- ВАЗ-2106: настройка клапанов. Пошаговая инструкция и порядок
- Зачем настраивать клапаны?
- Как работают плохо настроенные клапаны?
- Подготовительные работы
- Порядок регулировки
- Регулировка
- О цепи
- О выборе щупов
- Заключение
- Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
- Для чего нужна регулировка клапанов
- Признаки необходимости регулировки
- Подготовка автомобиля к регулировочным работам
- Процесс регулировки клапанов на ВАЗ 2106
- 🎥 Видео
Видео:Правильная регулировка клапанов ваз классикаСкачать
ВАЗ-2106: настройка клапанов. Пошаговая инструкция и порядок
Чтобы двигатель работал бесперебойно, нужна слаженная работа всех его узлов и систем. Один из явных симптомов неисправности – это характерные стуки в районе клапанной крышки, большой расход топлива, снижение мощности. Одна из причин такой работы двигателя – нарушения в работе клапанного механизма. Чтобы восстановить нормальную работу мотора, нужна настройка клапанов на ВАЗе-2106. Большинство автовладельцев предпочитают решать любые проблемы с автомобилем на СТО, но если регулировать клапаны своими руками, можно сэкономить приличную сумму денег, тем более что сама процедура настройки не сложная и не требует специальных знаний.
Видео:✅ Простой способ регулировки клапанов Ваз 2101 - 2107. Секреты от дяди Вовы.Скачать
Зачем настраивать клапаны?
Несмотря на то что выпуск автомобилей ВАЗ-2106 давно прекращен, двигатели все равно до сих пор можно считать конструктивно сложными. От того, насколько четко работает силовой агрегат, зависит комфорт эксплуатации авто в целом.
Из школьного курса физики известно, что любые твердые тела при нагревании до определенной температуры серьезно меняют свои линейные параметры. Проще говоря, линейные размеры увеличиваются. Постоянные перепады температур ведут к изменению размеров деталей. В первую очередь это относится ко всем элементам механизма ГРМ. Газораспределительный механизм в ВАЗе-2106 имеет достаточно сложное устройство. Одними из главных элементов являются сами клапаны. Они перекрывают доступ впускного и выпускного окон ГБЦ. Чем более плотно выполняется закрытие клапана, тем лучше будет работать мотор.
Представим, что каждая деталь в ГБЦ, пока она холодная, точно подогнана и находится в заводских нормах. По мере нагревания все детали начнут менять размеры. Больше всех элементов удлиняется шток клапана. Если регламентированный заводом-изготовителем тепловой зазор отсутствует, клапан не сможет плотно перекрывать окно. Инженеры рассчитали, что для нормальной работы двигателя между рабочей частью распредвала и коромыслом необходим зазор в 0,15 мм.
Настройка клапанов на ВАЗе-2106 необходима, чтобы мотор устойчивее работал в любых режимах и в любом диапазоне оборотов. Из-за неверной настройки зазоры, которые обязательно должны быть между клапаном и кулачком распределительного вала, нарушаются. Это обычно приводит к тому, что клапаны чрезмерно открываются. Как следствие, цилиндр разгерметизируется. Разгерметизация, кроме повышенного расхода и снижения мощности, также негативно влияет на ресурс силового агрегата.
Видео:Регулировка клапанов ВАЗ 2106 1990г. [© Игорь Шурар 2018]Скачать
Как работают плохо настроенные клапаны?
В данном случае работа клапанного механизма серьезно нарушается. Клапаны будут открываться либо более необходимого, либо постоянно будут закрыты. Герметизация цилиндра в этом случае отсутствует. При этом владелец автомобиля будет слышать характерные стуки из-под клапанной крышки. Это сигнал к тому, что необходимо заняться регулировкой зазоров клапанов. Мы подробно рассмотрим, как выполняется данный процесс.
Видео:Регулировка клапанов щупом Ваз 2101- 2107.Скачать
Подготовительные работы
Необходимо учитывать, что выполняемая настройка клапанов на ВАЗе-2106 своими руками требует определенных временных затрат. Также при этом нужно понимать процесс. Есть определенные алгоритмы, позволяющие реализовать данную задачу быстро и без ошибок. Для начала нужно установить машину на ровном участке и позаботиться о свободном доступе к двигателю. Перед началом работ необходимо, чтобы мотор был холодным.
Для работы понадобятся гаечные ключи, набор щупов, ключи для вращения коленчатого вала, набор отверток, прокладка для клапанной крышки.
Разборка двигателя включает в себя демонтаж воздушного фильтра, демонтаж всех патрубков, которые подсоединены к крышке воздушного фильтра, снятие тросика подсоса и тяги акселератора. Также необходимо снять крышку ГБЦ. Рекомендуется также демонтировать и крышку трамблера, чтобы работать было удобнее.
Читайте также: Натяжной ролик ремня грм логан 8 клапанов
На шкиве распределительного вала нанесены метки. Коленвал нужно поворачивать до момента совпадения меток. Это положение будет говорить о том, что начался такт сжатия в 4-м цилиндре двигателя.
Видео:Самый простой способ регулировки клапанов ваз 2107 за пять минутСкачать
Порядок регулировки
Имеется строгий порядок настройки клапанов ВАЗа-2106, и его следует обязательно придерживаться в ходе процедуры. Изначальное положение – метки полностью совпадают. В этом положении можно настраивать 6 и 8 клапаны. Если повернуть коленчатый вал двигателя еще на 180 градусов, тогда возможно будет регулировать 4-й и 7-й. Если поворачивать вал на 360 градусов, откроется доступ для настройки 1-го и 3-го клапана. Затем, провернув на 540 градусов, можно открыть 5-й и 2-й клапаны.
Чтобы сделать процесс настройки клапанов ВАЗа-2106 удобнее, опытные автолюбители и специалисты делают на шкиве коленчатого вала свои метки. Чаще всего шкив делится на две части, а отметка делается напротив заводской.
Видео:Простая регулировка клапанов ВАЗ классика (2101,2103,2106) Simple adjustment of VAZ valvesСкачать
Регулировка
Теперь перейдем непосредственно к работам по регулировке. За время эксплуатации автомобилей этой модели удалось разработать алгоритм, позволяющий даже новичкам настроить клапаны. Для удобства приведем пошаговую инструкцию настройки клапанов на ВАЗе-2106.
Когда положение коленчатого вала по меткам сохранено, нужно проверить тепловой зазор кулачков 8 и 6 на распределительном валу. Важный фактор – это то, что зазор считается от метки-звездочки, которая ближе к лобовому стеклу. От данного кулачка следует отсчитывать. Затем под распределительный вал выше рокера устанавливают измерительный щуп. Если он свободно проходит, ослабляют гайку того рокера, где выполняются измерения. Чтобы исключить риск прокрутки, ослабляют гайку на 13. Затем затягивают гайку на 17 и снова измеряют зазор. Нужно получить такой результат, когда щуп туго проходит в зазор и при этом не гнется. Когда результата удалось достичь, переходят к следующему кулачку.
Затем прокручивают коленчатый вал двигателя. Метки должны занять положение 9 часов. При этом метка на звездочке должна совпадать с той, что на шкиве коленчатого вала. Регулируют 4-й и 7-й кулачки. Процесс настройки проводится аналогично регулировке 8-го и 6-го кулачка.
Далее прокручивают коленчатый вал на 180 градусов. Метка на звездочке займет положение 6 часов. На шкиве коленчатого вала есть метка. Она должна совпасть с той, что на звезде. Данное положение позволяет отрегулировать 1-й и 3-й кулачки. Поворачивая коленчатый вал до положения метки на 3 часа, открываем доступ для регулировки 5-го и 2-го кулачков.
На последнем шаге двигатель прокручивается стартером. После осуществляется контроль всех зазоров. Если зазоры в норме, тогда все гайки затягивают и собирают все демонтированные элементы.
Видео:Регулировка клапанов в два этапа на ВАЗ (2101, 2103, 2106 и 2121, 21213 (Нива))Скачать
О цепи
Перед началом работ по настройке зазоров клапанов уделяют особое внимание цепи ГРМ. Нужно тщательно ее осмотреть – она должна быть установлена верно. Также нужно убедиться, что цепь достаточно натянута.
Видео:Проект "проХлада". 38 Серия. Регулировка клапанов и выставление перекрытия. Часть 1.Скачать
О выборе щупов
Неравномерные стуки в зоне верхней части крышки клапанного механизма говорят об увеличенных зазорах. По инструкции настройки клапанов ВАЗа-2106, их можно отрегулировать. Изменяют зазоры с применением особых щупов для классических моделей ВАЗ. Данные щупы имеют большую ширину. Стандартный набор щупов узкий и не может перекрывать весь зазор по ширине в зоне работы нажимных рычагов и кулачков распредвала. Это не позволит точно определить, корректна ли величина зазора. На чехле, в котором продается щуп, имеется схема по регулировке клапанов в виде удобной таблицы.
Читайте также: Провода зажигания дэу нексия 8 клапанов артикул
Видео:Регулировка клапанов ВАЗ 2101-06Скачать
Заключение
Правильно отрегулированные клапаны – это снижение шума при работе мотора, максимальная отдача мощности и экономия топлива. Чтобы достигнуть и затем поддерживать максимальные эксплуатационные характеристики, предусмотренные производителем, настройка клапанов и зажигания на ВАЗе-2106 должна выполняться один раз в 15 000 км.
Видео:ПРАВИЛЬНАЯ регулировка ЗАЗОРОВ КЛАПАННОГО механизма ВАЗ классика (LADA 2101-07)Скачать
Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
В любом четырехтактном двигателе внутреннего сгорания присутствуют такие детали, как клапаны. Этот важный элемент системы газораспределения автомобиля обеспечивает своевременный впуск топливно-воздушной смеси в камеру загорания и выпуск отработанных газов в атмосферу. От их правильной регулировки зависит результативность работы мотора, его мощность, экономичность и экологические показатели.
Видео:ВАЗ 2106 Регулировка Клапанов и Установка ТрамблераСкачать
Для чего нужна регулировка клапанов
Клапанный механизм на ВАЗ 106 приводится в движение кулачками распределительного вала, нажимая в заданный момент на коромысло или рокер. Они в свою очередь надавливают на стержень клапана, обеспечивается доступ топливной смеси в камеру сгорания. Между рокером и кулачком распредвала предусмотрен тепловой зазор, поскольку тарелка клапана нагревается выше 300 Со, вызывая удлинение стержня и, соответственно, изменение расстояния между кулачком и коромыслом.
В процессе работы клапанного механизма происходит непрерывный контакт между движущимися деталями. Это приводит к естественному износу всех трущихся поверхностей, несмотря на наличие смазки. При изнашивании рокера и кулачка распредвала изменяются их геометрические размеры, что в свою очередь приводит к увеличению зазора между ними. Как следствие, имеем повышенный шум работы двигателя, особенно в момент пуска.
Поэтому к материалам трущихся деталей газораспределительного механизма предъявляются высокие требования по износостойкости. Но, учитывая опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ, целесообразно производить настройку зазоров регулярно, в соответствии с регламентом завода. В ходе работ надо строго выполнять инструкции изготовителя, поскольку перетяжка или установка недостаточных щелей приводит к неприятным последствиям.
При выходе двигателя на рабочий температурный режим маленький зазор может стать причиной неполного закрытия клапана, что приведет к снижению компрессии и потери мощности двигателя.
В такой ситуации в режиме воспламенения горящая топливная смесь устремится в коллектор. Температура тарелок становится критической, что вызовет прогорание их и коллектора. Но если этот прогоревший агрегат сменить или заварить достаточно легко, то замена клапанов ВАЗ 2106 выльется в значительные временные и материальные затраты. А установка нового комплекта потребует притирки клапанов на ВАЗ 2106 их к седлам, чтобы обеспечить герметичность камеры сгорания.
Видео:КАК ВЫСТАВИТЬ МЕТКИ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ КЛАПАНОВ ВАЗ. КАК ПРОКРУТИТЬ КОЛЕНВАЛ. РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВСкачать
Признаки необходимости регулировки
Настройка клапанов на ВАЗ 2106 должна производиться регулярно в силу износа всех трущихся деталей ГРМ, кулачков, рокеров и верхней части стержня клапана. Обычно это делается каждые 40–50 тысяч км пробега. Тем не менее бывает, что возникнет необходимость регулировки и на ранних стадиях. Причиной тому будет использование низкокачественных материалов или нарушением режима термообработки при их изготовлении. Увеличение теплового зазора приводит к появлению характерного металлического стука в верхней части двигателя, связанного с ударом кулачка по рокеру при надавливании. Особенно это ощутимо при работе холодного двигателя.
Неправильно настроенные клапаны могут вызвать серьезные последствия
Чрезмерно большой зазор дает:
Маленький тепловой зазор проявляет себя:
При появлении одной из этих неисправностей желательно не откладывать проверку зазоров до следующего технического обслуживания.
Видео:ПРАВИЛЬНАЯ регулировка ЗАЗОРОВ КЛАПАННОГО механизма ВАЗ классика (LADA 2101-07)Скачать
Подготовка автомобиля к регулировочным работам
Регулировка клапанов на ВАЗ 2106 хотя и требует определенных навыков, но вполне может быть сделана автолюбителем своими руками. Для выполнения работ необходимо запастись:
- штатным руководством по эксплуатации и обслуживанию автомобиля;
- фирменным щупом толщиной 0,15 мм;
- двумя рожковыми ключами на 17 и на 13;
- штатной вазовской отверткой;
- торцевым ключом 8х10.
Читайте также: Клапан егр лансер 9 артикул
Перед началом работы желательно помыть двигатель, в т. ч. и подкапотное пространство. Это нужно сделать во избежание попадания грязи и пыли на механизм ГРМ. Если регулировочные работы проводятся в зимнее время, то их следует выполнять в закрытом теплом помещении и при температуре двигателя порядка 20 Со. Это связано не только с комфортными условиями работы, но и с зависимостью величины теплового зазора от температуры двигателя или ГРМ.
Если представить изменение зазора от температуры в виде графика, то становится понятно, что рекомендуемая заводом изготовителем величина теплового зазора 0,15 мм устанавливается при 20 градусах, т. е. на холодном двигателе, и 0,20 мм при рабочей температуре мотора 80 градусов по Цельсию. Величина зазора выпускного клапана будет примерно на 30 % больше, чем впускного.
Зависимость величины теплового зазора впускного клапана от температуры двигателя
Видео:Перекос рокеров и метод регулировки клапанов на ВАЗ-2101-07Скачать
Процесс регулировки клапанов на ВАЗ 2106
Выполнив необходимый комплекс подготовительных операций, можно приступать к регулировочным работам. Порядок следующий.
- Установить автомобиль на ровной площадке, поставить нейтральную передачу, отсоединить все патрубки, подходящие к корпусу воздушного фильтра, демонтировать корпус воздушного фильтра, отвинтив четыре гайки крепления к карбюратору.
- Теперь необходимо снять тросик акселератора и воздушной заслонки (подсоса), шланг бензопровода и крышку распределителя зажигания (трамблера). Для облегчения прокручивания маховика желательно выкрутить свечи, но не обязательно. Затем можно снять клапанную крышку отвинтив гайки ее крепления к головке блока.
- Следующий этап работы – это выставление верхней мертвой точки ВМТ. Убедившись, что цепь натянута в соответствии с регламентом, поворачиваем ключом шкив коленвала до совпадения метки на звездочке распредвала с меткой на его корпусе. При этом метка шкива коленвала должна так же совпадать с меткой на блоке двигателя. Такое положение коленвала будет соответствовать такту сжатия в 4-м цилиндре.
- При этом нужно регулировать 8-й и 6-й клапаны четвертого и третьего цилиндра соответственно. Регулировка осуществляется следующим методом: щуп толщиной 0,15 мм вставляется в зазор между кулачком и рокером. В случае свободного движения щупа в зазоре или невозможности его вставить необходимо ослабить контргайку регулировочного болта. Затем, отвинчивая или завинчивая регулировочный болт, добиться нужного значения зазора. При правильно установленном зазоре щуп вставляется с небольшим усилием и двигается с характерным скрипом. В таком положении необходимо завернуть контргайку, удерживая регулировочный болт от проворачивания.
- Очередной шаг – это поворот коленвала на 180 градусов. При этом регулировке подвергаются клапаны 7 и 4, в соответствии с предыдущим алгоритмом.
Последовательность регулировки остальных клапанов при различных углах поворота коленвала осуществляется по схеме, приведённой на рисунке.
Последовательность регулировки тепловых зазоров при различных углах поворота коленвала
Закончив регулировку всех клапанов, следует собрать демонтированные детали в обратном порядке. Как видите, устранить неисправности автолюбитель может самостоятельно, но надо иметь определенные навыки. Попробуйте сделать это, используя предложенную нами методику и заводской регламент.
Тепловые зазоры клапанов существенным образом влияют на эффективность работы двигателя, его мощность, динамику, экономические показатели. Поэтому необходимо внимательно следить за функционированием мотора. Возникновение характерных металлических стуков, потеря приемистости, увеличение расхода топлива и другие признаки должны быть приняты во внимание и устранены в кратчайшие сроки.
🎥 Видео
Влияние неправильной регулировки клапанов на работу двигателяСкачать
НЕ ПРАВИЛЬНАЯ регулировка зазоров КЛАПАНОВ - так по-любому будут стучать рокера и клапана!Скачать
Регулировка клапанов ВАЗ классика 2101-2107Скачать
Регулировка клапанов ВАЗ ( классика ) . Для начинающихСкачать
ТВОЙ МОТОР СКАЖЕТ СПАСИБО! Самая правильная и точная настройка ФАЗ ГРМ с разрезной шестернейСкачать
Зачем и нужно ли - РЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНА? Знать ОБЯЗАТЕЛЬНО!Скачать