Если вы тоже задавали себе этот вопрос, то давайте изучим различные типы компрессоров и разберемся, когда лучше всего использовать каждый из них при сведении. В этой статье мы оценим несколько типов: VCA, FET, Optical, Variable-Mu и цифровые компрессоры.
Компрессия чрезвычайно важна при создании и продюсировании музыки, как для управления динамикой, так и для окраски звука. Поскольку существует так много разных типов компрессоров, возникают проблемы с тем, какой из них выбрать для конкретной ситуации. Цель этой статьи — дать вам определенную информацию о компрессорах и рассказать о том, как они обычно используются.
Когда вы понимаете сильные и слабые стороны разных типов компрессоров, гораздо легче узнать, какой из них выбрать в конкретной ситуации. Предлагаемые здесь решения — это рекомендации, основанные на наиболее типичных вариантах использования, но не непреложные правила.
Давайте начнем с основных типов аналоговых компрессоров. Поскольку существует так много плагинов — цифровых эмуляций характеристик классических представителей таких типов, полезно знать немного о том, как они работают, каковы их сильные и слабые стороны и как они отличаются друг от друга.
- VCA-компрессор
- FET-компрессор
- Оптический компрессор (Opto)
- Variable-Mu компрессор
- Неэмулирующие цифровые компрессоры
- Многополосные компрессоры
- Подводя итоги
- Хотите добиться фирменного звучания ваших композиций?
- Как это работает: компрессор. Начало
- Что и зачем
- Принцип работы компрессора
- Виды компрессоров
- Оптические компрессоры
- Ламповые компрессоры
- Компрессоры на базе полевых транзисторов
- 🎥 Видео
Видео:КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТИПЫ КОМПРЕССОРОВ? OPTO, MU, FET, VCAСкачать
VCA-компрессор
VCA — аббревиатура от «voltage-controlled amplifier», т.е. усилителя, управляемого напряжением, который является основным компонентом схемы для этого типа компрессора. VCA реагирует на пики, которые превышают установленный пользователем порог. VCA-компрессоры известны тем, что имеют быстрый отклик и, следовательно, являются хорошим выбором для работы с пиками, ритмической составляющей или транзиентами.
Многие VCA-компрессоры позволяют точно управлять широким диапазоном параметров сжатия, включая threshold (порог), ratio (степень компрессии), attack (время атаки — время срабатывания) и release (время восстановления), makeup gain (восстановление потерянной громкости) и иногда колено (knee). Возможность управлять столькими параметрами делает VCA-компрессоры достаточно универсальными. В зависимости от настройки, VCA может быть прозрачным (транспарентным) или нет в отношении исходных тональных и гармонических характеристик.
Для транспарентности важно не выставлять атаку слишком короткой, иначе скомпрессируются транзиенты, и звук будет казаться более сдавленным. Если установить слишком низкий трешхолд и большую степень сжатия, вы скомпрессируете не только пики, что приведет к перекомпресии. Кроме того, при слишком агрессивной компрессии могут возникнуть серьезные искажения.
Среди наиболее известных VCA-компрессоров — API 2500, который может использоваться в качестве компрессора шины или отдельных каналов, компрессоры шины, встроенные в консоли SSL, и dbx 160. Последний долгое время используется для, в том числе, компрессии барабанов, добавляя свой собственный уникальный характер к транзиентам ударных.
Подходит для:
- Компрессии барабанов, перкусии и др.
- Добавления панча (“удара”)
- Транспарентного сглаживания пиков — например, ограничения динамического диапазона вокала без подавления транзиентов
- Компрессии на шине — как мастер-шины, так и подгрупп
- Практически любого сценария компрессии благодаря своей универсальности
Не лучший вариант для:
- Добавления “тепла” или окраски звука
Видео:Лучшие плагины для компрессоров VCA и настройки перехода на 2busСкачать
FET-компрессор
FET-компрессоры построены на полевых транзисторах, эмулирующих поведение ламповых схем. FET предлагают еще более короткое время реакции, чем VCA. Многие компрессоры этого типа не дают возможности управлять трешхолдом. Степень компрессии определяется комбинацией амплитуды входного сигнала и установленным на входе уровнем. Чем громче вход, тем больше сигнал сжимается.
FET-компрессор — не ваш выбор, если вам нужно транспарентное контролируемое усиление. Он придает отличительный характер звучанию исходного материала. Вероятно, самым известным компрессором FET является Urei 1176, который слышен на тысячах классических альбомов и предлагает агрессивное, быстрое сжатие, которое отлично подходит для вокала, ударных, гитар и т.д.
Подходит для:
- Добавления агрессивности и энергичности вокалу, ударным, басу, гитарам и т.д. — от небольшой вибрации до тяжелого кача.
- Некоторого лимитирования благодаря быстрой атаке.
- Параллельной компрессии: способность FET к агрессивной компресии полезна, когда вы подмешиваете динамически обработанный сигнал к исходному.
Не лучший вариант для:
Читайте также: Ремонт муфты компрессора кондиционера фольксваген поло седан
Видео:Правильный ли компрессор вы используете?Скачать
Оптический компрессор (Opto)
Компрессоры обычно разделяют входной сигнал на две части: одна отправляется через схему обнаружения, которая определяет, как будет действовать компрессор, а другая — это звук, который пропускается через компрессор и отправляется на выход. В оптическом компрессоре цепь обнаружения уникальна: аудио сигнал превращается в свет, который запускает электрооптический датчик, который регулирует величину усиления. Opto работает плавно и прозрачно. В отличие от других типов компрессоров, аппаратные оптические имеют фиксированную степень сжатия, как правило, 3:1.
Вероятно, самым известным оптическим компрессором всех времен является Teletronix LA-2A. Технически названный «выравнивающим усилителем» (levelling amplifier, отсюда «LA» в названии) он сочетал в себе как электрооптические схемы, так и ламповый усилитель для плавной и приятной компрессии, что было особенно полезно на вокальных дорожках.
Подходит для:
- Транспарентной компрессии.
- Добавления “тепла” и “блеска” вокалу, гитаре, басу и др.
- Усилению вибрато на вокальных треках.
Не лучший вариант для:
- Контроля агрессивных транзиентов
- Агрессивной компрессии
Видео:FG-Dynamics от slate digital. Очень крутой VCA Компрессор.Скачать
Variable-Mu компрессор
Компрессор основан на ламповых схемах, которые обеспечивают плавное сжатие с приданием характерной приятной окраски. Это не супер-быстродействующий компрессор, поэтому он не так хорош для работы с транзиентами, но он добавляет теплоту и глубину практически всему; вы можете добиться приятного звучания агрессивной компрессии, если вы выставите входной уровень и трешхолд на максимальные значения значения.
Самые легендарные аппаратные версии variable-mu-компрессора — Limchild 670 Tube Limiter (которая также появилась в монофонической версии Fairchild 660) и Manley Variable Mu.
Подходит для:
- Придания “тепла”, окраски и “полноты” звуку.
- Параллельной компрессии.
- “Склеивания” микса на мастер-шине.
- Лимитирования при мастеринге.
Не лучший вариант для:
- Точной работы с атакой и релизом
- Контроля агрессивных транзиентов
Видео:The Magic of the VCA Compressor by SoftubeСкачать
Неэмулирующие цифровые компрессоры
В то время как пользуются популярностью цифровые эмуляции аналоговых компрессоров, на рынке имеется множество плагинов-компрессоров, которые не предназначены для моделирования звука и поведения конкретных винтажных аппаратов и обладают точностью и универсальностью цифровых технологий.
Достоинства:
- Универсальность.
- Дополнительные функции, невозможные на аналоговых приборах.
- Всесторонний и точный контроль.
Не лучший вариант для:
- Придания характера, эмуляции работы конкретных аналоговых компрессоров.
Видео:Используйте компрессоры как профессионалСкачать
Многополосные компрессоры
Многополосные компрессоры, позволяющие сосредоточиться на нескольких определяемых пользователем частотных диапазонах, чаще всего используются на мастер-шине и при мастеринге, но также могут быть весьма полезными в контексте сведения. Они немного сложнее в использовании, потому что вы должны установить точки кроссовера для определения частотных зон и самостоятельно настраивать параметры компрессии для каждой из них. Они могут быть полезны для многих задач, которые не способны решить однополосные компрессоры.
Предоставляя возможность регулировать параметры компрессии для конкретных частотных диапазонов, многополосные компрессоры могут не только контролировать динамику, но и использоваться для частотной манипуляции.
К примеру, это позволяет легко убрать низкочастотный гул на акустической гитаре, контрабасе или виолончели, не «истончая» при этом верха, и не включая в цепочку обработки отдельного компрессора с сайдчейном для этого.
При записи вокала компрессия по верхним частотам позволяет избавиться от излишней резкости и «визглявости» вокала, по нижним частотам — сделать тембр голоса более богатым и объемным. Благодаря коррекции средних частот легко балансировать между «жесткостью» и «мягкостью» вокала, а также «приручать» шипящие.
При мастеринге применение трехполосного компрессора позволяет справиться с проблемным миксом, «вытянуть» отдельные инструменты, сделать микс ярче, добавив ему «воздушности», сделать более насыщенным низкочастотный диапазон без артефактов в других частях спектра.
Подходит для:
- Компрессии конкретных частотных полос.
- Мастеринга.
- Сглаживании, придании большей стабильности в случаях, когда в зависимости от громкости и мягкости звука может менять тембр (например, вокал).
- Уменьшения влияния проблемных частотных зон в миксе
Не имеет смысла:
- Использование для простых задач, с которыми так же справится однополосный эквалайзер
Читайте также: Периодичность технического обслуживания компрессора гдз
Видео:Choosing the Right Compressor: VCA, Opto, Vari-Mu or FET?Скачать
Подводя итоги
Как вы видели, на рынке существует довольно много типов компрессоров. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, которые, когда вы с ними знакомы, облегчают выбор наиболее подходящего в любой ситуации. Часто сразу несколько типов компрессоров могут успешно выполнить задание, и ваше решение уже более конкретно будет зависеть от вашей музыки и ваших предпочтений.
Полезно экспериментировать с различными компрессорами на разных материалах, чтобы самому прочувствовать и проанализировать, как каждый из них звучит и ведет себя. Чем скорее вы поймете, что могут сделать различные типы компрессоров, тем проще вы сможете подбирать тот, который лучше всего подходит для вашего трека.
Mike Levine
Видео:Softube VCA Compressor Plugin ReviewСкачать
Хотите добиться фирменного звучания ваших композиций?
Присоединяйтесь к курсу «Осознанное сведение» и всего за 6 недель на практике в студии (СПб), вы изучите все этапы сведения и мастеринга, реализуете свой курсовой проект под руководством опытного наставника и сформируете понятный алгоритм действий по достижению желаемой звуковой картины.
Видео:VCA Compressor by Softube (No Talking)Скачать
Как это работает:
компрессор. Начало
Видео:Правильные компрессоры для правильных целейСкачать
Что и зачем
Компрессор — это «железное» устройство или компьютерная программа, используемая для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иначе говоря, компрессор повышает уровень тихих звуков и уменьшает уровень громких звуков.
Компрессор — один из самых используемых устройств в звукозаписи, и в то же время один из самых сложных в использовании. Сложность эта связана, в первую очередь, с непростой физикой процесса компрессии, что влечет за собой обилие настроек, в которых весьма непросто разобраться несведущему человеку, к тому же результат работы компрессора зачастую очень незаметен (хоть и очень важен).
Итак, зачем вообще нужна компрессия?
В первую очередь, для «уплотнения» звука, придания звуку яркости, компрессором можно «раскачать» трек, сделать заметными нюансы игры на инструменте (например, слэп на басу), либо наоборот, убрать ненужные звуки (щелчки струн у гитары при игре медиатором). В общем, полезная штука. Однако, неумелым использованием компрессора проще простого убить динамику трека, сделать его слишком плоским, ровным и неинтересным.
Вообще, эта тема очень обширна, одной статьей тут не обойтись, поэтому в первой части я расскажу об основах компрессии и различных типах компрессоров, а во второй части расскажу подробно о настройке компрессора и различных полезных приемах.
Видео:VCA bus compressor by Side-b Studio - 2016 new versionСкачать
Принцип работы компрессора
Можно выделить два типа компрессии. Понижающая компрессия уменьшает уровень громких звуков, которые находятся выше определённого порога, а звуки, находящиеся ниже этого порога, остаются неизменными. Повышающая компрессия, наоборот, увеличивает громкость звуков, находящихся ниже определённого порога, в то время как звуки, превышающие этот порог, остаются неизменными. Эти действия уменьшают разницу между тихими и громкими звуками, сужая динамический диапазон.
Зачастую в программных компрессорах используется графический способ представления информации о компрессии, как на рисунке:
Компрессор уменьшает уровень звукового сигнала, если его амплитуда превышает определенный порог (Threshold, глубина компрессии, на рисунке сине-зеленая линия). Сила подавления определяется соотношением (Ratio, на следующем рисунке показаны различные соотношения): соотношение 4:1 означает, что если уровень входного сигнала превышает порог на 4 дБ, то уровень выходного сигнала будет 1 дБ.
Еще одним важным параметром является жесткое или мягкое колено (Knee). Колено управляет изгибом компрессии на пороговом значении, оно может быть острым или округлым. Мягкое колено медленно увеличивает соотношение сжатия, и в конечном итоге достигает заданного сжатия. Мягкое колено уменьшает заметность перехода от несжатого сигнала к сжатому, особенно для более высокого соотношения Ratio, где переход более заметен. При жёстком колене компрессия начинается и прекращается резко, что делает её более заметной.
Ну и, наконец, есть два важных параметра, атака (Attack) и восстановление (Release). Атака определяет время, за которое компрессор снижает уровень громкости до заданного уровня, а восстановление — время, за которое компрессор возвращает сигнал к исходному, необработанному состоянию.
Читайте также: Ремонт компрессора кондиционера тойота королла е150
Для управления компрессией используются две схемы, так называемые Feed-forward и Feedback. В схеме Feed-forward сигнал, входящий в компрессор разделяется, одна копия направляется в усилитель с регулируемым усилением, а другая по боковой цепи (Sidechain, сайдчейн), где цепь контролирует уровень сигнала блока усилителя, применяя необходимое понижение уровня усиления. В схеме Feedback, которую использовали раньше, сигнал делится уже после прохождения усилителя.
Видео:Trickfish VCA Compressor DemoСкачать
Виды компрессоров
Компрессоры бывают как аналоговые, так и цифровые. Начнем с аналоговых.
Видео:RetrogradeFX Underthruster VCA CompressorСкачать
Оптические компрессоры
В управляющей (контролирующей) цепи оптического компрессора находится специальный оптико-электрический элемент; он состоит из источника света (люминесцентная панель или светодиод), который облучает фоторезистор. Таким образом, чем выше уровень сигнала, тем больше света излучает источник света на резистор, который, в свою очередь, оказывает влияние на усиление компрессии сигнала. Так как фоторезистор обладает инерционностью, он достаточно медленно реагирует на изменение интенсивности света. По этой причине, оптические компрессоры обладают высоким временем восстановления сигнала.
Старые модели оптических компрессоров оснащены только двумя ручками — gain reduction (ослабление сигнала) и gain (усиление). Повышая величину ослабления сигнала, вы посылаете большую часть сигнала на оптический элемент, понижая тем самым пороговое значение и повышая компрессию. Ручка gain управляет выходным уровнем сигнала и восстанавливает усиление (make-up gain).
Характеристики оптических компрессоров имеют «мягкое» колено, что также связано со свойствами оптического элемента. Благодаря этому, компрессоры на оптико-электрических элементах обладают натурально-звучащей атакой и восстановлением. Недостатком же оптических компрессоров считается их «медлительность» — по своей природе они недостаточно отзывчивы, чтобы отреагировать на пиковые значения. Поэтому, лучше всего оптические компрессоры подходят для вокала, бас гитары и электрогитары. Несколько хороших железок:
Joemeek C2 — оптический стерео-компрессор, хоть и собран на транзисторах, но имеет кучу хороших отзывов о теплом и сочном звуке. Из минусов — зеленый цвет.
Teletronix LA-2A Leveling Amplifier — одноканальный оптический компрессор. Отличный вариант для компрессии вокала, к тому же хорошо звучит на бас-гитаре, бочке, и малом барабане.
Millenia TCL-2 Twincom — двухканальный прибор, с переключаемыми ламповым и транзисторным звуковыми трактами, тоже в большей степени вокальный компрессор.
Видео:GAP Comp-54 MK2 - студийный VCA компрессорСкачать
Ламповые компрессоры
В качестве управляющих элементов первые компрессоры использовали вакуумные лампы, чаще всего триоды или пентоды. У ламповых компрессоров (Variable-Mu compressor) отсутствует регулятор глубины компрессии. Хотя у ламповых компрессоров атака и восстановление быстрее, чем у оптических, тем не менее, они не настолько «быстры», как компрессоры на базе VCA (Voltage Control Amplifier — Усилитель, Управляемый Напряжением). Именно поэтому приборы на лампах менее эффективны при подавлении переходных пиковых значений, нежели VCA-компрессоры. Также, ламповые компрессоры обладают меньшим коэффициентом ослабления усиления, так как у используемой в них лампы наименьший динамический диапазон из всех управляющих элементов, применяемых в различных компрессорах.
На рынке ламповых компрессоров наиболее известны два небольших предприятия, которые выпускают компрессоры в основном на заказ — Manley Labs и Pendulum Audio. Вот симпатичная железка от Manley Labs:
А вот Pendulum Audio, видимо, уже перешли исключительно на оптические компрессоры, на сайте у них больше нет ламповых компрессоров.
Видео:Компрессия звука на все случаи. Какой компрессор использовать | Сведение Битов от Harv3y BeatsСкачать
Компрессоры на базе полевых транзисторов
Как ясно из названия, в качестве управляющего элемента такие компрессоры используют полевой транзистор. У такой конструкции есть свои плюсы и минусы. Из плюсов — атака у полевого транзистора гораздо более быстрая, чем у оптических компрессоров, и даже быстрее многих VCA-приборов. Из минусов — у полевого транзистора достаточно ограниченный динамический диапазон, поэтому при высоких уровнях сигнала компрессоры на полевых транзисторах зачастую искажают звук.
Что интересного из железок? Есть два компрессора от компании Crane Song: Trakker и двухканальный STC-8
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
Обзор The Compressor Collection от SoftubeСкачать
⬜️ #44 | Softube VCA Compressor [NO TALK, JUST LISTEN] - #Softube #VCAcompressorСкачать
FREE PLUGIN ALERT 🚨 Softube VCA Compressor (based on the Classic dbx 160)Скачать
How Do I Pick The Right Compressor? [FET, VCA, Opto, Vari-Mu]Скачать
The PROBLEM with the Softube VCA CompressorСкачать