Регулирующая пневмоаппаратура предназначена для изменения давления и расхода сжатого воздуха путем регулирования величины открытия проходного сечения. К этой группе пневмоаппаратуры относятся: пневмодроссели, редукционные и предохранительные пневмоклапаны.
Пневмодроссели предназначены для изменения расхода путем создания местного гидравлического сопротивления потоку сжатого воздуха.
Различают пневмодроссели постоянные (нерегулируемые), сопротивление которых (величина проходного сечения, форма или длина канала) не может быть изменено в процессе эксплуатации, и переменные (регулируемые), сопротивление которых можно изменять настройкой. Пневмодроссели используют главным образом для регулирования скорости пневмодвигателей и скорости заполнения или опорожнения емкостей в целях создания временных задержек.
Пневмодроссели обычно выполняют в виде отдельных регулируемых устройств и часто снабжают обратным клапаном, устанавливаемым параллельно дросселирующему узлу. В последнем случае эти устройства называют дросселями с обратным клапаном; они дросселируют поток воздуха только в одном направлении, а поток воздуха противоположного направления пропускают с небольшим сопротивлением, создаваемым обратным клапаном.
Разновидностью пневмодросселей являются выхлопные пневмодроссели, характерная особенность которых заключается в том, что их ввертывают непосредственно в присоединительное отверстие пневмораспределителя, из которого воздух выходит в атмосферу. Выходное отверстие выхлопного пневмодросселя может быть без присоединительной резьбы или с резьбой для ввертывания глушителя. При этом полость между дросселирующим узлом и резьбой под глушитель в выхлопном пневмодросселе может быть негерметичной.
Регулируемые пневмодроссели применяют с ручным и механическим управлением. В пневмодросселях с ручным управлением расход воздуха (сопротивление пневмодросселя) устанавливают в период наладки оборудования, и он остается неизменным при рабочем цикле.
В пневмодросселях с механическим управлением (называемых также тормозными пневмодросселями) расход воздуха зависит от величины перемещения управляющего элемента (штока, ролика), определяемого обычно профилем копира или кулачка, установленного на выходном звене пневмодвигателя, или на подвижной части автоматизируемого объекта. Таким образом, выбирая необходимый профиль копира, можно изменять сопротивление пневмодросселя на всей длине перемещения выходного звена пневмодвигателя (например, штока пневмоцилиндра), обеспечивая заданный закон движения, т. е. требуемую зависимость между скоростью и перемещением выходного звена.
Нерегулируемые пневмодроссели, как правило, являются частью других устройств. Когда необходимо точно обеспечить заданную величину сопротивления, пневмодроссели выполняют в виде калиброванных отверстий в деталях простой формы типа втулок или шайб, которые при необходимости можно легко заменить.
- Пневмодроссель с обратным клапаном, фитинг-дроссель
- Пневмодроссель с обратным клапаном BRE
- Смотреть габаритные размеры пневмодросселя BRE.
- Пневмодроссель с обратным клапаном RE
- Смотреть габаритные размеры пневмодросселя RE.
- Пневмодроссель с обратным клапаном QSC
- Смотреть габаритные размеры пневмодросселя QSC.
- Фитинг-дроссель ESA
- Фитинг-дроссель ESC
- Пневматическое и гидравлическое оборудование. Приводные системы.
- Продукция
- Подготовка сжатого воздуха
- Пневмораспределители
- Клапаны/ Фильтры
- Пневмодроссели
- Пневматические цилиндры/приводы
- Резьбовые соединения / трубки
- Контрольно-измерительная аппаратура
- Вакуумное оборудование
- Оборудование для смазки и обдува
- Гидравлическое оборудование
- Запорная арматура / шаровые краны
- Электромеханический привод
- Обратные клапаны
- Управляющие и регулирующие устройства
Видео:Как правильно выбрать дроссель. Частые ошибки при монтаже.Скачать
Пневмодроссель с обратным клапаном, фитинг-дроссель
Пневмодроссели предназначены для ручной регулировки давления воздуха в магистрали путем изменения проходного сечения. Могут использоваться для регулировки скорости перемещения поршня пневмоцилиндра.
Видео:Дроссель для регулирования скорости потока. Дроссель с обратным клапаномСкачать
Пневмодроссель с обратным клапаном BRE
Предназначен для регулирования давления воздуха на входе или на выходе.
Технические характеристики:
Большое проходное сечение;
Тонкость очистки воздуха не менее 40 мкм;
Смазка: не требуется;
Рабочее давление 0 — 8 бар;
Максимальное давление 12 бар;
Рабочая температура 0. +60 С.
Смотреть габаритные размеры пневмодросселя BRE.
Модель | Присоединение | L1 | L2 | L3 | L4 | L5 | L6 | L7 | L8 | D |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BRE-06 | G1/8 | 40 | 30 | 5 | 17 | 10 | 15,5 | 50-54,5 | 16 | 4,5 |
BRE-08 | G1/4 | 40 | 30 | 5 | 23 | 11,5 | 17 | 51-56 | 20 | 4,5 |
BRE-10 | G3/8 | 56 | 45,5 | 5,25 | 25 | 13,2 | 21 | 62-69 | 26 | 5,5 |
Видео:Дроссель с обратным клапаном VFOEСкачать
Пневмодроссель с обратным клапаном RE
Предназначен для регулирования расхода воздуха на входе или на выходе.
Технические характеристики:
Тонкость очистки воздуха не менее 25 мкм;
Смазка: не требуется;
Рабочее давление 0 — 8 бар;
Максимальное давление 12 бар;
Рабочая температура 0. +60 С.
Смотреть габаритные размеры пневмодросселя RE.
Модель | A | B | C | D | E | F | G |
---|---|---|---|---|---|---|---|
RE-06 | 45 | 19 | 43 | 50 | Ф19 | М14х1 | G1/8 |
RE-08 | 45 | 19 | 43 | 50 | Ф19 | М14х1 | G1/4 |
RE-10 | 55 | 25 | 55 | 62 | Ф25 | М18х1 | G3/8 |
RE-15 | 55 | 25 | 55 | 62 | Ф25 | М18х1 | G1/2 |
Видео:Как работает пневмоцилиндр?Скачать
Пневмодроссель с обратным клапаном QSC
Предназначен для регулирования расхода воздуха на входе или на выходе.
Модель | QSC-06 | QSC-08 | QSC-10 | QSC-15 | |
---|---|---|---|---|---|
Пропускная способность, л/мин | P→A | 0〜350 | 0〜860 | 0〜1650 | 0〜1900 |
А→Р | 300〜450 | 760〜890 | 1320〜1650 | 1610〜1990 | |
Присоед. размер | 1/8″ | 1/4″ | 3/8″ | 1/2″ | |
Вес, грамм | 33 | 55 | 128 | 119 |
Технические характеристики:
Тонкость очистки воздуха не менее 25 мкм;
Смазка: не требуется;
Рабочее давление 0,5 — 10 бар;
Максимальное давление 15 бар;
Рабочая температура -20. +70°С.
Смотреть габаритные размеры пневмодросселя QSC.
Модель | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
QSC-06 | 22 | 32 | 20 | 25 | 4,3 | 46 | 51 | 15 | 8,5 | 1/8 | М5х0,25 | М12х0,75 | 14 | — | — |
QSC-08 | 26 | 36 | 23 | 27 | 4,3 | 51 | 57,5 | 18 | 13,3 | 1/4 | М6х0,5 | М14х1 | 17 | — | — |
QSC-10 | 35 | 50 | 30 | 35 | 5,3 | 62,5 | 71,5 | 26 | 16,5 | 3/8 | М8х0,75 | М16х1 | 24 | М4х0,7 | 18 |
QSC-15 | 35 | 50 | 30 | 35 | 5,3 | 62,5 | 71,5 | 26 | 16,5 | 1/2 | М8х0,75 | М16х1 | 24 | М4х0,7 | 18 |
Видео:Для чего Заглушили Отсос Газов на ДросселеСкачать
Фитинг-дроссель ESA
Предназначен для регулирования давления воздуха на входе или на выходе.
Технические характеристики:
Фитинг-дроссель;
Присоединение: трубка — трубка;
Имеется контргайка.
Видео:Тонкая регулировка Пневмодроссель RFU 482-1/8Скачать
Фитинг-дроссель ESC
Предназначен для регулирования давления воздуха на входе или на выходе.
Фитинг | Резьба | Трубка |
---|---|---|
ESC04-M5 | M5 | ∅4 |
ESC04-01 | 1/8 | |
ESC04-02 | 1/4 | |
ESC06-M5 | M5 | ∅6 |
ESC06-01 | 1/8 | |
ESC06-02 | 1/4 | |
ESC06-03 | 3/8 | |
ESC06-04 | 1/2 | |
ESC08-01 | 1/8 | ∅8 |
ESC08-02 | 1/4 | |
ESC08-03 | 3/8 | |
ESC08-04 | 1/2 | |
ESC10-01 | 1/8 | ∅10 |
ESC10-02 | 1/4 | |
ESC10-03 | 3/8 | |
ESC10-04 | 1/2 | |
ESC12-02 | 1/4 | ∅12 |
ESC12-03 | 3/8 | |
ESC12-04 | 1/2 |
Технические характеристики:
Фитинг-дроссель;
Присоединение: трубка — резьба (коническая);
Имеется контргайка.
Пневмодроссели с обратным клапаном предназначены для регулирования расхода, изменения давления сжатого воздуха. Регулировка игольчатого дросселя происходит благодаря вращению регулировочного винта, который может быть зафиксирован с помощью контргайки. Сжатый воздух поступает в полость А, давлением воздуха манжета обратного клапана прижимается к седлу. Воздушный поток проходит между конусом дросселя и седлом. С помощью вращающегося регулировочного винта можно настроить режим расхода воздуха. Движение потока воздуха в обратную сторону осуществляется свободно из области В в область А, так как манжета отходит от седла, устраняя препятствия на пути движения сжатого воздуха. На корпусе пневмодросселя обычно есть стрелка, указывающая направление потока через дроссельное отверстие, когда обратный клапан будет перекрыт. Пневмодроссель успешно применяется в системе с одним пневмоцилиндром, если ставится задача замедлить рабочий ход поршня и, в то же время, иметь быстрый холостой. В случае обратной задачи (медленное втягивание штока и быстрый рабочий ход) – обратный клапан должен быть открыт при поступлении воздуха в полость цилиндра, а при сбросе проходить через дросселирующее отверстие с закрытым обратным клапаном.
Читайте также: Клапана продувки адсорбера 2123
Если устанавливает пневмодроссель без обратного клапана, то скорости движения воздуха из области А в область В и обратно – равны. Чтобы регулировать скорость рабочего и обратного хода пневмоцилиндра независимо друг от друга – дроссели с обратным клапаном ставятся на оба подключаемых к цилиндру канала.
Фитинг-дроссель отличается малыми размерами имеет цанговый захват для присоединения пневмотрубки, либо резьбовое соединение. Отличается компактными размерами, подключается напрямую в выходные порты пневмораспределителя или к пневмоцилиндру. Корпус выполнен из термопласта (PBT), резьбовые и регулировочные элементы (регулятор, игла, маховик) выполнены из никелированной латуни. Имеется контргайка для фиксации регулировочного винта.
Скорость хода исполнительных механизмов регулируют не только с помощью дросселей и клапанов быстрого выхлопа. Применяют так же клапаны давления, специальные тормозные устройства и т.д.
Видео:Обзор И Сборка Пневмооборудования Для Станков.Скачать
Пневматическое и гидравлическое оборудование. Приводные системы.
Видео:GR-QS-8 Дроссель с обратным клапаном Festo - Олниса+Скачать
Продукция
Видео:Пневмораспределитель - устройство и принцип работы.Скачать
Подготовка сжатого воздуха
Видео:Дроссели гидравлические.Скачать
Пневмораспределители
Видео:Схема гидравлическая #8 | Клапан обратный схема и принцип работыСкачать
Клапаны/ Фильтры
Видео:Предохранительный клапан. Устройство и принцип работыСкачать
Пневмодроссели
Видео:пневматический дроссель SCFСкачать
Пневматические цилиндры/приводы
Видео:Дроссельная заслонка, что это и зачем нужна ее чистка? Датчик положения дроссельной заслонки.Скачать
Резьбовые соединения / трубки
Видео:Как отрегулировать винт упора дроссельной заслонки. И не нажить больших проблем.Скачать
Контрольно-измерительная аппаратура
Видео:Клапан ЕГР! Принцип работы. Глушить или нет?!Скачать
Вакуумное оборудование
Видео:Как работает обратный обратный клапан BWS в контуре с пневмоцилиндром【KOSMEK】Скачать
Оборудование для смазки и обдува
Видео:FESTO пневматика вторая схема добавили дросселиСкачать
Гидравлическое оборудование
Видео:Почему при ослабших пружинах клапанов идёт потеря мощности и увеличивается расход топлива?Скачать
Запорная арматура / шаровые краны
Видео:"Колбасит" на Холостом ходу или "Лишний" воздухСкачать
Электромеханический привод
Обратные клапаны
Управляющие и регулирующие устройства
К запорным элементам в пневмоавтоматике относятся устройства, обеспечивающие полное перекрытие потока сжатого воздуха, — обратные клапаны, пневмозамки, вентили.
Обратные клапаны устанавливают в тех линиях пневматической системы, где требуется обеспечить свободное протекание потока сжатого воздуха в одном направлении и полное его перекрытие — в обратном (рис . 1).
Герметичное закрытие клапана при движении потока в обратном направлении обеспечивается не только встроенной пружиной, но и воздействием давления сжатого воздуха на его запорно-регулирующий элемент.
Символ пружины включают в условное графическое обозначение обратных клапанов в том случае, когда необходимо подчеркнуть следующее: клапан открывается при условии, что давление на входе превышает давление на выходе и давление пружины.
Обратные клапаны, которые при подаче управляющего сигнала на встроенный в их корпус приводной механизм могут быть принудительно открыты, называются пневмозамками (рис . 2).
Рис. 2. Пневмозамок и примеры его применения
Через пневмозамок воздух свободно проходит из канала 1 в канал 2 (рис . 2, а), тогда как в обратном направлении — только при наличии сигнала в канале управления 21. При этом во втором случае шток 2 миницилиндра (площадь поршня 1 которого больше площади клапана 3 принудительно снимает клапан 3 с седла, тем самым обеспечивая возможность протекания воздуха из канала 2 в канал 1.
Обычно пневмозамки применяют в системах позиционирования, т. е. для останова и удержания пневмоцилиндров в любом промежуточном положении, а также для предотвращения самопроизвольного опускания штоков вертикально установленных пневмоцилиндров. В схеме с 5/3-пневмораспределителем (рис . 2, б) оба пневмозамка в исходном состоянии закрыты, поскольку их каналы управления соединены с атмосферой через распределитель. При переключении распределителя один из пневмозамков (расположенный в линии сброса отработавшего воздуха) открывается автоматически, т. к. в его канал управления поступает сигнал из линии, по которой сжатый воздух подается к цилиндру.
Во фрагменте схемы с 5/2-пнемораспределителем, показанном на рис. 2, в, пневмозамки открываются при подаче внешнего управляющего сигнала.
Для запирания магистральных трубопроводов или отсечения отдельных ветвей пневмосистемы применяют различные вентили. В шаровых кранах (рис . 3) поток сжатого воздуха полностью перекрывается при повороте запорно-регулирующего элемента (шара с выполненным в нем сквозным отверстием) на 90°.
а) с ручным управление; б) с пневматическим управлением
Запорная арматура с пневматическим управлением широко применяется в автоматизированных производствах, содержащих разветвленную сеть трубопроводов, например в пищевой, химической и других отраслях промышленности.
2. Устройства регулирования расхода
Расход сжатого воздуха в пневмоприводах регулируют с целью управления скоростями движения выходных звеньев исполнительных механизмов.
Простейшим пневматическим элементом, позволяющим регулировать расход воздуха, является дроссель. Дроссель — это устройство, обеспечивающее существенное уменьшение площади проходного сечения канала, по которому движется сжатый воздух. Установка дросселя в пневмолинии приводит к возникновению дополнительного местного сопротивления движению потока воздуха, что и обусловливает снижение расхода.
По существу, дроссель представляет собой щель некоторой длины, имеющую определенные размеры проходного сечения. При этом площадь последнего в зависимости от конструктивного исполнения дросселя либо остается постоянной, либо может изменяться путем вращения регулировочного винта. Соответственно дроссель будет называться либо постоянным (рис . 4, а), либо регулируемым (рис . 4, б).
а — постоянный; б — регулируемый
Если длина щели превышает ее диаметр, дроссель принято называть ламинарным, в противном случае — турбулентным.
При установке дросселя в трубопроводе расход воздуха будет снижаться при протекании потока в любом из двух возможных направлений. Если возникает необходимость регулировать расход только в одном из них и обеспечить свободное протекание потока сжатого воздуха в обратном, то в пневмолинию устанавливают дроссель с обратным клапаном (рис . 5).
Рис. 5. Пневмодроссель с обратным клапаном
В нормальном состоянии тарельчатый обратный клапан 5, в центральной части которого выполнено дросселирующее отверстие 3, прижат к седлу 4 пружиной 2. В случае, когда сжатый воздух поступает из канала А в канал В, он протекает только через это отверстие, проходное сечение которого (а следовательно, и расход) можно изменять посредством регулировочного винта 1. Движение воздуха в обратном направлении сопровождается подъемом обратного клапана с седла, что позволяет потоку беспрепятственно протекать из канала В в канал А.
Таким образом, поток воздуха дросселируется при движении через дроссель с обратным клапаном в одном направлении и свободно протекает через обратный клапан при движении в противоположном направлении.
Обычно на корпусах пневматических дросселей с обратным клапаном присутствует условное графическое обозначение, на котором расположение обратного клапана относительно присоединительных отверстий строго соответствует его позиции в реальной конструкции. Иногда обозначение заменяют стрелкой, указывающей направление дросселирования потока.
Рассмотрим примеры использования дросселей и дросселей с обратным клапаном для регулирования скорости движения штока пневмоцилиндра одностороннего действия (рис . 6).
Рис. 6. Регулирование скорости движения штока пневмоцилиндра одностороннего действия
При установке регулируемого дросселя без обратного клапана (рис . 6, а) скорости прямого и обратного ходов взаимосвязаны, поскольку и входящий в цилиндр, и исходящий из него потоки воздуха проходят через одно и то же сечение дросселирующей щели.
С целью регулирования скорости выдвижения штока (рис . 6, б) необходимо применять дроссель с обратным клапаном, причем последний должен быть закрыт при поступлении воздуха в цилиндр. Для регулирования скорости втягивания штока (рис . 6, в) дроссель необходимо устанавливать таким образом, чтобы натекающий воздух свободно поступал в цилиндр через обратный клапан и вытекал из него через дроссель.
Читайте также: Проверка предохранительных клапанов паровых котлов периодичность
Управлять скоростью выходного звена пневмоцилиндров двустороннего действия можно дросселированием воздуха в линии нагнетания (регулирование на входе) или выхлопа (регулирование на выходе). Для примера рассмотрим регулирование скорости прямого хода.
При дросселировании натекающего воздуха (регулирование на входе — рис. 7, а) рабочая полость заполняется медленно, столь же медленно возрастает и давление в ней. В связи с этим давление в рабочей полости сильно зависит от колебаний значений нагружающего усилия, а восприятие цилиндром попутной нагрузки (направление действия которой совпадает с направлением движения штока) становится практически невозможным.
Рис. 7. Регулирование скорости движения штока пневмоцилиндра двустороннего действия
По этой причине скорость движения штока пневмоцилиндра двустороннего действия регулируется преимущественно дросселированием воздуха, вытекающего из исполнительного механизма (регулирование на выходе — рис. 7, б). Сжатый воздух при такой схеме включения дросселя с обратным клапаном свободно поступает в поршневую полость цилиндра, тогда как в штоковой создается «подпор », тормозящий поршень. При этом в обеих рабочих полостях поддерживается высокий уровень давления, что обеспечивает плавный ход поршня, практически не зависящий от колебаний значения нагружающего усилия.
Для независимого регулирования скоростей прямого и обратного ходов дроссели с обратными клапанами устанавливают в обеих пневмолиниях, подсоединенных к цилиндру (рис . 7, в). При такой схеме установки сжатый воздух свободно проходит в рабочие полости цилиндра через обратные клапаны и вытекает через дроссели, создающие сопротивление отработавшему воздуху.
На представленной схеме оба дросселя с обратным клапаном регулируют скорость прямого хода цилиндра, в то время как скорость обратного хода регулированию не поддается.
Часто дроссели, как устройства регулирования скорости движения выходного звена, устанавливают непосредственно на этом механизме либо на исполнительном распределителе. В таких случаях применяют вворачиваемые конструкции (рис . 8).
Рис. 8. Вворачиваемые дроссели:
а — дроссель с обратным клапаном;
Дроссели с обратным клапаном (рис . 8, а) ввинчивают в места установки пневматических соединений на исполнительных механизмах, а выхлопные дроссели (рис . 8, б), представляющие собой пневмоглушители с встроенной дроссельной иглой, — в выхлопные отверстия пневмораспределителей.
Применение выхлопных дросселей становится неэффективным, если линия подвода воздуха от пневмо-распределителя к исполнительному механизму имеет значительную длину. Этот факт объясняется тем, что объем, в котором сжимается воздух (выхлопная полость цилиндра и трубопровод), оказывается настолько большим, что перемещение поршня уже не вызывает в нем повышения давления в той мере, в какой это требуется для обеспечения эффективного регулирования скорости движения выходного звена.
На принципиальных пневмосхемах, при использовании позиционных обозначений в виде цифровых индексов, устройствам, регулирующим скорость, присваиваются трехзначные индексы. Разделенные точкой первые две цифры этих индексов указывают на исполнительный механизм, скорость движения которого регулируется (рис . 9). В индексе четная цифра после точки означает, что устройство задействуется в процессе выдвижения штока цилиндра, а нечетная — в процессе втягивания.
Рис. 9. Регулирование скорости движения штока пневмоцилиндров
На первый взгляд, можно сделать однозначный вывод о том, что исполнительный механизм будет двигаться с максимально возможной скоростью, если в его выхлопной магистрали отсутствуют дросселирующие устройства. Однако нельзя забывать, что пневмолинии представляют собой «гидравлические » сопротивления на пути сжатого воздуха. Чтобы отработавший воздух был сброшен в атмосферу, его необходимо «продавить » как минимум через трубопроводы и исполнительный распределитель. Поэтому очевидно следующее: максимально возможную скорость исполнительный механизм разовьет лишь в том случае, если сброс воздуха в атмосферу будет осуществляться непосредственно за его рабочей полостью. Реализовать этот вариант можно путем применения клапана быстрого выхлопа (рис . 10), который, с одной стороны, свободно пропускает сжатый воздух к исполнительному механизму, а с другой — сбрасывает отработавший воздух непосредственно в атмосферу.
Рис. 10. К лапан быстрого выхлопа
При подаче сжатого воздуха в канал А запорный элемент смещается в сторону отверстия выхлопа R и перекрывает его, освобождая путь в канал В. Подача воздуха в канал В сопровождается перекрытием канала А (т . е. отсечением присоединенных пневмолиний) и сбросом отработавшего воздуха в атмосферу через канал R. (Обратим внимание, что условное графическое обозначение клапана быстрого выхлопа четко отражает принцип его функционирования.)
Клапаны быстрого выхлопа на принципиальных пневматических схемах также обозначают трехзначными цифровыми индексами (рис . 11).
Рис. 11 Принципиальная пневматическая схема с клапанами быстрого выхлопа
Регулирование скорости движения исполнительных механизмов не ограничивается только использованием дросселей и клапанов быстрого выхлопа. Существует множество схемных решений с применением клапанов давления, дополнительных емкостей, внешних тормозных устройств и др.
Устройства регулирования давления
Поддержание заданного давления в рабочих полостях исполнительных механизмов обеспечивает постоянство развиваемого ими усилия либо скорости движения выходного звена, что является обязательным требованием при создании многих технологических установок.
Задачи регулирования давления в пневматических системах решаются посредством клапанов давления: предохранительных и редукционных
Назначение предохранительных клапанов (рис . 12, а) заключается в предотвращении повышения давления в контролируемых точках сверх заданного уровня путем автоматического сброса части сжатого воздуха в атмосферу. Предохранительные клапаны устанавливают на специальных патрубках, присоединительных трубопроводах или непосредственно на пневматических емкостях в местах, удобных для осмотра, монтажа и эксплуатации. При установке в пневматических системах клапаны настраивают на заданное давление и пломбируют.
Назначение редукционных пневмоклапанов (рис . 12, б, в) — поддерживать относительно стабильный уровень давления на выходе (ниже величины давления питания) независимо от колебаний давления, имеющих место в системе подачи воздуха перед клапаном, а также при изменении расхода воздуха за клапаном. Редукционные клапаны монтируют, как правило, в конкретных точках производственных установок либо они входят в составе блоков подготовки воздуха.
Принципиальные отличия между двумя рассмотренными типами клапанов состоят в следующем: предохранительные клапаны контролируют давление «перед собой», а редукционные — «за собой»; предохранительные клапаны являются нормально закрытыми, тогда как редукционные — нормально открытыми (рис . 12).
Рис. 12. Пневмоклапаны давления:
б) редукционный двухлинейный;
в) редукционный трехлинейный.
При выборе клапанов давления следует принимать во внимание следующие технические характеристики: диапазон рабочих давлений; диапазон температур; номинальный расход;
размеры присоединительных отверстий.
Традиционные варианты использования клапанов давления в пневматических системах представлены на рис. 13
Рис. 13. Пример использования пневмоклапанов давления
Предохранительный клапан 0.4 ограничивает уровень давления в ресивере 0.1, а клапаны 2.01 и 2.02 создают «подпор » в рабочих полостях пневмоцилиндра 2.0. Посредством этих клапанов фактически регулируется скорость движения штока цилиндра 2.0. Подобная схема регулирования обеспечивает стабильность скоростных характеристик при изменении величины нагрузки.
Редукционный клапан 1.02 поддерживает на постоянном уровне усилие, развиваемое пневмоцилиндром 1.0 при прямом ходе. Чтобы обеспечить свободный возврат пневмоцилиндра 1.0 в исходную позицию, параллельно редукционному клапану 1.02 устанавливают обратный клапан 1,01.
Читайте также: Обратный клапан ком с электроприводом
Обратим внимание, что предохранительные клапаны 2.01 и 2.02 отличаются по конструктивному исполнению от клапана 0.4, поскольку к их выхлопному отверстию можно присоединенить резьбовые соединения либо пневмоглушители (рис . 14).
Рис. 14 Предохранительный пневмоклапан
Предохранительный клапан ограничивает уровень давления сжатого воздуха, подводимого к каналу Р и воздействующего на подпружиненную мембрану 1 (рис . 14, б), в жестком центре которой установлен тарельчатый клапан 2, перекрывающий проход к каналу А. Когда давление становится достаточным для преодоления усилия пружины, клапан открывается, пропуская сжатый воздух в канал А.
Кроме клапанов давления с ручной настройкой уровня контролируемого давления существуют также клапаны давления с внешним дистанционным управлением (рис . 15).
Рис. 15. Пневмоклапаны давления с внешним управлением
Управление может быть: 1) механическим — уровень давления зависит от положения некоторого технологического объекта, с которым орган управления клапаном связан кинематически (рис . 15, а); 2) пневматическим — уровень контролируемого давления задается значением давления в некоторой точке пневматической системы (рис . 15, б); 3) пропорциональным — клапан регулирует давление пропорционально заданной силе тока или напряжению (рис . 15, в).
Клапаны с пропорциональным управлением являются наиболее универсальными с точки зрения возможностей автоматизации управления сложными технологическими объектами, поскольку в соответствующий аналоговый электрический сигнал можно преобразовать и перемещение, и давление (а также другие физические величины). Кроме того, применение клапанов давления с пропорциональным управлением позволяет осуществлять программное управление уровнем давления в пневматической системе с помощью промышленных логических контроллеров.
В ряде случаев для уменьшения габаритов установок, оснащенных пневмоприводами, целесообразно перейти на работу с давлением, уровень которого выше, чем в основной сети. С этой целью применяют усилители давления (рис . 16).
Усилитель давления фактически представляет собой двухпоршневой компрессор с пневматическим приводом. Поршни перемещаются под действием сжатого воздуха, поступающего поочередно в одну из приводных (бесштоковых ) камер. Реверсирование движения поршней осуществляется при достижении ими «мертвых точек» посредством встроенного 4/2-пневмораспределителя с двусторонним механическим управлением. Уровень давления на выходе задается с помощью регулятора давления и контролируется через канал обратной связи.
Давление, развиваемое усилителем, как правило, не превышает давления в пневмосети более чем в два раза, при этом расход сжатого воздуха, затрачиваемого на работу усилителя, составляет около 120% от расхода на его выходе.
При необходимости для сглаживания пульсаций давления на выходе усилителя устанавливают ресивер (рис . 17, а).
Рис. 17. Установка усилителя давления с ресивером
Если усилитель работает на ресивер (замкнутый объем), то для ускорения наполнения последнего параллельно усилителю встраивают обратный клапан (рис . 17, б). При этом усилитель начинает работать в тот момент, когда давление в ресивере становится равным давлению в пневмосети.
Подача сжатого воздуха в пневматические подсистемы в момент их подключения к сети сопровождается внезапным повышением давления. Это может привести к резкому перемещению исполнительных механизмов и ведомых частей механизма при их выходе в исходную позицию. В результате опорные конструкции воспринимают значительные ударные нагрузки, что может привести к выходу оборудования из строя. Для обеспечения плавного повышения давления в пневмосистемах до заданного уровня применяют специальные блоки (рис . 18).
Рис. 18. Блок плавного повышения давления
Блоки плавного повышения давления (рис . 18, а) могут быть выполнены на основе различных схемных решений в зависимости от условий функционирования конкретных установок. Так, блок, выполненный по схеме, показанной на рисунке 18, б позволяет осуществлять плавное нарастание давления в системе через регулируемый дроссель. При достижении заданного уровня давления срабатывает клапан последовательности, что обеспечивает дальнейшее свободное поступление воздуха в систему. Сброс воздуха из системы осуществляется резко (через обратный клапан).
Схемное решение, изображенное на рисунке 18, в, позволяет осуществлять плавное (нерегулируемое ) повышение давления в системе до требуемого уровня через нерегулируемый дроссель клапана последовательности и плавный сброс (через регулируемый дроссель) воздуха из системы.
Часто для удобства эксплуатации такие блоки монтируют в составе блоков подготовки воздуха.
Помимо контроля положения исполнительных механизмов либо кинематически связанных с ними подвижных частей машин нередко требуется также формирование управляющих сигналов на основе информации о значении давления в определенных точках пневматической системы. В таких случаях говорят об управлении по давлению.
Устройства, преобразующие аналогово-пневматический сигнал на входе при достижении им заданной величины в дискретный пневматический сигнал на выходе, называют клапанами последовательности или реле давления с пневматическим выходом (рис . 19).
Рис. 19. Пневмоклапаны последовательности
Условные графические обозначения пневмоклапанов последовательности могут различаться в зависимости от их конструктивного исполнения. Так, клапан последовательности, показанный на рис. 19, а, представляет собой комбинацию предохранительного клапана с внешним управлением 1 и 3/2-пневмораспределителя с пневматическим управлением 7, включенных последовательно, что находит отражение в его условном обозначении. Напомним: штрихпунктирная линия, охватывающая обозначения нескольких пневматических элементов, указывает на то, что эти элементы не являются самостоятельными аппаратами, а входят в состав объединяющего их устройства.
Давление в канале управления X должно быть таким, чтобы усилие, возникающее на мембране 3, было достаточным для преодоления усилия настроечной пружины 2. Как только это условие выполняется, открывается пилотный клапан 4 и сжатый воздух начинает поступать к мембране 5 переключающего элемента 6 распределителя 7. При срабатывании данного элемента происходит переключение пневмораспределителя 7, в результате чего в канале А появляется сигнал. Усилие настроечной пружины можно изменить путем вращения регулировочного винта.
Клапан, изображенный на рис. 19, б, выполнен на базе 3/2-распределителя с пневматическим управлением. Порог срабатывания клапана настраивают смещением регулировочной втулки 3, на которую опирается пружина 2 приводного поршня 1. Перемещение втулки 3 сопровождается изменением усилия предварительного сжатия пружины 2 и обеспечивается вращением регулировочной гайки 4.
Следует обратить внимание на то, что активная площадь приводного поршня 1 (на которую воздействует контролируемое давление) резко увеличивается при его трогании с места из исходной позиции. Это означает, что даже постепенное повышение давления в канале X до некоторого порогового значения (величины настройки) приводит не к плавному перемещению управляющего поршня, а к его резкому переходу в выдвинутое положение, что обеспечивает четкое переключение пневмораспределителя.
При выборе клапанов последовательности необходимо принимать во внимание следующие технические характеристики:
— диапазон воспринимаемых давлений (максимальная и минимальная величины давления);
— стабильность работы (способность сохранять настройку давления срабатывания при многократных переключениях);
— величина гистерезиса (разница между давлением включения и давлением отключения);
— номинальный расход воздуха, протекающего через клапан.