Те, кто рос в сельской местности, прекрасно помнят: самым распространённым комбайном в СССР был СК-5 «Нива» ростовского завода «Ростсельмаш». Но это на европейской части страны. «По ту сторону» Уральских гор наиболее массовой зерноуборочной сельхозмашиной суждено было стать комбайну «Енисей-1200».
Выпускаемый с 1981 года, он разрабатывался с учётом опыта эксплуатации «Нивы», и не только не уступал, но и во многом превосходил своего именитого «одноклассника».
За рекордный 1986 год на Красноярском заводе комбайнов было выпущено 16535 «Енисеев»! Многие из них продолжают исправно трудиться на полях и сегодня.
- История создания комбайна «Енисей-1200»
- «Енисей-1200» и его завод сегодня
- Потомок «Коммунара», «Сталинца» и «Сибиряка»
- Технические характеристики комбайна «Енисей-1200»
- Габаритно-массовые показатели
- Двигатель комбайна «Енисей-1200»
- Особенности трансмиссии, коробки передач, управления
- Кабина комбайна «Енисей»: обзор рабочего места
- Жатка комбайна «Енисей-1200»
- Модификации комбайнов «Енисей»
- Опыт эксплуатации комбайна «Енисей-1200»: достоинства и недостатки
- Покупка б/у комбайна «Енисей»: особенности выбора
- 📸 Видео
Видео:Шины, давление, экономия и безопасность.Скачать
История создания комбайна «Енисей-1200»
«Енисей-1200» и его завод сегодня
Это и не удивительно: на «Енисеях-1200» стоят чрезвычайно неприхотливые и удивительно надёжные дизельные двигатели, спокойно работающие и на топливе невысокого качества; а вся конструкция комбайна отличается простотой, долговечностью и высокой степенью ремонтопригодности. Запасные части при этом стоят дёшево, а ремонт можно произвести прямо в поле, не прибегая к услугам специалистов сервиса. Поэтому данным зерноуборочным комбайнам, и тем, что были выпущены в двухтысячных годах, и даже сделанным в 80-х, предстоит ещё долгая и «полная свершений» трудовая жизнь.
Модификации «Енисея-1200», а также его более компактного «собрата» — с литерой «950» и торговой маркой «Руслан», продолжают в ограниченных количествах выпускаться и в наши годы. Но уже не в Красноярске, а на мощностях чебоксарского «Промтрактора».
Красноярский завод комбайнов постигла судьба многих славных предприятий советской эпохи, волею судьбы оказавшихся на участках, привлекательных для строительства и продажи крупных жилых комплексов. В 2013 году завод был закрыт, а его площадь — 20 га была продана для реализации на ней крупного девелоперского проекта недвижимости.
Потомок «Коммунара», «Сталинца» и «Сибиряка»
Нельзя не вспомнить, что именно Красноярский завод комбайнов, будучи передовым предприятием отрасли, первым в Советском Союзе начал выпускать самоходный комбайн с отдельной кабиной для водителя: это был производимый с 1969го по 1981й годы знаменитый СКД-5 «Сибиряк».
Вообще, история этого славного предприятия стартовала в октябре сурового 1941 года, когда в Красноярск были эвакуированы из города Запорожье производственные мощности и техническое оборудование завода сельхозтехники «Коммунар». Это и стало основой будущего КЗК, вкупе со станками вывезенного сюда же из города Люберцы завода сельхозмашиностроения имени Алексея Ухтомского.
В годы Великой Отечественной войны Красноярский завод комбайнов производил миномёты, боеприпасы к ним, а также артиллерийские снаряды различных калибров. Однако уже 13 апреля 1944 года из заводских ворот выехал первый комбайн, получивший название «Красноярский коммунар», и ко Дню Победы 9 мая 1945 года таких прицепных сельхозмашин было выпущено уже 350 штук.
Начало собственной династии «сибирских богатырей» было положено заводом в 1947 году, с выпуском первого в Союзе самоходного комбайна С-4 «Сталинец». Это был существенный шаг вперёд: данная сельхозмашина не нуждалась в тракторе и обслуживалась одним человеком, а не пятью.
Модификации «Сталинца» — СК-3 (1959 год) и СК-4 (1965) стали переходными моделями на пути к первому «бестселлеру» отрасли — комбайну «Сибиряк», вобравшему в себя все достижения производства того времени и смелые конструкторские решения. В том числе, и это снова было впервые в Советском Союзе, — двухбарабанная система обмолота, давшая возможность на 48 процентов увеличить пропускную способность комбайна.
Читайте также: Таблица износа шин для грузовых машин
Была изобретена и успешно внедрена гусеничная двухбарабанная модификация «Сибиряка», для работы в условиях повышенного увлажнения, на рисовых плантациях. Эти новаторские решения получили своё развитие и в «Енисее».
Над созданием «Енисея-1200», совместно с конструкторским бюро Красноярского завода, не один год трудился солидный коллектив учёных Новосибирского государственного сельскохозяйственного института (ныне аграрный университет, НГАУ). Опытные образцы новой модели испытывались не в тиши кабинетов, а на полях опытно-производственных хозяйств «Тулинское» и «Элитное».
Разумеется, «Енисей-1200» создавался с оглядкой не только на продукцию ростовских коллег (комбайны «Нива»), но и на лучшие зарубежные образцы сельхозтехники того времени. Итогом кропотливой работы стало создание принципиально нового зерноуборочного комбайна третьего класса, использование которого позволяет значительно снизить потери зерна и эффективно делать обмолот даже в условиях повышенной влажности или при полеглых хлебах — меньше зависеть от капризов погоды.
По сравнению с «Сибиряком», значительно улучшились условия труда комбайнера: гораздо более комфортная кабина, лучший обзор и принципиально новое расположение рычагов и педалей позволило облегчить управление комбайном и снизить утомляемость хлебороба.
Видео:У ВАС НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ! ТОП-7 дорогих ошибок при проверке давления в шинах!Скачать
Технические характеристики комбайна «Енисей-1200»
Цифры «1200» в названии модели означают ширину молотильной камеры в мм. Соответственно, модель 2003 года «Енисей-950 «Руслан» стала более компактной модификацией всесоюзного «бестселлера» отрасли, предназначенной для использования в малых фермерских хозяйствах, на небольших полях со сложным рельефом местности.
Основные технические характеристики комбайна «Енисей-1200» таковы:
Габаритно-массовые показатели
- Габаритные размеры: (длина-ширина-высота), в мм: 10500-3800-7500;
- Снаряжённая масса: 9700 кг;
- Объём зернового бункера: 4500 л;
- Производительность: 9000 кг в час;
- Диаметр каждого барабана — 550 см, скорость его вращения — 1250 оборотов в минуту;
- Захват жатки — от 5 до 7 м, высота срезки колосьев — от 5 до 18 см;
- Производительность шнека для выгрузки — 17 кг в секунду;
- Соломотряс: четырёхклавишный, с клавишами длиной 2820 мм.
Двигатель комбайна «Енисей-1200»
На комбайнах данной марки установлены дизельные двигатели трёх типов: «Д-442/50»; «Д-442/57-И» и «ЯМЗ-236/ДК-2». Это рядные четырёхтактные и четырёхцилиндровые дизеля с обширным рабочим ресурсом. Показатель их мощности составляет, соответственно: 145; 170; 185 л/с.
Ёмкость топливного бака — 300 литров. Более современный мотор «ЯМЗ» не только более мощный, но и более экономичный, по сравнению со своими предшественниками, а также имеющий больший запас крутящего момента.
Двигатель на «Енисеях» располагается непосредственно за зернобункером, на крыше молотилки. Монтируется мотор на основную раму через посредство специальной амортизирующей системы. Водяной радиатор оснащён дополнительной системой охлаждения. С одной стороны коленвала мощность движения передаётся на молотилку, а с другой — на гидронасос, ходовую часть, вентилятор, водяной насос и дизельный генератор.
Особенности трансмиссии, коробки передач, управления
«Енисей-1200» оснащён гидравлическим усилителем руля. Кроме того, посредством гидравлики осуществляется эффективное управление всеми основными узлами данной сельхозмашины.
Читайте также: Шины bridgestone blizzak ice обзор
Гидростатический привод трансмиссии обеспечивает лёгкость и точность управления, ровный, плавный ход и лучшую среди «одноклассников» маневренность.
Шины низкого давления, которыми оснащён «Енисей», увеличивают зону контакта колеса с грунтом, усиливая тягу комбайна при уменьшении расхода топлива. Гидроцилиндры и насосы-дозаторы обеспечивают плавность хода.
Конструктивные особенности ходовой комбайна таковы, что руль легко крутится даже при работающем на холостых оборотах двигателе и неработающем силовом насосе (эту особенность отметит каждый, кто имел опыт работы на «Енисее»).
Что касается трансмиссии, то на «Енисеях» встречаются как гидравлические, так и механические вариаторы. В зависимости от этого изменяется и ведущий мост комбайна.
Видео:Давление в шинах на тракторахСкачать
Кабина комбайна «Енисей»: обзор рабочего места
Как уже отмечалось выше, при работе над данной моделью далеко не последней задачей, которую решали конструкторы, было оборудование совершенного нового, современного рабочего места для комбайнера. Во-первых, сама кабина стала гораздо больших размеров; наряду со ставшим мягким и эргономичным креслом комбайнера появилось дополнительное откидное кресло для штурвального.
Задача повышения комфорта данного рабочего места, увеличения обзора была достигнута благодаря следующим конструктивным особенностям кабины:
- Потолок и боковые панели кабины отделаны звукоизоляционным материалом; потолок — умягчённый, боковые панели — с надёжными уплотнителями и форточками.
- Кабина оборудована системой вентиляции с бесперебойной подачей отфильтрованного чистого воздуха. При желании, к данной системе легко прикрепить известный в комбайнёрской среде самодельный охладитель-кондиционер, широко применяемый народными умельцами как на «Нивах», так и на «Енисеях».
- Рулевая колонка снабжена возможностью регулировки её угла наклона.
- Есть возможность установки заводского отопителя/охладителя кабины.
Видео:Комбайн Енисей-1200 - рожден в Перестройку, но работает до сих порСкачать
Жатка комбайна «Енисей-1200»
Основным рабочим узлом, предназначенным для скашивания и укладки в валок зерновых культур, как и в любом комбайне, в «Енисее» является жатка. При разработке данного основного узла для этого комбайна конструкторы постарались решить задачу лёгкого копирования жаткой всех неровностей ландшафта поля, с целями снижения потерь и ликвидации риска обрывов жатки.
На «Енисеях» применяется широкозахватная валковая жатка ЖН-10. Мотовило жатки — эксцентриковое, 5ти-лопастное, 2х-секционное. Привод, расположенный в зоне правой поддержки, осуществляется от редуктора, через цепные контуры и клиноременной вариатор. Подъём/опускание жатки осуществляется четырьмя синхронно работающими гидроцилиндрами.
Во время своей непосредственной работы в поле жатка опирается на почву двумя опорными колёсами, которые, в сочетании с пружинно-рычажным уравновешивающим механизмом и обеспечивают качественное копирование рельефа поля.
Видео:Минусы зерноуборочного комбайна ЕНИСЕЙ 1200, не покупайте пока не посмотрите!Скачать
Модификации комбайнов «Енисей»
«Классической» стала модель «Енисей-1200» — многофункциональная и высокопроизводительная, предназначенная для больших площадей и любой погоды, с молотильным устройством, оснащённым двумя барабанами бильного типа.
Но сельское хозяйство очень изменилось. На смену колхозам-гигантам пришли небольшие фермерские хозяйства; парк сельхозтехники в разы сократился, нагрузка на неё увеличилась. Со времени выпуска первой серии комбайнов «Енисей», в начале 80-х годов, по результатам их эксплуатации в различных условиях был разработан и налажен выпуск следующих модификаций данных сельхозмашин:
- «Енисей-1200/1», а также «1М» (модернизированный), «1НМ» (для Нечерноземья) — компактная модель с 5ти-метровой жаткой, однобарабанной молотилкой и автономным устройством домолачивания.
Читайте также: Можно ли поставить шины с большей высотой профиля
- «Енисей-Р», а также «РМ» — модификации на гусеничном ходу, для уборки урожая риса, сои и других бобовых, подсолнечника, зерновых культур в условиях переувлажнённой почвы или заболоченных местах. Молотильные барабаны — штифтовые, а не бильные; соломотряс — повышенной активности.
- «Енисей-Н» — сделанная специально для Нечерноземья модификация, с колёсами от трактора Т-150К на ведущем мосту, а на управляемом мосту — с колёсами, снабжёнными расширенными шинами.
- «Енисей-950/960» — последняя вышедшая в серийное производство модификация комбайнов «Енисей», наиболее отвечающая современным реалиям: компактная и экономичная.
Как показывают результаты исследований, проведённых в течение 2000-2003 годов учёными Новосибирского государственного аграрного университета в хозяйствах области, наибольший экономический эффект при уборке урожая со средними показателями от 20 до 30 центнеров с гектара (что соответствует 80 процентам полей с зерновыми культурами в России) достигался именно комбайнами «Енисей-1200» и «Енисей-950 «Руслан».
Видео:Комбайн Енисей 954 / Combine Harvester Yenisei 954Скачать
Опыт эксплуатации комбайна «Енисей-1200»: достоинства и недостатки
Применение этих комбайнов позволяло убирать зерновые чисто и с минимальными потерями. Вместе с тем, было отмечено, что использование «Енисея-1200» на малых площадях, небольших полях малоэффективно: это модель была создана для больших хозяйств и требует больших прогонов.
Мнения о комбайне «Енисей-1200» «из первых рук», то есть от владельцев фермерских хозяйств и комбайнеров, можно обобщить следующим образом. Всё познаётся в сравнении. Импортные комбайны «Джон Дир», «Клаас», «Кейс», «Сампо» и т.п., безусловно, предпочтительнее «Енисея» по всем параметрам. Кроме самого главного — экономической эффективности, которой они в современных российских реалиях не соответствуют (высокая цена и долгая окупаемость; сложность конструкции с низкой ремонтопригодностью и необходимостью за каждым ремонтом обращаться к дилерам; дороговизна запасных частей и т.д.)
Сравнение с «Нивой» также весьма неоднозначно. Хлеборобы отмечают, что в целом «Енисей-1200» современнее, производительнее и комфортабельнее «Нивы». Причём с самой лучшей стороны проявили себя «Енисеи», оснащённые двигателями ЯМЗ. Однако и расход топлива у «Енисеев» больше, чем у их ростовских «одноклассников»: как говорится, за удовольствия надо платить. Другая, ещё более серьёзная проблема — трудности с оригинальными запасными частями. У завода «Ростсельмаш» — развитая дилерская сеть в регионах России, все необходимые запчасти можно приобрести быстро и недорого. Ничего подобного у ликвидированного красноярского предприятия нет. Спасает то, что немалую часть запчастей от «Нивы» можно приспособить и для «Енисея».
Видео:Давление в шинах МТЗ(тиск) ) ((Скачать
Покупка б/у комбайна «Енисей»: особенности выбора
В интернете можно найти немало объявлений о продаже бывших в употреблении комбайнов «Енисей-1200». При этом цена на данную технику варьируется от 150 тыс. рублей за прошедший капитальный ремонт двигателя комбайн конца 80-х годов выпуска до 1-1,2 млн рублей за относительно «свежие» экземпляры, произведённые в середине двухтысячных. Часто данные предложения сопровождаются продажей дополнительного навесного оборудования и запчастей к данной сельхозмашине. Окончательная цена зависит от технического состояния, комплектации и наличия/отсутствия документов на конкретный комбайн.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Краткий обзор комбайна ЕнисейСкачать
ОБНОВА в хозяйстве / Зерноуборочный комбайн ЕНИСЕЙ 954 / ОБЗОРСкачать
Комбайн ЕНИСЕЙ-1200-1НМ восстановленный из металла трудится на полях не хуже новогоСкачать
Обзор комбайна ЕнисейСкачать
что ломаеться на комбайне енисейСкачать
ремонт комбайна енисей 1200.часть 1Скачать
Давление в Шинах от R13 до R18Скачать
ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ. Ответы на все вопросыСкачать
Устройство и работа зерноуборочного комбайна "Енисей - 1200" 1987 год.Скачать
ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ! ИЗНОС ШИН ИЛИ ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА?Скачать
Обзор комбайна Енисей 950Скачать
Енисей 954 дешевый и хороший комбайнСкачать
Обзор рабочего места в зерноуборочном комбайне Енисей 1200 (2-х барабанный)Скачать