Видео:Объём цилиндраСкачать
Презентация к уроку геометрии «Цилиндр. Решение задач» (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Филиал ОГБОУ СПО «Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове Презентация к уроку геометрии Цилиндр. Решение задач Подготовила преподаватель И.И.Колоколенкова
Цели урока: формировать навыки решения задач на нахождение элементов цилиндра, площади поверхности цилиндра; закрепить знания, умения учащихся по изучаемой теме; развивать самостоятельность учащихся в работе над задачами.
План урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний: а)Устная работа с классом. I. Вопросы. II.Решение задач по готовому чертежу б) Проверка домашнего задания (три ученика работали у доски во время устной работы класса). 3. Фронтальная работа по слайдам 4. Работа в группах. Решение задач по готовым чертежам. 5. Физкультминутка. 6.Разноуровневая самостоятельная работа 7. Подведение итогов урока
Устная работа с классом а)Вопросы 1. Укажите среди окружающих вас предметов объекты, имеющие цилиндрическую форму. 2. Дайте определение цилиндра и его основных элементов. 3. Что такое осевое сечение цилиндра? Каков его вид? 4. Может ли осевое сечение быть: а) прямоугольником; б) квадратом; в) трапецией? Почему? 5. Цилиндр катится по плоскости. Какая фигура получается при движении его оси?
Б)Решение задачи по готовому чертежу (устно). Назовите элементы цилиндра Найти площадь полной поверхности цилиндра. ВС = 5 1. ∆АВС — прямоугольный. 2. Так как 6 слайд
Фронтальная работа по слайдам
Концы отрезка АВ, равного а, лежат на окружностях оснований цилиндра. Радиус цилиндра равен r, высота равна h, а расстояние между прямой АВ и осью 001 цилиндра равно d. 1. Объясните, как построить отрезок, длина которого равна расстоянию между скрещивающимися прямыми АВ и 001. 2. Составьте (и объясните) план нахождения величины d по заданным величинам а, h, r. 3. Составьте (и объясните) план нахождения h по заданным величинам а, r, d.
Слайд 2 Плоскость γ, параллельная оси цилиндра, отсекает от окружности основания дугу AmD с градусной мерой α. Радиус цилиндра равен а, высота равна h, расстояние между осью ОО1 цилиндра и плоскостью γ равно d. 1. Докажите, что сечение цилиндра плоскостью γ есть прямоугольник. 2. Объясните, как построить отрезок, длина которого равна расстоянию между осью цилиндра и секущей плоскостью. 3. Найдите AD, если а =10 см, α = 60° (другие варианты: α = 90°, α =120°). 4. Составьте (и объясните) план вычисления площади сечения по данным α , h, d.
Работа в группах. Решение задач по готовым чертежам
Задача №1. 1. OD = R, AD = 3. 2. ∆ADС – прямоугольный,так как AD = 4, то АС = 5 (пифагорова тройка). (Ответ: 5.)
Задача № 2 1. ∆ АВС — прямоугольный. 2. Так как 12 слайд
Задача № 3 1. ∆ АА1 В — прямоугольный; по теореме Пифагора АВ2 = АА12 + А1В2, 172 = 152 + ВА 12 , ВА1 2 = 172-152 = (17- 15)(7 + 15) = 2 • 32 = 64, А1В = 8 ДП: ОК, К – середина BA1 2. ОК ┴ А 1 В (так как ОК — расстояние между ОО1 и АВ: ОК ┴ ОО1 => ОК ┴ АА1 => ОК ┴ ( АА1В) => ОК ┴ А В. OK ┴A1B 3. По теореме Пифагора из ∆ A1 КО: ОА1 2 = ОК2 + А1К2, ОК= 25-16, ОК2 = 9, ОК =3. Дано: О1А = 5, АА1 = 15, АВ = 17. Найти: расстояние между ОО1 и АВ.
Задача №4 АО = 5 — дополнительное построение. AD = 2*(√25-9) = 2* √16 = 2*4 = 8. ABCD — прямоугольник. 4. SABCD = АВ • AD SABCD = 10 • 8 = 80. (Ответ: 80.) Найти: SABCD,
Задача №5 Дано: Sбок./Sосн. =1/2 Найти: H/2R Решение: 1. Sбок./Sосн = 2πRH/πR2 = 2H/R = ½. 2. 2H/R = ½. ═ H/2R = 1/8.
Задача № 6 Дано: ABCD — осевое сечение. Найти: Sбок./SABCD Решение: 1. Sбок.= 2πRH, ABCD — прямоугольник. 2. SABCD = AD • АВ, SABCD = 2R * Н. 3. Sбок./SABCD = = 2πRH/2RH = π (Ответ: π.).
Читайте также: Педаль главного цилиндра сцепления форд фокус 2 с
Физкультминутка Мы с вами хорошо поработали, повторили всё необходимое. Прежде чем выполнить самостоятельную работу проведём физкультминутку. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Каждое задание выполняем по 10 раз. Обведите верхнее основание цилиндра глазами по часовой стрелке, а нижнее – против часовой стрелки. Проведите глазами по оси цилиндра сверху вниз. Проведите глазами по диаметру справа налево. Закройте глаза. Откройте глаза. С новыми силами приступаем к работе.
Разноуровневая самостоятельная работа
1уровень Вариант I 1. Радиус цилиндра равен 10 см. Сечение, параллельное оси цилиндра и удаленное от нее на 8 см, имеет форму квадрата. Найти площадь сечения. 2. Диагональ осевого сечения цилиндра равна 8 √2 дм и образует с плоскостью основания цилиндра угол 45°. Найдите площадь полной поверхности цилиндра. Вариант II 1. Высота цилиндра равна 16 см. На расстоянии 6 см от оси цилиндра проведено сечение, параллельное оси цилиндра и имеющее форму квадрата. Найдите радиус цилиндра. 2. Диагональ осевого сечения цилиндра равна 8 дм и составляет с образующей угол 60°. Найдите площадь полной поверхности цилиндра. II уровень Вариант I 1. Прямоугольник вращается вокруг одной из своих сторон, равной 5 см. Площадь боковой поверхности цилиндра, полученного при вращении, равна 100π см2. Найдите площадь прямоугольника. 2. Хорда нижнего основания цилиндра отсекает от окружности основания дугу в 120°. Отрезок, соединяющий центр верхнего основания с серединой данной хорды, равен 4√2 см и образует с плоскостью основания угол 45°. Найдите площадь осевого сечения цилиндра. Вариант II 1. Прямоугольник, одна из сторон которого равна 5 см, вращается вокруг неизвестной стороны. Найдите площадь прямоугольника, если площадь боковой поверхности цилиндра, полученного при вращении, равна 60π см2. 2. Хорда нижнего основания цилиндра удалена от центра нижнего основания на 2√3 см и отсекает от окружности основания дугу в 60°. Отрезок, соединяющий центр верхнего основания с одним из концов данной хорды, образует с осью цилиндра угол 45°. Найдите площадь осевого сечения цилиндра.
Подведение итогов урока на уроке было интересно и все понятно на уроке было интересно, но возникли затруднения на уроке было все понятно, но неинтересно на уроке ничего не заинтересовало на уроке было все непонятно и неинтересно
Домашнее задание П. 53, 54. 1 уровень — № 527, 531. II уровень — № 531, 544. III уровень — № 544, 601.
Видео:Видеоурок по математике "Цилиндр"Скачать
Обобщение по теме: «Цилиндр, конус, сфера и шар» — Сфера — ЦИЛИНДР, КОНУС И ШАР
— систематизировать теоретический материал по темам «Цилиндр», «Конус», «Сфера» и «Шар»;
— совершенствовать навыки решения задач по изученным темам.
II. Актуализация знаний учащихся
Повторяется теоретический материал в процессе решения задач на готовых чертежах:
а) Дано: цилиндр, АВ1 = 16 см, ∠B1AB = 30° (рис. 1).
2) Из ΔАВВ1 находим
3) Из ΔВ1АВ находим (Ответ: h = 8 см; R = 4√3 см.)
б) Дано: цилиндр ABCD — квадрат; AD = 12 см (рис. 2).
1) Так как ABCD — квадрат, то
2)
3) (Ответ: SABCD = 72 см2; Sб.п. = 72п см2.)
в) Дано: конус, ∠CSB = 120°; SB = 12 см (рис. 3).
1) Из ΔSCO находим h = SO = 12sin ∠C,
2) Из ΔSСО: (Ответ: hK = 6 см; = 6√3 см.)
г) Дано: конус, SO = 16 см; SO1 = 4 см; Rосн. = ОВ = 20 см (рис. 4).
1) Scеч. = πR2, где R1 — радиус сечения;
2) Рассмотрим ΔSO1В1 и ΔSOB. ΔSO1В1
3) Из подобия треугольников ⇒
4) (Ответ: 25π см2.)
д) Дано: шар, R — радиус шара, ∠OAO1 = а (рис. 5).
1) Scеч. = πR12, где R1 — радиус сечения, R1 = О1А;
2) Из ΔОО1А: находим R1 = R · cosa;
3) Ответ: πR2cos2a.
е) Дано: шар; сечение шара плоскостью; ΔABC вписан в сечение; АВ = ВС = 40 см; АС = 45 см; OO1 = 5 см (рис. 6).
1) пусть R1 — радиус сечения шара;
Читайте также: Найдите высоту цилиндра если его объем 490 радиус 7
2) где а, b, с — стороны ΔАВС;
3)
4) из ΔОО1D найдем (Ответ: 5√26(см).)
При решении задач разрешается пользоваться таблицами. Задачи решаются самостоятельно с последующей самопроверкой и обсуждением тех из них, с которыми не справилось большинство учащихся.
III. Теоретический тест с последующей самопроверкой (см. приложение)
Самопроверка тестов проводится учителем следующим образом: учитель читает задание и просит одного из учащихся назвать правильный ответ, затем идет обсуждение правильности названного ответа, при этом снова можно использовать таблицы.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Видео:11 класс. Геометрия. Объем цилиндра. 14.04.2020Скачать
Объем цилиндра — урок 2 — Объем прямой призмы и цилиндра — ОБЪЕМЫ ТЕЛ
— повторить тему об объеме цилиндра;
— выработать навыки решения задач с помощью формулы объема цилиндра.
I. Актуализация опорных знаний
1. Доказательство теоремы об объеме цилиндра;
2. Решение задачи № 669 из домашней работы;
3. Решение задачи № 671 (г) параллельно с доской.
Задача № 669. Дано: цилиндр, Sосн. = Q, Sсеч. = S (рис. 1).
Решение:
DC = h, т.е. (Ответ: )
II. Формирование умений и навыков учащихся
Задача № 671 г). Дано: цилиндр, вписанная n-угольная призма, n = 8 (рис. 5 урок № 37).
Найти:
Решение: (Ответ: )
III. Самостоятельная работа (20-25 мин.) (см. приложение)
I уровень: I вариант: № 1. 108 + 36√2 . №2. 128π: II вариант: № 1. 864√3. № 2. 54π.
II уровень: I вариант: № 1. 768√3. № 2. 3πR3; II вариант: № 1. 125. № 2. 3468π.
III уровень: I вариант: № 1. 50 см3. № 2. II вариант: № 1.4 см. № 2.
— Какие данные необходимо иметь для определения объема цилиндра?
Собрать тетради с самостоятельными работами, сообщить правильные ответы.
Решение задач самостоятельной работы.
№ 1. Дано: АВСА1В1С1 — прямая призма, ∠С = 90°, АС = 6 см, ∠ВАС = 45°, Vnp. = 108 см3 (рис. 2).
2) Рассмотрим ΔАВС — прямоугольный по условию, ∠ВАС = 45° ⇒ ΔАВС равнобедренны.
3) Найдем периметр основания:
4) Из формулы для вычисления объема прямой призмы выражаем высоту призмы и находим ее
№ 2. Дано: цилиндр, ABCD — осевое сечение, ABCD — квадрат, АС = 8√2 см. (рис. 3).
1)
2) Рассмотрим ΔАВС — прямоугольный, так как ABCD квадрат. Пусть АВ = ВС = X см, тогда не удовлетворяет условию задачи. Итак: АВ = ВС = 8 см, т.е. h = 8 (см).
3) Найдем радиус основания: r = 1/2AD = 4 см, тогда
4)
№ 1. Дано: ABCDA1B1C1D1 — прямая призма, BB1D1D — диагональное сечение, ABCD — ромб; BB1D1D — квадрат. АВ = 12 см, ∠BAD = 60° (рис. 4).
1)
2)
3) Рассмотрим ΔABD. т. е. ΔABD — равносторонний, BD = 12 cм.
4) Диагональное сечение BB1D1D является квадратом, т. е. h = BB1 = BD = 12 см.
5) Находим объем призмы.
№ 2. Дано: цилиндр, ABCD — осевое сечение, ABCD — квадрат, АС = 6√2 см (рис. 3).
1)
2) Рассмотрим ΔАВС — прямоугольный и равнобедренный, так как ABCD — квадрат. Обозначим АВ = ВС = х см, тогда не удовлетворяет условию задачи, т. е. АВ = ВС = 6 см, и так h = 6 см.
3) Найдем радиус основания
4)
№ 1. Дано: АВСА1В1С1 — прямая призма, АВ = ВС = 10 см, АС = 12 см, К — середина ребра, ∠KDB = 60° (рис. 5).
1) Рассмотрим получившееся сечение: ΔАКС и определим угол между плоскостью (АКС) и плоскостью основания. В ΔАВС проведем BD ⊥AC, тогда AC ⊥ KD (теорема о трех перпендикулярах). ∠KDB и есть линейный угол двугранного угла между плоскостью (АКС) и плоскостью основания; ∠KDB = 60°.
Читайте также: Какие цилиндры являются приводными
2)
3) Найдем площадь основания.
Рассмотрим ∠AВС: равнобедренный, поэтому BD — высота, медиана и биссектриса треугольника, т. е. AD = DC = 6 см. Далее из ∠BDC по теореме Пифагора находим высоту треугольника ABC: (Для вычисления площади ΔABC можно воспользоваться формулой Герона.)
4) Найдем высоту призмы ВВ1.
Рассмотрим ΔBDK — прямоугольный,
5)
№ 2. Дано: цилиндр. (MNKL) || ОО’, ∪MAL = 120°, АО = R, ∠MKL = 30° (рис. 6).
1)
2) Из ΔMOL найдем ML: ∠MOL = ∪MAL = 120°. ΔMOL — равнобедренный, проведем ОА ⊥ ML. ОА ∩ ML = Н, ОН — высота, медиана и биссектриса ΔMOL.
3) Высоту цилиндра находим из ΔMKL: т. е. H = 3R.
4) Находим объем цилиндра.
№ 1. Дано: АВСА1В1С1 — прямая призма. АВ = ВС = 10, ∠ABC = 30° (АА1Н1H) ⊥ (СС1В1В). ∠AHA1 = 45° (рис. 7).
3) Рассмотрим ΔАВН: ∠AHB = 90°, ∠ABH= 30°. Найдем АН. АН = 1/2АВ (катет, лежащий против угла в 30°), АН = 5.
4) Из ΔАА1Н находим высоту призмы. h = AA1. ΔАА1Н — прямоугольный и равнобедренный, т. е. AA1 = АН = 5.
№ 2. Дано: цилиндр (MNKL) || OO’, ОН = 15 см, МК = 20 см, r = 17 см (рис. 8).
1) Рассмотрим получившееся сечение: так как плоскость параллельна оси цилиндра, то MN || OO’ и KL || OO’, т.е. MN || KL; ОО’ ⊥ основанию ⇒ MN ⊥ основанию и КО ⊥ основанию, кроме того NK || ML — лежат в параллельных плоскостях, таким образом четырехугольник MNKL — прямоугольник.
2) т.е.
3) Рассмотрим ΔMOL: проведем ОН ⊥ ML; ОН и есть расстояние от плоскости сечения до оси цилиндра, т. е. ОН = 15 см. ОН — высота, медиана и биссектриса равнобедренного ΔMOL,
4) Находим высоту цилиндра из прямоугольного ΔMKL:
5)
№ 1. Дано: АВСDА1В1С1D1 — прямая призма, ABCD — трапеция, SBB1C1C = 8 см2, SAA1D1D = 12 см2, BH = 5 см (рис. 9).
1) Расстояние между параллельными плоскостями ВВ1С1 и AA1D1 есть длина перпендикуляра ВН, который является высотой трапеции ABCD.
2) Обозначим верхнее основание трапеции — а, нижнее — b, высоту призмы h, тогда
№ 2. Дано: цилиндр, АВСDА1В1С1D1 — вписанная, правильная четырехугольная призма, B1D = d, ∠DB1B = р (рис. 10).
1)
2) Из прямоугольного треугольника BB1D найдем высоту цилиндра: h = ВВ1 = B1Dcosβ, h = dcosβ.
3) Sосн. = πr2. Из ΔBB1D находим катет BD, который будет являться диаметром окружности описанной около квадрата ABCD.
4)
(Ответ: .)
№ 1. Дано: АВСDА1В1С1D1 — прямая призма, ABCD — трапеция. Vnp. = 40 см3, SBB1C1C = 6 см2, SAA1D1D = 14 см2 (рис. 11).
1) Расстояние между параллельными плоскостями ВВ1С1 и AA1D1 есть длина перпендикуляра ВН, который является также высотой трапеции ABCD.
2) Обозначим: а — верхнее основание трапеции, b — нижнее основание, h — высота призмы, тогда
3)
№ 2. Дано: цилиндр. АВСDEFА1В1С1D1E1F1 — правильная шестиугольная вписанная призма. AD1 = l, ∠AD1D = а (рис. 12).
1)
2) Из ΔAD1D: DD1 = lcosa, т.е. h = lcosa.
3) Socн. = πr2. Из ΔAD1D находим катет AD, который является диагональю правильного шестиугольника и диаметром окружности:
4)
(Ответ: )
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
📺 Видео
Задача про ЦИЛИНДР / Как найти объем детали? / Профиль ЕГЭСкачать
№523. Осевое сечение цилиндра — квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высотуСкачать
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ЦИЛИНДРСкачать
11 класс, 32 урок, Объем цилиндраСкачать
Объем шара и цилиндра. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Цилиндр, конус, шар, 6 классСкачать
Объем цилиндра.Скачать
Призма и цилиндр. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Объем цилиндра. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Задачи на цилиндр. Объем цилиндра - bezbotvyСкачать
Геометрия 11 класс (Урок№12 - Объемы прямой призмы и цилиндра.)Скачать
Объем цилиндра.Скачать
ЦИЛИНДР геометрия егэ по математике профильный уровень ЯщенкоСкачать
Куб и цилиндр. Практическая часть. 11 класс.Скачать
Цилиндр, конус и шар в задании 2 | Математика ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать
ЦИЛИНДР. КОНУС. ШАР.Скачать
ЗАДАНИЕ 2 ЕГЭ (ПРОФИЛЬ). ЦИЛИНДР.Скачать