Тема: Дефектация блока цилиндров двигателя.
Цели работы:Приобрести практические навыки при работе с инструментом, применяемым при дефектации деталей; приобрести практические навыки определения дефектов; уяснить характер работ, выполняемых дефектовщиком.
Видео:ЗАМЕНА ГИЛЬЗ В БЛОКЕ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРКИНС А4!!!Скачать
Оборудование и оснастка рабочего места: лабораторный стол, штангенциркуль ШЦ-1-150 (ГОСТ 166—89), микрометр механический Matrix Мk-317505 (ГОСТ 15150-69), блок цилиндров а/м ВАЗ -21213.
Теоретические сведения.
Вид и характер дефектов. Способы их устранения. В процессе работы двигателя на блок цилиндров и гильзу воздействуют силы трения, внутренние напряжения в металле, вибрация, агрессивность среды и др. Все это приводит к износам (∆изн до 0,150 мм, ∆нецил до 0,120 мм), нарушениям качества поверхности (задиры, риски, коррозия), механическим повреждениям (трещины, отколы, дефекты резьб) и отклонениям расположения (непараллельность, неперпендикулярность и др.).
Износы, механические и коррозионные повреждения устраняются обработкой деталей под ремонтные размеры (РР) или постановкой дополнительных ремонтных деталей (ДРД), заваркой в среде аргона, а также синтетическими материалами. Деформации различного характера устраняются слесарно-механической обработкой.
Видео:Расточка гильзовка и хонинговка блока цилиндровСкачать
Рис.1 Основные размеры блока цилиндров
Блок цилиндров отлит из специального чугуна. Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами: А, В, С, D, Е. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0.07 мм. Диаметры цилиндров на двигателе ВАЗ 21213, 21214 — 82,00 с ремонтными размерами 82.40 и 82,80 с такими же допусками по классам.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Вкладыши средней — 3-й шейки шире остальных и оба гладкие, остальные одинаковой ширины.) Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки подшипников не взаимозаменяемы, и для различия на их наружной поверхности сделаны риски.
Видео:Гении маркетинга или мифы о гильзовке.Скачать
В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Спереди устанавливается сталеалюминевое полукольцо, а сзади — металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечивается в пределах 0,06-0, 26 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0, 35 мм), необходимо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0, 127 мм. Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, закрытая крышкой, в которой установлен передний сальник коленвала. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплена задняя крышка с сальником коленвала. В левой части блока установлен валик привода вспомогательных агрегатов. В отверстия под подшипники валика запрессованы сталеалюминевые втулки.
Рис.2 Маркировка размерного класса цилиндров на блоке
Видео:А разве так можно расточить блок цилиндров своими руками.Скачать
Рис. 3 Измерение цилиндров нутромером Рис.4 Схема измерения
2 – установка нутромера на ноль по калибру А и В – направления измерений;
Видео:Расточка блока своими руками!!!Скачать
Порядок проведения осмотра.
1. Досконально вымойте блок цилиндров и очистите масляные каналы. Продув и просушив сжатым воздухом, исследуйте блок цилиндров. Трещины в опорах или других местах блока цилиндров не допускаются.
2. Если имеется подозрение на попадание охлаждающей жидкости в картер, то на специальном стенде измерьте герметичность блока цилиндров. Для этого, заглушив отверстия охлаждающей рубашки блока цилиндров, нагнетайте в нее воду комнатной температуры под давлением 0,3 Мпа (3 кгс/см2). В ход двух минут не должно наблюдаться протекания водной мaccы из блока цилиндров.
3. Если наблюдается попадание масла в охлаждающую жидкость, то без полной разборки двигателя проверьте, нет ли трещин около блока цилиндров в зонах масляных каналов. Для этого слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, демонтируйте головку цилиндров, заполните рубашку охлаждения блока цилиндров водой и подайте краткий воздух в вертикальный масляный канал блока цилиндров.
Видео:Цилиндры / гильзы двигателя Kia Hyundai расточка или гильзовкаСкачать
4. Измерьте остроумие разъема блока цилиндров с головкой с помощью линейки и подборки щупов. Линейка устанавливается по диагоналям плоскости и в середине в продольном направлении и поперек. Допуск плоскостности составляет 0,1 мм.
Табл. 1.Технологическая инструкция на дефектацию блока цилиндров
Содержание перехода | Указания по выполнению |
1. Ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность | Уяснить специализацию рабочего места, назначение и расположение оборудования, оснастки, деталей, документов и справочной информации, уровень механизации труда. |
2. Изучить конструктивно- технологическую характеристику деталей, условий работы и возможные дефекты | Уяснить конструктивные элементы деталей и технологические требования к ним, вид и род трения, характер воспринимаемых нагрузок, агрессивность среды, вид и характер дефектов, способы и средства дефектации, методы устранения дефектов и технологию ремонта, требования РК 200-РСФСР- 2025—73 на ремонт |
3. Изучить оборудование и оснастку | Уяснить правила пользования инструментом и правила техники безопасности. Подготовить инструмент к работе. |
4. Подготовить исходные данные | Назначить конструктивные элементы, подлежащие дефектации: а) блок цилиндров (стенки рубашки охлаждения и верхнего картера, резьбовое отверстие под шпильку крепления головки блока, отверстия под толкатели); б) гильза цилиндров (отверстие под поршень, посадочная поверхность). Название конструктивных элементов записать в графу «2» разд. 2.2 отчета (см. прилож. 1). Для каждого конструктивного элемента, подлежащего дефектации, определить технологические параметры (точность размера, формы и расположения; требования к качеству поверхности; величину допустимого износа, ремонтные размеры) и их значения, а также способы и средства контроля. Значения технологических параметров записать в графу «З», а наименования способов и средств дефектации — в графу «5» разд. 2.2 отчета. |
5. Определить состояние блока цилиндров. | |
5.1. Осмотреть блок цилиндров | Установите наличие выбракованных признаков, а при их отсутствии — места расположения и характер трещин, отколов, рисок, царапин, выработки и других видимых дефектов. Результаты записать в графу «4» разд. 2.2 отчета |
5.2. Определить состояние резьбы в отверстиях под шпильки крепления головки цилиндров | Поочередно ввернуть в резьбовые отверстия калибр-пробку резьбовую МП—6Н. Калибр должен плотно вворачиваться в отверстие. Покачивание и осевое перемещение калибра свидетельствуют о необходимости ремонтных воздействий Результаты контроля по каждому из отверстий записать в графу «4» разд. 2.2 отчета |
5.3. Определить состояние отверстий под толкатели | Попытаться ввести калибр-пробку в отверстие. Если калибр проходит, отверстие требует ремонтных воздействий. Результаты по каждому из отверстий записать в графу «4» разд. 2.2 отчета |
6. Определить состояние гильзы цилиндров | |
6.1. Осмотреть гильзу цилиндров | Указания по выполнению см п. 5.1 |
6.2. Замерить отверстие под поршень | С помощью индикаторного нутромера (или пневматического длиномера) замерить диаметр отверстия в поясах 1—1, II—II,III–III (рис. 1) и взаимно перпендикулярных плоскостях (А—А и Б—Б). Результаты записать в разд. 2.4 отчета. Пояс 1—1 располагают ниже выработки от верхнего поршневого кольца; II—II — посередине гильзы; III—III — на 20 мм выше нижнего обреза гильзы |
6.3. Определить величину общего износа (Иобщ ), мм | Иобщ = Dи-Dn где Dи — наибольшее значение диаметра всех замеренных гильз (использовать величину с наибольшим износом); Dn — диаметр гильзы до начала эксплуатации (наибольший предельный размер по рабочему или ремонтному чертежу) |
6.4. Определить величину одностороннего неравномерного износа (И), мм | И=β⋅Иобщ где β — коэффициент неравномерности износа (β =0,4). |
6.5. Определить нецилиндричность (овальность и конусообразность), мм | ∆ов=DA–A–DБ–Б ∆кон=Dmax–Dmin Для каждого отверстия под поршень получить три значения овальности и два — конусообразности и занести их в разд. 2.4 отчета. Наибольшее значение записи в разд. 2.2 отчета |
6.6. Определить размер обработки отверстия под поршень (Dp), мм | Расчет вести по гильзе с предельным размером отверстия под поршень ∆р= Dи +И+2Z где Z—минимальный односторонний припуск на обработку (для расточки и хонингования 2Z=0,150 мм). Записи расчетов вести в разд. 2.1 отчета. |
6.7. Назначить категорию РР для всех гильз (Орр), мм | Сравнить результаты расчета со значениями РР (табл. 4 из РК 200-РСФСР-2025—73) и выбрать ближайшее большее значение Dрр≥Dр где Dpp — категорийный ремонтный размер. Категорию РР (значение диаметра) записать в графу «4» разд. 2.2 отчета |
6.8. Определить состояние посадочной поверхности | Замерить микрометром диаметр посадочной поверхности гильз в одном поясе (посередине и двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Результаты записать в таблицу разд. 2.4 отчета. Наибольший действительный размер по каждой гильзе записать в графу «4» соответствующей строки разд. 2.2 отчета |
7. сделать заключение | Сравнить действительное состояние деталей с требованиями РК и в графу «б» разд. 2.2 отчета записать категорию их состояния по данному параметру каждого конструктивного элемента, подлежащего дефектации («без ремонта»), «в ремонт», «брак»). При направлении детали «в ремонт» указать способ устранения дефекта |
8. Организационно-техническое обслуживание рабочего места | Привести в исходно положение инструмент, детали документы, протереть инструмент, детали оборудование и поверхность стола ветошью. Сдать рабочее место дежурному. Подписать отчет |
10. Сдача отчета защита результатов работы | Предъявить преподавателю заполненный бланк отчета, при этом учащийся должен уметь объяснить (при необходимости обосновать) выполненные расчеты и принятые технологические решения, знать основные характеристики оборудования, оснастки, инструмента, применявшихся при выполнении лабораторной работы, знать содержание технологической инструкции |
Читайте также: Отказывает 4 цилиндр калина
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные конструктивные элементы блока цилиндров и его дефекты
🔍 Видео
Ремонт блока цилиндров гильзовкой l Почему иногда это НЕ РАБОТАЕТ?Скачать
Как промерять плоскость Блока Цилиндров.Скачать
Почему нежелательно гильзовать чугунный блок? (гильзовка - крайний метод ремонта)Скачать
Восстановление (гильзовка) блока цилиндров. Часть 2: Установка гильзСкачать
Гильзовка Блока! Как Делается и Зачем!Скачать
Выступ гильзы над блоком цилиндровСкачать
Просадка гильз в блоке МТЗ, нужны ли второпластовые кольцаСкачать
как замерить выработку поршня и цилиндраСкачать
РАСТОЧКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ и процесс подготовки.Скачать
износ гильзы поршневого цилиндра ее проверка с помощью нутромера.Скачать
Вот так надо гильзовать двигатели с алюминиевым блоком.Скачать
Капитальный ремонт двигателя как это должно быть. Расточка. Шлифовка. Хонингование. Гильзовка.Скачать
Лончин 22л.с. новая модель в линейке двигателей.Скачать
"ГТ" Как в гаражных условиях проверить блок цилиндров на микротрещины!??Скачать