В процессе сборки и монтажа различных механизмов и агрегатов проверяют положение их осей и валов, определяя виды и величины отклонений их сопряжений. Основными видами отклонений валов от правильного расположения, соответствующего совпадению их осей, являются смещение и перекос, показанные на рис. 63. Определение таких отклонений и доведение их до допустимых величин называют определением соосности или центровкой механизмов. Неправильная центровка приводит к вибрации работающих механизмов, увеличению радиальных нагрузок и в конечном итоге — к преждевременному износу и выходу из строя этих механизмов.
Обычно для передачи вращательного движения в машинах применяют полумуфты, насаженные на концах сопрягаемых валов. Поэтому соосность валов проверяют по полумуфтам, а при их отсутствии — по поверхности концов валов. Для грубой проверки соосности валов одинакового диаметра без полумуфт обычно применяют линейку и щуп (рис. 64, а). При более точной установке и при валах разного диаметра пользуются скобой с регулировочным винтом и щупом (рис. 64,6). Замеры производят через 90° поворота вала со скобой. Полуразность показаний щупа при повороте вала на 180° характеризует величину несоосности. Однако для определения вида несоосности (смещение или перекос) пользуются двумя скобами (рис. 64, в) с одновременным поворотом обоих валов. Полуразность отсчетов а и б покажет величины смещения и перекоса. Если валы соосны, то зазоры а и б будут одинаковы в любом положении скоб при повороте обоих валов. Если же при повороте валов на 180° зазор а изменится, значит валы имеют перекос. Если зазор а останется неизменным, а изменится зазор б, значит оси валов смещены.
Рис. 63. Отклонения сопрягаемых валов от соосности
а — валы соосны; б — перекос осей; в — смещение осей; г — перекос и смещение осей
Рис. 64. Схемы выверки валов на соосность
а — щупом и линейкой; б — щупом и скобой с регулировочным болтом; в — двумя скобами; 1 — вал; 2 — линейка; 3 — щуп; 4 — регулировочный болт; 5 — скоба; 6 — хомут
При проверке соосности валов с насаженными полумуфтами добиваются совпадения образующих цилиндрических поверхностей обеих полумуфт и равенства зазоров между их торцами в любом положении валов. Зазоры по диаметру полумуфт называют радиальными, а между полумуфтами — торцевыми или осевыми.
В зависимости от типа и конструкции полумуфт при их центровке применяют различные приспособления. При грубой центровке радиальные зазоры определяют с помощью линейки и щупа (рис. 65, а). В этом случае радиальный зазор б не должен превышать 0,2 мм. Торцевые зазоры измеряют калиброванными клиньями, щупами, микрометрическими скобами или нониусными индикаторами с конической иглой. При точной центровке радиальные б и торцевые а зазоры определяют с помощью скоб, либо простых, либо с регулировочными винтами или индикаторами часового типа (рис. 65, б—г). Скобы закрепляют на полумуфтах с помощью магнитных присосов или хомутов. При использовании простых скоб и скоб с регулировочными винтами изменение зазоров производят щупом при повороте полумуфт через 90°. Запись величин зазоров ведут в круговой диаграмме (рис. 65, д).
Читайте также: Чертеж вала привода в компасе
Рис. 65. Схема выверки валов на соосность по полумуфтам
а — щупом, линейкой, калиброванным клином; 6—простыми скобами; в — скобами с индикаторами; г — скобами с регулировочными винтами; д — круговая диаграмма; 1 — полумуфты; 2 — валы; 3 — линейка; 4 — скобы; 5 — индикатор; 6 — калиброванный клин; 7— регулировочный винт
Зазоры измеряют четыре раза и за окончательный результат принимают среднее арифметическое этих измерений. Замеры считают правильными, если несколько повторных измерений показали одинаковый результат или разность замеров не превышает 0,02 мм.
Величины допускаемых отклонений радиальных и осевых смещений приводятся в технических условиях на монтаж механизма. При отсутствии этих данных отклонения принимают равными 0,0005 диаметра муфты.
После окончательной выверки на полумуфтах делают отметки, которых строго придерживаются при соединении полумуфт. Соосности полумуфт достигают путем изменения высоты установки подшипников валов или корпусов машин с помощью регулировочных подкладок или перемещением машин в горизонтальной плоскости. При этом одну из частей агрегата, например центробежный насос, принимают за базовую и закрепляют на фундаменте, вторую часть агрегата — электродвигатель — перемещают в нужном направлении, добиваясь установленных допусков на центровку, и также закрепляют на фундаменте, полумуфты соединяют между собой.
- Центровка валов агрегатов: практическое руководство
- Стационарный и подвижный вал
- Центр вращения стационарного вала
- Горизонтальная коллинеарность
- Вертикальная коллинеарность
- Центровка по видам несоосности
- Инструмент для центровки муфтовых соединений
- Пошаговая инструкция центровки пары электродвигатель-насос
- Процесс центровки пары мотор / насос часовым индикатором
- Последствия нарушения центровки валов
- О том, как центруют валы агрегатов анализатором часового типа
- КРАТКИЙ БРИФИНГ
- 📹 Видео
Видео:Как выставить соосность вала, и устранить эффект мягкой лапы.Скачать
Центровка валов агрегатов: практическое руководство
Главная страница » Центровка валов агрегатов: практическое руководство
Коллинеарность (соосность) валов считается идеальной, когда центры валов находятся на одной осевой линии. Соответственно несоосность показывает обратный результат. Отсюда логический вывод — центровка валов машин является обязательным действием, направленным на обеспечение качественной безопасной работы.
Видео:Как правильно сделать центровку валов | Соосность | ВыравниваниеСкачать
Стационарный и подвижный вал
Последствия нарушения коллинеарности выражаются следующими моментами:
- преждевременный выход из строя подшипников, сальников, муфтовых соединений;
- усиление осевой и радиальной вибрации;
- повышение температуры нагрева подшипниковых узлов и смазывающей жидкости;
- ослабление или поломка элементов крепежа к фундаменту.
Для центровки валов агрегатов удобно применять измерительные наборы, подобные серийным от фирмы Baltech
Когда проверяется, например, коллинеарность муфтового соединения насоса и электродвигателя, насосный вал определяется как стационарный, а вал электродвигателя как подвижный. Центровка соединения всегда производится, исходя из положения подвижного вала относительно стационарного.
Центр вращения стационарного вала
Центр вращения стационарного вала – это опорная линия с нулевыми координатами. В системе координат X-Y плюсовыми значениями являются перемещения вправо по горизонтали и вверх по вертикали.
Несоосность вычисляется путём определения положения центра подвижного вала в двух плоскостях, относительно положения центра оси стационарного вала (горизонтальная ось X и вертикальная Y).
Читайте также: Назначение маховика коленчатого вала двигателя
Горизонтальная коллинеарность
Состояние несоосности (вид сверху), которое корректируется перемещением электродвигателя в боковых направлениях по оси X – это горизонтальная центровка.
Электродвигатель перемещают вправо-влево, добиваясь, таким образом, соосности и параллельности в горизонтальной плоскости.
Вертикальная коллинеарность
Состояние несоосности (вид сбоку), которое корректируется перемещением электродвигателя вниз или вверх по оси Y – это вертикальная центровка.
Необходимую величину смещения получают путём установки под лапы мотора регулировочных пластин разных по толщине.
Центровка по видам несоосности
Параллельная несоосность – состояние, когда оси вращения валов расположены на одинаковом расстоянии одна от другой и по всей их длине.
Центровка в параллельной и угловой несоосности выполняется в соответствии с определёнными правилами и нормами. Применяется профессиональный инструмент
Угловая несоосность – состояние, когда оси вращения валов расположены на разных расстояниях одна от другой и по всей их длине.
Центровка соединения должна проводиться:
- после монтажа нового оборудования;
- после соединения оборудования с трубопроводами и арматурой;
- по завершении ремонтных работ;
- если при работе отмечается повышенный шум и вибрации;
- если температура подшипниковых узлов выше нормы.
Процедура центровки соединения валов агрегатов:
- Установить измерительное устройство.
- Проверить и скорректировать положение мягкой вставки.
- Вычислить значения несоосности.
- Выполнить качественную центровку валов.
- Составить отчёт о проделанной работе.
Инструмент для центровки муфтовых соединений
Существует целый ряд инструментов для центровки муфтовых соединений, начиная от простейших и завершая совершенными наборами.
Чем совершеннее и современнее набор измерительного инструмента, тем выше точность центровки
Самый простой и доступный набор содержит:
- штангенциркуль,
- линейку,
- пластинчатые щупы разной толщины.
Точность измерений этим набором невысока. Качество центровки обеспечивается не столько инструментом, сколько мастерством и опытом механика. Сама процедура центровки с помощью этих инструментов может занимать продолжительное время.
Цифровой анализатор центровки соединений – инструмент из серии наиболее совершенных приспособлений. Анализатор позволяет быстро и легко отцентрировать валы с высокой точностью.
Работу может выполнить любой человек, изучивший инструкцию по работе с цифровым анализатором. Однако стоимость цифрового измерителя очень высока и далеко не всем по карману.
Анализатор точности центровки валов часового типа позволяет достаточно точно провести измерения коллинеарности
Между тем есть экономичная альтернатива – ещё один вид измерительного анализатора, построенного на основе двух индикаторов часового типа. Один индикатор определяет отклонения по оси X, другой по оси Y. Удобный, эффективный, недорогой инструмент, помогающий быстро центровать, к примеру, муфтовое соединение между электродвигателем и насосом.
Пошаговая инструкция центровки пары электродвигатель-насос
- Проверить правильность установки рамы агрегата на фундаменте при помощи строительного уровня. Выполняется эта операция в продольном и поперечном направлениях.
- Если расстояние между анкерными болтами рамы превышает 800 мм, установить под раму дополнительные подкладки в центральной точке межанкерного расстояния. Подкладки должны плотно прилегать к раме и фундаменту.
- Ослабить болты крепления насоса и болты крепления подшипниковой опоры. Убедиться, что на подшипниковую опору не действуют какие-либо нагрузки.
- Затянуть крепёжные болты на основании насоса, оставив ослабленным крепёж подшипниковой опоры.
Читайте также: Дефектация гребного вала судна
На картинке несколько первых шагов, показывающих как выполняется центровка валов агрегатов
Дальнейший процесс центровки:
- Измерить величину зазора между муфтами электродвигателя и насоса. Эта величина не должна превышать значений 3-5 мм. В случае несоответствия, ослабить крепление электродвигателя и выставить мотор на место до получения указанных цифр. Получив результат, закрепить двигатель.
- Проверить свободный ход вращения, прокручивая валы агрегата вручную. Свободное вращение, без наличия заеданий – свидетельство корректного состояния устройств.
- Используя червячные хомуты, разместить на полумуфтах механизм центровки. Основная и ответная часть механизма устанавливаются с осевым зазором между ними в 2-3 мм. При вращении валов, они не должны соприкасаться.
- Закрепить к механизму центровки индикаторы часового типа и приступить к операции центровки валов электродвигателя / насоса.
Процесс центровки пары мотор / насос часовым индикатором
Индикаторами часового типа измеряют боковые зазоры (А) и угловые зазоры (В). Для этого приборы закрепляют на оснастке с таким расчётом, чтобы их наконечники упирались в тело полумуфт на валу двигателя и насоса. Также при установке приборов следует учесть удобство считывания показаний.
Индикаторы часового типа нужно установить так, чтобы без затруднений снимать показания
Упирают измерительные стержни индикаторов в тело полумуфт с выбегом в 2-3 мм по шкале. Затем вращением ободков приборов совмещают стрелки с нулевой отметкой. Начинают измерение в четырёх пространственных точках:
- Первыми измеряют зазоры А и В верхнего положения.
- Поворачивают валы на 90º в направлении рабочего вращения привода.
- Вновь измеряют зазоры А и В по среднему положению.
- Повторяют процедуру для двух оставшихся положений.
Последним контрольным замером – пятым по счёту, будет повторное измерение в начальной верхней точке. Полученные цифры замеров в 1 и 5 положениях должны совпадать.
Последствия нарушения центровки валов
Изменения параметров центровки валов (соосности), прежде всего, вызывают эффект вибрации. Влияние вибрации на муфту и на близко расположенные подшипники очевидно: детали подвергаются ускоренному износу.
Такими обещают быть последствия посредственного подхода к центровке валов агрегатов
На муфте изнашивается эластичная вставка, появляются дефекты подшипников мотора и насоса, торцевого уплотнения. Если же перекос осей значительный, в конечном итоге неизбежен срез вала.
О том, как центруют валы агрегатов анализатором часового типа
Практическое пособие на видеоролике по теме центровки валов машинных агрегатов посредством часовых индикаторов. На видео демонстрируется полная последовательность процедуры, показываются все тонкости центровки:
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Zetsila — публикации материалов, интересных и полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мультитематическая информация — СМИ .
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер📹 Видео
Уроки фрезерования или как проверить симметрию и соосностьСкачать
проверка вала на соосностьСкачать
Как проверить соосность выступа на деталиСкачать
Не соосностьСкачать
Разворот вала в центрах. Проверка соосностиСкачать
Основы центровки валовСкачать
100 2221 Проверка соосности валов.Скачать
ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: центровка валов насосных агрегатовСкачать
Как проводится обработка постели коленвалаСкачать
Центровка валов. Приборы для центровки валов. Для чего нужна центровка валов?Скачать
Выставить соосность при помощи проволоки? Показываем, как это сделать подручными средствами.Скачать
Прибор для выверки соосности валов SKF TKSA 11Скачать
Устройство выверки соосности валов УВВ-03Скачать
Приспособления для проверки соосности отверстийСкачать
Настройка соосности шкивов, звёздочек и других элементов приводаСкачать
BRP SPARK соосность двигателя/ Проверяем приводной вал на СпаркСкачать
Установка шкивов и проверка соосностиСкачать
Как проводится дефектовка коленчатых валовСкачать