Что такое уфимский мотор

Что такое уфимский мотор

17 июля 1925 года началась история ОДК-Уфимского моторостроительного производственного объединения (ОДК-УМПО). Предприятие прошло огромный путь от изготовления дизельных комбайновых моторов до выпуска турбореактивных двигателей для авиации. Благодаря освоению сложнейших технологий и созданным работниками ОДК-УМПО уникальным двигателям поднялись в небо многие боевые самолеты, в том числе такие легенды, как МиГ-21, Су-27, Су-34 и многие другие.

Сегодня УМПО участвует практически во всех ключевых программах российского авиадвигателестроения. Предприятие является головным разработчиком и производителем двигателей для истребителей пятого поколения Су-57, работает по проекту ПД-14 для гражданского самолета МС-21, выпускает компоненты вертолетных двигателей типа ВК-2500 и наземные установки для газоэнергетической отрасли.

Видео:Какой был главный недостаток лучшего мотора СССР - УЗАМ-412?Скачать

Какой был главный недостаток лучшего мотора СССР - УЗАМ-412?

История уфимских моторов

95 лет назад на базе авторемонтных мастерских бывшего акционерного общества «Русский Рено» города Рыбинска был основан авиамоторный завод. Через два года новое предприятие заработало под номером 26. В 1928 году завод на Верхней Волге выпустил первые моторы для советской авиации. Например, рыбинские двигатели устанавливались на гигантский самолет АНТ-9, пролетевший 9000 км через всю Европу.

В 1931 году в 1400 км на восток от Рыбинска, в Уфе, было запущено строительство завода по производству моторов для комбайнов. В 1940 году уфимское предприятие передано в ведение Наркомата авиационной промышленности. С началом Великой Отечественной войны в Уфу эвакуируется рыбинский завод и другие производители авиамоторов. Все они объединяются под номером 26.

Благодаря самоотверженному труду моторостроителей за годы войны на заводе было выпущено более 51 тыс. авиамоторов, которые поднимали в небо самолеты Яковлева, Лавочкина, Петлякова и др. На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А был признан самым быстрым истребителем Второй мировой. А самым массовым мотором в период Великой Отечественной стал М105-ПФ. В Уфе их было произведено более 35 тыс. штук. За станками работали женщины и подростки. С 1942 по 1945 годы завод 23 раза завоевывал знамя Государственного Комитета Обороны, а в 1945 году был награжден орденом Красного Знамени. Так труд моторостроителей был приравнен к боевому подвигу.

Что такое уфимский мотор

После Великой Отечественной войны завод выпускает реактивные авиадвигатели, осваивает производство двигателей для ракет различного класса. Уфимские двигатели устанавливаются практически на все отечественные истребители. За 95 лет завод выпустил силовые установки для 170 модификаций самолетов. В их числе – самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25.

В 1978 году завод становится Уфимским моторостроительным производственным объединением. С начала 1980-х годов на УМПО выпускается один из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации − двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31Ф. Он устанавливается на истребители Су-27 и его модификации. Этот двигатель стал базовым для большого семейства и сегодня сохраняет потенциал для развития.

В настоящее время ОДК-УМПО входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха и является крупнейшим разработчиком и производителем авиадвигателей в России. В состав предприятия в качестве филиалов включены ОКБ им. А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод. ОДК-УМПО участвует в ряде масштабных проектов Корпорации – это выпуск двигателя для истребителя пятого поколения Су-57, деталей и узлов двигателя ПД-14 для гражданского авиалайнера МС-21, компонентов для вертолетной силовой установки ВК-2500 и создание новых газотурбинных приводов для газоэнергетики.

Читайте также: Мотор для suzuki sepia

Видео:УЗАМ 1.7 - Пожертвовал своей МАШИНОЙ!Скачать

УЗАМ 1.7 - Пожертвовал своей МАШИНОЙ!

«Изделие 30»: двигатель пятого поколения

Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателями уфимского производства АЛ-41Ф-1 в 2010 году. Двигатель является глубокой модернизацией бестселлера предприятия АЛ-31Ф. Его отличают полностью цифровое управление и плазменная система зажигания, а также возможность достижения истребителем сверхзвуковых скоростей без применения режима форсажа.

Что такое уфимский мотор
Двигатель АЛ-41Ф-1. Фото: ОДК

В ОКБ имени А. Люльки продолжаются работы над двигателем второго этапа для Су-57. Первый полет истребителя с новой силовой установкой под условным названием «изделие 30» состоялся 5 декабря 2017 года. Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны и может считаться силовой установкой пятого поколения. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих.

Видео:Почему в СССР мотор Москвича, считали самым надежным и сколько он реально служил?Скачать

Почему в СССР мотор Москвича, считали самым надежным и сколько он реально служил?

ПД-14: экономичный и экологичный

Уфимское предприятие занимается освоением производства деталей перспективного двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21. За УМПО по данной программе закреплено изготовление около 30% деталей и сборочных единиц.

ПД-14 – первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Он создается с использованием только отечественных деталей и материалов. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий, применяется около 20 новых российских материалов. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.

Что такое уфимский мотор
Двигатель ПД-14

ПД-14 должен стать базовым в семействе турбовентиляторных двигателей тягой от 9 до 18 т, включающим также промышленные энергоустановки. В 2018 году ПД-14 закончил сертификационные испытания и получил сертификат типа. В январе 2020 года на иркутский авиазавод поставлены первые двигатели ПД-14 для установки на МС-21. В настоящее время идет монтаж двигателей на лайнер для испытательных полетов.

Видео:5 главных достоинств и недостатков автомобиля "Москвич-2141"Скачать

5 главных достоинств и недостатков автомобиля "Москвич-2141"

ВК-2500: лучший для вертолетов

Еще одно ключевое направление в сегодняшней деятельности ОДК-УМПО – выпуск деталей для вертолетных двигателей ВК-2500, окончательную сборку которых осуществляет их разработчик – «ОДК‑Климов». Уфимское предприятие отвечает за производство около 32% комплектующих – это более 900 деталей и сборочных единиц для ВК-2500 и ВК-2500П (ПС). Для реализации программы в ОДК-УМПО в 2020 году введены в строй четыре современных производственно-технологических центра.

Что такое уфимский мотор
Двигатель ВК-2500ПС. Фото: ОДК

Двигатель ВК-2500 пришел на замену турбовальным ТВ3-117, ранее поставлявшимся с Украины. Новая модификация ВК-2500 имеет улучшенные технические характеристики. В частности, в нем применена современная система автоматического управления. Двигатели собираются полностью из российских комплектующих. Турбовальный ВК-2500П поднимает в небо новейшие российские боевые вертолеты Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, а его коммерческую версию ВК-2500ПС получают новые пассажирские вертолеты Ми-171А2.

Видео:Сделал мотор объемом 2,2 литра из полторашки УЗАМ. Москвич 412 ИЖ.Скачать

Сделал мотор объемом 2,2 литра из полторашки УЗАМ. Москвич 412 ИЖ.

АЛ-31СТ: с небес на землю

Производство ОДК-УМПО не ограничивается военными заказами и выпуском двигателей для авиации. Предприятие изготавливает ряд успешных конверсионных продуктов, в числе которых газотурбинные приводы, применяемые в газоэнергетической промышленности.

Двигатель АЛ-31СТ ведет свою родословную от авиационного АЛ-31Ф и также разработан специалистами ОКБ им. А. Люльки. Серийный выпуск организован в ОДК-УМПО. Двигатель используется в качестве привода газоперекачивающих станций. А его модификация АЛ-31СТЭ-18 задействована в приводах турбогенераторов газотурбинных энергетических установок.

Что такое уфимский мотор
Двигатель АЛ-31СТ. Фото: ОДК

Один привод АЛ-31СТ может перекачивать до 36 млн кубометров газа в сутки и обеспечивать топливом до 2,5 тыс. домов в год. Специалисты ОДК-УМПО продолжают работу над улучшением характеристик газотурбинных приводов.

Читайте также: Моторы газель змз 406

События, связанные с этим

Аддитивные технологии в промышленности: 3D-печать металлом

Видео:Какой Советский двигатель был лучше, у Москвича или ВАЗа?Скачать

Какой Советский двигатель был лучше, у Москвича или ВАЗа?

Уфимские моторы: испытание временем

Что такое уфимский мотор

Редкое предприятие может отличиться почти вековым производством без остановок. Даже в суровые военные годы уфимские моторостроители не только не приостанавливали работу, но и ставили рекорды: за годы войны завод выпустил более 51 тысячи авиамоторов.

На протяжении десятилетий предприятие удерживает намеченную высоту. Сегодня «ОДК-УМПО» входит в число крупнейших технологических компаний России. Здесь производят известные во всем мире двигатели для боевой авиации, в том числе для Су-35. Предприятие участвует в целом ряде ключевых проектов российского двигателестроения: от создания ПД-14 для лайнера МС-21 до вертолетных двигателей ВК-2500, производство которых налажено по программе импортозамещения.

Видео:Москвич 412 с мотором 2,2 литра (ответы на вопросы)Скачать

Москвич 412 с мотором 2,2 литра (ответы на вопросы)

Приближая Победу

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) было создано в 1978 году на базе Уфимского моторостроительного завода. В 2017 году в составе Объединенной двигателестроительной корпорации объединение переименовано в «ОДК-УМПО».

Но история предприятия началась гораздо раньше. Датой рождения предприятия считается 17 июля 1925 года. В этот день было принято решение построить на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске завод по производству авиационных моторов. В 1928 году новое предприятие было введено в строй под номером 26.

В Уфе примерно в это же время появился завод комбайновых моторов. Именно сюда в начале войны был эвакуирован Рыбинский моторный и еще ряд заводов из Москвы и Ленинграда. Все они были объединены в одно предприятие, которое получило номер головного – 26.

Что такое уфимский мотор

Несмотря на трудности военного времени, с 1 января 1942 года завод в Уфе начал выпуск авиамоторов. Производство налаживали одновременно на нескольких площадках. Главной стала территория бывшего завода комбайновых моторов, а второй – пустое поле в пяти километрах от комбайнового завода. Часть оборудования устанавливали прямо в поле и спешно возводили стены для новых цехов. В музее УМПО сохранились воспоминания рабочих тех лет: «В цехах – ад кромешный: крыша наполовину разворочена. Там в темноте ветер воет, как на пустыре, а рабочие железными листами дыру закрывают. В одном углу лампешка чадит, там рабочий стоит у станка в шубе».

На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой. А самым массовым мотором в период Великой Отечественной стал М105-Пф. В Уфе их было произведено более 35 тысяч штук. Авиадвигатель типа М-105, разработанный ОКБ Рыбинского завода под руководством Владимира Климова, признан настоящим чудом конструкторской мысли. Особенностью мотора была 20-миллиметровая пушка, которая входила в компоновку двигателя. Пушку устанавливали в полом валу редуктора, поэтому стрельба из нее не зависела от режима мотора и винта.

Всего за годы Великой Отечественной войны завод в Уфе выпустил более 51 тысячи моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкции Яковлева, Лавочкина, Петлякова и других.

Видео:На самом ли деле на 412-м Москвиче стоял двигатель от BMW?Скачать

На самом ли деле на 412-м Москвиче стоял двигатель от BMW?

Реактивный взлет

После войны завод продолжал укреплять оборону государства, создавая новые реактивные авиадвигатели, а с конца 1950-х годов осваивая и выпуск двигателей для ракет различного класса. В 1961 году для ВМФ начат выпуск турбореактивных двигателей КР-7-300 для крылатых ракет. Более 25 моделей и модификаций жидкостных ракетных двигателей из Уфы устанавливались на отечественных зенитных управляемых ракетах класса «земля-воздух», морских ракетах класса «вода-вода», ракетах «воздух-земля», сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.

Читайте также: Можно ли поставить мотор без документов

Что такое уфимский мотор

Основным направлением деятельности уфимского завода всегда оставалось производство и техническое сопровождение двигателей для боевых самолетов. Почти все основные модели отечественных истребителей поднимают в небо уфимские двигатели. Всего же за 90 с лишним лет на предприятии производились двигатели для 170 типов и модификаций самолетов. Среди них – один из самых массовых истребителей мира МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. Двигатели Р-95Ш и Р195 для штурмовиков Су-25 признаны самыми надежными в своем классе: их наработка на отказ в 5-10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.

С 1981 года на УМПО выпускается, пожалуй, один из бестселлеров XX века – двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31Ф для самолетов семейства Су-27 . Два года назад УМПО освоило производство модификации этих двигателей для корабельных истребителей Су-33. УМПО также является серийным изготовителем АЛ-31ФП. Дальнейшим развитием этой силовой установки стал двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф-1С.

Двигатель АЛ-31Ф послужил основой еще для одного прорывного проекта – газотурбинного привода для газоперекачивающих агрегатов АЛ-31СТ, который сегодня успешно эксплуатируется на объектах «Газпрома».

Что такое уфимский мотор

Видео:Сборка Мотора Москвич 2141 (М412)Скачать

Сборка Мотора Москвич 2141 (М412)

Двигатели прогресса

Сегодня УМПО участвует практически во всех ключевых программах российского авиадвигателестроения. Предприятие является головным разработчиком и производителем двигателей для истребителей пятого поколения Су-57, работает по проекту ПД-14 для гражданского самолета МС-21 и вертолетных двигателей типа ВК-2500.

Что такое уфимский мотор

Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателями уфимского производства в 2010 году. Через год УМПО стало головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В результате у компании появились филиалы: Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод.

УМПО занимается освоением производства деталей перспективного двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21: за уфимским предприятием по данной программе закреплено изготовление около трети деталей и сборочных единиц. ПД-14 должен стать базовым в семействе турбовентиляторных двигателей тягой от 9 до 18 тонн, включающего также промышленные энергоустановки. В прошлом году ПД-14 закончил сертификационные испытания и получил сертификат типа .

Что такое уфимский мотор

Еще одно ключевое направление в сегодняшней деятельности УМПО – выпуск деталей для вертолетных двигателей ВК-2500 , окончательную сборку которых осуществляет их разработчик – «ОДК‑Климов». Уфимское предприятие отвечает за производство более 900 деталей и сборочных единиц для ВК-2500 и ВК-2500П (ПС).

Двигатель ВК-2500 пришел на замену турбовальных ТВ3-117, ранее поставлявшихся с Украины. Новая модификация ВК-2500 имеет улучшенные технические характеристики. В частности, в нем применена современная система автоматического управления. Турбовальный ВК-2500П поднимает в небо новейшие российские боевые вертолеты Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, а его коммерческую версию ВК-2500ПС получают новые пассажирские вертолеты Ми-171А2.

События, связанные с этим

Павел Сухой: опережая время

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна


📺 Видео

Уфа советская. Начало строительства Уфимского завода комбайновых моторов (1931)Скачать

Уфа советская. Начало строительства Уфимского завода комбайновых моторов (1931)

ВСЕ НЮАНСЫ при замене двигателя УЗАМ и ОКПП на ВАЗ 1,6 / ИЖ ОДА (2717) - #miss_splСкачать

ВСЕ НЮАНСЫ при замене двигателя УЗАМ и ОКПП на ВАЗ 1,6 / ИЖ ОДА (2717) - #miss_spl

Москвич: ДВИГАТЕЛИ УЗАМ и их поршневые 412; 3313; 3318; 3317Скачать

Москвич: ДВИГАТЕЛИ УЗАМ и их поршневые 412; 3313; 3318; 3317

Работа двигателя УФАСкачать

Работа двигателя УФА

Работа двигателя (УФА-1,5л) Москвича-2141 после 5-ти лет простоя.Скачать

Работа двигателя (УФА-1,5л)  Москвича-2141 после 5-ти лет простоя.

Мотор УЗАМ различие двигателейСкачать

Мотор УЗАМ различие двигателей

Турбина на Москвич 412 с родным мотором, сравниваем разгон с BMW E39 3.0 Turbo to russian carsСкачать

Турбина на Москвич 412 с родным мотором, сравниваем разгон с BMW E39 3.0 Turbo to russian cars

Двигатель Москвич 412 новый Уфа 1.5Скачать

Двигатель Москвич 412 новый Уфа 1.5

Как полиция останавливает мотоциклы в УфеСкачать

Как полиция останавливает мотоциклы в Уфе

Троит двигатель Москвич 2140.Устранение первостепенных причин! 👌Скачать

Троит двигатель Москвич 2140.Устранение первостепенных причин! 👌

Москвич 412 и его болячкиСкачать

Москвич 412 и его болячки
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток