Пока тормозная система исправно функционирует, редкий водитель задумывается, какие процессы происходят в ней, и какими параметрами обусловлена её работа. Давайте разберёмся, какое давление в тормозной системе автомобиля, и насколько эта величина различается у гидравлического и пневматического исполнения.
- Какое давление в гидравлических тормозах легковых авто?
- Давление пневматических тормозов
- Как проверить главный тормозной цилиндр
- Как понять, что ГТЦ перепускает тормозную жидкость?
- Признаки неисправности главного тормозного цилиндра
- Как диагностировать неисправность главного тормозного цилиндра
- Проверка главного тормозного цилиндра
- Как проверить снятый главный тормозной цилиндр
- Часто задаваемые вопросы
- При заведенном двигателе педаль медленно проваливается в пол при постоянном усилии, нужно ли менять ГТЦ?
- Уходит тормозная жидкость из бачка, но потом появляется, это ГТЦ?
- Есть смысл ставить ремкомплект или лучше заменить ГТЦ?
- Что будет, если не менять пропускающий тормозной цилиндр?
- 💥 Видео
Видео:Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) не сбрасывает давление... суппорта клинятСкачать
Какое давление в гидравлических тормозах легковых авто?
Изначально есть смысл разобраться в таких понятиях, как давление в гидравлической системе и давление, оказываемое суппортами или штоками цилиндров непосредственно на тормозные колодки.
Давление в самой гидравлической системе авто во всех её участках примерно одинаковое и составляет на своём пике у наиболее современных авто около 180 бар (если считать в атмосферах, то это приблизительно 177 атм). В спортивных или гражданских заряженных авто это давление может доходить до 200 бар.
Разумеется, что только усилием мускульной силы человека напрямую создать подобное давление невозможно. Поэтому в тормозной системе авто есть два усиливающих фактора.
- Рычаг педали. За счет рычага, который обеспечивается конструкцией педального узла, изначально прилагаемое водителем давление на педаль увеличивается в 4-8 раз в зависимости от марки авто.
- Вакуумный усилитель. Этот узел также усиливает давление на главный тормозной цилиндр приблизительно в 2 раза. Хотя разные конструкции этого узла предусматривают довольно большую разбежку по дополнительному усилию в системе.
Фактически рабочее давление в тормозной системе при штатном режиме эксплуатации авто редко превышает 100 атмосфер. И только при экстренном торможении хорошо физически развитый человек способен давлением ноги на педаль создать давление в системе выше 100 атмосфер, но происходит это только в исключительных случаях.
Давление поршня суппорта или рабочих цилиндров на колодки отличается от гидравлического давления в тормозной системе. Здесь работает принцип, сходный с принципом действия ручного гидравлического пресса, где насосный цилиндр маленького сечения перекачивает жидкость в цилиндр значительно большего сечения. Повышение усилия рассчитывается как отношение диаметров цилиндров. Если обратить внимание на поршень тормозного суппорта легкового авто, то он будет в несколько раз больше по диаметру, чем поршень главного тормозного цилиндра. Поэтому и давление на сами колодки будет увеличиваться за счёт разницы диаметров цилиндров.
Видео:главный тормозной цилиндрСкачать
Давление пневматических тормозов
Принцип работы пневматической системы несколько отличается от гидравлической. Во-первых, давящее на колодки усилие создаётся напором воздуха, а не давлением жидкости. Во-вторых, водитель не создаёт давление мускульной силой ноги. Воздух в ресивер накачивается компрессором, который получает энергию от двигателя. А водитель нажатием на педаль тормоза только открывает кран, который распределяет воздушные потоки по магистралям.
Распределительный кран в пневматической системе контролирует давление, которое посылается в тормозные камеры. За счёт этого регулируется усилие прижатия колодок к барабанам.
Максимальное давление в магистралях пневматической системы обычно не превышает 10-12 атмосфер. Это то давление, на которое рассчитан ресивер. Однако сила прижатия колодок к барабанам значительно выше. Усиление происходит в мембранных (реже – поршневых) пневматических камерах, которые и давят на колодки.
Читайте также: Давление в цилиндре мотоблока крот
Пневматическая тормозная система на легковом автомобиле встречается редко. Пневматика начинает массово появляться на грузопассажирских авто или небольших грузовиках. Иногда пневматические тормоза дублируют гидравлические, то есть система имеет два отдельных контура, что усложняет конструкцию, но увеличивает надёжность работы тормозов.
Видео:ПРАВДА про ПРОКАЧКУ тормозов! Как прокачать тормоза или заменить тормозную жидкостьСкачать
Как проверить главный тормозной цилиндр
Плавный или резкий провал педали тормоза либо же её плавание и вибрация при торможении, обычно указывают на неисправность главного тормозного цилиндра. Чаще всего причиной его неправильной работы является потеря герметичности резиновых уплотнительных манжет или неправильная работа перепускных клапанов.
Чтобы отличить его неисправности от других неполадок тормозной системы и узнать, как проверить, работает ли главный тормозной цилиндр – читайте статью.
Видео:Невозможно прокачать тормоза ,идёт воздух.Причина и решение.Скачать
Как понять, что ГТЦ перепускает тормозную жидкость?
На автомобилях используется система с двумя раздельными гидравлическими контурами. Подробно о его задаче и работе можете почитать отдельно. Общий же принцип тот, что при нажатии педали тормоза шток вакуумного усилителя воздействует на первый поршень ГТЦ, который за счет сжатия подаваемой из бачка тормозной жидкости создает избыточное давление в контуре 1 напрямую, а в контуре 2 косвенно – путем перемещения второго поршня.
Схема устройства ГТЦ,
нажмите для увеличения
При сильном износе поршневых уплотнений ГТЦ перепускает: жидкость проходит между стенками корпуса первого, второго или обоих поршней в обратном направлении и возвращается в расширительный бачок. В результате в соответствующем контуре не создается давление, необходимое для воздействия на тормозные цилиндры.
Существует два простых способа, как проверить работу главного тормозного цилиндра на предмет перепускания тормозной жидкости:
Способ №1 (выполняется с помощником)
- Открутите крышку расширительного бачка в моторном отсеке.
- Попросите помощника нажимать на педаль тормоза, наблюдая за состоянием жидкости.
- Если при нажатии уровень снижается и держится до отпуска педали – цилиндр исправен.
- Если уровень жидкости начинает увеличиваться при нажатии педали или появляются пузырьки и слышно бульканье – ГТЦ перепускает.
Способ №2 (можно сделать самостоятельно)
- Отсоединить тормозные трубки от выводов ГТЦ.
- Заглушить штуцеры болтами с подходящей резьбой.
- Выжать педаль тормоза.
- Если после нажатия педали немного проседает, но дальше не идет и чувствуется сопротивление – цилиндр исправно держит высокое давление.
- Если при нажатии педаль плавно просаживается до конца – это говорит о небольшом перепускании, а если быстро проваливается – износ ГТЦ критический.
На автомобилях, где тормозная система оснащается датчиками давления, на неполадки ГТЦ могут указать светящиеся индикаторы на приборной панели и ошибки в памяти ЭБУ. Например, P0557 – низкий уровень сигнала датчика давления тормозов или C1301 – давление не соответствует положению концевика педали тормоза.
Ошибка 01435 и ее расшифровка на панели приборов VW Golf
Большинство производителей использует свою нумерацию неполадок. В частности, у машин концерна VAG о проблемах ГТЦ говорят коды:
- 01435 – проблемы датчика давления 1;
- 00813 – проблемы датчика давления 2;
- 02847 – датчик давления переднего левого колеса;
- 02848 – датчик давления переднего правого колеса;
- 18108 – неверный сигнал датчика давления тормозов.
На 100% определить, что главный тормозной цилиндр перепускает, можно лишь замерив давление на каждом выходе ГТЦ.
Видео:Как ОДНОМУ прокачать тормоза? Проверка лайфхакаСкачать
Признаки неисправности главного тормозного цилиндра
Среди симптомов, свидетельствующих о неисправности главного тормозного цилиндра, можно выделить основные признаки:
Читайте также: Разборка цилиндр главный тормоза
Проверка ГТЦ за 5 минут не снимая с машины: видео
- увод авто в сторону при торможении;
- перегрев колодок на одном колесе;
- скрипы во время нажатия педали тормоза;
- слишком мягкий или жесткий ход педали;
- укороченный ход педали;
- провалы педали тормоза;
- удержание колес колодками после отпуска педали;
- подтеки жидкости на корпусе ГТЦ.
Большинство признаков неисправности ГТЦ проявляются при нажатии педали тормоза и схожи с другими неполадками тормозной системы. В частности, провал педали может указывать на завоздушивание или разгерметизацию магистралей. Поэтому перед тем, как проверить исправность главного тормозного цилиндра, необходимо как минимум проверить уровень тормозной жидкости в бачке, а также состояние колодок, дисков и шлангов.
Как диагностировать неисправность главного тормозного цилиндра
- Повышение жесткости или потеря герметичности манжет из-за растрескивания резины и ее износа.
- Завоздушивание или разгерметизация контура.
- Износ дисков, барабанов, колодок.
- Подклинивание цилиндров.
- Разбухшие уплотнители препятствуют движению поршня.
- Заклинивание поршня ГТЦ из-за повреждения поверхности.
- Забиты выходы ГТЦ на один или оба контура либо компенсационные отверстия.
- Засорение или перегиб тормозных трубок.
- Заклинивание исполнительных цилиндров.
- Неисправность ВУТ.
- Неисправность исполнительных (рабочих) тормозных цилиндров.
- Износ уплотнений или возвратной пружины второго поршня.
- Завоздушивание или разгерметизация контура.
- Износ исполнительных цилиндров.
- Забитые выходы на тормозные трубки или компенсационные отверстия мешают возврату жидкости в ГТЦ, сохраняя давление в магистрали.
- Клинящий поршень ГТЦ (из-за износа резиновых уплотнителей или деформаций) не может вернуться в исходное положение.
- Засорение трубок.
- Заклинивание исполнительного тормозного цилиндра.
- Заклинивание направляющих суппорта.
- В одном из контуров ГТЦ не создается нужного давления, что приводит к неравномерному распределению тормозных усилий.
- Изношенный ГТЦ не может создать давление, достаточное для плотного прижатия колодок к диску, вследствие чего те проскальзывают.
- Износ диска или барабана.
- Износ колодок.
- Не притершиеся новые колодки.
- Поломка или потеря упругости возвратных пружин.
- Неисправность перепускных клапанов.
- Поломка механизма педали тормоза.
Видео:Нужен или нет регулятор давления задних тормозов( колдун)?Скачать
Проверка главного тормозного цилиндра
Полноценная проверка ГТЦ на работоспособность выполняется с помощью специального манометра высокого давления (0–250 атм). При помощи соединительных штуцеров соответствующего диаметра они присоединяются к выходам главного цилиндра вместо трубок. Исправный ГТЦ при нажатии педали должен создавать давление до 180–200 атм. (бар). Если результаты замеров ниже – цилиндр изношен и требует замены или ремонта.
Комплект для измерения давления тормозной системы
Стоимость комплекта манометров с переходниками около 15 000 рублей, поэтому он есть далеко не в каждом СТО. Без манометра проверять ГТЦ нужно по косвенным признакам. Для диагностики может понадобиться такие материалы и инструменты:
- ключ для тормозных штуцеров (разрезной или зажимной), обычно на 10, 11, 12 или 13;
- флакон тормозной жидкости (если есть утечки, уровень ниже нормы);
- болты с резьбой, аналогичной резьбе штуцеров трубок ГТЦ.
Для полноценной проверки также понадобится ассистент, который будет нажимать педаль тормоза в процессе диагностики.
Как понять, что тормозной цилиндр не работает: методика
- Осмотрите тормозные механизмы колес и магистрали. Убедитесь, что проблема именно на стороне ГТЦ, а исполнительные элементы в порядке.
- Осмотрите главный тормозной цилиндр. Недостаточный уровень жидкости в расширительном бачке и наличие подтеков тормозной жидкости на корпусе ГТЦ или ВУТ – очевидный признак разгерметизации. Если жидкости недостаточно, но следов утечки не видно – долейте ТЖ и проверьте работу тормозов. Возможно, ГТЦ исправен и виной всему – утечка где-то в магистрали.
- При наличии утечек ГТЦ посмотрите, где они происходят. Для поиска нужно очистить корпус цилиндра от ТЖ (например, бензином, растворителем или спиртом), попросить помощника качать педаль, а самому тем временем смотреть, где появляются подтеки жидкости.
Определение неисправности ГТЦ на примере Hyundai Accent: видео Если после проведения манипуляций стало ясно, что тормозной цилиндр не работает должным образом, нужно снимать ГТЦ и разбирать его для дефектовки, которая позволит установить истинную причину неисправности.
Как проверить снятый главный тормозной цилиндр
- разрезной или зажимной ключ для тормозных трубок;
- большой (от 10 кубов) шприц для откачки ТЖ и пустая тара для слива тормозной жидкости;
- ключ для отсоединения ГТЦ от ВУТ (чаще всего на 13, 14 или 17) и ключи для разборки ГТЦ;
Чтобы разобрать главный тормозной цилиндр для диагностики, нужно:
Разбор тормозного цилиндра для определения поломки: видео
- Откачать или слить тормозную жидкость из расширительного бачка.
- Отсоединить тормозные трубки от выходов ГТЦ.
- Открутить тормозной цилиндр от ВУТ.
- Снять ГТЦ с автомобиля.
- Открутить болт-пробку (если он есть) в передней части ГТЦ и/или снять стопор в задней части (со стороны ВУТ).
- Осмотреть ВУТ внутри на предмет подтеков, если там есть следы ТЖ – цилиндр явно неисправен.
- Вытащить поршни из ГТЦ, предварительно отсоединив их фиксаторы – болты или штифты.
- Протереть поршни сухой ветошью, осмотреть их на предмет выработки, оценить состояние уплотнителей.
- Протереть корпус цилиндра внутри, осмотреть его зеркало на предмет задиров, раковин, следов коррозии и других дефектов.
- Промерить зазоры между поршнями и стенками цилиндра, сравнить их с заводскими допусками.
- Осмотреть перепускные окна, отверстия и выходы на предмет засоров.
По итогам осмотра деталей ГТЦ можно делать выводы о дальнейшем ремонте. Если имеются следы износа резиновых уплотнительных манжет, можно ограничиться малым ремкомплектом. При наличии износа и на поршнях – нужно купить ремкомплект, состоящий из поршней и резинок. Если же сам корпус ГТЦ имеет внутри задиры, раковины, следы коррозии и другие дефекты – придется менять узел в сборе.
Видео:КУДА УХОДИТ ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ? ТОП-7 ПРИЧИН!Скачать
Часто задаваемые вопросы
При заведенном двигателе педаль медленно проваливается в пол при постоянном усилии, нужно ли менять ГТЦ?
Плавная просадка педали – частый признак негерметичности уплотнителей ГТЦ. В этом случае возможен ремонт детали путем установки новых манжет из ремкомплекта.
Уходит тормозная жидкость из бачка, но потом появляется, это ГТЦ?
Изменения уровня тормозной жидкости в бачке – необязательно признак поломки ГТЦ. ТЖ также может то уходить, то подниматься, из-за завоздушивания, кипения вследствие перегрева колодок, подклинивания исполнительных цилиндров.
Есть смысл ставить ремкомплект или лучше заменить ГТЦ?
Ставить ремкомплект имеет смысл, когда изношены только резиновые детали. При сильном износе поршня или повреждении корпуса лучше заменить ГТЦ целиком.
Что будет, если не менять пропускающий тормозной цилиндр?
Ездить с неисправным ГТЦ опасно. Со временем дефект будет прогрессировать, эффективность торможения снижаться вплоть до отказа. Поэтому при выявлении любых проблем с тормозной системой их нужно срочно устранять.
💥 Видео
Главный томозной цилиндр: Как Устроен? Принцип Работы. ОбслуживаниеСкачать
Устройство саморазводящегося рабочего тормозного цилиндра.Скачать
Тормозная жидкость: как заменить самому?Скачать
Как прокачать ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДРСкачать
Куда уходит тормозная жидкость если нет подтёков?Скачать
Как прокачать главный тормозной или почему не прокачиваются тормоза.Скачать
Секрет!Почему после прокачивание тормозов или замены ГТЦ нету тормозов(вялые)!Скачать
Простая диагностика тормозной системыСкачать
Как сделать ТОРМОЗА автомобиля намного ЛУЧШЕСкачать
КАК СДЕЛАТЬ ИДЕАЛЬНЫЕ ТОРМОЗА? ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ КАК ПРАВИЛЬНО И СВОИМИ РУКАМИ #ВИДЕОЛЕКЦИЯСкачать
НИКОГДА НЕ ДОЛИВАЙТЕ ТОРМОЗНУЮ ЖИДКОСТЬ ЕСЛИ . . .Скачать
Как правильно прокачать тормоза (5 ошибок)Скачать
Лайфхак. Как проверить главный тормозной за 5 минСкачать