Обозначение по ГОСТ: 8ЧН 26/26;
Тип: 4-х тактный, V-образный с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха;
Порядок нумерации цилиндров: от переднего торца;
Порядок работы цилиндров:
1пр-4лев
2пр-3лев
4пр-1лев
3пр-2лев
Диаметр цилиндра: 260 мм;
Ход поршня:
с главным шатуном: 260 мм;
с прицепным шатуном: 257,53 мм.
Направление движение коленвала (смотря на задний торец двигателя): левое;
Угол расположения цилиндров: 42o;
Средняя скорость перемещения поршня: 8,67 м/с;
Частота оборотов коленвала:
минимальная: 410 — 440 об/мин (340 — 370 об/мин);
номинальная: 1000 об/мин (950 об/мин).
Полная мощность: 1200 л.с. или 883 кВт (1200 л.с. или 883 кВт);
Расход (удельный) топлива в нормальных условиях при номинальной мощности , г/(л.с.ч) или г/кВт*ч: 150+8 или 204+11 (148+7,5 г/(л.с.ч) или 201,2+10 г/кВт*ч);
К нормальным условиям относятся:
давление барометрическое: 760 мм рт. ст.;
температура окружающей среды: +20oC;
влажность относительная: 70%;
противодавление на выпуске, измеренное у фланца выпускного патрубка турбокомпрессора: не больше 500 мм вод. ст.;
статическое разрежение на входе в патрубок ТК-23: не больше 300 мм вод. ст.;
температура воды на входе в интеркулер: 45oC;
температура топлива: 20oC.
Расход (удельный) топлива на холостом ходы при минимальных оборотах : не больше 6,7 кг/час (5,7 кг/час);
Расход (удельный) масла при номинальной мощности, г/э л.с.ч: не больше 1,55;
Давление наддувочного воздуха: не меньше 1,2 кгс/см2 (1,2+0,2 кгс/см2);
Система запуска двигателя: от электростартера;
Температура выхлопных газов: не больше 560oC;
Разность температур выхлопных газов по цилиндрах двигателя: не больше 80oC;
Максимальное давление сгорания по цилиндрам двигателя: не больше 102 атм. (кгс/см2);
Разность давлений сгорания по цилиндрам: не больше 8 атм. (кгс/см2);
Эффективное давление, средние: 9,6 атм;
Температура охлаждающей жидкости (воды) на выходе из дизеля:
нормальная: 70 — 90oC;
максимально допустимая: 95oC.
Температура масла на входе в дизель:
нормальная: 65 — 80oC;
максимально допустимая: 85oC;
предпусковая — 15oC.
Давление масла с температурой 80oC при работе на полной мощности: не меньше 3,2 атм. (4 атм.);
Давление масла с температурой 80oC при работе на полной мощности: не меньше 1,2 атм. (1 атм.);
Габаритные размеры:
высота: 2305 мм (2420 мм);
длина: 3355 мм (3355-3370 мм);
ширина: 1651 мм (1665 мм).
Масса «сухого» дизеля : 9600 кг (11000 кг).
Поперечный разрез дизеля 3А6-Д49
Продольный разрез дизеля 3А6-Д49
Блок цилиндров дизеля 3А-6Д49
Блок цилиндров представляет собой сварнолитую конструкцию V-образной формы, в верхней части которого есть литые стойки, в которые ввернуты шпильки для крепления цилиндровых крышек. Для размещения втулок цилиндров верхняя часть блока разделена на 8-мь секций. В развале блока есть своеобразный канал для воздуха, поступающего из интеркулера (холодильника наддувочного воздуха), а также центральный масляный канал.
Видео:Устройство дизеля Д 49Скачать
С обеих боковых сторон блока цилиндров есть по 4-ре «окна», которые дают доступ к осмотру кривошипно-шатунного механизма. Каждое из «окон» закрывается крышкой. Сами же крышки имеют предохранительные клапана , которые должны открываются в аварийных случаях, когда повышается давление в картере.
Над крышками, с обеих сторон, к блоку прикреплены водяные коллектора , по которым подается вода в пространство между гильзой и рубашкой . Также с обеих сторон блока к цилиндровым крышкам прикреплены выпускные коллектора . С правой стороны под выпускным коллектором размещен маслоохладитель дизеля.
Сверху блока цилиндров установлен лоток с распределительным валом , который передает движение индивидуальным топливным насосам высокого давления, а также клапанам крышек цилиндров посредством рычагов и штанг.
Читайте также: Цилиндр соединительный с внутренней резьбой м10
К переднему торцу двигателя прикреплен:
привод насосов;
кронштейн турбокомпрессора.
К заднему:
привод механизма уравновешивания;
привод распределительного вала.
Блок цилиндров дизеля 7-6Д49
Блок цилиндров дизеля 7-6Д49 в многом схож по конструкции с блоком дизеля 3А-6Д49 , за исключением:
стыка между стойками и подвесками:
дизеля 3А6-Д49 — образован зубьями треугольной формы, которые нарезаны на подвесках и стойках. Такая конструкция блок предназначена для пресечения поперечного перемещения подвесок. Для предотвращения перемещения подвески в продольном направлении предусмотрены бурты на болтах, крепящие подвеску к стойке.
дизеля 7-6Д49 — плоский. Помимо вертикальных болтов, крепящих подвески к стойкам, в блоках дизелей 7-6Д49, есть еще горизонтальные болты.
Ниже приведены схематические изображения поперечных разрезов блоков дизелей 3А-6Д49 и дизелей 7-6Д49 (красными кружочками выделены конструктивные отличия):
Блок дизеля 3А-6Д49 Блок дизеля 7-6Д49
Видео:Блок цилиндров дизеля типа Д49Скачать
Масляная ванна
Схематическое изображение масляной ванны:
1 — трубопровод;
2 — маслосборник;
3,6,9 — сетка;
4 — заливочная горловина;
5 — крышка;
7,12 — болт;
8,10 — прокладка;
11 — втулка;
13 — щуп;
14 — штифт;
а — отверстие для слива масла;
б,в — отверстие.
Ванна сварной конструкции прикреплена к блоку цилиндров и предназначена для размещения масла для смазки двигателя. С обеих сторон ванны расположены горловины с сетками для залива масла в дизель и щупы для замера уровня масла . Сверху ванна закрыта сетками. В нижней части ванны установлен маслосборник , сквозь который масло по трубе поступает во всасывающею пространство масляного насоса. В маслосборнике также установлена сетка. Крышка 5 крепится к корпусу маслосборнику болтами 7 . Стык между корпусом маслосборника и крышкой уплотнен паронитовой прокладкой .
По отверстию «б» масло из ванны поступает к маслопрокачивающему насосу , а по отверстию «в» — сливается из маслоотделителя. Отверстие «а» предназначено для сливания масла из ванны.
Цилиндровый комплект
Цилиндровая крышка, втулка цилиндра, шатун с поршнем снимаются и устанавливаются на дизель Д49 комплектно (в сборе), поэтому на практике прижился термин «комплект». Но при необходимости «головку» можно снимать отдельно от других элементов комплекта.
Защита дизеля
Защита дизеля — это совокупность устройств, которые автоматически останавливают дизель, снимают с него нагрузку или вообще блокируют попытку запустить его.
Дизель останавливается если:
— давление масла на входе в двигатель, во всем диапазоне оборотов коленвала двигателя, меньше: 0,8 атм;
— давление масла в лотке меньше: 0,5±0,1 атм;
— давление газов в картере двигателя больше: 60 мм вод. ст.;
— частота оборотов достигла: 1150 — 1200 об/мин (для дизеля 3А-6Д49).
Снятие нагрузки происходит в случае если:
Видео:Дизель Д49. Часть 02-11-rusСкачать
— температура воды на выходе из дизеля больше: 98oC;
— при 820 — 1000 об/мин коленчатого вала давление масла на входе в двигатель меньше: 2,5±0,25 атм;
Дизель не запустится если:
— включен валопроворотный механизм;
— не произведена предпусковая прокачка масла, длительностью 60 секунд и давление масла в лотке меньше: 0,2±0,1 атм.
При температуре масла на входе в двигатель больше 85oC включается сигнализация.
К устройствам защиты относятся:
Для дизелей 3А6-Д49:
предельный выключатель;
реле давления масла;
жидкостный манометр.
Для дизелей 7-6Д49:
те же устройства, что и для дизелей 3А-6Д49;
воздушная захлопка.
Теоретическая масса сборочных единиц и деталей дизеля 3А-6Д49
Коленвал дизеля 3а-6Д49 и 7-6Д49
На дизелях 8ЧН26/26 могут применяться стальные или чугунные коленвалы. Они взаимозаменяемые, но имеют некоторые конструктивные отличия.
Чугунный коленчатый вал
Схематическое изображение чугунного коленчатого вала:
1,2,3,4 — шейки шатунные;
5 — вал;
6 — противовес;
7 — втулка;
8,11 — кольца уплотнительные;
9 — стопорное кольцо;
10 — шестерня;
12 — втулка шлицевая;
13 — штифт;
14 — заглушка;
а — шейка коренная;
б — бурты упорные;
в,г,д,е,и — отверстия;
ж,к — полости.
Видео:Дизель Д49. Часть 02-07-02-rusСкачать
Читайте также: Ремонт заднего тормозного цилиндра ваз 2110 своими руками
Чугунный коленчатый вал обладает 4-мя шатунными и 6-мя коренными шейками. Этот вал изготовляется из высокопрочного чугуна, в состав, которого также входит глобулярный графит. В целях увеличения механических свойств коленвал подвергается легирования медью 0,3 — 0,6%. Также коленвал азотирован до тверд. HRC>=40.
На коленчатом валу выполнены 4 противовеса, которые необходимы для снижения внут. изгибающего момента в блоке, а также снятия нагрузки с коренных вкладышей от инерции.
Масло к коренным вкладышам поступает из масляного канала, размещенного в развале блока цилиндров, а далее по вертикальным каналам. Смазка к шатунным подшипникам поступает из каналов в коленчатом вале.
Стальной коленчатый вал
Схематическое изображение стального коленчатого вала:
1,2,3,4,5,6 — коренные шейки;
7 — втулка;
8,15,16,18 — болты;
9 — пластина;
10 — штифт;
11,17 — заглушки;
12,13 — кольца;
14 — шестерни;
19 — шайба;
20 — прокладка;
21 — шпилька;
22 — втулка;
23 — противовес;
24 — гайка;
и,м — полости;
к,л — отверстия.
Отличия коленвалов
Стальной от чугунного коленвала отличается:
— массой;
— наличием противовесов на каждой щеке;
— диаметром шатунных шеек, у стал. коленвала = 190 мм, а у ч/к = 200 мм;
— износостойкостью, которая больше, чем у ч/к.
«. при замене чугунного вала стальным придется также менять шатуны и упорные полукольца. «
Шатуны дизеля Д49
Главные шатуны дизеля Д49 Прицепные шатуны дизеля Д49
На каждую шатунную шейку коленвала опирается главный шатун, к которому присоединен прицепной шатун с помощью двух болтов. Эти болты вкручиваются в специальный стальной палец с цементированной поверхностью, который установлен во втулке, сама втулка запрессована в проушинах главного шатуна. Верхняя часть болтов имеет шлицы. Поверх этих болтов на шлицы «одеваются» специальные шайбы, предотвращающие самопроизвольное раскручивание болтов. А сверху этих шайб накручиваются гайки. Гайки застопорены шплинтами.
Видео:Работа 4 х тактного дизеля тепловозов серии ТЭМСкачать
Схематическое изображение главного и прицепного шатунов дизеля Д49:
— шапка» (она же крышка) главного шатуна;
— болт главного шатуна, изготовлен из легированной стали;
— втулка;
— кольцо уплотнительное;
— гайка;
— шатун главный;
— втулка верхней головки главного шатуна;
— втулка верхней головки прицепного шатуна;
— шплинт;
— гайка;
— шайба;
— болт прицепного шатуна, изготовлен из легированной стали;
— шатун прицепной;
— втулка проставочная;
— палец прицепного шатуна;
— втулка пальца;
— шплинт;
— вкладыш верхний;
— штифт;
— вкладыш нижний;
— штифт;
— одно из отверстий нижнего вкладыша;
— канавка поступления смазки из коленвала в масляные каналы шатунов;
— стык зубчатый.
В каждой верхней головке прицепного и главного шатунов запрессованы стальные втулки , залитые свинцовой бронзой. В средней части втулке есть канал с 2-мя отверстиями , они предназначены для подачи масла в поршневой палец. Нижняя головка каждого главного шатуна обладает съемную крышкой («шапку»), которая крепится к стержню 4-мя шатунными болтами . В нижней головке каждого главного шатуна размещаются по два вкладыша , вкладыши не являются взаимозаменяемыми. На каждом шатунном вкладыше отведено по одному отверстию для штифтов, размещенных на «шашке» и на шатуне.
При работе двигателя шатунные вкладыши постоянно омываются, а также охлаждаются смазкой, поступающей по каналам в коленвале. В самих же шатунах имеются каналы, по которым масло поступает в верхние головки главного и прицепного шатунов. Масло в каналы шатунов поступает из масляного канала , размещенного в «шапке» главного шатуна, далее масло проходит через втулку 3 (смотрите на схеме), потом часть масла попадает в канал главного шатуна, а остальное масло, пройдя палец 15, течет по каналу прицепного шатуна.
Читайте также: Цилиндр высокого давления внутренний
Поршня дизеля Д49
Поршня дизеля Д49 разборные и состоят из алюминиевой юбки (тронка) и стальной головки. Тронк и головки соединены между собой четырьмя шпильками и гайками. Под гайки устанавливаются втулки. Снаружи тронка имеется слой антифрикционного приработочного покрытия. В отверстиях бобышек юбки размещен палец плавающего типа. Осевое смещение поршневого пальца ограничивается двумя стопорными кольцами, установленных в канавках бобышек.
Поршня бывают с тремя или четырьмя компрессионными кольцами.
Ниже показано схематическое изображение поршня с 4-мя компрессиоными кольцами:
— шпилька;
— втулка;
— палец;
— кольцо стопорное;
— резиновое уплотнительное кольцо;
— пружина;
— стакан;
— головка поршня;
— кольца компрессионные, чугунные (наружная поверхность покрыта имеет слой хрома, толщиной 0,16 — 0,25 мм);
— кольцо компрессионное;
— кольцо маслосъемное — легированный чугун;
— эспандер (он же расширитель);
— юбка (тронк);
— трубка;
— кольцо маслосъемное — легированный чугун;
— проволока шплинтовочная;
— гайка;
— охлаждающая полость;
— масляный канал;
— сливной масляный канал.
Поршневая головка постоянно охлаждается маслом, которое поступает из верхней головки шатуна в стакан, а из него по каналам 20 (смотрите выше на схеме) попадает в пространство охлаждения 18. Резиновое уплотнительное кольцо предотвращает вытеканию масла между юбкой и головкой поршня.
Выпускной коллектор дизеля 3А-6Д49 и 7-6Д49
Выпускные газы из цилиндровых крышек отводятся к турбокомпрессору через два выпускных коллектора и газовые трубопроводы , расположенные по обеим сторонам дизеля. Коллектора и газовые трубопроводы состоят из наружных и внутренних труб. В полости между трубами протекает вода, охлаждающая коллектор и газовый трубопровод. К наружным и внутренним трубам коллекторов приварены охлаждающие патрубки с фланцами , которыми они крепятся к цилиндровым крышкам.
Для уменьшения потери тепла, уносимого газами из цилиндров к турбокомпрессору, в выпускные патрубки, коллектора и газовые трубопроводы встроены неохлаждаемые газоотводящие патрубки и трубы , изолированные от внутренних охлаждаемых поверхностей воздушной прослойкой.
Охлаждаемые части патрубков и труб сварены из листовой углеродистой стали, а неохлаждаемые «жаровые» трубы и патрубки из жаростойкой легированной стали.
Коллектора крепятся к цилиндровым крышкам специальными «тянущимися» болтами, под головки которых ставятся трубки и специальные шайбы.
Уплотнение стыков между фланцами патрубков и цилиндровыми крышками, между фланцами коллекторов и газовых труб, газовых труб и компенсаторов, а также между патрубками и турбокомпрессором обеспечивается асбостальными прокладками.
Видео:Общее устройство дизель-генератора 2А-9ДГ-01Скачать
Соединение выпускных трубопроводов с турбокомпрессором осуществляется через неохлаждаемые компенсаторы и патрубки теплоизолированные асбестовой тканью и стеклотканью. Снаружи изоляция закрыта металлическими кожухами.
Вода для охлаждения выпускных коллекторов поступает по переточным каналам. В местах стыков фланцев с цилиндровыми крышками каналы уплотнены резиновыми кольцами. Кольца предохраняются от смещения стальными нержавеющими втулками, размещенными во фланцах патрубков.
На коллекторах предусмотрены пароотводящие трубки, по которым отводится пар и воздух из полостей охлаждения коллекторов в расширительный бак. Во фланцах патрубков коллекторов и на выпускной трубе имеются отверстия для установки термопар. К заднему торцу правого выпускного коллектора крепится водяной трубопровод вспомогательного контура водяной системы для тепловозов ТГМ6А, ТГМ6В и ТГМ6Д с челюстными тележками, а для тепловозов ТГМ6Д с безчелюстными тележками этот трубопровод крепится к левому коллектору.
Лоток дизеля 3А-6Д49 (7-6Д49)
Лоток отлит из алюминиевого сплава, крепится к блоку цилиндров шпильками и фиксируется при помощи 2-х конических штифтов. В лотке установлен распределительный вал, который вращается в алюминиевых подшипниках, помимо распредвала к лотку с каждой стороны крепится по 8 рычагов (по 2 на каждый цилиндр). Эти рычаги через штанги передают усилие на рычаги, размещенные в закрытиях.
Схематическое изображение лотка в разных проекциях:
💥 Видео
Поршень дизеля Д49 (из конференции)Скачать
Дизель Д49Скачать
Отключение ТНВДСкачать
Как отремонтировать крышку цилиндра дизеля Д49Скачать
Топливная система дизеля типа Д49Скачать
Дизель Д49 гидротолкательСкачать
Дополненная реальность Устройство и работа дизельного двигателя Д49Скачать
Запуск 2-2Д49 с ионисторовСкачать
дизель Д49ГРМСкачать
Коленвал д49 12 цилиндрового двигателя 650 тыс.Скачать
ТЭП70 0236. Подборка и прокачка гидрокомпенсаторов дизеля Д49Скачать
Рабочие циклы четырёхтактного дизельного двигателя с наддувомСкачать
Работа дизеля Д 49Скачать
Подготовка коленчатого вала дизеля Д49 к укладке.Скачать