К трущимся деталям масло подводится под определенным давлением. Если оно недостаточно, то вследствие уменьшения скорости потока в зазорах ухудшается вымывание из них продуктов изнашивания и охлаждение деталей. При чрезмерном давлении увеличиваются нагрузка на сборочные единицы смазочной системы и затрата энергии на привод масляного насоса.
Давление масла в магистрали зависит от частоты вращения коленчатого вала, температуры масла, степени изношенности деталей, сопротивления маслоочистителей, радиатора и т. п. Чтобы с изменением этих факторов не нарушалась нормальная работа, систему оборудуют автоматически действующими шариковыми или плунжерными клапанами.
Редукционный клапан предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемого масляным насосом, подачу которого рассчитывают с запасом на случаи работы с пониженной частотой вращения, на горячем масле при определенной изношенности двигателя. Со стороны нагнетательной полости насоса на клапан действует сила давления масла, а с противоположной стороны — усилие пружины. Когда сила давления превысит сопротивление пружины (например, при прокачивании холодного масла, имеющего повышенную вязкость), клапан откроется и перепустит избыток масла в поддон или же во всасывающую полость насоса. Редукционный клапан может быть расположен и вне насоса.
- Самостоятельный ремонт и замена редукционного клапана масляного насоса
- Принцип работы и основные функции редукционного клапана
- Назначение и функции
- Расположение
- Принцип работы
- Диагностика неисправностей
- Видео: измерение давления масла
- Ремонт, замена и регулировка
- Видео: замена редукционного клапана
- Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
- Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
- 🔥 Видео
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Сливной клапан. В некоторых двигателях масло проходит сначала через маслоочиститель, для нормальной работы которого требуется достаточно высокое давление, и лишь потом поступает в магистраль, где давление должно быть значительно ниже. В этом случае редукционный клапан насоса регулируют на высокое давление, а магистраль снабжают сливным клапаном. Со стороны магистрали на этот клапан действует давление масла, а с противоположной — усилие пружины, которую регулируют на заданное дайление. Когда давление превышает нормальное, избыток масла из магистрали через открывшийся клапан сливается в поддон. В новом или отремонтированном двигателе утечка масла через зазоры мала, поэтому сливной клапан открыт постоянно.
Дифференциальный клапан применяют в некоторых двигателях вместо сливного. Он автоматически регулирует подачу масла насосом в систему, что позволяет уменьшить потери энергии на прокачивание. Дифференциальный клапан представляет собой плунжер с кольцевой проточкой А. С одной стороны он нагружен силой давления масла из магистрали, а с другой — пружиной. При этом сила давления, передаваемого непосредственно из нагнетательной полости насоса по каналу Б в проточку А, не нарушает равновесия, так как она действует на равные по площади торцевые поверхности проточки. Когда давление в магистрали превысит допустимое, клапан, преодолевая сопротивление пружины, сместится вниз, проточка А соединит каналы Б и В. В результате часть масла от насоса будет свободно сливаться по каналу В в поддон, не встречая сопротивления клапана, маслоочистителя и радиатора, как это происходит при работе обычного сливного клапана.
Перепускной клапан установлен параллельно маслоочистителю. С одной стороны на него действует сила давления неочищенного масла, а с другой — сила давления очищенного масла и усилие пружины, отрегулированной на перепад (разность) давлений до и после маслоочистителя. Когда сопротивление маслоочистителя превысит значение перепада давлений, клапан 6 откроется, и часть масла будет перепускаться в магистраль, минуя масло-очиститель.
Таким образом, когда срабатывает перепускной клапан, то аварийное повреждение двигателя предотвращается, но одновременно происходит усиленное изнашивание деталей из-за подачи к к ним неочищенного масла.
Клапан-термостат установлен параллельно радиатору. Если в системе циркулирует холодное масло, то вследствие его повышенной вязкости сопротивление в радиаторе увеличивается. Когда оно превышает перепад давлений, на который отрегулирована пружина, клапан открывается: масло, минуя радиатор, поступает в магистраль. Если масло в радиатор подается предназначенной для этого секцией насоса, то ее редукционный клапан в этом случае выполняет роль клапана-термостата.
Устройство для контроля за работой смазочной системы. Надежность и долговечность двигателя во многом зависят от работы его смазочной системы, а неисправности в ней могут быть причиной тяжелых повреждений. Поэтому в смазочных системах предусмотрены устройства для контроля за их работой. Давление масла контролируют по указателю или следят за световым сигнализатором, лампочка которого загорается в случае падения давления ниже допустимого. Иногда оба эти способа контроля применяют одновременно. В некоторых двигателях контролируют температуру масла, используя для этого или указатель температуры, или световой сигнализатор перегрева. Световую сигнализацию иногда применяют и для предупреждения о срабатывании перепускного клапана и поступлении через него неочищенного масла в магистраль.
Видео:Система смазки автомобильного двигателя.Скачать
Самостоятельный ремонт и замена редукционного клапана масляного насоса
Бесперебойное функционирование смазочной системы двигателя внутреннего сгорания предполагает исправность всех её элементов. Силовой агрегат машины может выйти из строя по различным причинам, в том числе и из-за редукционного клапана, регулирующего давление масла в системе. В работоспособном состоянии этот клапан позволяет автовладельцу избежать серьёзных неприятностей.
Читайте также: Вентиляционный клапан для глухих пластиковых окон
Видео:Система смазки двигателя внутреннего сгорания на примере системы смазки ЯМЗ-7511.Скачать
Принцип работы и основные функции редукционного клапана
Непрерывно циркулирующее в двигателе моторное масло оказывает определённое давление на все его элементы. Постоянный контроль этого показателя в установленных производителем пределах является обязательным условием нормальной работы силового агрегата.
Назначение и функции
Любое отклонение давления масла может стать причиной выхода из строя отдельных узлов или мотора в целом. В этом случае может потребоваться капитальный ремонт двигателя, связанный с большими финансовыми расходами. Для предотвращения таких ситуаций был изобретён редукционный клапан, отвечающий за давление масла. Несмотря на важность выполняемых функций, он отличается простой конструкцией, легко ремонтируется и заменяется.
Редукционный клапан является важнейшим элементом масляного насоса
Масляный насос, элементом конструкции которого является редукционный клапан, обеспечивает циркуляцию смазки по всему двигателю. Корректировка давления масла происходит именно с помощью клапана, который открывает или закрывает входное отверстие. Излишки масла уходят в запасной канал, что, в свою очередь, позволяет стабилизировать давление в системе.
Расположение
В современных автомобилях редукционный клапан расположен вместе с масляным насосом. Сам же насос, как правило, устанавливается за генератором. В зависимости от модели автомобиля и вида клапана, последний находится либо на масляном фильтре, либо на крышке насоса.
Расположение редукционного клапана в масляном насосе
Редукционные клапаны бывают двух видов: разборные и встроенные. В первом случае устройство можно разобрать и заменить отдельные детали, вышедшие из строя. Встроенные же модели в случае поломки меняются целиком, а иногда и вместе с масляным насосом или его крышкой.
Принцип работы
Давление моторного масла в системе двигателя зависит от скорости вращения коленчатого вала. Нажатием на педаль акселератора приводятся в действие шестерни насоса. При этом чем сильнее нажатие, тем быстрее вращаются шестерни. С ростом скорости вращения увеличивается объём масла, закачиваемого из картера, и, как следствие, повышается давление. Исправный редукционный клапан при достижении определённой величины давления открывается и возвращает масло обратно в картер.
Рядом с входным отверстием устройства располагается поршень или металлический шарик на пружине, прикреплённой к упорному винту. Под давлением, создаваемым маслом, клапан утапливается в корпус и приводит пружину в действие. Излишки масла через открывающееся отверстие и запасной канал насоса уходят обратно в картер двигателя.
Около входного отверстия клапана располагается поршень или металлический шарик на пружине
При снижении давления масла его величины уже не хватает для поддержания клапана в открытом состоянии и он закрывается. Пружина переводит поршень или шарик в исходное положение, перекрывая отверстие.
Видео:Купил поршневую на Ямз-238. Дифференциальный клапан разобрал и прочее...Скачать
Диагностика неисправностей
Редукционный клапан чаще всего выходит из строя по двум основным причинам. Первая — его неспособность поддерживать в системе нормальное давление. Это обычно связано с механическими повреждениями составляющих его элементов. Чаще всего выходит из строя пружина. За время эксплуатации она растягивается и не может удержать клапан, который открывается даже при незначительном изменении давления. Это, в свою очередь, приводит к недостатку масла в двигателе и выходу из строя других его узлов и деталей.
Такая ситуация встречается в случаях, если:
- продолжительность работы клапана без замены превышает срок, регламентированный производителем;
- в клапан установлена пружина от другой конструкции;
- пружина или сам клапан установлены неправильно.
Вторая причина выхода из строя клапана — превышение давлением масла максимально допустимого значения. Низкое качество масла и его нерегулярная замена приводит к накоплению на корпусе редукционного клапана и масляного насоса грязи и последующему заклиниванию входного отверстия в корпусе механизма. Таким образом, несвоевременная замена масла может привести к капитальному ремонту двигателя.
Работоспособность редукционного клапана проверяется по уровню давления масла. При избыточном уровне на корпусе двигателя появляются следы вытекающего масла. Недостаточное давление определяется с помощью жидкостного манометра. Оптимальные значения давления можно найти в технической документации на автомобиль, причём эти значения индивидуальны для каждой марки и модели авто. Так, на «Таврии», клапан масляного насоса срабатывает при давлении 0,55 МПа. Аналогичные показатели у многих автомобилей семейства ВАЗ.
Видео: измерение давления масла
Видео:401)) Принцип работы двигателя (система смазки) анимация с моим коментарием.Скачать
Ремонт, замена и регулировка
Работоспособность редукционного клапана можно определить только после его снятия и разборки (в случае разборной конструкции). Масляный нагар и грязь на его корпусе удаляются керосином, бензином или специальной жидкостью для чистки карбюраторов. Особое внимание уделяется пружине — её меняют даже при малейших признаках сжатия, растяжения или деформации.
Для проверки работоспособности клапана «кустарным» способом достаточно надавить на поршень или шарик. Если для приведения их в действие нужно приложить определённые усилия, устройство можно считать исправным.
Клапан неисправен, если в процессе надавливания он заклинивает или недостаточно зажимает отверстие. В первом случае его вытаскивают, а затем тщательно промывают в бензине. Во втором случае необходимо подобрать новую пружинку, обеспечивающую плотное закрытие отверстия, и заменить ею износившийся механизм.
Читайте также: Есть ли в мотоблоке клапана
Видео: замена редукционного клапана
После ремонта или замены редукционного клапана его следует установить на место и отрегулировать. Регулировка осуществляется упорным винтом, вращение которого сжимает или растягивает пружину. Величина давления при этом определяется с помощью жидкостного манометра.
Отметим, что сам клапан можно регулировать можно только на неработающем двигателе, а давление масла измеряется на работающем.
Редукционный клапан масляного насоса — небольшая, но крайне важная деталь двигателя любого автомобиля. От его исправности зависит работоспособность всего силового агрегата. Своевременная диагностика неисправностей клапана и их немедленное устранение позволят вам избежать серьёзных неприятностей на дороге.
Видео:Причины падения давления моторного маслаСкачать
Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Система смазки двигателя – смешанная, с «мокрым» картером. Схема системы смазки приведена на рисунке.
Масляный насос через всасывающую трубу с маслозаборником засасывает масло из картера и подает его в систему смазки по каналу нагнетания через последовательно включенные жидкостномасляный теплообменник (ЖМТ) и масляный фильтр (МФ). При увеличении давления в канале нагнетания (за масляным насосом) выше 0,9…1,0 МПа (9…10 кг/см 2 ) открывается редукционный клапан, и часть масла из канала сливается в масляный картер. Редукционный клапан крепится к всасывающей трубе с маслозаборником и устанавливается на блок цилиндров.
ЖМТ смонтирован в корпусе сервисного модуля, в котором также установлены дифференциальный клапан системы смазки, водяной насос и термостаты. Сервисный модуль установлен на блок цилиндров спереди справа.
Масляный фильтр установлен на сервисный модуль. В корпус масляного фильтра установлен перепускной клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см 2 ), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным (например, в случае засорения теплопередающего элемента).
Очищенное в фильтре масло подается в главную масляную магистраль блока цилиндров, расположенную с правой стороны блока. Из главной масляной магистрали через каналы в блоке масло поступает к подшипникам коленчатого вала и на форсунки масляного охлаждения поршней. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом вале масло подается к шатунным вкладышам нижней головки шатуна. Верхние втулки шатунов смазываются разбрызгиванием (маслом, стекающим из полости масляного охлаждения поршня).
Для поддержания и стабилизации постоянного давления в главной масляной магистрали (на различных скоростных режимах, как на новом, так и на изношенном двигателе), в корпусе сервисного модуля, параллельно с каналом отвода масла в блок, установлен дифференциальный клапан системы смазки, отрегулированный на начало открытия 400…500 кПа (4,5…5,0 кгс/см 2 ). При повышении давления в главной масляной магистрали свыше 500 кПа (5,0 кгс/см 2 ) часть масла сливается в картер.
Схема системы смазки.
С левой стороны блока цилиндров, рядом с распределительным валом, расположена вторая масляная магистраль. Масло в нее поступает из главной масляной магистрали по каналу, расположенному в корпусе шестерен.
Из второй масляной магистрали по каналам в блоке масло подается к втулкам распределительного вала, а также через канал у заднего торца блока – в головку цилиндров. В головке цилиндров масло подводится в полую ось коромысел клапанов через заднюю стойку оси, из нее к втулкам коромысел. От втулок по каналу в коромысле масло поступает на шаровой палец и стекает на траверсу клапанов и на клапаны. Толкатели штанг, расположенные в блоке, смазываются маслом, стекающим из головки цилиндров. Основная часть масла из головки стекает в картер двигателя по полым вертикальным полостям жесткости в блоке.
К подшипникам турбокомпрессора и компрессора пневмотормозов масло поступает по наружным трубопроводам.
Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, толкатели и гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос.
Масляный насос установлен на заднем торце блока цилиндров, доступ к нему только при снятом картере маховика.
Для предотвращения разрушения масляного насоса при пуске и работе холодного двигателя, когда масляная магистраль двигателя может быть заполнена застывшим или вязким маслом, служит редукционный клапан.
Редукционный клапан установлен на нижнем фланце блока цилиндров, и крепится к всасывающей трубе с маслозаборником, доступ к нему возможен только при снятом масляном картере.
Редукционный клапан отрегулирован на давление после масляного насоса 0,9…1,0 МПа (9…10 кгс/см 2 ). При превышении этой величины часть масла из канала подвода масла к сервисному модулю сбрасывается в масляный картер.
Масляный насос.
На двигателях применяется масляный фильтр со сменным фильтром для масла фирмы «MANN+HUMMEL» модели W 11 102.
Масляный фильтр состоит из корпуса с ввернутым в него штуцером 7 и сменного фильтра для масла 6, установленного колпаком вниз. Сменный фильтр выполнен в виде неразборного металлического колпака с бумажным фильтрующим элементом. Установка сменного фильтра на корпус осуществляется наворачиванием его на центральный резьбовой штуцер 7 до касания с опорной поверхностью корпуса. Уплотнение между корпусом и сменным фильтром обеспечивается уплотнительным резиновым кольцом сменного фильтра.
Читайте также: Как отрегулировать тепловой зазор клапанов двигателя
Корпус масляного фильтра крепится болтами к сервисному модулю, уплотнение обеспечивается прокладкой корпуса МФ. В корпус масляного фильтра установлен перепускной клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см 2 ), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным (например, в случае засорения теплопередающего элемента).
В сменный фильтр для масла встроены противосливной (клапан блокировки обратного хода) и перепускной клапаны.
Противосливной клапан открывается при малом усилии на входе «грязного масла» в фильтр и исключает возможность слива масла с фильтра во время остановки двигателя, на неработающем двигателе (при установке фильтра колпаком вверх) или при замене фильтра при техническом обслуживании двигателя.
Перепускной клапан предназначен для перепуска масла при пуске двигателя в холодное время года, загрязнении фильтрующего элемента и защиты фильтрующего элемента от разрушения. Он отрегулирован на перепад давления 2,5 кгс/см 2 до и после элемента. При превышении этого перепада часть масла поступает в двигатель, минуя фильтрующий элемент. Это может происходить при пуске и работе холодного двигателя, когда масло очень вязкое.
Дифференциальный клапан системы смазки.
Производительность масляного насоса системы смазки рассчитана с запасом на изношенные пары трения двигателя в течение всего ресурса двигателя до капитального ремонта, в том числе для режима работы на малых оборотах. В процессе эксплуатации такого количества масла не требуется.
Для стабилизации давления масла в системе смазки и сброса лишнего масла из системы в картер предназначен дифференциальный клапан системы смазки.
Клапан установлен в корпусе сервисного модуля в масляной магистрали после ЖМТ до масляного фильтра. Устройство клапана показано на рисунке.
Клапан представляет собой подпружиненный плунжер с кольцевой канавкой. В полости для пружины имеется канал, выходящий в картерную полость блока цилиндров, а к кольцевой канавке плунжера подходит канал из полости грязного масла масляного фильтра. В торец клапана, по каналу из полости чистого масла после фильтра, подводится управляющее чистое масло с давлением, равным давлению в главной масляной магистрали блока цилиндров.
Клапан отрегулирован на начало открытия 450…500 кПа (4,5…5,0 кгс/см 2 ). Регулировка достигается первоначальным поджатием пружины. При достижении этого давления после фильтра, плунжер под действием управляющего чистого масла начинает движение, сжимая пружину, и через кольцевую канавку соединяет канал нефильтрованного масла с каналом сброса масла в картер.
Таким образом, часть масла, не нужная двигателю в данный момент работы, сбрасывается обратно в картер, минуя масляный фильтр, разгружая фильтрующий элемент и увеличивая срок его службы до замены.
Дифференциальный клапан системы смазки.
1 – пробка; 2 – пружина; 3 – канал подвода нефильтрованного масла к клапану; 4 – канал сброса нефильтрованного масла в картер; 5 – дифференциальный клапан; 6 – канал управляющего давления; 7 – дифференциальный клапан открыт.
Рекомендуемые марки масел.
Для двигателя применять следующие моторные масла:
Основные моторные масла.
- Mobil Delvac XHP ESP (SAE 10W-40, API CJ-4);
- Mobil Delvac 1 LE (SAE 5W-30, API CJ-4).
Дублирующие моторные масла.
- SHELL: Shell Rimula R4L (SAE 15W-40, API CJ-4).
- ExxonMobil: Mobil Delvac XHP LE (SAE 10W-40 API CI-4).
- ООО «Фукс Ойл»: Titan Cargo (SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40, API CJ-4).
- ООО «НПП «Квалитет»: М-3з/12-Д по СТО 08151164-084-2011.
Для двигателей ЯМЗ, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение моторных масел классов вязкости по SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40, SAE 20 (20W), SAE 30, с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже CJ-4 с величиной сульфатной зольности не более 1%.
Вышеперечисленные моторные масла:
- классов вязкости SAE 15W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 20 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 20 °С – с предпусковым подогревом;
- классов вязкости SAE 10W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 25 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 25 °С – с предпусковым подогревом;
- классов вязкости 3з/12 и SAE 5W-30, SAE 5W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 30 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 30 °С – с предпусковым подогревом;
Равноправны по применяемости, совместимы между собой и могут быть смешаны при необходимости.
Периодичность смены моторных масел.
Первая замена масла – после первых 500 часов работы двигателя или 15000 км пробега для самосвалов и шасси/автобусов на городских и пригородных маршрутах или 25000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/ автобусов на междугородних маршрутах.
Далее замена масла – через каждые 1000 часов работы двигателя или 30000 км пробега для самосвалов и шасси/ автобусов на городских и пригородных маршрутах или 50000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/автобусов на междугородних маршрутах (см. раздел «Техническое обслуживание»).
- Срок смены масла может быть уточнен по результатам эксплуатационных испытаний.
🔥 Видео
Обратный клапан в системе смазки 3S-FEСкачать
Зачем перепускной клапан в масляном фильтре # bypass valve # 旁通阀Скачать
[Д-30КАУ-154] Дифференциальный клапан НР-30Скачать
Система смазки двигателя КамАЗ-740. Зарубин С.Ю. #ДОТиПОВКОСкачать
Система смазки двигателя Камаз 740. с теплообменником. Виктор Илюшкин.Скачать
Принцип действия регулируемого масляного насоса на ДВС Volkswagen FSI 1.4 и 1.6Скачать
Модернизация Системы Смазки Мотора Москвича 2140.Доработка Редукционного Клапана+Мощный Маслонасос.Скачать
Регулировка давления масла двигателя ЯМЗ-240 редукционным клапаном на корпусе фильтра.Скачать
Принцип работы масляного насоса и почему все глушат клапана давления масла заглушками на OM651Скачать
Редукционный клапан. Устройство и принцип работыСкачать
Система смазки двигателяСкачать
Редукционный клапан и регулировка давления. Когда знания экономят деньги или не будь лохом!Скачать
Как работает распределитель? Устройство гидрораспределителяСкачать
ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА КамАЗ-740.10Скачать
Почему низкое давление в двигателе д245. На зил 131 дизель, низкое давление масла мтз.Скачать