В 2021-м году исполнилось 38 лет изобретению 1237778 «Кулачок привода клапана», положившему начало новой системе проектирования распредвалов.
Немного истории. После запуска ВАЗа, по мере увеличения количества бегающей по дорогам «классики», обнаружился стойкий дефект — износ распредвала. Неприятность прогрессировала и в 80-х годах ВАЗ производил в запчасти уже около 1,2 миллиона распредвалов в год (при выпуске автомобилей примерно 0,7 … 0,8 миллиона). Различные предприятия разрабатывали способы восстановления кулачков, на ремзаводах организовывали участки перешлифовки распредвалов, придумывались оригинальные системы смазки… ВАЗ экспериментировал и шел по пути изменения термообработки распредвала.
Но причина оказалась в геометрии кулачка. Итальянский конструктор (вспомним, что ВАЗ — детище ФИАТ), которому очевидно надо было увеличить «время-сечение» клапана, вставил на вершине кулачка цилиндрический участок. При работе, в паре «кулачок — рычаг привода клапана» это вызывало примерно такой же эффект, как если на скорости наехать на кирпич. (См. «За рулем», 1997-5. «Кулачки анфас и в профиль«.)
Когда причина стала ясна, возник вопрос, а каким вообще должен быть профиль кулачка, чтобы обеспечивать наиболее плавное протекание динамических процессов в механизме привода клапана.
Представим кулачок в виде графика подъема толкателя (см. кривую
S на рисунке). Ранее общепринятые методы проектирования профиля
Принципиально новым в проектировании кулачков по патенту 1237778 является задание профиля кулачка кривой производной 3-го или более высокого порядка, не имеющей «лишних» экстремумов — только необходимое их количество. На примере (см. рисунок) такой исходной кривой является 4-я производная (W), из которой последовательным интегрированием получаем закон подъема кулачка. Такое техническое решение определяет природную гладкость профилей кулачков DynaCAMS. Отметим кстати, что 3-я производная имеет название «пульс» и определяет скорость возрастания нагрузки в механизме. кулачков предполагали его задание кривой 2-й производной — ускорения (U), из которой последовательным интегрированием получали скорость подъема (T), а затем и собственно подъем толкателя.
При этом производные высших порядков вообще не рассматривались, а если их все таки графически изобразить, то на них проявятся «лишние» экстремумы или разрывы — математические признаки негладкости профиля кулачка.
Профиль кулачка задает динамические процессы в механизме привода клапана, соответственно математически гладкий кулачок определяет благоприятное их протекание. Даже технологически гладкий кулачок менее трудоемок и более точен в изготовлении. В результате кулачки DynaCAMS как правило менее шумные в работе и более долговечные.
На вид все кулачки гладкие и, спроектированные по различным методикам, трудно отличимы один от другого. Но достаточно показать эпюры кривизны профилей (см. рисунок), как характер кулачков со всеми его особенностями наглядно проявляется.
В 1983 году выпуск на ВАЗе распредвалов для «классики» 2101-1006015 во всем объеме был переведен на новый профиль кулачков. Позднее новый вид профиля кулачков был использован также для кулачков распредвалов для «Нивы», «Оки» и «Шеви-Нивы». Всего наверное ВАЗ выпустил за 22 года около 20 миллионов распредвалов, спроектированных по патенту 1237778. И мало кто помнит, что когда то каждый владелец «Жигулей» знал, что у его любимца есть такой распредвал и что он может неожиданно «кончиться».
Два десятилетия практического использования новой методики проектирования кулачков распредвалов показали ее универсальность. Она стала отточенным инструментом, позволяющим решать любые поставленные задачи оптимальным образом — вам нужен кулачок с заданным подъемом и фазой, удовлетворяющий заданным критериям, и вы получаете его. Вся доводка при этом состоит в отладке параметров газораспределения с целью достижения мощностных показателей двигателя, а динамически плавная работа привода клапана, как кинематического механизма, обеспечивается автоматически.
Кто производит распредвалы DynaCAMS.
В 1994 году в Уфе была образована фирма «МастерМотор», которая стала выпускать распредвалы для двигателя автомобиля «Москвич», так как на родном распредвале двигатель «звенел» и автомобиль с трудом трогался с места. Все, кто хотел, путем замены распредвала получали другой двигатель — столь значительны были изменения. Это позднее двигатели УЗАМ стали выпускаться с объемами 1,7 / 1,8 / 2,0 л. А сначала очень популярной была замена коленвала (1,6 л) и распредвала.
Постепенно «МастерМотор» освоил выпуск распредвалов для двигателей ВАЗ и ГАЗ. Проектирование распредвалов для их выпуска на «МастерМоторе» продолжалось до 2000 года.
В настоящее время лицензионный договор на выпуск распредвалов отозван разработчиком у «МастерМотора».
Читайте также: Компрессор для покраски авто своими руками что нужно
Фирма «ОКБ Двигатель» образована в Уфе в марте 2005 года ведущими специалистами «МастерМотора». На основе многолетнего накопленного опыта в течение 2005 года уже спроектировано и запущено в производство 36 распредвалов DynaCAMS для двигателей ВАЗ, ГАЗ и УЗАМ. Наше переспективное направление — выпуск распредвалов, спроектированных под RS-толкатели.
Торговая марка DynaCAMS принадлежит фирме «ОКБ Двигатель».
Видео:Фазы на распредвалах, какое перекрытие выставить? Что такое "фаза распредвала"?Скачать
Уфимский завод гибких валов
Уфимский завод гибких валов основан в 1941 г. на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной войны Московского завода «Металлорукав». Предприятие специализируется на производстве гибких валов и металлорукавных изделий, которых выпускает более 120 видов и типоразмеров для комплектации машиностроительных, приборостроительных, электромонтажных и коммунальных предприятий страны.
- Тип предприятия Заводы металлоконструкций и металлоизделий (Машиностроение и металлообработка)
«Завод ИнТех» занимаемся изготовлением и развитием металлических кассет для вентилируемых фасадов и их подсистемами в г. Уфе.
ООО «БашПромМеталл» — это производственно-строительная компания полного цикла.
ООО «Уфимкабель» производит радиочастотные кабели, монтажные кабели и провода, силовые кабели, контрольные кабели, кабели, провода и шнуры связи, автопровода, установочные и осветительные провода, геофизические кабели, плетенки металлические экранирующие и пр.
Основными видами деятельности ПАО «Одк-УМПО» являются разработка, опытное производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.
АО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» специализируется на разработке, производстве и ремонте продукции авиационного и космического назначения, нефтегазового направления, промышленно-бытовой техники (ТНП, электрический транспорт, измерительная техника, АСУ ТП).
Видео:РАСПРЕДВАЛЫ! ОСНОВНОЙ ТЮНИНГ АТМО МОТОРА.Скачать
Помирать нам рановато
УФИМСКИЕ МОТОРЫ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
УЗАМ — Уфимский завод автомобильных моторов. Испокон веков его двигателями комплектовали «москвичи» и ИЖи. Завод входит в Уфимское моторостроительное производственное объединение, созданное еще в 1925 году для постройки авиационных двигателей. Ныне ОАО «УМПО» — многопрофильная фирма. Здесь, кроме автомобильных, выпускают моторы для боевых самолетов, а еще узлы трансмиссий вертолетов, снегоходы «Рысь», водные мотоциклы, мотоблоки, мини-электростанции, центробежные насосы и другие, полезные в хозяйстве вещи.
Сегодня УЗАМ основной упор делает на развитие научно-технического центра. Создание своего НТЦ — не дань моде, а насущная необходимость. Раньше разработкой и модернизацией уфимских двигателей занимался АЗЛК, но уже более года, как калькодержателем (то есть хозяином) документации стал УЗАМ и соответственно его задачи расширились. Так и хочется сказать: «Пусть трепещут конкуренты», и не без оснований. Для исследовательских и доводочных работ приобретен уникальный по своим возможностям стенд австрийской фирмы AVL. У нее большой опыт в доводке двигателей, и объединение плодотворно сотрудничает с австрийцами уже несколько лет, модернизируя старые двигатели и совместно разрабатывая новые.
При всем при том УЗАМу по-прежнему нелегко: завод, рассчитанный на выпуск 400 тыс. двигателей в год, загружен едва на 20%. И все же с конвейеров сходят четыре модификации моторов (табл. 1). Все — только с карбюраторами и бензонасосами ДААЗ — результат «естественного отбора» поставщиков надежных комплектующих.
Завод помнит о своих приверженцах: двигатели, идущие в продажу, поставляют с паспортами, подтверждающими их параметры и качество. С марта 2001 года дилерская сеть предприятия увеличится вдвое, до 30 гарантийных пунктов, причем каждый из них, кроме сервисного обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта, может устанавливать двигатели на автомобили. Впервые в отечественной практике УЗАМ разработал 12 типов ремонтных наборов, с помощью которых можно не только отремонтировать двигатель в гаражных условиях, но и модернизировать его, увеличив рабочий объем до 1800 «кубиков». Не надо будет бегать по рынкам с микрометром в руках, выбирая иной раз из откровенного барахла необходимые запчасти. Комплектуя наборы, завод предусмотрел максимум возможных вариантов, гарантируя при этом надлежащее их качество. (Подробнее об этом мы еще расскажем.)
Читайте также: Поля допусков для валов таблица
В 2001 году УЗАМ планирует начать выпуск моторов (см. фото) с электронными системами управления распределенным впрыском топлива (СРВТ). Один из них модели 248 (AVL) — прямой конкурент французскому F3R, который стоит на «Святогоре». По литровой мощности он превосходит «месье», ценой — дешевле и отремонтировать его, если потребуется, можно, не покупая дорогих импортных запчастей. У двигателей УЗАМ меньшая степень сжатия, что снижает требования к октановому числу топлива. Для нашей глубинки это актуально.
Подготовленные к производству образцы впрысковых УЗАМов отвечают по токсичности требованиям Евро II, а в перспективе, при минимальной доработке — Евро III и IV. Комплектующие для систем впрыска — отечественные, кроме форсунок и датчиков массового расхода воздуха — с этим у нас по традиции нелады. Блок управления разработан в НАМИ, а выпускать его будет фирма АВТРОН в Чебоксарах. Форсунки и остальные датчики такие же, как и на впрысковой «Волге».
Впрысковые двигатели моделей 331 и 248 по конструкции принципиально не отличаются (если, конечно, не считать систему питания) от выпускаемых УЗАМом карбюраторных, но при доводке их были учтены предложения фирмы AVL. По ее же рекомендациям в 248-м (AVL) заново спроектирован газовоздушный тракт и на 2 мм увеличен диаметр поршневого пальца. Новый компактный масляный насос с внутренним зацеплением (расположен на переднем носке коленчатого вала) и уменьшенная помпа сделали двигатель короче на 51,5 мм. Теперь его можно ставить поперечно, а на «Москвиче-2141» — разместить перед ним радиатор и заодно рациональнее скомпоновать подкапотное пространство. Об этом давно мечтали конструкторы АЗЛК.
Совместно с AVL завод ведет работы по установке турбонаддува на двигатель 248 (AVL). На первом этапе это поднимет его мощность до 140 л. с., а на втором (благодаря применению новых материалов) — до 170 л. с. Какие же возможности были заложены в прародителя этого мотора, если он до сих пор не просто жив, но и способен прибавлять в мощности! Даже не верится, что такое возможно в нашем производстве, где традиционно расширяют допуски и упрощают технологию. А вот поди ж ты!
В недалекой перспективе — разработка нового семейства моторов рабочими объемами 1,7–2,3 л. Концепция их уже определена. К фамильным признакам можно отнести алюминиевый блок цилиндров с «заливными» чугунными гильзами, многоклапанные (12, 16) головки, гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи (никаких ремней — цепь надежнее, считают на УЗАМе). Новые двигатели появятся через два-три года. Ресурс их предположительно — не менее 200 тыс. км. Но это все перспектива, а что же с серийными моторами?
Семейство двигателей УЗАМ ведет свою родословную от 412-го мотора, разработанного еще в 60-х годах. За это время конструкция в чем-то менялась. Так, все двигатели комплектуют новой унифицированной головкой цилиндров с измененными газовыми каналами. Увеличен диаметр впускных клапанов. Благодаря иной прокладке головки блока (с измененными сечениями отверстий для прохода охлаждающей жидкости) температура по цилиндрам выравнялась. Сейчас внедряется специальный микропрофиль на юбках поршней, что улучшит условия смазки. А это еще больше повысит долговечность двигателей, хотя моторы УЗАМ даже при минимальном обслуживании ходят и по 150 тыс. км.
Читайте также: Линейный инверторный компрессор для холодильника что это
Качество — постоянная забота уфимцев. Все двигатели подвергаются горячей обкатке после сборки, периодически здесь проводят тесты на безотказность — 300 часов по специальной методике.
Многое уфимцы задумывали давно, но реализовать смогли только теперь, когда заводам стало дышать полегче. И все же. ИЖ и «Москвич», основные потребители продукции УЗАМа, много ему задолжали, тем не менее он надеется на их реанимацию. Руководство «Москвича» не раз заявляло, что хочет ориентировать производство на выпуск малых серий. Значит, и двигателей ему потребуется совсем немного. «ИЖавто» только начал возвращаться к жизни. Куда ж моторы девать? Может, самим взяться за производство автомобилей? Делают же они снегоходы со своими двигателями. Заполучить оборудование бывшего АЗЛК — и вперед! Возможно, под это найдутся инвесторы, которые помогут сначала возродить любимый многими, доступный по цене, удобный «сорок первый», а потом — создавать новые модели, на которых будут свои же новые двигатели. Почему не помечтать?
Видео:Злые Валы для Атмо и Турбо!Скачать
Информация неактуальна. Архив
Фирма «Мастер-Мотор» (Уфа) в конце 2004 г. прекратила свое существование. На данный момент (март 2005 ) есть сведения, что основной костяк фирмы сохранился и будет организована другая структура. Пока же из приведенных ниже таблиц актуальны только выделенные красным распредвалы «Динамика».
ВАЗ – Передний привод 2108 / 2109
Графики внешней скоростной характеристики распредвалов для двигателя 2108 .
Черный – стандартный 21083
Зеленый – распредвал ММ № 26
Красный – Распредвал ММ № 49
Выбирая для двигателя определенного объема распределительный вал с меньшими подъемами, в наибольшей степени реализуется положительный эффект в области низких частот вращения коленчатого вала. И наоборот, распределительный вал с большими подъемами кулачков позволяет повысить мощность на высоких частотах враще ния.
1 . Все распределительные валы полностью взаимозаменяемы с серийным распределительным валом.
2 . Установка распредвалов 80 / 26 / 49 / 52 не имеет каких либо особенностей и не требует применения регулируемого шкива.
3 . Подъемы клапанов в ВМТ используются для контроля угловой установки распредвалов на двигателе.
4 . Распредвал 55 для обеспечения взаимозаменяемости с серийным распредвалом поставляется в комплекте с подпятниками. Не требует применения регулируемого шкива. Изготовляется ОКБ Динамика.
Здесь приведены самые свежие сравнительные графики ВСХ распределительных валов ОКБ «Динамика» (взято с сайта – разработчика и производителя тюнинговых р/валов – http://www.dynacams.ru).
На левом рисунке – три ВСХ: серийного 2110 , 55 -го вала и вала RX 1 (с неплоскими толкателями). Производитель обещает прибавку на самом новом из «плоских» р/валов – № 55 – солидную прибавку к мощности в 17 л.с. и 20 л.с. на RX 1 . В обоих вариантах максимальная мощность достигается на меньших оборотах, а прибавка крутящего момента на RX 1 просто колоссальна – 2 кгм! Причем максимум крутящего момента смещается в сторону более низких оборотов. ВСХ валов RX 3 еще больше впечатляет – 131 л.с и 14 кгм.
На правом графике ВСХ инжекторных систем – сравнение стандартного двигателя 2110 с чип-тюнингом (бордовый график) и двигатель с новым р/валом ОКБ «Динамика» с настроенной под него программой управления. Данные графики взяты с сайта – изготовителя и разработчика этих р/валов.
ВАЗ – Передний привод 2112
ВАЗ 2111 – СПОРТ
1 . Точка перекрытия клапанов должна находится на ВМТ +- 2 град. по углу поворота коленчатого вала.
2 . Углы приведены по моменту касания кулачка и толкателя при номинальных зазорах.
3 . Распредвал 62 может устанавливаться с серийными толкателями и регулировочными шайбами. С серийными толкателями, клапанами и пружинами распредвал 62 рассчитан на работу до 9000 об/мин.
4 . Распредвалы М 1 , М 2 и М 3 должны примененяться в паре со специальными цельными толкателями с диаметром рабочей поверхности не менее 35 мм.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔍 Видео
разница распредвалов гбц ваз 16 клапанов 124, 126Скачать
разгон приора, валы уса 8.9Скачать
Внешнее сравнение распредвалов Гранта спорт и окб rs50/550Скачать
Мнение о распредвале ОКБ, и сравнение его с распредвалом Нуждин.Скачать
ВАЗ 2109 распредвалы ОКБ 52/52 .ресивер м-павер.обьём 1.6Скачать
РАЗЛИЧИЯ РАСПРЕДВАЛОВ 21213 И 21214. МИНИМАЛЬНЫЙ ТЮНИНГ ДЛЯ КАЖДОЙ НИВЫСкачать
Отличия распредвалов 2101,21213,21214Скачать
Сделай сам! Спортивный вал на классику ваз!Скачать
Приора: валы окб 52/52. выхлоп. accelerationСкачать
Москвич: ДВИГАТЕЛИ УЗАМ и их поршневые 412; 3313; 3318; 3317Скачать
ВАЗ 2106 1.7л Распредвал окб 118Скачать
КАКОЙ СПОРТ РАСПРЕДВАЛ ВЫБРАТЬ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬСкачать
Установка тюнинг распредвала. Выставление фаз газораспределения. Тюнинг жигулей.Скачать
Тюнинг распредвал на вазСкачать
холостой ход валы 10.3 325 ОКБ ДинамикаСкачать
Боевая классика вал окб 113 запил ГБЦ объем 1,5 форсы прога сток выхлоп 4-2-1 зимний дрифтСкачать
2110 - ВАЛЫ, РЕСИВЕР, СКОЛЬКО СИЛ? ДЕНФОРС НАСТРОЙКАСкачать