Десятое семейство тольяттинского автогиганта оснащалось инжекторными моторами. Первые выпуски машин с 8-клапанными головками, а последующие с 16-клапанными. И те, и другие моторы оборудовались электронными блоками управления (далее ЭБУ). Главный контроллер собирает показания с нескольких датчиков и настраивает сбалансированную работу двигателя (далее ДВС). Датчик температуры на ВАЗ 2110 также отвечает за взаимодействие с ЭБУ, и в случае его неисправности загорается сигнал «Check Engine», что в переводе с английского звучит, как «Проверьте двигатель». Далее расскажем, где стоит температурный датчик на ВАЗ 2110, как его проверить и поменять.
Внимание! На инжекторных «десятках» стоит 2 датчика охлаждающей жидкости. Один для стрелки на приборной панели, а второй для обмена данными с ЭБУ и включением вентилятора радиатора. Он называется ДТОЖ. Именно ему посвящена статья.
- Принцип работы
- Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ
- Причины и признаки неисправности
- Где стоит ДТОЖ
- Какой датчик выбрать
- Как проверить
- Замена
- Где купить аксессуары для автомобиля
- Заключение
- Видео по теме
- Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110
- Устройство
- Принцип работы
- Место расположения
- Признаки неисправности
- Проверка
- Выбор ДТОЖ
- Замена
- Замена ДТОЖ за 5 минут
- 🔥 Видео
Видео:Меняй этот датчик, если у тебя такие же признакиСкачать
Принцип работы
Механизм действия датчика температуры на семействе ВАЗ 2110–2112 основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от окружающего режима t°C. По сути, перед нами электронный резистор с негативным коэффициентом температур. То есть, чем ниже t°C, тем выше сопротивление прибора, и наоборот.
Таблица 1. Рабочие температуры и параметры ДТОЖ
Температура, t°C | Сопротивление, Ом |
---|---|
100 | 177 |
40 | 1459 |
25 | 2796 |
0 | 9420 |
−20 | 28680 |
−40 | 100700 |
Представленные величины можно использовать для проверки датчика тестером. Об этом чуть ниже.
Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ
На инжекторных машинах нет заслонки (подсоса). Теперь топливо обогащает или обедняет блок управления, используя величины t°C, поступающие с ДТОЖ. Кроме этого, главный контролер следит за рабочей температурой двигателя и даёт команду на включение вентилятора в случае его перегрева.
Видео:Осторожней с датчиком температуры двигателя,он может навредить/наглядный признак неисправности дтожСкачать
Причины и признаки неисправности
Мастера сервисных мастерских говорят, что в 90 % случаев поломка датчика температуры на ВАЗ и других марках автомобилей происходит по естественным причинам. Чаще всего, возникает обрыв внутренних контактов резистора. Как следствие, ДТОЖ отправляет на ЭБУ некорректные параметры, например, пусковую t° двигателя в пределах 0 °С. Блок управления считает мотор холодным и даёт команду другому датчику — ДМРВ убавить подачу воздуха, то есть, обогатить смесь. Поэтому прогретый мотор начинает работать странно, «взахлёб» с провалами. Вот ещё 3 наиболее частые причины некорректной работы ДТОЖ:
- Нарушена герметичность корпуса датчика.
- Произошёл обрыв электропроводов.
- Слетела колодка электропитания.
В перечисленных случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому привлекает внимание водителя сигналом «Check Engine» на приборной панели. При этом работа автомобиля становится необычной:
- двигатель запускается с трудом и норовит заглохнуть;
- обороты плавают даже на прогретом моторе;
- чувствуется сильная детонация;
- пропадает былая мощность.
Кроме этого увеличивается расход топлива, а из выхлопной трубы идёт тёмный дым. Необходимо сделать диагностику. Для этого можно отправиться в автосервис, или установить на смартфон специальное приложение и купить адаптер Bluetooth.
Читайте также: Электромагнитный клапан газа в квартире
Видео:Признаки неисправности датчика температуры двигателя ваз. ДТОЖСкачать
Где стоит ДТОЖ
Все переднеприводные автомобили ВАЗ получили поперечную установку ДВС. Если посмотреть вниз, между головкой блока и корпусом воздушного фильтра, то можно увидеть место расположения ДТОЖ. Он встроен в патрубок фланца охлаждающей жидкости и смотрит по ходу движения, то есть в сторону радиатора. К нему подходит колодка с двумя проводами. (Чуть ниже, непосредственно в блоке, стоит ещё один датчик температуры ОЖ. Благодаря ему мы видим уровень t°C на приборной панели. К устройству подходит 1 бело-зелёный провод).
Видео:Симптомы и признаки неисправности датчика температуры ОЖ. Назначение и проверка ДТОЖСкачать
Какой датчик выбрать
Независимые эксперты автомобильной индустрии и специалисты сервисных мастерских придерживаются во мнении, что покупать лучше оригинальные запчасти или брендовые аналоги. Последние подбираются по кодам в специальных программах совмещения. У датчика температуры охлаждающей жидкости, семейства ВАЗ 2110–2112, заводской номер 21120–3851010–00. Иногда на окончании вместо 00, можно увидеть: 01, 02, 03. Это говорит о том, что прибор сделан на одном из смежных предприятий АвтоВАЗа.
Таблица 2. Цена оригинального ДТОЖ и его зарубежных аналогов
Производитель | Номер | Сумма, руб. |
---|---|---|
GM АвтоВАЗ | 21120–3851010–00 | 250 |
АвтоВАЗ | 21120–3851010–82 | 165 |
Magneti marelli | 1719 16011 150 | 355 |
Hella | 6PT 009 107–271 | 735 |
Eps | 1.830.098 | 1080 |
Источники: autopiter.ru, exist.ru.
Интересный факт. Некоторые владельцы покупают на свои «десятки» исключительно иностранные запчасти. Те же амортизаторы, стойки, пружины, ремни ГРМ, электрооборудование и другие детали «оттуда» — служат гораздо дольше.
Видео:ПЛОХОЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИСкачать
Как проверить
В истории много случаев, когда собственник ставит новую запчасть, а она не работает. Поэтому, после покупки датчика температуры рекомендуется измерить сопротивление перед установкой на тот же ВАЗ или другой автомобиль. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Переводим его в омметр. При комнатной температуре (+23 °C, +25 °C), показания должны быть в районе 2780 Ом (как в таблице №1). Если опустить ДТОЖ в стакан с кипяток (+100 °C), немного подержать и снять показания, на экране тестера должен появится результат в границах 175–180 Ом. Значит покупка в исправном состоянии. Можно устанавливать на машину.
Видео:Простой способ определения неисправности датчика температуры в двигателе ВАЗСкачать
Замена
Перед ремонтом необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, для машины следует выбрать ровную площадку. Можно в гараже, можно на открытом воздухе. Во-вторых, приготовьте инструмент: рожковые и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм). А ещё понадобится ёмкий медицинский шприц 100–250 мл, к нему трубка от капельницы 15–20 см и банка 0.5–1 л (чтобы не сливать тосол/антифриз). Последовательность действий такая:
- Ждём, пока мотор полностью остынет.
- Шприцем откачиваем из расширительно бачка ОЖ (100–200 мл.).
- Откручиваем минусовую клемму АКБ (ключ 10–13 мм).
- Отвинчиваем крепёж корпуса воздушного фильтра (ключ 8 мм).
- Бережно откидываем «кастрюлю» вправо.
- Отсоединяем колодку питания от ДТОЖ.
- Отворачиваем датчик (ключ 19 мм).
- Очищаем привалочную площадку от грязи.
- Вкручиваем новый ДТОЖ.
Сборку необходимо провести в обратной хронологии. Герметиком пользоваться не надо, так как медное уплотнительное кольцо прекрасно обжимается и герметизирует соединение. Запускаем двигатель. Проверяем его работу и осматриваем ремонтную зону на предмет утечки тосола. На всё мероприятие 15–20 минут.
Читайте также: Клапан вентиляции картерных газов lifan x60
Видео:Как проверить датчик температуры двигателя не снимаяСкачать
Где купить аксессуары для автомобиля
Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Переходите по ссылкам и выбирайте:
Видео:Симптомы неисправности ДТОЖСкачать
Заключение
Как видно, проверить и поменять самостоятельно датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 (8–16 клапанов) сможет большинство автовладельцев. Если система ЭБУ сигнализирует о проблемах (Check Engine), не стоит откладывать ремонт в долгий ящик. Можно отправится на диагностику в автосервис или сделать её самостоятельно, через специальное приложение. Для установки лучше выбирать оригинальный ДТОЖ, так как дешёвые аналоги могут быстро выйти из строя.
Видео:Замена датчика ДТОЖ ПРИЧИНЫ и немного про подсос воздуха.Скачать
Видео по теме
Видео:ДПКВ. Признаки неисправности датчикаСкачать
Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110
Карбюраторные двигатели, которыми устанавливались на модели ВАЗ-2110, оснащены лишь одним одноконтактным датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), подключённым к указателю, размещённому на панели приборов. Для краткости присвоим ему №1. На моторах, оборудованных системами впрыска, имеется дополнительный датчик, двухконтактный, передающий информацию на электронный блок управления (ЭБУ). Обозначим его №2. Сверяясь с показаниями ДТОЖ №2, ЭБУ корректирует состав топливной смеси и угол опережения зажигания, обеспечивая эффективную работу ДВС.
Видео:Как проверить датчик температуры двигателя ваз без мультиметра быстро, дтожСкачать
Устройство
Компактный измерительный прибор размером меньше мизинца, состоит из нескольких частей:
- Металлического корпуса, постоянно находящегося в контакте с охлаждающей жидкостью (ОЖ) и имеющего грани для захвата рожковым или накидным ключом.
- Размещённого внутри корпуса резистора, меняющего своё сопротивление в зависимости от температуры.
- Подключаемого к электропроводке пластмассового разъёма с одним или двумя контактами.
Стоят такая деталь недорого и, при необходимости, её следует менять без промедления.
Видео:Проверка датчика температуры ОЖ ВАЗ 2110Скачать
Принцип работы
В данной статье пойдёт речь о ДТОЖ №2. Его неисправность, даже при условии, что температура ОЖ не выходит за допустимые пределы, нередко становится причиной серьёзных поломок. Принцип работы этого датчика предельно прост:
- Ток напряжением 5 вольт пропускается через резистор и подаётся на клеммную колодку ЭБУ.
- В зависимости от температуры охлаждающей жидкости изменяется сопротивление резистора, а вместе с ним и напряжение на выходе.
- Регистрируя изменение характеристик тока, электронный блок управления корректирует работу различных систем ДВС.
Искажение или полное отсутствие сигнала приводит к появлению серьёзных проблем.
Видео:ПЛОХОЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИСкачать
Место расположения
На ВАЗ 2110 имеется два датчика температуры и чтобы обнаружить оба устройства – №1 и 2 – и получить к ним нормальный доступ, следует демонтировать корпус воздушного фильтра. Первый датчик ввёрнут в блок цилиндров. Второй размещён на корпусе термостата в специальном отверстии и вкручивается в него по резьбе, по которому ОЖ поступает к блоку. Перепутать довольно сложно.
Видео:РХХ. Признаки неисправности регулятора холостого ходаСкачать
Признаки неисправности
Предположить, что с ДТОЖ №2 что-то не так, можно, ориентируясь на характерные признаки:
- Снижение мощности и ухудшение тяговых характеристик ДВС.
- Проблемы с запуском мотора, который, даже начав работать, норовит заглохнуть.
- Увеличенное содержание вредных веществ в отработавших газах (слишком богатая смесь).
- Детонационные стуки в цилиндрах (слишком бедная смесь).
- Плавающие обороты холостого хода.
- Провалы при работе двигателя пол нагрузкой.
Читайте также: Взрывной предохранительный клапан для газоходов
В любом случае меры по обнаружению и устранению неисправности следует предпринимать без промедления.
Видео:Системный и стрелочный датчик температуры 2110Скачать
Проверка
Диагностику следует проводить только при наличии навыков обращения с измерительными инструментами. Действуя в строгой последовательности, необходимо:
- Убедиться в том, что провода подключены к разъёму.
- Произвести визуальный осмотр на предмет обнаружения повреждений датчика и электропроводки.
- Отсоединив проводку и включив зажигание, с помощью мультиметра замерить напряжение на токоподводящих клеммах. Оно должно составлять около 5 вольт.
- При холодном двигателе замерить сопротивление на клеммах ДТОЖ №2. Если температура окружающего воздуха находится в пределах +23… +25 °C, показания прибора должны быть в районе 2870 Ом.
- Подключить датчик, запустив двигатель и дождавшись момента включения вентилятора системы охлаждения, заглушить машину и провести повторные замеры. В этот момент сопротивление должно быть приблизительно 180 Ом.
Если хотя бы один из параметров не соответствует указанным, устройство неисправно и подлежит замене. Однако подобные замеры не дают исчерпывающего представления о состоянии ДТОЖ. Бывает так, что прибор некорректно работает только в определённом температурном диапазоне, например, в пределах +45… +60 °C. Чтобы не терзаться сомнениями, проще заменить недорогую деталь.
Видео:Троит только на холостых. Нашёл причину. ВАЗ 2111, инжектор, 8 клапанов.Скачать
Выбор ДТОЖ
При ремонте рекомендуется использовать оригинальные комплектующие или запасные части, изготовленные на предприятиях, имеющих хорошую репутацию. Изделия, изготовленные на головном предприятии АвтоВАЗ, стоят около 400 – 500 рублей и имеют каталожный номер 21120–3851010–00. Последние две цифры могут быть иными при условии, что детали изготовлены заводами-партнёрами, входящими в группу компаний АвтоВАЗ. Среди возможных вариантов замены рекомендуется рассматривать продукцию известных брендов:
- Vemo V40-72-0322 (900 – 1100 р.).
- Hella 6PT 009 107-271 (800 – 950 р.).
- Facet 7.3098 (700 – 800 р.).
- Vernet WS2586 (400 – 500 р.).
В продаже имеются запасные части на любой вкус и кошелёк.
Видео:Не включается вентилятор ваз, инжектор. Поиск причиныСкачать
Замена
Работы по снятию/установке датчика охлаждающей жидкости выполняются на полностью остывшем двигателе. Будет необходимо:
- Отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.
- Демонтировать корпус воздушного фильтра.
- Открыть крышку расширительного бачка.
- Подставить под место крепления ДТОЖ подходящую по размерам ёмкость для сбора антифриза.
- Отсоединить разъём электропроводки. Рожковым ключом на 19 отвернуть датчик.
- Очистить резьбу от грязи с помощью чистой ветоши (при необходимости).
- Завернуть на место новую деталь.
- Подключить провода.
- Убрать ёмкость с антифризом.
- Вернуть на место корпус воздушного фильтра.
- Подсоединить снятую клемму к аккумулятору.
- Долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок (в случае, когда в этом возникнет необходимость).
После этого нужно завести мотор и, дав ему поработать на холостых оборотах, дождаться момента включения вентилятора, после чего проверить уровень ОЖ и при необходимости ее нужно долить. Если всё сделаете правильно, неисправности исчезнут без следа!
Замена ДТОЖ за 5 минут
🔥 Видео
Расположение датчиков на Ваз 8 клапанов .За что отвечают.Скачать
Симптомы и признаки неисправности, проверка датчика детонации. Назначение и ошибкиСкачать
ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ДЕТОНАЦИИ О КОТОРОЙ НЕ КАЖДЫЙ ЗНАЛ, ОШИБКА ПРИ УСТАНОВКЕ ДАТЧИКА.Скачать