Роль масла в компрессорных холодильных установках и устройствах кондиционирования воздуха низкой и средней мощности играет особую роль, поскольку оно находится в постоянном контакте с хладагентом, циркулируя вместе с ним по системе.
Основная задача холодильного масла заключается в обеспечении смазки между механически взаимодействующими частями и удалением тепла в результате трения этих элементов. Он также обеспечивает охлаждение двигателя компрессора.
Масло из холодильной установки захватывается парами хладагента и циркулирует вместе с ним по установке. Масло, в отличие от хладагента, не подвергается фазовым изменениям, происходящим в теплообменниках. Поэтому, желательно, чтобы количество масла, попадающего в установку, было как можно меньше. Масло, захватываемое парами хладагента во время сжатия, уносится в конденсатор, где фреон конденсируется. В этой связи, следует отметить, что каждый производитель масла старается максимально обеспечивает смешиваемость масла с хладагентом, в зависимости от рабочей температуры. Масло следует выбирать на основе смешиваемости, чтобы сформировать жидкую смесь с фреоном. Это облегчит дальнейший движение масла по системе и предотвратит чрезмерное отложение масла в теплообменниках, что приведет к улучшению теплообменных свойств испарителя и конденсатора. Из конденсатора смесь жидкости и хладагента поступает в расширительный клапан, откуда оно поступает в испаритель. В испарителе во время процесса испарения часть масла отделяется, причем, с понижением температуры масло теряет свою текучесть. При сниженной текучести, чтобы масло не оставалось в теплообменнике, необходимо обеспечить правильную скорость движения хладагента для того, чтобы тот подхватывал капли масла и возвращал его обратно в компрессор.
Полностью невозможно избежать присутствия масла в холодильном контуре. Тем не менее, можно обеспечить максимальный возврат масла в компрессор, благодаря использованию правильных конструктивных решений, обеспечивающих этот процесс. Это правильное функционирование трубопровода, с соблюдением соответствующих диаметров, уклонов, геометрии трубопровода, благодаря которым, возможно поддержание соответствующего скорости хладагента. Благодаря этому, можно не беспокоится о возврате масла из контура.
Видео:Установка бу Компрессора - как проверить уровень масла? Как долить масло? Ремонт холодильникаСкачать
Метод правильной прокладки трубопровода представлен на рисунке. Наклон нагнетательных трубопроводов в 2 ÷ 3% обеспечивает движение масла в направлении потока хладагента, тем самым предотвращая обратный поток масла в сторону компрессора при остановки или работе компрессора на неполной мощности. Жидкостную линию следует располагать в горизонтальном положении (при условии обеспечения необходимой скорости фреона). Горизонтальное положение всасывающего трубопровода в этом случае является неправильным. Для них, необходимо обеспечить уклон в сторону компрессора в 2 ÷ 3% (на 10м, 2 см уклона). В вертикальных участках нагнетательного трубопровода часто наблюдается стекание масла по стенке трубы из-за силы тяжести, вследствие, неправильных гидравлических расчетов. Для предотвращения этого эффекта нужно обеспечить более высокую скорости потока — от 10 до 15 м / с — в зависимости от типа хладагента и масла. Кроме того, необходимо использовать сифоны каждые 2¸3 м на восходящих трубопроводах всасывания и восходящих нагнетания. В холодильных установках, оборудованных компрессором с регулируемой мощностью или в устройствах с несколькими компрессорами с разной производительностью, одна вертикальная труба нагнетания недостаточна. В таких случаях используются две параллельные трубы. Во время небольших нагрузок активна только одна из них, а другая закрыта маслом, собранным в специально созданном сифоне. Однако при работе на полную мощность, масло в сифоне захватывается, и хладагент течет одновременно по обеим линиям. Во время небольших нагрузок активена только одна из них, а другая закрыт маслом, собранным в специально созданном сифоне. Однако, при работе на полную мощность, масло из сифона захватывается хладагентом, и хладагент течет одновременно по обеим линиям. Тем самым, мы повышаем скорость потока газа, и предотвращаем застой масла.
В холодильных установках с несколькими компрессорами, линия нагнетания должна быть проложены таким образом, чтобы хладагент после компрессора, а с ним и масло не стекало обратно, вовремя остановки компрессора, и чтобы масло, которое покинуло рабочие компрессоры не стекало в нерабочий компрессор. В этом случае, используется нагнетающий коллектор, и обратный клапан (на рисунке не показан) после каждого компрессора.
На выходе из испарителя за местом крепления термодатчика трв, контролирующего работу расширительного элемента, должна быть установлена так называемая «маслоподъемная петля» в которой накапливается масло после испарителя. Благодаря этому устройству внутри трубы, где установлен датчик, нет масла, это предотвращает от сбоев в работе термостатического расширительного элемента. Если линия всасывания проложена с уклоном, сифон не требуется (в некоторой литературы так указано). По мнению автора и не только, сифон нужен всегда, а лучше после сифона сделать подъем трубы вверх, хотя бы на половину высоты испарителя, если у вас нисходящий всасывающий трубопровод. Это предотвратит вас от гидроудара на компрессор при неотрегулированном трв, при негерметичном соленоидном вентиле и т.д.
Видео:Какое масло заливать в компрессор? Категории - Компрессорное масло | Холодильное масло | МАРКОНСкачать
Если испарители подключены к общему коллектору, трубопроводы должны быть вставлены сверху в коллектор, а из коллектора — петля, идущая снизу в линию всасывания компрессора. Такой способ монтажа исключает взаимное воздействие друг на друга испарителей, соединенных последовательно и возможность попадания в них капель масла с растворенным в них хладагентом.
Читайте также: Центробежный компрессор конструкция принцип работы
Современные экологические фреоны требуют применения масел, соответствующих примененных в них компрессоров при соответствующих условиях работы. Правильно подобранное масло, сохраняющее свои физико-химические свойства и термическую стабильность во всем диапазоне работы машины, имеет правильное воздействие на хладагент, обеспечивает правильный уровень смазки компрессора и положительно влияет на циркуляцию масла в системе, что обеспечивает правильное его возвращение вместе с фреоном.
belcool.org
ремонт холодильного оборудования +375-29-1-444-379
Видео:Компрессор от холодильника, как залить масло и для чего.Скачать
Холодильные масла — виды, свойства, отрасли применения
В настоящее время в компрессорных системах охлаждения применяются различные виды масел, отличающиеся по составу и по способу изготовления.
- алкилбензольные (А);
- полиалкилгликольные (ПАГ);
- полиолэфирные (ПОЕ);
- полиальфаолефиновые (ПАО) и др.
3. Полусинтетические масла:
Видео:Как проверить / заменить / залить масло в холодильном компрессоре? Расклинить. Ремонт холодильниковСкачать
- смеси алкилбензольного и минерального масла (А/М).
Наиболее используемые типы масел:
Минеральные – являются смешиваемыми (полностью растворимыми) с R12 , применяются с хладагентами групп ХФУ, ГХФУ – R13, R22, R500, R502 и т.д.
Алкилбензольные масла (А) используются в холодильной промышленности более 25 лет, термически стабильны, хорошо смешиваются с хладагентами групп ХФУ, ГХФУ.
Полиолэфирные масла (ПОЕ) рекомендуются для установок с хладагентами группы ГФУ – R134, R407C, R410A, R404A
Полиалкилгликольные масла (ПАГ) широко используются в мобильных установках, таких, как автомобильные кондиционеры с хладагентом R134A .
Видео:Компрессорное масло | Какое масло подходит для воздушных компрессоров?Скачать
Преимущества синтетических масел по сравнению с минеральными:
- лучше смазывающие качества;
- выше термическая стабильность и стойкость в смеси с хладагентами;
- ниже температура застывания;
- меньше агрессивность по отношению к конструкционным материалам.
- относительно высокая стоимость;
- значительная гигроскопическая и избирательная агрессивность по отношению к отдельным материалам.
Полиолэфиры — химические вещества, полученные из спирта и органических кислот. Необходимо не путать полиолэфиры с полиэфирами. Последние получены полимеризацией из иных соединений и используются в основном в производстве волокон.
Вязкость Согласно градации международного стандарта ISO3448, масла характеризуются кинематической вязкостью ν при 40 °С, имея размерность сСт (мм 2 /с) – сантистокс. Вязкость характеризует жёсткость связи молекул между собой, то есть степень сопротивления данного вещества. От вязкости, в значительной мере, зависит смазывающая способность рассматриваемого вещества.
Видео:Как правильно слить масло с мотор-компрессора бытового холодильникаСкачать
Диапазон значений вязкости для некоторых условий работы
Компрессоры | Область температур | Вязкость (при 40 ºС), сСт |
герметичные малой производительности | 10-40 | |
винтовые | > 100 | |
умеренная | не В США вязкость масла измеряется при 37,8 ºС (100 °F) другим методом, и результаты выражаются в универсальных секундах Сейболта (SUS или SSU). Для наиболее часто встречающихся значений вязкости приблизительные преобразования выглядят следующим образом: — 150 SUS 32 мм 2 /с — 300 SUS 68 мм 2 /с — 450 SUS 100 мм 2 /с При слишком высокой вязкости возрастают потери на трение, при слишком низкой – возможен разрыв масляной пленки между сопрягаемыми деталями, что приводит к повышенному их износу. С повышением температуры вязкость масла уменьшается, в верхней части цилиндра и поршня износ происходит более интенсивно. Вязкость синтетических масел менее чувствительна к изменению температуры, чем минеральных масел. Повышение вязкости масел приводит к ухудшению растворимости в них хладагентов, ухудшая тем самым циркуляцию хладагентов в холодильных системах. Индекс вязкости Индекс вязкости (ИВ) является относительной величиной, характеризующей зависимость ν= f(t) и определяемой по формуле: ИВ = (L– ν)*100/(L– H), где L – вязкость стандартного масла с ИВ=0 при температуре 37,8 ºС; ν – кинематическая вязкость исследуемого масла при температуре 37,8 ºС; Н – вязкость стандартного масла с ИВ=100 при температуре 37,8 ºС. Для обеспечения достаточной вязкости при высоких рабочих температурах в компрессоре целесообразно применение масла с высоким индексом вязкости. Плотность Плотность минеральных масел зависит от их фрикционного состава и возрастает с увеличением содержания ароматических углеводородов. С повышением температуры плотность масел снижается. Температуры застывания и текучести Температура застывания определяет начало застывания, то есть перехода масла из жидкого состояния в твёрдое. При выборе масла необходимо следить, чтобы температура застывания и температура текучести масла была ниже температуры кипения хладагента. У минеральных масел начало застывания зависит всегда от избыточного количества свободного парафина, который кристаллизуется первым. Синтетические масла кристаллизуются обычно при более высоких температурах. Не рекомендуется смешивать между собой полиолэфирные масла без предварительных тестов, потому, что некоторые полиолэфиры в смеси демонстрируют аномалии кристаллизации. Эти негативные явления были выявлены в процессе тестов. Поэтому, перед смешиванием полиолэфирных масел следует сделать соответствующий запрос на фирму поставщика масел о возможном последствии. Температура помутнения Температура, при которой начинается кристаллизация парафинов, называется температурой выпадения парафинов, или температурой помутнения. В международной практике и в России используется также термин «выпадение хлопьев». Температура выпадения хлопьев должна быть ниже температуры кипения в испарителе. В целях ее понижения масла подвергают депарафинизации. Кислотность Кислотность определяется кислотным числом – количеством миллиграммов КОН на 1 г масла (в иностранной литературе используется термин «число нейтрализации»). Кислотное число высококачественных холодильных масел не превышает 0,03…0,05 КОН на 1 г масла. Характер среды (кислый или щелочной) синтетических жидкостей иногда характеризуют концентрацией ионов водорода рН. Нейтральная среда характеризуется рН=6,5…7. Высокое значение кислотного числа указывает на перегрев или окисление масла. Содержание воды и гигроскопичность масла Гигроскопичность характеризуется относительной величиной предельной растворимости воды (концентрацией) при определенной температуре. Она выражается в мг/кг или ppm. Растворимость воды увеличивается с повышением температуры и зависит от типа масла. В синтетических маслах она значительно выше, чем в минеральных и углеводородных. Поверхностное натяжение Поверхностное натяжение масел влияет на их противозадирные качества, прочность пленки и вспениваемость в смеси с хладагентом. С повышением температуры поверхностное натяжение масел снижается; с увеличением поверхностного натяжения вязкость минеральных масел повышается. Вид и цвет Цвет масла определяется в марках NPA по шкале Осфальда или в марках ЦНТ по ГОСТ 20284-74. При работе холодильной машины масла постепенно темнеют вследствие окисления. Черный цвет масла, как правило, свидетельствует о перегорании обмотки электродвигателя. Обычно предельно допустимый цвет минеральных и углеводородных масел, предназначенных для использования в холодильных машинах, работающих на R12, R22, R502 , — 4…4,5 марки. Вспениваемость Вспениваемость холодильных масел зависит от растворимости хладагента в масле. Образование пены в масляных ваннах холодильных компрессоров происходит вследствие вскипания смеси из-за быстрого падения давления в картере. С уменьшением вязкости масла и повышением его температуры пенообразование снижается. Химическая стабильность К химической стабильности масел предъявляют жесткие требования. Особое внимание уделяют сухости системы, поскольку влага даже в незначительных количествах быстро выводит химическое качество среды за пределы допустимого. Одной из причин химической нестабильности масла является присутствие в холодильном контуре остатков кислорода из-за низкого уровня вакуумирования системы перед заправкой хладагентом. Экспериментально доказано, что вероятность сгорания обмоток электродвигателя возрастает с повышением кислотности масла. Смешиваемость и растворимость Под смешиваемостью понимают образование однородной среды из масла и хладагента, а под растворимостью – насыщение масла хладагентом в паровой фазе. Если смешиваемость зависит от природы хладагента, типа масла, его вязкости, температуры, то растворимость зависит, кроме перечисленных факторов, еще и от давления. Растворимость хладагентов в масле и частичная смешиваемость с хладагентами определяется так называемой кривой растворимости. Эта кривая составляется из статистических данных, которые не всегда соответствуют состоянию холодильной системы после её работы. У классических холодильных масел на углеводородной базе, как минеральных так и синтетических, в смесях с фреонами данные этой кривой и после работы оборудования соответствовали действительному состоянию смеси в системе. Поэтому кривая растворимости была важна при выборе подходящего масла. Новый высокополярный хладагент ведёт себя различно в смесях с нерастворяемыми маслами и, поэтому, для смесей этих хладагентов с маслами важность кривых растворимости снизилось. При движении смеси масла и холодильного агента по холодильной системе возникает дисперсия и, например, температура застывания смеси по сравнению с температурой застывания чистого масла снижается. Поэтому, практически, при ретрофите, добавка (20-30)% углеводородных масел к полиолэфирным маслам не создаёт проблем в работе холодильных систем. С помощью специальных присадок, влияющих на склонность углеводородных масел к дисперсии, удалось на их базе получить масла для высокополярных холодильных агентов. На практике возникает необходимость работы на смесях масел. Смешиваемые масла должны быть совместимы друг с другом и не нарушать работу компрессора и холодильной машины из-за появления осадков, отложений и агрессивных веществ. Обычно смешивание минеральных масел не приводит к отрицательным последствиям. Однако при недостаточной термической и химической стабильности одного из масел работа на смеси не рекомендуется. Так, масло ХФ 22-24, которое само по себе не рекомендуется применять при температурах нагнетания выше 100°С, недопустимо смешивать с высококачественными минеральными и синтетическими маслами. Некоторые синтетические масла также образуют нестабильные смеси с минеральными и другими синтетическими маслами. Несовместимыми являются, например, масла ХФ 22с-16 и ХФ 22-24, ПФГОС 4 и ХС 40. |
Некоторые типы масел для поршневых компрессоров, работающих на (H)CFC хладонах или NH3 (по данным фирмы Bitzer)
Поставщик | Марка масла | Тип масла | Вязкость (40 С), сСт | Область применения | |
Хладоны | NH3 | ||||
BITZER | B 5.2 | MO/AB | 39 | HML | |
SHELL & DEA OIL | Clavus G 68 | MO | 65 | HM | |
ADDINOL | XK30 | AB | 30 | HML | |
XKS46 | AB | 46 | HML | ||
XKS68 | AB | 64 | HML | ||
AGIP | TER32 | MO | 30 | HM (L) | |
TER46 | MO | 44 | HM | ||
TER60 | MO | 59 | HM | HM | |
ARAL | Alur EE32 | MO | 32 | HM (L) | |
Alur EE46 | MO | 46 | HM | ||
Alur EE68 | MO | 68 | HM | ||
BP | Energol LPTF32 | MO | 32 | HM (L) | |
Energol LPTF46 | MO | 46 | HM | HM | |
BURMAN / CASTROL | Icematic 266 | MO | 30 | HM (L) | |
Icematic 299 | MO | 57 | HM | ||
Icematic 2284 | AB | 64 | HML | ||
ESSO | Zerice S46 | AB | 48 | HML | |
Zerice S68 | AB | 64 | HML | ||
Zerice R46 | MO/AB | 50 | HM (L) | ||
Zerice R68 | MO | 68 | HM | ||
FUCHS EUROPE | Reniso SP32 | AB | 32 | HML | |
Reniso SP46 | AB | 47 | HML | ||
Reniso SP68 | AB | 68 | HML | ||
Reniso Triton MS32 | MO/AB | 30 | HM (L) | ||
Reniso Triton MS46 | MO/AB | 43 | HM | ||
Reniso Triton MS68 | MO/AB | 63 | HM | ||
Reniso KM32 | MO | 32 | HM (L) | ||
Reniso KS46 | MO | 47 | HM | ||
Reniso KC68 | MO | 68 | HM | HM | |
MOBIL | Artic C heavy | MO | 44 | HM | |
Artic Oil 300 | MO | 60 | HM | HM | |
Artic SHC 426 | AB | 65 | HML | ||
PETRO-CANADA | Reflo 68A | MO (HT) | 58 | HM | |
PETROSYNTESE | Zerol 150 | AB | 30 | HML | |
Zerol 300 | AB | 53 | HML | ||
SHELL & DEA OIL | Clavus SD2212 | MO/AB | 39 | HML | |
Clavus G32 | MO | 30 | HM (L) | ||
Clavus G46 | MO | 44 | HM (L) | ||
Clavus G68 | MO | 65 | HM | HM | |
Clavus 68 | MO | 65 | HM | ||
SUN OIL | Suniso 3GS | MO | 30 | HM (L) | |
Suniso HT25 | MO | 43 | HM (L) | ||
Suniso 4GS | MO | 57 | HM | H (M) | |
TEXACO / CALTEX | Refrig. Oil Low Temp.32 | MO/AB | 30 | HM (L) | |
Refrig. Oil Low Temp.46 | MO/AB | 43 | HM | ||
Refrig. Oil Low Temp.68 | MO/AB | 63 | HM | ||
Capella Oil WF 32 | MO | 30 | HM (L) | ||
Capella Oil WF 46 | MO | 46 | HM | ||
Capella Oil WF 68 | MO | 68 | HM | HM | |
TOTAL | Lunaria 32 | MO | 32 | HM | |
Lunaria 46 | MO | 46 | HM | ||
Lunaria FR 32 | MO | 30 | HM (L) | ||
Lunaria FR 46 | MO | 43 | HM (L) | ||
Lunaria FR 68 | MO | 68 | HM (L) | ||
Friga 2 | MO | 58 | HM | HM | |
Lunaria SK 55 | AB | 50 | HML | ||
WINTERSHALL | Wiolan KFL | MO | 32 | HM (L) | |
Wiolan KFM | MO | 46 | HM | ||
Wiolan KFO | MO | 68 | HM | HM |
Условные обозначения: MO — минеральное масло АВ — синтетическое масло (алкилбензольное) МО/АВ — смесь алкилбензольного и минерального (МО + АВ) Н — кондиционирование М — средние температуры L — низкие температуры (L) — низкие температуры, за исключением полугерметичных компрессоров, работающих с высокой температурой конденсации
Некоторые типы масел, рекомендуемые для поршневых полугерметичных компрессоров Dorin
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💥 Видео
Замена масла в компрессоре. На что способен компрессор от холодильника. Делаем насос из компрессораСкачать
Компрессор холодильника - какое масло?Скачать
компрессор холодильника плюется маслом, эксперимент.Скачать
Можно ли заливать моторное масло в компрессор?Скачать
Какое масло можно использовать в компрессоре на R600a? Мнение завода Атлант. Ремонт холодильникаСкачать
Замена масла в компрессоре холодильника | FUSE MANСкачать
Бытовые хитрости. Замена компрессора холодильника не профессионаломСкачать
Как избавиться от доливки масла в компрессор от холодильника.Скачать
проверка масла в мотор-компрессореСкачать
Компрессор от холодильника как организовать самомаслосброс в систему и иметь чистый, сжатый воздух!Скачать
Какое масло лутше лить в компрессор?Скачать
Маслоотстойник для компрессоров от холодильника.Скачать
Маслоотделитель из сантеха для компрессора от холодильника.Скачать
2 идеи с компрессором от холодильника, без которых тяжело обойтись и не все знаютСкачать