Инжекторные двигатели управляются не механически, а электронно, с помощью бортового компьютера. Для того, чтобы система могла получать информацию о состоянии различных узлов и агрегатов машины, многие из них оснащаются специальными датчиками. Появились эти устройства и в автомобилях ВАЗ после их оснащения инжекторными двигателями. Не исключение и ВАЗ 2115. Датчики, их назначения, неисправности описаны в этой статье.
- Схема расположения датчиков
- Датчики, их назначения и неисправности
- Холостого хода (РХХ)
- Детонации (ДД)
- Кислорода (Лямбда-зонд)
- Положения коленвала (ДПКВ)
- Положения распределительного вала (ДПРВ)
- Температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
- Датчик фаз
- Положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Температуры
- Скорости (Холла)
- Уровня топлива
- Массового расхода воздуха (ДМРВ)
- Датчик температуры в ВАЗ-2115: принцип действия, конструкция и проверка
- Конструкция
- Где расположен ДТ
- Признаки неисправности
- Как убедиться в исправности датчика
- Проверка двухконтактного датчика
- 🎬 Видео
Видео:Меняй этот датчик, если у тебя такие же признакиСкачать
Схема расположения датчиков
Датчики под капотом ВАЗ 2115 расположены следующим образом.
1. Датчик фаз; 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 3. Датчик детонации; 4. Датчик давления масла; 5. Датчик кислорода; 6. Датчик положения коленвала; 7. Датчик скорости; 8. Датчик холостого хода; 9. Датчик массового расхода воздуха; 10-11. Датчик уровня бензина; 12. Датчик уровня тосола; 13. Датчик положения дроссельной заслонки
Видео:Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2108,2109,21099,2110,2111,2112,2113,2114Скачать
Датчики, их назначения и неисправности
Давайте теперь поговорим подробнее про каждый из датчиков, разберём где находятся и как выглядят.
Холостого хода (РХХ)
Устройство располагается в дроссельном узле. Он представляет собой небольшую индукционную катушку, внутри которой находится игла. В зависимости от показаний контроллера на обмотку катушки подаётся то или иное напряжение и игла выдвигается на определённое расстояние в патрубок дросселя, регулируя подачу воздуха. С помощью этого корректируется холостой ход.
Какого-либо индикатора, отвечающего за этот датчик, нет. Поэтому если данный узел выходит из строя, то это можно понять по следующим «симптомам»:
- Двигатель глохнет на холостом ходу или при переключении скорости;
- «Плавающие», нестабильные обороты на холостом ходу;
- При включении непрогретого двигателя отсутствуют повышенные обороты.
Для замены датчика необходимо обесточить проводку машины, полностью отсоединить дроссельный узел, а затем извлечь из него датчик, предварительно отключив клеммы, подающие на него электричество. На место старого датчика нужно установить новое устройство и поместить дроссельный узел на место.
Детонации (ДД)
Датчик детонации находится между цилиндрами на двигателе автомобиля и реагирует, когда топливо детонирует внутри цилиндра. По сути дела он представляет собой пьезоэлемент. Когда происходит детонация бензина, датчик преобразует колебания, возникающие при этом, в электричество. Ток подаётся на бортовой компьютер и сигнализирует о взрыве топлива. После этого автоматически регулируется опережение зажигания.
При поломке этой разновидности датчика топливо начинает детонировать в двигателе. Чтобы проверить устройство на работоспособность, нужно отсоединить его с помощью ключа от места его крепления, подключить к вольтметру и постучать по нему. Если на вольтметр было подано напряжение, значит, узел рабочий, если же нет – неисправный.
Для замены устройства его нужно открутить от посадочного места с помощью ключа, отсоединить от него клеммы и поставить новый прибор.
Кислорода (Лямбда-зонд)
Датчик кислорода, известный также как лямбда-зонд, устанавливается на выхлопную трубу у самого контакта с цилиндрами. Он измеряет количество содержащегося в выхлопных газах и окружающей среде кислорода. Работает он только при включенном двигателе, так как для его функционирования должен быть нагрет. При попадании на датчик молекул кислорода в нём образуется электричество, которое поступает на блок управления. Бортовой компьютер на основании показаний датчика регулирует подачу кислорода в цилиндры двигателя.
При поломке датчика возникают следующие последствия:
- Нестабильный расход бензина: то больше, то меньше;
- «Гуляющие» обороты на холостом ходу;
- Резкое падение мощности при ускорении.
Для того, чтобы произвести замену данного датчика, необходимо обесточить авто, отсоединить идущие к устройству провода, открутить его с помощью ключа, а затем поставить на его место новое.
Читайте также: Обратный клапан для канализации как ставить
Положения коленвала (ДПКВ)
Этот датчик регулирует воспламенение горючей смеси в цилиндрах в зависимости от положения коленчатого вала. Определяется это положения путем считывания электромагнитных импульсов с зубчатого шкива электрогенератора. Сам датчик расположен в непосредственной близости от него.
Датчик положения коленчатого вала
Симптомами поломки устройства могут служить:
- Нестабильность холостого хода;
- «Плавающие» обороты;
- Падение мощности;
- Проблемы при включении мотора.
В домашних условиях работоспособность датчика можно протестировать посредством мультиметра в режиме омметра. Сопротивление на контактах прибора должно быть от 500 до 700 Ом. Если оно сильно отличается от этих значений, датчик неисправен.
Для замены датчика нужно обесточить проводку автомобиля, отсоединив аккумулятор, отключить от устройства электрические контакты, а затем открутить крепёжный болт, извлечь датчик и поставить новый.
Положения распределительного вала (ДПРВ)
Этот датчик, сокращённо называющийся ДПРВ, считывает данные с распределительного вала. Происходит это при помощи специальной шестерёнки, установленной на валу, на которой отсутствуют два зубца. Нужен данный датчик для регулировки бортовым компьютером машины угла зажигания.
Датчик положения распределительного вала
Если это устройство сломалось, холостой ход становится нестабильным, а также увеличивается потребление двигателем горючего.
Располагается датчик слева от двигателя, около воздухофильтра. Перед его заменой нужно обесточить проводку автомобиля. Затем нужно открутить фиксирующий датчик болт, извлечь его, отсоединить контактную клемму, а потом установить новое устройство.
Температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращённо – ДТОЖ) располагается между головкой цилиндров и термостатом. Он измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает на бортовой компьютер полученные показатели. На основании этой информации автоматически регулируется скорость вращения вентилятора охлаждения, а также интенсивность работы насоса, подкачивающего тосол.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Признаками поломки могут служить:
- Самопроизвольное включение вентилятора даже при холодном двигателе;
- Повышение расхода горючего;
- Сложность завести двигатель «на горячую»;
- Перегрев мотора;
- Показания индикатора на приборной панели не соответствуют реальной температуре двигателя.
Проверить датчик можно, опустив его в разогретую охлаждающую жидкость и замерив сопротивление на контактах с помощью мультиметра. Перед этим температуру жидкости надо измерить термометром, а затем сравнить показания градусника и омметра. Если при температуре 50-60 градусов сопротивление датчика составляет 600-700 Ом, он исправен, если оно значительно отличается от этих цифр, устройство неисправно.
Чтобы заменить датчик, нужно обесточить проводку авто, слить охлаждающую жидкость, отключить датчик от проводки, выкрутить его из посадочного места и поставить новый прибор.
Датчик фаз
Он отвечает за поочередный впрыск бензина в цилиндры. При его нормальном функционировании форсунки открываются поочередно. В случае выхода из строя он перестаёт подавать сигналы на бортовой компьютер машины, после чего включается режим подачи бензина, при котором горючее впрыскивается одновременно в два цилиндра.
Понять о том, что возникла неисправность, можно по незначительному увеличению расхода бензина, которое составляет примерно 10%. Также снижается чистота выхлопных газов, в них становится больше токсичных примесей. Кроме того, при запуске двигателя на приборной панели загорается лампочка «проверить двигатель».
Однако без использования специальной техники сказать с полной уверенностью, исправен ли этот датчик, невозможно, поэтому поломку можно выявить только в автосервисе.
Расположен датчик на головке цилиндров. Перед заменой нужно обесточить автомобиль, отключив аккумулятор. Для замены необходимо открутить датчик ключом, а на его место поставить новый, предварительно смазав герметиком, и подключить его к проводке машины.
Положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Поскольку в автомобилях ВАЗ 2115 стоит инжекторный двигатель, в котором педаль газа напрямую не связана с дроссельной заслонкой, которая управляется электронно, для регулировки подачи топлива используют датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). По сути этот датчик представляет собой потенциометр. Он имеет три контакта. Один заземлён, на второй подаётся +5 В, а третий, подвижный, связан с дроссельной заслонкой. При изменении положения заслонки меняется сопротивление датчика. Это считывает бортовой компьютер и в зависимости от показаний прибора уменьшает или увеличивает подачу топлива.
Читайте также: Клапан включения переднего моста паджеро спорт 2003
Датчик положения дроссельной заслонки
Признаками поломки ДПДЗ являются:
- Слишком высокие обороты на холостом ходу;
- Понижение мощности двигателя;
- Рывки и подергивания при нажатии на акселератор.
Располагается ДПДЗ прямо на дроссельном патрубке, к которому он крепится с помощью двух винтов. Для его замены нужно открутить их и поставить на его место новое устройство. При этом лучше заменить и поролоновую прокладку, находящуюся между патрубком и датчиком. Производить замену нужно при отсутствии электротока в проводке.
Температуры
Датчик температуры ВАЗ 2115 устроен так же, как и ДТОЖ, и работает он по такому же принципу. Однако, в отличие от ДТОЖ, находится этот прибор в головке блока цилиндров. Именно там он измеряет температуру охлаждающей жидкости.
При его неисправности могут появиться следующие признаки:
- Проблемы при запуске двигателя (независимо от температуры окружающей среды);
- Нестабильная работа мотора на холостом ходу;
- Увеличение расхода бензина;
- Сигнал индикатора на приборной панели.
Для замены датчика необходимо открутить его от посадочного места и поставить туда новое устройство. Перед этим следует обесточить машину и слить охлаждающую жидкость.
Скорости (Холла)
В автомобилях ВАЗ 2115 установлен электронный датчик скорости. Ещё его называют датчиком Холла. Связано это с тем, что в основу его работы положен принцип Холла, суть которого заключается в том, что если поместить полупроводник, через который проходит постоянный ток, в магнитное поле, в этом полупроводнике из-за разности потенциалов возникают дополнительные электрические импульсы. Именно они поступают на спидометр машины и преобразуются в индикацию скорости движения.
Расположен датчик на коробке передач. При его выходе из строя:
- Спидометр работает некорректно или совсем не функционирует;
- Нестабильны обороты на холостом ходу.
Заменить датчик несложно. Для этого нужно обесточить проводку машины, открутить с помощью ключа неисправный прибор, отсоединить от него контакты и поставить на его место новый.
Уровня топлива
Данный датчик определяет, сколько осталось бензина. Он состоит из поплавка и переменного резистора. Поплавок, прикрепленный к резистору, плавает в горючем, и когда его уровень изменяется, опускается или поднимается. При этом изменяется и сопротивление на резисторе. Эти данные передаются на приборную панель и бортовой компьютер.
В случае, когда датчик неисправен, загорается лампочка, сигнализирующая о пустом баке, а стрелка индикатора топлива показывает недостоверные сведения.
Для замены устройства понадобится:
- Снять нижнюю подушку на заднем сидении и отодвинуть обивку багажника;
- Открутить болты, с помощью которых крепится крышка бака;
- Отсоединить от датчика идущие к нему провода;
- Извлечь датчик;
- Поставить на его место новый прибор и подсоединить его к проводке машины.
Массового расхода воздуха (ДМРВ)
Этот прибор измеряет количество потребляемого двигателем воздуха и скорость реакции в цилиндрах, а бортовой компьютер на основании его показаний определяет, в каком соотношении нужно смешать горючее с воздухом. Находится датчик на патрубке фильтра.
Датчик массового расхода воздуха
Неисправность датчика приводит к:
- Увеличению расхода бензина;
- Снижению мощности;
- Ухудшению динамики машины;
- Некорректной работе вентилятора воздухофильтра;
- Появлению индикатора «проверка двигателя» на приборной панели.
Для замены устройства необходимо ослабить хомут на патрубке, а также выкрутить удерживающие датчик винты, отсоединить от датчика контакты и снять его. Делается это при обесточенной проводке машины. Затем на место снятого датчика крепится новый.
Выход из строя даже одного из датчиков, имеющихся в автомобиле ВАЗ 2115, может повлечь неблагоприятные последствия. Поэтому если вы заметили один из «симптомов» их неисправности, лучше не медлить с заменой вышедшего из строя устройства. Это обеспечит вам комфортную и безопасную езду, а также продлит срок службы автомобиля.
Видео:ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВАЗ † НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ТЕМПЕРАТУРУ ДВИГАТЕЛЯСкачать
Датчик температуры в ВАЗ-2115: принцип действия, конструкция и проверка
Соблюдение теплового режима двигателя – одно из важнейших условий его длительной эксплуатации. Для контроля температуры на ВАЗ-2115, как и на любом другом автомобиле, есть стрелочный указатель и соответствующий датчик. Выход из строя одного из них в конечном счете может привести к перегреву силового агрегата. Учитывая важность датчика температуры в ВАЗ-2115 для безотказной работы двигателя, знания о его устройстве, местонахождении и порядке проверки не будут лишними.
Читайте также: 427001410 ina клапан применимость
Видео:Как проверить датчик температуры двигателя не снимаяСкачать
Конструкция
Датчик температуры ВАЗ-2115 представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом. Это значит, что его сопротивление уменьшается по мере прогрева двигателя. Это очень удобно, потому что можно подключить последовательно амперметр, проградуированный соответствующим образом, и получить простейший индикатор температуры без дополнительных преобразований.
Именно такая схема и применяется в пятнадцатой модели. Кроме того, датчик температуры жидкости в ВАЗ-2115 соединен с электронным блоком управления (ЭБУ). Таким образом компьютер получает информацию о тепловом режиме двигателя и вносит коррективы в состав рабочей смеси. Но и это еще не все. В «пятнашке», как и в любом автомобиле с инжекторным двигателем, отсутствует отдельный датчик включения вентилятора. Запускается он по сигналу с ЭБУ в соответствии с данными, поступившими с ДТОЖ.
Видео:Простой способ определения неисправности датчика температуры в двигателе ВАЗСкачать
Где расположен ДТ
Наверное, для многих будет откровением, но датчиков температуры в ВАЗ-2115 два. Один из них установлен на термостате и работает в полном взаимодействии с бортовым компьютером. Другой предназначен для работы стрелочного прибора, показывающего температуру. Расположен он в торце ГБЦ, вкручивается в него горизонтально. Датчики похожи принципом действия, но отличаются конструкцией. Тот, что установлен в термостате, имеет два контакта для подключения. У датчика комбинации приборов вторым коннектором является «масса» автомобиля.
Видео:Как проверить датчик температуры двигателя ваз без мультиметра быстро, дтожСкачать
Признаки неисправности
Прежде всего следует отметить, что перечисленные ниже повреждения характерны в основном для инжекторного двигателя, где датчики температуры в ВАЗ-2115, кроме цепей индикации, включены еще и в систему управления силовым агрегатом. Итак, определить неисправность контроллера можно по следующим признакам:
- Отсутствие показаний на индикаторе температуры или их несоответствие действительности.
- Не вовремя включается вентилятор либо не работает вовсе.
- Неустойчивая работа на холостом ходу. В числе многих причин может быть и неисправность датчика температуры в ВАЗ-2115.
- Затруднен запуск двигателя при низких температурах.
- Потеки охлаждающей жидкости из-под корпуса датчика.
По большинству симптомов, кроме самых очевидных, нельзя однозначно диагностировать неисправность контроллера температуры. В любом случае потребуется дополнительная проверка.
Видео:Не включается вентилятор ваз, инжектор. Поиск причиныСкачать
Как убедиться в исправности датчика
Прежде всего рассмотрим вариант, когда не работает указатель температуры на комбинации приборов. Напомним, что отвечает за это одноконтактный датчик, вкрученный в ГБЦ. Порядок проверки следующий:
- Пригласите помощника. От него не потребуется никакой сноровки, единственная его задача — смотреть на комбинацию приборов.
- Открыть капот автомобиля и, соблюдая все требования техники безопасности, убедиться в том, что разъем, который должен быть надет на контакт датчика, находится на месте.
- Если все нормально, просим помощника включить зажигание.
- Снимаем разъем с контакта и кратковременно замыкаем его на «массу».
- Если в это время стрелка прибора дернется вправо, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости в ВАЗ-2115 точно неисправен.
- Если реакция со стороны стрелочного прибора отсутствует — датчик исправен. В этом случае следует протестировать комбинацию приборов и проверить электропроводку.
Если диагностирована неисправность датчика, то устранить ее можно только заменой на новый, ремонту ДТОЖ не подлежит.
Видео:ПЛОХОЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИСкачать
Проверка двухконтактного датчика
Ответственность, возложенная на контроллер, не позволяет его проверить так же легко, как предыдущий. Дело в том, что от него напрямую зависит корректная работа двигателя. С его помощью подбирается оптимальное качество рабочей смеси и включается вентилятор, причем это происходит при определенной, заранее заданной температуре. Изменение его параметров может привести не только к дополнительным тратам, но и стать причиной, пусть косвенной, выхода из строя силового агрегата.
Проверка двухконтактного датчика температуры двигателя ВАЗ-2115 более кропотлива и трудоемка. Производится она в следующей последовательности:
🎬 Видео
Не работает указатель температуры ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115 и т.д. Решаем проблему самостоятельно.Скачать
Какой фирмы выбрать датчик охлаждающей жидкости на ВАЗ? Какие они бывают? Рассмотрим разные фирмы.Скачать
Признаки неисправности датчика температуры двигателя ваз. ДТОЖСкачать
Расположение датчиков на Ваз 8 клапанов .За что отвечают.Скачать
Осторожней с датчиком температуры двигателя,он может навредить/наглядный признак неисправности дтожСкачать
Все Причины ПЕРЕГРЕВА и КИПЕНИЯ Двигателя. Устранение причин перегрева двигателя ВАЗ 2109, 2114....Скачать
УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ УХОДИТ В КРАСНУЮ ЗОНУ ВАЗ 2114, 2110, 2112, ПРИОРА , КАЛИНАСкачать
Электрооборудование - Проверка датчика температуры охлаждающей жидкостиСкачать
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2108,2109,21099,2110,2111,2112,2113,2114Скачать
Датчики ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2112, 2113, 2115, 2115, ВАЗ классика 2101, 2107.Скачать
Симптомы неисправности ДТОЖСкачать
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости в гаражных условияхСкачать