесь, гораздо проще выполнить экспорт данных только с одной шины при условии, что потоки всех дочерних шин будут смикшированы в единый поток 5.1. Следует отметить, что дочерними шинами могут обладать только многоканальные шины (в Cubase и Nuendo — это шины, начиная с трёхканального формата LRC). Соответственно количество каналов дочерней шины может быть только меньше количества каналов родительской шины.
Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.
Видео:TREADWEAR - всё об износостойкости шиныСкачать
Гид по эффектам: что такое лимитер
Видео:Омологация шин - показываю наглядноСкачать
Чем, зачем, когда и как ограничивать сигнал.
Закончить работу над миксом — дело, требующее терпения. Даже если вы избавились от любых столкновений частот, создали широкую стереобазу и добились отличного звучания микса, впереди вас ждёт ещё не самая простая процедура мастеринга. Именно на этом этапе все дорожки микса собираются воедино, а трек приобретает цельное, качественное, ясное и громкое звучание. Одним из главных инструментов во время мастеринга становится лимитер, чьи мощные возможности могут как украсить и отполировать микс, так и полностью его разрушить.
Из этой статьи вы узнаете, что такое лимитер, как он работает и в чём его отличия от компрессора, поймете разницу между корректно лимитированным и перелимитированным сигналом, а также разберётесь в том, когда нужно использовать лимитер, а когда про него лучше забыть.
Видео:Что нужно знать, прежде чем клевать на TreadwearСкачать
Что такое лимитер и чем он отличается от компрессора
Лимитер (англ. Limiter — ограничитель) — специальное устройство, выравнивающее уровень громкости до определённого лимита и предотвращающее клиппинг и другие неприятные искажения и перегрузки сигнала. Лимитеры — важная составляющая завершающих этапов работы над миксом, наряду с компрессорами. Подобные устройства делают звук чище и насыщеннее, а сам микс становится более плотным и однородным.
Лимитер/компрессор DBX 160
Работа лимитера схожа с работой компрессора. При работе с компрессором мы фокусируемся на отдельных треках микса. К примеру, компрессор на дорожке бочки изменяет громкость, атаку и время затухания её сигнала. Параметр «Threshold» (порог срабатывания) сообщает компрессору, в какой момент он должен изменить сигнал, а выбранное соотношение (англ. Ratio) сообщит ему о том, насколько сильно необходимо ослабить звук. Регуляторы атаки (Attack), спада (Release) и плавности обработки (Knee), в свою очередь, определяют форму изменений, которые могут быть постепенными и плавными или моментальными и резкими. Как только звук достигнет выбранного порога, компрессор возьмётся за дело и оттенит его так, как это задано параметрами.
Хотите ограничить отдельные инструменты или посылы — используйте компрессор.
Лимитер — компрессор на максималках, который работает на более высоких и даже экстремальных значениях соотношения. Основное отличие здесь в том, как эти два инструмента поступают с сигналом, достигнувшим порога. Там, где компрессор плавно ослабит сигнал, чтобы он вернулся в заданные рамки, лимитер безжалостно отсечёт все звуки, выбивающиеся за установленную границу.
Компрессор и лимитер также по-разному работают с параметром Ratio — коэффициентом или степенью сжатия сигнала. Так, компрессор оперирует низкими значениями Ratio, плавно оттеняя сигнал. При этом, при срабатывании компрессора возможно, что сигнал будет минимально превышать пороговые значения, что приведёт к образованию софт-клиппинга. В отличие от компрессора, лимитер работает на высоких показателях Ratio (от 10:1 и выше) и агрессивно отсекает всё, что вышло за рамки. Софт-клиппинг здесь попросту невозможен: ограничитель резко обрубает сигнал, который словно упирается в невидимую и непреодолимую стену.
Несмотря на то, что лимитерами чаще обрабатывают весь микс в целом, этот инструмент иногда применяют для контроля за отдельными сигналами. К примеру, бас, рабочий барабан и даже вокал считаются нестабильными инструментами при живом исполнении: их уровень громкости во многом зависит от силы звукоизвлечения и сильно колеблется по мере исполнения ввиду чисто физиологических особенностей человеческого исполнения. Чтобы избежать резких перепадов и появления искажений и лишнего гула, в цепь прохождения сигнала вводят лимитер, который ограничивает усиление сигнала. В зависимости от инструмента, ограничение может быть разным: так, например, вокалу достаточно ограничения в 1-2 дБ, чтобы не срываться в клиппинг, но и не потерять в динамике, а рабочему барабану требуется ограничение в 3-4 дБ.
Лимитер в составе iZotope Ozone.
Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Типы лимитеров
Как и компрессоры, лимитеры бывают двух типов: полнодиапазонные и мультидиапазонные (многополосные). Оба типа работают по одним и тем же принципам, отличаясь степенью предоставляемого контроля за ограничением сигнала.
Читайте также: Показания для наложения шины дитерихса
Полнодиапазонные лимитеры
Когда мы говорим об эквализации, то часто используем термин «частотный диапазон» — определённый набор частот на всем частотном спектре. В зависимости от ситуации, оборудования и выбранных настроек, диапазоны могут быть узкими или широкими. В свою очередь, под словом «полнодиапазонный» подразумевается весь частотный спектр без каких-либо разделений.
Полнодиапазонные лимитеры не разделяют сигнал на отдельные диапазоны для обработки, а изменяют весь частотный спектр. Такие лимитеры обрабатывают микс в целом, а внесённые ими изменения сказываются на всех элементах микса сразу.
Мультичастотные (многополосные) лимитеры
Мультичастотные лимитеры — более гибкие устройства, позволяющие работать с несколькими диапазонами частот по выбору пользователя. Благодаря такому подходу, звукорежиссер может ограничить только высокие частоты или середину, не повлияв на весь микс. Такой подход позволяет освободить место для остальных участников микса и устранить особо громкие звуки.
Конечно, того же эффекта можно добиться эквалайзером, автоматизировав его работу на всех проблемных участках микса, но это не очень эффективно. Чтобы не тратить часы на вырисовывание кривых автоматизации в каждом спорном моменте, достаточно воспользоваться лимитером, ограничив частоты сразу во всем миксе. Учитывая принцип работы этого инструмента, лимитер самостоятельно ограничит сигналы только в тех местах, где они будут выбиваться за заданные пределы.
BRICKWALL-ЛИМИТЕРЫ
Brickwall-лимитер (англ. Кирпичная стена) — тип лимитирования с высоким значением атаки и показателем соотношения (ratio). Обычно кирпичной стеной считается соотношение от 20:1 и выше. Такие настройки гарантируют, что сигнал ни при каких обстоятельствах не сможет преодолеть установленный порог громкости.
Видео:Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
Когда использовать лимитер, а когда не использовать
Время лимитера — заключительные стадии мастеринга. Причём речь здесь идёт о последних полировках микса перед его выпуском, а не об участии лимитера в цепочке эффектов во время мастеринга.
Лимитер также можно использовать для исправления недостатков сигнала. К примеру, с его помощью можно эффективно избавиться от клиппинга: как только сигнал попытается выскочить в зону клиппинга, лимитер быстро вернёт его в общую колею. Несмотря на то, что клиппинг — это недостаток сигнала, которого нужно избегать, некоторые продюсеры используют клиппинг для создания различных звуковых эффектов.
Тем не менее во время сведения лучше не применять лимитер без явной на то необходимости. Если вы хотите сделать сигнал более сочным и хлестким, полагайтесь на компрессор и эквалайзер. Лимитер часто нарушает кропотливо выстроенный баланс микса, поэтому на время обработки и сведения о нем лучше забыть.
Мастер-шина, где собираются все дорожки — единственное место для применения лимитера. Главная цель — повысить громкость микса так, чтобы не испортить песню.
Этим мощным инструментом нельзя злоупотреблять. Неправильное использование лимитера приводит к нежелательным искажениям, отсечению нужных частот и неконтролируемому насыщению всего микса. Главное здесь — не выкручивать ручки на полную и чётко понимать, что и зачем вы ограничиваете.
Послушайте пример. В первом случае представлен разумно ограниченный сигнал, во втором — сигнал, с лимитированием которого слегка перестарались. Оба примера обработаны лимитером A.O.M. Invisible Limiter (демо можно скачать с официального сайта), для контроля результатов используется измеритель громкости TR Meter от IK Multimedia
В сыром необработанном виде сигнал отличаетcя низким RMS (англ. Root Mean Square — среднеквадратичное значение мощности, параметр средней громкости звучания) и низким общим уровнем громкости. Лимитер исправит эти недостатки.
Используя лимитер с гейном в районе 3 дБ, мы получим повышение RMS до −10 дБ. С учётом стиля музыки, это приемлемый уровень громкости этой дорожки.
Повернув регулятор правее, мы сделаем сигнал ещё громче, но вместе с этим создадим кашу из частот. В сигнале появится клиппинг и искажения, а сам звук станет неприятным, потерявшим свою динамику. Лимиты должны быть разумными, поэтому такого рода злоупотреблений нужно избегать.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Использование лимитера при мастеринге
Итак, мастеринг — лучшее время для использования лимитера. Это один из важнейших инструментов при окончательной полировке микса, но не единственный. Этот процессор используется самым последним и только после того, как микс будет полностью готов.
Лимитер Adaptive Limiter из состава Logic Pro X
Ограничивая сигнал, всегда держите перед глазами измеритель LUFS (англ. Loudness Units to Full Scale — громкость относительно цифровой полной шкалы, стандарт, измеряющий громкость звука и нормализующий уровень звука при передаче сигнала). Этот показатель сообщит вам, когда громкость сигнала вышла на должны уровень и сравнялась с большинством современных коммерческих записей. В зависимости от платформы, где будет публиковаться трек, значение LUFS может меняться: к примеру, для Spotify LUFS составляет −14, для Apple Music — −16 (подробнее о том, как именно подготовить аудио к выгрузке в стриминговые сервисы, чтобы не потерять в качестве, вы можете узнать здесь). Знание этих значений подскажет вам, как сильно нужно изменить итоговую громкость вашего микса.
Большинство лимитеров, как и компрессоры, оснащены ручками Attack и Release. Как только громкость микса выйдет на нужный уровень, можно подстроить звучание трека этими регуляторами. Так, чем быстрее будет атака, тем агрессивнее зазвучит сигнал. В свою очередь долгий спад сделает звук мягче и мутнее.
Наконец, помните о выходном гейне. Несмотря на все ограничения, клиппинг и искажения все равно могут проявиться на определённых аудиосистемах. Чтобы избежать неожиданных перегрузок, следите за тем, чтобы уровень на выходе не превышал 0.0 дБ.
Видео:Что лучше диагональные или радиальные шины? ▶️ преимущества и недостаткиСкачать
Заключение
Аудиолимитеры — мощный инструмент при правильном использовании. Помните, что они вступают в дело только после того, как вы закончите сведение трека. В противном случае риск убить музыкальность и певучесть трека будет слишком велик.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
КОМПРЕССИЯ МАСТЕР ШИНЫ. Варианты использования.Скачать
Какая твердость по ШОРУ у автошины? Как сделать шину мягче? Обучение для специалистов шиномонтажа.Скачать
Что необходимо знать о направляющих шинах. Шины, шаблоны и адаптеры AMS.Скачать
Что такое фрикционная шина и почему она "липучка"Скачать
Секрет шин о котором знают только опытные водители.Скачать
Об износостойкости и Treadwear шин /// Важно!Скачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Что такое вулканизация шинСкачать
Как выбрать абразивные инструменты для шерохования шин? Что здесь важно? Форма? Размер? Зернистость?Скачать
Конструкция шиныСкачать
Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать