Признайтесь, что вы часто видели в тест-драйвах фразы про «типично короткоходный характер мотора» и не вполне понимали, о чем идет речь. Сегодня мы наконец расскажем, что такое коротко- и длинноходные моторы, в чем разница подходов к проектированию двигателей, и почему сейчас можно уверенно сказать, что «длинноходники» все-таки победили.
Средняя скорость, и какой она бывает
Д ля понимания вопроса придется вспомнить немного о конструкции ДВС и принципах его работы. Вы наверняка знаете, что в основе любой конструкции двигателя внутреннего сгорания лежит воздействие расширяющихся газов на поршень. Поршни могут быть любой формы и размеров, но у любого поршня есть такой параметр, как средняя скорость, и от нее зависит очень и очень многое.
Средняя скорость поршня – это величина, которую можно определить по формуле Vp = Sn/30, где S – ход поршня, м; n – частота вращения, мин-1. И именно она определяет степень возможного форсирования двигателя по оборотам, ускорения элементов шатунно-поршневой группы во время работы, а также его механический КПД.
От средней скорости поршня зависят нагрузки на стенку поршня, на поршневой палец, шатун и коленвал. Причем зависимость эта квадратичная: с увеличением скорости (Vp) в два раза нагрузки увеличиваются в четыре раза, а если в три – то в девять раз.
Эксперименты инженеров-мотористов уже очень давно доказали, что классическая конструкция шатунно-поршневой группы выдерживает максимальную скорость порядка 17-23 м/с. И чем выше эта величина, тем скорее изнашивается мотор. Увеличить скорость поршня практически невозможно – самые облегченные гоночные двигатели Формулы-1 имели скорость порядка 23-25 м/с, и это безумно много. Этого удалось достичь только потому, что «формульные» моторы рассчитаны на очень короткую эксплуатацию – от них не требуется «ходить» по 100 000 км.
От теории – к практике. Как известно, мощность мотора – это производная от крутящего момента, помноженного на обороты (об этом я писал большую статью с таблицами и графиками). То есть, если мы хотим получить больше мощности, то надо увеличивать обороты. А так как скорость поршня ограничена, то у нас не остается другого выбора, кроме как уменьшить его ход. Чем меньше расстояние нужно пройти поршню за один оборот, тем меньше может быть его скорость.
Короткоходные, длинноходные и «квадратные» моторы
Казалось бы, выше мы только что озвучили два прекрасных аргумента для максимального уменьшения хода поршня. К тому же, чем меньше ход поршня, тем больше диаметр цилиндра при том же объеме, и тем более крупные клапаны можно поставить. Улучшается газообмен, а значит, и работа мотора в целом… Но, как оказалось, безмерно уменьшать ход тоже нельзя.
Чем меньше ход, тем больше должен быть диаметр цилиндра, если мы хотим сохранить объем. А вот форма камеры сгорания с ростом диаметра цилиндра ухудшается, соотношение объема камеры и площади неизбежно растет, увеличивается коэффициент остаточных газов, возрастают тепловые потери, ухудшается сгорание топлива… КПД падает, склонность к детонации повышается, ухудшаются экономичность и экологичность.
При уменьшении хода поршня снижается, к тому же, и диаметр кривошипа коленчатого вала, а значит, уменьшается крутящий момент мотора. Ухудшаются и массогабаритные параметры двигателей – они становятся куда крупнее в горизонтальном сечении. К тому же для сохранения рабочего объема приходится увеличивать число цилиндров, а это уже ведет к резкому повышению сложности конструкции. В общем, нужен был компромисс.
Основные задачи проектирования моторов решили к 60-м годам прошлого века, тогда же нащупали пределы прочности конструкции по средней скорости поршня. Стало ясно, что оптимальные параметры мощности, общего КПД и габаритов у атмосферного мотора получаются в том случае, если диаметр цилиндра равен ходу поршня или чуть меньше.
На фото: двигатель Nissan Qashqai
Если они совпадают, то такие моторы еще называют «квадратными». Моторы, у которых диаметр цилиндра все-таки больше хода поршня, называют короткоходными, а те, у которых он меньше, – длинноходными.
Внимательный читатель скажет: стоп, а откуда вообще взялись короткоходные моторы, если эксперименты доказали, что эффективнее всего «квадратные» или чуть-чуть длинноходные?! Все просто: короткоходники получили распространение в автоспорте. Там расход топлива и приемистость на низких оборотах не сильно «делали погоду», и можно было пожертвовать КПД ради достижения большей мощности на высоких оборотах при сохранении малого рабочего объема.
Для получения лучшей топливной экономичности, тяги и чистоты выхлопа, наоборот, ход поршня увеличивали, жертвуя оборотами и максимальной мощностью. Длинноходные моторы применяли там, где были нужны тяга и экономичность.
Тем временем, к 80-м годам среднюю скорость поршня в серийных моторах довели до предела в 18 м/с, дальше ее увеличивать не получалось. Такая ситуация сохранилась до 90-х, когда требования к массогабаритным и экономическим характеристикам моторов резко возросли.
Длинноходный прогресс
90-е годы – это в первую очередь массовое внедрение новых экологических норм, резкое повышение массы кузова автомобилей из-за новых требований по пассивной безопасности, а заодно и возросшие требования к габаритам и экономичности силовых агрегатов. Машины становились просторнее изнутри и безопаснее во всех смыслах.
Читайте также: Подвесные моторы в белоруссии
А двигателям приходилось поспевать за прогрессом. Массовый переход на многоклапанные головки блоков цилиндров повысил мощность и сделал моторы чище. Средний рабочий объем мотора постарались уменьшить и тем самым выиграть в расходе топлива и габаритах. Прогресс в области конструирования поршневой группы позволил уменьшить высоту поршня и увеличить длину шатуна, сделав больше механический КПД мотора.
Следовательно, стало возможно перейти к более длинноходным конструкциям, которые при том же рабочем объеме были компактнее, имели больший крутящий момент и к тому же стали экономичнее. Облегчение поршневой группы позволило снизить нагрузки на нее при высоких оборотах, а массовое внедрение турбонаддува и регулируемого впуска – еще и выиграть в максимальной мощности и тяге. Умеренно длинноходные моторы от этого только выиграли.
В 2000-е в стане двигателей объемом от 2 литров наметился перелом в переходе от «квадратов» к длинноходным конструкциям. И вот вам несколько примеров. При рабочем объеме 2 литра моторы VW серии ЕА888 (стоят на множестве моделей концерна от Skoda Octavia до Audi A5) имеют ход поршня 92,8 мм при диаметре цилиндра 82,5, а 2-литровые моторы Renault серии F4R (более всего известный по Duster) – 93 мм и 82,7 соответственно. Моторы Toyota объемом 1,8 л серии 1ZZ (Corolla, Avensis и др.) – еще более длинноходные, их размерность 91,5х79.
На фото: двигатель Volkswagen Golf GTI
Рабочие обороты таких двигателей заметно уменьшились, особенно у турбонаддувных, снизились и обороты максимальной мощности. А значит и снижение механического КПД уже не столь важно, зато преимущества налицо. По габаритам моторы лишь немного больше «классических» 1,6 из недавнего прошлого, а по тяге и расходу топлива намного превосходят однообъемных предшественников.
В современных моторах пытаются сочетать высокую эффективность работы длинноходных моторов и повышенный механический КПД короткоходных. Так, в ультрасовременном (но тем не менее уже снимаемом с производства) моторе BMW серии N20В20 (стоят на 1-й, 3-й, 5-й сериях, X1 и X3) применяется несимметричная поршневая группа, в которой ось коленчатого вала и ось поршневых пальцев смещены относительно оси цилиндров. Тут используются регулируемый маслонасос, плазменное напыление цилиндров, бездроссельный впуск и прочие технические «фокусы» для снижения механических потерь и сопротивления впуска. Размерность этого длинноходного мотора 90,1х84, и никто не скажет, что у него плохие характеристики хоть в чем-то, кроме надежности.
Дизели
Дизельные моторы, которые в силу особенностей рабочего цикла обычно являются длинноходными и низкооборотными, выиграли вдвойне. Внедрение турбонаддува резко подняло крутящий момент и позволило снизить степень сжатия, а прогресс топливной аппаратуры и поршневой группы – еще и увеличить рабочие обороты.
На фото: двигатель Volkswagen Golf TDI
В итоге дизели превзошли по литровой мощности атмосферные бензиновые моторы, а по крутящему моменту – бензиновые моторы с наддувом. Так, двигатели серии N57 (3-я, 5-я, 7-я серии, X3, X5 и др.) от BMW при диаметре цилиндра 84 мм и ходе поршня 90 мм имеют рабочий объем 2,993 литра, мощность до 381 л. с. и 740 Нм крутящего момента. Средняя скорость поршня при этом – 13,2 метра в секунду.
Оборотная сторона
Конечно же, беспроигрышных лотерей не бывает, и чудесной высокой отдачи добились ценой надежности – тут нет никакого секрета. Старый принцип актуален и поныне: у «сильно длинноходных» моторов высокая средняя скорость поршня увеличивает нагрузку на стенки цилиндра.
Конечно же, материалы становятся лучше, но при сравнении двигателей одной серии с разными параметрами хода поршня и диаметра цилиндра заметно, что длинноходные модели более склонны к износу поршневых колец и задирам цилиндров. И ресурс поршневой у них оказывается существенно ниже, чем у более «квадратных» собратьев.
А вот при сравнении разных моторов все далеко не так однозначно. На моторах с алюминиевым блоком и алюсиловым покрытием стараются снизить нагрузку на стенку цилиндра в том числе и снижением хода поршня, но, как правило, все равно ресурс получается меньше, чем у моторов с чугунными гильзами или блоком.
Мотор Renault-Nissan серии M4R (Qashqai, Fluence и др.), который пришел на смену уже упомянутому чугунному F4R, имеет ход поршня 90,1 мм при диаметре цилиндра 84 – он все еще длинноходный, но ход поршня значительно сократился. Габариты при этом не увеличиваются за счет более тонкостенной конструкции блока цилиндров.
На фото: двигатель Renault Latitude
Современные двигатели не нуждаются в высоких оборотах для достижения высокой мощности, а экономичность и экологичность становятся все важнее. Пусть даже в реальной эксплуатации заявленные характеристики и не подтверждаются… К тому же, можно путем усложнения конструкции обойти множество ограничений, которые десятки лет заставляли делать выбор между мощностью и экономичностью моторов.
Читайте также: Мотор дворника задний прадо 120
Короткоходные «крутильные» моторы просто вымирают, им нет места в новом мире. Даже в Формуле-1 отказались от экстремальных конструкций с рабочими оборотами за 19 тысяч и соотношением диаметра цилиндра и хода поршня больше 2,4 к 1. Конечно, для фанатов и гоночных серий выпуск подобной техники сохранится, но в практическом плане смысла в ней уже нет. Победа длинноходных конструкций, за редким исключением, фактически состоялась.
Одним из немногих «оплотов короткоходности» до недавнего времени оставались атмосферные V6 и V8 от Mercedes-Benz. Так, моторы серии М272 (E-Klasse W211, M-Class W164 и др.) – откровенно короткоходные во всех вариантах исполнения. Например, у 3-литровой версии соотношение хода к диаметру будет 82,1 к 88. Как и их предки в лице М104, так и их наследники вплоть до М276, они были олицетворением успешных короткоходных моторов. Компания не стремилась к излишней компактности моторов, места было достаточно, а момента у двигателей объемом 3-3,5 литра и так хватало с запасом. Городить длинноходную конструкцию не было смысла.
Но новое поколение двигателей AMG серий М133/М176 с наддувом стали длинноходными – 83х92 мм, как и перспективная рядная шестерка 3,0 с наддувом серии М256 – 83х92,4 мм.
На фото: двигатель Mercedes-AMG CLA 45 4MATIC
Из «могикан» остаются разве что моторы GM, их блок V8 6,2 Vortec/L86/LT1 все еще не стремится к компактности, имея размерность 103,25х92 мм, и даже компрессорная версия LT4 сохраняет ту же размерность блока. Но это, скорее всего, тоже ненадолго.
Конец спорам
Даунсайз, наддув, непосредственный впрыск, гладкая моментная характеристика, высокий крутящий момент, регулируемый ГРМ и продвинутые трансмиссии сотворили маленькое чудо. Споры «длинноходный или короткоходный» уже более не актуальны.
Моторы вдруг прибавили в литровой мощности до границ, ранее считавшихся возможными только для специально подготовленных гоночных моторов. Увидев цифры в 120-150 л. с. с литра объема, мы уже не удивляемся, и даже 200 л. с. на литр кажутся вполне реальными, а «смешной» паспортный расход топлива для мощной и тяжелой машины кажется вполне реальным. Дизельные двигатели из «гадких утят» превратились в прекрасных лебедей с литровой мощностью даже большей, чем у бензиновых двигателей.
Во многом все это, плюс уменьшение габаритов и веса моторов, стало возможным благодаря длинноходной конструкции. Окончательно оформившийся тренд вряд ли переломится, особенно с учетом прогнозируемого вытеснения ДВС электромоторами и разнообразными «удлинителями дистанции».
Видео:Урок 4 - объем, мощность, крутящий момент, расход топлива двигателя, малолитражки, крупнолитражки.Скачать
Эксплуатация автомобиля
Видео:Как снизить РАСХОД и УВЕЛИЧИТЬ МОЩНОСТЬ за пару минут!? / Проверка лайфхакаСкачать
Низы и верхи что это такое.
Когда говорят что тачка сильна на низах и на верхах что именно имеется ввиду, обороты двигателя или скорость и какие значения считаются низами какие верхами?
ну даешь)). прям в хоббби превратил полемику с Анатолом
А мож просто он — это ОНА. Тогда многое проясняется (К здешним девушкам прошу это не относить. Я имел в виду типаж — аля Дана Борисова, Ксюша Собчак и т. п.)
Оч смешно да прямо обхахочешся, сами мои темы раскручиваете а потом удивляетесь, если бы ответили коротко и ясно тема бы давно была исчерпана. Вопрос был задан со всей серьезностью.
А мало езжу потому что больше в гараже ремонтирую, нравилось это мне и сейчас тож. А вопросы какое масло лить какие запчасти я уж лучше на специализированном форуме спрошу, а то тут кроме флуда ниче толком нет, да и не ломается у меня тачка, надежная она.
Повторюсь ответте по существу!
А чё ж тогда её ремонтируешь-то сутками напролёт в гараже, аж ездить часто не получается, если она надёжная и не ломается.
— извлечь из под толстого слоя льда (два раза)
— сделать попытку заменить двигатель на дизельный
— заполированы царапины на пластике
— произведена замена резины (вручную)
— организована собственная авторазборка
— налажена дилерская сеть по закупке з/ч напрямую со складов
— защита докторской по отпугивания насекомых от авто
— реанимирован аккумулятор — в домашних условиях
. облепленный мухами. хорош у меня и так губа треснула
Не исчезай с сайта надолго!
Лично у меня двиг 2.0 инжектор, я не кручу никогда выше 3000 просто нету таких ситуаций, обычно на 2500 оборотов включаю следующую передачу, машина большая да на низах сильна, а вот на трассе не особо резко разгоняется, это жаль, нельзя как то перенастроить чтобы верхи были посильнее?
Отсечка это когда педаль в пол и типа уже мозги ограничивают обороты чтоб ыне сгорел двиг? А вобще назве доведение двигла до таких оборотов не вредно особенно на старых машинах? Я понимаю что БМВ просто не дадут желаемого результата если не крутить, но к примеру опель на низах достаточно силен.
Достигается при: 5500 об. в мин
Мощность: 120 л.с.
Крутящий момент, Нм/об. в мин.: 171 / 2500
Время разгона до 100 км/ч: 11сек
Читайте также: Лодочные моторы хонда в сургуте
О чем это говорит, что я должен чтобы резко разгоняться до 100 км не включать пятую сразу после 2500 оборотов (
70км/ч), а идти на четвертой до 100, а мотор от этого не крякнет, а то всетаки не новый.
К примеру еду 90 по трассе передомной машина тащится, 88 если хочу его обогнать, тачка у меня не очень резвая и чтобы быстрее я врубаю пониженную передачу — 4ю и лупану это нормальная практика (если при этом двиг не будет сильно орать и обороты будут в пределах разумного? Так то я в принцапе попробовал на четвертой до 90км/ч оч бодро разгоняется..
Но еще одно но у меня раньше когда только машину купил ездил аш на второй по городу 50км/ч при оборотах гдето
3000 и у меня литр масла за месяц уходил гдето. Компресиию не мерял, но потом перестал крутить выше 2500 и масло больше не ест разве что чуть чуть еле заметно за пол года доливал один раз. Думаю двиг еще не просит капиталки, но не буду ли я приближать срок капиталки еще быстрее если буду крутить его до 4000-5000 пускай даже редко?
По первому — речь о том, что когда ты ускоряешь машину — самое эффективное ускорение на твоём моторе при 5500 оборотах будет. Если меньше — ускорение не такое динамичное, если больше — динамичнее оно всёравно уже не будет (так что нет смысла). Это в общем. (Здесь ещё с вопросом о КПП это пересекается — даже при максимуме оборотов машина же на первой скорости не разгонится до 200 км./ч. Но это другая тема.)
По второму — даже «холостые» обороты приближают мотор к «капиталке». Время от времени погонять машину на высоких оборотах — наоборот полезно (долгл объяснять — что это даёт).
Литр масла в месяц — это много. Если бы ты по треку гонял днями напролёт на 5-ти — 6-ти тысячах, то другое дело.
Я попробовал на четвертой с 50-90 обороты были ниже 3200 гдето, что мне может на третей до 90 разгноятся чтобы динамика была лучше или на третей ведь придаточное число коробки болтше будет я не пойму сейчас поищу данные по коробке. надеюсь кто нить пояснит
Нашел
1я передача — 3,89
2я передача — 2,08
3я передача — 1,34
4я передача — 1,00
5я передача — 0,82
Задняя передача — 3,51
Т.е. как я понял для разгона какрас и нужна четвертая пятая только даже овердрайв дает т.е. на нее нужно переключаться после разгона чтобы экономия бенза так сказать, а если идеш на обгон то лучше на четвертой?
Я уже для повседневной жизни нашел оптимальный вариант, сейчас именно чтобы резко разогнаться ищу. Если бы не разобрался так бы и ездил, раньше я даже на четвертую не включал так на третей до 70ти потом на пятую и до 90 и не особо бодро было. А сейчас на четвертую стараюсь сразу после 50 перейти и до 90 там обороты даже до 3500 не поднимаются так что 4я это норм передача для разгона и обгона в моей машине.
1. Еще вопрос у меня про минимальные обороты парой втыкаю четвертую для экономии бенза по городу это гдето 55-60км/ч еду но когда скорость падает до 50км/ч то двиг как то надрывается и обороты гдето в районе 1300 это опасно вобще поднимать с таких оборотов на четвертой?
2. Еще парой в городе на третей идеш скорость сбрасывается до 30км/ч обороты тоже гдето 1200, приходиться сцеплением на половину выжмать чтобы не заглохнуть, е таком случае оно стирается больше:? Может лучше на вторую тыкнуться, просто напрягает это тыкание я не люблю на второй больше 40 ехать потому при 40 обороты уже больше 2500 и двиг начинает сильно орать, а при переключениях передач со второй на третюю динамика разгона не особо и часто призодиться делать в городском режиме. Передачи первая и вторая втыкаются тоже не оч мягко втыкаются — походу сцепление простися под замену .
Подскажите как лучше поступать для большей сохранности машины,
1) Еще как вредно, ведь нагрузки усиливаются, а смазки наоборот меньше, т.к. масляный насос качает на таких оборотах слабо. В результате возможны задиры на рабочих поверхностях, «залегание» колец, облом юбок поршней и коленвал пополам.
2) конечно стирается, на всех передачах кроме первой и задней крайне не рекомендую уравнивать скорость движения и вращения маховика сцеплением. (не играть сцеплением на скорости, а вовремя переходить на нужную передачу в соответствии со скоростью движения и оборотами.)
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
Скрытая причина плохой тяги автомобиля.Скачать
Как вы убиваете Мотор, ездой на низких оборотах!Скачать
Чем опасна езда на низких оборотах для двигателя и АКПП?Скачать
Какие обороты плохо влияют на двигатель? Высокие или Низкие?Скачать
Мощность или Крутящий момент, что Важнее!? Бензин или ДизельСкачать
ДЕТОНАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ: почему возникает, как распознать и не допустить?Скачать
Прибавка мощности АВТО за счёт смещения меток ГРМ.Скачать
ПОСЛЕ ЭТОГО двигатель больше не будет тупить при разгоне!Скачать
Машина не разгоняется и не тянет? 5 основных причинСкачать
Крутящий момент. Что это такое и зависит ли от мощности?Скачать
Не тянет, не разгоняется, не едет, плохо набирает обороты Ваз. Несколько причинСкачать
Крутящий момент и лошадиные силы | Science Garage На РусскомСкачать
Как нужно «жарить» на машине, чтобы спасти мотор от отложений?Скачать
Не тянет, не разгоняется, не едет, троит, плохо набирает обороты ВазСкачать
Крутящий момент, обороты и мощность двигателя. Простыми словамиСкачать
Распредвалы ЗМЗ 406/405/409: максимальная мощность или низовой момент?Скачать
Пропала тяга, появился прохлеб, увеличелся расход топлива? Нашел причину! ВАЗ 2112, ВАЗ 2110Скачать
Наддув ДВС. Как работает турбонаддув?Скачать