1. Больной транспортируется на носилках вниз по лестничной клетке .
2. Транспортировка больного с переломом костей таза осуществляется .
– на щите строго горизонтально на спине
+ в положении «лягушки» на щите или носилках
3. Транспортная иммобилизация нижней челюсти осуществляется .
4. Пневматические шины нецелесообразно применять при переломе .
5. Для иммобилизации плеча используются шины .
6. Задачи транспортной иммобилизации при переломе костей .
+ предупредить дополнительные повреждения тканей костными отломками
+ предупредить развитие травматического шока
– репозиция (сопоставление) костных отломков
– вытяжение костных отломков
+ профилактика вторичного смещения костных отломков
7. Иммобилизацию верхней конечности можно достичь наложением .
8. Транспортная иммобилизация при переломе лопатки осуществляется .
+ подвешиванием верхней конечности на косынке
9. При транспортной иммобилизации конечность должна находиться .
+ в среднефизиологическом положении
10. Наложение шины Дитерихса показано при .
11. Пневматические шины используются для иммобилизации .
12. Транспортная шина при закрытых переломах накладывается .
13. Последовательность накладывания шины Дитерихса .
– наружная пластина, подстопник, внутренняя пластина
– внутренняя пластина, подстопник, наружная пластина
– внутренняя пластина, наружная пластина, подстопник
+ подстопник, внутренняя пластина, наружная пластина
– наружная пластина, внутренняя пластина, подстопник
14. Последовательность оказания помощи при ‘открытых переломах’, осложненных артериальным кровотечением .
– асептическая повязка, жгут, шина
15. Для транспортной иммобилизации предплечья используются .
16. Для транспортной иммобилизации шейного отдела позвоночника используют .
+ пращевидную повязку, фиксированную к носилкам
17. При переломе бедра иммобилизуют суставы .
18. Задачи иммобилизующей повязки .
– прочно фиксировать перевязочный материал к ране
+ создать неподвижность и покой для органа, части или всего тела
– предупредить вторичное инфицирование раны
19. Транспортную иммобилизацию следует производить .
20. К табельным относятся шины .
21. Шина Дитерихса используется для транспортной иммобилизации при повреждениях .
22. При переломе костей предплечья иммобилизируют суставы .
23. Для иммобилизации грудного отдела позвоночника используются .
+ носилки со щитом на спине
24. Повязка ‘Дезо’ накладывается с целью .
+ транспортной иммобилизации при переломе лопатки
+ транспортной иммобилизации при вывихе в локтевом суставе
+ транспортной иммобилизации при переломе ключицы
– иммобилизации при переломе фаланг пальцев кисти
+ транспортной иммобилизации при переломе костей п/плечья
25. При переломе плеча следует иммобилизировать .
– межфаланговые суставы пальцев кисти
26. Критерием достаточности вытяжения при наложении шины Дитерихса является .
– исчезновение подвижности в области перелома
+ совпадение относительной длины обеих конечностей
27. Для рентгеновских лучей проницаемы шины .
28. Ватно-марлевым воротником Шанца достигается иммобилизация позвоночника в отделе .
29. Показания к транспортной иммобилизации .
+ воспалительные заболеваниия конечностей
+ острый тромбоз артериальных стволов
+ огнестрельные ранения конечностей
30. Помимо иммобилизации, вытяжение отломков бедра достигается наложением шины .
31. Транспортная иммобилизация при переломе ребер достигается .
– круговой повязкой на грудную клетку
– транспортировкой на щите лежа на спине
+ иммобилизации не требуется
32. Больной транспортируется на носилках вверх по лестнице .
33. Транспортная иммобилизация, это создание на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение покоя для .
34. Стандартную шину Еланского применяют при травме .
+ шейного отдела позвоночника
– грудного отдела позвоночника
35. При переломе ключицы для иммобилизации отломков используют .
36. Для иммобилизации плеча моделирование большой лестничной шины Крамера врач производит на .
– пораженной конечности больного
+ здоровой конечности больного
37. С помощью косыночной повязки производят иммобилизацию плеча при переломе его в .
- Виды шин и их характеристики
- Применение шинирования при переломах костей, повреждениях суставов, ранении крупных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах. Использование шин для транспортной иммобилизации конечностей. Виды шин, используемых в стоматологии.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- 💥 Видео
Видео:Самый большой рентгеновский лазер // МеганаукаСкачать
Виды шин и их характеристики
Видео:Haval Jolion. Изменение давления в шинах.Скачать
Применение шинирования при переломах костей, повреждениях суставов, ранении крупных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах. Использование шин для транспортной иммобилизации конечностей. Виды шин, используемых в стоматологии.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Шинирование — обездвижение (иммобилизация) поврежденных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин. Все применяемые в настоящее время шины можно разделить на следующие группы: по назначению — транспортные и лечебные; по принципу действия — фиксационные и дистракционные; по условиям изготовления — стандартные (табельные), нестандартные, импровизированные; по шинированию отдельных сегментов конечностей и туловища — шины для верхней и нижней конечностей, позвоночника и таза, головы и шеи, грудной клетки и ребер. Шины, применяемые для транспортной иммобилизации, называют транспортными, для лечебной лечебными. Фиксационные шины обеспечивают иммобилизацию поврежденных участков только путем внешней фиксации близлежащих суставов. Дистракционные шины обеспечивают иммобилизацию за счет фиксации и вытяжения (дистракции). При этом осуществляется не только иммобилизация, но и репозиция костных фрагментов в растянутом положении. Шины, выпускаемые промышленностью, называются стандартными или табельными. Эти шины поставляются для оснащения медицинских учреждений, машин скорой помощи. К стандартным относятся шины лестничные, пластмассовые, фанерные, шины Дитерихса, шины пневматические и вакуумные. Шины, разработанные и применяемые в отдельных медицинских учреждениях, но не выпускаемые промышленностью и не входящие в набор стандартных шин, называются нестандартными. Шины, изготовляемые из различных подручных средств, называются импровизированными, или примитивными. Материалом для импровизированных шин могут служить деревянные рейки, бруски, палки, толстый или многослойный картон, пучки хвороста и др.
Читайте также: Рейтинг зимних шин маршал
Шинирование показано при переломах костей, повреждении суставов, ранении крупных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах, острых воспалительных процессах на конечностях.
Виды шин и их характеристики
Шины проволочные по Тигерштедту
Шина-протез — протез, замещающий какой-либо дефект и одновременно снабженный шинирующими приспособлениями.
Шины для транспортной иммобилизации конечностей.
Проволочная шина Крамера — представляет собой решётку из проволоки, как правило, покрытую тканью или бинтом, для удобства больного, за счет гибкости проволоки может принимать любую необходимую в текущей ситуации форму.
«Шина Дитерихса — предшественник шины Крамера, состоит из 2 деревянных элементов. Длинная часть шины представляет собой доску с просверленными через равные промежутки отверстиями, короткая часть представляет собой доску с втулкой, которая вставляется в отверстия в первом элементе шины, и позволяет обеспечить иммобилизацию конечности во второй плоскости». Масленникова И.С., Безопасность жизнедеятельности.-М.: НИЦ ИНФРА — М, 2014. — с 200
Пневматическая шина — представляет собой полую герметичную камеру, внутрь которой укладывается поражённая конечность, при этом между стенками подается воздух, создавая избыточное давление, что позволяет мягко и надёжно зафиксировать конечность.
Шимна-воротнимк Шамнца — мягкий фиксатор шейного отдела позвоночного столба, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний шейного отдела позвоночника (остеохондроз, спондиллолистез, смещение и повышенная подвижность позвонков, сколиоз и пр.) у взрослых и детей.
Шина ограничивает сгибание, разгибание и вращение шеи. Тепло и режим покоя способствует уменьшению боли и быстрому выздоровлению.
Шина Вайсенфлю — съемная шина на передние зубы и первые моляры. Состоит из небных накладок со штифтами, которые соединены с гильзами коронок зубов.
Шина Ванкевич — шина, которая применяется для фиксации нижней беззубой челюсти. Она состоит из опорной части, фиксируемой на верхней челюсти, и двух вертикальных отростков, прилегающих к беззубой нижней челюсти с язычной стороны. Эти отростки удерживают отломки нижней челюсти в нужном положении. Опорная часть при наличии зубов на верхней челюсти представляет собой зубо-десенную пластмассовую шину, а при беззубой челюсти — обычный съемный протез.
Шина Васильева — ленточная шина из нержавеющей стали толщиной 0,25-0,28 мм с зацепными петлями. Применяется для межчелюстного вытяжения и фиксации челюстей при их переломах. Входит в состав различных наборов для оказания первой помощи. Выгибается по зубному ряду вручную и укрепляется на зубах бронзо-алюминиевой проволокой. Межчелюстная фиксация осуществляется с помощью резиновой тяги.
Шина Вебера — зубо-десневая пластмассовая шина для фиксации челюстей. Применяется для лечения переломов без смещения или на заключительном этапе, когда подвижность фрагментов уменьшается, а межчелюстная фиксация опасна возникновением мышечной или суставной контрактуры. Эта шина может также применяться при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда в области угла челюсти со смещением отломков в язычную сторону. В этом случае шина снабжается дополнительной наклонной плоскостью на стороне, противоположной смещению. Но при смещении более 10-15° применение этой шины противопоказано.
Шина несъёмная из полукоронок — система полукоронок, покрывающих передние зубы, спаянная в единый блок. Применяют при шинировании передних зубов. Обладает хорошими фиксирующими свойствами. Но её установка требует дополнительной подготовки зубов. Пазы всех зубов, включённых в шину, должны быть параллельными.
Шины проволочные по Тигерштедту — различные виды шин из алюминиевой проволоки диаметром 1.8-2 мм. Предложены С. С. Тигерштедтом в 1916 г. для фиксации челюстей при переломах. Наибольшее распространение получила одночелюстная гладкая шина-скоба и шина с зацепными петлями для вытяжения и межчелюстной фиксации. Шины укрепляют на зубах бронзово-алюминиевой лигатурой толщиной 0,2 мм.
Шина съёмная по Порту — применяется при иммобилизации беззубых челюстей при их переломах. Представляет собой два пластмассовых базиса (верхней и нижней челюсти) с пластмассовыми окклюзионными валиками, соединёнными монолитно по их окклюзионной поверхности. Для питания пациента в передней части валиков вырезают отверстие. Шину применяют вместе с головной повязкой.
«Шина съёмная по Гуннингу — применяется для фиксации беззубых челюстей при их переломах. Она состоит из двух пластмассовых базисов. На верхнем базисе шина имеет три вертикальных стержня, которые входят в глухие отверстия на нижнем базисе. Шину применяют вместе с головной повязкой». Свиридова Н.В., Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций в терминах и определениях.[Электронный ресурс]. Сиб.федер.ун-т.-2011.- с 123.
Шина Мамлока — система корневых штифтов с накладками на язычную или нёбную поверхность зубов и спаянных вместе или отлитых одним блоком. Применяют для шинирования передних зубов. Применение шины требует депульпации.
Читайте также: Шины в волжском лента
Шина Шпренга — съёмная шина из спаянных вместе накладок на язычную (небную) поверхность и режущий край передних зубов. Применяют для фиксации передних зубов при заболеваниях парадонта.
Шина Эльбрехта — съёмная шина, представляющая собой замкнутую систему непрерывных кламмеров, охватывающих зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны. Применялась в конце 20-го века, позднее вместо шин Эльбрехта стали применять комбинированные шины с опорно-удерживающими кламмерами системы Нея.
Временное шинирование моляров) — шинирование моляров отличается от шинирования других зубов. Оставляется вертикальная микроподвижность. Клеится медиодистально щечно и язычно. Делается временно для стабилизации, по окончанию лечения (хирургического кюретажа) снимается. шинирование шина перелом стоматология
Для проведения транспортной иммобилизации применяют стандартные шины Крамера, Дитерихса, пневматические шины, носилки иммобилизационные вакуумные, пластмассовые шины.
1. Универсальной является лестничная шина Крамера. Этим шинам может быть придана любая форма, а соединяя их между собой, можно создать различные конструкции. Их применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей, головы.
2. Шина Дитерихса состоит из раздвижной наружной и внутренней пластин, фанерной подошвы с металлическими скобами и закрутки. Шина применяется при переломах бедра, костей, образующих тазобедренный и коленный суставы. Преимуществом шины является возможность создать с ее помощью вытяжение.
3. Пневматически шины представляют собой двухслойный герметичный чехол с застежкой?молнией. Чехол надевают на конечность, застегивают молнию, через трубку нагнетают воздух для придания шине жесткости. Для снятия шины из нее выпускают воздух и расстегивают застежку?молнию. Шина проста и удобна в обращении, проницаема для рентгеновских лучей. Применяют шины для иммобилизации кисти, предплечья, локтевого сустава, стопы, голени, коленного сустава.
При отсутствии стандартных шин используют подручные средства (импровизированные шины): дощечки, лыжи, палки, двери (для транспортировки пострадавшего с переломом позвоночника).
4. Стандартную фанерную шину Еланского применяют при травме головы и шейного отдела позвоночника. Створки шины развертывают, накладывают слой ваты со стороны, где имеются полукружные валики из клеенки для упора головы, подкладывают шину под голову и верхнюю часть грудной клетки и фиксируют ремнями к верхней части туловища. Голову укладывают в специальное углубление для затылочной части и прибинтовывают к шине.
Для иммобилизации головы можно использовать ватно?марлевый круг. Пострадавшего укладывают на носилки, голову помещают на ватно?марлевый круг так, чтобы затылок находился в углублении, после чего привязывают пострадавшего к носилкам, чтобы избежать смещения во время транспортировки.
Иммобилизацию при повреждении шеи можно осуществить с помощью ватно?марлевого воротника типа Шанца, если у больного нет рвоты и затрудненного дыхания. Вокруг шеи прибинтовывают 3-4 слоя ваты, чтобы образовавшийся воротник верхним концом упирался в затылок и сосцевидные отростки, а нижним — в грудную клетку.
Иммобилизацию головы и шеи можно обеспечить наложением шин Крамера, предварительно изогнутых по контуру головы. Одну шину подкладывают под затылок и шею, а другую изгибают в виде полуовала, концы которого упираются в плечи. Шину фиксируют бинтами.
При переломе ключицы для иммобилизации отломков пользуются повязкой Дезо или косыночной повязкой с валиком, уложенным в подмышечную впадину, или восьмиобразной повязкой.
При переломе плечевой кости и повреждении плечевого или локтевого сустава иммобилизацию проводят большой лестничной шиной Крамера, которую предварительно моделирует на себе врач. Шина фиксирует все 3 сустава верхней конечности. Верхний и нижний концы шины скрепляют тесьмой из бинта, один конец которой проведен спереди, а другой — через подмышечную впадину со здоровой стороны. Нижний конец шины подвешивают на шею с помощью косынки или ремня.
При отсутствии стандартных средств транспортную иммобилизацию при переломе плеча в верхней трети производят с помощью косыночной повязки. В подмышечную ямку помещают небольшой ватно?марлевый валик и прибинтовывают его к грудной клетке через здоровое плечо. Руку, согнутую в локтевом суставе под углом 60°, подвешивают на косынке, плечо прибинтовывают к туловищу.
«Для иммобилизации предплечья и кисти применяют малую лестничную шину, к которой прибинтовывают кисть и предплечье с фиксацией лучезапястного и локтевого суставов. Рука согнута в локтевом суставе, кисть после наложения шины подвешивают на косынке. При отсутствии специальных шин предплечье подвешивают на косынке или иммобилизуют с помощью доски, картона, фанеры с обязательной фиксацией двух суставов». Халилов Ш.А., Безопасность жизнедеятельности. — М.: МД ФОРУМ — М, 2012.- с 450
При переломе бедра, повреждении тазобедренного и коленного суставов применяют шины Дитерихса. Подошвенную пластину шины прибинтовывают восьмиобразной повязкой к подошве обуви пострадавшего. Наружную и внутреннюю пластины шины подгоняют под рост больного путем перемещения в скобках и фиксируют штифтом. Наружная планка должна упираться в подмышечную ямку, внутренняя — в паховую область, нижние концы их должны выступать за подошву на 10-12 см. Пластины пропускают через скобы подошвенной пластины и скрепляют хомутом. Через отверстие в подошве проводят шнур и завязывают его на палочке?закрутке. В области лодыжек и на пластинки костылей накладывают ватно?марлевые прокладки. Шину фиксируют ремнями к туловищу, а планки между собой. Ногу вытягивают за скобы на подошвенной пластине и закручивают палочку?закрутку. Шину прибинтовывают к ноге и туловищу. Под заднюю поверхность ноги подкладывают и прибинтовывают шину Крамера, чтобы предупредить смещение ноги в шине кзади.
Читайте также: Обзор зимних шин для кроссоверов авторевю
Для иммобилизации бедра можно использовать шины Крамера, соединенные между собой. Накладывают их с наружной, внутренней и задней стороны. Иммобилизация трех суставов является обязательной.
При переломе голени применяют шины Крамера. Фиксируют конечности тремя шинами, создавая неподвижность в коленном и голеностопном суставах. Для иммобилизации голени и коленного сустава используют пневматические шины.
При переломе костей таза пострадавшего транспортируют на носилках, лучше с подложенным фанерным или дощатым щитом. Ноги полусогнуты в тазобедренных суставах, под колени подкладывают валик из одежды, одеяла, вещевого мешка. Пострадавшего привязывают к носилкам.
При переломе позвоночника в грудном и поясничном отделах транспортировку осуществляют на носилках со щитом, в положении пострадавшего на спине с небольшим валиком под коленями Пострадавшего привязывают к носилкам. При необходимости транспортировать пострадавшего на мягких носилках его укладывают на живот с валиком под грудью. При переломе шейного и верхнегрудного отделов позвоночника транспортировку осуществляют на носилках в положении пострадавшего на спине, под шею подкладывают валик.
При переломах позвоночника, таза, тяжелых множественных травмах применяют транспортную иммобилизацию с помощью носилок иммобилизационных вакуумных (НИВ).
Они представляют собой герметичный двойной чехол, на который укладывают пострадавшего. Матрац зашнуровывают. Из чехла отсасывают воздух вакуумным отсосом с разрежением 500 мм рт. ст., выдерживают 8 мин, чтобы носилками была приобретена жесткость за счет сближения и сцепления гранул пенополистеарола, которым заполнен матрац. Чтобы пострадавший занимал при транспортировке определенное положение (например, полусидя), ему придают такое положение в период удаления воздуха.
Самый важный момент, который влияет на дальнейший процесс лечения — это оказание первой помощи. В зависимости от степени травмы и вида перелома первая помощь может включать в себя различные методы и способы, но самый неизменный и обязательный — это накладывание шины. Шину накладывают в профилактических целях, то есть для избегания возникновения дополнительных проблем. Под словом «Шина» подразумевается специальная конструкция, которая может быть изготовлена из любого материала и иметь разное предназначение. Все виды шин при переломах играют основную роль — иммобилизация (фиксация) поврежденного участка тела в нужно положении. Обездвиживание проводят для предупреждения осложнений и благоприятной транспортировки в стационар.
Шину следует накладывать на месте происшествия, так как без создания неподвижности конечности (фиксации) транспортировка пострадавшего даже на короткое расстояние может ему повредить!
Иммобилизация составляет основу первой медицинской помощи и может проводиться с использованием табельных и подручных средств. Иммобилизация выполняется по конкретным правилам в зависимости от локализации перелома. Соблюдение этих правил позволяет, как правило, сохранить жизнь и здоровье пострадавшего, предотвратить развитие осложнений, облегчить тяжесть течения травмы.
Список использованной литературы
1. Наумович С.А., Ортопедическая стоматология. Минск. 2014. 319 с.
2. Масленникова И.С., Безопасность жизнедеятельности. М.: НИЦ ИНФРА — М, 2014. 304 с.
3. Свиридова Н.В., Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций в терминах и определениях.[Электронный ресурс]. Сиб.федер.ун-т. 2011. 180 с.
4. Халилов Ш.А., Безопасность жизнедеятельности. М.: МД ФОРУМ — М, 2012. 576 с.
5. Цепунов Б.В., Хирургия с сестринским уходом. М.: ФОРУМ : НИЦ ИНФРА — М, 2013. 576 с.
6. Яромич И.В., Скорая неотложная медицинская помощь. [Электронный ресурс ]. Минск. 2014. 319 с.
Подобные документы
Физическая реабилитация при повреждениях связок голеностопного сустава, повреждениях голеностопного сустава, переломах таранной, пяточной и плюсневых костей, костей фаланг пальцев, повреждениях Ахиллового сухожилия. Реабилитация больных плоскостопием.
реферат [17,2 K], добавлен 16.11.2009
Методика и тактика проведения занятий лечебной физкультуры. Физическая реабилитация при переломах мыщелков бедра и костей голени; при повреждениях связок коленного сустава; при повреждениях менисков, переломах голени. Воостановление нарушеных функций.
реферат [15,7 K], добавлен 16.11.2009
Виды обследования мягких тканей, костно-суставной системы, сосудов конечностей. Осмотр кожи. Пальпация — ощупывание тела пациента. Метод поперечного переката. Аускультация суставов и сосудов. «Шумные» сигналы. Подагра. Болезнь Бехтерева. Остеохондроз.
презентация [217,4 K], добавлен 28.12.2016
Огнестрельные повреждения суставов как тяжелые травмы конечностей, критерии и показатели оценки их тяжести, патологоанатомические изменения. Хирургическое лечение инфекционных осложнений. Повреждения кровеносных сосудов и нервов, классификация ранений.
контрольная работа [43,4 K], добавлен 26.10.2014
Причины травматизма в результате несчастных случаев, способы оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых повреждениях, повреждениях туловища и конечностей, обморожениях и термических ожогах, при поражении электрическим током и молнией.
контрольная работа [36,3 K], добавлен 29.09.2011
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
Открытие Рентгеновских лучейСкачать
Галилео. История изобретений. РентгенСкачать
Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Как устанавливать асимметричные шины?Скачать
Коротко о рентгеновском излучении || История открытия рентгеновских лучей || Мини-лекция о рентгенеСкачать
РЕНТГЕНОВСКАЯ ТРУБКА. Как получают рентгеновское излучение? Понятное объяснение!Скачать
Самый ВЫГОДНЫЙ ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ НАСОС! | Тестирование Wilo, Grundfos, Shinhoo, Pumpman, Джилекс, DAB.Скачать
Асимметричные и направленные шиныСкачать
ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Что лучше диагональные или радиальные шины? ▶️ преимущества и недостаткиСкачать
✅ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА? НАПРАВЛЕННЫЙ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЧНЫЙСкачать
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Мегаустановка. Синхротрон // МеганаукаСкачать
Рентгеновы лучи, 1966Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Полный гид по ротации колёс: схемы для разных приводов и рисунков протектораСкачать
Направленные летние шины – вымирающий вид: что случилось и кто виноватСкачать