- Датчик температуры в ВАЗ-2115: принцип действия, конструкция и проверка
- Конструкция
- Где расположен ДТ
- Признаки неисправности
- Как убедиться в исправности датчика
- Проверка двухконтактного датчика
- Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
- Принцип действия и функции прибора
- Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
- Испытание на работоспособность
- Датчик температуры автомобиля ВАЗ 2115
- Принцип работы
- Причины и признаки неисправности
- Где находится датчик температуры
- Замена
- Резюме
- Видео по теме
- 🔍 Видео
Видео:Меняй этот датчик, если у тебя такие же признакиСкачать
Датчик температуры в ВАЗ-2115: принцип действия, конструкция и проверка
Соблюдение теплового режима двигателя – одно из важнейших условий его длительной эксплуатации. Для контроля температуры на ВАЗ-2115, как и на любом другом автомобиле, есть стрелочный указатель и соответствующий датчик. Выход из строя одного из них в конечном счете может привести к перегреву силового агрегата. Учитывая важность датчика температуры в ВАЗ-2115 для безотказной работы двигателя, знания о его устройстве, местонахождении и порядке проверки не будут лишними.
Видео:ПЛОХОЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИСкачать
Конструкция
Датчик температуры ВАЗ-2115 представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом. Это значит, что его сопротивление уменьшается по мере прогрева двигателя. Это очень удобно, потому что можно подключить последовательно амперметр, проградуированный соответствующим образом, и получить простейший индикатор температуры без дополнительных преобразований.
Именно такая схема и применяется в пятнадцатой модели. Кроме того, датчик температуры жидкости в ВАЗ-2115 соединен с электронным блоком управления (ЭБУ). Таким образом компьютер получает информацию о тепловом режиме двигателя и вносит коррективы в состав рабочей смеси. Но и это еще не все. В «пятнашке», как и в любом автомобиле с инжекторным двигателем, отсутствует отдельный датчик включения вентилятора. Запускается он по сигналу с ЭБУ в соответствии с данными, поступившими с ДТОЖ.
Видео:Признаки неисправности датчика температуры двигателя ваз. ДТОЖСкачать
Где расположен ДТ
Наверное, для многих будет откровением, но датчиков температуры в ВАЗ-2115 два. Один из них установлен на термостате и работает в полном взаимодействии с бортовым компьютером. Другой предназначен для работы стрелочного прибора, показывающего температуру. Расположен он в торце ГБЦ, вкручивается в него горизонтально. Датчики похожи принципом действия, но отличаются конструкцией. Тот, что установлен в термостате, имеет два контакта для подключения. У датчика комбинации приборов вторым коннектором является «масса» автомобиля.
Видео:Симптомы и признаки неисправности датчика температуры ОЖ. Назначение и проверка ДТОЖСкачать
Признаки неисправности
Прежде всего следует отметить, что перечисленные ниже повреждения характерны в основном для инжекторного двигателя, где датчики температуры в ВАЗ-2115, кроме цепей индикации, включены еще и в систему управления силовым агрегатом. Итак, определить неисправность контроллера можно по следующим признакам:
- Отсутствие показаний на индикаторе температуры или их несоответствие действительности.
- Не вовремя включается вентилятор либо не работает вовсе.
- Неустойчивая работа на холостом ходу. В числе многих причин может быть и неисправность датчика температуры в ВАЗ-2115.
- Затруднен запуск двигателя при низких температурах.
- Потеки охлаждающей жидкости из-под корпуса датчика.
По большинству симптомов, кроме самых очевидных, нельзя однозначно диагностировать неисправность контроллера температуры. В любом случае потребуется дополнительная проверка.
Видео:Симптомы неисправности ДТОЖСкачать
Как убедиться в исправности датчика
Прежде всего рассмотрим вариант, когда не работает указатель температуры на комбинации приборов. Напомним, что отвечает за это одноконтактный датчик, вкрученный в ГБЦ. Порядок проверки следующий:
- Пригласите помощника. От него не потребуется никакой сноровки, единственная его задача — смотреть на комбинацию приборов.
- Открыть капот автомобиля и, соблюдая все требования техники безопасности, убедиться в том, что разъем, который должен быть надет на контакт датчика, находится на месте.
- Если все нормально, просим помощника включить зажигание.
- Снимаем разъем с контакта и кратковременно замыкаем его на «массу».
- Если в это время стрелка прибора дернется вправо, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости в ВАЗ-2115 точно неисправен.
- Если реакция со стороны стрелочного прибора отсутствует — датчик исправен. В этом случае следует протестировать комбинацию приборов и проверить электропроводку.
Если диагностирована неисправность датчика, то устранить ее можно только заменой на новый, ремонту ДТОЖ не подлежит.
Видео:Осторожней с датчиком температуры двигателя,он может навредить/наглядный признак неисправности дтожСкачать
Проверка двухконтактного датчика
Ответственность, возложенная на контроллер, не позволяет его проверить так же легко, как предыдущий. Дело в том, что от него напрямую зависит корректная работа двигателя. С его помощью подбирается оптимальное качество рабочей смеси и включается вентилятор, причем это происходит при определенной, заранее заданной температуре. Изменение его параметров может привести не только к дополнительным тратам, но и стать причиной, пусть косвенной, выхода из строя силового агрегата.
Читайте также: Какие моторы вазов гнут клапана
Проверка двухконтактного датчика температуры двигателя ВАЗ-2115 более кропотлива и трудоемка. Производится она в следующей последовательности:
Видео:Замена датчика ДТОЖ ПРИЧИНЫ и немного про подсос воздуха.Скачать
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.
Видео:Простой способ определения неисправности датчика температуры в двигателе ВАЗСкачать
Принцип действия и функции прибора
Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником. При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.
От работы температурного датчика зависят следующие функции:
- Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
- Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
- Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
- Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.
Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:
- на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
- в корпусе термостата;
- в головке цилиндров;
- непосредственно в радиаторе.
Отличить термоэлементы от других типов датчиков несложно. Все приборы, встроенные в систему охлаждения двигателя и соединенные проводами с контроллером, предназначены для замеров температуры. Единственный момент: когда вы станете искать местонахождение температурного измерителя с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине стоит несколько термических элементов, их функции обычно распределяются так:
- измеритель, встроенный в патрубок, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
- прибор, стоящий в радиаторе, обеспечивает включение охлаждающего вентилятора (или двух);
- датчик в головке цилиндров отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.
На большинстве автомобилей низшей и средней ценовой категории применяется один температурный датчик, выполняющий все функции одновременно. Обычно он стоит на корпусе термостата либо на верхнем патрубке радиатора.
Видео:Неисправности ДТОЖ ВАЗ 2115Скачать
Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:
- перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
- охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
- протечка антифриза из-под корпуса детали;
- вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.
Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:
- Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
- Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
- Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.
Читайте также: Прямоточные клапана для компрессора
Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.
Видео:ПЛОХОЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИСкачать
Испытание на работоспособность
Самый эффективный способ проверки – это диагностика с помощью диагностического оборудования, в простонародье – «автосканер». Это наиболее точный способ для выявления любых неисправностей автомобиля, и здесь есть 2 варианта – ехать на сервис либо приобрести сканер для личных нужд. На данный момент второй вариант будет наиболее предпочтительным, т.к. за короткий промежуток времени сэкономит вам много денег. На рынке очень большое количество диагностических приборов на любой вкус и цвет.
Если ваш бюджет ограничен либо вы просто не хотите тратить больших сумм на приобретение устройства, то можем порекомендовать вам адаптер Корейского производителя Scan Tool Pro Black Edition.
Адаптер совместим с 99% авто, начиная с 1993 года выпуска, подключается по Bluetooth либо Wi-Fi к любому устройству на Android и iOS и Windows. Примечательным является тот момент, что, несмотря на свою невысокую стоимость в районе 2 – 2,5 тыс.руб. устройство видит не только двигатель, как большинство бюджетных адаптеров, но и другие узлы, и агрегаты автомобиля. Так же показывает работу всех имеющихся датчиков в вашем авто в режиме реального времени.
Если подобных устройств у вас нет, а ближайший сервис очень далеко, то есть и другой способ проверки, в домашних условиях.
Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:
- Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
- Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
- Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
- Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.
Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.
Для проведения испытаний вам понадобится:
- мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
- небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
- термометр со шкалой до 100 °С.
Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.
Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.
Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.
Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.
Видео:Как проверить датчик температуры двигателя не снимаяСкачать
Датчик температуры автомобиля ВАЗ 2115
Линейка автомобилей ВАЗ 2115 оснащалась инжекторными моторами с электронными блоками управления (ЭБУ). Система собирает показания с нескольких контроллеров, после чего настраивает сбалансированную работу двигателя. Датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2115 (ДТОЖ) представляет собой один из главных контроллеров, благодаря которому регулируются: обороты коленвала, пропорция смеси бензин/воздух, а также зажигание. Далее расскажем, где на моторе 2115 Samara размещён датчик t°, какие симптомы говорят о его неполадках, и как заменить дефектное устройство.
Читайте также: Датчик абсорбера калина 8 клапанов артикул
Внимание! На ВАЗ 2115 стоит два вида датчиков t° воды. Первый 1-контактный — отправляет сведения на панель приборов. Второй 2-контактный — отвечает за пуск/остановку вентилятора радиатора и обмен показаниями с ЭБУ. В этой статье мы поговорим о втором типе (далее по тексту — ДТОЖ).
Видео:Как проверить датчик температуры двигателя ваз без мультиметра быстро, дтожСкачать
Принцип работы
Двухконтактный датчик температуры на семействе ВАЗ 2110–2115 — это резисторный механизм с негативным температурным коэффициентом. То есть, в холоде его сопротивление высокое, а при нагреве наоборот — низкое. В процессе работы ДТОЖ передаёт импульсы ЭБУ. В устройстве 2 контакта: один для связи с блоком управления, второй для запуска/остановки вентилятора радиатора.
Таблица 1. Единицы измерения температуры воды и данные на ДТОЖ ВАЗ 2115
Градусы t°C | Сопротивление (Ом) |
---|---|
100 | 177 |
40 | 1459 |
0 | 9420 |
−20 | 28680 |
−40 | 100700 |
Сведения для самостоятельной проверки измерителем
Проще говоря, датчик температуры ВАЗ 2115 (инжектор 8 клапанов) выполняет одну из функций заслонки (подсоса), которая традиционно располагалась на карбюраторных автомобилях. Получив показания с ДТОЖ, система ЭБУ обеспечивает холодному двигателю впрыск богатой топливной смеси, а горячему — бедной.
Видео:Какой фирмы выбрать датчик охлаждающей жидкости на ВАЗ? Какие они бывают? Рассмотрим разные фирмы.Скачать
Причины и признаки неисправности
В большинстве случаев, если на ВАЗ 2115 перестаёт работать датчик температуры, то чаще всего неполадки происходят по естественным причинам (например, разрыв внутренних контактов). Неисправный прибор отправляет некорректные сведения температуры двигателя на блок управления. А компьютер считывает пусковую t° двигателя, как 0 °С, после чего приказывает другому датчику — ДМРВ добавить воздуха, то есть обогатить смесь. Иногда проблемы возникают из-за того, что:
- нарушилась герметичность корпуса;
- обрыв электропроводки;
- слетел разъём с колодки.
В результате, на панели загорается жёлтый значок «Check Engine». Тем самым, ЭБУ предупреждает водителя о неполадках в системе. Какие симптомы на работающем ВАЗ 2115 говорят о том, что датчик температуры «пал смертью храбрых»:
- трудный запуск, особенно в морозную погоду;
- плавающие обороты до полного прогрева t 90 °C;
- появляется сильная детонация;
- теряется мощность;
- двигатель глохнет.
Помимо перечисленных дефектов, заметно повышается расход бензина, а из выхлопной трубы идёт тёмный дым.
Видео:ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВАЗ † НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ТЕМПЕРАТУРУ ДВИГАТЕЛЯСкачать
Где находится датчик температуры
У переднеприводного семейства из Тольятти поперечная установка двигателя. Датчик температуры ВАЗ 2115 размещён между блоком цилиндров и термостатом. Он находится на фланце охлаждающей жидкости, расположенном с правой стороны мотора. Датчик легко увидеть если посмотреть вниз, между головкой и корпусом воздушного фильтра. (Чуть ниже, непосредственно в блок, вкручен 1-контактный датчик указателя t° воды. К нему подходит 1 зелёный провод).
Видео:Системный и стрелочный датчик температуры 2110Скачать
Замена
Для монтажа нового датчика охлаждения на LADA 2115 Samara, необходимо выбрать ровную площадку. Вам потребуется инструмент: рожковые и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм), а также большой медицинский шприц 100–250 мл, и к нему трубка от капельницы 15–20 см. Сам датчик рекомендуется купить оригинальный, вот его номер 21120–3851010–05. Заменить ДТОЖ легко самостоятельно. Пошаговый процесс выглядит так:
- Даём двигателю остыть, минимум до 40 °C.
- Шприцом выкачиваем из расширительного бачка тосол/антифриз (чтобы не сливать ОЖ).
- Откручиваем минусовую клемму аккумулятора (ключ 10–13 мм).
- Отсоединяем штекер от датчика расхода воздуха.
- Отвинчиваем корпус воздушного фильтра (ключ 8 мм).
- Аккуратно вынимает «кастрюлю» и отодвигаем её вправо.
- Отсоединяем штекер от ДТОЖ.
- Выкручиваем датчик (накидной ключ 19 мм).
- Чистим посадочную площадку.
- Вкручиваем новый ДТОЖ.
Собираем всё в обратной хронологии. Пользоваться герметиком не рекомендуется, так медное кольцо превосходно обжимается, обеспечивая герметичность.
Видео:Что будет если отключить датчики ДТОЖ.Скачать
Резюме
Датчик температуры охлаждающей жидкости — это важный элемент для сбалансированной работы двигателя ВАЗ 2115. При его неисправности автомобиль утрачивает ходовые характеристики: плохо заводится, глохнет, теряет мощность, больше потребляет топлива, а иногда мотор вообще не работает. Заменить ДТОЖ можно самостоятельно, используя минимальный набор инструментов.
Видео:Решение проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости.Скачать
Видео по теме
🔍 Видео
Расположение датчиков на Ваз 8 клапанов .За что отвечают.Скачать
Не работает указатель температуры ваз, из-за неисправного датчика температуры, проверка дтожСкачать
Не работает указатель температуры ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115 и т.д. Решаем проблему самостоятельно.Скачать