Запасное колесо автомобиля является одним из обязательных элементов его штатной комплектации. На выбор можно купить запасное колесо полноразмерное или докатку.
В русском языке существует фразеологизм «пятое колесо», которым обозначают что-то ненужное и явно лишнее. Это выражение появилось еще в доавтомобильную эпоху, когда запряженной лошадьми телеге пятое колесо и в самом деле было совершенно ненужным.
В наше время словосочетание «пятое колесо» употребляется не только в ироническом переносном смысле, но и в буквальном. Именно так нередко называют запасное колесо автомобиля. И лишним либо ненужным его уже никто не считает.
- Назначение запасного колеса
- Типы запасных колес
- Уход за запасным колесом
- Докатка — может ли заменить полноценное колесо?
- Что такое докатка
- Чем отличается докатка от обычного колеса
- Масса
- Типоразмеры
- Качество
- Прочность
- Какое давление должно быть в докатке
- На какую ось можно ставить докатку
- С какой скоростью можно ехать на докатке
- Сколько можно ехать на докатке
- Правила езды на докатке
- Плюсы докатки
- Минусы докатки
- Как подобрать докатку
- 📹 Видео
Видео:Машина без запаски: как пользоваться ремкомплектом?Скачать
Назначение запасного колеса
Функции, которые выполняет в автомобиле запасное колесо (или просто запаска), очевидны даже самому далекому от техники вообще и автомобилей в частности человеку. В случае повреждения одного из рабочих колес (прокол или разрыв покрышки, повреждение или деформация диска и т.д.) его можно легко заменить запаской и продолжить движение.
В большинстве современных легковых автомобилей запасное колесо хранится в багажнике, где для него под «полом» предусмотрена специальная полость. Благодаря этому запаска совершенно не занимает полезную площадь багажника и не создает никаких неудобств при эксплуатации машины.
Ввиду того, что многие автомобилисты переоборудуют свои авто под использование альтернативного вида топлива (газа), нередко в эту нишу для запасного колеса устанавливают специальный круглый баллон. Таким образом, запаску приходится хранить непосредственно в самом багажнике, что уже может создавать определенные неудобства.
В ситуации, когда ниша для запаски занята газовым баллоном, некоторые автомобилисты предпочитают вообще не возить с собой запасное колесо, чтобы не занимать дефицитное место в багажнике. В условиях города это еще допустимо, ведь всегда можно вызвать эвакуатор или попросить друга подвезти запаску к месту поломки. Однако при междугородних переездах, особенно в холодное время года наличие запасного колеса является строго обязательным, поскольку в ином случае проколотое колесо лишает вас возможности двигаться, а ждать помощи приходится по несколько часов. Зимой в условиях сильного мороза и/или метели это попросту опасно для жизни.
Типы запасных колес
Еще буквально 20 лет назад повсеместно использовались колеса, в конструкции которых помимо стального диска и шины использовалась еще и резиновая камера, в которой и содержался весь сжатый воздух. Прокол такого колеса означал именно прокол камеры, тогда как легкие повреждения внешней покрышки особого значения не имели. По этой причине некоторые водители предпочитали возить с собой вместо запасного колеса в сборе одну лишь запасную камеру. Так удавалось сэкономить много места в багажнике, но замена проколотой камеры представляла собой довольно хлопотную задачу.
Однако с массовым внедрением бескамерных покрышек все окончательно перешли на использование запасного колеса в сборе. Полностью готовая к работе такая запаска легко устанавливается буквально за 5-20 минут в зависимости от ловкости водителя. В худшем случае ее нужно просто немного подкачать.
Сегодня автомобилист может купить запасное колесо одного из двух типов — полноразмерное или аварийное. Полноразмерное запасное колесо имеет точно такие же размеры, как и штатные. Поставив его вместо проколотого, можно продолжать движение в обычном режиме, преодолевая любые расстояния с любой разрешенной на данном участке дороге скоростью. Главным недостатком полноразмерной запаски являются ее размеры: она занимает много места, из-за чего ее не всегда удается разместить под полом багажника, и много весит, что сказывается на расходе топлива.
Новые легковые авто зачастую комплектуются аварийным запасным колесом, также известным как докатка. Оно имеет несколько меньший диаметр и/или ширину, благодаря чему удается сэкономить место для ее размещения в машине и немного снижает расход топлива. Да и стоимость докатки меньше, чем полноразмерного колеса. Однако использование аварийной запаски накладывает значительные ограничения на режим езды, поэтому подразумевается, что поставив ее, водитель направится к ближайшей СТО или в свой гараж для ремонта.
Читайте также: Герметики для ремонта проколотых шин
Дело в том, что из-за разницы в размерах колес на одной оси автомобиль значительно теряет в курсовой устойчивости, поэтому двигаться на докатке можно лишь на относительно небольшие расстояния и со скоростью не более 80 км/ч (ограничение для конкретной запаски указано прямо на ней). При этом строго не рекомендуется выполнять резкие маневры и торможения. Кроме того, использование докатки создает проблемы для некоторых современных электронных систем автомобиля (например, АБС, системы контроля устойчивости и т.д.), которые приходится отключать на время движения на докатке.
Уход за запасным колесом
В определенной степени запаску можно считать одной из систем безопасности автомобиля. По этой причине очень важно поддерживать запасное колесо в максимальной боевой готовности, дабы в случае необходимости незамедлительно им воспользоваться.
Во-первых, каждый месяц запаску, равно как и штатные колеса, нужно проверять на предмет давления в шинах. Хотя возить с собой насос или компрессор тоже нужно, лучше всё-таки иметь под рукой накачанную и полностью готовую к использованию запаску. Заниматься докачкой на дороге под дождем, в жару или метель — удовольствие сомнительное.
Во-вторых, раз в год нужно проводить полный осмотр запасного колеса на предмет потертостей и других повреждений. Даже если запаска ни разу не использовалась, просто находясь в машине, во время движения она постоянно трется и ударяется о поверхности багажника. Со временем это может привести к ее износу.
В-третьих, готовность запасного колеса нужно обязательно проверять перед дальней дорогой, особенно, если планируется выезд на бездорожье или просто в глухую местность.
Что касается срока эксплуатации запасного колеса, то здесь всё не так однозначно. С одной стороны в самом худшем случае, пользуясь запаской раз в месяц, за год на ней можно проехать от силы пару сотен километров, что является ничтожно малым показателем. То есть в этом плане моторесурс запасного колеса исчерпать невозможно.
Однако не следует забывать о банальном старении резины. Даже просто лежа в багажнике, покрышка запаски портится от возраста: входящие в ее состав вещества разрушаются и деталь теряет свои эксплуатационные свойства. Ввиду этого запаску старше пяти лет минимум раз в год нужно тщательно проверять на предмет трещин, деформаций и расслоения.
Спустя 10 лет эксплуатации (99,9% этого времени колесо будет просто лежать в багажнике) производится замена запасного колеса, вернее его покрышки. Это нужно делать в любом случае, даже если на резине нет видимых признаков износа и старения. Если этого не сделать, покрышка может просто лопнуть прямо во время движения, что представляет исключительную опасность.
Видео:Жизнь без запасного колеса)Скачать
Докатка — может ли заменить полноценное колесо?
Докатка – специальное запасное колесо, предназначенное для временной установки. Заменить поврежденное колесо можно полноценной запаской или докаткой. Перед приобретением докатки следует узнать ее основные характеристики, правила установки и требования безопасности при использовании.
Видео:НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ЗАПАСКУ ДОКАТКУ НА АВТОМОБИЛЬ ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕОСкачать
Что такое докатка
Запасное колесо, совпадающее по размеру с колесом основного, рабочего комплекта, но имеющее различия по ширине шины, называется аварийным колесом или «докаткой». Стандартная докатка включена в комплектацию большинства автомобилей, имеет отличительную окраску и крепится в специальном отсеке багажника.
Назначение такой запаски – самостоятельное движение до ближайшей шиномонтажной мастерской, гаража или магазина в случае прокола или повреждения автомобильной шины.
Читайте также: Дорама врачи с пак шин хе с русской озвучкой
Видео:Грибки, жгуты или заплаты? Что использовать при ремонте легковых шин?Скачать
Чем отличается докатка от обычного колеса
Аварийное колесо имеет облегченную конструкцию, поскольку служит для экстренной замены поврежденного колеса основного комплекта в неблагоприятных условиях: на трассе, во время дождя или при низкой температуре воздуха.
Масса
Масса докатки значительно снижена по сравнению с массой колеса основного комплекта. Причиной этого является:
- штампованный диск имеет облегченную конструкцию и меньшую ширину;
- номинальная ширина шины меньше на 1/3;
- толщина шины меньше за счет небольшого слоя тканевого корда и высоты протектора.
Такая конструкция докатки призвана уменьшить занимаемую площадь в багажнике автомобиля и повысить удобство при установке.
Типоразмеры
Внешний диаметр аварийного колеса должен совпадать с размером колес рабочего комплекта.
Допускается в экстренных случаях установка колес с разницей в единицу, например, вместо R14 поставить R13 или R15, но при этом следует быть готовым к существенному снижению маневренности автомобиля и повышенному износу деталей подвески.
Качество
Аварийное колесо изготавливается и проходит испытание в соответствии с методами, установленными ГОСТ Р 41.64 – 99 г. «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования». Следовательно, качество докатки соответствует требованиям безопасности, а движение на таком автомобиле достаточно комфортно, но при условии строгого соблюдения скоростного режима и времени использования.
Прочность
Способ и материалы изготовления запасного колеса предусматривают максимальный пробег докатки в 2500 – 3000 км в зависимости от производителя. До достижения этого значения аварийное колесо соответствует всем требованиям прочности и обеспечивает безопасное движение.
Цена аварийного колеса снижена за счет:
- способа производства диска – штамповка и сварка;
- материала диска – углеродная сталь;
- упрощенной технологии изготовления корда шины;
- отсутствия дополнительных вставок в конструкцию шины.
Стоимость докатки на автомобиль среднего класса варьируется в пределах 600 – 2500 рублей.
Видео:Ремонтный герметик колёс. Видеоинструкция. ПрименениеСкачать
Какое давление должно быть в докатке
Рабочее или максимально допустимое давление в шинах основного комплекта и аварийного колеса указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Кроме того, такая информация может быть нанесена на стойку между дверями со стороны водителя или на боковую поверхность самой шины. Среднее значение составляет 4,0 – 5,5 атм в зависимости от модели автомобиля.
Важно помнить, что максимально возможное давление выше номинального рабочего на 25%.
Видео:СПУСТИ ШИНЫ ЛЕТОМ - ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!Скачать
На какую ось можно ставить докатку
Общие рекомендации производителей аварийного колеса заключаются в том, что ставить докатку необходимо на ось, не являющуюся ведущей. Однако существуют и некоторые нюансы:
- Полноприводный автомобиль. Установка временного колеса только на заднюю ось. При повреждении переднего колеса необходимо заменить его любым колесом с задней оси, а на его место поставить «докатку».
- Автомобиль с передним приводом:
- Установка аварийного колеса на переднюю ось затрудняет начало движения, увеличивает тормозной путь и снижает устойчивость автомобиля на поворотах.
- Колесо на задней оси не влияет на маневренность автомобиля и практически не влияет на торможение.
- Автомобиль с задним приводом:
- Докатка на передней оси не влияет на распределение потоков мощности, но может служить причиной увеличения тормозного пути. Вхождение в поворот рекомендуется со скорость не более 20 км/ч, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
- Запаска, установленная за заднюю ось, мало влияет на процесс торможения, но снижает маневренность автомобиля на поворотах и требует внимания в начале движения – трогаться с места нужно медленно, не допуская рывков.
Таким образом, оптимальным решением является установка докатки на задний мост автомобиля. При отсутствии такой возможности – во время движения необходимо усилить контроль за управлением.
Видео:Любителям разноширокой резины на БМВ посвящается или как убить раздатку за 1,5 тыс. кмСкачать
С какой скоростью можно ехать на докатке
Поскольку докатка по своей сути является аварийным колесом, скорость движения на автомобиле не должна превышать установленных правилами 60 км/ч, несмотря на то, что производители разрешают использовать такое колесо при скорости до 80 км/ч.
Читайте также: Шина полиуретановая для колеса тачки
Важно помнить, что маневренность автомобиля с докаткой значительно снижена, поэтому выбирать скоростной режим следует исходя из опыта водителя и дорожных условий.
Видео:Ремкомплект вместо запасного колеса. комплектация и обзорСкачать
Сколько можно ехать на докатке
Если диаметр докатки совпадает с диаметром основных колес, то расстояние, которое можно на ней проехать, составляет 200 км в сухую и теплую погоду, в зимний период – не более 50 – 100 км.
Если размер докатки больше или меньше остальных колес (например основные колеса 16 диаметра, а докатка либо 15 либо 17), то путь следует сократить в два раза.
Видео:Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !Скачать
Правила езды на докатке
Основные нюансы при движении на автомобиле с докаткой выглядят следующим образом:
- за счет меньшей ширины колеса площадь соприкосновения шины с дорожным полотном уменьшена, что приводит к увеличению тормозного пути;
- коэффициент сцепления шины с дорогой уменьшен за счет небольшой глубины рисунка протектора, что грозит нарушением маневренности автомобиля;
- в потоках мощности, передаваемых от двигателя на колеса одной оси, имеющие разную массу, взаимосвязь между угловыми скоростями нарушается, что приводит к потерям КПД и возможным пробуксовкам на дороге.
Поскольку прокол колеса и установка запаски является аварийной ситуацией, то, учитывая все нюансы, при движении на таком автомобиле необходимо придерживаться следующих правил:
- по возможности не ставить запаску на ведущую ось;
- не использовать колесо с низким давлением в шине;
- ставить аварийное колесо, равное по наружному диаметру;
- отключить электронные системы блокировки колес при установке колеса, имеющего различия по наружному диаметру;
- не допускать превышения скорости;
- трогаться с места плавно, не допускать резкого давления на педаль газа;
- снижать скорость на поворотах до 20 – 40 км/ч;
- вращение рулевого колеса должно быть плавным, не допускать рывков;
- торможение следует начинать заблаговременно, не допуская резкого нажатия на педаль.
Важно помнить, что тормозной путь автомобиля с аварийным колесом всегда увеличен, независимо от погодных условий.
Видео:Как использовать аптечку для ремонта шин?Скачать
Плюсы докатки
Использование докатки в качестве запасного колеса имеет следующие преимущества:
- небольшой размер;
- низкая стоимость;
- простота и удобство монтажа;
- отсутствие необходимости периодической замены запасного колеса с основными колесами с целью обеспечения равномерного износа.
При соблюдении скоростного режима и правил торможения движение на автомобиле с докаткой абсолютно безопасно и достаточно комфортно.
Видео:НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Минусы докатки
Минусы использования докатки заключаются в следующем:
- давление в колесе, состояние резины и высоту протектора необходимо регулярно проверять;
- по причине уменьшенной площади сцепления колеса с дорогой увеличивается тормозной путь и ухудшается маневренность автомобиля на высокой скорости;
- существует риск повреждения запаски при движении по неровной дороге на высокой скорости (более 60 км/ч).
Отказ работы электронных систем ABS, ESP или DSTC случается только при установке колеса меньшего диаметра, поскольку разница размеров воспринимается как проскальзывание или пробуксовка.
Видео:Складная "запаска".Скачать
Как подобрать докатку
Чтобы правильно выбрать докатку для автомобиля, следует ориентироваться на следующие показатели:
- размер – должен полностью совпадать с размером колес основного комплекта;
- качество резины – сухая и потрескавшаяся шина быстро выйдет из строя;
- глубину протектора – чем она меньше, тем хуже сцепление с дорогой.
Лучшая докатка – колесо, изготовленное для каждой конкретной марки автомобиля.
Аварийное колесо – оптимальный выбор в качестве запаски. Обладая низкой стоимостью и хорошими показателями качества, докатка занимает мало места в багажнике и не требует особенного ухода. Важное условие – двигаться к ближайшему пункту СТО необходимо с соблюдением правил безопасного движения.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
📹 Видео
Идем на снижение! Зачем нужна низкопрофильная резинаСкачать
Докатка или полноразмерная запаска ? VAG группа. #VAG GroupСкачать
Что лучше: два комплекта резины на дисках или каждый раз бортировать?Скачать
Шины все что нужно знатьСкачать
Ремонт колеса при помощи насоса и герметика.Скачать
Можно ли ездить на запасной шине, которой уже много летСкачать
Шина с индексом С - стоит ли брать для легкового авто?Скачать
Запасное колесо. Правильная шина!Скачать