1. Изучить технические условия на дефектацию бликов и гильз цилиндров.
2. Ознакомиться с устройством измерительных приборов, оснастки и методами измерений.
3. Приобрести навыки по дефектовке блоков цилиндров и гильз.
1. Подготовить исходные данные для дефектовки деталей.
2. Определить техническое состояние деталей.
3. Произвести сортировку деталей по результатам контроля.
4. Назначить способ ремонта детали.
5. Оформить отчет о результатах работы.
Оснащение рабочего места: лупа четырехкратного увеличения; резьбовая
калибр-пробка М II-6Н; калибр-пробка НЕ 25,04 мм; индикаторный нутромер НИ 18-50 (ГОСТ 868-82); штангенциркуль ШЦ-п-250-0,05 (ГОСТ 166-89); микрометр МК 100 (ГОСТ 4381-87); индикаторный нутромер НИ 100-160 (ГОСТ 862-87); линейка 200 мм; блок цилиндров и гильзы.
Общие сведения
В двигателях ВАЗ цилиндрами служат отверстия в блоке. В двигателях УМЗ-421 и его модификациях, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409 установлены чугунные влитые в материал блока цилиндров гильзы сухого типа, т. е. несъемные. У двигателей ЗИЛ, КамАЗ, ЯМЗ и др. цилиндрами являются сменные гильзы. Для повышения износостойкости цилиндров в верхней части в них запрессованы короткие гильзы — вставки из легированного чугуна (нирезиста). Блоки цилиндров изготавливаются из чугуна СЧ 18, СЧ 15, СЧ 24, алюминиевых сплавов АЛ-4 и АЛ-9.
Блоки цилиндров могут иметь (см. рис. 12) механические повреждения (трещины, обломы, пробоины, обломы болтов и шпилек, срыв резьбы и др.), коробление, износ посадочных отверстий под подшипники и втулки, износ рабочих поверхностей с подвижными посадками, повреждение резьбы. Блок цилиндров в значительной степени определяет надежность работы двигателя, так как поверхности блока связаны между собой высокими требованиями по точности взаимного расположения.
Точность обработки блоков характеризуют следующие данные:
— точность отверстий под вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и под шейки распределительного вала по 7-му квалитету;
— конусность и овальность этих отверстий по всей длине блока допускается в пределах 50-70 % поля допуска на отверстие;
— отклонение от перпендикулярности осей цилиндров к оси коленчатого вала не более 0,03 — 0,07 мм на всю длину блока;
— отклонение от параллельности осей отверстий под коленчатый и распределительный валы не более 0,08-0,15 мм на всю длину блока;
— неплоскостность верхней и нижней плоскостей не более 0,02 — 0,08 мм на длине 100 мм, переднего и заднего торцев не более 0,08 — 0,12 мм на всю
7
Рис. 12. Основные дефекты блока цилиндров на примере двигателя
1 — пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера; 2 — износ торцов первого коренного подшипника; 3 — трещины и отколы; 4 — износ нижнего посадочного отверстия под гильзу; 5 — износ верхнего посадочного отверстия под гильзу; 6 — износ отверстий под толкатели; 7 — износ отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала;
8 — износ гнезд вкладышей коренных подшипников и их несоосность; 9 — износ отверстий под втулки распределительного вала
Появление указанных ранее дефектов, а также деформация и износ рабочих поверхностей вызывают следующие отказы, повреждения и нарушения:
— течь воды через наружные стенки блока и попадание воды в поддон картера;
— течь масла через крайние коренные подшипники и через соединение поддон и картера блока;
-схватывание рабочих поверхностей поршня и гильзы;
-повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы;
-кавитационное разрушение гильз;
— падение мощности двигателя и неравномерность его работы, повышенный износ и схватывание рабочих поверхностей коренных подшипников, выкрашивание антифрикционного слоя вкладышей, поломка
— повышенный шум и вибрации двигателя;
-увеличение расхода топлива и масла;
-падение давления масла в двигателе и др.
Гильзы цилиндров двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740 изготавливают из
специального чугуна (НRС 42-50 и НRС 45-50 соответственно).
— износ зеркала цилиндра, который выражается в увеличении диаметра
(Dизн. до 0,15 мм) и сопровождается искажением геометрической формы, в результате износ цилиндра по длине приобретает форму неправильного
конуса (Dкон. до 0,2 мм), а по диаметру − овала (Dнецил. до 0,12 мм);
— износ, изменение формы и взаимного расположения верхнего и
нижнего установочных поясков относительно оси цилиндра;
— сколы и трещины любого размера и расположения;
— отложения накипи на поверхности, омываемой охлаждающей жидкостью, и на поверхности посадочных поясков;
— коробление, отколы, глубокие задиры или потеря натяга нирезистовой вставки гильзы.
Износы, механические и коррозионные повреждения устраняют
Читайте также: Почему скрипит главный цилиндр сцепления
обработкой детали под ремонтный размер (РР) или постановкой дополнительных ремонтных деталей (ДРД), заваркой, а также синтетическими материалами. Деформации различного характера устраняют слесарно- механической обработкой. Ремонтные размеры цилиндров устанавливаются заводом-изготовителем и под них выпускаются поршни и кольца ремонтных размеров, которые приведены в табл. 2. Гильзы цилиндров двигателей КамАЗ-740 восстанавливают только под номинальный размер, так как поршни ремонтного размера не выпускаются. Восстанавливать гильзы можно пластинированием, т. е. установкой вставок, изготовленных из стальной ленты У8А, У10А или 65Г; наплавкой внутренней поверхности порошковой проволокой ПП-АН-124-0; индукционной центробежной наплавкой порошковой шихтой; термопластическим обжатием с использованием нагрева ТВЧ и др.
Марка двигателя | Номинальный диаметр, мм | Ремонтные размеры, мм | ||
I | II | III | ||
ВАЗ-2108 | 76,0+0,01 | 76,2+0,01 | 76,4+0,01 | 76,6+0,01 |
ЗМЗ-24, ЗМЗ-53 | +0,06 92,0 | +0,06 92,5 | +0,06 93,0 | 93,5+0,06 |
ЗИЛ-130 | 100,0+0,06 | 100,5+0,06 | 101,0+0,06 | 101,5+0,06 |
ЯМЗ-238 | 130,0+0,06 | 130,5+0,06 | — | — |
КамАЗ-740 | 120,0+0,03 | — | — | — |
Технические условия на расточку цилиндров двигателей.Поверхность зеркала цилиндра должна быть гладкой; допускаются заметные на глаз мелкие риски от резца. Шероховатость поверхности Ra = 1,25-1,0 мкм. Овальность и конусность расточенного цилиндра не должна превышать 0,02-0,03 мкм. После расточки цилиндры хонингуются.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Видео:Износ гильзы, проверяю...Скачать
Лабораторная работа № 1 Исследование износа и дефектов гильз цилиндров двигателя
Цель работы: закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации гильз цилиндров, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использование средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера дефектовочных работ.
Содержание работы: подготовка исходных данных для дефектации деталей; определение технического состояния деталей; сортировка деталей по результатам контроля; назначение способа ремонта и содержания операций по подефектной технологии; оформление отчета о результатах работы.
Оборудование: гильзы блока цилиндров двигателя КамАЗ-740; стойка микрометра (ТУ 2-084-823-68); микрометр МК (ГОСТ 6507-60) с пределами измерения 100–125 мм; микрометрический нутромер НМ175 (ГОСТ 862-72) с пределами измерений 75–175 мм; штангенциркуль ШЦ-2 (ГОСТ 166-73) с пределами измерений 0–160 мм; масштабная линейка длиной 300 мм; дефектовочные карты и таблицы ремонтных размеров.
Конструктивно-технологическая характеристика детали. Гильзы цилиндров двигателя КамАЗ-740 – “мокрого” типа, легкосъемные, изготовлены из специального чугуна центробежным литьем, объемно закалены для повышения износостойкости, НRСэ=46,4–51,3. В соединении гильза – блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части – два кольца в расточки блока. Гильзы цилиндров двигателя КамАЗ-740 тонкостенные. Толщина их стенок 13,5 мм.
Требования к точности размеров в пределах 4-7 квалитетов, шероховатость поверхности не должна превышать , овальность и конусность внутренней поверхности цилиндра не должна превышать 0,025 мм.
Установочной базой служат фаски отверстия по поршень.
Видео:Расточка гильзовка и хонинговка блока цилиндровСкачать
Основные положения
Гильза блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания работает в тяжелых условиях. Зеркало гильзы изнашивается в результате трения поршневых колец и действия абразивных частиц, содержащихся в смазке и засасываемом воздухе. Попадание в цилиндр всего одного процента неочищенного воздуха увеличивает износы поршневых колец и гильз в два раза. Износ гильз усиливается действием высоких температур, давлением продуктов сгорания и коррозии, вызываемой содержащимися в них сернистыми соединениями и оксидом углерода.
Зеркало гильзы смазывается разбрызгиванием масла, стекающего с поршневого пальца и шатуна. Под действием высокой температуры происходит разжижение масляной пленки, что ухудшает условия смазки верхней части зеркала гильзы. Вследствие неравномерного давления поршня на стенки гильзы, одновременно с изнашиванием её внутреннего диаметра образуется овальность, достигающая максимального значения в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Кроме того, овальность зеркала гильзы может увеличиваться вследствие неправильной затяжки гаек, крепящих головку блока и деформации блока из-за неравномерного нагрева цилиндров при работе двигателя.
Кроме овальности зеркало гильзы цилиндра обретает конусность в процессе изнашивания.
Видео:как замерить выработку поршня и цилиндраСкачать
Лабораторная работа № 1 Исследование износа и дефектов гильз цилиндров двигателя
Цель работы: закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации гильз цилиндров, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использование средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера дефектовочных работ.
Содержание работы: подготовка исходных данных для дефектации деталей; определение технического состояния деталей; сортировка деталей по результатам контроля; назначение способа ремонта и содержания операций по подефектной технологии; оформление отчета о результатах работы.
Оборудование: гильзы блока цилиндров двигателя КамАЗ-740; стойка микрометра (ТУ 2-084-823-68); микрометр МК (ГОСТ 6507-60) с пределами измерения 100–125 мм; микрометрический нутромер НМ175 (ГОСТ 862-72) с пределами измерений 75–175 мм; штангенциркуль ШЦ-2 (ГОСТ 166-73) с пределами измерений 0–160 мм; масштабная линейка длиной 300 мм; дефектовочные карты и таблицы ремонтных размеров.
Читайте также: Как выглядят свечи зажигания при попадании антифриза в цилиндры
Конструктивно-технологическая характеристика детали. Гильзы цилиндров двигателя КамАЗ-740 – “мокрого” типа, легкосъемные, изготовлены из специального чугуна центробежным литьем, объемно закалены для повышения износостойкости, НRСэ=46,4–51,3. В соединении гильза – блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части – два кольца в расточки блока. Гильзы цилиндров двигателя КамАЗ-740 тонкостенные. Толщина их стенок 13,5 мм.
Требования к точности размеров в пределах 4-7 квалитетов, шероховатость поверхности не должна превышать , овальность и конусность внутренней поверхности цилиндра не должна превышать 0,025 мм.
Установочной базой служат фаски отверстия по поршень.
Основные положения
Гильза блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания работает в тяжелых условиях. Зеркало гильзы изнашивается в результате трения поршневых колец и действия абразивных частиц, содержащихся в смазке и засасываемом воздухе. Попадание в цилиндр всего одного процента неочищенного воздуха увеличивает износы поршневых колец и гильз в два раза. Износ гильз усиливается действием высоких температур, давлением продуктов сгорания и коррозии, вызываемой содержащимися в них сернистыми соединениями и оксидом углерода.
Зеркало гильзы смазывается разбрызгиванием масла, стекающего с поршневого пальца и шатуна. Под действием высокой температуры происходит разжижение масляной пленки, что ухудшает условия смазки верхней части зеркала гильзы. Вследствие неравномерного давления поршня на стенки гильзы, одновременно с изнашиванием её внутреннего диаметра образуется овальность, достигающая максимального значения в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Кроме того, овальность зеркала гильзы может увеличиваться вследствие неправильной затяжки гаек, крепящих головку блока и деформации блока из-за неравномерного нагрева цилиндров при работе двигателя.
Кроме овальности зеркало гильзы цилиндра обретает конусность в процессе изнашивания.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность.
2. Усвоить особенности конструкции гильзы, условия работы и характер возможных повреждений, технические требования на дефектацию детали.
3. Ознакомиться с правилами пользования инструментами и правилами техники безопасности.
4. Определить состояние гильзы.
4.1. Осмотреть гильзу. Установить и записать в отчет наличие дефектов (таблица 2.2). Осмотр провести в соответствии с дефектовочной ведомостью (таблица 2.1).
4.2. Произвести измерение диаметра под поршень:
· измерить штангенциркулем диаметр верхней не изнашивающейся кромки гильзы;
· настроить микрометр на полученный размер с учетом предполагаемого износа гильзы;
· установить штифты микрометрического нутромера между пятой и шпинделем микрометра, закрепить сменный стержень и подвести нуль шкалы к стрелке индикатора;
· отжать рукой измерительный стержень настроенного нутромера и осторожно ввести его в цилиндр;
· произвести измерения внутреннего диаметра гильзы на расстоянии 80 мм от верхней его кромки, в шести плоскостях.
Схема замера представлена на рисунке 2.1 отчета. Результаты записать в таблицу 2.3 отчета.
Таблица 2.1 — Карта технических требований на дефектацию
Деталь | гильза цилиндра | ||||
№ детали | 740.1002021 | ||||
Материал | Чугун специальный | ||||
Твердость | 46,4. 51,3 НRСэ | ||||
Пози- | Возможный дефект | Способ установления дефекта и средства контроля | Размер, мм | Заключение | |
ция на эскизе | по рабочему чертежу | допустимый размер | |||
– | Обрыв бурта | Осмотр | – | – | Браковать |
Обломы или сколы нижней части | Осмотр | – | – | Браковать | |
Трещины на стенках | Осмотр. Дефектоскопия | – | – | Браковать | |
Кавитационные раковины на наружной поверхности | Осмотр. Линейка–150. ГОСТ 427-75. Шаблон 1 мм. | – | – | Браковать при раковинах диаметром более 2 мм и глубиной более 1 мм. | |
Сколы на верхнем торце бурта | Осмотр. Линейка–150. ГОСТ 427-75. | – | – | Заварить. Браковать при сколах длиной по окружности более 5 мм или в количестве более 5 штук на расстоянии менее 10 мм друг от друга | |
Забоины или раковины на бурте | Осмотр. Линейка–150. ГОСТ 427-75. | Зачистить. Заварить. Браковать при забоинах или раковинах шириной более половины пояска в количестве более 5 штук на расстоянии менее 10 мм друг от друга. | |||
Окончание таблицы 2.1 | |||||
Риски, задиры, раковины или износ рабочей поверхности | Осмотр. Нутромер НИ 100-160-1. ГОСТ 868-82. | 120 +0,03 | – | Восстановить армированием стальной лентой или установкой дополнительной гильзы | |
Износ верхнего посадочного пояска | Калибр-скоба НЕ 137,5 Хга ГОСТ 2015-84 | 137,5 | 137,391 | Напылить | |
Износ нижнего посадочного пояска | Калибр-скоба НЕ 134 Хга ГОСТ 2015-84 | 134 | 133,894 | Напылить |
Таблица 2.2 – Карта осмотра гильзы цилиндра
Конструктивные элементы детали | Требования рабочего чертежа | Действительное состояние элемента детали | Способ установления дефекта; применяющийся инструмент | Заключение |
1. Обрыв бурта | Повреждения не допускаются | |||
2. Обломы или сколы нижней части | Повреждения не допускаются | |||
3. Трещины на стенках | Повреждения не допускаются | |||
3. Кавитационные раковины на наружной поверхности | Допускаются раковины диаметром до 2 мм и глубиной до 1 мм | |||
4. Сколы на верхнем торце бурта | Допускаются сколы длиной по окружности не более 5 мм в количестве не более 5 штук на расстоянии не менее 10 мм друг от друга | |||
5. Забоины или раковины на бурте | Допускаются забоины или раковины шириной не более половины пояска в количестве не более 5 штук на расстоянии не менее 10 мм друг от друга | |||
Окончание таблицы 2.2 | ||||
6. Риски, задиры, раковины или износ рабочей поверхности | Риски, задиры, раковины не допускаются. Допустимый без ремонта износ Æ120,1. Номинальный Æ120 +0.03 | |||
7. Износ верхнего посадочного пояска | Номинальный Æ137,5 . Допустимый без ремонта Æ137,391 | |||
8. Износ нижнего посадочного пояска | Номинальный Æ134 . Допустимый без ремонта Æ133,894. |
Читайте также: Вес блока цилиндров приоры
4.3. Определить величину диаметра и износа гильзы для каждой плоскости:
d = d1 – c, (2.1)
U = d – d2, (2.2)
где d – диаметр изношенной гильзы, мм;
d1 – размер, на который был настроен нутромер, мм;
с – отклонение стрелки индикатора, мм;
d2 – диаметр гильзы на верхней кромке (номинальный диаметр), мм;
U – износ гильзы, мм.
4.4. Построить график износа гильзы (рисунок 2.1) и определить плоскость качания шатуна.
4.5. Произвести измерения внутреннего диаметра гильзы по образующей в плоскости качания шатуна и в плоскости перпендикулярной к ней. Измерения проводить в 4-х поясах. Результаты записать в таблицу 2.4 отчета.
4.6. Построить графики величин износа гильзы по образующей для двух плоскостей, рисунок 2.2. Найти место наибольшего износа.
4.7. Определить максимальную овальность Вmах и максимальную конусность Кmах гильзы:
гдеd¢mах, d¢min – соответственно максимальный и минимальный диаметры гильзы в одном поясе и разных плоскостях, мм;
dmах, dmin – соответственно максимальный и минимальный диаметры гильзы в одной плоскости и разных поясах, мм.
5. Привести в порядок рабочее место и сдать его лаборанту.
6. Оформить отчет о работе.
Содержание отчета
1. Анализ условий работы и характерных дефектов гильзы двигателя КамАЗ-740. Наличие дефектов.
2. Таблицы с результатами измерений и расчетов.
· величину максимального износа, конусности и овальности;
· характер и причины хода кривых износа по окружности гильзы и по её образующей;
· заключение о пригодности гильзы к дальнейшей эксплуатации.
2.4 Контрольные вопросы
1. Перечислите конструкторские элементы гильзы, материалы из которых она изготовлена, требования к термообработке.
2. Охарактеризуйте условия работы гильзы и факторы, ускоряющие её износ.
3. Перечислите характерные дефекты гильзы.
4. Как установить индикаторный нутромер на базовый размер?
5. Как произвести измерения внутреннего диаметра гильзы?
6. Как определить диаметр изношенного отверстия?
7. Как рассчитать износ отверстия по результатам измерения при помощи индикаторного нутромера?
8. Как рассчитать максимальную конусность внутреннего диаметра гильзы?
9. Как рассчитать максимальную овальность внутреннего диаметра гильзы?
10. Назовите способы ремонта гильзы.
Образец титульного листа по лабораторной работе
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Кафедра Автомобильный транспорт
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА И ДЕФЕКТОВ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Лабораторная работа по учебной дисциплине
«Основы технологии производства и ремонта автомобилей»
по специальности 190601.65 – автомобили и автомобильное хозяйство.
Преподаватель ______________________ С.Г Крылов “______” ______________ 201 ___ |
Студент группы _______ ______________________ А. К. Петров “______” ______________ 201 ___ |
Анализ условий работы детали: ____________________________________
Дефекты гильзы, выявленные внешним осмотром (таблица 2.2): ________
Таблица 2.3 — Характер износа гильзы по окружности
Плоскости измерений | Отклонение стрелки индикатора С, мм | Диаметр изношенной гильзы d, мм | Износ гильзы И, мм | Максимальная овальность Вmax, мм |
I–I | ||||
II–II | ||||
III–III | ||||
IV–IV | ||||
V–V | ||||
VI–VI |
Рисунок 2.1 — Износ гильзы по окружности |
Таблица 2.4 — Износ гильзы по образующей
Отклонение стрелки индикатора, мм | Диаметр изношенной гильзы, мм | Износ гильзы, мм | Максимальная конусность, мм |
б | Рисунок 2.2 – Износ гильзы по образующей в плоскости качания шатуна (а) и перпендикулярной плоскости качания шатуна (б) |
а |
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
📹 Видео
Цилиндры / гильзы двигателя Kia Hyundai расточка или гильзовкаСкачать
Как проводится дефектовка коленчатых валовСкачать
Микрометр и нутромер. Как измерить цилиндры?Скачать
Гении маркетинга или мифы о гильзовке.Скачать
КАК ИЗМЕРИТЬ ЦИЛИНДРЫ? Учимся пользоваться нутромером и микрометромСкачать
износ гильзы поршневого цилиндра ее проверка с помощью нутромера.Скачать
Гильзовка блока двигателя: что, зачем и почему в компании "Механика"Скачать
Почему нежелательно гильзовать чугунный блок? (гильзовка - крайний метод ремонта)Скачать
Вот так надо гильзовать двигатели с алюминиевым блоком.Скачать
ЗАДИРЫ в ЦИЛИНДРАХ, что это? Почему задирает моторы G4KD, G4FG в КОРЕЙСКИХ авто? Эндоскопия-что это?Скачать
измерение гильзы цилиндраСкачать
Капитальный ремонт двигателя как это должно быть. Расточка. Шлифовка. Хонингование. Гильзовка.Скачать
Гильзовка Блока! Как Делается и Зачем!Скачать
Ремонт двигателя. Как измерить выступы гильз цилиндров.Скачать
ЗАМЕНА ГИЛЬЗ В БЛОКЕ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРКИНС А4!!!Скачать
Ремонт блока цилиндров Hyundai D4DDСкачать
вытаскиваю гильзы из блока цилиндров и устанавливаю новые Д 65 ЮМЗ 6Скачать