Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей. На рис. 1 приведены типовые конструкции валов одноступенчатых редукторов: а – быстроходный – цилиндрического; б – быстроходный – конического; в – тихоходный (l3 * — в коническом редукторе).
Проектный расчёт ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: её диаметр d и длину l.
Расчет ведется по формуле:
где T – вращающий момент, н·мм.
Рассчитанное значение d должно соответствовать диаметру самого тонкого участка вала (на рис.1 это размер d1). Полученное значение d необходимо увеличить на 5-7% в случае размещения на этом участке вала шпоночного или прессового соединения. Следует помнить, что диаметр вала d должен быть округлен в большую сторону до стандартного значения.
После этого разрабатывается конструкция вала, обеспечивающая технологичность изготовления и сборки.
Размеры концевого участка вала d1 и l1 определяют по ГОСТ 12080-66 или ГОСТ 12081-72 (цилиндрический или конический конец вала соответственно). Рекомендуется принимать исполнение 1 (длинный конец вала).
Диаметры последующих участков определяют с учетом высоты заплечика t на каждом участке вала. Величина t должна быть достаточной для создания надежного упора, но не чрезмерной, так как это ведет к неоправданному увеличению массы вала. Длины участков вала определяются по прорисовке, в зависимости от размеров размещенных на валу деталей.
Значения высоты t заплечика (буртика) и f величины фаски ступицы колеса и координаты фаски rmax подшипника можно определить в зависимости от диаметра ступени d по следующей таблице:
d | 17. 24 | 25. 30 | 32. 40 | 42. 50 | 52. 60 | 62. 70 | 71. 85 |
t | 3,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,6 | 5,6 | |
rmax | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 |
f | 1.2 | 1.6 | 2,5 |
Диаметры d2 и d4 под подшипник округлить до ближайшего стандартного диаметра внутреннего кольца подшипника dп.
Диаметры ступеней (кроме d2 и d4) округлить до ближайшего стандартного значения из ряда Ra40 (ГОСТ 6636-39).
Проектный расчет валов
Основными критериями работоспособности проектируемых редукторных валов являются прочность и выносливость. Они испытывают сложную деформацию – совместное действие кручения, изгиба и растяжения (сжатия). Но так как напряжения в валах от растяжения небольшие в сравнении с напряжениями от кручения и изгиба, то их обычно не учитывают. Расчет редукторных валов производится в два этапа: 1-й – проектный (приближенный) расчет валов на чистое кручение; 2-й – проверочный (уточненный) расчет валов на прочность по напряжениям изгиба и кручения, мы будем его проводить следующим расчетом.
В проектируемых редукторах рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала.
Выбор допускаемых напряжений на кручение
Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т. е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение применяют заниженными: [τ]кр = 10. 20 Н/мм 2 . При этом меньшие значения [τ]кр – для быстроходных валов, большие [τ]кр – для тихоходных.
Определение геометрических параметров ступеней валов
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей, ниже показаны типовые конструкции валов цилиндрического редуктора. Хвостовики входного и выходного валов выполняют цилиндрическими и коническими. Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: ее диаметр d и длину l (см. табл. 15).
Типовые конструкции валов цилиндрического редуктора:
Читайте также: 530625 крестовина рулевого вала lanos gm
а) – быстроходного; б) – тихоходного.
В зависимости от размера рассчитанных диаметров шестерни и диаметра ступени под шестерню конструкция быстроходного вала-шестерни цилиндрической будет различной как показано ниже на рис а – г.
Видео:Опоры валов и осей: подшипники скольженияСкачать
В нашем случае с открытой передачей под шкив d1 следует округлить до ближайшего ряда стандартных чисел, (см. табл.17).
Принимаем d1 = 40 мм. Длина I ступени определяется:
Длину l1 округляем также как и диаметр d1. Принимаем l1 = 52 мм.
II – ступень рассчитывается под уплотнение крышки с отверстием и подшипник.
где t = 2,5 мм – высота буртика, таблица 15, примечание 1.
Диаметр d2 под подшипник принимают равным диаметру внутреннего кольца подшипника dп по таблице 18.
В нашем случае d2 = 45 мм, что соответствует диаметру dп подшипника. Определяем l2, мм – длину вала под уплотнение крышки с отверстием и подшипник:
III – ступень под шестерню или колесо. Диаметр d3 определяется:
где r = 3 мм – координаты фаски подшипника. Таблица 15, примечание 1.
Длина l3 определяется графически по эскизной компоновке. Для цилиндрического одноступенчатого редуктора её можно определить в приближённом соотношении в зависимости от конструкции колёс зубчатой передачи:
где lст – длина ступицы колеса, мм; в1 – ширина венца шестерни, мм; с – зазор между стенкой корпуса редуктора и торцевой поверхности шестерни колеса.
Принимаем с = 10…15 мм, тогда:
IV – ступень под подшипник.
где В,Т – ширина подшипника по таблице 18; с – размер фаски, мм.
I – ступень под открытую зубчатую передачу или звёздочку.
Диаметр вала определяется:
где Т2 – крутящий момент на колесе, в нашем случае Т2 = Т3 = 448 Нм; [τ]кр = 18 МПа – допускаемые напряжения кручения для тихоходного вала.
Подставим известные величины в формулу, получим:
d1 округляем до ближайшего стандартного значения чисел таблица 17.
Принимаем d1 = 50 мм. Длина I ступени определяется:
II – ступень также предназначена под уплотнения крышки с отверстием и подшипник.
где t = 2,8 мм по табл. 15, примечание 1.
III – ступень под шестерню.
где r = 3 мм по табл. 15, примечание 1.
Видео:Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать
Длина l3 принимается равной l3 быстроходного вала.
IV – ступень под подшипник.
V – упорная ступень, можно заменить распорной втулкой.
где f = 2 мм – величина фаски ступицы.
l5 определяется графически.
6. Проверочный расчет валов.
Проверочный (уточненный) расчет вала (расчет на выносливость) заключается в определении действительных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях вала.
1. Вал нагружаем Ft, Fr, Fa – силами зацепления, действующими в цилиндрической косозубой передаче, а также Fоп – силой от открытой передачи (ременной, цепной).
3. Рисуем расчетную схему вала, на основании которой строим эпюры изгибающих моментов в горизонтальной Мx и вертикальной My плоскостях и крутящего момента Т на валу.
4. Определяем опасные сечения на валу (наибольшие нагрузки, наличие концентраторов напряжений), в которых будем определяем действительный коэффициент запаса прочности.
5. Для каждого из опасных сечений определяется коэффициент запаса прочности по изгибу sσ и по кручению sτ.
Для примера рассмотрим тихоходный вал с открытой цепной передачей, имеем:
Ft2 = 4015,7 Н – окружная сила на колесе (см. раздел 2 «Расчет зубчатой передачи»);
Fr = 1482,4 Н – радиальная сила на колесе (см. раздел 2 «Расчет зубчатой передачи»);
Fa2 = 679,2 Н – осевая сила на колесе (см. раздел 2 «Расчет зубчатой передачи»);
Fоп = 3560,5 Н – сила, действующая на вал от цепной передачи (см. раздел 4 «Расчет цепной передачи»).
Определим проекцию на ось Y от открытой (цепной) передачи Fоп:
Fy = Fоп · sin30 = 3560,5 · 0,5 = 1780,25 Н.
Определим проекцию на ось X от открытой (цепной) передачи Fоп:
Читайте также: Покрытие валов полиуретаном в москве
Fx = Fоп · cos30 = 3560,5 · 0,866 = 3083,39 Н.
По данной схеме необходимо определить реакции в подшипниках (точки C и D), а также построить эпюры изгибающих и крутящих моментов.
Из проектного расчета валов нужно определить длины Lоп и Lт. В зависимости от типа подшипника (радиальный, радиально-упорный шариковый или роликовый) смещается точка пересечения реакции, как показано ниже.
Определение расстояния между точками приложения реакций в подшипниках: с радиальным подшипником.
Видео:9.1 Расчет валов приводаСкачать
а) с радиально-упорным шариковым подшипником; б) с радиально-упорным роликовым подшипником.
По таблице предварительно назначаем тип подшипника и из таблицы 18 принимаем № 7211.
Получаем Lоп = 96 мм; Lт = 98 мм – из схемы; d2 = 223,12 мм – делительный диаметр колеса (см. раздел 2 «Расчет зубчатой передачи).
Рассматриваем вертикальную плоскость (Y) и определяем опорные реакции. Составляем моменты относительно 2 и 4 точек.
Подставим известные данные и получим:
Rcy = (1780,25 · (96 + 98) – 1482,4 · (98 / 2) + 679,2 · (223,12 / 2)) / 98 = 3556,1 Н
Подставим известные данные и получим:
Rdy = (1780,25 · 96 + 1482,4 · 98 / 2 + 679,2 · (223,12 / 2)) / 98 = 3258,3 Н
1780,25 + 3258,3 – 3556,1 – 1482,4 = 0
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси X:
Рассматриваем горизонтальную плоскость (X) и определяем опорные реакции. Составляем моменты относительно 2 и 4 точек.
Подставим известные данные и получим:
Rcx = (3083,39 · (96 + 98) – 4015,7· (98/ 2)) / 98 = 4096 Н
Подставим известные данные и получим:
Rdx = (3083,39 · 96 + 4015,7· (98 / 2)) / 98 = 5028,3 Н
3083,39 – 4096 – 4015,7 + 5028,3 = 0
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y:
Строим эпюру крутящего момента относительно оси Z:
Определяем суммарные реакции в точках C и D:
Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях в точках 2 и 3:
Для нашего вала два предполагаемых опасных сечения: в точке 2, ослабленное гантелью около подшипника; в точке 3, ослабленное шпоночным пазом под колесом. Проведем расчет для точки 3.
Результирующий действительный коэффициент запаса прочности (сопротивления усталости) определяется:
Видео:Лекция «Валы и оси. Их опоры»Скачать
где [S] = 1,5…1,7 – допускаемый коэффициент запаса для редукторов, коробок передач; Sσ – коэффициент запаса прочности по изгибу; Sτ – коэффициент запаса прочности по кручению.
Коэффициенты запаса прочности (Sσ и Sτ) определяются:
где здесь σ–1, τ–1 – пределы выносливости по нормальным и касательным напряжениям при симметричном цикле (определяют по справочнику для выбранного материала вала); Кσ, Кτ – коэффициенты концентрации напряжений (определяют по справочнику в зависимости от типа концентратора напряжений); КF – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; Кd – масштабный коэффициент, учитывает уменьшение усталостной прочности вала с увеличением его диаметра; ψσ, ψτ – коэффициенты, учитывающие чувствительность материала к ассиметрии цикла изменения напряжений; σа, τа – амплитудное значение напряжений; σm, τm – среднее напряжение цикла.
Для тихоходного вала выбираем материал Сталь 40Х, из таблицы №2 выписываем механические характеристики для нашей стали.
Читайте также: Как подключить компрессор если не работает прикуриватель
Определим пределы выносливости по нормальным и касательным напряжениям при симметричном цикле:
σ–1 ≈ (0,4…0,5) · σв ≈ 0,45 · 900 ≈ 405 МПа,
τ–1 ≈ (0,2…0,3) · σв ≈ 0,25 · 900 ≈ 225 МПа.
ψσ = 0,15; ψτ = 0,1 – коэффициенты, учитывающие чувствительность материала к ассиметрии цикла изменения напряжений для легированной стали.
Циклы напряжений принимают симметричным – для напряжений изгиба (рис. а), отнулевым циклом – для напряжений кручения (рис. б).
Определим амплитудное значение напряжений (σа, τа) и среднее напряжение цикла (σm, τm).
где Т = 448 Нм – крутящий (вращающий) момент на тихоходном валу (см. раздел 1 «Кинематический расчет привода»); d = d3 = 65 мм – диаметр III – ступени под колесо, ослабленное шпоночным пазом (см. раздел 5 «Проектный расчет валов»); М – изгибающий момент, Нм.
Изгибающий момент для 3 точки определяется:
где Rdy = 3258,3 Н, Rdx = 5028,3 Н – реакции точки D на оси X и Y;
Lт / 2 = 98 / 2 = 49 мм – расстояние от 3 до 4 точек (см. раздел 5 «Проектный расчет валов»).
Подставим известные данные и найдем изгибающий момент:
М = = = 293592 Нмм.
σа = М / (0,1 · d 3 ) = 293592 / (0,1 · 65 3 ) = 10,69 МПа;
τm = τа = 0,5 · Т / (0,2 · d 3 ) = 0,5 · 448000 / (0,2 · 65 3 ) = 4,08 МПа.
Принимаем коэффициенты концентрации Кσ = 1,7; Кτ = 1,4 по таблице для шпоночного паза смотри ниже.
Принимаем КF = 1 и Кd = 0,53 по графикам рисунков.
Графики рис. а (где 1 – углеродистая сталь при отсутствии концентраций напряжений; 2 – легированная сталь при отсутствии концентраций напряжений и углеродистая сталь при умеренной концентрации напряжений Кσ ≤ 2; 3 – легированная сталь при наличии концентраций напряжений) и рис. б (где 1 – шлифование тонкое; 2 – обточка чистовая; 3 – обдирка; 4 – необработанная поверхность с окалиной).
Определим коэффициенты запаса прочности по изгибу и кручению: по изгибу – Sσ = =
Видео:Изготовление валаСкачать
Определим коэффициент запаса прочности при совместном взаимодействии:
S = = = 10,13 ≥ [S] = 1,5…1,7.
7. Расчет (подбор) подшипников качения
Проверяем пригодность предварительно выбранного подшипника № 7211 ГОСТ 333–79 установленного в распор.
Угловая скорость вала ω3 = 11,50 1/с (см. раздел 1 «Кинематический расчет привода»).
Fa = 679,2 Н – осевая сила (см. раздел 2 «Расчет зубчатой передачи»).
Реакции в подшипниках Rc = 5424,3 H
(см. раздел 6 «Проверочный расчет вала»).
Долговечность подшипника Lh=15000 часов (см. задание).
По таблице 18 выписываем характеристику подшипника:
Диаметр внутреннего кольца, мм | d = 55 мм |
Диаметр наружного кольца, мм | D = 100 мм |
Ширина, мм | T = 23 мм |
Статическая грузоподъёмность, кН | Cor = 46,1 кН |
Динамическая грузоподъёмность, кН | Cr = 57,9 кН |
Коэффициент радиальной нагрузки | X = 0,4 |
Коэффициент влияния осевого нагружения | e = 0,41 |
Коэффициент осевой нагрузки | Y = 1,46 |
Определяем осевые составляющие радиальных реакций:
Подставим значения и получим:
RS1 = 0,83 · 0,41 · 5424,3 = 1845,9 Н;
RS2 = 0,83 · 0,41 · 5991,7 = 2039 Н.
Определяем осевые нагрузки подшипников Rа.
где V = 1 – коэффициент вращения для внутреннего кольца подшипника.
Сравнивая полученные отношения с e = 0,41, выбираем формулу определения эквивалентной нагрузки из условия.
где Kб = 1…1,1 – коэффициент безопасности; Kт = 1 – температурный коэффициент выбираются из таблиц см. ниже.
Подставляем значения, получим:
(0,4 · 1 · 5991,7 + 1,46 ·2525,1) · 1,1 · 1 = 6691,6 Н.
Определяем динамическую грузоподъемность по наибольшему значению эквивалентной нагрузки:
Следовательно, подшипник пригоден, т.к. Сгр
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характерВидео:Редуктор. Устройство. Конструкция. Виды и типы редукторовСкачать
📸 Видео
Основы центровки валовСкачать
6.2 Кинематический расчет приводаСкачать
Проектирование валаСкачать
Расчет вала на прочность и жесткость. Эпюра крутящих моментовСкачать
9.4. Расчет валов и осейСкачать
9.3. Конструктивные элементы валов и осейСкачать
Чертеж вал шестерни. Процесс изготовления валов с зубчатым венцомСкачать
САПР Компас-3D. Расчет валаСкачать
Уроки Компас 3D.ВалСкачать
Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать
Что нужно знать, чтобы не попасть на ремонт 6-ст. МКПП 02Q для Volkswagen, Seat, Skoda и Audi.Скачать
Лекция 9. Валы и осиСкачать
Степень Сжатия! Турбо и Атмо! Высокая или Низкая!Скачать
Выбираем допуски и посадки ➤ Система вала и отверстияСкачать