Проверка шин на динамическую стойкость сводится к механическому расчету шинной конструкции при КЗ. Электродинамические силы, возникающие при КЗ, носят колебательный характер и имеют периодические составляющие с частотой 50 и 100 Гц. Эти силы приводят шины и изоляторы, представляющие собой динамическую систему, в колебательное движение. Деформация элементов конструкции и соответствующие напряжения в материале зависят от составляющих электродинамической силы и от собственной частоты элементов, приведенных в колебание.
Особенно большие напряжения возникают в условиях резонанса, когда собственные частоты системы шины – изоляторы оказываются близки к 50 и 100 Гц. В этом случае напряжения в материале шин и изоляторов могут два три раза превышать напряжения, рассчитанные по максимальной электродинамической силе при КЗ, вызванной ударным током КЗ. Если же собственные частоты системы меньше 30 или больше 200 Гц, то механического резонанса не возникает и проверка шин на электродинамическую стойкость производится в предположении, что шины и изоляторы являются статической системой с нагрузкой, равной максимальной электродинамической силе при КЗ.
В большинстве применяемых конструкций шин эти условия выполняются, и ПУЭ не требует проверки шин на электродинамическую стойкость с учетом механических колебаний.
В отдельных случаях, например при проектировании новых конструкций РУ с жесткими шинами, определяется частота собственных колебаний по следующим выражениям:
где l – пролет между изоляторами, м;
J – момент инерции поперечного сечения шины относительно оси, перпендикулярной направлению изгибающей силы, см 4 ;
S – площадь сечения шины, см 2 .
Изменяя длину пролета и форму сечения шин, добиваются того, чтобы механический резонанс был исключен, т.е. чтобы v0 > 200 Гц. Если этого добиться не удается, то производится специальный расчет шин с учетом динамических усилий, возникающих при колебаниях шинной конструкции.
При расчетах шин как статической системы исходят из допущения, что шина каждой фазы является многопролетной балкой, свободно лежащей на жестких опорах, с равномерно распределенной нагрузкой. В этом случае изгибающий момент определяется выражением.
Видео:Азот в шинах: полезный сервис или услуга для лохов?Скачать
где f – сила, приходящаяся на единицу длины, Н/м.
В наиболее тяжелых условиях находится средняя фаза, которая принимается за расчетную; за расчетный вид КЗ принимается трехфазное. Максимальная сила, приходящаяся на единицу длины средней фазы при трехфазном КЗ, равна
Читайте также: Давление в шинах бмв х5 f15 r20 разноширокие
а – расстояние между осями смежных фаз, м.
Напряжение (в мегапаскалях), возникающее в материале шины,
где W – момент сопротивления шины, м 3 .
Это напряжение должно быть меньше допустимого напряжения sдоп (табл. 3.3) или равно ему.
Момент сопротивления зависит от формы сечения шин, их размеров и взаимного расположения (рис. 3.1, 3.2). Для шин короткого сечения момент сопротивления определяется по тем же каталогам, что и допустимый ток.
Выполнение условия электродинамической стойкости шин (sрасч £ sдоп) обеспечивается соответствующим выбором расстояния между шинами а, пролета между опорными изоляторами l, а также расположения и формы сечения шин. Расстояние а принимается в соответствии с типовыми конструкциями универсальных РУ в пределах 40 – 80 см. Пролет l выбирается в пределах 1,5 – 2 м в зависимости от конструктивного выполнения РУ. Для шин сборных РУ значение l рекомендуется брать равным или кратным шагу ячейки.
Допустимые механические напряжения в материале шин
Материал | Е, 10 4 МПа | sдоп, МПа |
Алюминий А0, А1 Алюминиевый сплав АД0 Алюминиевый сплав АД31Т АД331Т1 Медный сплав МГМ Медный сплав МГТ Сталь Ст. 3 | — — — | 82,3 41,2 – 48 89,2 137,2 171,5 – 178,4 171,5 – 205,8 260,7 – 322,4 |
Выбранный пролет не должен превышать наибольшего допустимого значения lmax, определяемого по выражению
Видео:Индекс скорости и Индекс нагрузки - что это такое?Скачать
В многополосных шинах, когда в пакет входят две или три полосы, возникают электродинамические усилия между фазами и между полосами внутри пакета. Усилия между полосами не должны приводить к их соприкосновению. Для придания пакету жесткости и предупреждения соприкосновения полос устанавливаются прокладки из материала шин (рис. 3.3).
Расстояние между прокладками lп выбирается таким образом, чтобы электродинамические силы при КЗ не вызывали соприкосновения полос:
где i 2 у – ударный ток трехфазного КЗ;
ап – расстояние между осями полос, см;
Jп = hb 3 /12 – момент инерции полосы, см 4 ;
kф – коэффициент формы шин (рис. 3.4), учитывающий влияние поперечных размеров проводника на силу взаимодействия.
Читайте также: Сколько слоев корда в шине эо 2621
Чтобы не произошло резкого увеличения усилий в полосах в результате механического резонанса, частота собственных колебаний системы должна быть больше 200 Гц.
Исходя из этого значение lп выбирается еще по одному условию:
где mп – масса полосы на единицу длины, кг/м.
Видео:Шины | Это работает #8 (2019)Скачать
В расчет принимается меньшее из двух полученных значений.
Полное напряжение в материале шины складывается из двух составляющих – sф и sп. Напряжение от взаимодействия фаз sф находится так же, как и для однополосных шин (Wф берется в соответствии с рис. 3.2). При определении напряжения от взаимодействия полос sп принимают следующее распределение тока между полосами: в двухполосных – по 0,5iу на полосу; в трехполосных – 0,4iу в крайних и 0,2iу в средней. При этом сила взаимодействия между полосами в двухполосных шинах и сила, действующая на крайние полосы в трехполосных шинах, составляют (в ньютонах на метр) соответственно
Полосы рассматривают как балку с защепленными концами и равномерно распределенной нагрузкой; максимальный изгибающий момент (в ньютон-метрах) и sп (в мегапаскалях) определяют по выражениям
Усилие fп при любом расположении многополюсных шин действует на широкую грань шины и момент сопротивления
Условие механической прочности шин имеет вид:
Если это условие не соблюдается, то следует уменьшить sф или sп, что можно сделать, уменьшив lф или lп или увеличив а или Wф.
Решив уравнение для sп относительно lп, можно определить максимальное допустимое расстояние между прокладками
Видео:Что такое силовая неоднородность?Скачать
Окончательное значение lп принимают из конструктивных соображений (длина lп должна быть кратной l).
Механический расчет шин коробчатого сечения производят так же, как и двухполюсных шин.
При расчете sф принимают следующее (табл. 3.4):
— если шины расположены в горизонтальной плоскости и швеллеры жестко соединены между собой приваренными накладками, то Wрасч = Wy0-y0;
— при отсутствии жесткого соединения Wрасч = 2Wy-y;
— при расположении шин в вертикальной плоскости Wрасч = 2Wx-x.
При определении силы взаимодействия между швеллерами, составляющими шину коробчатого сечения, принимают kф = 1; расстояние между осями проводников берут равным размеру h, и тогда Расчетный момент сопротивления Wп = Wy-y.
Читайте также: Шины гудиер в иркутске
В ряде конструкций РУ шины фаз расположены так, что сечения шин являются вершинами треугольника – равностороннего или прямоугольного (табл. 3.4). При расположении шин в вершинах равностороннего треугольника шины всех фаз находятся в одинаковых условиях и максимальная сила взаимодействия оказывается равной силе, действующей на фазу В при расположении шин в горизонтальной плоскости. Если шины расположены в вершинах прямоугольного треугольника, то определение возникающих усилий усложняются, так как фазы находятся в разных условиях. Определение sп или lп в коробчатых шинах производится в этом случае так же, как при расположении шин в горизонтальной или вертикальной плоскости.
Формулы для расчета шин, расположенных в вершинах треугольника
Расположение шин | sф max, МПа | Силы, действующие на изоляторы, Н |
Примечание. В расчетных формулах iy – в амперах, l и а – в метрах, W – в кубических метрах; FР – растягивающие, FИ – изгибающие и FС — сжимающие силы.
От пролета l и удельной нагрузки на шины f зависит также механическая нагрузка на изоляторы. Поэтому выбор изоляторов производится одновременно с выбором шин. Жесткие шины крепятся на опорных и проходных изоляторах, которые выбираются из условий
Видео:Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
где Uном.уст и Uном.из – номинальные напряжения установки и изоляторов;
Fрасч – сила, действующая на изолятор;
Fдоп – допустимая нагрузка на головку изолятора, равная 0,6Fразр;
Fразр – разрушающая нагрузка изолятора на изгиб, значение которой для изоляторов разных типов приведены ниже (в ньютонах):
ОФ-6-375, ОФ-10-375, ОФ-20-375, Оф-35-375 3 750
ОФ-6-750, ОФ-10-750, ОФ-20-750, ОФ-35-750 7 500
При расположении изоляторов всех фаз в горизонтальной или вертикальной плоскости расчетная сила опорных изоляторов определяется (в ньютонах) по выражению Fрасч = fфlфkh, где kh – поправочный коэффициент на высоту шины, если она установлена «на ребро», kh = H/Hиз (H = Hиз + b + h/2).
При расположении шин в вершинах треугольника Fрасч = khFи (табл. 3.4).
Для проходных изоляторов Fрасч = 0,5fфlф. Эти изоляторы выбираются также по допустимому току: Imax £ Iном.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
Провода, токопровод, шиныСкачать
Как производят восстановленные шины | Как это сделано?Скачать
Автомобильные Шины - Как Это Сделано?Скачать
Определение кинематической и динамической вязкости ГОСТ 33-2016 - ISO 3104:1994Скачать
Экспертиза шин. "Недокач" и "Перегруз"Скачать
Что такое силовая неоднородность шины и какие методы борьбы с ней есть в современном мире!Скачать
Что такое сопротивление качению шинСкачать
Накачка шин азотом. Есть ли смысл накачивать азотом?Скачать
А вы знали что обозначает этот индикатор на шинах 🔺Скачать
F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИСкачать
Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Вся правда о жгутах TECH - ремонтируем шины правильно! Технология и качество. Надежность и правда.Скачать
Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбезСкачать
Ошиновка силовой сборки 0,4 кВ. Установка перемычек на шины.Скачать
Химия и физика при вулканизации шины. Почему это важно для качественного ремонта?Скачать