ШИНИРОВАНИЕ — иммобилизация поврежденных или пораженных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин.
Первые сведения о шинировании при травмах относятся к глубокой древности. Им пользовались при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата А. Цельс и К. Гален, позднее А. Паре. В период первой мировой войны для шинирования широко использовали картон, а в последующем — фанерные шины.
Применяемые в настоящее время шины разделяют по своему назначению на транспортные и лечебные. Транспортные шины используют для временной иммобилизации (см.) при оказании первой помощи (см.) и на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, лечебные — для фиксации поврежденного участка тела или сегмента конечности в оптимальном положении до конца срока лечения.
По принципу действия различают фиксационные и дистракционные шины. С помощью фиксационных шин создают неподвижность в поврежденном сегменте конечности или области тела за счет внешних элементов фиксации. Дистракционные шины позволяют также осуществлять вытяжение (дистракцию) поврежденного сегмента, что обеспечивает репозицию отломков и создает устойчивость их в натянутом положении.
Шины, выпускаемые промышленностью, называют стандартными (табельными), а изготовляемые в условиях лечебного учреждения в единичных экземплярах и не принятые на снабжение,— нестандартными. Шинирование может быть проведено с помощью импровизированных шин из подручных средств и материалов (доски, палки и др.). Импровизированное шинирование может состоять в фиксации поврежденной конечности к здоровой конечности или к телу. Например, при повреждении верхней конечности импровизированное шинирование может быть достигнуто путем фиксации руки к туловищу с помощью подогнутой в виде косынки полы пиджака или гимнастерки, пристегнутой английскими булавками.
Современные стандартные шины изготавливают из металла, дерева, пластмасс и других материалов. Лечебное и, реже, транспортное шинирование может быть осуществлено с помощью гипсовых повязок и гипсовых шин (см. Гипсовая техника). В наст, время эффект шинирования нередко обеспечивается путем иммобилизации сегментов конечностей с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов (см.), хотя они в строгом понимании не являются шинами, так как предусматривают внедрение элементов конструкции в ткани организма. Также условно к шинированию можно отнести методы погружного остеосинтеза (см.).
Транспортное шинирование осуществляется чаще всего фиксационными шинами. Основными из них являются лестничные шины (модифицированные шины Крамера). Они применяются для иммобилизации верхних (рис. 1) и нижних конечностей как самостоятельно, так и для укрепления гипсовых повязок и шин. Основное достоинство лестничных шин — возможность их моделирования. В последние годы применяются пневматические шины из двухслойной полимерной пленки, снабженные застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Существуют пневматические шины для предплечья и кисти, для стопы и голени (рис. 2), для коленного сустава. К преимуществам таких шин относятся их малый вес, простота наложения и возможность наблюдать за состоянием поврежденной конечности через прозрачную стенку оболочки-камеры. Основным недостатком является ограниченный срок, в течение которого пневматическая шина может находиться на конечности, так как она может вызывать сдавление тканей и местное нарушение кровообращения. Пластмассовые шины имеют ограниченное применение для транспортной иммобилизации, так как они моделируются при нагревании, что не всегда возможно в реальных условиях. В ряде случаев продолжают применяться для транспортной иммобилизации фанерные фиксационные шины. Главный их недостаток — невозможность моделирования.
Из дистракционных транспортных шин наибольшее распространение получили шина Дитерихса (рис. 3) и ее модификации. Шина состоит из двух боковых частей (браншей) и фанерной подошвы, фиксируемой к стопе. Обе бранши раздвижные; при наложении шины наружная, более длинная бранша, упирается в подмышечную впадину, внутренняя —в промежность. Обе бранши соединяются П-образно на дистальном конце подвижной дощечкой. Вытяжение конечности осуществляют с помощью шнура-закрутки, прикрепленного к фанерной подошве. Бранши фиксируют к туловищу и между собой специальными ремнями либо марлевыми бинтами, а для длительной транспортировки — гипсовыми бинтами.
К наиболее распространенным лечебным шинам относятся шина Брауна, шина Белера, шина Шулутко, отводящая шина ЦИТО и др. Шина Брауна для иммобилизации нижней конечности представляет собой подставку из металлических прутьев, выполненную так, что с помощью матерчатых «гамачков» конечность может быть помещена на ней в среднефизиологическом положении. Шина Белера в отличие от предыдущей имеет четыре блока на кронштейнах, с помощью которых можно выбрать направление вытяжения для каждого из сегментов нижней конечности (рис. 4). Основным достоинством этих шин является простота, недостаток заключается в невозможности изменять углы сгибания в тазобедренном и коленном суставах. Этот недостаток устранен в функциональных лечебных шинах для нижней конечности, например в функциональной шине Шулутко, которая позволяет производить движения в коленном суставе (рис. 5).
Читайте также: Какие летние шины выбрать для нивы шевроле
Стандартная отводящая шина для верхней конечности (шина ЦИТО) предназначена для лечения переломов плечевой кости, а также переломов ключицы. Она представляет собой подставку для руки, приспособленную для вытяжения плеча и обеспечивающую свободу движений в локтевом и лучезапястном суставах, которая прикреплена к полукорсету из проницаемого для рентгеновского излучения материала (рис. 6).
Основное показание к шинированию — повреждения опорно-двигательного аппарата, чаще всего — переломы костей, при которых шинирование позволяет устранить или ограничить подвижность костных отломков, предупреждает дополнительную травму сосудов и нервов в очаге повреждения, способствует предупреждению травматического шока (см.), снижает опасность развития инфекционных осложнений и жировой эмболии (см.). Шинирование — один из ведущих компонентов лечения многих ортопедических заболеваний (артритов, остеомиелита и др.), при которых оно обеспечивает покой и оптимальное положение пораженных костей и суставов. Шинирование используют также с целью иммобилизации при лечении многих повреждений и заболеваний, протекающих с поражением мягких тканей и сосудов (тромбофлебиты, флегмоны и др.).
Шинирование элементов опорно-двигательного аппарата требует соблюдения ряда общих принципов и требований. Основной принцип шинирования состоит в фиксации, помимо поврежденного сегмента конечности, не менее двух смежных суставов, что обеспечивает полноценную иммобилизацию. Перед шинированием пострадавшему вводят обезболивающие лекарственные средства. На области костных выступов (лодыжки, гребни подвздошных костей, надмыщелки плечевой кости и др.), особенно при наложении жестких (металлических или деревянных)шин, во избежание пролежней подкладывают защитные ватно-марлевые прокладки. Кровоостанавливающий жгут накладывают так, чтобы его можно было снять, не нарушая достигнутой иммобилизации. Гибкие шины, напр. проволочные, должны быть хорошо отмоделированы; по возможности их сначала моделируют на здоровой конечности, а затем накладывают на поврежденную. Прикрепляют шину к поврежденной части тела бинтом или специальными ремнями, но не слишком перетягивая конечность. При транспортировке пострадавшего в холодное время года конечность, подвергнутую шинированию, утепляют.
Шинирование отдельных сегментов туловища и конечностей имеет ряд особенностей. Транспортное шинирование головы, шейного отдела позвоночника может быть осуществлено мягкотканной повязкой, например воротником Шанца. При повреждениях других отделов позвоночника и костей таза шинирование производят с помощью специальных носилок с непрогибающимся дном. Пострадавшего укладывают на спину и фиксируют к носилкам марлевым бинтом. Могут быть использованы также подручные средства. Оптимальным средством шинирования в этих случаях является гипсовая кроватка.
Транспортная иммобилизация верхней конечности при отсутствии стандартных шин может быть осуществлена путем ее прибинтовывания к туловищу или с помощью подручных средств. Из стандартных шин наиболее распространена для этой цели лестничная шина. При переломах плечевой кости эту шину накладывают от медиального края лопатки до пальцев поврежденной конечности. При этом плечо должно быть отведено до 30°, рука — согнута в локтевом суставе до 90°, а кисть — находиться в положении, среднем между пронацией и супинацией.
При переломах предплечья шинирование осуществляют от средней трети плеча до пястно-фаланговых суставов при сгибании в локтевом суставе до 90°. Шинирование лучезапястного сустава производят при его тыльном сгибании. Шину накладывают от локтевого сустава до кончиков пальцев на ладонной стороне предплечья. Для шинирования пальцев кисти им придают полусогнутое положение, для чего вкладывают в руку вату, бинт и т. п., шинирование, как правило, осуществляют с помощью гипсовой шины.
Читайте также: Мытищинская ярмарка шины диски
Транспортное шинирование нижней конечности, особенно при переломах бедренной кости, является наиболее успешным при использовании дистракционных шин. При переломах костей голени наилучшие результаты достигаются с помощью лестничной шины, накладываемой от середины бедра. Эти же шины применяются при повреждениях стопы — их накладывают от подколенной ямки до кончиков пальцев при установке голеностопного сустава под прямым углом. Транспортное шинирование конечностей при возможности хорошо осуществляется с помощью гипсовых шин (лонгет) и повязок.
Лечебное шинирование чаще всего производят с помощью гипсовых шинирующих повязок, кроваток. При этом достигается оптимальное моделирование и надежная фиксация поврежденных сегментов опорнодвигательного аппарата. В последние годы для этой цели успешно применяются полимерные материалы— поливик, вспененный полиэтилен, полиуретан и др. Шины, изготовленные из этих материалов, легки, прочны, удобны для обработки. Основным их недостатком является не-гигроскопичность и отсутствие вентиляции.
Видео:ВЫТЯЖКА - ТРАКЦИОННАЯ ШИНА - ДОГОСПИТАЛЬНАЯ ПОМОЩЬСкачать
ДИСТРАКЦИОННЫЕ ШИНЫ
Из этой группы шин наибольшее распространение получила шина Дитерихса, с помощью которой производятся транспортная иммобилизация и некоторое вытяжение (дистракция) конечности. Применяется в комплекте с шиной Крамера при повреждениях нижней конечности и тазобедренного сустава. Накладывается прямо на одежду и обувь. Шина состоит из 4 частей: подошвы, наружного большого костыля, внутреннего костыля (меньшего) и палочки-закрутки со шнурком.
Методика наложения шины Дитерихса при переломе бедра (на одежду).
Цель: для транспортной иммобилизации.
Оснащение: комплект стандартной шины Дитерихса, шины Крамера (лестничные), вата, бинты.
- Возьми «подошву», прибинтуй восьмиобразной повязкой к стопе поверх обуви.
- Возьми костыли, опоры оберни ватой, укрепи ее бинтом, планки костылей подгони под длину конечности, раздвигая или сдвигая их.
- Наложи наружный костыль от подмышечной ямки вдоль туловища так, чтобы его нижний конец прошел через наружное ушко скобы «подошвы», выступая за «подошву» на 10—12 см.
- Проведи широкий бинт через верхние прорези наружного костыля.
- Проведи этот бинт на здоровое надплечье и закрепи его там.
- Наложи внутренний костыль так, чтобы нижний конец прошел через внутреннее ушко скобы «подошвы», выступая на 10—12 см, а верхний уперся в промежность.
- По подошвенной поверхности стопы, задней поверхности голени и бедра и далее до уровня угла лопатки уложи лестничные шины Крамера. Стопе придай угол 90° по отношению к голени.
- Проведи бинт через прорези внутреннего костыля и нижние прорези наружного костыля.
- Туго завяжи бинт на наружном костыле.
- Наружный костыль и шины Крамера дополнительно прибинтуй к туловищу.
- Оба нижних конца костылей соедини поперечной планкой.
- Пропусти шнур от «подошвы» через отверстие поперечной планки.
- Вставь палочку-закрутку в петлю шнура и крути до тех пор, пока верхние концы костылей плотно не упрутся в подмышечную область и промежность, а длина ноги не будет равна длине здоровой.
- Закрепи палочку.
- Фиксировать конечность к элементам шины проще всего тремя косынками, охватывающими шину и конечность проксимальнее (ближе) коленного сустава, в средней и нижней трети голени.
Основные ошибки, которые могут быть допущены при наложении транспортных шин, следующие:
1. Попытки снятия одежды с поврежденной конечности перед наложением транспортной шины.
2. Наложение лестничной шины без мягкой прокладки или фиксация шин к поврежденной конечности без ватно-марлевых прокладок в области костных выступов.
3. Наложение шин без моделирования или моделирование шин непосредственно на пострадавшем.
4. Иммобилизация только поврежденного сегмента конечности без захвата 2 или 3 смежных суставов.
5. Слишком тугое прибинтовывание шины и поврежденной конечности. Туго наложенная шина при увеличении отека во время длительной транспортировки может сдавливать мягкие ткани и вызвать нарушение кровообращения в конечности, что чревато развитием или усугублением ишемии, вплоть до ее необратимой стадии (ищемических контрактур).
6. Сдавление половых органов при наложении шины Дитрихса.
Видео:Шины цито 1Скачать
Лечение врожденного вывиха бедра хирургически
Врождённый вывих бедра – патологическое состояние тазобедренного сустава, характеризующееся разобщением суставных поверхностей головки бедренной кости и вертлужной впадины, вследствие дисплазии. Чаще всего процесс бывает односторонним, но возможно поражение обоих суставов.
Читайте также: Заключение комиссии при списании шин
Видео:Дисплазия у ребенка Часть 2 Как подобрать и правильно использовать Шину ВиленскогоСкачать
Этиология
Существует несколько теорий образования врождённого вывиха.
Порок первичной закладки. Нарушения возникают в период зародышевой закладки тазобедренного сустава. Проявляется аплазией (недоразвитием) части или целого сустава.
Предвывих бедра. Возникает в результате растяжения капсулы и выскальзывания головки из впадины из-за анатомических особенностей тазобедренного сустава или неправильного положения плода в утробе матери, например, при тазовом предлежании.
Дисплазия тазобедренного сустава. Наиболее частая причина развития врождённого вывиха бедра. Возникает в результате наследственного нарушения формирования сустава.
Видео:Динамика 6 месяцев лечения на репозиционной шине. Сплинт, ортотик. Вывих Диска ВНЧССкачать
Клиника
Врождённый вывих бедра проявляется с первых дней жизни ребёнка. Основные симптомы:
Асимметрия кожных складок в области нижних конечностей.
Симптом «щелчка» при сгибании и отведении бёдер, обусловленный перескакиванием головки бедренной кости через задненижний край вертлужной впадины. Проявляется в возрасте до 2-3 месяцев.
Ограничение объёма движений в области поражённого сустава в возрасте до 1 года.
Укорочение нижней конечности с поражённой стороны, нарушение походки. Проявляется на более поздних сроках, когда ребёнок начинает стоять и ходить,
При отсутствии диагностических осмотров ребёнка и несвоевременном лечении, во взрослом возрасте возможно развитие диспластического коксартроза, что приводит к полному нарушению функций тазобедренного сустава и инвалидизации больного.
Видео:ЦИТО им. ПриороваСкачать
Диагностика
Врождённый вывих бедра должен быть диагностирован на максимально ранних сроках. Помимо клинического осмотра выполняется УЗИ и рентгенография тазобедренных суставов.
УЗИ — стандарт диагностики дисплазии тазобедренного сустава. Выявляются нарушения развития как костных, так и хрящевых структур тазобедренного сустава.
Рентгенография выполняется для уточнения постановки диагноза врождённого вывиха бедра. Определяется нарушение положения бедренной кости по отношению к вертлужной впадине.
Видео:Шина Виленского это ужасно, стыдно и не удобноСкачать
Лечение
При ранней диагностике врождённого вывиха, на стадии дисплазии тазобедренного сустава проводится консервативное лечение, принципом которого является придание ножкам ребёнка положения разведения с сохранением движений в суставе.
Хирургическое лечение бывает одномоментное и двухэтапное.
Одномоментное оперативное вмешательство выполняется детям до 2 лет. Оно заключается в закрытом или открытом вправлении вывиха. Закрытое вправление относится к консервативному типу лечения, заключается в вытяжении по методике «over head» в течение 10-25 дней, с последующей фиксацией в кокситной гипсовой повязке в течение 8 месяцев, затем фиксация продолжается в отводящей шине в течение 2-4 месяцев. Нагрузка на нижние конечности разрешается не раньше, чем через 1 год после вправления вывиха. В течение всего курса лечения должна выполняться реабилитация.
Открытое вправление выполняется при безуспешности или невозможности закрытого вправления. Во время операции производится доступ к тазобедренному суставу, ревизия и удаление внутрисуставных препятствий. Затем производится вправление головки во впадину, фиксация спицей, и послеоперационная фиксация в кокситной гипсовой повязке сроком до 3 недель. Далее спица удаляется, пациент укладывается в специальную гипсовую кроватку и начинает разработку движений в тазобедренном суставе. Нагрузка на нижние конечности разрешается через 3 месяца после операции.
Видео:ЦИТОСкачать
Этапы лечения врождённого вывиха бедра хирургически
Двухэтапный метод лечения врождённого вывиха бедра разработан в отделении детской ортопедии ЦИТО им. Н.Н. Приорова.
Первый этап заключается в остеотомии бедренной кости с наложением дистракционного аппарата. В послеоперационном периоде выполняется окончательное низведение головки до уровня вертлужной впадины в течение 14-18 дней.
Вторым этапом выполняется демонтаж аппарата, вправление головки бедренной кости и остеотомия таза по Солтеру. В послеоперационном периоде нижние конечности фиксируют в кокситной гипсовой повязке в течение 6 недель. После снятия повязки проводится курс реабилитации, который повторяют каждые 3 месяца. Нагрузка на нижние конечности разрешается через 4-5 месяцев после консолидации остеотомий.
После выполнения данного вида хирургического лечения пациенты нуждаются в постоянном диспансерном наблюдении.
Для получения более подробной информации о Лечение врождённого вывиха бедра хирургически в нашем центре детской костной патологии и подростковой ортопедии Вы можете обратиться к нам по телефону +7(499) 940-97-47.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📽️ Видео
БОКОВОЙ ПОРЕЗ ШИНЫ. Стоит ли делать РЕМОНТ ШИНЫ при БОКОВОМ ПОРЕЗЕ? Срочно на шиномонтаж?Скачать
Врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава. Гипс, шина. Congenital hip dislocation.Скачать
Бандаж фиксирующий на тазобедренный сустав(шина фрейка)Скачать
Что такое Cito! в ревматологии. Системные заболевания соединительной ткани.Скачать
Гонартроз: и пусть тотальный эндопротез подождетСкачать
Дисплазия у ребенка Часть 1 Как подобрать и правильно использовать Подушку ФрейкаСкачать
Шина ДитерихсаСкачать
Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Опыт применения детского тазобедренного ортеза Tübinger 28L10. Рассказ мамы ребенка и лечащего врачаСкачать
Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать
Суставная шина TMD - индивидуальная припасовкаСкачать
Вся правда о дисплазии тазобедренного сустава. Наша история.Скачать
Центр протезирования ЦитоСкачать