Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Авто помощник

Содержание
  1. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
  2. Назначение ДМРВ
  3. Устройство датчика массового расхода воздуха
  4. Расположение на автомобиле ВАЗ 21083, 21093, 21099
  5. Принцип действия датчика массового расхода воздуха
  6. Неисправности ДМРВ
  7. Применяемость ДМРВ на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099
  8. Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов
  9. Варианты доставки товара
  10. Посылка Почтой России
  11. Посылка Почтой России 1 класс
  12. Экспресс-посылка EMS
  13. Транспортные компании
  14. Самовывоз с нашего склада
  15. 2 Схемы
  16. Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ
  17. ДМРВ 20.3855 проверка и распиновка
  18. Распиновка ДМРВ на авто ВАЗ 2107
  19. Цоколевка датчика расхода воздуха ВАЗ 2109
  20. Схема распиновки датчика воздуха ВАЗ 2110
  21. Подключение воздушного датчика ДМРВ ВАЗ 2112
  22. Схема подключений датчика расхода воздуха 2114
  23. Проверка датчика воздуха своими руками
  24. Замена датчика — инструкция
  25. 💡 Видео

Видео:Как проверить ДМРВ на ВАЗ 2109,2110,2112,2114 , Калина, Приора, ГрантаСкачать

Как проверить ДМРВ на ВАЗ 2109,2110,2112,2114 , Калина, Приора, Гранта

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, расходомер воздуха) является элементом электронной системы управления двигателем автомобиля (ЭСУД). Вот основные сведения об этом датчике.

Назначение ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха предназначен для определения количества воздуха поступающего в цилиндры двигателя автомобиля за определенный промежуток времени (кг/ч).

Устройство датчика массового расхода воздуха

ДМРВ устанавливаемый на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 имеет чувствительный элемент (разной конструкции у датчиков производства GM и BOSСH). У ДМРВ GM это три чувствительных элемента установленных в потоке всасываемого воздуха: один определяет температуру воздуха, два других нагреваются до температуры несколько выше температуры окружающего воздуха. У ДМРВ BOSСH чувствительный элемент – тонкая сетка (мембрана). На сетке располагается нагревательный резистор и два температурных датчика.

Расположение на автомобиле ВАЗ 21083, 21093, 21099

ДМРВ на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 устанавливается между воздушным фильтром и дроссельным патрубком.

Принцип действия датчика массового расхода воздуха

При работе двигателя воздух, проходящий через ДМРВ, охлаждает нагретый до определенного значения чувствительный элемент. Системе требуется некоторое увеличение мощности для поддержания чувствительного элемента в заданных температурных рамках. Контроллер (блок управления, ЭБУ) измеряет эту электрическую мощность и по величине ее изменения рассчитывает количество воздуха поступающего в цилиндры двигателя (масса воздуха в определенный период времени). Далее, в соответствии с этим показателем, а также показаниями с датчика положения коленчатого вала (обороты двигателя в настоящий момент), он рассчитывает количество впрыскиваемого топлива необходимое для создания оптимальной топливно-воздушной смеси на разных режимах работы двигателя (изменяет длительность открытия форсунок) и выставляет необходимый угол опережения зажигания.

Сигнал датчика массового расхода воздуха это напряжение постоянного тока меняющееся в диапазоне от 4 до 6 В у ДМРВ GM, 1 – 5 В у ДМРВ BOSСH. На ДМРВ BOSСH имеется датчик температуры, показания которого контроллер также учитывает при определении величины впрыска.

Неисправности ДМРВ

Признаками неисправного датчика расхода воздуха являются проблемы с запуском прогретого двигателя (двигатель запускается и глохнет), «провалы» и «рывки» при нажатии на педаль «газа», потеря мощности и приемистости двигателя, повышение расхода топлива, неустойчивый ХХ. Выйти из строя может сам датчик (возможно из-за загрязнения и замасливания чувствительных элементов) или провода, ведущие к нему, что необходимо учитывать при выявлении неисправности. Помимо этого «подсос» не учитываемого воздуха во впускной тракт после датчика может привести к возникновению аналогичных проблем в работе двигателя (так как топливная смесь при этом обедняется).

При отказе ДМРВ контроллер переводит систему управления двигателя на резервный режим. В этом случае на щитке приборов загорается лампочка «Проверь двигатель», в ОЗУ записывается код неисправности. Регулятор холостого хода устанавливается в 120 шагов (повышенные обороты холостого хода). При расчете топливоподачи в такой ситуации контроллер пользуется показаниями с датчика положения дроссельной заслонки и рассчитанных оборотов двигателя. Расход топлива на резервном режиме возрастает.

В ряде случаев, восстановить работоспособность ДМРВ, можно проведя его прочистку жидкостью для очистки карбюраторов (актуально, на двигателях с большим пробегом, изношенной ЦПГ, забитой системой вентиляции картера) с сопутствующей заменой воздушного фильтра двигателя.

Применяемость ДМРВ на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099

На инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются два вида датчиков массового расхода воздуха: GM и BOSСH. Они не взаимозаменяемы.

Читайте также: Может ли из за гидрокомпенсаторов погнуть клапана

ДМРВ GM: 2112-1130010, 2112-1130010-01 (контроллеры Январь 4.1, GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)).

21083-1130010-01 (контроллер BOSСH M1.5.4);

21083-1130010-10 (контроллеры BOSСH M1.5.4, MP7.0H, M1.5.4N, M7.0H, VS5.1, Январь 5.1, 5.1.1, 5.1.2).

Примечания и дополнения

— В ряде случаев, при отказе ДМРВ и нежелании двигателя запускаться, можно снять с датчика фишку с проводами и запустить двигатель с отключенным ДМРВ. ЭСУД перейдет на резервный режим работы и двигатель станет работать. Обороты холостого хода на резервном режиме будут держаться в пределах 2000 об/мин.

Видео:ДМРВ ВАЗ 2107, 2108, 2112, 2170, 2190 BOSCH ПЕКАР ИТЕЛМА 037, 116, 225Скачать

ДМРВ ВАЗ 2107, 2108, 2112, 2170, 2190 BOSCH ПЕКАР ИТЕЛМА 037, 116, 225

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Этот товар выбрали 43 покупателя

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 037 — это устройство, предназначенное для оценки количества воздуха, поступающего в двигатель автомобиля. Является одним из датчиков электронных систем управления двигателем автомобиля с впрыском топлива. ДМРВ может применяться совместно с датчиками температуры воздуха и атмосферного давления, которые корректируют его показания.

Устанавливается на автомобили ВАЗ 2110-2112 до 2006 года выпуска.

Комплект: 1 датчик

Видео:ДМРВ 116 или 037 ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬСкачать

ДМРВ 116 или 037 ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ

Варианты доставки товара

Обратите внимание!
Ниже указаны способы доставки, доступные именно для этого товара. В зависимости от способа доставки возможные варианты оплаты могут различаться.
С подробной информацией можно ознакомиться на странице «Доставка и оплата».

Посылка Почтой России

Доступные способы оплаты:

  • Наложенный платеж (оплата при получении)
  • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
  • Яндекс.Деньги
  • QIWI
  • ROBOKASSA

Отправка по всей России. Срок доставки — от 5 до 12 дней.

Посылка Почтой России 1 класс

Доступные способы оплаты:

  • Наложенный платеж (оплата при получении)
  • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
  • Яндекс.Деньги
  • QIWI
  • ROBOKASSA

Отправка по всей России. Срок доставки — от 2 до 5 дней. Дороже чем обычная доставка Почтой России, примерно, на 50%. Вес посылки до 2,5 кг

Экспресс-посылка EMS

Доступные способы оплаты:

  • Наложенный платеж (оплата при получении)
  • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
  • Яндекс.Деньги
  • QIWI
  • ROBOKASSA

Отправка по всей России. Срок доставки — от 3 до 7 дней. Дороже чем обычная доставка Почтой России, примерно, на 100%.

Транспортные компании

Доступные способы оплаты:

  • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
  • Яндекс.Деньги
  • QIWI
  • ROBOKASSA

Доставка возможна в любой населенный пункт, где есть представительство транспортной компании. Срок доставки — от 2 до 10 дней. Отправка габаритных посылок выгоднее, примерно, на 50% чем Почтой России.

Самовывоз с нашего склада

Доступные способы оплаты:

  • Наличными при получении
  • Кредит, рассрочка
  • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
  • Яндекс.Деньги
  • QIWI
  • ROBOKASSA

Время забора должно совпадать с режимом работы магазина.

Видео:Проверка дмрв за 5 секунд, без приборовСкачать

Проверка дмрв за 5 секунд, без приборов

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Видео:Как быстро почистить ДМРВ на Ваз. Ремонт ДМРВ на ВАЗ простой способ.Скачать

Как быстро почистить ДМРВ на Ваз. Ремонт ДМРВ на ВАЗ простой способ.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

На основе сигнала с датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) производится расчет циклового наполнение цилиндра, пересчитываемого в конечном итоге в длительность импульса открытия форсунок. Если он работает не корректно, машина кушает бензин больше чем нужно. Устанавливается такой датчик на втором тракте, сразу за воздушным фильтром и подсоединяется к системе электричества, которая управляется шестиконтактной колодкой проводов.

Существует довольно много различных типов ДМРВ: механические, ультразвуковые, термоанемометрические и некоторые другие.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

В данном случае рассмотрим устройство термоанемометрического датчика HFM-5 от Bosch, наиболее часто устанавливаемого на автомобили ВАЗ. Чувствительный элемент датчика представляет собой тонкую пленку, на которой расположено несколько температурных датчиков и нагревательный резистор. В середине пленки находится область подогрева, степень нагрева которой контролируется с помощью температурного датчика.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

На поверхности пленки со стороны потока воздуха и с противоположной стороны симметрично расположены еще два термодатчика, которые при отсутствии потока воздуха регистрируют одинаковую температуру. При наличии потока воздуха первый датчик охлаждается, а температура второго остается неизменной, вследствие подогрева потока воздуха в зоне нагревателя. Дифференциальный сигнал обоих датчиков пропорционален массе проходящего воздуха.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

  • 1 — диэлектрическая диафрагма
  • Н — нагревательный резистор
  • SH — Датчик температуры наг. резистора
  • SL — Датчик температуры воздуха
  • S1 и S2 — темп датчики до и после нагревателя.
  • QLM — масса воздушного потока
  • t — температура

Электронная схема датчика преобразует этот сигнал в постоянное напряжение, пропорциональное массе воздуха. Такая конструкция получила название Hot Film (HFM), к ее достоинствам можно отнести высокую точность измерения и способность регистрировать обратный поток воздуха, к недостаткам – низкую надежность в условиях загрязнения и попадания влаги.

Измерить то количество воздуха, которое поступает в двигатель, значит определить нагрузку двигателя. При нажатии на педаль газа водителем, открывается дроссельная заслонка, увеличивается количество всасываемого воздуха. При этом мы говорим, что увеличилась нагрузка. Когда же вы отпускаем педаль – нагрузка падает. Все довольно просто. Однако это только на первый взгляд. Если учесть то, что в условиях реального движения двигатель часто сменяет режимы работы, поступающий воздух во впускной системе участвует в нескольких газодинамических процессах, то проблема измерения воздуха в системе не такая и простая.

В старых системах (ЭБУ Январь-4 и GM-ISFI-2S) применялись другие термоанемометрические ДМРВ, чувствительные элементы которых были выполнены в виде нитей. Такие датчики получили название Hot Wire MAF Sensor. Выходной сигнал этих датчиков был частотный, то есть в зависимости от расхода воздуха менялось не напряжение, а частота выходных импульсов. Датчики были менее точны, не позволяли регистрировать обратный поток, но эти недостатки перекрывала очень высокая надежность.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

На автомобили ВАЗ устанавливались несколько типов датчиков массового расхода воздуха: GM, BOSCH, SIEMENS и российского производства. В 1999-2004 гг. на авто ВАЗа устанавливались два типа датчиков 0 280 218-037 и 0 280 218-004. Эти датчики выдают разные параметры выходного напряжения (тарировки) на одинаковом расходе воздуха и взаимозаменяемость (вернее, замена 004 на 037) возможна только с заменой тарировочных таблиц в прошивке. То же касается и нового датчика 116, устанавливаемого серийно с начала 2005 г.

Датчик поставляется только в сборе, с кодом и маркируется зеленым кругом.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

На часть автомобилей классической компоновки совместно с ЭБУ Январь 7.2 применялись датчики Siemens-VDO (5WK97014. AVTEL):

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Они отличаются тарировкой (от нуля вольт) и схемой подключения.

Видео:Особенности замены ДМРВ на ВАЗ 2110, 2114, Калине, Гранте и ПриореСкачать

Особенности замены ДМРВ на ВАЗ 2110, 2114, Калине, Гранте и Приоре

ДМРВ 20.3855 проверка и распиновка

Схема принципиальная подключения датчика расхода воздуха Siemens 20.3855-10 (HFM62C/19) для проверки:

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Скачать подробную инструкцию и описание этой модели можно по ссылке.

Видео:ДАД+ДТВ на ВАЗ-2114. Датчик абсолютного давления вместо ДМРВ. Лаунч-контроль на ВАЗСкачать

ДАД+ДТВ на ВАЗ-2114. Датчик абсолютного давления вместо ДМРВ. Лаунч-контроль на ВАЗ

Распиновка ДМРВ на авто ВАЗ 2107

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Видео:Как проверить и почистить ДМРВ ВАЗ своими рукамиСкачать

Как проверить и почистить ДМРВ ВАЗ своими руками

Цоколевка датчика расхода воздуха ВАЗ 2109

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Видео:Расположение датчиков на Ваз 8 клапанов .За что отвечают.Скачать

Расположение датчиков на Ваз 8 клапанов .За что отвечают.

Схема распиновки датчика воздуха ВАЗ 2110

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

  1. Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ;
  2. Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
  3. Зеленый — выход заземление датчиков;
  4. Розово-черный — к главному реле.

Цвета проводов могут меняться, но расположение выводов остается неизменным.

Ещё добавим, что ДМРВ с окончаниями на 004, 037, 116 (для Bosch) и 00, 10, 20 (для Пекарь) разные по калибровке. Менять можно только перепрошивкой.

Видео:Не работает ДМРВ ВАЗ причина найдена.Скачать

Не работает ДМРВ ВАЗ причина найдена.

Подключение воздушного датчика ДМРВ ВАЗ 2112

Если датчик массового расхода воздуха является работоспособным, то при работе мотора на 900 об/мин объем используемого воздуха составит не менее 10 кг в час. При повышении оборотов до 2 тысяч, этот показатель увеличится примерно до 20 кг. Если объем воздуха на таких оборотах будет падать, то снизится и динамика транспортного средства, соответственно, это приведет и к понижению расхода бензина.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Если же данные показатели увеличатся, то это будет способствовать и увеличению объема топлива. Отклонения параметра на 2-3 кг допускать не стоит, поскольку в данном случае работа силового агрегата может быть некорректной.

Видео:Дмрв признаки неисправностиСкачать

Дмрв признаки неисправности

Схема подключений датчика расхода воздуха 2114

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Частой причиной некорректной работы ДМРВ является выход из строя электронных компонентов, из-за чего увеличивается время реакции датчика на изменение потока воздуха. Исправный сенсор отслеживает изменения со скоростью 0,5 мс, а при поломке время реакции возрастает в 20-30 раз. Дефект обнаруживается только путем снятия графика работы осциллографом. Ремонт подобного сенсора не производится, он подлежит замене на новый.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Видео:Как проверить Дмрв без прибора.100 результат.Скачать

Как проверить Дмрв без прибора.100 результат.

Проверка датчика воздуха своими руками

При появлении неисправности ДМРВ происходит переобогащение или обеднение топливовоздушной смеси, что сразу отражается на работе двигателя и в итоге может закончится его поломкой.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха:

  • Появление ошибки Check Engine;
  • Повышенный расход топлива;
  • Плохо заводится на горячую;
  • Машина стало медленно разгоняться;
  • Пропала мощность двигателя.

Простейший способ проверить ДМРВ на ВАЗ 2114 — отключить штекер. При отсутствии сигнала блок управления мотором переходит в режим аварийной работы, определяя примерный объем воздуха по положению дроссельной заслонки. При этом несколько увеличивается расход топлива — для ВАЗ 2114 он достигает 10-12 л на 100 км пробега. Характерной особенностью является увеличение числа оборотов холостого хода до 1500 об/мин. Но при использовании контроллера Январь 7.2 или Бош М7.9.7 рост холостых оборотов не выполняется в силу особенностей программного обеспечения.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Нормальное напряжение на выходе нового датчика 0.996 — 1.01 Вольта. В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Вот эталонное напряжение в вольтах:

  • 1.01 — 1.02 — хорошее состояние датчика.
  • 1.02 — 1.03 — не плохое состояние.
  • 1.03 — 1.04 — ресурс ДМРВ подходит к концу.
  • 1.04 — 1.05 — аварийное состояние.
  • 1.05 и выше — пора заменить ДМРВ.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Измерение производится между проводами желтого и зеленого цвета. Значения напряжения можно вывести на экран некоторых бортовых компьютеров (меню напряжение от датчиков, U ДМРВ).

Важно: пределы и колебания напряжения на выходе минимум в 30% случаев у неисправного датчика будут в НОРМЕ и не вызывать на панели значок «Check». То есть замеры напряжения малоинформативны, а вот норма, которую он будет выдавать в килограммах воздуха, будет соответствовать движению не там где на самом деле и ЭБУ будет мешать смесь, исходя из нее — потому и лишний расход!

Проверить датчик нужно в сервисе, желательно с фирменным сканером который сам указывает миганием, если идет перекос по какому-то параметру (в данном случае расходу воздуха в килограммах), сравнивая с заложенными в его память референсными значениями.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Видео:Проверка дмрв мультиметром, как не ошибиться, возможно дело не в дмрвСкачать

Проверка дмрв мультиметром, как не ошибиться, возможно дело не в дмрв

Замена датчика — инструкция

Отвёрткой откручиваем хомут гофра воздухозаборника на выходе датчика, стаскиваем его и внимательно осматриваем внутренние поверхности самого датчика и гофра. Эти поверхности должны быть сухими и чистыми, следы конденсата и масла недопустимы. Если воздушный фильтр меняется редко, то попадание грязи на чувствительный элемент датчика является наиболее частой причиной его поломки в автомобилях ВАЗ.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Масло в ДМРВ может быть в результате повышенного уровня масла в картере двигателя, либо маслоотбойник системы вентиляции картера забит.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Далее откручиваем 2 винта датчика ключом на 10 и извлекаем его из корпуса воздушного фильтра. На передней его части (на входном крае) должно быть резиновое кольцо-уплотнитель. Оно предотвращает подсос нефильтрованного воздуха во впускной тракт через датчик.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Если кольцо не на месте и застряло где-то в корпусе воздушного фильтра, тогда на входной сеточке самого датчика будет тонкий слой пыли. Эта вторая причина, которая губит ДМРВ раньше времени.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

Правильная сборка должна проходить в такой последовательности: одеваем на датчик уплотнительную резинку, проверяем уплотнительную юбку, затем всё вместе вставляем в корпус фильтра.

Дмрв ваз 2108 инжектор 8 клапанов

На этом визуальная проверка датчика массового расхода воздуха в домашних условиях заканчивается. Проверить его работу на 100% можно только с помощью специального оборудования в автосервисе. Например, с помощью методики оценки осциллограммы при резком открытии дросселя до режима отсечки (нужен мотортестер), либо оценка осциллограммы при включении зажигания.

Реанимация испорченного ДМРВ успешна не более чем в 5% случаев. В крайнем случае можете промыть эфирной жидкостью для очистки матриц и оптики. Она испарается без следа. Убедившись, что в устройстве более нет пыли и мусора, можно, тщательно просушив его, установить на место. Иногда после такой нехитрой процедуры устройство заработает.

На большинстве зарубежных автомобилей ДМРВ устанавливался до 2000 года, следующие поколения моделей стали комплектоваться контроллером давления. Замена нерабочего датчика проста и без проблем выполняется самостоятельно, только покупать нужно именно такой ДМРВ, который соответствует версии прошивки ЭБУ. Цена его в пределах 3000 рублей в зависимости от производителя.

💡 Видео

проблема массы на ВАЗСкачать

проблема массы на ВАЗ

№2 дмрв 116 и 037 ваз 2109 2199 2110 2111 2112 2113 2114 2115Скачать

№2 дмрв 116 и 037 ваз 2109 2199 2110 2111 2112 2113 2114 2115

Большой расход топлива из-за плохой МАССЫ эбу вазСкачать

Большой расход топлива из-за плохой МАССЫ эбу ваз

Чистка ДМРВ. Как правильно снять и почистить ДМРВ. Всё подробноСкачать

Чистка ДМРВ. Как правильно снять и почистить ДМРВ. Всё подробно

ДМРВ ВАЗ инжектор. Продлеваем жизнь датчику.Скачать

ДМРВ ВАЗ инжектор. Продлеваем жизнь датчику.

Какие параметры должны быть на инжекторном двигателе?Скачать

Какие параметры должны быть на инжекторном двигателе?

Как проверить дмрв признаки неисправности датчика и как проверить ДМРВ простым способомСкачать

Как проверить дмрв признаки неисправности датчика и как проверить ДМРВ простым способом
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток