Для чего шина eib

EIB — аббревиатура от англ. European Installation Bus , что переводится как Европейская инсталляционная шина (как вариант — магистраль). Данное словосочетание обозначает одну из доминирующих в мире, и особенно в Европе, технологий автоматизации зданий. Часто используют и другое «производное» сокращение для обозначения данной технологии — Instabus.

EIB — открытый промышленный стандарт, поддерживаемый более чем ста фирмами-производителями по всему миру, объединёнными с 1990 г. в соответствующую ассоциацию — EIBA — со штаб-квартирой в г. Брюссель (Бельгия). Заявленные задачи Ассоциации — продвигать на рынке саму технологию, обучать специалистов и следить за качеством и совместимостью оборудования, производимого её членами.

Видео:Блок питания шины EIB/KNX используется для обеспечения и контроля напряжения системы EIB/KNX.Скачать

Блок питания шины EIB/KNX используется для обеспечения и контроля напряжения системы EIB/KNX.

Протокол передачи данных

Система EIB для автоматизации жилых и офисных помещений основана на децентрализованной, прямой (peer-to-peer) модели Сетевая модель ВОС. Система EIB использует стандартный протокол передачи данных и поддерживает следующие передающие среды:

  • витая пара (9600 Байт/с)
  • силовая линия (1200/2400 Бит/с, первоначально только для 230 В,50 Гц)
  • сетьEIB (EIB.net) (например 10МБит/с, Ethernet)
  • радиочастотная связь
  • инфракрасное излучение

Шина instabus EIB представляет собой децентрализованную систему событийного управления с последовательной передачей данных управления, контроля и сигнализации эксплуатационно-технических функций. Подключенные к шине абоненты могут обмениваться информацией через общий канал передачи, шину. При этом подлежащая передаче информация упаковывается в телеграмму и транспортируется по шине от датчика (сенсора — отправителя команд) к одному или нескольким исполнительным механизмам. При успешной передаче каждый приёмник квитирует получение телеграммы. При отсутствии квитирования передача повторяется до трёх раз. Если и после этого квитирование телеграммы отсутствует, процесс передачи прерывается и в запоминающем устройстве отправителя отмечается отказ.

Абоненты шины instabus EIB гальванически не развязаны, поскольку питание (DC 24 В) абонентов шины подается по ней же. Передача производится модулированием напряжения питания, причём логический нуль пересылается в виде импульса. Отсутствие импульса интерпретируется как логическая единица. Отдельные данные телеграммы пересылаются асинхронно. Тем не менее, пересылка синхронизируется старт- и стоп-битами.

В шине instabus EIB для этого применяется протокол CSMA/CA. В CSMA/CA речь идёт о методе, гарантирующем случайный, беспроблемный доступ к шине, при этом без снижения её пропускной способности. Все абоненты слушают шину одновременно, но реагируют только исполнительные механизмы, вызванные своим адресом. Если абонент хочет начать пересылку, он должен прослушать шину и дождаться момента, когда не будет передачи любого другого абонента (Carrier Sense). Если шина свободна, то, в принципе, любой абонент может приступить к передаче (Multiple Access). Если два абонента одновременно начинают передачу, то на шину без задержки выходит абонент, обладающий более высоким приоритетом (Collision Avoidance), при этом другой абонент уступает и процесс передачи повторяется в более позднее время. Если оба абонента имеют одинаковый приоритет, то проходит тот, который обладает меньшим физическим адресом.

Каждый абонент шины при проектировании при помощи ETS получает свой собственный физический адрес, позволяющий однозначно идентифицировать его, так же как почтовый адрес однозначно указывает получателя письма. Физический адрес, однако, должен задаваться на языке шины и ориентироваться на топологическую структуру системы instabus EIB. Физическая адресация используется ETS только для ввода в работу отдельных абонентов или для работ по обслуживанию и диагностике. В этом случае адресация производится аналогично почтовой адресации. В практической работе системы instabus EIB при пересылке телеграмм используются, напротив, логические или так называемые групповые адреса. Они ориентируются не на топологию шины, а на эксплуатационно-технические функции (применения) системы instabus EIB. В отличие от почтовой доставки, когда почта доставляет письмо по адресу получателя, в каждую телеграмму отправителем вносится запроектированный групповой адрес. Каждый абонент прослушивает эту телеграмму на шине, считывает указанный в ней групповой адрес и проверяет, адресована телеграмма ему или нет. Во время проектирования системы instabus EIB при помощи ETS для каждого абонента шины устанавливается групповой адрес, по которому он должен ощущать себя вызванным. Таким образом, в отличие от почтового отправления, одному абоненту шины может быть присвоено несколько групповых адресов. Если теперь абонент шины прослушивает телеграмму, он всегда воспринимает её, если ощущает себя вызванным по внесённому в телеграмму групповому адресу (и пересылка прошла успешно). В противном случае он пренебрегает телеграммой, поскольку она предназначена не ему.

EIB допускает пакеты данных переменной длины. Один пакет (или телеграмма) может достигать 14 байт полезной информации. Новая спецификация позволяет расширить длину пакета до 256 байт.

Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать

Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?

Состав системы

Для чего шина eib

Для чего шина eib

В состав оборудования Instabus входят следующие группы устройств:

  • Сенсоры — кнопочные настенные панели и выключатели; датчики физических величин — температуры, влажности и т. д.; датчики движения, таймеры и другие.;

Сенсоры отвечают за регистрацию тех или иных внешних событий, наступление которых должно вызвать определённую ответную реакцию системы. После наступления такого события (нажатие кнопки, превышение температурой порогового значения и т. п.) сенсор посылает по сети EIB управляющую команду соответствующему исполнительному устройству — актюатору.

  • Активаторы, диммеры — диммерные световые регуляторы и релейные модули; модули управления жалюзи; информационные ЖК дисплеи и другие. Актюаторы, или исполнительные устройства, меняют своё состояние (включено-выключено, открыто-закрыто и т. п.) в соответствии с командами, поступающими от сенсоров, управляя тем самым различным электрооборудованием — включают свет, запускают электромоторы и т. д.
  • Контроллерные модули — функциональные модули, логические контроллеры, термостаты и другие. Контроллерные модули позволяют реализовать особо сложные алгоритмы управления, когда, например, стоит задача управления сразу несколькими видами оборудования по данным, получаемым одновременно от нескольких сенсоров. Традиционные инсталляции использования таких устройств, как правило, не требуют.
  • Системные устройства — блоки питания, интерфейсные модули, шинные соединители, повторители и другие. Системные устройства обеспечивают работоспособность и возможность настройки самой сети EIB.

Читайте также: Little tikes игрушка машина крутая шина

Видео:KNX кабель EIB VOKA JY(St)Y 2х2х0.8 - характеристики, где купитьСкачать

KNX кабель EIB VOKA JY(St)Y 2х2х0.8 - характеристики, где купить

Программирование

Проектирование автоматизированной системы на базе EIB осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения ETS, причём конфигурирование системы может быть произведено в трёх режимах:

  • S-Mode (System mode) — полный доступ к конфигурированию всех параметров устройств, включая проектирование системы, настройку адресации и программирование узлов при помощи ЕТС. Рассчитан на создание крупных систем квалифицированными специалистами.
  • E-mode (Easy mode) — Упрощенный режим конфигурирования при помощи ETS. Большинство настроек выставлено по-умолчанию, некоторые можно изменить при помощи простого конфигуратора.
  • A-mode (Auto mode) — автоматическое конфигурирование элементов системы с возможностью настройки некоторых предопределённых параметров. Применяется, например, для настройки готовых комплектов автоматизации в домашних условиях.

Видео:Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !Скачать

Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !

Ассоциация KONNEX

Популярность и успешность протокола EIB привела к тому, что в мае 1999 года именно на базе ассоциации EIBА произошло объединение трёх систем:

  • European Installation Bus Association (EIBA);
  • BatiBus Club International (BCI);
  • European Home Systems Association (EHSA).

Причём от двух последних в общие спецификации вошли только физические среды для передачи информации. Это объединение — скорее результат общей интеграции в Европе, чем каких-то технических проблем. Главенство EIBА не скрывается всеми участниками. Штаб-квартира ассоциации в Брюсселе просто сменила вывеску на входе. По поводу существующих реализаций BatiBus и EHS скромно оговаривается, что будут разрабатываться адаптеры и шлюзы для совместной работы устройств.

Заявленная цель новой ассоциации KONNEX — продвижение (под именем KNX) «единого стандарта» применения полевой шины управления для инсталляций как домашних, так и административных объектов.

Видео:Вот ЧЕМ надо ЧЕРНИТЬ ШИНЫ (качественно, безопасно, дешево)Скачать

Вот ЧЕМ надо ЧЕРНИТЬ ШИНЫ (качественно, безопасно, дешево)

EIB – стандарт для домашних сетей и управления зданиями

О. Е. Павлов, член комитета НП «АВОК» «Интеллектуальные здания и информационно-управляющие системы»

В концепции и технической реализации интеллектуального здания важное значение имеет вопрос о том, каким образом устройства, управляющие различными инженерными системами здания, передают информацию о состоянии этих систем и получают управляющие команды. Для этих целей используется среда передачи информации – полевая шина (fieldbus). Все полевые шины характеризуются распределенной архитектурой. Топология, протоколы передачи данных, физическая среда передачи информации отличаются в реализациях разных производителей. Как правило, эти технические принципы закладываются на этапе разработки интерфейса в зависимости от задач, для которых создается система. В ходе создания международных стандартов для интеллектуального здания (ISO 16484) в качестве полевой шины были рекомендованы два стандарта – EIB и LON. В рамках этой статьи мы рассмотрим стандарт EIB и его место в общей идеологии построения современного здания.

European Installation Bus (Европейская инсталляционная шина)

Как уже следует из самого названия, EIB была создана усилиями европейских компаний. Произошло это сравнительно недавно – в 1990 году. Тогда ведущие электротехнические фирмы решили объединиться для создания протокола, который должен был обеспечить энергосберегающие, безопасные и надежные алгоритмы управления инженерным оборудованием здания. Сеть EIB отличается простой, наглядной иерархической структурой, созданной специально для схемотехники зданий. Узлы сети объединяются в линии, зоны и области. Линии отделяются друг от друга с помощью коммутационного устройства. Каждая из 15 возможных областей, в свою очередь, разветвляется на выходе на 15 линий. Каждая линия может содержать 256 устройств. То есть максимально возможное количество устройств, подключенных в одном проекте, составляет 57 600. Классическое соединение устройств происходит посредством двухпроводной линии. Скорость обмена информацией – 9 600 бит/с, максимальная длина кабеля (без регенерации сигнала) не должна превышать 1 000 м, причем максимальное расстояние между двумя узлами должно быть не больше 700 м. Основной тип кабеля имеет марку J-Y(ST) 2 x 2 x 0,8 и соответствует DIN VDE 0815. Доступ к среде передачи обеспечивается по протоколу CSMA/CA (множественный доступ с контролем несущей и предотвращением коллизий). Другие физические среды для объединения устройств будут рассмотрены ниже.

Обмен информацией происходит с помощью информационных кадров (телеграмм). Один информационный кадр содержит контрольное поле, поле адреса, 1–16 байтов данных, а также 1 байт защиты информации. В сети EIB адресатами могут быть отдельные устройства, группы устройств или все устройства одновременно. Следует различать физическую и групповую адресацию. Физическая адресация однозначно идентифицирует устройство EIB в системе. Чтобы обеспечить работу устройства EIB в системе, необходимо запрограммировать его физический адрес. Как только адрес прописан (это может делаться предварительно до монтажа на объекте), устройство можно однозначно идентифицировать, обратиться к нему и получить конфигурационные данные (параметры, групповой адрес).

Дальше начинается взаимодействие устройств на шине. Например, считывая положение выключателя, можно управлять освещением или температурой в помещении. Таким образом, например, уходя из дома можно выключить источники света во всех комнатах и перевести отопление в дежурный энергосберегающий режим, т. е. создавать и обеспечивать различные сценарии проживания в доме.

Идея создания EIB исходила от электротехнических компаний. Поэтому в первую очередь новые устройства легко встраивались в электропроекты (управление светом, жалюзи). И хотя сегодня номенклатура выпускаемых изделий покрывает все возможные применения для различных инженерных систем, по-прежнему (по крайней мере на российском рынке) есть заблуждение о том, что EIB не приспособлена для решения задач управления климатом. Это совсем не так. С одной стороны, пионеры EIB (компании ABB, Gira, Siemens) выпускают управляемые термоголовки, комнатные термостаты, погодные станции, датчики протечек, влажности и пр. С другой стороны, производители различного инженерного оборудования включают в номенклатуру своих изделий управляющие модули EIB для подключения в единую интеграционную сеть здания. Например, компания Buderus в составе управляющей системы для котлов Logomatic разработал специальный узел FM446, подключаемый непосредственно на шину EIB. Весной этого года на выставке «ISH – 2003» во Франкфурте-на-Майне практически все ведущие компании демонстрировали подобные решения. Особой популярностью также пользовались системы управления климатом с мобильного телефона (опять же зачастую с использованием EIB).

Читайте также: Что означает размеры шин 195 65 r15

Программное обеспечение ETS

Одна из причин успеха EIB кроется в концепции инструментального программного обеспечения ETS (EIB Tool Software). С самого начала было принято жесткое условие, что разработкой программного обеспечения должна заниматься одна организация. Иначе каждая компания начнет производить свои программы для своих устройств, которые в итоге окажутся несовместимыми, и конечный инсталлятор не сможет объединить в одном проекте устройства разных производителей либо ему потребуется навык работы со всеми этими программами. Некоммерческая штаб-квартира ассоциации EIBА (European Installation Bus Association – Европейской ассоциации по монтажу каналов связи) в Брюсселе занимается разработкой и обслуживанием ETS. Разумеется, что при этом фирмы – ассоциации EIBA могут участвовать в обсуждении спецификации, особенно те, которые занимаются новыми разработками (вносящими изменения в ETS). Официальное приобретение программы ETS – одно из условий получения статуса EIB Partner для фирмы, использующей EIB в своих проектах. Другим условием является сертификат обучения в специализированном центре EIB для одного или нескольких сотрудников фирмы.

Визуализация

Собранный проект EIB не требует внешнего вмешательства и контроля и может работать вообще без средств визуализации (компьютера диспетчера). На самом деле такие программы есть, и некоторые из них даже рекомендованы EIBA (например, программа Win Switch компании Aston GmbH). Но, честно говоря, возможности этих программ весьма ограничены. Это вполне естественно. Ведь EIB – это полевая шина, и она должна интегрироваться в систему более высокого порядка. Именно такая интеграция предусматривается стандартом ISO. На верхнем уровне есть BACnet*, есть общая система SCADA, контролирующая и управляющая всеми устройствами в здании. Система диспетчеризации здания может быть построена только на устройствах EIB. Но все же тенденция такова, что интеграционным протоколом является BACnet. Все примеры проектов, любезно предоставленные нам брюссельскими коллегами, строятся именно таким образом. В небольшом трехуровневом офисном здании в Мюнхене установлено более 2 500 устройств EIB (около 6 000 групповых адресов), а центральная диспетчерская станция построена на BACnet. Кроме всего прочего, это позволяет в дальнейшем гибко развивать и совершенствовать систему управления зданием.

Ассоциация KONNEX

Популярность и успешность протокола EIB привела к тому, что в мае 1999 года именно на базе ассоциации EIBА произошло объединение трех систем:

— BatiBus Club International (BCI);

— European Installation Bus Association (EIBA);

— European Home Systems Association (EHSA).

Причем от двух последних в общие спецификации вошли только физические среды для передачи информации. Это объединение – скорее результат общей интеграции в Европе, чем каких-то технических проблем. Главенство EIBА не скрывается всеми участниками. Штаб-квартира ассоциации в Брюсселе просто сменила вывеску на входе. По поводу существующих реализаций BatiBus и EHS скромно оговаривается, что будут разрабатываться адаптеры и шлюзы для совместной работы устройств.

Заявленная цель новой ассоциации KONNEX – продвижение (под именем KNX) «единого стандарта» применения полевой шины управления для инсталляций как домашних, так и административных объектов.

Спецификации KONNEX более масштабно прописали применение KNX (читай EIB) в различных ситуациях. В этих спецификациях оговаривается 3 различных режима конфигурирования и 4 возможных среды передачи информации.

Режимы конфигурирования KNX

Системный режим – S-mode (system mode)

Этот способ конфигурации предназначен для создания профессионально обученными инсталляторами системы управления любой сложности. Все компоненты системы S-mode соединяются в сеть и адресуются с помощью ETS для планирования (проектирования), конфигурирования и обмена данными внутри системы. С помощью ETS каждый компонент может быть запрограммирован в соответствии с определенными требованиями. Метод S-mode обладает высокой степенью гибкости системы и видов связи.

Простой режим – E-mode (easy mode)

Данный способ конфигурирования предназначен для инсталляторов, прошедших предварительное базовое обучение, для создания решения с ограниченным набором функций по сравнению с S-mode. Компоненты системы Е-mode предварительно запрограммированы, параметры устройств выставлены по умолчанию. С помощью простейшего конфигуратора каждый компонент может быть перепрограммирован. Вышесказанное в большой степени относится к установке параметров устройств и программирования каналов связи. Существует возможность сочетать в сети KNX компоненты систем Е-mode и S-mode. Общее программное средство ETS позволяет соединять эти компоненты в единое целое и даже иногда производить изменение первоначальных настроек.

Автоматический режим – А-mode (automatic mode)

Данный режим разработан специально для бытового применения (для домохозяек). Например, домашняя инсталляция в случае приобретения готового комплекта системы управления.

Читайте также: Расстояние между фазами шины

Компоненты системы А-mode автоматически сконфигурированы таким образом, чтобы адаптировать отдельные устройства (это могут быть любые бытовые приборы и домашняя электроника) для связи друг с другом в единой сети. Каждый компонент состоит из фиксированного набора параметров и библиотеки инструкций по тому, как обмениваться информацией с другими компонентами системы А-mode.

Эти устройства также могут быть интегрированы в единую сеть KNX. Общее программное средство ETS может объединить А-mode с компонентами систем Е-mode и S-mode с целью построения общей системы управления.

Среда передачи информации

Кроме трех методов конфигурации, стандарт KNX описывает несколько видов коммуникационных сред. Каждая информационная среда может использоваться в сочетании с одним или несколькими методами построения конфигураций, что позволяет каждому производителю выбирать оптимальное сочетание в зависимости от сегмента рынка и среды применения.

Витая пара ТР-0 (twisted pair, type 0)

Коммуникационная среда, витая пара, скорость передачи 4 800 бит/с, была взята из технологии BatiBus. Сертифицированная продукция KNX разработана для среды, которая функционирует на той же шине, что и сертифицированные устройства технологии BatiBus, однако эти устройства не могут обмениваться информацией друг с другом.

Витая пара ТР-1 (twisted pair, type 1)

Коммуникационная среда, витая пара, скорость передачи 9 600 бит/с, была взята из технологии ЕIВ. Сертифицированные устройства ЕIВ и продукция, сертифицированная в рамках стандарта KNX, разработанные для этого типа среды, могут обмениваться информацией и функционировать на одной и той же шине.

Шина питания РL-110 (power line, 110 кГц)

Данная коммуникационная среда, силовая линия (шина питания), скорость передачи 1 200 бит/с, была также взята из технологии ЕIВ. Сертифицированные устройства ЕIВ/РL-110 и продукция, сертифицированная в рамках стандарта KNX, разработанные для этого вида среды, могут обмениваться информацией друг с другом, располагаясь в единой электрической распределительной сети.

Шина питания РL-132 (power line, 110 кГц)

Этот тип коммуникационной среды, силовая линия (шина питания), скорость передачи 2 400 бит/с, используется в технологии EHS. Поэтому она была принята для использования в стандарте KNX. Устройства, сертифицированные в KNX для данной среды, и сертифицированные компоненты EHS 1.3а могут работать вместе, но не могут обмениваться информацией без преобразователя протокола, который сейчас находится в стадии разработки и согласования.

Радиочастота RF (Radio frequency – 868 МГц)

Данная коммуникационная среда, радиочастотный канал, скорость передачи 38,4 кбит/с, была разработана в рамках работы над стандартом KNX.

EIB и общая стандартизация

С 1986 года в рамках CENELEC (Европейского комитета по нормам в электротехнике) работает 205-й комитет, в задачу которого входит разработка норм для обеспечения интеграции систем обработки информации, контроля, управления и обмена данными в зданиях. Этот комитет также известен как HBES («Электронные системы жилых и общественных зданий»).

В июне 2000 года было подписано соглашение о сотрудничестве между ассоциацией KONNEX и комитетом CENELEC. Согласно этому соглашению, ассоциация KONNEX получила особые полномочия в подготовке материалов для европейских стандартов в области управления зданиями. Готовящиеся спецификации лягут в основу работы 205-го комитета CENELEC, который, в свою очередь, передаст материалы в общеевропейский документ CEN TC247 («Техническое оснащение зданий»), который занимается подготовкой стандарта ISO 16484. То есть в этом стандарте в качестве протокола нижнего уровня будет прописан протокол EIB (наравне с LON). Трудно переоценить значение этих решений. Практически EIB де-факто становится стандартом для автоматизации зданий.

Рынок EIB в России

В России рынок EIB находится в стадии развития и формирования. Уже многие компании используют шину EIB в своих интеграционных проектах. Но пока еще не так много западных производителей представлено здесь. По существу приходится выбирать между компаниями ABB, Gira, Siemens или Merten. Стоимость устройств остается достаточно высокой, и практически все устройства привозятся «под заказ» со сроком поставки 6–8 недель. Это значительно затрудняет развитие проектов. Надеемся, что в ближайшие год-два ситуация будет меняться в пользу потребителя, когда и в проектах среднего бюджета можно будет применить управление на базе шины EIB. Должна расшириться и сфера применения EIB. Пока еще у многих потребителей существует стойкое убеждение, что EIB – система для частного строительства (квартиры и коттеджи). Хотя опыт ведущих российских компаний свидетельствует об успешном применении EIB в проектах различного масштаба. Популяризация этой информации – одна из важнейших задач настоящего времени.

Хорошей новостью стало юридическое оформление национальной ассоциации производителей EIB в России, которое произошло в конце мая 2003 года. Теперь эта организация будет вести активную работу по продвижению стандарта EIB и пропаганду технических достоинств системы, проводить регулярное обучение по инсталляции. Надеемся, что и в рамках комитета НП «АВОК» «Интеллектуальные здания и информационно-управляющие системы» эта ассоциация примет активное участие в подготовке стандартов по интеллектуальному зданию. В планах ассоциации и открытие учебного центра EIB для подготовки сертифицированных специалистов. Пока же российским инженерам приходится обращаться в польские или немецкие центры обучения.

При подготовке статьи использованы материалы книги «EIB. Система автоматизации зданий» (Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2001).

Также выражаем благодарность г-ну Ван ден Босу (Брюссель, Бельгия) – представителю ассоциации KONNEX – за предоставленные материалы и поддержку работы комитета НП «АВОК» «Интеллектуальные здания и информационно-управляющие системы».

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    📺 Видео

    Шины для внедорожников что выбрать AT и MT General Tire GRABBERСкачать

    Шины для внедорожников что выбрать AT и MT General Tire GRABBER

    ДЛЯ ЧЕГО ПРОФЕССИОНАЛЫ СТАВЯТ ЛЫСЫЕ ШИНЫСкачать

    ДЛЯ ЧЕГО ПРОФЕССИОНАЛЫ СТАВЯТ ЛЫСЫЕ ШИНЫ

    ШИРИНА ШИНЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ПО ШИРИНЕ ДИСКА?Скачать

    ШИРИНА ШИНЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ПО ШИРИНЕ ДИСКА?

    Прокалываю уши. Снаружи спокойствие, внутри истерика 🤣Скачать

    Прокалываю уши. Снаружи спокойствие, внутри  истерика 🤣

    ПЛАВАНИЕ И УШИ. КАК ЗАЩИТИТЬ?!Скачать

    ПЛАВАНИЕ И УШИ. КАК ЗАЩИТИТЬ?!

    Можно ли поставить шину шире диска?! Что будет если поставить шину шире диска?Скачать

    Можно ли поставить шину шире диска?! Что будет если поставить шину шире диска?

    Индекс скорости и Индекс нагрузки - что это такое?Скачать

    Индекс скорости и Индекс нагрузки - что это такое?

    Мы Сами Гробим Свои Уши! 4 Привычки, о Которых Нужно Забыть.Скачать

    Мы Сами Гробим Свои Уши! 4 Привычки, о Которых Нужно Забыть.

    Лекция 281. Шина ISAСкачать

    Лекция 281. Шина ISA

    Вода попадает в нос и уши при плавании. Что делать? Как убрать воду из ухаСкачать

    Вода попадает в нос и уши при плавании. Что делать? Как убрать воду из уха

    Чем бескамерная шина лучше камерной шины, и в чем их отличияСкачать

    Чем бескамерная шина лучше камерной шины, и в чем их отличия

    Как устроены шины для электромобилей? Объясняет эксперт!Скачать

    Как устроены шины для электромобилей? Объясняет эксперт!

    Запаски уже не нужны?Герметик шин Bardahl,тест АнтипроколаСкачать

    Запаски уже не нужны?Герметик шин Bardahl,тест Антипрокола

    Как правильно чистить уши )))Скачать

    Как правильно чистить уши )))
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток