Расходомер воздуха в автомобиле, как и все компоненты в нем, подвержены дефектам. Этот электронный компонент в машине также называют ДМРВ — датчик массового расхода воздуха.
Этот важный датчик устанавливается, как правило, в систему впуска двигателя и располагается между корпусом воздушного фильтра и дроссельной заслонкой. Причем этим датчиком оснащаются как бензиновые, так и дизельные автомобили.
С помощью расходомера воздуха электронный блок управления двигателем определяет массу всасываемого двигателем воздуха. На основе данных с датчика электроника регулирует впрыск топлива, которое в необходимом количестве, должно быть смешано с поступающим кислородом. Это позволяет создавать в камере сгорания двигателя оптимальную топливную смесь для идеального сгорания.
Датчик массового расхода воздуха часто становится причиной появления ошибок в электронике автомобиля, что в итоге отражается на работе двигателя. Например, если расходомер воздуха в машине неисправен, то двигатель машины перестает работать в оптимальном режиме. В результате в большинстве случаев мотор начинает работать в аварийном режиме, а на приборной панели появляется предупреждающий значок «Чек двигателя».
Расходомер воздуха является чрезвычайно чувствительным компонентом, то он часто может быстро выходить из строя при неправильной установке. Именно поэтому мы не рекомендуем самостоятельную замену датчика.
Признаки неисправности расходомера воздуха (ДМРВ)
Датчик массового расхода воздуха не только важен для мощности вашего автомобиля, но и необходим для регулирования минимального уровня загрязняющих веществ в выхлопной системе машины. Если расходомер воздуха неисправен или загрязнен, он не будет давать правильные показания блоку управления двигателем. Итог: оптимальное количество топлива не будет подаваться в камеру сгорания.
В результате может получиться так, что система впрыска топлива будет подавать в камеру сгорания или впускной канал двигателя либо слишком мало, либо слишком много топлива.
Обычно при неисправности ДМРВ симптомы варьируются от потери мощности, потери плавности хода и нестабильности оборотов двигателя на холостом ходу, до осечек в системе зажигания и неправильного выхлопа. Иногда из-за поломки датчика массового расхода воздуха из выхлопной трубы может идти черный дым.
Однако обращаем ваше внимание, что подобные признаки могут появиться и при других неисправностях автомобиля. Например, похожие симптомы поломки могут быть при неисправности турбокомпрессора или из-за неисправности системы зажигания. Поэтому эти признаки неисправности не могут являться 100% индикаторами выхода из строя датчика расхода воздуха.
При определенных обстоятельствах, если датчик массового расхода воздуха начинает работать неправильно, двигатель автомобиля обычно переходит в аварийный режим (аварийную программу). При этом, как правило, на приборной панели автомобиля появляется значок «Чек двигателя».
Эта программа необходима, чтобы защитить мотор от повреждений и сохранить более-менее чистый выхлоп насколько это возможно. Естественно, при этом происходит уменьшение мощности двигателя. Чтобы владелец машины знал, что мотор перешел в аварийную программу и придуман значок на приборке «Чек двигателя».
Также с появлением «Чек двигателя» в электронной системе автомобиля в памяти записывается код ошибки, с помощью которой при диагностике можно узнать причину включения аварийной программы работы силового агрегата.
Проверка расходомера воздуха
Так как неисправность датчика массового расхода воздуха приводит к аварийному режиму работы мотора, а также к появлению в памяти компьютера автомобиля ошибки неисправности, самым надежным способом выяснить причину появления значка на приборной панели «Чек двигателя» является электронная диагностика автомобиля. Во время этой диагностики через специальный разъем специалист подключает оборудование для считывания из системы машины возникших ошибок.
Бывает так, что в памяти компьютера автомобиля нет активных ошибок. В этом случае необходим визуальный осмотр расходомера воздуха. Правда в большинстве случаев, визуальный осмотр не сможет точно установить неисправность датчика. В этом случае обычно автомастера предлагают владельцам установить для теста рабочий ДМРВ и проверить как поведет себя машина с новым датчиком. Естественно, если после тестирования выяснится, что признаки неисправности ушли, то старый датчик однозначно работал неправильно.
Правда этот способ подходит только, если мастер на 99% уверен, что причина плохой работы двигателя является неисправность ДМРВ. Дело в том, что не всегда у автослесаря найдется в запасах рабочий ДМРВ для вашей модели автомобиля.
В этом случае вам придется купить новый датчик.
Самым же простым тестом для проверки работоспособности датчика массового расхода воздуха является простое испытание, которое может сделать любой.
Для этого вам необходимо обесточить датчик.
Если двигатель после отключения расходомера воздуха стал работать лучше, то, скорее всего, ДМРВ неисправен. Однако этот тест, к сожалению, подходит не для всех автомобилей.
Причины дефектов в расходомере воздуха
Расходомер воздуха является износостойким компонентом в машине. Но ничто не вечно в нашем мире. Естественно, чем больше пробег машины, тем больше изнашивается запчастей. Это касается и датчика массового расхода воздуха. Например, по мере увеличения пробега автомобиля с каждым разом ДМРВ посылает блоку управления двигателем все больше неверных значений.
И рано или поздно ДМРВ выйдет из строя. К сожалению, на первых порах вы можете не заметить неправильную работу мотора. Но по мере увеличения износа датчика вы начнете замечать, что автомобиль ведет себя неправильно. Во-первых, первым признаком неисправности ДМРВ является заметное увеличение расхода топлива.
Но не всегда выход из строя датчика расхода воздуха связан с большим пробегом машины. Иногда расходомер воздуха может выйти из строя очень рано.
Например, если вы часто ездите быстро в сильный дождь, то вода может проходить через воздушный фильтр попадая на датчик массового расхода воздуха.
В итоге, вода может в короткий срок привести к дефекту датчика. Кроме того, датчик может быстро выйти из строя из-за негерметичности системы впуска или из-за несвоевременной замены воздушного фильтра. Дело в том, что если на датчик будет попадать песок и другая грязь из фильтра или с улицы, то он не сможет долго работать исправно.
- Датчики Лада Ларгус
- Вступление
- Блок управления двигателем
- Датчик абсолютного давления
- Признаки неисправности:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Признаки неисправности:
- Датчик положения коленчатого вала
- Признаки неисправности:
- Датчик детонации
- Признаки неисправности:
- Датчик фаз
- Снятие датчика абсолютного давления воздуха Lada Largus
- 70-2 Largus
- Описание конструкции
- Работа системы управления
- 💡 Видео
Видео:Лада Ларгус, к4м, работа двигателя с неисправным ДАД( датчиком абсолютного давления)Скачать
Датчики Лада Ларгус
Видео:Как найти подсос воздуха Лада Ларгус 1.6 с двигателем 21129Скачать
Вступление
В настоящее время отечественных автомобилей становиться все больше и больше, так как Россия стала уделять своим автомобилям больше внимания и они стали заметно симпатичнее и надежнее. Лада Ларгус является одним из популярных автомобилей отечественного автопрома, а подкупает данный авто своими габаритами, 7-ю местами и конечно же экономичным инжекторным двигателем.
Инжектор на Ларгусе оснащен множеством датчиков, которые должны быть всегда исправны и четко выполнять свои функции. Поломка хотя бы одного из датчиков приводит к серьезным проблемам в работе двигателя или даже невозможности его запустить.
В данной статье речь пойдет о датчиках инжектора на автомобилях Лада Ларгус, а именно об их назначении, расположении и признаках неисправности.
Видео:Замена датчика температуры воздуха на LADA LargusСкачать
Блок управления двигателем
Для проработки показаний со всех датчиков и управления двигателем применяется специальный «мозг» электронный блок управления двигателем. Данная деталь служит для принятия показаний с датчиков и на основе этих показаний корректирует топливную смесь и т.п. Деталь крайне редко выходит из строя, но главный ее враг это влага при попадании в ЭБУ воды в нем образуются окисления способные вызвать короткое замыкания и поломку блока.
Видео:Ларгус. К4М. Почти всё проверили, а всё равно троит.Скачать
Датчик абсолютного давления
ДАД необходим для определения разрежения возникающего во впускном тракте двигателя. Датчик передает показания на ЭБУ, а тот основываясь на полученных данных корректирует топливную смесь и подает сигналы на форсунки. Устанавливается на впускном ресивере.
Читайте также: Atiker клапан для гбо
Признаки неисправности:
Видео:Renault Duster,датчик абсолютного давленияСкачать
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Для корректировки топливной смеси в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и для автоматического включения вентилятора охлаждения в автомобиле Лада Ларгус используется датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Датчик находится вблизи термостата и имеется внутри себя термоэлемент, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры ОЖ.
Признаки неисправности:
- Автомобиль плохо запускается на холодную или горячую;
- Повышенный расход топлива;
- Черный дым из трубы;
Видео:Замена датчика холостого хода на LADA LargusСкачать
Датчик положения коленчатого вала
Для определения верхней мертвой точки поршня в определенном цилиндре необходимо знать положение коленвала, а определить его помогает специальный датчик ДПКВ. Устанавливается датчик вблизи шкива привода коленчатого вала и считывает с него показания вращения. Датчик работает на эффекте Холла.
Признаки неисправности:
Видео:Как проверить частотный ДМРВ на исправность, какие параметры нам нужны,и как по ним ориентироваться.Скачать
Датчик детонации
Во всех двигателях из-за разности качества топлива могут возникать детонации способные вывести двигатель из строя, если их вовремя не устранить. Для улавливания и устранения детонаций в двигателе Ларгуса применяется датчик детонации, который улавливает их и подает сигналы на ЭБУ, а тот меняет угол опережения зажигания для снижения вибраций в двигателе. Устанавливается датчик на блоке цилиндров посередине, возле масляного щупа.
Признаки неисправности:
Видео:Лада Ларгус. Большой расход топлива.Скачать
Датчик фаз
Многие современные автомобили оснащены фазированным впрыском топлива, который позволяет снизить расход топлива и увеличить КПД двигателя. Фазированный впрыск позволяет осуществить датчик фаз (датчик распредвала). ДФ считывает показания с вращения шкива распределительного вала, и передает показания на ЭБУ. Работа датчика основана на эффекте Холла. Устанавливается вблизи шкива впускного распределительного вала.
Видео:проверка ДАД РЕНО 1,4 и 1,6 8VСкачать
Снятие датчика абсолютного давления воздуха Lada Largus
Датчик снимаем для замены его уплотнительных резиновых колец или самого датчика.
Операции показываем на двигателе 1,6 (16V), на двигателе 1,6 (8V) датчик снимаем аналогично.
Снятие датчика абсолютного давления воздуха
1. При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем.
2. Отсоединяем колодку жгута проводов от разъема датчика.
3. Преодолевая сопротивление резиновых уплотнительных колец датчика, вынимаем датчик из отверстия в ресивере.
4. Снимаем датчик на двигателе 1,6 (8V) (для наглядности показано на снятом впускном трубопроводе).
Если на кольцах имеются повреждения в виде трещин и разрывов, а также при потере эластичности резины, – заменяем кольца новыми.
5. Устанавливаем датчик абсолютного давления воздуха в обратной последовательности.
В статье не хватает:
- Качественных фото ремонта
Видео:Расположение датчиков двигателей Рено 1,4 1,6 2,0 (K4J, K4M, F4R)Скачать
70-2 Largus
Видео:Дмрв признаки неисправностиСкачать
Описание конструкции
Двигатель оснащен системой распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр отдельная форсунка) с электронным управлением. Принципы работы систем управления двигателями 1,6 (16V) и 1,6 (8V) практически одинаковые. Основные отличия заключаются в применении различных катушек зажигания и разном расположении отдельных элементов систем.
Элементы электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):
1* – колодка диагностики;
2 – датчик абсолютного давления воздуха;
3 – регулятор холостого хода;
4 – датчик положения дроссельной заслонки;
5* – управляющий датчик концентрации кислорода;
6* – диагностический датчик концентрации кислорода;
7* – сигнализатор неисправности системы управления;
8 – электронный блок управления двигателем;
9 – блок предохранителей и реле в моторном отсеке;
10* – датчик температуры охлаждающей жидкости;
11* – датчик положения коленчатого вала;
12* – форсунки;
13 – катушки зажигания;
14* – датчик детонации;
15 – датчик температуры воздуха на впуске
* Элемент на фото не виден.
Система управления двигателем состоит из электронного блока управления (ЭБУ) двигателем, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.
Электронный блок управления двигателя (ЭБУ)
ЭБУ является центральным устройством системы управления двигателем. Блок закреплен на задней стенке площадки аккумуляторной батареи. ЭБУ представляет собой мини-компьютер специального назначения, в его состав входят оперативное запоминающее устройство – ОЗУ и программируемое постоянное запоминающее устройство – ППЗУ.
ОЗУ служит для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных. В ОЗУ записываются также коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т.е. при прекращении электрического питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от ЭБУ жгута проводов) ее содержимое стирается.
ППЗУ хранит программу управления двигателем, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритмов) и калибровочных данных (настроек). ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива, угол опережения зажигания, состав отработавших газов и т.п. ППЗУ – энергонезависимо, т. е. его содержимое не изменяется при отключении питания.
Схема электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):
1 – аккумуляторная батарея;
2 – выключатель зажигания;
3 – главное реле;
4 – диагностический датчик концентрации кислорода;
5 – коммутационный блок;
6 – регулятор холостого хода;
7 – комбинация приборов;
8 – реле включения кондиционера;
9 – блок управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием;
10 – датчик давления хладагента;
11 – датчик давления усилителя рулевого управления;
12 – датчик абсолютного давления воздуха;
13 – катушки зажигания;
14 – датчик температуры воздуха на впуске;
15 – форсунки;
16 – компрессор кондиционера;
17 – датчик детонации;
18 – управляющий датчик концентрации кислорода;
19 – датчик положения дроссельной заслонки;
20 – датчик положения коленчатого вала;
21 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
22 – датчик скорости автомобиля (на автомобиле без ABS);
23 – реле большой скорости вентилятора системы охлаждения;
24 – вентилятор;
25 – реле малой скорости вентилятора системы охлаждения;
26 – диагностический разъем;
27 – электронный блок управления двигателем;
28 – реле питания топливного насоса и катушек зажигания;
29 – топливный модуль;
30 – электромагнитный клапан продувки адсорбера
Элементы электронной системы управления двигателем 1,6 (8V) (воздушный фильтр для наглядности снят):
1 – катушка зажигания;
2* – диагностический разъем;
3 – форсунки;
4* – датчик детонации;
5 – регулятор холостого хода;
6* – диагностический датчик концентрации кислорода;
7 – датчик положения дроссельной заслонки;
8 – датчик температуры воздуха на впуске;
9 – датчик абсолютного давления воздуха;
10* – датчик скорости автомобиля (на автомобиле без ABS);
11 – электронный блок управления двигателем;
12* – сигнализатор неисправности системы управления;
13 – блок предохранителей и реле в моторном отсеке;
14 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
15* – датчик положения коленчатого вала;
16* – управляющий датчик концентрации кислорода;
17* – свечи зажигания
*Элемент на фото не виден.
Схема электронной системы управления двигателем 1,6 (8V):
1 – аккумуляторная батарея;
2 – выключатель зажигания;
3 – главное реле;
4 – коммутационный блок;
5 – реле малой скорости вентилятора системы охлаждения;
6 – реле включения кондиционера;
7 – вентилятор;
8 – реле большой скорости вентилятора системы охлаждения;
9 – блок управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием;
10 – комбинация приборов;
11 – датчик давления хладагента;
12 – датчик давления жидкости гидроусилителя рулевого управления;
13 – управляющий датчик концентрации кислорода;
14 – диагностический датчик концентрации кислорода 15 – диагностический разъем (колодка диагностики);
16 – электронный блок управления двигателем;
17 – реле питания топливного насоса и катушки зажигания;
18 – топливный модуль;
19 – адсорбер системы улавливания паров бензина;
20 – датчик скорости автомобиля (на автомобиле без ABS);
21 – датчик детонации;
22 – датчик абсолютного давления воздуха;
23 – регулятор холостого хода;
24 – датчик температуры воздуха на впуске;
25 – датчик положения дроссельной заслонки;
26 – форсунка;
27 – датчик положения коленчатого вала;
28 – катушка зажигания;
29 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
30 – свеча зажигания;
31 – компрессор кондиционера
Читайте также: Промывка для клапана холостого хода
ЭБУ получает информацию от датчиков системы управления, выключателя и датчика давления хладагента кондиционера, датчика давления гидроусилителя руля, а также управляет исполнительными устройствами, такими как топливный насос, форсунки, катушки (катушка–двигатель 1,6 (8V)) зажигания, регулятор холостого хода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, электровентилятор системы охлаждения, сигнализатор перегрева двигателя, электромагнитная муфта компрессора кондиционера, и различными реле системы. При включении зажигания ЭБУ выдает управляющий сигнал на главное реле, а при выключении зажигания – задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентилятором системы охлаждения).
ЭБУ также выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики). ЭБУ определяет наличие мы управления и сохраняет в своей памяти коды неисправностей. При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), ЭБУ включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и переводит систему на аварийные режимы работы. Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи ЭБУ для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в ППЗУ.
Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов
Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов. Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор загорается и затем гаснет – таким образом, ЭБУ проверяет исправность бортовой системы диагностики. Включение сигнализатора при работе двигателя информирует о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность, и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме. Запрещается эксплуатация автомобиля с постоянно горящим или мигающим сигнализатором в комбинации приборов. Допускается самостоятельное движение автомобиля (при этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя – мощность, приемистость, экономичность) до СТО для устранения неисправности. Если неисправность носит временный характер, ЭБУ выключит сигнализатор через 10 с, при условии, что в памяти блока отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включение сигнализатора.
Коды неисправностей остаются в памяти ЭБУ и могут быть считаны с помощью диагностического прибора, подключаемого к диагностическому разъему (колодке диагностики), расположенному в вещевом ящике.
Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) установлен на картере сцепления, над маховиком двигателя.
Датчик выдает ЭБУ информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик – индуктивного типа, реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев венца маховика. Зубья расположены на диске с интервалом 6°. Для синхронизации с ВМТ поршней 1–4 цилиндров один зуб из 60 срезан, образуя впадину, и один зуб двойной. При прохождении двойного зуба и впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. При вращении маховика изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика – в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока. По количеству и частоте этих импульсов ЭБУ рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания. При выходе из строя ДПКВ или его цепей двигатель не работает.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) двигателя 1,6 (16V) ввернут в резьбовое отверстие корпуса термостата, расположенного на левом торце головки блока цилиндров. На двигателе 1,6 (8V) датчик ввернут в резьбовое отверстие левого торца головки блока цилиндров.
Датчик выдает информацию ЭБУ, указателю температуры охлаждающей жидкости и сигнализатору перегрева двигателя в комбинации приборов.
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т.е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры. ЭБУ подает на датчик стабилизированное напряжение +5 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используются в большинстве функций управления двигателем. При возникновении неисправности датчика или его цепей ЭБУ включает вентилятор системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен на оси заслонки дроссельного узла и представляет собой датчик потенциометрического типа.
На один конец его обмотки подается от ЭБУ стабилизированное напряжение +5 В, а другой соединен с «массой» ЭБУ. С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для ЭБУ. Измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, ЭБУ определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода.
При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и расходу воздуха.
Датчик детонации (ДД) двигателя 1,6 (16V) ввернут в резьбовое отверстие на передней стенке блока цилиндров, расположенное в зоне между 2-м и 3-м цилиндрами. На двигателе 1,6 (8V) датчик ввернут в резьбовое отверстие задней стенки блока цилиндров, в зоне 3-го цилиндра.
Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций двигателя. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. При этом для гашения детонации ЭБУ корректирует угол опережения зажигания.
Управляющий датчик концентрации кислорода
В системе управления применяются два датчика концентрации кислорода.
Управляющий датчик концентрации кислорода (УДКК) установлен в резьбовом отверстии выпускного коллектора.
Датчик представляет собой гальванический источник тока, выходное напряжение которого зависит от концентрации кислорода в окружающей датчик среде. ЭБУ рассчитывает длительность импульса впрыска топлива по таким параметрам, как расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки. По сигналу от УДКК о наличии кислорода в отработавших газах ЭБУ корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора. Кислород, содержащийся в отработавших газах, после вступления в химическую реакцию с электродами датчика создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 100±100 мВ до 800±100 мВ. Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень – богатой (кислород отсутствует). Когда УДКК находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т. к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое – несколько МОм (система управления двигателем работает по разомкнутому контуру). Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 300 °C, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент, которым управляет ЭБУ. По мере прогрева сопротивление датчика падает, и он начинает генерировать выходной сигнал. ЭБУ постоянно выдает в цепь датчика стабилизированное опорное напряжение. Пока датчик не прогреется, ЭБУ управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. Как только датчик прогреется, ЭБУ отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура. Датчик концентрации кислорода может быть «отравлен» в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру сгорания. Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может привести к выходу датчика из строя. В случае выхода из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память соответствующий код неисправности и управляет топливоподачей по разомкнутому контуру.
Диагностический датчик концентрации кислорода
Диагностический датчик концентрации кислорода (ДДКК) установлен в трубе системы выпуска отработавших газов после каталитического нейтрализатора.
В функции этого датчика входит диагностика (оценка эффективности работы) каталитического нейтрализатора и осуществление второго, более точного контроля обогащения топливовоздушной смеси (система медленного регулирования). Сигнал, генерируемый датчиком, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после каталитического нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут отличаться от показаний управляющего датчика (при постоянной скорости движения автомобиля напряжение на выводах датчика должно меняться в диапазоне 600±100 мВ, а при замедлении движения – ниже 200 мВ). Принцип работы диагностического датчика такой же, как и управляющего датчика концентрации кислорода, но датчики не взаимозаменяемы.
Читайте также: Ошибка реле клапана абс приора
Датчик абсолютного давления воздуха
Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД) двигателя 1,6 (16V) установлен в ресивере справа. На двигателе 1,6 (8V) датчик установлен во впускном трубопроводе слева.
Датчик содержит чувствительный пьезоэлемент и нагрузочный переменный резистор. На резистор датчика ЭБУ подает стабилизированное напряжение +5 В. Пьезоэлемент датчика реагирует на изменение давления (разряжения) во впускном трубопроводе и изменяет эталонное напряжение, подаваемое на нагрузочный резистор. Это изменение напряжения ЭБУ учитывает при расчете количества воздуха, поступившего в двигатель. При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память код неисправности.
Датчик температуры воздуха на впуске
Датчик температуры воздуха (ДТВ) на впуске двигателя 1,6 (16V) установлен в ресивере спереди. На двигателе 1,6 (8V) датчик установлен во впускном трубопроводе слева.
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры. Датчик изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры воздуха во впускном трубопроводе. Информацию, поступающую от датчика, ЭБУ учитывает при расчете расхода воздуха двигателем и для регулировки угла опережения зажигания. При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память код неисправности.
Датчик скорости автомобиля
Датчик скорости автомобиля (ДСА) применяется в системе управления двигателем на автомобиле без ABS. Датчик установлен сверху на картере коробки передач.
Датчик приводится от шестерни, установленной на коробке дифференциала. Принцип действия датчика скорости основан на эффекте Холла. Датчик выдает на ЭБУ прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. Количество импульсов датчика пропорционально пути, пройденному автомобилем. ЭБУ определяет скорость автомобиля по частоте импульсов. При выходе из строя датчика или его цепей ЭБУ заносит в свою память код неисправности.
На автомобиле с ABS датчик скорости отсутствует, а на его месте в коробке передач установлена заглушка. В этом случае ЭБУ получает сигналы от датчиков скорости вращения колес.
Катушка зажигания двигателя 1,6 (16V)
Система зажигания входит в состав системы управления двигателем.
Система зажигания двигателя 1,6 (16V) состоит из индивидуальных для каждого цилиндра катушек зажигания и свечей зажигания. Высоковольтные провода в системе зажигания отсутствуют – наконечник катушки надевается непосредственно на свечу.
Катушка зажигания двигателя 1,6 (8V)
Система зажигания двигателя 1,6 (8V) состоит из катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Четырехвыводная катушка зажигания представляет собой блок из двух катушек. К выводам вторичных обмоток катушек подсоединены наконечники высоковольтных проводов.
Управление током в первичных обмотках катушек зажигания осуществляется ЭБУ в зависимости от режима работы двигателя. Катушки запитываются последовательно попарно. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1–4 или 2–3) – в одном в конце такта сжатия (рабочая искра), в другом – в конце такта выпуска (холостая).
В эксплуатации система зажигания не требует обслуживания и регулирования, за исключением замены свечей. При выходе из строя катушки зажигания или высоковольтного провода двигателя 1,6 (8V), их необходимо заменить.
Свечи зажигания с помехоподавительным резистором сопротивлением 6 кОм±1,5. Зазор между электродами свечи – 0,9–1,0 мм, размер шестигранника под ключ – 16 мм. Реле и предохранители системы впрыска топлива расположены в монтажном блоке, установленном в моторном отсеке (см. «Электрооборудование»).
Видео:ЗАМЕНА ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА НА ЛАДА ЛАРГУС!!!(надоело это терпеть!)Скачать
Работа системы управления
При включении зажигания ЭБУ активирует систему управления: включает топливный насос для создания необходимого давления в топливной рампе и обрабатывает сигналы датчиков температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки для расчета состава топливовоздушной смеси при пуске двигателя. Если в течение этого времени проворачивание коленчатого вала стартером не началось, ЭБУ через 2 с выключает топливный насос и вновь включает его после начала проворачивания.
При работе двигателя ЭБУ обрабатывает информацию датчиков: положения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, абсолютного давления воздуха, температуры воздуха на впуске, скорости автомобиля (на автомобиле без ABS), скорости вращения колес (на автомобиле с ABS), концентрации кислорода. ЭБУ в зависимости от режима работы двигателя управляет работой форсунок, катушек зажигания, регулятора холостого хода, клапана продувки адсорбера, вентилятора системы охлаждения двигателя.
При включении кондиционера ЭБУ увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и подает сигнал на включение муфты компрессора кондиционера.
Угол опережения зажигания ЭБУ рассчитывает в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, нагрузки на двигатель и температуры охлаждающей жидкости.
Состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки, – чем длиннее импульс, тем больше подача топлива, и наоборот.
В нормальных условиях работы двигателя впрыск топлива производится поочередно, в каждый цилиндр в момент начала такта впуска. Для этого ЭБУ использует информацию от датчика положения коленчатого вала, который определяет ВМТ поршней 1-го и 4-го, а также 2-го и 3-го цилиндров. В системе отсутствует датчик положения распределительного вала (датчик фаз). Поэтому, чтобы определить, в какой из двух цилиндров нужно произвести впрыск топлива, ЭБУ использует следующий алгоритм. При каждой остановке двигателя в памяти ЭБУ фиксируется последняя задействованная форсунка, и при повторном пуске двигателя команда сначала подается на эту форсунку. Если топливо впрыскивается в цилиндр не в момент начала такта впуска, ЭБУ включает проверочную программу и определяет нужный порядок впрыска топлива в цилиндры.
При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала (вал не вращается или неисправен датчик и его цепи) ЭБУ отключает подачу топлива в цилиндры. Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя.
Во время торможения двигателем (при включенной передаче и сцеплении), когда дроссельная заслонка полностью закрыта, а частота вращения коленчатого вала двигателя велика, впрыск топлива не производится для снижения токсичности отработавших газов. При падении напряжения в бортовой сети автомобиля ЭБУ увеличивает время накопления энергии в катушках зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки). При возрастании напряжения в бортовой сети время накопления энергии в катушках зажигания и длительность подаваемого на форсунки импульса уменьшаются.
ЭБУ управляет включением электровентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя, частоты вращения коленчатого вала и работы кондиционера (если он установлен).
Электровентилятор системы охлаждения включается, если температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение.
При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание (в некоторых случаях необходимо отсоединить клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи). При проведении сварочных работ на автомобиле отсоединяйте жгуты проводов системы управления двигателем от ЭБУ. Перед сушкой автомобиля в сушильной камере (после окраски) снимите ЭБУ. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте колодки жгута проводов системы управления двигателем, а также клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи. Не пускайте двигатель, если клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи и наконечники «массовых» проводов на двигателе не закреплены или загрязнены. ЭБУ содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам.
💡 Видео
ДМРВ диагностика и неисправности за 5 минутСкачать
ЛАДА ЛАРГУС ПЛАВАЮТ ОБОРОТЫ.ТРЯСЕТСЯ ..ПЕРИОДИЧЕСКИ ГЛОХНЕТ ПРИ ЗАПУСКЕ.К4М ДИАГНОСТИКАСкачать
Снять и оживить регулятор холостого хода на ЛаргусеСкачать
НЕ ВЗДУМАЙ ЭТО ДЕЛАТЬ!!! Чистка ДМРВСкачать
Замена датчика кислорода Ларгус к4мСкачать
ПОСЛЕ ЭТОГО авто тупить и жрать топливо больше не будетСкачать
LADA Largus НЕ ЕДЕТ , НЕ ТЯНЕТ, ТРЯСЁТСЯ, ТУПИТ. К4М.Скачать
ДМРВ. Признаки неисправности датчикаСкачать