Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Авто помощник

Видео:Вытащил поршневую и гильзы с Камаза, а под ними все плохо!Скачать

Вытащил поршневую и гильзы с Камаза, а под ними все плохо!

Курсовая работа: Технология восстановления гильзы цилиндра автомобиля КАМАЗ

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Автомобильный транспорт»

Тема: «Технология восстановления гильзы цилиндра автомобиля КамАЗ»

1. Анализ конструкции изделия

3. Возможные маршруты восстановления

4. Маршрут восстановления гильзы цилиндра

Анализ конструкции изделия

Гильзы цилиндров являются тонкостенными оболочками, т.е. эти детали имеют тонкие стенки, большие диаметры и длину. У автомобилей КамАЗ они мокрого типа, отлиты из специального чугуна с перлитной структурой твердостью HRCэ 42…50. Рабочая поверхность гильзы закаливается токами высокой частоты и тщательно шлифуется и полируется.

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Рисунок 1 – Гильза цилиндра КамАЗ-740

В верхней части гильзы имеется упорный бурт, нижней плоскостью которого гильза устанавливается на соответствующий упорный торец блока цилиндров. Верхний торец бурта имеет выступ, предохраняющий прокладку головки цилиндров от непосредственного воздействия на нее горячих газов, а выступание бурта над плоскостью блока обеспечивает надежное уплотнение газового стыка. Центрирование гильзы осуществляется при помощи двух обработанных поясов – верхнего и нижнего, размещенных на ее наружной поверхности.

Нижний пояс гильзы уплотняется двумя резиновыми кольцами, которые устанавливаются в канавках блока, предотвращая тем самым попадание воды из водяной рубашки блока в полость масляного картера двигателя.

Уплотнение гильзы в верхней части надежно осуществляется упорным буртом и прокладкой головки цилиндров.

При дефектации гильза цилиндра вначале подвергается внешнему осмотру с целью обнаружения явных дефектов (коррозия, трещины, вмятины и т.д.), а также дефектов с признаками окончательного брака (поломки, сколы, пробоины и т.п.). Затем ее проверяют на специальных приспособлениях и приборах для выявления микротрещин, определения степени смещения поверхностей относительно друг друга, измерения твердости, упругости и т.д. Затем выполняют обмер рабочих поверхностей гильзы цилиндра.

Такая последовательность дефектации позволяет избежать лишней работы в тех случаях, когда деталь имеет признаки явных дефектов или брака.

Таблица 1 – Перечень возможных дефектов гильз цилиндров

Возможные дефектыРекомендуемые способы ремонта детали
износ внутренней рабочей поверхностиРастачивание, запрессовка пластины, хонингование
конусообразность———————
некруглость———————
задирыБраковать при наличии глубоких задиров
риски на внутренней рабочей поверхностиБраковать при наличии глубоких рисок
износ посадочных поясков и опор­ных буртовВибродуговая наплавка или контактная приварка ленты
кавитационные разру­шения на наружной поверхностиНанесение эпоксидной композиции
коррозияРастачивание, запрессовка пластины, хонингование
трещиныБраковать

Возможные маршруты восстановления

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

М аршрут восстановления гильзы цилиндра

Рабочая (внутренняя) поверхность гильзы изнашивается наиболее интенсивно, так как на эту поверхность попадают абразивные частицы из топливно-воздушной смеси, из масла. Детали сопряжения гильза—поршень—поршневые кольца работают при высоких температурах, затрудненной смазке, повышенном давлении, в агрессивной среде, что также является причиной интенсивного износа внутренней поверхности гильз. Коррозионные и кавитационные разрушения бывают весьма значительными.

Обычно гильзы при определении технического состояния выбраковы­вают в случае наличия трещин, глубоких задиров и рисок на внутренней поверхности, сколов, износе внутренней рабочей поверхности более 0,4 мм и опорного бурта по высоте более 0,3 мм.

Очистка гильз от накипи и следов коррозии наиболее эффективна металлическим песком в специальной установке. В качестве очищающей среды используют косточковую или пластмассовую крошку, стеклянные шарики и гранулы сухого льда. Косточковая крошка (дробленная скорлупа фруктовых косточек) подается потоком сжатого воздуха, движущегося с высокой скоростью, на поверхность с нагаром под давлением 0,3…0,6 МПа. Частицы, с силой ударяясь о поверхность детали, разрушают и удаляют нагар и другие загрязнения, при этом, не нарушая шероховатости поверхности детали. Очистка поверхностей деталей косточковой крошкой выполняется в специальных установках. Перед обработкой косточковой крошкой с поверхности с нагаром должны быть удалены масляные загрязнения.

Конструкция такой установки показана на рисунке 2. Принцип действия ее довольно прост. Крошку загружают в корпус 6. Через фильтрующую сетку и отверстие в клапане 2 крошка поступает в бункер 9 и смеситель 1. По шлангу 3 под действием сжатого воздуха крошка попадает к наконечнику 5. Кранами 7 и 8 регулируется расход подаваемого сжатого воздуха. Детали для очистки укладывают на стол 4. Рабочий, направляя наконечник 5 на поверхность детали, очищает ее косточковой крошкой, а полноту и качество очистки контролирует через защитное стекло. Пыль от крошки и загрязнений отсасывается вентилятором 11 через циклон 10.

Устранение кавитационных разрушений осуществляют покрытием мест разрушений композициями на основе эпоксидных смол. С этой целью очищенную поверхность обезжиривают и на нее наносят эпоксидную композицию. Перед нанесением эпоксидной композиции гильзы нагревают до 60 С.. В состав композиции входит эпоксидная смола, дибутилфталат, полиэтиленполиамин и в качестве наполнителя — портландцемент. Эпоксидную композицию на­носят шпателем, заполняя раковины, а участки вокруг раковин также покрывают этой композицией толщиной до 0,6 мм. При использовании в качестве отвердителя и пластификатора эпоксидной композиции дибутилфталата и полиэтиленполиамина отверждение нанесенного слоя при окружающей температуре 20 «С идет 72 ч.

Ремонт посадочных поясков гильзы производят, применяя вибродуговую наплавку. После наращивания изношенной поверхности пояска его подвергают механической обработке шлифованием до размера по чертежу.

Ремонт внутренней рабочей поверхности гильзы производится либо под размер поршня соответствующего ремонтного размера, либо до размера по рабочему чертежу. В данном задании будем рассматривать второй случай, т. к. автозавод КамАЗ не производит поршни ремонтных размеров и в этом случае необходимо ремонтировать внутренние рабочие поверхности гильз до размера по рабочему чертежу. Для данного случая применяют метод ДРД, суть которого заключается в следующем. Сначала растачивается рабочая поверхность гильзы на алмазно-расточном станке в специальном приспособлении. Используется резец с вставкой из эльбора-Р. Использование обычных резцов ВК-3 затруднено из-за высокой твердости материала гильз. Параметры режима обработки следующие: скорость резания 70. 90 м/мин; подача 0,03 мм/об; глубина резания 0,015. 0,20 мм; шероховатость по­верхности Ra = 0,63 . 0,32 мкм.

Для изготовления пластины от стальной ленты толщиной 0,6 мм гильотинными ножницами отрезаются мерные куски, которые собираются в пакет, их торцы шлифуются. С одной стороны шлифуется фаска 0,2×45°. В процессе обработки обеспечиваются точные линейные размеры пластин.

Пластина сворачивается в матрице. Свернутая пластина запрессовывается в цилиндр на прессе; натяг 0,18. 0,20 мм. Правильность посадки пластин в цилиндре и натяг зависят от точности размеров пластин, обеспеченных при шлифовании торцов и точности растачивания цилиндра.

Обработка гильзы в сборе производится хонингованием в течение 2 мин. Операция производится на хонинговальном станке. Используются хоны с брусками из синтетических алмазов ACР 20/14. Параметры режима хонингования следующие: окружная скорость 60…80 м/мин; скорость возвратно-поступательного движения 15…25 м/мин; давление брусков 0,5 МПа. Хонингование гильз имеет своей целью получение точных окончательных размеров рабочей поверхности детали, необходимой шероховатости и оптимального микрорельефа поверхности. Шероховатость поверхности Ra = 0,16 мкм. Овальность и конусность не более 0,025 мм. Обеспечивается высокое качество восстановления, и повышается ремонтопригодность детали, поскольку при повторном ремонте изношенная пластина выпрессовывается, а на ее место запрессовывается новая, которая потом проходит механическую обработку.

1. Кирьянов А.А., Усольцев Н.А. Основы технологии производства и ремонта автомобилей. Методические указания к семестровому заданию — изд. ЮУрГУ, 2000 – 20с.

2. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник / Б. С. Васильев, Б. П. Долгополов, Г. Н. Доценко и др.; Под ред. В. А. Зорина. – М.: Мастерство, 2001. – 512 с.

3. Ремонт автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов / С. И. Румянцев, А. Г. Боднев, Н. Г. Бойко и др.; Под ред. С. И. Румянцева. – М.: Транспорт, 1977. – 327 с.

Дефектовачная карта гильзы цилиндра КамАЗ

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Технологическая карта на восстановление рабочей поверхности гильзы цилиндра КамАЗ

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Операционная карта на расточку отверстия гильзы цилиндра КамАЗ

Видео:МАСТЕР КЛАСС «ДЕФЕКТОВКА ЦИЛИНДРА КАМАЗ 740»Скачать

МАСТЕР КЛАСС «ДЕФЕКТОВКА ЦИЛИНДРА КАМАЗ 740»

Лабораторная работа № 1 Исследование износа и дефектов гильз цилиндров двигателя

Цель работы: закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации гильз цилиндров, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использование средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера дефектовочных работ.

Содержание работы: подготовка исходных данных для дефектации деталей; определение технического состояния деталей; сортировка деталей по результатам контроля; назначение способа ремонта и содержания операций по подефектной технологии; оформление отчета о результатах работы.

Оборудование: гильзы блока цилиндров двигателя КамАЗ-740; стойка микрометра (ТУ 2-084-823-68); микрометр МК (ГОСТ 6507-60) с пределами измерения 100–125 мм; микрометрический нутромер НМ175 (ГОСТ 862-72) с пределами измерений 75–175 мм; штангенциркуль ШЦ-2 (ГОСТ 166-73) с пределами измерений 0–160 мм; масштабная линейка длиной 300 мм; дефектовочные карты и таблицы ремонтных размеров.

Конструктивно-технологическая характеристика детали. Гильзы цилиндров двигателя КамАЗ-740 – “мокрого” типа, легко­съем­ные, изготовлены из специального чугуна центробежным литьем, объемно закалены для повышения износостойкости, НRСэ=46,4–51,3. В соединении гильза – блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновы­ми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части – два кольца в расточки блока. Гильзы цилиндров двигателя КамАЗ-740 тонкостенные. Толщина их стенок 13,5 мм.

Требования к точности размеров в пределах 4-7 квалитетов, шероховатость поверхности не должна превышать , овальность и конусность внутренней поверхности цилиндра не должна превышать 0,025 мм.

Установочной базой служат фаски отверстия по поршень.

Основные положения

Гильза блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания работает в тяжелых условиях. Зеркало гильзы изнашивается в результате трения поршневых колец и действия абразивных частиц, содержащихся в смазке и засасываемом воздухе. Попадание в цилиндр всего одного процента неочищенного воздуха увеличивает износы поршневых колец и гильз в два раза. Износ гильз усиливается действием высоких температур, давлением продуктов сгорания и коррозии, вызываемой содержащимися в них сернистыми соединениями и оксидом углерода.

Зеркало гильзы смазывается разбрызгиванием масла, стекающего с поршневого пальца и шатуна. Под действием высокой температуры происходит разжижение масляной пленки, что ухудшает условия смазки верхней части зеркала гильзы. Вследствие неравномерного давления поршня на стенки гильзы, одновременно с изнашиванием её внутреннего диаметра образуется овальность, достигающая максимального значения в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Кроме того, овальность зеркала гильзы может увеличиваться вследствие неправильной затяжки гаек, крепящих головку блока и деформации блока из-за неравномерного нагрева цилиндров при работе двигателя.

Кроме овальности зеркало гильзы цилиндра обретает конусность в процессе изнашивания.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность.

2. Усвоить особенности конструкции гильзы, условия работы и ха­рактер возможных повреждений, технические требования на дефектацию детали.

3. Ознакомиться с правилами пользования инструментами и правилами техники безопасности.

4. Определить состояние гильзы.

4.1. Осмотреть гильзу. Установить и записать в отчет наличие дефектов (таблица 2.2). Осмотр провести в соответствии с дефектовочной ведомостью (таблица 2.1).

4.2. Произвести измерение диаметра под поршень:

· измерить штангенциркулем диаметр верхней не изнашивающейся кромки гильзы;

· настроить микрометр на полученный размер с учетом предполагаемого износа гильзы;

· установить штифты микрометрического нутромера между пятой и шпинделем микрометра, закрепить сменный стержень и подвести нуль шкалы к стрелке индикатора;

· отжать рукой измерительный стержень настроенного нутромера и осторожно ввести его в цилиндр;

· произвести измерения внутреннего диаметра гильзы на расстоянии 80 мм от верхней его кромки, в шести плоскостях.

Схема замера представлена на рисунке 2.1 отчета. Результаты записать в таблицу 2.3 отчета.

Таблица 2.1 — Карта технических требований на дефектацию

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740Детальгильза цилиндра
№ детали740.1002021
МатериалЧугун специальный
Твердость46,4. 51,3 НRСэ
Пози-Возможный дефектСпособ установления де­фекта и сред­ства контроляРазмер, ммЗаключение
­ция на эс­кизепо рабочему чертежудопустимый размер
Обрыв буртаОсмотрБраковать
Обломы или сколы ниж­ней частиОсмотрБраковать
Трещины на стенкахОсмотр. Де­фектоскопияБраковать
Кавитационные раковины на наружной поверхностиОсмотр. Ли­нейка–150. ГОСТ 427-75. Шаблон 1 мм.Браковать при раковинах диаметром более 2 мм и глубиной более 1 мм.
Сколы на верх­нем торце буртаОсмотр. Ли­нейка–150. ГОСТ 427-75.Заварить. Браковать при сколах длиной по окруж­но­сти более 5 мм или в коли­честве более 5 штук на рас­стоянии менее 10 мм друг от друга
Забоины или ракови­ны на буртеОсмотр. Ли­нейка–150. ГОСТ 427-75.Зачистить. Заварить. Бра­ко­вать при за­бои­нах или ра­ковинах шириной более по­ловины пояска в количестве более 5 штук на расстоянии менее 10 мм друг от друга.
Окончание таблицы 2.1
Риски, зади­ры, ракови­ны или из­нос рабочей поверхностиОсмотр. Нут­ромер НИ 100-160-1. ГОСТ 868-82.120 +0,03Восстановить армировани­ем стальной лентой или ус­тановкой дополнительной гильзы
Износ верхне­го посадочно­го пояскаКалибр-ско­ба НЕ 137,5 Хга ГОСТ 2015-84137,5137,391Напылить
Износ нижне­го посадочно­го пояскаКалибр-ско­ба НЕ 134 Хга ГОСТ 2015-84134133,894Напылить

Таблица 2.2 – Карта осмотра гильзы цилиндра

Конструктив­ные элементы деталиТребования рабочего чертежаДействительное состояние элемента деталиСпособ установления дефекта; применяющий­ся инструментЗаключение
1. Обрыв буртаПовреждения не допускаются
2. Обломы или сколы нижней частиПовреждения не допускаются
3. Трещины на стенкахПовреждения не допускаются
3. Кавитаци­он­ные ракови­ны на наруж­ной поверхностиДопускаются раковины диаметром до 2 мм и глубиной до 1 мм
4. Сколы на верхнем торце буртаДопускаются сколы длиной по окружно­сти не более 5 мм в количестве не бо­лее 5 штук на расстоя­нии не менее 10 мм друг от друга
5. Забоины или раковины на буртеДопускаются за­бои­ны или ракови­ны шириной не бо­лее половины поя­ска в количестве не более 5 штук на расстоя­нии не ме­нее 10 мм друг от друга
Окончание таблицы 2.2
6. Риски, задиры, раковины или износ рабочей поверхностиРиски, задиры, ра­ковины не допус­каются. Допусти­мый без ремонта износ Æ120,1. Но­ми­нальный Æ120 +0.03
7. Износ верхнего посадочного пояскаНоминальный Æ137,5 . Допустимый без ремонта Æ137,391
8. Износ нижнего посадочного пояскаНоминальный Æ134 . Допустимый без ремонта Æ133,894.

4.3. Определить величину диаметра и износа гильзы для каждой плоскости:

d = d1 – c, (2.1)

U = d – d2, (2.2)

где d – диаметр изношенной гильзы, мм;

d1 – размер, на который был настроен нутромер, мм;

с – отклонение стрелки индикатора, мм;

d2 – диа­метр гильзы на верхней кромке (номинальный диаметр), мм;

U – износ гильзы, мм.

4.4. Построить график износа гильзы (рисунок 2.1) и определить плоскость качания шатуна.

4.5. Произвести измерения внутреннего диаметра гильзы по образу­ю­щей в плоскости качания шатуна и в плоскости перпендикулярной к ней. Измерения проводить в 4-х поясах. Результаты записать в таблицу 2.4 отчета.

4.6. Построить графики величин износа гильзы по образующей для двух плоскостей, рисунок 2.2. Найти место наибольшего износа.

4.7. Определить максимальную овальность Вmах и максимальную конусность Кmах гильзы:

гдеmах, min – соответственно максимальный и минимальный диаметры гильзы в одном поясе и разных плоскостях, мм;

dmах, dmin – соответственно максимальный и минимальный диаметры гильзы в одной плоскости и разных поясах, мм.

5. Привести в порядок рабочее место и сдать его лаборанту.

6. Оформить отчет о работе.

Содержание отчета

1. Анализ условий работы и характерных дефектов гильзы двигателя КамАЗ-740. Наличие дефектов.

2. Таблицы с результатами измерений и расчетов.

· величину максимального износа, конусности и овальности;

· характер и причины хода кривых износа по окружности гильзы и по её образующей;

· заключение о пригодности гильзы к дальнейшей эксплуатации.

2.4 Контрольные вопросы

1. Перечислите конструкторские элементы гильзы, материалы из которых она изготовлена, требования к термообработке.

2. Охарактеризуйте условия работы гильзы и факторы, ускоряющие её износ.

3. Перечислите характерные дефекты гильзы.

4. Как установить индикаторный нутромер на базовый размер?

5. Как произвести измерения внутреннего диаметра гильзы?

6. Как определить диаметр изношенного отверстия?

7. Как рассчитать износ отверстия по результатам измерения при помощи индикаторного нутромера?

8. Как рассчитать максимальную конусность внутреннего диаметра гильзы?

9. Как рассчитать максимальную овальность внутреннего диаметра гильзы?

10. Назовите способы ремонта гильзы.

Образец титульного листа по лабораторной работе

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Кафедра Автомобильный транспорт

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА И ДЕФЕКТОВ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ

Лабораторная работа по учебной дисциплине

«Основы технологии производства и ремонта автомобилей»

по специальности 190601.65 – автомобили и автомобильное хозяйство.

Преподаватель ______________________ С.Г Крылов “______” ______________ 201 ___
Студент группы _______ ______________________ А. К. Петров “______” ______________ 201 ___

Анализ условий работы детали: ____________________________________

Дефекты гильзы, выявленные внешним осмотром (таблица 2.2): ________

Таблица 2.3 — Характер износа гильзы по окружности

Плоскости измеренийОтклонение стрел­ки инди­катора С, ммДиаметр изношенной гильзы d, ммИзнос гиль­зы И, ммМаксимальная овальность Вmax, мм
I–I
II–II
III–III
IV–IV
V–V
VI–VI
Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740Рисунок 2.1 — Износ гильзы по окружности

Таблица 2.4 — Износ гильзы по образующей

Отклонение стрел­ки инди­катора, ммДиаметр изношенной гильзы, ммИзнос гиль­зы, ммМаксимальная конусность, мм
бРисунок 2.2 – Износ гильзы по образующей в плоскости качания шатуна (а) и перпендикулярной плоскости качания шатуна (б)
а

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Дефектовка гильзы цилиндра камаз 740

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

📽️ Видео

Востановление блока цилиндров КАМАЗ. часть 1Скачать

Востановление блока цилиндров КАМАЗ. часть 1

Диагностика ЦПГ или просто поршневой Камаз 740! ч3Скачать

Диагностика ЦПГ или просто поршневой Камаз 740! ч3

Установка гильз в блок Камаз!Скачать

Установка гильз в блок Камаз!

Установка гильз в блок двигателя КАМАЗСкачать

Установка гильз в блок двигателя КАМАЗ

установка поршней в гильзы КАМАЗСкачать

установка поршней в гильзы КАМАЗ

Установка гильзы Камаз .,Виктор ИлюшкинСкачать

Установка гильзы Камаз .,Виктор Илюшкин

Замена поршневой Камаз на машине! Разборка, замена гильз! Часть1Скачать

Замена поршневой Камаз на машине! Разборка, замена гильз! Часть1

Всё о головках двигателя Камаз. Виктор ИлюшкинСкачать

Всё о головках двигателя Камаз. Виктор Илюшкин

Как замерить зазор между вкладышем и коленвалом ВЕК ЖИВИ ВЕК УЧИСЬ @user-fc5yc8os8bСкачать

Как замерить зазор между вкладышем и коленвалом  ВЕК ЖИВИ ВЕК УЧИСЬ @user-fc5yc8os8b

Проверка гильз на микротрещины.. КамАЗ.Скачать

Проверка гильз на микротрещины.. КамАЗ.

Проверка гильзы на герметичностьСкачать

Проверка гильзы на герметичность

Как снять гильзы на камазе без съёмка.Скачать

Как снять гильзы на камазе без съёмка.

Тридцатый поршень на двигатель Камаз 740.62. Часть 6. Виктор Илюшкин.Скачать

Тридцатый поршень на двигатель Камаз 740.62. Часть 6. Виктор Илюшкин.

Cравнение блоков 740 и 740 62. двигателей Камаз. По просьбе подписчиков.Виктор Илюшкин.Скачать

Cравнение блоков 740  и 740 62. двигателей Камаз. По просьбе подписчиков.Виктор Илюшкин.

Установка гильзы цилиндров КамАЗСкачать

Установка гильзы цилиндров КамАЗ

Часть 2. Подбираем поршень двигателя Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать

Часть 2. Подбираем поршень двигателя Камаз. Виктор Илюшкин.

Сборка двигателя Камаз 740.62. Часть 5. Виктор Илюшкин.Скачать

Сборка двигателя Камаз 740.62. Часть 5. Виктор Илюшкин.

Головка блока цилиндров КАМАЗ. Трещины, места возникновения.Скачать

Головка блока цилиндров КАМАЗ. Трещины, места возникновения.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток