Датчик фаз (ДФ) Лады Приоры имеет особое назначение в работе двигателя. Выход его из строя не сулит большими проблемами, но заметно сказывается на работе ДВС. Датчик участвует в процессе подачи топлива в цилиндры.
В приоре применяется фазированный впрыск топлива, что помогает добиться более высокой мощности. ДФ передает импульсные сигналы на электронный блок управления.
В данной статье речь пойдет о симптомах поломки, проверки и замены датчика фаз на автомобиле Лада Приора.
- О датчике
- Где находится датчик
- Симптомы неисправности
- Ошибки, которые указывают на поломку датчика фаз:
- Проверка Датчика
- Стоимость датчика
- Датчик фаз для 16-ти клапанного двигателя
- Датчик фаз для 8-ми клапанного двигателя
- Замена
- Замена ДФ 16 клапанов
- Замена ДФ 8 клапанов
- Неисправности датчика фаз
- Для чего нужен датчик фаз
- Признаки неисправности датчика фаз
- Неисправности датчика фаз на авто с ГБО
- Причины неисправности
- Как проверить датчик фаз
- 🔍 Видео
Видео:ДАТЧИК РАСПРЕДВАЛА. 16 клапанов. ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ. БЫСТРАЯ ЗАМЕНА. ПРИОРА троит на холоднуюСкачать
О датчике
В Приоре применяется фазированный впрыск топлива. Принцип работы данного впрыска осуществляется на показаниях датчика фаз. Датчик фаз получает импульсы со шкива распределительного вала и подает их на ЭБУ. В свою очередь ЭБУ получая данные сигналы, корректирует впрыск топлива и распределяет его по фазам.
При неисправности датчика фаз двигатель переходит в аварийный режим работы, переключая впрыск топлива в попарный режим, то есть форсунки парно начинают подавать топливо в цилиндры 1 и 3, 2 и 4.
Выход из строя ДФ оказывает небольшие, но весьма заметные симптомы, которые несомненно заставят вас провести его замену.
Видео:ДАТЧИК ФАЗ ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН ПРИЗНАКИ ЕГО НЕИСПРАВНОСТИ ДПРВСкачать
Где находится датчик
Расположение датчика фаз зависит от типа двигателя.
В 16-ти клапанных двигателях датчик фаз устанавливается вблизи шестерни впускного распределительного вала. Крепится он двумя болтами к головке блока цилиндров. Данное место осложняет процесс его замены.
В 8-ми клапанных ДВС датчик распложен со стороны КПП в верхней части ГБЦ, возле маслоналивной горловины, где ранее в более старых карбюраторных ДВС, устанавливался трамблер.
Видео:ДПРВ. Признаки неисправности датчика распредвалаСкачать
Симптомы неисправности
При появлении данных симптомов следует обратить внимание на целостность датчика фаз и при необходимости провести его замену:
- Появление индикатора «Check Engine» на приборной панели;
- Повышенный расход топлива;
- Нестабильная работа двигателя во всех режимах;
- Потеря мощности и динамики;
Так же читайте нашу статью как провести диагностику автомобиля с помощью китайского сканера ELM 327.
Ошибки, которые указывают на поломку датчика фаз:
- Ошибка 0343 – Высокий уровень сигнала цепи датчика фаз;
- Ошибка 0340 – Неисправность цепи датчика положения распределительного вала;
Видео:Неисправность "датчик фаз", а он не при чём.Скачать
Проверка Датчика
Для проверки датчика фаз необходимо использовать мультиметр. С помощью данного прибора можно проверить практически все датчики в автомобиле.
Пошаговый процесс проверки:
- Включить зажигание на автомобиле, проверить напряжение на аккумуляторной батареи и убедиться, что оно соответствует рабочему 11,8-12,6В. Чтобы проверить напряжение, необходимо на мультиметре выставить переключатель в режим постоянного напряжения, на шкалу деления 20В.
- Теперь нужно проверить питание датчика необходимое для его работы. Для этого снимаем разъем с датчика и подключаем к нему мультиметр. Один щуп мультиметра подключаем на массу, второй на центральный разъем колодки – напряжение должно быть равно 12 В. Крайние разъемы колодки должны показать до 5В.
- После того как проверка цепи питания датчика произведена и не выявила поломки, необходимо приступать к проверке самого ДФ. Для проверки его необходимо демонтировать с ГБЦ. После демонтажа подключаем датчик к разъему и на обратной стороне колодки щупами мультиметра проверяем напряжение. На контакте «В» величина напряжения должна составлять не менее 0,9В. После чего понадобиться небольшая металлическая пластинка, которой нужно провести в прорези датчика и в момент нахождения пластины в датчике, напряжение на мультиметре должно упасть до 0,4В. Если все параметры совпадают, то датчик фаз Приоры исправен. Если параметры разнятся, то датчик необходимо заменить, так как он не ремонтопригоден.
Читайте также: Чистка клапана адсорбера приора 16 клапанов
Видео:Неисправность датчика распредвала (фаз) Замена датчика фаз ваз 16клСкачать
Стоимость датчика
Существует несколько разновидностей датчиков фаз, отличающихся не только конструктивным исполнением, но и заводом изготовителем.
Датчик фаз для 16-ти клапанного двигателя
Производитель | Артикул | Цена, (рублей) |
LADA | 21120-3706040-00 | 490 |
Пегас | 2112-3706040-04 | 265 |
VOLTON | VLT2112-3706040-04 | 260 |
Калуга | 21-3847АТ | 240 |
Датчик фаз для 8-ми клапанного двигателя
Производитель | Артикул | Цена, (рублей) |
LADA | 21110-3706040-00 | 415 |
РОМБ | 361-3847 | 260 |
VOLTON | VLT2111-3706040 | 285 |
Калуга | 48-3855000 | 280 |
Видео:*Лада приора, ошибка датчика положения распредвала ( замена датчика, не помогла)Скачать
Замена
Процесс замены датчика довольно простая работа, но весьма неудобная для 16-ти клапанных двигателей. Ниже приведены инструкция по замене для двух типов двигателей.
Для проведения работы понадобиться трещотка с головкой на 10мм и рожковый ключ на 10мм.
Замена ДФ 16 клапанов
- Откручиваем два болта крепящих датчик, нижний болт закручен в труднодоступном месте, чтобы его открутить придется попотеть, но все же это возможно. Для отвинчивания нижнего болта рекомендуется использовать рожковый ключ.
Замена ДФ 8 клапанов
- Отключаем минусовую клейму с АКБ и вынимаем разъем с датчика.
- Откручиваем крепление датчика. В 8-ми клапанной модели он крепится одним болтом М6, с помощью трещотки выкручиваем болт и вынимаем датчик.
- Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности
Помните, датчик фаз Приоры отличается от 16-ти и 8-ми клапанной модели.
Видео:ДПКВ. Признаки неисправности датчикаСкачать
Неисправности датчика фаз
Неисправность датчика фаз, который еще называют датчик положения распределительного вала, приводит к тому, что двигатель начинает работать в попарно-параллельном режиме подачи топлива. То есть, каждая форсунка срабатывает в два раза чаще. Из-за этого происходит увеличение расхода топлива, увеличивается токсичность выхлопных газов, а также возникают проблемы с самодиагностикой. Более серьезнейших проблем неисправность датчика не вызывает, но при выходе из строя с заменой не затягивают.
Видео:Неисправность датчика фаз: зачем нужен и как проверить (датчик положения распределительного вала)Скачать
Для чего нужен датчик фаз
Чтобы разобраться с возможными неисправностями датчика фаз, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе о том, что он собой представляет, а также на принципе его устройства.
Так, основная функция датчика фаз (или сокращенно — ДФ) заключается в том, что определять положение газораспределительного механизма в конкретный момент времени. В свою очередь это необходимо для того, чтобы электронный блок управления двигателем (ЭБУ) давал команду на впрыск топлива в определенный момент времени. В частности, датчик фаз определяет положение первого цилиндра. Также синхронизируется зажигание. Датчик фаз работает в паре с датчиком положения коленчатого вала.
Датчики фаз используются на двигателях с распределенным фазированным впрыском. Также их используют на двигателях, где применяется система изменения фаз газораспределения. В этом случае зачастую используют отдельные датчики для распределительных валов, управляющих впускными и выпускными клапанами.
Работа современных датчиков фаз основывается на применении физического явления, известного под названием эффект Холла. Он заключается в том, что в полупроводниковой пластине, по которой протекает электрический ток, при ее перемещении в магнитном поле возникает разность потенциалов (напряжение). В корпус датчика помещают постоянный магнит. На практике это реализуется в виде прямоугольной пластины из полупроводникового материала, к четырем сторонам которой подключаются контакты — два входных и два выходных. По первым подается напряжение, а со вторых снимается сигнал. Все это происходит на основе команд, поступающих от электронного блока управления в конкретный момент времени
Существует два типа разновидностей датчиков фаз — щелевые и торцевые. Они имеют разную форму, однако работают по одному и тому же принципу. Так, на поверхности распределительного вала имеется отметчик (другое название — репер), и в процессе его вращения магнит, входящий в конструкцию датчика, фиксирует его прохождение. В корпус датчика встроена система (вторичный преобразователь), преобразующая полученный сигнал в информацию, «понятную» для электронного блока управления. Торцевые датчики имеют такую конструкцию, когда на их торце имеется постоянный магнит, который и “видит” прохождение репера возле датчика. В щелевых же датчиках подразумевается использование формы буквы “П”. И соответствующий репер на диске распределительного проходит между двумя плоскостями корпуса щелевого датчика положения фаз.
Читайте также: Клапан давления топлива для двс
В инжекторных бензиновых двигателях задающий диск и датчик фазы настраиваются таким образом, что импульс от датчика формируется и передается на ЭБУ в момент прохождения первым цилиндром его верхней мертвой точки. Таким образом обеспечивается синхронизация подачи топлива и момент подачи искры для воспламенения топливовоздушной смеси. Очевидно, что датчик фаз оказывает непосредственное влияние на работу двигателя в целом.
Видео:Замена датчика фаз Лада ПриораСкачать
Признаки неисправности датчика фаз
При полном или частичном выходе датчика фаз из строя электронный блок управления в принудительном порядке переводит двигатель в режим парафазного впрыска топлива. Это означает, что момент впрыска топлива выполняется по показаниям датчика коленчатого вала. В результате этого каждая топливная форсунка выполняет впрыск топлива в два раза чаще. Таким образом обеспечивается гарантия того, что в каждом цилиндре будет образовываться топливовоздушная смесь. Однако она образовывается не в самый оптимальный момент, что приводит к падению мощности двигателя, а также перерасходу топлива (пускай и небольшому, хотя это зависит от конкретной модели двигателя).
Симптомами неисправности датчика фаз является:
- увеличивается расход топлива;
- повышается токсичность выхлопных газов, будет ощущаться в запахе выхлопных газов, особенно если выбить катализатор;
- двигатель начинает работать неустойчиво, заметнее всего на малых (холостых) оборотах;
- снижается динамика разгона автомобиля, а также мощность его двигателя;
- на приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine, а при сканировании ошибок их номера будут связаны с датчиком фаз, например, ошибка p0340;
- в момент запуска двигателя в 3…4 секунд стартер крутит двигатель «в холостую», после чего мотор запускается (обусловлено это тем, что на первых секундах электронный блок управления не получает никакой информации от датчика, после чего автоматически переходит в аварийный режим, основываясь на данных, поступающих от датчика положения коленчатого вала).
Кроме вышеперечисленных признаков, часто при выходе датчика фаз из строя возникают проблемы с системой самодиагностики автомобиля. В частности, в момент запуска водитель вынужден крутить стартером несколько больше времени, нежели обычно (как правило, 6. 10 секунд, в зависимости от модели машины и установленного на ней двигателя). А в это время происходит самодиагностика электронного блока управления, что приводит к формированию соответствующих ошибок и переводу двигателя в аварийный режим работы.
Неисправности датчика фаз на авто с ГБО
Отмечается, что при работе двигателя на бензине или дизельном топливе описанные выше неприятные симптомы проявляются не так остро, поэтому зачастую многие автолюбители длительное время используют автомобили с неисправным датчиком фаз. Однако, если ваш автомобиль оборудован газобаллонным оборудованием от четвертого поколения и выше (где используется собственная «умная» электроника), то двигатель будет работать с перебоями, и комфорт от вождения машины резко снизится.
В частности, значительно возрастет расход топлива, топливовоздушная смесь может быть обедненной или, наоборот, обогащенной, значительно снизится мощность и динамика двигателя. Все это происходит из-за рассогласованности работы программного обеспечения электронного блока управления двигателем и блоком управления ГБО. Соответственно, при использовании газобаллонного оборудования датчик фаз нужно менять сразу же после выявления его поломки. Использование машины с выведенным из строя датчиком положения распределительного вала вредно в данном случае не только для двигателя, но и непосредственно для газобаллонного оборудования и его управляющей системы.
Видео:Приора. Признаки неисправности датчика распредвала.Скачать
Причины неисправности
Основной причиной неисправности датчика фаз является его естественный износ, который происходит со временем для любой детали. В частности, из-за воздействия высокой температуры от двигателя и постоянной вибрации в корпусе датчика повреждаются его контакты, может размагнититься постоянный магнит, повредиться сам корпус.
Другой главной причиной — проблемы с проводкой датчика. В частности, питающие/сигнальные провода могут быть оборванными, из-за чего на датчик фаз не подается напряжение питания, либо с него не приходит сигнал по сигнальному проводу. Также возможен вариант поломки механического крепления на «фишке» (так называемое «ухо»). Реже возможен выход из строя предохранителя, отвечающего, в том числе за питание датчика фаз (у каждой конкретной машины он будет зависеть от полной электросхемы автомобиля).
Читайте также: Как проверить обратный клапан ваз 2115
Видео:Ошибка датчика фаз распредвала ВАЗ 2110 8клСкачать
Как проверить датчик фаз
Проверка работоспособности датчика фаз двигателя внутреннего сгорания выполняется при помощи диагностического прибора, а также при помощи электронного мультиметра, способного работать в режиме измерения постоянного напряжения. Пример проверки обсудим для датчиков фаз автомобиля ВАЗ-2114. На моделях с 16-ти клапанным двигателем устанавливается датчик модели 21120370604000, а на 8-ми клапанные — 21110-3706040.
В первую очередь перед диагностикой датчики необходимо демонтировать с их посадочного места. После этого нужно произвести визуальный осмотр корпуса ДФ, а также его контактов и контактной колодки. В случае, если на контактах присутствует грязь и/или мусор — от него необходимо избавиться при помощи спирта либо бензина.
Для проверки датчика 8-ми клапанного мотора 21110-3706040 его необходимо подключить к аккумуляторной батарее и электронному мультиметру по приведенной на рисунке схеме.
Далее алгоритм проверки будет следующим:
- Выставить питающее напряжение на уровне +13,5±0,5 Вольт (для питания можно воспользоваться обычным автомобильным аккумулятором).
- При этом напряжение между сигнальным проводом и «массой» должно составлять не менее 90% от питающего (то есть, 0,9V). Если оно ниже, а тем более равно или близко к нулю, значит, датчик неисправен.
- Поднести к торцу датчика (которым он направлен к реперу распредвала) стальную пластину.
- Если датчик исправен, то напряжение между сигнальным проводом и «массой» должно быть не более 0,4 Вольт. Если больше — значит, датчик неисправен.
- Убрать стальную пластину от торца датчика, напряжение на сигнальном проводе опять должно вернуться к исходным 90% от питающего напряжения.
Для проверки датчика фаз 16-ти клапанного двигателя 21120370604000 его необходимо подключить к блоку питания и мультиметру по приведенной на втором рисунке схеме.
Для проверки соответствующего датчика фаз вам понадобится металлическая деталь размером шириной не менее 20 мм, длиной не менее 80 мм и толщиной 0,5 мм. Алгоритм проверки будет похожим, однако, с другими значениями напряжений:
- Установить питающее напряжение на датчике, равное +13,5±0,5 Вольт.
- При этом, если датчик исправен, то напряжение между сигнальным проводом и «массой» не должно превышать 0,4 Вольта.
- Поместить заранее подготовленную стальную деталь в щель датчика, куда помещается репер распределительного вала.
- Если датчик исправен, то напряжение на сигнальном проводе должно быть не менее 90% от значения питающего напряжения.
- Убрать пластину от датчика, при этом напряжение опять должно упасть до значения не более 0,4 Вольт.
В принципе, подобные проверки можно выполнять, и не демонтируя датчик с его посадочного места. Однако, чтобы осмотреть его лучше снять. Зачастую при проверке датчика имеет смысл проверить и целостность проводов, а также качество контактов. Например, бывают случаи, когда фишка неплотно держит контакт, из-за чего с датчика не поступает сигнал на электронный блок управления. Также, при возможности, желательно «прозвонить» провода, идущие от датчика к ЭБУ и к реле (питающий провод).
Кроме проверки мультиметром, нужно проверить наличие соответствующих ошибок датчика при помощи диагностического прибора. Если подобные ошибки выявлены первый раз, то можно попытаться их сбросить при помощи программных средств, либо просто отсоединив на несколько секунд минусовую клемму аккумуляторной батареи. Если же ошибка появилась вновь — нужна дополнительная диагностика по приведенным выше алгоритмам.
Типовые ошибки датчика фаз:
- P0340 — отсутствует сигнал определителя положения распредвала;
- P0341 — фазы газораспределения не совпадают с тактами сжатия/впуска цилиндропоршневой группы;
- P0342 — в электрической цепи ДПРВ слишком низкий уровень сигнала (фиксируется при замыкании на массу);
- P0343 — уровень сигнала от измерителя превышает норму (обычно возникает при обрыве проводки);
- P0339 — от датчика поступает прерывистый сигнал.
Таким образом, при выявлении указанных ошибок желательно выполнить дополнительную диагностику как можно быстрее с тем, чтобы двигатель работал в оптимальном рабочем режиме.
🔍 Видео
Ваз замена датчика фазы, симптомы неисправности.Скачать
Замена датчика фаз ВАЗ 2112 16 клапановСкачать
ПРИОРА И ДАТЧИК РАСПРЕДВАЛА ГОРИТ ЧЕКСкачать
Датчик распредвала датчик фаз \\ ВАЗ 2112Скачать
ВАЗ 16кл быстрая проверка датчика фаз ДПРВСкачать
Замена Датчика фаз Приора 16V.Скачать
Приора | Плохо заводится | Замена датчика р/вала фазСкачать
Датчик фаз ВАЗСкачать
Проверка датчика фаз (распредвала). Приора 16 клапанов.Скачать