- ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) на ВАЗ 2109 инжектор
- Назначение ДМРВ
- Устройство датчика массового расхода воздуха
- Диагностика неисправностей прибора
- Превентивный ремонт ДМРВ
- Как проверить датчик дмрв на ваз 2109
- Таблица ДМРВ. Двигатели ВАЗ ДМРВ. Три последние цифры
- Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха
- Как проверить ДМРВ на исправность
- Проверка ДМРВ в движении
- Проверка ДМРВ мультиметром
- Визуальный осмотр ДМРВ
- 📺 Видео
Видео:Как проверить ДМРВ на ВАЗ 2109,2110,2112,2114 , Калина, Приора, ГрантаСкачать
ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) на ВАЗ 2109 инжектор
Прибор ДМРВ ВАЗ 2109 инжектор называется датчиком массового расхода воздуха автомобиля безосновательно, по большому счёту по привычке. На самом деле датчик массового расхода воздуха физически никакой массы — ни гравитационной, ни инерционной — не измеряет. Он осуществляет другие важные действия.
Видео:ДМРВ ВАЗ 2107, 2108, 2112, 2170, 2190 BOSCH ПЕКАР ИТЕЛМА 037, 116, 225Скачать
Назначение ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха, или расходомер, является важной составной частью инжекторного двигателя автомобиля ВАЗ 21093 i. Он отвечает за формирование топливовоздушной смеси в необходимых пропорциях, за поступление надлежащего объёма кислорода воздуха в камеры сгорания. В зависимости от показаний ДМРВ электронный блок управления двигателем (ЭБУ) определяет количество впрыскиваемого в цилиндр бензина и конкретный момент подачи воспламеняющей искры.
ЭБУ учитывает не только показания датчика расхода воздуха. Он использует и другие имеющиеся в автомобиле измерители: угла открывания дроссельной заслонки, температуры циркулирующей в двигателе жидкости, детонации (предназначен для коррекции угла опережения в случае детонации), кислорода (обеспечивает обратную связь по контролю качества сжигания смеси в камерах сгорания), положения коленчатого вала, скорости движения автомобиля и, наконец, датчик фаз (контролирует фазы газораспределения шестнадцатиклапанного двигателя).
Показания датчиков передаются на контроллер. Регулирование, основанное на этих данных, обеспечивает максимальную мощность двигателя, минимальный расход горючего и нормативное содержание окиси углерода в выхлопных газах.
ДМРВ на автомобилях ВАЗ 2109 устанавливается в корпусе воздушного фильтра в выходной магистрали, перед патрубком подачи воздуха в двигатель.
Видео:Расположение датчиков на Ваз 8 клапанов .За что отвечают.Скачать
Устройство датчика массового расхода воздуха
Самые распространённые автомобильные ДМРВ работают по принципу так называемой «обогреваемой струны». Струна делается из металла и выглядеть может по-разному: у прибора фирмы GM это проволока диаметром около 70 мкм, у датчика BOSH — специальная сетка-мембрана. Струну располагают в потоке поступающего в двигатель воздуха, который охлаждает металл.
Через струну пропускают электрический ток, который, в свою очередь, эту струну нагревает. Ещё одну такую же струну размещают вне потока воздуха и используют в качестве эталона температуры. Резисторный мост автоматически обеспечивает подачу такого электрического тока на находящуюся в потоке воздуха струну, чтобы она оставалась нагретой до эталонной температуры. Чем сильнее поток воздуха, тем сильнее охлаждение струны и тем больше требуется электричества для поддержания стабильной температуры.
Струну делают из платины: сопротивление этого металла сильно зависит от температуры. Это обеспечивает высокую чувствительность прибора и точность определения скорости потока воздуха. Измеряя напряжение тока на «обогреваемой струне», прибор определяет скорость набегающего воздуха. Именно скорость движения потока, умноженная на величину сечения канала, определяет объём воздуха, поступающий в двигатель за единицу времени.
В физике различают два вида массы: гравитационную (как в законе всемирного тяготения) и инерционную (как во втором законе Ньютона, связывающем массу, силу и ускорение). Ни гравитационной, ни инерционной массы датчик ДМРВ на ВАЗе 2109 инжектор совсем не измеряет. Он определяет не массовый, а объёмный расход воздуха. Это правильно с точки зрения теории работы двигателя внутреннего сгорания, которая описывается в термодинамических понятиях. Речь всегда идёт о давлении, температуре, рабочем объёме газа, но не о его массе.
Электронный блок управления линеаризует измерения ДМРВ и выдаёт управляющие команды инжектору с учётом температуры воздуха, его влажности и текущего режима работы.
Видео:ДМРВ 116 или 037 ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬСкачать
Диагностика неисправностей прибора
Определить неполадку ДМРВ не так просто. Многие симптомы выхода из строя этого датчика совпадают с признаками отказов других узлов и агрегатов автомобиля. Типичными симптомами неполадок с ДМРВ являются случаи, когда:
- двигатель заметно теряет мощность;
- имеют место провалы при нажатии на акселератор;
- значительно увеличивается расход топлива;
- усложняется пуск прогретого двигателя.
При выходе из строя ДМРВ на приборной панели загорается индикатор Check Engine. Но он включается не только при отказе ДМРВ. И совсем не просто разобраться, о какой именно поломке индикатор в данном случае сигнализирует, поэтому за диагностикой лучше обратиться к профессионалам.
Случаи, когда средний автолюбитель может разобраться сам, относительно редки. К их числу относится ситуация, когда вы подозреваете выход из строя ДМРВ, а у вашего друга имеется такая же, как ваша, «девятка» с идеально работающим двигателем. Возьмите взаймы у друга заведомо исправный ДМРВ на один час. Снимите свой датчик, установите исправный и покатайтесь. Если проблемы исчезли — отправляйтесь в магазин за расходомером: дело в поломке ДМРВ.
Для некоторых датчиков BOSH умельцы предлагают способ инструментального контроля работоспособности. Подход применим к расходомерам с каталожными индексами 0-280-218-004, 0-280-218-037, 0-280-218-116. Для проверки применяется портативный вольтметр постоянного тока до 2 Вольт. Измерьте напряжение между первым (жёлтый провод) и третьим (зелёный провод) пинами ДМРВ. Измерения проводите при включённом зажигании, но двигатель при этом не заводите. Напряжение 1,02 В или меньше свидетельствует об исправности датчика, а напряжение 1,05 В или больше — о его поломке.
Обратите внимание на класс точности прибора, различия в 1–2 единички в самом правом разряде часто лежат в пределах погрешности.
Видео:Проверка дмрв за 5 секунд, без приборовСкачать
Превентивный ремонт ДМРВ
Сломанный расходомер не подлежит ремонту. Исключением являются случаи загрязнения датчика, нарушающие его работоспособность. В этих случаях можно провести превентивный ремонт ДМРВ. ВАЗ 2109 имеет специальный механизм самоочистки платиновой струны расходомера: её периодический нагрев до температуры выше 1000 градусов. Своевременная замена воздушного фильтра также способствует сохранению чувствительного элемента датчика в чистоте.
Читайте также: Ваз какие двигатели гнут клапана таблица
Известно, что механизм чисткой не испортишь.
Основные этапы | Ваши действия |
Прежде чем демонтировать ДМРВ, не забудьте обесточить систему. | Отсоедините от датчика шестиконтактную колодку проводов. Ослабьте хомут, отсоедините патрубок воздушного фильтра. Ключом на 10 открутите болты крепления расходомера к корпусу воздушного фильтра. |
Осторожно снимите датчик. | С расстояния 12–15 сантиметров щедро распылите специальный спрей для очистки карбюраторов из аэрозольного баллончика. Будьте осторожны, избегайте попадания спрея на кожу — он очень едкий. |
Дайте спрею стечь и высохнуть. | При необходимости повторите процедуру ещё два—три раза. |
Смонтируйте расходомер в обратном порядке. | Покатайтесь. Если проблема не исчезла, снимайте электрическую колодку с датчика. |
Контроллер перейдёт в резервный режим, повысит обороты холостого хода и увеличит расход топлива, но обеспечит бесперебойную работу двигателя. Дальше пусть вашей проблемой занимаются профессионалы: берите курс на проверенный автосервис.
Видео:Не спешите покупать новый датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).Скачать
Как проверить датчик дмрв на ваз 2109
Таблица ДМРВ. Двигатели ВАЗ ДМРВ. Три последние цифры
Но для их реализации необходимо, чтобы датчики, информирующие контроллер, не обманывали его — лишь при этом условии процессы в цилиндрах протекают штатно, двигатель развивает достаточную мощность, не расходуя лишнего топлива и не нанося большого вреда окружающей среде. Один из этих датчиков измеряет количество воздуха, поступающего в цилиндры, и вырабатывает соответствующий сигнал для контроллера. Это может быть датчик абсолютного давления (МАР-сенсор) либо датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Последний мы видим на многих автомобилях, в том числе вазовских.
Первым был частотный ДМРВ системы управления GM. Он же использовался и в отечественном аналоге «Январь» 4-й серии (фото 1). Автомобили такой комплектации продержались на конвейере недолго — на смену частотному датчику пришел аналоговый модели HFM-5 от фирмы Bosch — его номер 0280218004 (фото 2). Он невзаимозаменяем с GM — разъемы и точки крепления разные. Немецкий датчик разборный, из двух частей — корпуса и измерительного элемента.
Последний закреплен в корпусе двумя винтами с «секретными» головками. Правда, нынче в магазинах автозапчастей можно купить необходимый инструмент. Измерительный элемент — штуковина компактная, а стоит дорого — в Москве от 1300 руб. и выше. Сняв с нового автомобиля эту деталь, взамен, чего доброго, поставят муляж, а все, что за этим последует, — «личное горе» покупателя автомобиля. На рынке полно таких «ДМРВ без корпуса»… Покупать измерительный элемент без корпуса неразумно: очень возможно, что он неисправен или не той модели, что нужна. Фирма Bosch поставляет в продажу только датчики в сборе, в традиционной желтой картонной упаковке. Напомним, что купленный ДМРВ «не той системы» магазин обратно может не принять, если автомобилист не предоставит справку из сервиса, а получить ее зачастую непросто. Ненужный дорогостоящий узел останется вам на память.
Третий вариант ДМРВ — 037-й. (Здесь мы говорим о трех последних цифрах в обозначении.) Это дальнейшее развитие 004-го датчика фирмы Bosch. Такой датчик сегодня на большинстве колесящих по дорогам автомобилей ВАЗ, включая «Ниву» и «Шевроле Нива». Внешне 004-й и 037-й почти неотличимы — ориентируйтесь по номеру (фото 3). Недавно на изделиях появилась дополнительная маркировка: теперь номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе — они должны совпадать. Главное же отличие внутри ДМРВ. На фото 4 справа 037-й датчик. У него иная конструкция измерительного элемента, с характерным вырезом (при покупке есть смысл снять заглушку и заглянуть внутрь).
Но вот появилась новая система управления — Bosch-М7.9.7, у которой свой, 116-й, ДМРВ. С предыдущими невзаимозаменяем, хотя корпус у него такой же. Во избежание путаницы, на корпус первоначально наносили зеленый круг (фото 5). Номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе (фото 6). Последний и определяет назначение данного ДМРВ — конструкция вновь изменена (фото 7). Чтобы элементы не подменяли по дороге от завода к потребителю, добрые немецкие конструкторы поставили другие секретные винты. Эх, наивные! На российском рынке нужный инструмент уже продается. Внимательно осматривайте ДМРВ: отвертывая секретные винты, их покрытие, как правило, повреждают. Заметили — делайте выводы!
Упростить выбор при покупке ДМРВ вам поможет таблица.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или расходомер) является важной деталью автомобиля, от исправной работы которой зависит мощность двигателя и его расход топлива. Обнаружить его можно под капотом машины, где он располагается между воздушным фильтром и воздушным патрубком, направленным к дроссельной заслонке. Задачей ДМРВ является измерение количества воздуха, проходящего в цилиндры, и передача данной информации электронному блоку управления, то есть «мозгам» машины. На основе данных датчика массового расхода воздуха блок управления принимает решение о необходимости увеличения или уменьшения подачи воздуха в горючую смесь.
Читайте также: Заливает свечи ваз 2109 инжектор 8 клапанов причины
При выходе из строя датчик массового расхода воздуха практически никогда не ремонтируется, а просто меняется на новый. Его устройство довольно простое, и он состоит из корпуса, в который помещен прибор для измерения затрат воздуха – термоанемометр. Достаточно повредить диагностическое устройство в процессе демонтажа ДМРВ или его очистки, и потребуется замена всего датчика. Выйти из строя он может также при большом сроке службы, но убедиться в его неисправности можно только после проверки.
Видео:Особенности замены ДМРВ на ВАЗ 2110, 2114, Калине, Гранте и ПриореСкачать
Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха
Перед тем как приступать к проверке ДМРВ, необходимо понять по первичным симптомам, что он неисправен. О проблемах с датчиком могут говорить следующие симптомы:
- На приборной панели машины горит значок «Проверить двигатель» (Check Engine);
- Машина начала тратить больше топлива, при этом динамика ее разгона снизилась;
- Холостые обороты изменились в большую или меньшую сторону. Двигатель работает «на холостых» рывками;
- Мотор не запускается.
Приведенные выше симптомы указывают, что воздух подается в горючую смесь не в том объеме, в котором необходимо. При этом данная проблема может наблюдаться не только при выходе из строя ДМРВ. В частных случаях неисправность может быть связана с отсутствием питания датчика по электропроводке или при появлении трещин в соединительных шлангах.
Видео:Электрооборудование - Датчики ВАЗ 2108, 09, 99 и т.д.Скачать
Как проверить ДМРВ на исправность
Имеется несколько основных методик проверки датчика массового расхода воздуха, которые позволяют убедиться в его неисправности.
Проверка ДМРВ в движении
Самый простой способ диагностики расходомера – это анализ работы двигателя при принудительном отключении датчика. Проверка происходит следующим образом:
- Необходимо открыть капот и отключить разъем с датчика массового расхода воздуха. После этого закройте капот;
- Далее сядьте за руль машины и заведите мотор. Автомобиль должен начать работать в аварийном режиме, при котором будет гореть лампочка Check Engine. В такой ситуации количество воздуха в топливной смеси будет определяться в зависимости от положения дроссельной заслонки;
- Попробуйте проехаться на автомобиле и обратите внимание на его динамику в сравнении с тем, как машина работала до отключения ДМРВ. С выключенным датчиком машина должна стать «живее», то есть быстрее разгоняться. Если это так, то можно с уверенностью говорить о проблемах с датчиком массового расхода воздуха.
Крайне не рекомендуется долго эксплуатировать автомобиль с отключенным ДМРВ.
Проверка ДМРВ мультиметром
Диагностировать проблему с датчиком можно при помощи мультиметра. Для этого необходимо сперва разобраться с конструкцией устройства и его «распиновкой», то есть распайкой проводов по плате. Из датчика массового расхода воздуха выходит 4 провода. В зависимости от модели ДМРВ и производителя, их цвета могут различаться, но в большинстве случаев они следующие:
- Розовый (или розово-черный): провод к главному реле;
- Зеленый: провод к заземлению;
- Серый: провод к питанию;
- Желтый: вход сигнала.
Для проверки датчика массового расхода воздуха мультиметр необходимо выставить в режим измерения постоянного напряжения и установить предел до 2 Вольт. Далее потребуется включить зажигание, но не заводить мотор. Когда это будет сделано, подключите красный щуп мультиметра к входу сигнала датчика (желтому проводу), а черный щуп к заземлению (зеленому проводу). Сделать это можно не «оголяя» провода, просунув щупы диагностического устройства сквозь резиновый уплотнитель разъема.
По результатам измерения можно сделать выводы о состоянии датчика:
- Полностью исправное устройство (новое): 0,996 – 1,01 Вольт;
- Датчик в хорошем состоянии, но уже поработал: 1,01 – 1,02 Вольт;
- Датчик давно работает, но еще исправен: 1,02 – 1,03 Вольт;
- Скоро потребуется замена ДМРВ: 1-03 – 1,04 Вольт;
- Расходомер близок к выходу из строя, но продолжает справляться с задачами: 1,04 – 1,05 Вольт;
- Датчик необходимо менять: 1,05 Вольт и выше.
Некоторые современные бортовые компьютеры позволяют смотреть напряжение на датчике массового расхода воздуха. В таких ситуациях можно обойтись без мультиметра.
Визуальный осмотр ДМРВ
Опытные автомобилисты могут определить неисправность датчика массового расхода воздуха по его внешнему виду. Первым делом необходимо снять ДМРВ, а далее его внимательно осмотреть. Признаками неисправности является попадание жидкости в воздушный патрубок и датчик ДМРВ (или наличие механических повреждений).
Чаще всего жидкость может оказаться в датчике по следующим причинам:
- Повышенный уровень масла в картере. В такой ситуации в датчик попадает масло;
- Забитый маслоотбойник системы вентиляции картера;
- Несвоевременная замена воздушного фильтра, из-за чего грязь попадает на термоанемометр ДМРВ.
Самым простым и надежным способом диагностировки проблем с датчиком массового расхода воздуха является его замена на рабочее устройство. Например, можно снять подходящий рабочий датчик с другого автомобиля, установить его и убедиться, что стабилизировалась работа двигателя. В такой ситуации можно сразу идти покупать новый датчик без диагностики его мультиметром или другими способами.
Читайте также: Зазор клапанов мицубиси паджеро дизель
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — устройство, предназначенное для оценки количества воздуха, поступающего в двигатель автомобиля. Является одним из датчиков электронных систем управления двигателем автомобиля с впрыском топлива.
Датчик массового расхода воздуха может применяться совместно с датчиками температуры воздуха и атмосферного давления, которые корректируют его показания. Неисправности ДМРВ негативно сказываются на работе двигателя. Не спешите его менять на новый, попробуйте сначала проверить ДМРВ.
Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха:
• Появление ошибки Check Engine;
• Повышенный расход топлива;
• Плохо заводится на горячую;
• Машина стало медленно разгоняться;
• Пропала мощность двигателя.
Как проверить датчик массового расхода воздуха:
Отсоединяем разъем датчика и заводим двигатель. Если отключить ДМРВ, то контроллёр переходит на аварийный режим работы и готовит топливную смесь только по положению дроссельной заслонки. Обороты двигателя должны быть больше 1500 об/мин. Пробуем прокатиться. Если по ощущениям автомобиль стал «резвее», то можно говорить о том, что ДМРВ не работает. Кстати, для ЭБУ Я7.2, М7.9.7. обороты при отключении фишки не поднимаются!
Способ №2: Альтернативная прошивка ЭБУ
Если штатная прошивка контроллера была заменена на другую, тогда неизвестно, что в ней зашито на случай аварийного режима в способе №1. Попробуйте подсунуть под упор заслонки пластину с 1 мм толщиной. Обороты поднимутся. Выдерните фишку с ДМРВ. Если не заглохнет — значит дело в прошивке, а точнее с шагами РХХ при аварийном режиме без ДМРВ.
Способ №3: Проверка ДМРВ мультиметром
Этот метод действует на датчиках Bosch с каталожными номерами: 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116. Включаем тестер в режим измерения постоянного напряжения, выставляем предел измерения 2 вольта.
1. Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ;
2. Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
3. Зеленый — выход заземление датчиков;
4. Розово-черный — к главному реле;
Цвета проводов могут меняться, но расположение выводов остается неизменным.
Включаем зажигание, но не заводим двигатель. Подключаем мультиметр красным щупом к желтому ДМРВ, а черным к зеленому (на массу). Таким образом, мы измеряем напряжение между указанными выводами. Щупы тестера позволяют внедриться сквозь резиновые уплотнители разъёма, вдоль указанных проводков, не нарушая их изоляции. Использовать иголки и прочие дополнительные соединения не рекомендуется, т.к. они вносят некоторую погрешность в измерения. Снимаем показания с мультиметра. Напряжение на выходе нового датчика 0.996…1.01 Вольта. В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ.
ДМРВ напряжение:
• 1.01…1.02 — хорошее состояние датчика
• 1.02…1.03 — не плохое состояние
• 1.03…1.04 — ресурс ДМРВ подходит к концу
• 1.04…1.05 — предсмертное состояние, если негативных симптомов нет, то эксплуатируем дальше
• 1.05…и выше — пора заменить ДМРВ
Кстати, эти же показания можно получить и без тестера, используя бортовой компьютер (группа параметров «напряжения с датчиков», Uдмрв)
Способ №4: Визуальный осмотр ДМРВ
Фигурной отвёрткой откручиваем хомут гофра воздухозаборника на выходе датчика, стаскиваем ее, и внимательно осматриваем внутренние поверхности самого датчика и гофра. Эти поверхности должны быть сухими и чистыми, следы конденсата и масла недопустимы. Если воздушный фильтр меняется редко, то попадание грязи на чувствительный элемент датчика является наиболее частой причиной его поломки. Масло в ДМРВ может быть в результате повышенного уровня масла в картере двигателя, либо масло-отбойник системы вентиляции картера забит.
Откручиваем 2 винта датчика (ключом на 10) и извлекаем его из корпуса воздушного фильтра. На передней его части (на входном крае) должно быть резиновое кольцо-уплотнитель. Оно предотвращает подсос нефильтрованного воздуха во впускной тракт через датчик. Если кольцо не на месте и застряло где-то в корпусе воздушного фильтра, тогда на входной сеточке самого датчика будет тонкий слой пыли. Эта вторая причина, которая губит ДМРВ раньше времени. Правильная сборка должна проходить в такой последовательности: одеваем на датчик уплотнительную резинку, проверяем уплотнительную юбку, затем всё вместе вставляем в корпус фильтра.
Замена датчика ДМРВ есть в руководстве по сервисному обслуживанию. На этом проверка датчика массового расхода воздуха в домашних условиях заканчивается. Проверить его работу на 100% можно только с помощью специального оборудования. Например, с помощью методики оценки осциллограммы при резком открытии дросселя до режима отсечки (нужен мотор-тестер), либо оценка осциллограммы при включении зажигания и т.д.
Есть ещё один уникальный метод — самая быстрая и лучшая диагностика ДМРВ — помощь друга, который сможет одолжить на время свой рабочий датчик ДМРВ. Если после его установки Вы почувствуете ощутимую разницу, значит ДМРВ нужно менять! Датчик массового расхода воздуха неисправен? Попробуйте его почистить. Если это не поможет, тогда уже следует купить новый датчик. Кстати, большой расход топлива может быть причиной других неисправностей автомобиля.
Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь.
Всем спасибо ?
📺 Видео
Как проверить и почистить ДМРВ ВАЗ своими рукамиСкачать
КАК ПРОВЕРИТЬ ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА (ДМРВ)Скачать
Дмрв признаки неисправностиСкачать
Показания неисправного(мертвого) ДМРВСкачать
Проверка дмрв мультиметром, как не ошибиться, возможно дело не в дмрвСкачать
ЗАВОДИТСЯ И ГЛОХНЕТ, ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ДМРВ 116 И 037,ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ Н. О.Скачать
6 деталей ВАЗ отвечающие за расход и стабильную работу двигателя.Скачать
Демонстрация неисправного ДМРВ на Калине, Приоре, Гранте, ВАЗ 2110-2112, 2114-2115Скачать
Как проверить Дмрв без прибора.100 результат.Скачать
Как проверить дмрв признаки неисправности датчика и как проверить ДМРВ простым способомСкачать
ДАД+ДТВ на ВАЗ-2114. Датчик абсолютного давления вместо ДМРВ. Лаунч-контроль на ВАЗСкачать
Замена ДМРВ и адаптация!!!!!!!Скачать